Тест акустической системы 2.1 microlab H-300
Рынок современной мультимедийной акустики очень насыщенный. Казалось бы, количество представленных систем способно удовлетворить самые изощренные запросы, однако на самом деле ситуация не так уж безоблачна. Основной прорыв произошел лет пять назад, когда пластиковые спикеры для ПК стали сменяться более-менее качественной акустикой в деревянных корпусах. А что далее? А далее рынок просто достиг насыщения системами умеренного качества, и развитие сильно замедлилось, если вообще не остановилось. В принципе, это и понятно, ведь был достигнут уровень качества, удовлетворяющий основную массу пользователей. Да, есть ряд энтузиастов, которые готовы покупать более качественные системы за большие деньги, но их мало. Поэтому выпускать мультимедийную акустику большими партиями более высокого качества, чем имеется сейчас, просто невыгодно. Конечно, несколько тысяч систем продать возможно, но для серийного производства это не показатель. Поэтому сегодня сегмент рынка мультимедийных акустических систем находится в этакой стадии "качания" около отметки в несколько сотен долларов. Естественно, есть существенные подвижки и первые ласточки, хотя динамика их продаж, откровенно говоря, не впечатляет.
В данном обзоре речь пойдет об одной довольно интересной системе формата 2.1 производства microlab. Если быть точнее, это акустика Н-300. В свое время появление акустики microlab H-200 (прародительницы Н-300) произвело настоящий фурор на рынке. Еще каких-то пять лет назад такой уровень качества колонок для ПК считался поразительным. Система сразу обрела массу поклонников и удачно продается до настоящего времени. Потом последовал выпуск несколько модифицированного трифоника Н-210 с более техногенным дизайном. И уже совсем недавно на суд публики была представлена акустика microlab Н-300. Производитель явно решил вернуться к классическому хайфайному облику, да еще и внес некоторые существенные доработки. Так полочные (или, скорее, настольные) сателлиты стали настоящими напольными "столбиками". Что ж, давайте более детально разберемся в этом вопросе и посмотрим, чего стоят все нововведения.
Технические характеристики
Как правило, цифры, указанные производителем при описании мультимедийной акустики, не говорят ровным счетом ни о чем, так как не указан способ их получения. Однако хотя бы эти значения вяжутся между собой.
* Технические характеристики заявлены производителем
** Способ измерения не указан
*** Способ измерения не указан
Комплект поставки
В силу своих немалых размеров новая акустика просто не может поставляться в одной коробке. Так и есть: метровые сателлиты аккуратно упакованы в одном продолговатом ящике, а сабвуфер и все остальное находятся в другом. При распаковке и пересчете содержимого нам удалось обнаружить:
— активный сабвуфер;
— два пассивных сателлита;
— две подставки под сателлиты;
— восемь шурупов для крепления подставок;
— четыре ножки-шипа для сабвуфера с пластиковыми колпачками;
— выносной модуль управления;
— пульт дистанционного управления с элементами питания ААА;
— два отрезка акустического провода для сателлитов;
— два сигнальных шнура с разъемами RCA и 3,5 мм;
— инструкцию на русском языке;
— гарантийный талон производителя.
В целом комплект поставки очень полный, хотя качество некоторых его компонентов не слишком радует. К примеру, вложены стандартные сигнальные шнуры — для системы такого уровня можно было подобрать что-нибудь качественнее. Не понравилась реализация крепления подставок для сателлитов — они просто прикручиваются обычными шурупами, в итоге даже при аккуратной сборке вам не обойтись без царапин и сколов лака. Сколы лака на подставках хорошо видны на одной из фотографий, хотя, конечно, в собранной системе они прикрыты, и их не видно. Однако собранная хотя бы один раз акустика уже никогда не будет напоминать новую. Поэтому не лишним будет при первом монтаже проложить небольшие кусочки резины между подставками и корпусами АС — так вы сохраните их первоначальный вид. В остальном все без проблем, процесс установки системы по правилам занимает порядка 5-10 минут.
