IT-индустрия: спокойное лето перед бурной осенью
Лето уже направилось к своему завершению, а громких событий в IT-индустрии все никак не наблюдается. Возьмусь сделать прогноз: IT-компании спокойно занимаются своим бизнесом и "копят жирок", который им неизбежно предстоит растерять в жестоких осенне-зимних схватках за различные рынки.
Хороший пример уверенно растущей IT-корпорации – китайская Lenovo, два года назад купившая бизнес IBM по производству ПК. Благодаря росту продаж компьютеров во всем мире чистая прибыль Lenovo выросла за год сразу в 12,7 раза. Закончившийся в июне I квартал 2007-2008 финансового года Lenovo завершила с чистой прибылью в $66 млн. (год назад этот показатель составлял лишь $5,2 млн.). Квартальная выручка китайской корпорации выросла за год на 13% и достигла $3,93 млрд. По оценке самой Lenovo, ее квартальные поставки в глобальном масштабе выросли по сравнению с тем же периодом 2006 года на 22% (средний темп роста в отрасли – 13%). Прибыль более чем удвоилась и составила $123 млн.
В апреле нынешнего года, стремясь минимизировать расходы, Lenovo провела сокращение рабочих мест (затронуло около 5% штата) и перевела остававшиеся в США производства в регионы с более дешевой рабочей силой. На этом корпорация рассчитывает сэкономить $100 млн. в новом финансовом году.
С политикой Lenovo по сокращению издержек связана еще одна интересная новость. Lenovo Group будет продавать ноутбуки с предустановленной ОС Linux вместо Microsoft Windows. Уже в IV квартале 2007-го покупатели ноутбуков Lenovo ThinkPad получат возможность приобрести компьютер с предустановленной SUSE Linux Enterprise Desktop 10 от Novell, а вместе с ней – OpenOffice, веб-браузер и почтовый клиент. Пока неизвестно, какие конкретно модели выйдут в продажу со свободным ПО, но представители Lenovo говорят, что в линейке ThinkPad T Series такие компьютеры точно появятся. Поддержкой Linux компания Lenovo будет заниматься самостоятельно, включая аппаратную совместимость, в то время как Novell займется только лишь обновлениями. Их пользователи смогут загружать самостоятельно. Прежде Lenovo предлагала ноутбуки ThinkPad T60p с Linux только корпоративным пользователям; сейчас же впервые доступ к ним получают индивидуальные покупатели.
Корпорации Nokia и Microsoft, похоже, объявили войну компании Apple. Сражаться гиганты IT-бизнеса будут за многомиллиардный рынок цифрового контента (прежде всего, музыкальных записей) в Интернете. Сейчас безусловным лидером на нем является Apple, создавшая один из крупнейших интернет-магазинов, – iTunes. Но уже со следующего года пользователи мобильных телефонов Nokia S60 и смартфонов на платформе Series 40 получат возможность пользоваться технологией PlayReady Microsoft, чтобы обмениваться защищенным контентом – музыкой, видеосюжетами и играми – между телефонами, компьютерами и прочими устройствами. Также Nokia и Microsoft создадут в Сети торговую площадку для развлекательного цифрового контента, которая по масштабам не будет уступать iTunes.
Будущий успех нового онлайнового магазина зависит от одного важного обстоятельства, которое отличает его от сайта iTunes: пользователи смогут скачивать музыку напрямую, не прибегая к помощи ПК. По мнению экспертов, появление нового музыкального сервиса может серьезно повлиять на объемы продаж iPod. Уилл Файндлейтер, обозреватель специализированного журнала технических новинок Stuff говорит: "У Nokia появился реальный шанс потеснить Apple. Nokia стала самым большим в мире продавцом MP3-плееров просто потому, что большинство ее телефонов имеют встроенные MP3- плееры".
