В поисках домашнего универсала. Монитор Samsung SynsMaster 940Fn
Не секрет, что подавляющее большинство продаваемых сегодня компьютеров комплектуются LCD-мониторами. Ассортимент продукции очень богат, модельный ряд обновляется быстро - каждый производитель мониторов пытается отхватить свой кусок "пирога", гибко подстраиваясь под конъюнктуру рынка. И если совсем недавно "правили бал" 17" модели, то сейчас на рынке "бюджетных" мониторов лидерство переходит к аппаратам с диагональю в 19 дюймов. К сожалению, 90% 19" мониторов, продаваемых в этом году, – это модели на TN+Film матрицах, которые отличаются рекордно малым временем отклика (что очень критично для динамических игр), но имеют очень скромные углы обзора, особенно по вертикали.
Требовательным пользователям, которые не хотят довольствоваться качеством изображения TN+Film матриц, приходится провести немало времени в Интернете, чтобы выбрать модель на альтернативной матрице. В этой статье я опишу интересный, на мой взгляд, монитор SynsMaster 940Fn от компании Samsung. Монитор собран на MVA-матрице M190EN03 V2 от фирмы AUO. Забавно, что во всех спецификациях тип матрицы этого монитора указан как PVA. Раз разговор зашел о типах LCD-панелей, будет уместно кратко описать их особенности.
TN+Film-матрицы
Самый старый тип матриц, сокращение TN переводится как "Twisted Nematic". Основным достоинством TN-матриц является малое время отклика. Остальные же характеристики оставляют желать лучшего. Углы обзора достаточно малы. Проявляется это в неравномерной яркости экрана по вертикали, т.е. изображение в верхней части экрана темнее, чем в нижней. Малый горизонтальный угол приводит к тому, что по бокам цвета начинают слегка отдавать в желтизну. Примечательно, что зачастую паспортные характеристики углов TN-мониторов мало отличаются от тех же характеристик мониторов, сделанных на других типах матриц. Оказалось, что маркетологи придумали изящный ход: стали указывать углы обзора, измеренные по падению контрастности до 5:1, а не до 10:1. Контрастность TN-матриц, к сожалению, не очень высокая. Правда, на современных экземплярах эта характеристика значительно улучшилась и может достигать значения 400:1.
IPS-матрицы
Технология IPS (In-Plane Switching) была разработана для устранения двух основных проблем TN-матриц – маленьких углов обзора и низкого качества цветопередачи. Мониторы на IPS-матрице по качеству цветопередачи уверенно опережают другие жидкокристаллические технологии. Мягкие и естественные цвета очень напоминают изображение на ЭЛТ-мониторе. Углы обзора значительно превосходят таковые на TN, однако при отклонении вбок черный цвет приобретает фиолетовый оттенок. Время отклика в современных IPS-матрицах уменьшено до 25 мс, что по некоторым оценкам сопоставимо с 8-16 мс многих TN-Film-мониторов.
К недостаткам IPS-матриц можно отнести их относительно невысокую контрастность, которая находится на уровне недорогих TN-мониторов. Кроме этого IPS-мониторы, как правило, значительно дороже мониторов, построенных на TN-матрицах.
MVA-матрицы
Технология MVA (Multidomain Vertical Alignment) была разработана как компромиссный вариант между дешевой TN+Film и дорогой IPS-матрицами с целью уменьшить полное время отклика и обеспечить сопоставимые с IPS углы обзора. В MVA-матрице домены с различной ориентацией кристаллов позволяют сохранять нужный цвет практически независимо от угла, под которым пользователь смотрит на монитор. К плюсам MVA можно отнести высокую контрастность и хорошую цветопередачу. До недавнего времени основным недостатком ЖК-матриц типа MVA оставалась скорость переключения пикселей, причем время переключения с черного на темно-серый достигало 90 мс. Однако с появлением технологии "компенсации времени отклика" (Response Time Compensation – RTC) удалось значительно снизить время отклика MVA-матриц.
PVA-матрицы
PVA – Patterned Vertical Alignment – собственная разработка компании Samsung, основанная на технологии MVA. В отличие от MVA PVA-панели обладают лучшей контрастностью и способны продемонстрировать действительно глубокий черный цвет.
