IT-корпорации: история Motorola
Корпорация Motorola, как и многие звезды IT-индустрии, — детище одного-единственного харизматического лидера. Вся ее история так или иначе связана с понятием "радиосвязь", и даже в компьютерную индустрию Motorola пришла именно из рынка телекоммуникаций.
Корпорация одного человека
Пол Галвин родился в Гарварде 29 июня 1895 г. Способности бизнесмена проявились у него уже в школе, когда вместо посещения уроков тринадцатилетний Пол продавал воздушную кукурузу на вокзале родного города. Галвин зарабатывал привокзальной торговлей вплоть до своего поступления в Университет штата Иллинойс в 1914 году. Именно в университете Пол осознал, что вся его жизнь и бизнес-карьера будет связана с электричеством. В 1920 году вместе с коллегой по работе Эдвардом Стюартом Пол Галвин решил открыть компанию по производству батареек в штате Висконсин. Но Stewart-Galvin Battery Company протянула только три года. В 1923 году правительство закрыло компанию за неуплату налогов. Через три года Галвин вновь вместе со старым партнером Эдвардом Стюартом организует производство батареек, на этот раз в Чикаго. Но и эта компания смогла продержаться на плаву лишь два года. Однако Пол не сдавался. Он взял последние $750 и купил на аукционе по распродаже имущества разорившихся компаний оборудование для производства сетевых источников питания. Ни на что другое денег у Галвина уже не оставалось. Спас положение младший брат Джозеф, который согласился войти в долю и прибавил к активам компании $565 на текущие расходы. Так 25 сентября 1928 г. на свет появилась Galvin Manufacturing Corporation, впоследствии ставшая всемирно известной Motorola.
Galvin Manufacturing Corporation располагалась в Чикаго. Согласно платежной ведомости, за первую неделю работы пятерым сотрудникам заплатили $63. Выпускаемые корпорацией сетевые выпрямители предназначались для тех, кто слушал переносное радио дома и не хотел лишний раз тратиться на батарейки. Эта продукция Galvin пользовалась успехом, но получаемая прибыль была слишком мала. Нужно было производить что-то еще. И в этот момент Пол принял то самое бизнес-решение, которое предопределило все будущее корпорации. Он решил объединить два самых страстных увлечения американцев того времени — автомобили и радио. Технически это было непросто (напомню, приемники тогда быди ламповые). Из-за помех от генератора и распределителя зажигания радио очень плохо работало в машинах: чтобы послушать передачу, приходилось выключать двигатель. Кроме того, радиолампы были очень хрупкими. Да и сама идея... Согласно корпоративной легенде, когда инженер Уильям Леар предложил Галвину создать автомобильное радио, тот заявил: "Если такое радио и возможно, его тут же запретят — ведь оно будет отвлекать водителя от дороги". Однако уже через несколько месяцев Галвин увидел в Нью-Йорке объявление, где предлагалось на заказ за $240 установить в машине (стоившей $650) компактное радио. Сопоставив цены и кое-что прикинув, Галвин немедленно вернулся в Чикаго и поставил перед сотрудниками задачу: сделать автомобильное радио дешевле $240. По ходу разработки пришлось решить массу проблем: как установить радио в машине, как защитить электронные компоненты от помех, как заставить радио не ломаться на ухабах. Демонстрировать новинку решили на съезде Ассоциации производителей радиоприемников в Атлантик-Cити. За два дня до съезда рабочая модель была готова, но на проверку времени уже не было. Ее смонтировали в "Студебеккере" Пола, и он отлаживал ее по дороге из Чикаго в Атлантик-Cити. Несколько дней Пол и его жена демонстрировали радио в тесном пространстве кабины. Стоила эта модель $110. Как потом вспоминал Пол, "люди находили идею устанавливать радио в автомобиле странной, а некоторые были уверены, что оно может сломать двигатель". Но все же к концу съезда Пол получил несколько подрядов, и уже в том же 1930 году продажи компании составляли $287.000, с небольшим убытком в $3.745. Этот убыток оказался последним, который компания получила под руководством Пола. Именно в этот момент родилась торговая марка Motorola: Пол Галвин придумал это название для новой продукции компании, объединив в нем понятия "движение" и "радио". С этого момента вся продукция Galvin Manufacturing Corporation выходила на рынок под маркой Motorola.