Apple, конечно, вряд ли так просто отдаст столь прибыльный сектор рынка. Тем более, что позиции компании все более укрепляются. Аналитик Bank of America Скотт Крейг написал в своем отчете: "Мы осознаем, что несколько опоздали с повышением целевой стоимости акций, однако мы уверены, что в настоящее время у акций Apple большой потенциал, объясняемый многими факторами". Скотт Крейг полагает, что инвесторы до сих пор недооценивают продолжающийся рост продаж и увеличение рыночной доли компьютеров Mac, хорошие продажи iPod и iPhone. Отмечая инновационную бизнес-модель продаж iPhone, Крейг прогнозирует, что прибыль от продажи телефонов будет составлять около 60% от выручки благодаря отчислениям абонентской платы AT&T, которые, даже по самым скромным подсчетам, будут составлять $6 в месяц на каждого пользователя. Аналитик прогнозирует, что в текущем финансовом году прибыль Apple составит $3,75 на каждую акцию, а в последующие два года вырастет до $4,35 и $5,57.
Как бы в подтверждение такой оценки финансистов пришла новость: Apple iPod video уже практически готов к запуску. Устройство, оснащенное 16 Гб флеш-памяти, будет представлено в сентябре. Обычный HDD устанавливаться не будет. Кроме того, глава компании Стив Джобс заявил, что iPod video будет представлять собой урезанную версию iPhone.
Наиболее быстрорастущим сектором интернет-бизнеса в нынешнем году, безусловно, является онлайновое видео (появление iPod video – тому подтверждение). Компания MindShare Interaction провела исследование и пришла к выводу, что в 2007 году объем расходов на видеорекламу в Рунете не превысит показателя в $1 млн. Однако онлайновая видеореклама в России находится лишь на начальном этапе своего развития. Ее популярность будет активно расти, достигнув максимума к началу 2009 года. Сейчас же видеобаннеры в Рунете наиболее популярны у производителей и торговцев автомобилями, а также у производителей различной электронной техники.
Дмитрий Ашманов, генеральный директор MindShare Interaction, так комментирует результаты исследования: "В России видеоконтент пока находится на начальной стадии своего развития, и только его широкое распространение – от интернет-телевидения до видеоблогов, позволит видеорекламе выйти на новый этап. Сегодня мы наблюдаем, как для этого создаются все предпосылки. Активно развиваются видеосервисы на порталах, новостные и аналитические интернет-издания работают над запуском видеоприложений, продакшн-студии и компании создают успешные анимационные видеопроекты для интернета".
И еще на ту же тему. Компания Yahoo объявила о своем намерении добавить видеокомпонент к сервису обмена фотографиями Flickr. Такой шаг, по словам генерального директора Yahoo Video Майка Фолгнера, продиктован желанием компании "максимально разнообразить доступный пользователям Flickr контент". Добавление видео контента делает Flickr прямым конкурентом видеосервиса YouTube. Замечу также, что Yahoo собирается значительно обновить свой видеосервис – как раз в качестве ответа на растущую популярность YouTube. Переработке подвергнется дизайн сервиса; также разработчики обещают полностью изменить систему структурирования контента и добавить большое количество новых функций.
Международные эксперты впервые тщательно изучили рынок интернет-рекламы Украины. По мнению аналитиков, по итогам 2007 года он вырастет на 83% по отношению к 2006 году – до $11 млн. Интернет-сегмент стал самым быстрорастущим из всех составляющих рекламно-коммуникационного рынка страны, хотя по объему остается одним из самых небольших. Интересно, что рынок интернет-рекламы Украины практически полностью повторяет сценарий развития российского рынка, с той разницей, что темпы его роста значительно выше – но так всегда бывает на развивающихся рынках. В целом раскладка участников рынка на Украине совпадает с российской, с той, однако, разницей, что позиции Google – как на рынке поиска, так и на рынке интернет-рекламы – там заметно сильнее. Исторически Google уделял внимания украинскому рынку больше, чем российскому.
Несмотря на свое значительное сходство с российским рынком по части основных этапов развития, по объемам украинскому рынку интернет-рекламы предстоит еще долго расти – по итогам 2006 года объем рынка интернет-рекламы в России составил $210 млн. Эксперты отмечают, что при оценках российского рынка обычно учитывается не столько рынок по географическим границам, сколько по русскоговорящему населению. Рынки России и стран СНГ очень тесно связаны друг с другом, и потребности пользователей в странах СНГ во многом покрываются российскими игроками.