Внешний вид
Внешний вид системы очень привлекательный, все сделано в лучших традициях производителя. Однако ради справедливости стоит отметить, что при более тесном контакте с акустикой все же возникает некоторое чувство неудовлетворенности. Где-то видны мелкие недоработки, где-то нам не нравится качество исполнения и техническое решение. Однако давайте обо всем по порядку.
Сателлиты представляют собой характерные "столбики" приемлемой высоты — динамики как раз находятся на уровне ушей, когда слушатель садится в кресло или на стул. Для установки применены подставки, которые крепятся четырьмя шурупами к корпусу АС. Снизу каждой подставки есть четыре резиновые ножки. Благодаря этому колонки очень хорошо стоят на гладкой ровной поверхности и неплохо на ковровом покрытии. Подставки покрашены черной краской и покрыты лаком. Корпуса сателлитов изготовлены из плит MDF толщиной порядка 10 мм. Плиты надежно склеены между собой, внешние задние углы скруглены. В основном вся поверхность оформлена в стиле "под красное дерево". Естественно, сверху имеется покрытие из полированного лака. Передняя панель просто оклеена черной пленкой ПВХ. Данный ход, в принципе, понятен, так как перед АС закрывается сетками из акустической ткани, которая натянута на деревянные каркасы. Динамики закреплены в верхней части каждой из колонок. Используется классическая удачная схема: две среднечастотные головки и одна высокочастотная между ними. Это не только красиво, но и способствует улучшению диаграммы направленности. Для подачи аудиосигнала используются винтовые зажимы. Плюс к этому они сильно утоплены, что затрудняет процесс их завинчивания.
Сабвуфер выглядит массивно — для его изготовления применена плита толщиной 13 мм. Внешнее оформление под стать сателлитам. Восьмидюймовая басовая головка размещена на передней панели и закрыта сеткой из акустической ткани. Корпус сабвуфера устанавливается на качественных ножках-шипах. Практически вся площадь задней панели занята металлической вставкой. Здесь же находится радиатор охлаждения силовых компонентов усилителя мощности. Сигнал подается на одну из групп разъемов типа RCA, выбор нужного разъема осуществляется с помощью встроенного селектора. Выходной сигнал снимается с обычных пружинных зажимов. Данное решение явно бюджетное. Неподалеку от основных разъемов расположено интересное гнездо с подписью "Control", внешне напоминающее разъем S-Video. В данный разъем включается выносной блок управления, который можно расположить на столе или на корпусе сабвуфера. Выносной модуль прочно устанавливается на горизонтальных поверхностях, так как имеет резиновые ножки и утяжеляющую металлическую пластину. Дисплей закрыт черным слегка тонированным пластиком. Информативность его довольно высокая — пользователь всегда будет знать о режиме работы системы и используемых предустановках. Кнопки управления находятся на верхнем торце и сделаны из пластика с гладкой поверхностью, нажатие четкое. С помощью этих кнопок можно включить/выключить систему, выбрать необходимый вход, отрегулировать уровень высоких и средних частот, а также установить необходимый уровень громкости. Чуть большие возможности по регулировке предоставляет комплектный пульт дистанционного управления. Его корпус изготовлен из качественного хорошо обработанного пластика. Эргономика хорошая, поэтому ПДУ великолепно лежит в руке. Среди дополнительных возможностей регулировки ПДУ можно назвать раздельное управление громкостью каналов, громкость сабвуфера, включение режима 3D и т.д.