Как я писал выше, наш подопытный монитор SynsMaster 940Fn собран с использованием MVA-панели. Для начала привожу характеристики, заявленные производителем:
Диагональ 19" (5:4)
Тип матрицы MVA (M190EN03 V2 от фирмы AUO)
Разрешение 1280х1024
Величина зерна 0.294 мм
Среднее время отклика 8 мс (RTC)
Яркость 270 Кд/м2
Контрастность 1000:1
Вертикальный угол |178 (измерен по падению контрастности 10:1)
Горизонтальный угол 178 (измерен по падению контрастности 10:1)
Входной интерфейс 2хDVI-I
Габариты с подставкой 403.2x406.4x200 (HAS)
Комплект поставки
В коробке я обнаружил:
1. Сам монитор в сборе с подставкой, упакованный в пенопласт.
2. Компакт-диск с драйверами и программным обеспечением.
3. Два интерфейсных кабеля: для подключения по цифровому и по аналоговому входу.
4. Сетевой кабель.
5. Гарантия и еще несколько ненужных бумажек.
Инструкции в бумажном варианте нет. Мануал можно найти на прилагаемом диске, причем в двух форматах: html и pdf.
Осматривая коробку, заметил смешную надпись: "Дизайн с оЦень узкой рамкой". Вот где проявились корейские корни изделия!
Дизайн
SyncMaster 940Fn выполнен по достаточно стандартному для последних мониторов Самсунг дизайну. Материал корпуса - серебристо-чёрный качественный пластик. Серебристая рамка, окаймляющая панель, имеет ширину не более полутора сантиметров и визуально увеличивает размеры экрана. Круглые кнопки управления расположены на передней панели монитора, что меня очень порадовало. Почему? Есть ряд мониторов, где кнопки управления расположены на боковой поверхности корпуса, пользоваться которыми приходится практически вслепую.
Всего кнопок пять. Без входа в меню возможен быстрый доступ к настройке яркости, к выбору режимов "MagicBright", к переключению входа и включению автоподстройки (только при аналоговом подключении). Кнопка включения питания подсвечивается синим цветом. К сожалению, при переходе монитора в ждущий режим, цвет индикатора не меняется, как это принято во многих мониторах – вместо этого кнопка начинает мигать, что может раздражать, особенно в вечернее время суток.
Подставка в мониторе достаточно функциональная. Она позволяет менять угол наклона экрана от -5 до 25 градусов, легко поворачивать монитор вокруг своей оси и плавно регулировать высоту с диапазоном в 13 см. Кроме этого, экран можно повернуть на 90 градусов вокруг перпендикулярной к монитору оси и использовать монитор в портретном режиме. Разумеется, при желании подставку можно заменить на стандартный VESA-кронштейн. Разъемы для подключения кабелей расположены с обратной стороны корпуса. Монитор оснащен двумя универсальными DVI-I входами. Т.е. такой разъем можно использовать как для цифрового подключения, так и для аналогового с помощью переходника или специального кабеля DVI-I/D-SUB. Напомню, что кабели обоих типов входят в комплект, поэтому докупать отдельно ничего не придется. Рядом с сетевым разъемом уютно примостился механический выключатель питания (блок питания встроенный). Теперь при необходимости можно полностью обесточить монитор, не выдергивая вилку из розетки. Вся задняя стенка матрицы черного цвета, видимо, поэтому корейские дизайнеры решили внести цветовое разнообразие: достаточно широкая стойка, на которую крепится ЖК-панель, выполнена в серебристом цвете (сверху стойки нанесена гордая надпись - SAMSUNG). В целом смотрится очень гармонично.
Меню
Интерфейс меню стандартен для мониторов Самсунг. Все настройки распределены по пяти подразделам. В первом можно настроить яркость и контраст. Во втором расположены настройки цвета: Magic Color, цветовая температура (выбор из четырех значений – теплая, нормальная, холодная и пользовательская), регулировка цвета по каналам RGB и трехступенчатая настройка гаммы. В третьем подменю можно настроить положение изображения, причем при цифровом подключении доступным остается только один пункт – четкость. Четвертое подменю позволяет настраивать OSD: язык, положение меню по горизонтали и вертикали, прозрачность и время отображения. В пятом собраны служебные установки: автовыбор источника, сброс настроек, сброс цвета и приоритет источника.
Никаких затруднений при работе с меню не возникает. Навигация осуществляется четырьмя кнопками и интуитивно понятна. Управлять монитором можно и с помощью специальной утилиты от Самсунг – MagicTune.
Тестирование. Для тестирования монитор подключался к DVI-выходу встроенного в материнскую плату видеодаптера на чипе Nvidia 6150. Для тестирования игр применялся дополнительный видеоадаптер GeForce Palit 7300GT Sonic.