Ну а под конец нынешнего обзора позволю себе добавить немного негатива – не всем же IT-компаниям расти и процветать, в любой отрасли есть свои неудачники. Созданный год назад телекоммуникационный гигант Alcatel-Lucent приносит своим акционерам одни огорчения. По итогам II квартала 2007- го его финансовые потери составили 336 млн. евро. С января компания Alcatel-Lucent подешевела более чем на четверть, до $26 млрд.
А ведь по всем расчетам выходило, что объединенная компания Alcatel-Lucent должна зарабатывать, и немало. Упразднение дублирующих подразделений позволило сократить 10% персонала, что могло дать экономию в $1,7 млрд. Трений между менеджерами двух компаний не было. Еще накануне сделки Alcatel и Lucent сумели договориться о разделении полномочий: бывшая глава Lucent Патриция Руссо стала гендиректором объединенной компании, а экс-начальник Alcatel Серж Чурук – председателем совета директоров. Кресла в самом совете тоже были разделены поровну. Эксперты назвали это слияние образцовым.
Но компании не смогли выбраться из финансового тупика. Рынок телекоммуникационного оборудования стагнирует. Nortel, третий по величине производитель, работающий в этом сегменте (после Cisco и Alcatel-Lucent), также сообщил об убытках. Неудачным был минувший квартал и для Nokia Siemens с Motorola – хотя и не настолько, как для Alcatel-Lucent. Сегодня уровень конкуренции на рынке телекоммуникационного оборудования настолько высок, что производителям ничего не остается, как снижать стоимость своих услуг и продуктов. Плюс расходы "на прогресс": Alcatel- Lucent, к примеру, пришлось списать 298 млн. евро по статье расходов "на развитие 3G-технологий".
Акции телекоммуникационного гиганта упали еще больше после того, как суд США разрешил Microsoft не выплачивать $1,52 миллиарда за нарушение патентных прав Alcatel-Lucent. Прямо противоположное предыдущее решение суда было вынесено в феврале 2007 года и оспорено Microsoft. Теперь судья закрыл патентное разбирательство, но Alcatel-Lucent намерена обжаловать решение. Причиной разбирательства стала технология MP3, которую использует проигрыватель Windows Media Player (WMP) от Microsoft. Alcatel-Lucent пыталась доказать, что технология, используемая WMP для кодирования и декодирования аудиофайлов, нарушает ее права по сразу двум патентам. В свою очередь, Microsoft утверждала, что лицензировала соответствующие технологии у компании Fraunhofer-Gesellschaft, заплатив $16 млн. Новое решение суда Microsoft назвала "победой здравого смысла в патентном законодательстве", в то время как Alcatel-Lucent охарактеризовало его как "шокирующее и тревожное".
А компания AMD продолжает терзать Intel обвинениями в нечестной игре. По оценкам экспертов AMD, дополнительная прибыль, полученная Intel в результате монопольного положения на рынке, за последние 10 лет составила $60 млрд. Расчет строился на открытых данных финансовых отчетов Intel по стандартным методикам. По словам Томаса Маккоя, вице-президента по правовым вопросам AMD, это означает, что миллиарды долларов незаконно перешли от конечных потребителей в карманы Intel.
Исследование показало, что если бы рынок микропроцессоров для ПК был открыт для честной конкуренции, то в течение следующего десятилетия экономия для потребителей и производителей компьютеров составила бы $80 млрд. Миллиарды, которые сэкономили бы производители, позволили бы им увеличить инвестиции в НИОКР, расширить ассортимент и предлагать более инновационные продукты для покупателей, считают в AMD. Для потребителей выгоды от усиления конкуренции состояли бы в экономии порядка 1,5% от розничной цены в $1000 за хороший ПК.
Независимые бизнес-аналитики отмечают, что в мире только четыре компании из 500, имеющих капитал свыше $1 млрд., демонстрируют рентабельность более 16% – Microsoft (38,5%), UST (28,54%), Coca-Cola (16,58%) и Intel (16,01%), – и все они становились объектами антимонопольных разбирательств. Напомню: неделей ранее Европейская комиссия согласилась с доводами компании AMD и официально обвинила Intel в использовании недобросовестных методов конкурентной борьбы.