Конструкция
Для изучения конструкции сначала мы разобрали сателлиты. В принципе, перед нами предстала стандартная картинка, свойственная практически любой подобной акустике. Корпуса качественно проклеены, демпфирование отсутствует. Для разводки сигнала применены обычные провода, радует только приличная площадь сечения. Плата разделительного фильтра надежно закреплена на одной из стенок четырьмя шурупами — к сожалению, отвинтить ее для изучения не представляется возможным. Наверняка она монтируется еще на том этапе, когда плиты MDF еще не склеены. Две среднечастотные головки соединены последовательно. Магнитное экранирование есть. Диффузоры изготовлены из полипропилена, подвесы мягкие. В общем, обычный среднестатистический СЧ-динамик, немного смущают лишь крохотные размеры, однако использование сразу четырех головок в одной системе должно позволить создать приличный уровень звукового давления. Купол высокочастотного динамика изготовлен из ткани, магнитное экранирование есть, а на саму магнитную систему наклеен хороший радиатор для отвода тепла. О сабвуфере. Мощная динамическая головка привинчена к корпусу весьма надежно: сразу восемью шурупами. Мощная магнитная система динамика ничем не экранирована, поэтому не рекомендуется устанавливать сабвуфер рядом с чувствительными к магнитному полю приборами. Вибродемпфирующий материал внутри корпуса есть, но реализация демпфирования очень скромная. Диффузор динамика изготовлен из композитного материала: целлюлоза с покрытием краской. Подвес мягкий, ходы относительно большие. Акустическое оформление — фазоинвертор. В основном труба изготовлена из плотного картона. Отдельно стоит отметить один интересный факт: по сути, фазоинвертор состоит из нескольких труб, которые могут двигаться, изменяя длину порта. Таким образом, хоть и в небольших пределах, но можно менять частоту настройки. Частота настройки в нашем случае составляет 57 Гц.
Переходим к изучению электронной начинки. Для питания применен довольно мощный (133 ВА) тороидальный трансформатор с двумя вторичными обмотками по 16 В. Есть и другие обмотки, но они слаботочные и служат для питания вспомогательных цепей и индикации, к звуку не имеют непосредственного отношения, поэтому нас не интересуют. В выпрямителе установлены мощные диоды, в качестве фильтра применены два конденсатора по 6800 мкФ, стабилизации питания нет. Вся электроника весьма разумно разнесена на две отдельные платы. На первой плате распаян тракт предварительной обработки звукового сигнала. В буферных каскадах установлены дешевые, однако весьма неплохие операционные усилители типа 4558. Данные микросхемы из-за своей высокой функциональности (два ОУ в одном корпусе) и низкой цены снискали невиданную популярность среди производителей мультимедийной акустики. Они установлены, наверное, в 90% всех систем. Основные регулировки осуществляются с помощью простенького сигнального процессора R2S15900. Да, решение, надо сказать, не самое качественное. Точно такая же микросхема используется в акустике microlab M-930. В дешевых системах используется элементная база, которая используется и в дорогих решениях. Судя по заявленным характеристикам, данная микросхема способна вносить до 0,5% нелинейных искажений в исходный сигнал. Хотя если нужно сделать функционально и дешево, то это приемлемое решение: один чип обеспечивает регулировку высоких и низких частот, регулировку громкости, выбор входов, нехитрые эффекты объемного звука и т.д. Но в акустике за $200 такое решение весьма спорно. Также на плате был замечен чип РТ2257 — электронный регулятор громкости. Возможностей процессора R2S15900 просто не хватает для трех каналов. Из плюсов используемого решения хочется отметить только хорошее соотношение сигнал/шум (порядка 100 дБ). Оконечное усиление реализовано с помощью двух микросхем TDA7265. По сути, это двухканальный усилитель мощности звуковой частоты. Для сабвуфера используется одна микросхема в мостовом включении. В двухканальном включении микросхема запросто раскачивает 20 Вт на нагрузке 4 Ом при напряжении питания +/-16 В с уровнем нелинейных искажений не более 1%. В мостовом включении мощность возрастает примерно в два раза.
Измерения и прослушивание
Измерения были проведены по нашей стандартной методике с использованием следующего звукового тракта: Nady CM-100 — M-Audio AudioBuddy — ESI Juli@. Для начала взгляните на АЧХ одной из пассивных колонок. В целом неравномерность во всем рабочем диапазоне не превышает +/-4 дБ. Характеристика довольно изрезанная, но существенных провалов или пиков нет. При установках по умолчанию нижняя граница находится примерно на частоте 200 Гц.
Для сравнения мы сняли амплитудно-частотные характеристики сразу двух сателлитов при одинаковых условиях. Видно, что сильных разбросов по создаваемому звуковому давлению нет. Уже хорошо — это будет способствовать созданию хорошего стереоэффекта.