Первое, что делает счастливый обладатель ЖК-монитора после его включения, – ищет битые пиксели. Тщательные поиски не выявили ни одного битого пикселя в моем экземпляре. Кстати, появление оного на MVA-панелях не так страшно, как на TN. Битые пиксели на MVA-матрицах выглядят черными точками, т.к. в выключенном состоянии пиксель не пропускает свет. В TN-матрице в случае неисправности тонкопленочного транзистора на экране появляется яркая точка, т.к. в выключенном состоянии пиксели в TN-матрицах свободно пропускают свет.
Цветопередача. Цветопередача монитора SyncMaster 940Fn очень близка к цветопередаче классического ЭЛТ-монитора: все цвета естественные, мягкие и насыщенные, градиентные заливки отображаются отлично при любых значениях яркости и контрастности. Появление ступенек на градиентах происходит при выборе гаммы, отличной от "режима 1" или при использовании MagicColor.
Яркость. Ну что тут можно сказать? Яркости хватает, даже с избытком. После перехода с ЭЛТ-монитора все время хочется выкрутить ее до минимума. Впрочем, со временем глаз адаптируется и высокая яркость уже не вызывает неприятных ощущений. Особенно хорошо монитор проявил себя при работе в солнечный день, когда помещение ярко освещено. Желания задернуть шторы не возникает. При снижении яркости ниже 40-50% белый цвет приобретает сероватый оттенок. Регулировка яркости, к сожалению, производится не лампами подсветки (с помощью широтно-импульсной модуляции), а матрицей. При таком способе регулировки лампы работают на постоянной яркости, что не лучшим образом сказывается на контрастности. О причинах, побудивших инженеров Самсунг отказаться от регулировки яркости лампами, можно только догадываться, но энтузиастами был выяснен следующий интересный факт. Оказывается, ШИМ-регулировка яркостью в мониторе присутствует, но включается только в режиме MagicColor! Это утверждение легко проверить. Итак, в затемненном помещении заливаем весь экран черным цветом. Для этого можно воспользоваться популярной утилитой TFT Monitor Test. Разумеется, в темноте черный цвет на ЖК-мониторах не угольно черный, а скорее темно-серый. Плавно снижаем яркость от 100 до 0% (режим MagicColor выключен!). При этом оттенок черного (темно-серого) не изменяется, значит лампы подсветки светят с постоянной яркостью.
Теперь включаем режим MagicColor и повторяем операцию по изменению яркости. Теперь с уменьшением яркости темно-серый цвет заливки становится заметно темнее, что указывает на снижение яркости ламп подсветки. Вот такой корейский фокус.
Контрастность монитора субъективно хороша, что неудивительно: контрастность сильная сторона MVA-технологии. Черный цвет достаточно глубокий, разницу с TN-матрицей можно отметить сразу.
Подсветка. Вот здесь меня поджидала маленькая ложка дегтя. Равномерность подсветки белого фона отличная, темных областей или пятен замечено не было. При заливке экрана черным цветом можно увидеть светлые области (засветка) по углам. Кроме этого заметна некоторая "пятнистая" неравномерность засветки по всей площади экрана. Впрочем, все эти недостатки будут заметны только при загруженном черном фоне на экране да еще, если в комнате будет темно. При дневном или искусственном освещении черный цвет выглядит равномерно черным.
Что касается темных комнат, то специалисты настоятельно не рекомендуют работать с ЖК-монитором в затемненных помещениях. Дабы снизить нагрузку на глаза необходимо включать в комнате какой-либо источник света. Хороший вариант – настольная лампа, освещающая стенку позади монитора. Углы обзора. Одно из самых раздражающих свойств TN-матриц – малый вертикальный угол. Заметен как сильный перепад яркости между верхом и низом экрана (этакий незваный градиент с потемнением кверху). Наконец я нашел монитор с нормальным вертикальным углом. Можно смотреть на изображение снизу или сверху, но характерного потемнения или искажения цветов, присущего TN, нет. Вообще, поведение матрицы при взгляде сбоку или сверху/снизу одинаковое. Цвета практически не искажаются, только блекнут, как при уменьшении контрастности. Таким образом, монитор вполне подходит на роль телевизора. Теперь можно комфортно смотреть фильмы, лежа даже на низком диване. Вертикальный угол не будет помехой для просмотра.
Цветовой сдвиг. В последнее время тема цветового сдвига, или colorshift очень популярна на специализированных интернет-форумах. Этот эффект MVA вытекает из двухдоменного принципа построения такой панели. Для формирования одной точки на экране используется не 3, а шесть пикселей RGB. Два красных, два зелёных, два синих. При этом в каждой такой паре один отвечает за углы обзора слева, другой - за углы обзора справа. Вот типичное проявление colorshift у MVA-матриц: при взгляде строго перпендикулярно экрану могут плохо различаться наиболее тёмные оттенки, однако при отклонении взгляда от нормали они начинают светлеть и проступать явственнее.