Взять радиостанцию с собой
Скоро начался выпуск и переносных радиоприемников. К 1936 году радио было у половины американских семей, и Пол начал искать новые рынки. Неожиданно новым направлением бизнеса стали армейские рации: на пороге стояла II мировая война. В то время в армии использовались радиостанции, еле помещавшиеся в рюкзаке и позволявшие либо говорить, либо слушать. Пол же решил предложить американской армии дуплексную радиосвязь. Чтобы стимулировать нужные разработки, в 1940 году он пригласил на работу профессора Университета штата Коннектикут Дэниела Ноубла. Профессор был пионером разработок в области радиосвязи с частотной модуляцией и технологии полупроводников, — все это было остро необходимо Motorola. В том же году была создана армейская дуплексная рация с амплитудной модуляцией весом 2 кг, названная Handie-talkie. Новое устройство открыло компании дорогу к военным заказам, и на годы второй мировой армия стала крупнейшим заказчиком Galvin. Через три года на смену Handie-talkie пришла более миниатюрная рация с частотной модуляцией Walkie-talkie. Хэнди-токи имела дальность связи 15 миль, уоки-токи — полноценные 30 (с выпущенной на всю длину в 3,6 м антенной). Эта модель стала родоначальницей класса карманных раций, которые до сих пор называют просто "уоки-токи". Всего за время войны компания выпустила 130.000 армейских раций. Интересный факт: в 1942 году правительство США запретило производство автомобилей для гражданских нужд, но благодаря военным заказам прибыли компании Galvin даже не снизились. Однако Пол настоял, чтобы 125.000 оставшихся на складах компании автомобильных радио были переделаны в домашние радиоприемники и пущены в продажу. В результате компания Galvin сохранила свою оставшуюся было не у дел дистрибьюторскую сеть.
Показывая людям мир
Война заканчивалась, и компании требовался новый ключевой продукт. В 1945 году большинство армейских заказов было отменено, но еще в 1943 году внимание Галвина привлекло телевидение. В США первый телевизионный приемник продемонстрировала "Радиокорпорация Америки" (RCA) еще в 1939 году. RCA выпускала телевизоры с диагональю экрана 10 дюймов по цене $300. Галвин предложил своим инженерам сделать телевизор с диагональю семь дюймов, но более дешевый. Сказано — сделано: в 1947 году телевизор "Золотой взгляд" был готов к выходу на рынок. Его цена составила $179,95, что сделало телевизор массовой продукцией. Лишь за первый год было продано 100.000 штук. Тогда же Galvin Manufacturing Corporation была переименована по названию своей самой популярной торговой марки в Motorola. Благодаря телевизорам в 1949 году продажи вернулись на уровень 1944 года и более чем удвоились в 1950-м. А в 1956 году Motorola выпустила первый в мире пейджер — радиоприемник, получающий только адресованные ему сообщения. Среди первых пейджеры взяли на вооружение сотрудники больниц и менеджеры. Еще в 1950 году 50-летний Пол Галвин начал готовить своего единственного сына Роберта себе в преемники. В 1948 году 26-летний Роберт Галвин стал исполнительным вице-президентом Motorola, а в 1956 году — президентом. Но отец пристально следил за делами до самой своей смерти в 1959 году. Уже в старости Роберт вспоминал: "Отец никогда не имел четко продуманного плана развития компании, но он был прирожденным импровизатором, находившим все новые и новые возможности для применения радио".
История прогресса
Можно не кривя душой сказать, что история компании Motorola — это история технического (читай: электронного) прогресса человечества в ХХ веке. Именно в этом ключе я и составил приведенную ниже хронологию.
1920-е
1928 г. Пол Галвин и его брат Джозеф Галвин покупают предприятие по производству выпрямителей переменного тока, принадлежавшее обанкротившейся "Стюарт Сторэдж Баттери Компани" в Чикаго. 25 сентября 1928 г. они учреждают "Галвин Маньюфакчуринг Корпорейшн". Вскоре "Галвин Маньюфакчуринг Корпорейшн" снимает свой первый офис. В нем работают пять сотрудников, сумма платежной ведомости за первую неделю составляет $63. К активам корпорации относятся $565 наличными, оборудование стоимостью $750, а также чертежи "заменителя батареек" (выпрямителя) — он-то и стал первой продукцией компании.
