Антология OpenOffice
Часть 1. Что это такое и зачем это нужно?
Свободная альтернатива
Последние 15 лет – собственно, все то время, пока шла компьютеризация бывшего СССР – отечественные пользователи осваивали ПК, абсолютно не задумываясь, что за программное обеспечение надо платить так же, как и за железо. Более того, и сегодня доводится порой встречать пользователей, совершенно искренне уверенных в том, что ПО бесплатно по определению. Другие знают, что платить надо, но без зазрения совести покупают пиратские диски – дескать, Билл Гейтс и так самый богатый человек в мире, не обеднеет. В результате покупателями лицензионных программ становятся либо те, кто приобретает компьютеры (чаще – ноутбуки) от известных мировых брендов с предустановленным ПО, либо очень солидные организации, которые не могут себе позволить нарушать закон ни в чем. (Например, Нацбанк Беларуси пользуется исключительно лицензионным программным обеспечением.) Однако нынешний год во многом становится переломным. В Беларуси, как и в других странах СНГ, до сих пор более 90% используемого ПО – контрафактное, но борцы с компьютерным пиратством уже перешли в решительное наступление. В России прогремело "дело Поносова", да и в Беларуси уже заведено несколько уголовных дел по фактам использования нелицензионного ПО. В условиях, когда за софтверный контрафакт грозит вполне реальное наказание, все больше пользователей задумывается: можно ли сделать так, чтобы и закон не нарушать, и денег за используемые программы не платить? Конечно, можно. Более того, современное свободное ПО способно решать практически любые задачи, включая те, которые еще несколько лет назад были "по зубам" только проприетарным пакетам. Один конкретный случай замены платного ПО адекватным ему бесплатным мы рассмотрим очень подробно.
Самым распространенным программным обеспечением для ПК (не считая, конечно, операционных систем), несомненно, являются пакеты офисных программ. Из них самыми распространенными в мире на сегодняшний день, безусловно, стали Microsoft Office и его более дешевая "урезанная" версия под названием Microsoft Works. Благодаря пиратам Microsoft Office распространился у нас настолько, что умение работать с входящими в него программами воспринимается как синоним умения работать на ПК вообще. Однако, как мы уже сказали, пришло время заменять пиратское ПО чем-то другим. Чем же можно заменить вездесущий Microsoft Office?
На самом деле, пакетов офисных программ, в том числе и бесплатных, существует достаточно много. Целый ряд их мы описывали на страницах "КГ". Однако в реальности конкуренцию весьма и весьма "навороченному" Microsoft Office способен составить только один свободно распространяемый продукт – OpenOffice. Более того, OpenOffice.org 2.0, который я собираюсь рассмотреть во всех подробностях, не только соответствует, но и превосходит по набору функциональных возможностей конкурирующий Microsoft Office, не говоря уже про другие, заметно более слабые офисные пакеты. OpenOffice.org (далее я часто буду использовать аббревиатуру ООо) изначально свободен для любого использования и распространяется бесплатно. Многие возможности, которые доступны как дополнения за отдельную плату в других офисных наборах (подобно экспорту в PDF), также свободны в OOo. Использование этого офисного пакета не предусматривает никаких скрытых расходов сейчас или в будущем.
Ключевой принцип идеологии OpenOffice – открытость для всех. OOo 2.0 работает на различных аппаратных архитектурах и под операционными системами Microsoft Windows, Mac OS X, Linux, FreeBSD, Irix и Sun Solaris. Готовится также реализация OOo 2.0 для BeOS. Существует версия пакета OOo для ОС Windows с возможностью использования без установки. Это позволяет запускать пакет, например, с флеш-накопителя, реализуя крайне популярную сейчас концепцию "офис на флешке".
Пользовательский интерфейс OpenOffice реализован на более чем 40 языках. В целом же проект OOo предоставляет орфографические словари, словари переносов и тезауруса для более чем 70 языков и диалектов. OOo также обеспечивает поддержку сложного форматирования текста и языков с направлением письма справа налево (например, хинди, иврит, арабский).
Все программы, входящие в состав OpenOffice, очень похожи друг на друга. Визуально отличаются они лишь тем, что каждая из программ ставит на панель управления свои, специфические для нее инструменты. Но общая идеология работы с пакетом от этого не меняется.