Действительно, на 940Fn "колоршифт" имеет место быть, но плохую видимость (или пропадание) темных оттенков при взгляде прямо я не заметил. Да, при взгляде чуть сбоку изображение высветляется, он не более того.
Скорость матрицы. Заявленная скорость матрицы равна 8 мс. Впрочем, даже не очень подкованный пользователь знает, что указанное производителем время отклика – величина достаточно условная и зависит от метода измерения.
Как правило, в качестве времени отклика для мониторов указывается минимально возможное время переключения черный-белый-черный, которое, к сожалению, мало что говорит о реальном быстродействии монитора. На практике мы имеем дело не с чистыми цветами, а с промежуточными значениями (или т.н. оттенками серого). Прозрачность ячейки матрицы зависит от угла поворота жидких кристаллов. Угол поворота, в свою очередь, зависит от поданного на ячейку напряжения. При переключении от черного к белому на ячейку матрицы подается максимальное напряжение. Действующая на кристаллы сила пропорциональна квадрату приложенного поля – для поворота кристаллов на вдвое меньший угол потребуется вчетверо меньшая сила, поэтому в результате с серого на серый матрица переключается медленнее, чем при переключении черный-белый, несмотря на то, что угол поворота кристаллов в последнем случае больше. До недавнего времени в MVA-матрицах время переключения между чёрным и тёмно-серым тонами могло занимать более 100 мс, что делало этот тип матриц практически непригодным для игр. Для решения проблемы низкого времени отклика были разработаны матрицы с компенсацией времени отклика (RTC).
Краткая суть метода "overdrive". Итак, мы знаем, что для поворота кристаллов на нужный угол на них нужно подать некоторое напряжение. После поворота это напряжение удерживает кристаллы в данном положении. Дабы сократить время поворота можно подать на ячейку повышенное напряжение на время поворота кристаллов, а затем снизить напряжение до уровня, необходимого для удержания этого угла. В итоге достигается одинаковое время переключения между любыми полутонами. В матрицах с "overdrive" (форсированным временем переключения) время отклика пишут с добавлением надписи "G-t-G" (grey-to-grey), подчеркивая, что средняя скорость матрицы была измерена между двумя полутонами серого.
Побочным эффектом от "разгона" матрицы стали т.н. "артефакты RTC". Основная причина –ошибки при расчете разгонных импульсов. Если длительность "форсажного" импульса недостаточна, то кристаллы не успевают повернуться на нужный угол. Визуально это никак не заметно, просто снижается общая скорость матрицы. Если длительность разгонного импульса избыточна, то кристаллы "проскакивают" нужное положение и поворачиваются на больший угол. В такой ситуации на границах движущихся объектов будет появляться белый след-призрак. Производителю важно подобрать оптимальную длительность импульсов и добиться минимальных артефактов овердрайва. Забегая вперед, скажу, что в этой модели инженеры Самсунг справились со своей задачей отлично. Приведу конкретные цифры, взятые из материала Олега Артамонова ( сайт ): "Итак, монитор продемонстрировал среднее время отклика всего лишь 8,6 мс GtG при максимальном 15,8 мс – это великолепный результат для *VA-матрицы. При этом средняя ошибка схемы компенсации времени отклика составила всего лишь 1,8%, а максимальная – 19,6%. Сравните это с быстрыми TN-матрицами, где даже средняя ошибка запросто превышала на некоторых моделях 15%! Так что артефакты RTC в 940Fn можно считать несущественными и на практике незаметными".
Текст. Монитор имеет один из самых крупных пикселей среди ЖК-панелей - 0.294 мм, поэтому даже стандартный системный шрифт выглядит достаточно крупным и четким. Желания придвинуться поближе к экрану, как это бывает при работе с 17" мониторами, не возникает. С одной стороны, крупный пиксель - это благо, однако, с другой стороны, изображение может показаться "рыхлым" за счет более крупной "межпиксельной решетки". После перехода с ЭЛТ-монитора, текст выглядит излишне "резким". Для адаптации можно чуток притупить зрение монитора, поставив в настройках резкость ниже дефолтных 60. При этом изображение чуть-чуть размывается, что позволит безболезненно перейти с одного типа монитора на другой. В особо тяжелых случаях можно порекомендовать использовать режим "Clear Type". Включение этого режима спрятано достаточно далеко, поэтому укажу путь: Свойства экрана – Закладка "Оформление" – Кнопка "Эффекты" – Поставить галку на "Применять следующий метод сглаживания экранных шрифтов" – в выпадающем списке выбрать "Clear Type". Я испытал этот режим на практике – длительная работа с Интернет-страничками стала гораздо комфортнее.