1930-е
1930 г. "Галвин Маньюфакчуринг Корпорейшн" производит первый реально применимый на практике и доступный по цене автомобильный радиоприемник. 1936 г. "Полис Крузер" — авторадиоприемник с амплитудной модуляцией для полицейских. Он был настроен на единственную частоту, чтобы принимать сообщения для полиции. Это первая попытка выхода продукции Motorola в новую сферу радиосвязи.
1937 г. Новая серия бытовых радиоприемников. Радио есть уже более чем у половины американских семей. Motorola стремится обеспечить ими вторую половину.
1938 г. Развернулась общенациональная рекламная кампания с использованием печатных СМИ, дорожных щитов и уличной рекламы — "Приемник — в каждый дом".
1940-е
1940 г. Дэниел Ноубл — пионер разработок в области радиосвязи с частотной модуляцией и технологии полупроводников — поступает в Motorola на должность руководителя научных исследований. Создается Подразделение связи. В 1941 году организуется корпорация-филиал, ответственная за реализацию продукции "Motorola Коммьюникейшнз энд Электроникс Инкорпорейтед". В том же году Motorola разрабатывает первую переносимую в одной руке приемопередающую радиостанцию для армии США. Портативная рация с амплитудной модуляцией "Хэнди-Токи" становится для американцев одним из символов второй мировой.
1941 г. В штате Кентукки устанавливается первая комплексная полицейская приемопередающая радиосистема Motorola с амплитудной модуляцией. Motorola внедряет первую коммерческую серию приемопередающих радиоустройств с ЧМ.
1943 г. Первая ручная портативная приемопередающая радиостанция с ЧМ — "уоки-токи" — была разработана в Motorola Дэном Ноублом. Она тут же отправилась на войну.
1947 г. Товарный знак Motorola уже так широко известен, что название компании — "Галвин Маньюфакчуринг Корпорейшн" — сменяется на "Motorola Инкорпорейтед".
1948 г. Первая продукция Motorola в телевизионном секторе — телевизор "Голден Вью" VT71 за $179 — стал первой моделью телевизора по цене ниже $200.
1948 г. Motorola начинает поставлять авторадиоприемники на заводы "Форд" и "Крайслер". Вскоре компании отдается производство и всех радиоприемников для "Дженерал Моторс".
1949 г. При создании серии приемопередающих радиоустройств с ЧМ "Диспетчер" компания воспользовалась тем, что был расширен диапазон частот, выделенных для гражданских пользователей.
1949 г. Дэниел Ноубл открывает научно-исследовательское предприятие Motorola в Фениксе, штат Аризона. Только что изобретены транзисторы, и Ноубл помогает Motorola стать одним из крупнейших в мире производителей полупроводников.
1950-е
1955 г. Motorola принимает новый логотип компании в виде буквы М, напоминающий летучую мышь.
1956 г. Первой потребительской продукцией Motorola, собранной с использованием транзисторов, стал автомобильный радиоприемник.
1956 г. Изобретен еще один прибор радиосвязи — компактный радиоприемник под названием "пейджер".
1956 г. Роберт Галвин провозглашается президентом компании Motorola Inc. Пол Галвин избран председателем совета и становится главным администратором.
1956 г. Motorola становится коммерческим производителем и поставщиком полупроводников другим производителям. Создается Подразделение продукции на основе полупроводников.
1959 г. Motorola внедряет "Мотрак" — первую двустороннюю мобильную радиостанцию с блоком питания и приемником полностью на транзисторах. "Мотрак" стоит вдвое дороже моделей-предшественников, но превосходно раскупается.
1959 г. Портативный карманный радиоприемник Х-11 — первый полностью транзисторный радиоприемник Motorola.
1960-е
1961 г. Синхронный генератор становится экономичной заменой для менее долговечного автогенератора. Подразделение автомобильной продукции начинает производство синхронных генераторов, благодаря чему компания утверждается как поставщик "подкапотной" электроники.
1962 г. В полете к Венере космический аппарат "Маринер-2" использовал ретранслятор Motorola для обеспечения радиосвязи на расстоянии 87 млн км. 1962 г. Motorola внедряет полностью транзисторную портативную приемопередающую радиостанцию "Хэнди-Токи" НТ-200 FM. Рация весом 936 г. получила название "кирпич".
1964 г. Совместно с "Нэшнл Видео" Motorola создает первую прямоугольную электронно-лучевую трубку для цветного телевизора, которая быстро становится стандартом отрасли.