Наличие или отсутствие декоративных грилей практически никак не отражается на звуке, хотя "сетки" все же приводят к незначительному завалу высоких частот. Причина — не совсем оптимальная проектировка: в деревянных плитах прорезаны только отверстия для динамиков.
Каждая из колонок обладает хорошей диаграммой направленности, поворот на 45° приводит к легкому завалу в верхнем регистре высоких частот. Однако при этом сама АЧХ становится более равномерной. Поэтому при расстановке акустики следует руководствоваться рекомендациями производителя: ставить колонки на одинаковом удалении и немного разворачивать их на себя.
Далее посмотрим, как работает регулятор частот. С низами все в полном порядке: с помощью регулятора тембра запросто можно сдвинуть нижнюю границу вплоть до 100 Гц. А вот глубина регулировки ВЧ разочаровала: максимум 2-3 дБ.
Поскольку мы никак не смогли изучить разделительные фильтры и сделать внятные выводы, решено было снять по отдельности АЧХ для среднечастотных и высокочастотного динамиков. В целом явных проблем нет, выбрана частота раздела порядка 2,3 КГц. Но все же фильтры спроектированы не оптимальным образом, диапазоны слегка перекрываются в области раздела. Это будет способствовать тому, что некоторые звуки будут воспроизводиться двумя динамиками одновременно.
Наконец, сабвуфер. Его характеристика обладает умеренной неравномерностью. Рабочий диапазон составляет примерно 40-180 Гц. Стыковка АЧХ сабвуфера и сателлитов выполнена оптимально, для получения наилучшего результата рекомендуем с помощью регулятора тембра сдвинуть рабочую границу сателлитов чуть вниз. Для этого достаточно установить регулировку bass на +1 или +2 дБ.
Порадовала довольно высокая мощность сабвуфера: даже на приличной громкости не наблюдается нелинейных искажений как по слуховым ощущениям, так и по измерениям.
Не грешат этим и сателлитные колонки: искажения в основном обусловлены второй и третьей гармоникой.
При прослушивании акустика показала весьма неплохой результат, который полностью сопоставим с результатами измерений. Для начала хочется отметить тот факт, что система обладает довольно низким уровнем собственного фона, щелчок при включении негромкий, реакция на сетевые помехи есть, но небольшая. Сателлиты играют хорошо, но весьма своеобразно. Создается большая зона стереофонического эффекта. Средние частоты реалистичные, однако им немного не хватает мощности. Из-за применения небольших по размеру динамиков Н-300 обладает довольно слабой атакой, что особенно заметно в фильмах. Высокие частоты воздушные, прозрачные, их субъективная нехватка легко исправляется регулятором тембра. Макро- и микродинамика у акустики хорошие. Тихие звуки хорошо прорисованы даже на фоне мощных партий. Качество звучания сабвуфера в целом понравилось, хотя басу не хватает глубины. Низкочастотные партии исполняются весьма пристойно, струйные шумы и паразитные резонансы начинают сказываться только на самой максимальной громкости. Для получения наилучшего результата рекомендуем поискать для сабвуфера оптимальное место в комнате. Microlab Н-300 обладает хорошим запасом по громкости без существенных нелинейных искажений, поэтому акустику можно рекомендовать для озвучивания средних и даже больших помещений. Среди музыкальных предпочтений хочется назвать несложные музыкальные стили — например, поп или различные направления электронной музыки типа DnB. Все же сложные хардроковые композиции данной системе оказываются не по зубам.
Заключение
Прежде всего протестированная акустика предназначена для той прослойки людей, которые не удовлетворяются пластиковыми спикерами начального уровня, но при этом еще не готовы выкладывать приличные суммы за дорогие системы. Этот вариант прекрасно подойдет для построения довольно хорошего домашнего кинотеатра в средних жилых помещениях, ведь правильная расстановка здесь — залог успеха. По своим характеристикам Н-300 выглядит симпатично: прекрасный внешний вид и высокая функциональность тактично дополнены хорошим по качеству звуком. При тестировании мы не выявили увесистых существенных минусов, хотя при должной доработке данная система станет еще лучше.