Режим MagicBright. MagicBright – не что иное, как предустановленные настройки яркости, контрастности и цветовой температуры. Всего доступно шесть пресетов: Пользовательский, Текст, Интеренет, Игра, Спорт, Кино. Параметры режимов подобраны вполне адекватно. Для работы с текстом яркость снижена до 37, в играх же выставлены 92% для яркости и контрастности. Самый яркий режим для просмотра фильмов – яркость установлена на максимум, контрастность – 90%, а цветовая температура смещена в теплую область. Для переключения между режимами нет необходимости входить в меню: выбор осуществляется одной кнопкой на панели монитора.
Режим Magic Color. Как пишут в официальных релизах, технология Magic Color основана на специализированном микропроцессоре MagicColor Engine и предназначена для коррекции цветовых оттенков на основе анализа насыщенности RGB-цветов на выходе видеоадаптера. Как отмечалось выше, при включении режима Magic Color яркость монитора регулируется лампами подсветки. Визуально картинка становится насыщеннее и ярче. Однако некоторые цвета меняются до неузнаваемости. В первую очередь это касается желтых и зеленых оттенков. Эти цвета приобретают "кислотную" окраску, очень далекую от реальной. Впрочем, в некоторых ситуациях Magic Color может оказаться полезным, например, в играх, где не очень важна точная передача цветов.
Масштабирование. Разумеется, наилучшее качество изображения монитор выдает при "родном" разрешении 1280х1024. При использовании меньших разрешений картинка масштабируется электроникой монитора. Со своей задачей 940Fn справляется неплохо. Конечно, изображение теряет резкость, но это нормальное явление для любого ЖК-монитора. Как быть, если хочется поиграть в старую игрушку, например, с разрешением 1024х768, а терять в резкости не хочется? Именно с такой проблемой я столкнулся, когда запустил свою любимую военную стратегию "Противостояние 4". Игра отличается очень красивой мелкой графикой, которая при масштабировании до 1280х1024 несколько теряла в четкости. Выход есть, причем достаточно простой, если монитор подключен по цифровому входу. В настройках драйверов видеокарты открываем закладку "Настройки цифрового экрана с плоским экраном" и ставим точку на опции "Центрированный вывод". Теперь картинка с меньшим разрешением не растягивается на весь экран, а выводится в центре экрана с черной окантовкой вокруг рабочего окна. Рабочая поверхность монитора не используется на 100%, но зато четкость картинки не теряется.
Портретный режим. C некоторыми типами документов удобнее работать в портретном режиме, при котором все содержание документа доступно на экране. Для перевода монитора в портретный режим необходимо немного поднять его по высоте и повернуть по часовой стрелке. Управлять поворотом изображения можно из соответствующей закладки драйвера видеокарты. Впрочем, можно автоматизировать этот процесс. Устанавливаем программу MagicRotation, после чего изображение на экране будет автоматически поворачиваться при повороте монитора. Как показала практика, автоматический поворот работает только при загруженной программе MagicTune.
Игры. Для теста я использовал два шутера и одну стратегию. В качестве "стрелялок" выбрал F.E.A.R. и Return to Castle Wolfenstain – популярные динамичные шутеры с видом "из глаз". Эти игры обладают отличной графикой, множеством темных локаций – то, что надо для теста ЖК-монитора. Проведя достаточно времени за отстрелом монстров, я не ощутил разницы при переходе с ЭЛТ-монитора на TFT – смазываний мой глаз не заметил даже в темных локациях. А вот артефакты овердрайва в виде белых теней-призраков вокруг темных объектов обнаружились достаточно быстро. Правда, проявляются они только в определенных условиях и, по большому счету, особо не мешают. Игры проверялись как на "родном" разрешении в 1280х1024, так и на меньшем - 1024х768. Какой-либо потери четкости в игровой картинке я не заметил.
Стратегия Age of Empires. Здесь все оказалось предсказуемо: графика выглядит великолепно, картинка яркая и четкая - прекрасно видны все мельчайшие детали.
Фильмы. За счет высокой четкости изображения все артефакты MPEG-сжатия заметны гораздо сильнее, чем на ЭЛТ-монторах. Бороться с этим можно двумя способами: или использовать качественные копии фильмов или смотреть на монитор с расстояния не ближе 1.5-2 метра. Это не "дефект" конкретного монитора, а "особенность" LCD-технологии.