1965 г. По мере того, как снижается себестоимость производства полупроводников, расширяется их применение в бытовой электронной технике, что приводит к возникновению обширного рынка. Motorola создает полную гамму дешевых транзисторов в пластмассовом корпусе. Конструкция этих устройств в конечном счете перенимается всей полупроводниковой промышленностью.
1967 г. К логотипу компании добавляется окружность.
1967 г. Motorola внедряет серию цветных телевизоров "Квазар" — первых в Америке цветных телеприемников, полностью собранных на транзисторах. Их конструкция обеспечивает простоту ремонта — особенность, подчеркнутую в слогане "Works in a Drawer" ("Завод в выдвижном ящике").
1967-1978 гг. Motorola строит предприятия во многих странах, в том числе в Австралии, Англии, Мексике и Пуэрто-Рико. Во Франции и Японии создаются совместные предприятия по производству автомобильной и иной продукции.
1969 г. Первые слова космонавта Нила Армстронга, сказанные на Луне, передаются на Землю через ретранслятор, разработанный и произведенный Подразделением электронной продукции по государственным заказам компании Motorola.
1969 г. Выпущенная "Моторолой" новая портативная рация с ЧМ в два раза меньше и легче предшествовавшей модели НТ-200. Эта новая модель — НТ-220 "Хэнди-Токи" — основана на использовании двух интегральных схем особой конструкции, заменивших в общей сложности 51 самостоятельную деталь.
1970-е
1971 г. Радиоприемник Motorola установлен на луноходе "Ровер" для обеспечения голосовой связи на расстоянии 386 тыс. км между Землей и Луной. Этот приемник в сто раз более чувствителен, чем обычный радиоприемник, устанавливаемый в автомобилях, и при этом весит всего лишь 680 г. 1974 г. Motorola начинает производство своего первого микропроцессора — 6800. Предприятия Motorola по производству бытовых телевизоров включая выпускаемые под знаменитой маркой "Квазар" проданы.
1976 г. Motorola открывает международную штаб-квартиру компании в предместье Чикаго.
1977 г. Тестируется экспериментальная радиотелефонная система, названная "сотовой" по аналогии с "сотами" — схемой расположения базовых станций. 1978 г. Motorola внедряет серию управляемых компьютером радиосистем и устройств связи, основанных на использовании транкинга, что позволяет операторам рационально использовать перегруженные участки диапазона.
1979 г. Motorola внедряет свой первый 16-битный микропроцессор — 68000. Обладая быстродействием до двух миллионов операций в секунду, он используется для выполнения программ научных разработок и в сфере бизнеса.
1979 г. Развернута охватившая всю компанию программа повышения качества.
1990-е
1990 г. Подразделение электронной продукции по государственным заказам поставляет радиооборудование для телескопов Galileo, Magellan и Hubble Spaсe.
1991 г. Продолжается разработка спутниковой системы связи, которая обеспечит возможность соединения абонента в любой точке земного шара. Система Iridium состоит из маленьких низкоорбитальных спутников, связанных в единую сеть.
1993 г. В новом микропроцессоре Power PC, созданном совместно Apple Computer, IBM и Motorola, используется технология Reduced Instruction Set Computer (RISC) для увеличения скорости работы.
1993 г. Годовой спрос на пейджеры в Китае возрастает почти до 4 млн. Motorola выпускает пейджеры в Китае, Индии, Японии, Сингапуре и Южной Корее, а также в Европе и двух Америках.
1994 г. Сектор сообщений, информации и медиа (MIMS) начинает развитие технологий и рынков для неголосовых беспроводных сообщений и
мультимедийных продуктов.
1995 г. Расширенная система интегрированной доставки (Integrated Dispatch Enhanced Network — iDEN) совмещает технологии беспроводной доставки данных и систем сообщений.
1996 г. Переносной телефон StarTAC — самый маленький и легкий спутниковый телефон в мире.
1996 г. Motorola объявляет о создании системы спутниковой связи M-Star для глобальной высокоскоростной передачи голосовых и видеоданных. 1996 г. Радио Forte, имеющее программное обеспечение для распознавания рукописного текста и функцию двусторонней радиосвязи, получает Премию промышленного дизайна оборудования связи.
1997 г. Кристофер Галвин, внук основателя Пола Галвина, назначен директором компании Motorola.
1998 г. Motorola перестраивает свой коммуникационный бизнес для эффективного распределения ресурсов, а также быстрой и адекватной реакции на ожидания потребителей.
