Суперпроцессор: 64 ядра
На рынке появился по-настоящему уникальный процессор — Tile64, основанный на технологии RISC. В его основе — сразу 64 программируемых ядра. По заверению создателей — компании Tilera из "Силиконовой долины", — новинка в 10 раз производительнее, чем двухъядерные процессоры Intel Xeon, и в 30 раз превосходит их по энергоэффективности. Tile64 имеет частоту между 600 МГц и 1 ГГц. Его стоимость — $455, что выглядит дешево по сравнению с 10 двухъядерниками Xeon.
Но цену можно сопоставить и с четырехъядерным Xeon 5345 (2,33 ГГц, 8 Мб кэша L2), который также доступен по цене $455. Tile64 ориентирован на использование в различных устройствах — таких, как мощное сетевое оборудование, системы видеоконференц-связи и т.п. Его применение в ПК пока не планируется. Создать процессор с таким беспрецедентным количеством ядер удалось после решения проблемы многоядерного масштабирования.
Благодаря уникальной архитектуре становится возможным использование сотен и даже тысяч ядер. Суть в том, что новая архитектура отличается от разработок Intel и AMD, в которых все ядра связываются посредством одной шины. Tilera разработала систему, которая использует для связи между ядрами схему "сети". В этой сети каждое ядро состоит из модуля процессора, блока хэш-памяти, а также аналога сетевого свича, который может передавать данные сразу четырем соседним ядрам (tiles). При этом у каждого ядра имеется собственная полоса пропускания в 500 Гб/с. С учетом архитектуры это дает интерфейс в 32 Тб/с. В отличие от схемы "общей шины", такая связь может включать в себя бесконечное количество ядер и при этом никогда не столкнется с проблемой интерфейса. Каждое ядро процессора может работать как самостоятельная единица, которая может запустить свою операционную систему. Каждая ячейка содержит два кэша L1 по 8 Кб (8 KB iL1, 8 KB dL1) и кэш L2 емкостью 64 Кб. Кэша L3 здесь нет, но разработчик ПО может задействовать все буферы L1 и L2 в качестве L3.
Теперь, конечно, встает вопрос: не попытаются прочие разработчики микропроцессоров — Intel, AMD, IBM — также перейти на использование подобной схемы? Например, приобрести у Tilera соответствующий патент. Или даже без этого: патенты патентами, но Tilera — маленькая инновационная компания, которой просто не выстоять против таких IT-гигантов с мощной юридической поддержкой. Как вариант кто-нибудь из них может попытаться купить саму Tilera. Другой вопрос — какие у Tile64 недостатки. Наверняка таковые имеются, но пресс-релизы о них, естественно, не упоминают. В общем, подождем первых результатов эксплуатации систем на базе Tile64.
Денис Лавникевич
Но цену можно сопоставить и с четырехъядерным Xeon 5345 (2,33 ГГц, 8 Мб кэша L2), который также доступен по цене $455. Tile64 ориентирован на использование в различных устройствах — таких, как мощное сетевое оборудование, системы видеоконференц-связи и т.п. Его применение в ПК пока не планируется. Создать процессор с таким беспрецедентным количеством ядер удалось после решения проблемы многоядерного масштабирования.
Благодаря уникальной архитектуре становится возможным использование сотен и даже тысяч ядер. Суть в том, что новая архитектура отличается от разработок Intel и AMD, в которых все ядра связываются посредством одной шины. Tilera разработала систему, которая использует для связи между ядрами схему "сети". В этой сети каждое ядро состоит из модуля процессора, блока хэш-памяти, а также аналога сетевого свича, который может передавать данные сразу четырем соседним ядрам (tiles). При этом у каждого ядра имеется собственная полоса пропускания в 500 Гб/с. С учетом архитектуры это дает интерфейс в 32 Тб/с. В отличие от схемы "общей шины", такая связь может включать в себя бесконечное количество ядер и при этом никогда не столкнется с проблемой интерфейса. Каждое ядро процессора может работать как самостоятельная единица, которая может запустить свою операционную систему. Каждая ячейка содержит два кэша L1 по 8 Кб (8 KB iL1, 8 KB dL1) и кэш L2 емкостью 64 Кб. Кэша L3 здесь нет, но разработчик ПО может задействовать все буферы L1 и L2 в качестве L3.
Теперь, конечно, встает вопрос: не попытаются прочие разработчики микропроцессоров — Intel, AMD, IBM — также перейти на использование подобной схемы? Например, приобрести у Tilera соответствующий патент. Или даже без этого: патенты патентами, но Tilera — маленькая инновационная компания, которой просто не выстоять против таких IT-гигантов с мощной юридической поддержкой. Как вариант кто-нибудь из них может попытаться купить саму Tilera. Другой вопрос — какие у Tile64 недостатки. Наверняка таковые имеются, но пресс-релизы о них, естественно, не упоминают. В общем, подождем первых результатов эксплуатации систем на базе Tile64.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2007 год в рубрике hard