Дополнительный софт. Кроме утилиты MagicRotation, про которую написано выше, на прилагаемом диске можно обнаружить программу MagicTune, позволяющую выполнять регулировку монитора и настройку цветов с использованием протокола командного интерфейса канала передачи данных отображения (Display Data Channel Command Interface – DDC/CI).Управление всеми настройками осуществляется программными средствами, что позволяет устранить необходимость использования экранного меню (OSD) монитора. На интернет-форумах можно встретить массу нареканий на стабильность работы этой утилиты. Но вопреки моим ожиданиям, MagicTune прекрасно подружилась с обеими видеокартами, которые использовались для тестирования. Каких- либо неадекватностей в работе программы замечено не было.
Вывод. Samsung SynsMaster 940Fn хороший вариант для пользователей не желающих приобретать монитор на TN-матрице. MVA-панель, примененная в SynsMaster 940Fn, не имеет раздражающих недостатков TN-технологии (малые углы, невысокая контрастность) и обладает достаточно низким временем отклика за счет технологии overdrive, что позволяет использовать монитор для динамичных игр. Можно сказать, что у компании Самсунг получилась универсальная модель из разряда "для всего". Монитор хорошо справляется с широким кругом задач от игр до работы с фотографиями.
Андрей Володько lagush@tut.by
Требовательным пользователям, которые не хотят довольствоваться качеством изображения TN+Film матриц, приходится провести немало времени в Интернете, чтобы выбрать модель на альтернативной матрице. В этой статье я опишу интересный, на мой взгляд, монитор SynsMaster 940Fn от компании Samsung. Монитор собран на MVA-матрице M190EN03 V2 от фирмы AUO. Забавно, что во всех спецификациях тип матрицы этого монитора указан как PVA. Раз разговор зашел о типах LCD-панелей, будет уместно кратко описать их особенности.
TN+Film-матрицы
Самый старый тип матриц, сокращение TN переводится как "Twisted Nematic". Основным достоинством TN-матриц является малое время отклика. Остальные же характеристики оставляют желать лучшего. Углы обзора достаточно малы. Проявляется это в неравномерной яркости экрана по вертикали, т.е. изображение в верхней части экрана темнее, чем в нижней. Малый горизонтальный угол приводит к тому, что по бокам цвета начинают слегка отдавать в желтизну. Примечательно, что зачастую паспортные характеристики углов TN-мониторов мало отличаются от тех же характеристик мониторов, сделанных на других типах матриц. Оказалось, что маркетологи придумали изящный ход: стали указывать углы обзора, измеренные по падению контрастности до 5:1, а не до 10:1. Контрастность TN-матриц, к сожалению, не очень высокая. Правда, на современных экземплярах эта характеристика значительно улучшилась и может достигать значения 400:1.
IPS-матрицы
Технология IPS (In-Plane Switching) была разработана для устранения двух основных проблем TN-матриц – маленьких углов обзора и низкого качества цветопередачи. Мониторы на IPS-матрице по качеству цветопередачи уверенно опережают другие жидкокристаллические технологии. Мягкие и естественные цвета очень напоминают изображение на ЭЛТ-мониторе. Углы обзора значительно превосходят таковые на TN, однако при отклонении вбок черный цвет приобретает фиолетовый оттенок. Время отклика в современных IPS-матрицах уменьшено до 25 мс, что по некоторым оценкам сопоставимо с 8-16 мс многих TN-Film-мониторов.
К недостаткам IPS-матриц можно отнести их относительно невысокую контрастность, которая находится на уровне недорогих TN-мониторов. Кроме этого IPS-мониторы, как правило, значительно дороже мониторов, построенных на TN-матрицах.
MVA-матрицы
Технология MVA (Multidomain Vertical Alignment) была разработана как компромиссный вариант между дешевой TN+Film и дорогой IPS-матрицами с целью уменьшить полное время отклика и обеспечить сопоставимые с IPS углы обзора. В MVA-матрице домены с различной ориентацией кристаллов позволяют сохранять нужный цвет практически независимо от угла, под которым пользователь смотрит на монитор. К плюсам MVA можно отнести высокую контрастность и хорошую цветопередачу. До недавнего времени основным недостатком ЖК-матриц типа MVA оставалась скорость переключения пикселей, причем время переключения с черного на темно-серый достигало 90 мс. Однако с появлением технологии "компенсации времени отклика" (Response Time Compensation – RTC) удалось значительно снизить время отклика MVA-матриц.
PVA-матрицы
PVA – Patterned Vertical Alignment – собственная разработка компании Samsung, основанная на технологии MVA. В отличие от MVA PVA-панели обладают лучшей контрастностью и способны продемонстрировать действительно глубокий черный цвет.