1999 г. Выпущен на рынок самый маленький и легкий сотовый телефон v3688.
Денис Лавникевич
Корпорация одного человека
Пол Галвин родился в Гарварде 29 июня 1895 г. Способности бизнесмена проявились у него уже в школе, когда вместо посещения уроков тринадцатилетний Пол продавал воздушную кукурузу на вокзале родного города. Галвин зарабатывал привокзальной торговлей вплоть до своего поступления в Университет штата Иллинойс в 1914 году. Именно в университете Пол осознал, что вся его жизнь и бизнес-карьера будет связана с электричеством. В 1920 году вместе с коллегой по работе Эдвардом Стюартом Пол Галвин решил открыть компанию по производству батареек в штате Висконсин. Но Stewart-Galvin Battery Company протянула только три года. В 1923 году правительство закрыло компанию за неуплату налогов. Через три года Галвин вновь вместе со старым партнером Эдвардом Стюартом организует производство батареек, на этот раз в Чикаго. Но и эта компания смогла продержаться на плаву лишь два года. Однако Пол не сдавался. Он взял последние $750 и купил на аукционе по распродаже имущества разорившихся компаний оборудование для производства сетевых источников питания. Ни на что другое денег у Галвина уже не оставалось. Спас положение младший брат Джозеф, который согласился войти в долю и прибавил к активам компании $565 на текущие расходы. Так 25 сентября 1928 г. на свет появилась Galvin Manufacturing Corporation, впоследствии ставшая всемирно известной Motorola.
Galvin Manufacturing Corporation располагалась в Чикаго. Согласно платежной ведомости, за первую неделю работы пятерым сотрудникам заплатили $63. Выпускаемые корпорацией сетевые выпрямители предназначались для тех, кто слушал переносное радио дома и не хотел лишний раз тратиться на батарейки. Эта продукция Galvin пользовалась успехом, но получаемая прибыль была слишком мала. Нужно было производить что-то еще. И в этот момент Пол принял то самое бизнес-решение, которое предопределило все будущее корпорации. Он решил объединить два самых страстных увлечения американцев того времени — автомобили и радио. Технически это было непросто (напомню, приемники тогда быди ламповые). Из-за помех от генератора и распределителя зажигания радио очень плохо работало в машинах: чтобы послушать передачу, приходилось выключать двигатель. Кроме того, радиолампы были очень хрупкими. Да и сама идея... Согласно корпоративной легенде, когда инженер Уильям Леар предложил Галвину создать автомобильное радио, тот заявил: "Если такое радио и возможно, его тут же запретят — ведь оно будет отвлекать водителя от дороги". Однако уже через несколько месяцев Галвин увидел в Нью-Йорке объявление, где предлагалось на заказ за $240 установить в машине (стоившей $650) компактное радио. Сопоставив цены и кое-что прикинув, Галвин немедленно вернулся в Чикаго и поставил перед сотрудниками задачу: сделать автомобильное радио дешевле $240. По ходу разработки пришлось решить массу проблем: как установить радио в машине, как защитить электронные компоненты от помех, как заставить радио не ломаться на ухабах. Демонстрировать новинку решили на съезде Ассоциации производителей радиоприемников в Атлантик-Cити. За два дня до съезда рабочая модель была готова, но на проверку времени уже не было. Ее смонтировали в "Студебеккере" Пола, и он отлаживал ее по дороге из Чикаго в Атлантик-Cити. Несколько дней Пол и его жена демонстрировали радио в тесном пространстве кабины. Стоила эта модель $110. Как потом вспоминал Пол, "люди находили идею устанавливать радио в автомобиле странной, а некоторые были уверены, что оно может сломать двигатель". Но все же к концу съезда Пол получил несколько подрядов, и уже в том же 1930 году продажи компании составляли $287.000, с небольшим убытком в $3.745. Этот убыток оказался последним, который компания получила под руководством Пола. Именно в этот момент родилась торговая марка Motorola: Пол Галвин придумал это название для новой продукции компании, объединив в нем понятия "движение" и "радио". С этого момента вся продукция Galvin Manufacturing Corporation выходила на рынок под маркой Motorola.