Цена акустики на момент тестирования — $200.
Василий Запотылок, vasily@techlabs.by
В данном обзоре речь пойдет об одной довольно интересной системе формата 2.1 производства microlab. Если быть точнее, это акустика Н-300. В свое время появление акустики microlab H-200 (прародительницы Н-300) произвело настоящий фурор на рынке. Еще каких-то пять лет назад такой уровень качества колонок для ПК считался поразительным. Система сразу обрела массу поклонников и удачно продается до настоящего времени. Потом последовал выпуск несколько модифицированного трифоника Н-210 с более техногенным дизайном. И уже совсем недавно на суд публики была представлена акустика microlab Н-300. Производитель явно решил вернуться к классическому хайфайному облику, да еще и внес некоторые существенные доработки. Так полочные (или, скорее, настольные) сателлиты стали настоящими напольными "столбиками". Что ж, давайте более детально разберемся в этом вопросе и посмотрим, чего стоят все нововведения.
Технические характеристики
Как правило, цифры, указанные производителем при описании мультимедийной акустики, не говорят ровным счетом ни о чем, так как не указан способ их получения. Однако хотя бы эти значения вяжутся между собой.
Параметр* | Значение |
Выходная мощность сателлитов, Вт (RMS) | 2х25 |
Выходная мощность сабвуфера, Вт (RMS) | 50 |
Выходная мощность суммарная, Вт (RMS) | 100 |
КНИ, % | 0,3** |
Внешние размеры сателлитов, ДхШхВ, мм | 240х200х1000 |
Внешние размеры сабвуфера, ВхШхВ, мм | 310х267х340 |
Диаметр динамиков, дюйм | СЧ — 2,5" |
ВЧ — 1" | |
НЧ — 8" | |
Магнитное экранирование | есть |
Напряжение питания, В | 220 В, 50 Гц |
Частотный диапазон, Гц | 20-20.000*** |
Перекрестные помехи, дБ | 45 |
Отношение сигнал/шум, дБ | 80 |
* Технические характеристики заявлены производителем
** Способ измерения не указан
*** Способ измерения не указан
Комплект поставки
В силу своих немалых размеров новая акустика просто не может поставляться в одной коробке. Так и есть: метровые сателлиты аккуратно упакованы в одном продолговатом ящике, а сабвуфер и все остальное находятся в другом. При распаковке и пересчете содержимого нам удалось обнаружить:
— активный сабвуфер;
— два пассивных сателлита;
— две подставки под сателлиты;
— восемь шурупов для крепления подставок;
— четыре ножки-шипа для сабвуфера с пластиковыми колпачками;
— выносной модуль управления;
— пульт дистанционного управления с элементами питания ААА;
— два отрезка акустического провода для сателлитов;
— два сигнальных шнура с разъемами RCA и 3,5 мм;
— инструкцию на русском языке;
— гарантийный талон производителя.
В целом комплект поставки очень полный, хотя качество некоторых его компонентов не слишком радует. К примеру, вложены стандартные сигнальные шнуры — для системы такого уровня можно было подобрать что-нибудь качественнее. Не понравилась реализация крепления подставок для сателлитов — они просто прикручиваются обычными шурупами, в итоге даже при аккуратной сборке вам не обойтись без царапин и сколов лака. Сколы лака на подставках хорошо видны на одной из фотографий, хотя, конечно, в собранной системе они прикрыты, и их не видно. Однако собранная хотя бы один раз акустика уже никогда не будет напоминать новую. Поэтому не лишним будет при первом монтаже проложить небольшие кусочки резины между подставками и корпусами АС — так вы сохраните их первоначальный вид. В остальном все без проблем, процесс установки системы по правилам занимает порядка 5-10 минут.
Внешний вид
Внешний вид системы очень привлекательный, все сделано в лучших традициях производителя. Однако ради справедливости стоит отметить, что при более тесном контакте с акустикой все же возникает некоторое чувство неудовлетворенности. Где-то видны мелкие недоработки, где-то нам не нравится качество исполнения и техническое решение. Однако давайте обо всем по порядку.