OOo 2.0 использует OpenDocument XML (eXtensible Markup Language) – формат файла, разработанный OASIS ("Организация для продвижения структурированных информационных стандартов") как промышленный стандарт. Такие файлы могут легко быть прочитаны в любом текстовом редакторе, их структура открыта и опубликована. Кроме того, в OpenOffice особое внимание уделено совместимости файлов. OOo предоставляет возможность экспорта в форматы PDF и Flash, а также поддерживает открытие и сохранение файлов в большинстве распространенных форматов, включая Microsoft Office, HTML, XML, WordPerfect и Lotus 123.
Структурные компоненты OpenOffice.org крайне плотно интегрированы друг с другом. Все компоненты совместно используют общий модуль проверки орфографии и другие инструменты, которые в разной мере используются во всем наборе. Например, инструменты рисования, доступные в Writer, аналогично можно применить в Calc, а их более развитые версии присутствуют в Impress и Draw. С плотной интеграцией компонентов сочетается и высокая модульность. В большинстве офисных пакетов изменение одного параметра затрагивает все компоненты. OОo применяет иной подход: параметры могут быть установлены на уровне одного приложения или даже на уровне конкретного документа.
Важный момент – открытость исходных текстов OpenOffice. Поскольку программы этого пакета распространяются в соответствии с лицензией Open Source, любой пользователь может распространять, копировать и изменять программное обеспечение в меру своего желания. Конечно, мало кто реально использует эту возможность, но сам факт ее присутствия добавляет уникальности OpenOffice.
Переход на OpenOffice в большинстве случаев не составляет большого труда для опытных пользователей MS Office. В конце концов, общие принципы построения офисных программ едины во всей софтверной индустрии. Тем не менее, между этими офисными пакетами имеется и существенная разница. Чтобы без проблем сменить платный "офис" на бесплатный аналог, имеет смысл сначала изучить особенности работы в OpenOffice. Впрочем, если вы просто внимательно прочитаете все части начатого нами "сериала" "Антология OpenOffice", эффект будет примерно тем же, что и от учебных курсов. Мы так и задумали.
История и современность OpenOffice
OpenOffice.org с самого начала создавался как свободный пакет офисных приложений, разработанный, чтобы составить альтернативу Microsoft Office как на уровне форматов, так и на уровне инструментов и интерфейса пользователя. Неудивительно, что OOo одним из первых начал поддерживать новый открытый формат OpenDocument (ISO/IEC 26300).
OOo основан на коде другого известного в 90-х годах офисного пакета – StarOffice. Код StarOffice изначально разрабатывался немецкой компанией StarDivision в рамках собственного проекта и распространялся по схеме двойного лицензирования: по лицензиям LGPL и SISSL. В 1999 году код StarOffice был куплен корпорацией Sun Microsystems. В августе 1999 версия StarOffice 5.2 была сделана бесплатной. 19 июля 2000 года Sun Microsystems сообщила, что делает исходный код StarOffice доступным для скачивания одновременно под лицензиями LGPL и SISSL с намерением создать вокруг программного обеспечения сообщество для разработки открытого исходного кода. Новый проект стал известен как OpenOffice.org; одноименный сайт начал работу 13 октября 2000 года. 3 сентября 2005-го компания Sun Microsystems объявила об отказе от SISSL для всех своих открытых проектов, и пакет с тех пор распространяется только по лицензии LGPL.
Интересно, что Sun финансировала разработку OpenOffice.org с целью использовать его в качестве основы для своего проприетарного приложения StarOffice, которое планировалось в новых версиях вновь сделать коммерческим продуктом. Версии StarOffice, начиная с 6.0, базировались на исходном коде OpenOffice.org с некоторыми дополнительными собственническими компонентами. OpenOffice.org, наоборот, заимствовал много особенностей из оригинального StarOffice, на которых базировался в том числе формат файлов OpenOffice.org XML, который начиная с версии 2.0 был заменен на OpenDocument.