Взять радиостанцию с собой
Скоро начался выпуск и переносных радиоприемников. К 1936 году радио было у половины американских семей, и Пол начал искать новые рынки. Неожиданно новым направлением бизнеса стали армейские рации: на пороге стояла II мировая война. В то время в армии использовались радиостанции, еле помещавшиеся в рюкзаке и позволявшие либо говорить, либо слушать. Пол же решил предложить американской армии дуплексную радиосвязь. Чтобы стимулировать нужные разработки, в 1940 году он пригласил на работу профессора Университета штата Коннектикут Дэниела Ноубла. Профессор был пионером разработок в области радиосвязи с частотной модуляцией и технологии полупроводников, — все это было остро необходимо Motorola. В том же году была создана армейская дуплексная рация с амплитудной модуляцией весом 2 кг, названная Handie-talkie. Новое устройство открыло компании дорогу к военным заказам, и на годы второй мировой армия стала крупнейшим заказчиком Galvin. Через три года на смену Handie-talkie пришла более миниатюрная рация с частотной модуляцией Walkie-talkie. Хэнди-токи имела дальность связи 15 миль, уоки-токи — полноценные 30 (с выпущенной на всю длину в 3,6 м антенной). Эта модель стала родоначальницей класса карманных раций, которые до сих пор называют просто "уоки-токи". Всего за время войны компания выпустила 130.000 армейских раций. Интересный факт: в 1942 году правительство США запретило производство автомобилей для гражданских нужд, но благодаря военным заказам прибыли компании Galvin даже не снизились. Однако Пол настоял, чтобы 125.000 оставшихся на складах компании автомобильных радио были переделаны в домашние радиоприемники и пущены в продажу. В результате компания Galvin сохранила свою оставшуюся было не у дел дистрибьюторскую сеть.
Показывая людям мир
Война заканчивалась, и компании требовался новый ключевой продукт. В 1945 году большинство армейских заказов было отменено, но еще в 1943 году внимание Галвина привлекло телевидение. В США первый телевизионный приемник продемонстрировала "Радиокорпорация Америки" (RCA) еще в 1939 году. RCA выпускала телевизоры с диагональю экрана 10 дюймов по цене $300. Галвин предложил своим инженерам сделать телевизор с диагональю семь дюймов, но более дешевый. Сказано — сделано: в 1947 году телевизор "Золотой взгляд" был готов к выходу на рынок. Его цена составила $179,95, что сделало телевизор массовой продукцией. Лишь за первый год было продано 100.000 штук. Тогда же Galvin Manufacturing Corporation была переименована по названию своей самой популярной торговой марки в Motorola. Благодаря телевизорам в 1949 году продажи вернулись на уровень 1944 года и более чем удвоились в 1950-м. А в 1956 году Motorola выпустила первый в мире пейджер — радиоприемник, получающий только адресованные ему сообщения. Среди первых пейджеры взяли на вооружение сотрудники больниц и менеджеры. Еще в 1950 году 50-летний Пол Галвин начал готовить своего единственного сына Роберта себе в преемники. В 1948 году 26-летний Роберт Галвин стал исполнительным вице-президентом Motorola, а в 1956 году — президентом. Но отец пристально следил за делами до самой своей смерти в 1959 году. Уже в старости Роберт вспоминал: "Отец никогда не имел четко продуманного плана развития компании, но он был прирожденным импровизатором, находившим все новые и новые возможности для применения радио".
История прогресса
Можно не кривя душой сказать, что история компании Motorola — это история технического (читай: электронного) прогресса человечества в ХХ веке. Именно в этом ключе я и составил приведенную ниже хронологию.
1920-е
1928 г. Пол Галвин и его брат Джозеф Галвин покупают предприятие по производству выпрямителей переменного тока, принадлежавшее обанкротившейся "Стюарт Сторэдж Баттери Компани" в Чикаго. 25 сентября 1928 г. они учреждают "Галвин Маньюфакчуринг Корпорейшн". Вскоре "Галвин Маньюфакчуринг Корпорейшн" снимает свой первый офис. В нем работают пять сотрудников, сумма платежной ведомости за первую неделю составляет $63. К активам корпорации относятся $565 наличными, оборудование стоимостью $750, а также чертежи "заменителя батареек" (выпрямителя) — он-то и стал первой продукцией компании.
1930-е
1930 г. "Галвин Маньюфакчуринг Корпорейшн" производит первый реально применимый на практике и доступный по цене автомобильный радиоприемник. 1936 г. "Полис Крузер" — авторадиоприемник с амплитудной модуляцией для полицейских. Он был настроен на единственную частоту, чтобы принимать сообщения для полиции. Это первая попытка выхода продукции Motorola в новую сферу радиосвязи.