Денис Лавникевич
Хороший пример уверенно растущей IT-корпорации – китайская Lenovo, два года назад купившая бизнес IBM по производству ПК. Благодаря росту продаж компьютеров во всем мире чистая прибыль Lenovo выросла за год сразу в 12,7 раза. Закончившийся в июне I квартал 2007-2008 финансового года Lenovo завершила с чистой прибылью в $66 млн. (год назад этот показатель составлял лишь $5,2 млн.). Квартальная выручка китайской корпорации выросла за год на 13% и достигла $3,93 млрд. По оценке самой Lenovo, ее квартальные поставки в глобальном масштабе выросли по сравнению с тем же периодом 2006 года на 22% (средний темп роста в отрасли – 13%). Прибыль более чем удвоилась и составила $123 млн.
В апреле нынешнего года, стремясь минимизировать расходы, Lenovo провела сокращение рабочих мест (затронуло около 5% штата) и перевела остававшиеся в США производства в регионы с более дешевой рабочей силой. На этом корпорация рассчитывает сэкономить $100 млн. в новом финансовом году.
С политикой Lenovo по сокращению издержек связана еще одна интересная новость. Lenovo Group будет продавать ноутбуки с предустановленной ОС Linux вместо Microsoft Windows. Уже в IV квартале 2007-го покупатели ноутбуков Lenovo ThinkPad получат возможность приобрести компьютер с предустановленной SUSE Linux Enterprise Desktop 10 от Novell, а вместе с ней – OpenOffice, веб-браузер и почтовый клиент. Пока неизвестно, какие конкретно модели выйдут в продажу со свободным ПО, но представители Lenovo говорят, что в линейке ThinkPad T Series такие компьютеры точно появятся. Поддержкой Linux компания Lenovo будет заниматься самостоятельно, включая аппаратную совместимость, в то время как Novell займется только лишь обновлениями. Их пользователи смогут загружать самостоятельно. Прежде Lenovo предлагала ноутбуки ThinkPad T60p с Linux только корпоративным пользователям; сейчас же впервые доступ к ним получают индивидуальные покупатели.
Корпорации Nokia и Microsoft, похоже, объявили войну компании Apple. Сражаться гиганты IT-бизнеса будут за многомиллиардный рынок цифрового контента (прежде всего, музыкальных записей) в Интернете. Сейчас безусловным лидером на нем является Apple, создавшая один из крупнейших интернет-магазинов, – iTunes. Но уже со следующего года пользователи мобильных телефонов Nokia S60 и смартфонов на платформе Series 40 получат возможность пользоваться технологией PlayReady Microsoft, чтобы обмениваться защищенным контентом – музыкой, видеосюжетами и играми – между телефонами, компьютерами и прочими устройствами. Также Nokia и Microsoft создадут в Сети торговую площадку для развлекательного цифрового контента, которая по масштабам не будет уступать iTunes.
Будущий успех нового онлайнового магазина зависит от одного важного обстоятельства, которое отличает его от сайта iTunes: пользователи смогут скачивать музыку напрямую, не прибегая к помощи ПК. По мнению экспертов, появление нового музыкального сервиса может серьезно повлиять на объемы продаж iPod. Уилл Файндлейтер, обозреватель специализированного журнала технических новинок Stuff говорит: "У Nokia появился реальный шанс потеснить Apple. Nokia стала самым большим в мире продавцом MP3-плееров просто потому, что большинство ее телефонов имеют встроенные MP3- плееры".