В начале 2003 года началась работа над наиболее распространенной сейчас версией OpenOffice 2.0. Перед сообществом разработчиков были поставлены задачи:
- улучшить взаимодействие с Microsoft Office;
- повысить производительность: снизить требования к памяти и увеличить скорость работы;
- улучшить скриптовый язык;
- улучшить интеграцию, в частности с GNOME;
- облегчить интерфейс работы с базами данных: front-end для создания отчетов, форм и запросов;
- создать новую встроенную SQL-базу;
- в целом модернизировать пользовательский интерфейс.
Бета-версия OpenOffice.org 2.0 была выпущена 4 марта 2005 года. Формальный публичный релиз OpenOffice.org 2.0 состоялся 20 октября 2005. Через восемь недель после релиза было выпущено обновление, OpenOffice.org 2.0.1, которое исправляло некритические ошибки и обладало новыми возможностями. Начиная с выхода 2.0.3, разработчики OpenOffice.org сменили периодичность релизов с 18-месячной на выпуск обновлений, улучшений и исправлений ошибок каждые три месяца.
На сегодняшний день OpenOffice уже давно вышел за рамки офисного пакета для домашних ПК. Его активно использует сектор SOHO (Small Office – Home Office), для которого затраты на приобретение и поддержку ПО класса MS Office всегда были достаточно чувствительными. Кроме того, в Европе в последнее время на OpenOffice (установленный под Linux) все активнее переходят органы государственного и муниципального управления. Среди наиболее свежих примеров – парламент Италии, мэрии Амстердама, Мюнхена и Барселоны, кабинет министров Франции. Как правило, европейские структуры разом отказываются от всего ПО Microsoft – переходят на Linux, а OpenOffice в этих условиях оказывается наилучшим решением для делопроизводства.
Системные требования OpenOffice.org 2.0:
- Microsoft Windows 98, Windows ME, Windows 2000 (Service Pack 2 или выше), Windows XP или Windows 2003;
- GNU/Linux Kernel version 2.2.13 и glibc 2.2.0 или более новая;
- Mac OS X 10.3.x (рекомендуется 10.3.5), Mac OS X 10.4.x, требуется X11;
- Solaris версии 8 или выше.
Денис Лавникевич
Свободная альтернатива
Последние 15 лет – собственно, все то время, пока шла компьютеризация бывшего СССР – отечественные пользователи осваивали ПК, абсолютно не задумываясь, что за программное обеспечение надо платить так же, как и за железо. Более того, и сегодня доводится порой встречать пользователей, совершенно искренне уверенных в том, что ПО бесплатно по определению. Другие знают, что платить надо, но без зазрения совести покупают пиратские диски – дескать, Билл Гейтс и так самый богатый человек в мире, не обеднеет. В результате покупателями лицензионных программ становятся либо те, кто приобретает компьютеры (чаще – ноутбуки) от известных мировых брендов с предустановленным ПО, либо очень солидные организации, которые не могут себе позволить нарушать закон ни в чем. (Например, Нацбанк Беларуси пользуется исключительно лицензионным программным обеспечением.) Однако нынешний год во многом становится переломным. В Беларуси, как и в других странах СНГ, до сих пор более 90% используемого ПО – контрафактное, но борцы с компьютерным пиратством уже перешли в решительное наступление. В России прогремело "дело Поносова", да и в Беларуси уже заведено несколько уголовных дел по фактам использования нелицензионного ПО. В условиях, когда за софтверный контрафакт грозит вполне реальное наказание, все больше пользователей задумывается: можно ли сделать так, чтобы и закон не нарушать, и денег за используемые программы не платить? Конечно, можно. Более того, современное свободное ПО способно решать практически любые задачи, включая те, которые еще несколько лет назад были "по зубам" только проприетарным пакетам. Один конкретный случай замены платного ПО адекватным ему бесплатным мы рассмотрим очень подробно.
Самым распространенным программным обеспечением для ПК (не считая, конечно, операционных систем), несомненно, являются пакеты офисных программ. Из них самыми распространенными в мире на сегодняшний день, безусловно, стали Microsoft Office и его более дешевая "урезанная" версия под названием Microsoft Works. Благодаря пиратам Microsoft Office распространился у нас настолько, что умение работать с входящими в него программами воспринимается как синоним умения работать на ПК вообще. Однако, как мы уже сказали, пришло время заменять пиратское ПО чем-то другим. Чем же можно заменить вездесущий Microsoft Office?