1937 г. Новая серия бытовых радиоприемников. Радио есть уже более чем у половины американских семей. Motorola стремится обеспечить ими вторую половину.
1938 г. Развернулась общенациональная рекламная кампания с использованием печатных СМИ, дорожных щитов и уличной рекламы — "Приемник — в каждый дом".
1940-е
1940 г. Дэниел Ноубл — пионер разработок в области радиосвязи с частотной модуляцией и технологии полупроводников — поступает в Motorola на должность руководителя научных исследований. Создается Подразделение связи. В 1941 году организуется корпорация-филиал, ответственная за реализацию продукции "Motorola Коммьюникейшнз энд Электроникс Инкорпорейтед". В том же году Motorola разрабатывает первую переносимую в одной руке приемопередающую радиостанцию для армии США. Портативная рация с амплитудной модуляцией "Хэнди-Токи" становится для американцев одним из символов второй мировой.
1941 г. В штате Кентукки устанавливается первая комплексная полицейская приемопередающая радиосистема Motorola с амплитудной модуляцией. Motorola внедряет первую коммерческую серию приемопередающих радиоустройств с ЧМ.
1943 г. Первая ручная портативная приемопередающая радиостанция с ЧМ — "уоки-токи" — была разработана в Motorola Дэном Ноублом. Она тут же отправилась на войну.
1947 г. Товарный знак Motorola уже так широко известен, что название компании — "Галвин Маньюфакчуринг Корпорейшн" — сменяется на "Motorola Инкорпорейтед".
1948 г. Первая продукция Motorola в телевизионном секторе — телевизор "Голден Вью" VT71 за $179 — стал первой моделью телевизора по цене ниже $200.
1948 г. Motorola начинает поставлять авторадиоприемники на заводы "Форд" и "Крайслер". Вскоре компании отдается производство и всех радиоприемников для "Дженерал Моторс".
1949 г. При создании серии приемопередающих радиоустройств с ЧМ "Диспетчер" компания воспользовалась тем, что был расширен диапазон частот, выделенных для гражданских пользователей.
1949 г. Дэниел Ноубл открывает научно-исследовательское предприятие Motorola в Фениксе, штат Аризона. Только что изобретены транзисторы, и Ноубл помогает Motorola стать одним из крупнейших в мире производителей полупроводников.
1950-е
1955 г. Motorola принимает новый логотип компании в виде буквы М, напоминающий летучую мышь.
1956 г. Первой потребительской продукцией Motorola, собранной с использованием транзисторов, стал автомобильный радиоприемник.
1956 г. Изобретен еще один прибор радиосвязи — компактный радиоприемник под названием "пейджер".
1956 г. Роберт Галвин провозглашается президентом компании Motorola Inc. Пол Галвин избран председателем совета и становится главным администратором.
1956 г. Motorola становится коммерческим производителем и поставщиком полупроводников другим производителям. Создается Подразделение продукции на основе полупроводников.
1959 г. Motorola внедряет "Мотрак" — первую двустороннюю мобильную радиостанцию с блоком питания и приемником полностью на транзисторах. "Мотрак" стоит вдвое дороже моделей-предшественников, но превосходно раскупается.
1959 г. Портативный карманный радиоприемник Х-11 — первый полностью транзисторный радиоприемник Motorola.
1960-е
1961 г. Синхронный генератор становится экономичной заменой для менее долговечного автогенератора. Подразделение автомобильной продукции начинает производство синхронных генераторов, благодаря чему компания утверждается как поставщик "подкапотной" электроники.
1962 г. В полете к Венере космический аппарат "Маринер-2" использовал ретранслятор Motorola для обеспечения радиосвязи на расстоянии 87 млн км. 1962 г. Motorola внедряет полностью транзисторную портативную приемопередающую радиостанцию "Хэнди-Токи" НТ-200 FM. Рация весом 936 г. получила название "кирпич".
1964 г. Совместно с "Нэшнл Видео" Motorola создает первую прямоугольную электронно-лучевую трубку для цветного телевизора, которая быстро становится стандартом отрасли.
1965 г. По мере того, как снижается себестоимость производства полупроводников, расширяется их применение в бытовой электронной технике, что приводит к возникновению обширного рынка. Motorola создает полную гамму дешевых транзисторов в пластмассовом корпусе. Конструкция этих устройств в конечном счете перенимается всей полупроводниковой промышленностью.