Сателлиты представляют собой характерные "столбики" приемлемой высоты — динамики как раз находятся на уровне ушей, когда слушатель садится в кресло или на стул. Для установки применены подставки, которые крепятся четырьмя шурупами к корпусу АС. Снизу каждой подставки есть четыре резиновые ножки. Благодаря этому колонки очень хорошо стоят на гладкой ровной поверхности и неплохо на ковровом покрытии. Подставки покрашены черной краской и покрыты лаком. Корпуса сателлитов изготовлены из плит MDF толщиной порядка 10 мм. Плиты надежно склеены между собой, внешние задние углы скруглены. В основном вся поверхность оформлена в стиле "под красное дерево". Естественно, сверху имеется покрытие из полированного лака. Передняя панель просто оклеена черной пленкой ПВХ. Данный ход, в принципе, понятен, так как перед АС закрывается сетками из акустической ткани, которая натянута на деревянные каркасы. Динамики закреплены в верхней части каждой из колонок. Используется классическая удачная схема: две среднечастотные головки и одна высокочастотная между ними. Это не только красиво, но и способствует улучшению диаграммы направленности. Для подачи аудиосигнала используются винтовые зажимы. Плюс к этому они сильно утоплены, что затрудняет процесс их завинчивания.
Сабвуфер выглядит массивно — для его изготовления применена плита толщиной 13 мм. Внешнее оформление под стать сателлитам. Восьмидюймовая басовая головка размещена на передней панели и закрыта сеткой из акустической ткани. Корпус сабвуфера устанавливается на качественных ножках-шипах. Практически вся площадь задней панели занята металлической вставкой. Здесь же находится радиатор охлаждения силовых компонентов усилителя мощности. Сигнал подается на одну из групп разъемов типа RCA, выбор нужного разъема осуществляется с помощью встроенного селектора. Выходной сигнал снимается с обычных пружинных зажимов. Данное решение явно бюджетное. Неподалеку от основных разъемов расположено интересное гнездо с подписью "Control", внешне напоминающее разъем S-Video. В данный разъем включается выносной блок управления, который можно расположить на столе или на корпусе сабвуфера. Выносной модуль прочно устанавливается на горизонтальных поверхностях, так как имеет резиновые ножки и утяжеляющую металлическую пластину. Дисплей закрыт черным слегка тонированным пластиком. Информативность его довольно высокая — пользователь всегда будет знать о режиме работы системы и используемых предустановках. Кнопки управления находятся на верхнем торце и сделаны из пластика с гладкой поверхностью, нажатие четкое. С помощью этих кнопок можно включить/выключить систему, выбрать необходимый вход, отрегулировать уровень высоких и средних частот, а также установить необходимый уровень громкости. Чуть большие возможности по регулировке предоставляет комплектный пульт дистанционного управления. Его корпус изготовлен из качественного хорошо обработанного пластика. Эргономика хорошая, поэтому ПДУ великолепно лежит в руке. Среди дополнительных возможностей регулировки ПДУ можно назвать раздельное управление громкостью каналов, громкость сабвуфера, включение режима 3D и т.д.