Как я писал выше, наш подопытный монитор SynsMaster 940Fn собран с использованием MVA-панели. Для начала привожу характеристики, заявленные производителем:
Диагональ 19" (5:4)
Тип матрицы MVA (M190EN03 V2 от фирмы AUO)
Разрешение 1280х1024
Величина зерна 0.294 мм
Среднее время отклика 8 мс (RTC)
Яркость 270 Кд/м2
Контрастность 1000:1
Вертикальный угол |178 (измерен по падению контрастности 10:1)
Горизонтальный угол 178 (измерен по падению контрастности 10:1)
Входной интерфейс 2хDVI-I
Габариты с подставкой 403.2x406.4x200 (HAS)
Комплект поставки
В коробке я обнаружил:
1. Сам монитор в сборе с подставкой, упакованный в пенопласт.
2. Компакт-диск с драйверами и программным обеспечением.
3. Два интерфейсных кабеля: для подключения по цифровому и по аналоговому входу.
4. Сетевой кабель.
5. Гарантия и еще несколько ненужных бумажек.
Инструкции в бумажном варианте нет. Мануал можно найти на прилагаемом диске, причем в двух форматах: html и pdf.
Осматривая коробку, заметил смешную надпись: "Дизайн с оЦень узкой рамкой". Вот где проявились корейские корни изделия!
Дизайн
SyncMaster 940Fn выполнен по достаточно стандартному для последних мониторов Самсунг дизайну. Материал корпуса - серебристо-чёрный качественный пластик. Серебристая рамка, окаймляющая панель, имеет ширину не более полутора сантиметров и визуально увеличивает размеры экрана. Круглые кнопки управления расположены на передней панели монитора, что меня очень порадовало. Почему? Есть ряд мониторов, где кнопки управления расположены на боковой поверхности корпуса, пользоваться которыми приходится практически вслепую.
Всего кнопок пять. Без входа в меню возможен быстрый доступ к настройке яркости, к выбору режимов "MagicBright", к переключению входа и включению автоподстройки (только при аналоговом подключении). Кнопка включения питания подсвечивается синим цветом. К сожалению, при переходе монитора в ждущий режим, цвет индикатора не меняется, как это принято во многих мониторах – вместо этого кнопка начинает мигать, что может раздражать, особенно в вечернее время суток.
Подставка в мониторе достаточно функциональная. Она позволяет менять угол наклона экрана от -5 до 25 градусов, легко поворачивать монитор вокруг своей оси и плавно регулировать высоту с диапазоном в 13 см. Кроме этого, экран можно повернуть на 90 градусов вокруг перпендикулярной к монитору оси и использовать монитор в портретном режиме. Разумеется, при желании подставку можно заменить на стандартный VESA-кронштейн. Разъемы для подключения кабелей расположены с обратной стороны корпуса. Монитор оснащен двумя универсальными DVI-I входами. Т.е. такой разъем можно использовать как для цифрового подключения, так и для аналогового с помощью переходника или специального кабеля DVI-I/D-SUB. Напомню, что кабели обоих типов входят в комплект, поэтому докупать отдельно ничего не придется. Рядом с сетевым разъемом уютно примостился механический выключатель питания (блок питания встроенный). Теперь при необходимости можно полностью обесточить монитор, не выдергивая вилку из розетки. Вся задняя стенка матрицы черного цвета, видимо, поэтому корейские дизайнеры решили внести цветовое разнообразие: достаточно широкая стойка, на которую крепится ЖК-панель, выполнена в серебристом цвете (сверху стойки нанесена гордая надпись - SAMSUNG). В целом смотрится очень гармонично.
Меню
Интерфейс меню стандартен для мониторов Самсунг. Все настройки распределены по пяти подразделам. В первом можно настроить яркость и контраст. Во втором расположены настройки цвета: Magic Color, цветовая температура (выбор из четырех значений – теплая, нормальная, холодная и пользовательская), регулировка цвета по каналам RGB и трехступенчатая настройка гаммы. В третьем подменю можно настроить положение изображения, причем при цифровом подключении доступным остается только один пункт – четкость. Четвертое подменю позволяет настраивать OSD: язык, положение меню по горизонтали и вертикали, прозрачность и время отображения. В пятом собраны служебные установки: автовыбор источника, сброс настроек, сброс цвета и приоритет источника.
Никаких затруднений при работе с меню не возникает. Навигация осуществляется четырьмя кнопками и интуитивно понятна. Управлять монитором можно и с помощью специальной утилиты от Самсунг – MagicTune.