1967 г. К логотипу компании добавляется окружность.
1967 г. Motorola внедряет серию цветных телевизоров "Квазар" — первых в Америке цветных телеприемников, полностью собранных на транзисторах. Их конструкция обеспечивает простоту ремонта — особенность, подчеркнутую в слогане "Works in a Drawer" ("Завод в выдвижном ящике").
1967-1978 гг. Motorola строит предприятия во многих странах, в том числе в Австралии, Англии, Мексике и Пуэрто-Рико. Во Франции и Японии создаются совместные предприятия по производству автомобильной и иной продукции.
1969 г. Первые слова космонавта Нила Армстронга, сказанные на Луне, передаются на Землю через ретранслятор, разработанный и произведенный Подразделением электронной продукции по государственным заказам компании Motorola.
1969 г. Выпущенная "Моторолой" новая портативная рация с ЧМ в два раза меньше и легче предшествовавшей модели НТ-200. Эта новая модель — НТ-220 "Хэнди-Токи" — основана на использовании двух интегральных схем особой конструкции, заменивших в общей сложности 51 самостоятельную деталь.
1970-е
1971 г. Радиоприемник Motorola установлен на луноходе "Ровер" для обеспечения голосовой связи на расстоянии 386 тыс. км между Землей и Луной. Этот приемник в сто раз более чувствителен, чем обычный радиоприемник, устанавливаемый в автомобилях, и при этом весит всего лишь 680 г. 1974 г. Motorola начинает производство своего первого микропроцессора — 6800. Предприятия Motorola по производству бытовых телевизоров включая выпускаемые под знаменитой маркой "Квазар" проданы.
1976 г. Motorola открывает международную штаб-квартиру компании в предместье Чикаго.
1977 г. Тестируется экспериментальная радиотелефонная система, названная "сотовой" по аналогии с "сотами" — схемой расположения базовых станций. 1978 г. Motorola внедряет серию управляемых компьютером радиосистем и устройств связи, основанных на использовании транкинга, что позволяет операторам рационально использовать перегруженные участки диапазона.
1979 г. Motorola внедряет свой первый 16-битный микропроцессор — 68000. Обладая быстродействием до двух миллионов операций в секунду, он используется для выполнения программ научных разработок и в сфере бизнеса.
1979 г. Развернута охватившая всю компанию программа повышения качества.
1990-е
1990 г. Подразделение электронной продукции по государственным заказам поставляет радиооборудование для телескопов Galileo, Magellan и Hubble Spaсe.
1991 г. Продолжается разработка спутниковой системы связи, которая обеспечит возможность соединения абонента в любой точке земного шара. Система Iridium состоит из маленьких низкоорбитальных спутников, связанных в единую сеть.
1993 г. В новом микропроцессоре Power PC, созданном совместно Apple Computer, IBM и Motorola, используется технология Reduced Instruction Set Computer (RISC) для увеличения скорости работы.
1993 г. Годовой спрос на пейджеры в Китае возрастает почти до 4 млн. Motorola выпускает пейджеры в Китае, Индии, Японии, Сингапуре и Южной Корее, а также в Европе и двух Америках.
1994 г. Сектор сообщений, информации и медиа (MIMS) начинает развитие технологий и рынков для неголосовых беспроводных сообщений и
мультимедийных продуктов.
1995 г. Расширенная система интегрированной доставки (Integrated Dispatch Enhanced Network — iDEN) совмещает технологии беспроводной доставки данных и систем сообщений.
1996 г. Переносной телефон StarTAC — самый маленький и легкий спутниковый телефон в мире.
1996 г. Motorola объявляет о создании системы спутниковой связи M-Star для глобальной высокоскоростной передачи голосовых и видеоданных. 1996 г. Радио Forte, имеющее программное обеспечение для распознавания рукописного текста и функцию двусторонней радиосвязи, получает Премию промышленного дизайна оборудования связи.
1997 г. Кристофер Галвин, внук основателя Пола Галвина, назначен директором компании Motorola.
1998 г. Motorola перестраивает свой коммуникационный бизнес для эффективного распределения ресурсов, а также быстрой и адекватной реакции на ожидания потребителей.
1999 г. Выпущен на рынок самый маленький и легкий сотовый телефон v3688.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2007 год в рубрике mobile