Конструкция
Для изучения конструкции сначала мы разобрали сателлиты. В принципе, перед нами предстала стандартная картинка, свойственная практически любой подобной акустике. Корпуса качественно проклеены, демпфирование отсутствует. Для разводки сигнала применены обычные провода, радует только приличная площадь сечения. Плата разделительного фильтра надежно закреплена на одной из стенок четырьмя шурупами — к сожалению, отвинтить ее для изучения не представляется возможным. Наверняка она монтируется еще на том этапе, когда плиты MDF еще не склеены. Две среднечастотные головки соединены последовательно. Магнитное экранирование есть. Диффузоры изготовлены из полипропилена, подвесы мягкие. В общем, обычный среднестатистический СЧ-динамик, немного смущают лишь крохотные размеры, однако использование сразу четырех головок в одной системе должно позволить создать приличный уровень звукового давления. Купол высокочастотного динамика изготовлен из ткани, магнитное экранирование есть, а на саму магнитную систему наклеен хороший радиатор для отвода тепла. О сабвуфере. Мощная динамическая головка привинчена к корпусу весьма надежно: сразу восемью шурупами. Мощная магнитная система динамика ничем не экранирована, поэтому не рекомендуется устанавливать сабвуфер рядом с чувствительными к магнитному полю приборами. Вибродемпфирующий материал внутри корпуса есть, но реализация демпфирования очень скромная. Диффузор динамика изготовлен из композитного материала: целлюлоза с покрытием краской. Подвес мягкий, ходы относительно большие. Акустическое оформление — фазоинвертор. В основном труба изготовлена из плотного картона. Отдельно стоит отметить один интересный факт: по сути, фазоинвертор состоит из нескольких труб, которые могут двигаться, изменяя длину порта. Таким образом, хоть и в небольших пределах, но можно менять частоту настройки. Частота настройки в нашем случае составляет 57 Гц.
Переходим к изучению электронной начинки. Для питания применен довольно мощный (133 ВА) тороидальный трансформатор с двумя вторичными обмотками по 16 В. Есть и другие обмотки, но они слаботочные и служат для питания вспомогательных цепей и индикации, к звуку не имеют непосредственного отношения, поэтому нас не интересуют. В выпрямителе установлены мощные диоды, в качестве фильтра применены два конденсатора по 6800 мкФ, стабилизации питания нет. Вся электроника весьма разумно разнесена на две отдельные платы. На первой плате распаян тракт предварительной обработки звукового сигнала. В буферных каскадах установлены дешевые, однако весьма неплохие операционные усилители типа 4558. Данные микросхемы из-за своей высокой функциональности (два ОУ в одном корпусе) и низкой цены снискали невиданную популярность среди производителей мультимедийной акустики. Они установлены, наверное, в 90% всех систем. Основные регулировки осуществляются с помощью простенького сигнального процессора R2S15900. Да, решение, надо сказать, не самое качественное. Точно такая же микросхема используется в акустике microlab M-930. В дешевых системах используется элементная база, которая используется и в дорогих решениях. Судя по заявленным характеристикам, данная микросхема способна вносить до 0,5% нелинейных искажений в исходный сигнал. Хотя если нужно сделать функционально и дешево, то это приемлемое решение: один чип обеспечивает регулировку высоких и низких частот, регулировку громкости, выбор входов, нехитрые эффекты объемного звука и т.д. Но в акустике за $200 такое решение весьма спорно. Также на плате был замечен чип РТ2257 — электронный регулятор громкости. Возможностей процессора R2S15900 просто не хватает для трех каналов. Из плюсов используемого решения хочется отметить только хорошее соотношение сигнал/шум (порядка 100 дБ). Оконечное усиление реализовано с помощью двух микросхем TDA7265. По сути, это двухканальный усилитель мощности звуковой частоты. Для сабвуфера используется одна микросхема в мостовом включении. В двухканальном включении микросхема запросто раскачивает 20 Вт на нагрузке 4 Ом при напряжении питания +/-16 В с уровнем нелинейных искажений не более 1%. В мостовом включении мощность возрастает примерно в два раза.
Измерения и прослушивание
Измерения были проведены по нашей стандартной методике с использованием следующего звукового тракта: Nady CM-100 — M-Audio AudioBuddy — ESI Juli@. Для начала взгляните на АЧХ одной из пассивных колонок. В целом неравномерность во всем рабочем диапазоне не превышает +/-4 дБ. Характеристика довольно изрезанная, но существенных провалов или пиков нет. При установках по умолчанию нижняя граница находится примерно на частоте 200 Гц.
Для сравнения мы сняли амплитудно-частотные характеристики сразу двух сателлитов при одинаковых условиях. Видно, что сильных разбросов по создаваемому звуковому давлению нет. Уже хорошо — это будет способствовать созданию хорошего стереоэффекта.
Наличие или отсутствие декоративных грилей практически никак не отражается на звуке, хотя "сетки" все же приводят к незначительному завалу высоких частот. Причина — не совсем оптимальная проектировка: в деревянных плитах прорезаны только отверстия для динамиков.