Apple, конечно, вряд ли так просто отдаст столь прибыльный сектор рынка. Тем более, что позиции компании все более укрепляются. Аналитик Bank of America Скотт Крейг написал в своем отчете: "Мы осознаем, что несколько опоздали с повышением целевой стоимости акций, однако мы уверены, что в настоящее время у акций Apple большой потенциал, объясняемый многими факторами". Скотт Крейг полагает, что инвесторы до сих пор недооценивают продолжающийся рост продаж и увеличение рыночной доли компьютеров Mac, хорошие продажи iPod и iPhone. Отмечая инновационную бизнес-модель продаж iPhone, Крейг прогнозирует, что прибыль от продажи телефонов будет составлять около 60% от выручки благодаря отчислениям абонентской платы AT&T, которые, даже по самым скромным подсчетам, будут составлять $6 в месяц на каждого пользователя. Аналитик прогнозирует, что в текущем финансовом году прибыль Apple составит $3,75 на каждую акцию, а в последующие два года вырастет до $4,35 и $5,57.
Как бы в подтверждение такой оценки финансистов пришла новость: Apple iPod video уже практически готов к запуску. Устройство, оснащенное 16 Гб флеш-памяти, будет представлено в сентябре. Обычный HDD устанавливаться не будет. Кроме того, глава компании Стив Джобс заявил, что iPod video будет представлять собой урезанную версию iPhone.
Наиболее быстрорастущим сектором интернет-бизнеса в нынешнем году, безусловно, является онлайновое видео (появление iPod video – тому подтверждение). Компания MindShare Interaction провела исследование и пришла к выводу, что в 2007 году объем расходов на видеорекламу в Рунете не превысит показателя в $1 млн. Однако онлайновая видеореклама в России находится лишь на начальном этапе своего развития. Ее популярность будет активно расти, достигнув максимума к началу 2009 года. Сейчас же видеобаннеры в Рунете наиболее популярны у производителей и торговцев автомобилями, а также у производителей различной электронной техники.
Дмитрий Ашманов, генеральный директор MindShare Interaction, так комментирует результаты исследования: "В России видеоконтент пока находится на начальной стадии своего развития, и только его широкое распространение – от интернет-телевидения до видеоблогов, позволит видеорекламе выйти на новый этап. Сегодня мы наблюдаем, как для этого создаются все предпосылки. Активно развиваются видеосервисы на порталах, новостные и аналитические интернет-издания работают над запуском видеоприложений, продакшн-студии и компании создают успешные анимационные видеопроекты для интернета".
И еще на ту же тему. Компания Yahoo объявила о своем намерении добавить видеокомпонент к сервису обмена фотографиями Flickr. Такой шаг, по словам генерального директора Yahoo Video Майка Фолгнера, продиктован желанием компании "максимально разнообразить доступный пользователям Flickr контент". Добавление видео контента делает Flickr прямым конкурентом видеосервиса YouTube. Замечу также, что Yahoo собирается значительно обновить свой видеосервис – как раз в качестве ответа на растущую популярность YouTube. Переработке подвергнется дизайн сервиса; также разработчики обещают полностью изменить систему структурирования контента и добавить большое количество новых функций.
Международные эксперты впервые тщательно изучили рынок интернет-рекламы Украины. По мнению аналитиков, по итогам 2007 года он вырастет на 83% по отношению к 2006 году – до $11 млн. Интернет-сегмент стал самым быстрорастущим из всех составляющих рекламно-коммуникационного рынка страны, хотя по объему остается одним из самых небольших. Интересно, что рынок интернет-рекламы Украины практически полностью повторяет сценарий развития российского рынка, с той разницей, что темпы его роста значительно выше – но так всегда бывает на развивающихся рынках. В целом раскладка участников рынка на Украине совпадает с российской, с той, однако, разницей, что позиции Google – как на рынке поиска, так и на рынке интернет-рекламы – там заметно сильнее. Исторически Google уделял внимания украинскому рынку больше, чем российскому.
Несмотря на свое значительное сходство с российским рынком по части основных этапов развития, по объемам украинскому рынку интернет-рекламы предстоит еще долго расти – по итогам 2006 года объем рынка интернет-рекламы в России составил $210 млн. Эксперты отмечают, что при оценках российского рынка обычно учитывается не столько рынок по географическим границам, сколько по русскоговорящему населению. Рынки России и стран СНГ очень тесно связаны друг с другом, и потребности пользователей в странах СНГ во многом покрываются российскими игроками.