На самом деле, пакетов офисных программ, в том числе и бесплатных, существует достаточно много. Целый ряд их мы описывали на страницах "КГ". Однако в реальности конкуренцию весьма и весьма "навороченному" Microsoft Office способен составить только один свободно распространяемый продукт – OpenOffice. Более того, OpenOffice.org 2.0, который я собираюсь рассмотреть во всех подробностях, не только соответствует, но и превосходит по набору функциональных возможностей конкурирующий Microsoft Office, не говоря уже про другие, заметно более слабые офисные пакеты. OpenOffice.org (далее я часто буду использовать аббревиатуру ООо) изначально свободен для любого использования и распространяется бесплатно. Многие возможности, которые доступны как дополнения за отдельную плату в других офисных наборах (подобно экспорту в PDF), также свободны в OOo. Использование этого офисного пакета не предусматривает никаких скрытых расходов сейчас или в будущем.
Ключевой принцип идеологии OpenOffice – открытость для всех. OOo 2.0 работает на различных аппаратных архитектурах и под операционными системами Microsoft Windows, Mac OS X, Linux, FreeBSD, Irix и Sun Solaris. Готовится также реализация OOo 2.0 для BeOS. Существует версия пакета OOo для ОС Windows с возможностью использования без установки. Это позволяет запускать пакет, например, с флеш-накопителя, реализуя крайне популярную сейчас концепцию "офис на флешке".
Пользовательский интерфейс OpenOffice реализован на более чем 40 языках. В целом же проект OOo предоставляет орфографические словари, словари переносов и тезауруса для более чем 70 языков и диалектов. OOo также обеспечивает поддержку сложного форматирования текста и языков с направлением письма справа налево (например, хинди, иврит, арабский).
Все программы, входящие в состав OpenOffice, очень похожи друг на друга. Визуально отличаются они лишь тем, что каждая из программ ставит на панель управления свои, специфические для нее инструменты. Но общая идеология работы с пакетом от этого не меняется.
OOo 2.0 использует OpenDocument XML (eXtensible Markup Language) – формат файла, разработанный OASIS ("Организация для продвижения структурированных информационных стандартов") как промышленный стандарт. Такие файлы могут легко быть прочитаны в любом текстовом редакторе, их структура открыта и опубликована. Кроме того, в OpenOffice особое внимание уделено совместимости файлов. OOo предоставляет возможность экспорта в форматы PDF и Flash, а также поддерживает открытие и сохранение файлов в большинстве распространенных форматов, включая Microsoft Office, HTML, XML, WordPerfect и Lotus 123.
Структурные компоненты OpenOffice.org крайне плотно интегрированы друг с другом. Все компоненты совместно используют общий модуль проверки орфографии и другие инструменты, которые в разной мере используются во всем наборе. Например, инструменты рисования, доступные в Writer, аналогично можно применить в Calc, а их более развитые версии присутствуют в Impress и Draw. С плотной интеграцией компонентов сочетается и высокая модульность. В большинстве офисных пакетов изменение одного параметра затрагивает все компоненты. OОo применяет иной подход: параметры могут быть установлены на уровне одного приложения или даже на уровне конкретного документа.
Важный момент – открытость исходных текстов OpenOffice. Поскольку программы этого пакета распространяются в соответствии с лицензией Open Source, любой пользователь может распространять, копировать и изменять программное обеспечение в меру своего желания. Конечно, мало кто реально использует эту возможность, но сам факт ее присутствия добавляет уникальности OpenOffice.
Переход на OpenOffice в большинстве случаев не составляет большого труда для опытных пользователей MS Office. В конце концов, общие принципы построения офисных программ едины во всей софтверной индустрии. Тем не менее, между этими офисными пакетами имеется и существенная разница. Чтобы без проблем сменить платный "офис" на бесплатный аналог, имеет смысл сначала изучить особенности работы в OpenOffice. Впрочем, если вы просто внимательно прочитаете все части начатого нами "сериала" "Антология OpenOffice", эффект будет примерно тем же, что и от учебных курсов. Мы так и задумали.