Каждая из колонок обладает хорошей диаграммой направленности, поворот на 45° приводит к легкому завалу в верхнем регистре высоких частот. Однако при этом сама АЧХ становится более равномерной. Поэтому при расстановке акустики следует руководствоваться рекомендациями производителя: ставить колонки на одинаковом удалении и немного разворачивать их на себя.
Далее посмотрим, как работает регулятор частот. С низами все в полном порядке: с помощью регулятора тембра запросто можно сдвинуть нижнюю границу вплоть до 100 Гц. А вот глубина регулировки ВЧ разочаровала: максимум 2-3 дБ.
Поскольку мы никак не смогли изучить разделительные фильтры и сделать внятные выводы, решено было снять по отдельности АЧХ для среднечастотных и высокочастотного динамиков. В целом явных проблем нет, выбрана частота раздела порядка 2,3 КГц. Но все же фильтры спроектированы не оптимальным образом, диапазоны слегка перекрываются в области раздела. Это будет способствовать тому, что некоторые звуки будут воспроизводиться двумя динамиками одновременно.
Наконец, сабвуфер. Его характеристика обладает умеренной неравномерностью. Рабочий диапазон составляет примерно 40-180 Гц. Стыковка АЧХ сабвуфера и сателлитов выполнена оптимально, для получения наилучшего результата рекомендуем с помощью регулятора тембра сдвинуть рабочую границу сателлитов чуть вниз. Для этого достаточно установить регулировку bass на +1 или +2 дБ.
Порадовала довольно высокая мощность сабвуфера: даже на приличной громкости не наблюдается нелинейных искажений как по слуховым ощущениям, так и по измерениям.
Не грешат этим и сателлитные колонки: искажения в основном обусловлены второй и третьей гармоникой.
При прослушивании акустика показала весьма неплохой результат, который полностью сопоставим с результатами измерений. Для начала хочется отметить тот факт, что система обладает довольно низким уровнем собственного фона, щелчок при включении негромкий, реакция на сетевые помехи есть, но небольшая. Сателлиты играют хорошо, но весьма своеобразно. Создается большая зона стереофонического эффекта. Средние частоты реалистичные, однако им немного не хватает мощности. Из-за применения небольших по размеру динамиков Н-300 обладает довольно слабой атакой, что особенно заметно в фильмах. Высокие частоты воздушные, прозрачные, их субъективная нехватка легко исправляется регулятором тембра. Макро- и микродинамика у акустики хорошие. Тихие звуки хорошо прорисованы даже на фоне мощных партий. Качество звучания сабвуфера в целом понравилось, хотя басу не хватает глубины. Низкочастотные партии исполняются весьма пристойно, струйные шумы и паразитные резонансы начинают сказываться только на самой максимальной громкости. Для получения наилучшего результата рекомендуем поискать для сабвуфера оптимальное место в комнате. Microlab Н-300 обладает хорошим запасом по громкости без существенных нелинейных искажений, поэтому акустику можно рекомендовать для озвучивания средних и даже больших помещений. Среди музыкальных предпочтений хочется назвать несложные музыкальные стили — например, поп или различные направления электронной музыки типа DnB. Все же сложные хардроковые композиции данной системе оказываются не по зубам.
Заключение
Прежде всего протестированная акустика предназначена для той прослойки людей, которые не удовлетворяются пластиковыми спикерами начального уровня, но при этом еще не готовы выкладывать приличные суммы за дорогие системы. Этот вариант прекрасно подойдет для построения довольно хорошего домашнего кинотеатра в средних жилых помещениях, ведь правильная расстановка здесь — залог успеха. По своим характеристикам Н-300 выглядит симпатично: прекрасный внешний вид и высокая функциональность тактично дополнены хорошим по качеству звуком. При тестировании мы не выявили увесистых существенных минусов, хотя при должной доработке данная система станет еще лучше.
Цена акустики на момент тестирования — $200.
Василий Запотылок, vasily@techlabs.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2007 год в рубрике hard