Ну а под конец нынешнего обзора позволю себе добавить немного негатива – не всем же IT-компаниям расти и процветать, в любой отрасли есть свои неудачники. Созданный год назад телекоммуникационный гигант Alcatel-Lucent приносит своим акционерам одни огорчения. По итогам II квартала 2007- го его финансовые потери составили 336 млн. евро. С января компания Alcatel-Lucent подешевела более чем на четверть, до $26 млрд.
А ведь по всем расчетам выходило, что объединенная компания Alcatel-Lucent должна зарабатывать, и немало. Упразднение дублирующих подразделений позволило сократить 10% персонала, что могло дать экономию в $1,7 млрд. Трений между менеджерами двух компаний не было. Еще накануне сделки Alcatel и Lucent сумели договориться о разделении полномочий: бывшая глава Lucent Патриция Руссо стала гендиректором объединенной компании, а экс-начальник Alcatel Серж Чурук – председателем совета директоров. Кресла в самом совете тоже были разделены поровну. Эксперты назвали это слияние образцовым.
Но компании не смогли выбраться из финансового тупика. Рынок телекоммуникационного оборудования стагнирует. Nortel, третий по величине производитель, работающий в этом сегменте (после Cisco и Alcatel-Lucent), также сообщил об убытках. Неудачным был минувший квартал и для Nokia Siemens с Motorola – хотя и не настолько, как для Alcatel-Lucent. Сегодня уровень конкуренции на рынке телекоммуникационного оборудования настолько высок, что производителям ничего не остается, как снижать стоимость своих услуг и продуктов. Плюс расходы "на прогресс": Alcatel- Lucent, к примеру, пришлось списать 298 млн. евро по статье расходов "на развитие 3G-технологий".
Акции телекоммуникационного гиганта упали еще больше после того, как суд США разрешил Microsoft не выплачивать $1,52 миллиарда за нарушение патентных прав Alcatel-Lucent. Прямо противоположное предыдущее решение суда было вынесено в феврале 2007 года и оспорено Microsoft. Теперь судья закрыл патентное разбирательство, но Alcatel-Lucent намерена обжаловать решение. Причиной разбирательства стала технология MP3, которую использует проигрыватель Windows Media Player (WMP) от Microsoft. Alcatel-Lucent пыталась доказать, что технология, используемая WMP для кодирования и декодирования аудиофайлов, нарушает ее права по сразу двум патентам. В свою очередь, Microsoft утверждала, что лицензировала соответствующие технологии у компании Fraunhofer-Gesellschaft, заплатив $16 млн. Новое решение суда Microsoft назвала "победой здравого смысла в патентном законодательстве", в то время как Alcatel-Lucent охарактеризовало его как "шокирующее и тревожное".
А компания AMD продолжает терзать Intel обвинениями в нечестной игре. По оценкам экспертов AMD, дополнительная прибыль, полученная Intel в результате монопольного положения на рынке, за последние 10 лет составила $60 млрд. Расчет строился на открытых данных финансовых отчетов Intel по стандартным методикам. По словам Томаса Маккоя, вице-президента по правовым вопросам AMD, это означает, что миллиарды долларов незаконно перешли от конечных потребителей в карманы Intel.
Исследование показало, что если бы рынок микропроцессоров для ПК был открыт для честной конкуренции, то в течение следующего десятилетия экономия для потребителей и производителей компьютеров составила бы $80 млрд. Миллиарды, которые сэкономили бы производители, позволили бы им увеличить инвестиции в НИОКР, расширить ассортимент и предлагать более инновационные продукты для покупателей, считают в AMD. Для потребителей выгоды от усиления конкуренции состояли бы в экономии порядка 1,5% от розничной цены в $1000 за хороший ПК.
Независимые бизнес-аналитики отмечают, что в мире только четыре компании из 500, имеющих капитал свыше $1 млрд., демонстрируют рентабельность более 16% – Microsoft (38,5%), UST (28,54%), Coca-Cola (16,58%) и Intel (16,01%), – и все они становились объектами антимонопольных разбирательств. Напомню: неделей ранее Европейская комиссия согласилась с доводами компании AMD и официально обвинила Intel в использовании недобросовестных методов конкурентной борьбы.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2007 год в рубрике бизнес