История и современность OpenOffice
OpenOffice.org с самого начала создавался как свободный пакет офисных приложений, разработанный, чтобы составить альтернативу Microsoft Office как на уровне форматов, так и на уровне инструментов и интерфейса пользователя. Неудивительно, что OOo одним из первых начал поддерживать новый открытый формат OpenDocument (ISO/IEC 26300).
OOo основан на коде другого известного в 90-х годах офисного пакета – StarOffice. Код StarOffice изначально разрабатывался немецкой компанией StarDivision в рамках собственного проекта и распространялся по схеме двойного лицензирования: по лицензиям LGPL и SISSL. В 1999 году код StarOffice был куплен корпорацией Sun Microsystems. В августе 1999 версия StarOffice 5.2 была сделана бесплатной. 19 июля 2000 года Sun Microsystems сообщила, что делает исходный код StarOffice доступным для скачивания одновременно под лицензиями LGPL и SISSL с намерением создать вокруг программного обеспечения сообщество для разработки открытого исходного кода. Новый проект стал известен как OpenOffice.org; одноименный сайт начал работу 13 октября 2000 года. 3 сентября 2005-го компания Sun Microsystems объявила об отказе от SISSL для всех своих открытых проектов, и пакет с тех пор распространяется только по лицензии LGPL.
Интересно, что Sun финансировала разработку OpenOffice.org с целью использовать его в качестве основы для своего проприетарного приложения StarOffice, которое планировалось в новых версиях вновь сделать коммерческим продуктом. Версии StarOffice, начиная с 6.0, базировались на исходном коде OpenOffice.org с некоторыми дополнительными собственническими компонентами. OpenOffice.org, наоборот, заимствовал много особенностей из оригинального StarOffice, на которых базировался в том числе формат файлов OpenOffice.org XML, который начиная с версии 2.0 был заменен на OpenDocument.
В начале 2003 года началась работа над наиболее распространенной сейчас версией OpenOffice 2.0. Перед сообществом разработчиков были поставлены задачи:
- улучшить взаимодействие с Microsoft Office;
- повысить производительность: снизить требования к памяти и увеличить скорость работы;
- улучшить скриптовый язык;
- улучшить интеграцию, в частности с GNOME;
- облегчить интерфейс работы с базами данных: front-end для создания отчетов, форм и запросов;
- создать новую встроенную SQL-базу;
- в целом модернизировать пользовательский интерфейс.
Бета-версия OpenOffice.org 2.0 была выпущена 4 марта 2005 года. Формальный публичный релиз OpenOffice.org 2.0 состоялся 20 октября 2005. Через восемь недель после релиза было выпущено обновление, OpenOffice.org 2.0.1, которое исправляло некритические ошибки и обладало новыми возможностями. Начиная с выхода 2.0.3, разработчики OpenOffice.org сменили периодичность релизов с 18-месячной на выпуск обновлений, улучшений и исправлений ошибок каждые три месяца.
На сегодняшний день OpenOffice уже давно вышел за рамки офисного пакета для домашних ПК. Его активно использует сектор SOHO (Small Office – Home Office), для которого затраты на приобретение и поддержку ПО класса MS Office всегда были достаточно чувствительными. Кроме того, в Европе в последнее время на OpenOffice (установленный под Linux) все активнее переходят органы государственного и муниципального управления. Среди наиболее свежих примеров – парламент Италии, мэрии Амстердама, Мюнхена и Барселоны, кабинет министров Франции. Как правило, европейские структуры разом отказываются от всего ПО Microsoft – переходят на Linux, а OpenOffice в этих условиях оказывается наилучшим решением для делопроизводства.
Системные требования OpenOffice.org 2.0:
- Microsoft Windows 98, Windows ME, Windows 2000 (Service Pack 2 или выше), Windows XP или Windows 2003;
- GNU/Linux Kernel version 2.2.13 и glibc 2.2.0 или более новая;
- Mac OS X 10.3.x (рекомендуется 10.3.5), Mac OS X 10.4.x, требуется X11;
- Solaris версии 8 или выше.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2007 год в рубрике soft