Тестирование. Для тестирования монитор подключался к DVI-выходу встроенного в материнскую плату видеодаптера на чипе Nvidia 6150. Для тестирования игр применялся дополнительный видеоадаптер GeForce Palit 7300GT Sonic.
Первое, что делает счастливый обладатель ЖК-монитора после его включения, – ищет битые пиксели. Тщательные поиски не выявили ни одного битого пикселя в моем экземпляре. Кстати, появление оного на MVA-панелях не так страшно, как на TN. Битые пиксели на MVA-матрицах выглядят черными точками, т.к. в выключенном состоянии пиксель не пропускает свет. В TN-матрице в случае неисправности тонкопленочного транзистора на экране появляется яркая точка, т.к. в выключенном состоянии пиксели в TN-матрицах свободно пропускают свет.
Цветопередача. Цветопередача монитора SyncMaster 940Fn очень близка к цветопередаче классического ЭЛТ-монитора: все цвета естественные, мягкие и насыщенные, градиентные заливки отображаются отлично при любых значениях яркости и контрастности. Появление ступенек на градиентах происходит при выборе гаммы, отличной от "режима 1" или при использовании MagicColor.
Яркость. Ну что тут можно сказать? Яркости хватает, даже с избытком. После перехода с ЭЛТ-монитора все время хочется выкрутить ее до минимума. Впрочем, со временем глаз адаптируется и высокая яркость уже не вызывает неприятных ощущений. Особенно хорошо монитор проявил себя при работе в солнечный день, когда помещение ярко освещено. Желания задернуть шторы не возникает. При снижении яркости ниже 40-50% белый цвет приобретает сероватый оттенок. Регулировка яркости, к сожалению, производится не лампами подсветки (с помощью широтно-импульсной модуляции), а матрицей. При таком способе регулировки лампы работают на постоянной яркости, что не лучшим образом сказывается на контрастности. О причинах, побудивших инженеров Самсунг отказаться от регулировки яркости лампами, можно только догадываться, но энтузиастами был выяснен следующий интересный факт. Оказывается, ШИМ-регулировка яркостью в мониторе присутствует, но включается только в режиме MagicColor! Это утверждение легко проверить. Итак, в затемненном помещении заливаем весь экран черным цветом. Для этого можно воспользоваться популярной утилитой TFT Monitor Test. Разумеется, в темноте черный цвет на ЖК-мониторах не угольно черный, а скорее темно-серый. Плавно снижаем яркость от 100 до 0% (режим MagicColor выключен!). При этом оттенок черного (темно-серого) не изменяется, значит лампы подсветки светят с постоянной яркостью.
Теперь включаем режим MagicColor и повторяем операцию по изменению яркости. Теперь с уменьшением яркости темно-серый цвет заливки становится заметно темнее, что указывает на снижение яркости ламп подсветки. Вот такой корейский фокус.
Контрастность монитора субъективно хороша, что неудивительно: контрастность сильная сторона MVA-технологии. Черный цвет достаточно глубокий, разницу с TN-матрицей можно отметить сразу.
Подсветка. Вот здесь меня поджидала маленькая ложка дегтя. Равномерность подсветки белого фона отличная, темных областей или пятен замечено не было. При заливке экрана черным цветом можно увидеть светлые области (засветка) по углам. Кроме этого заметна некоторая "пятнистая" неравномерность засветки по всей площади экрана. Впрочем, все эти недостатки будут заметны только при загруженном черном фоне на экране да еще, если в комнате будет темно. При дневном или искусственном освещении черный цвет выглядит равномерно черным.
Что касается темных комнат, то специалисты настоятельно не рекомендуют работать с ЖК-монитором в затемненных помещениях. Дабы снизить нагрузку на глаза необходимо включать в комнате какой-либо источник света. Хороший вариант – настольная лампа, освещающая стенку позади монитора. Углы обзора. Одно из самых раздражающих свойств TN-матриц – малый вертикальный угол. Заметен как сильный перепад яркости между верхом и низом экрана (этакий незваный градиент с потемнением кверху). Наконец я нашел монитор с нормальным вертикальным углом. Можно смотреть на изображение снизу или сверху, но характерного потемнения или искажения цветов, присущего TN, нет. Вообще, поведение матрицы при взгляде сбоку или сверху/снизу одинаковое. Цвета практически не искажаются, только блекнут, как при уменьшении контрастности. Таким образом, монитор вполне подходит на роль телевизора. Теперь можно комфортно смотреть фильмы, лежа даже на низком диване. Вертикальный угол не будет помехой для просмотра.
Цветовой сдвиг. В последнее время тема цветового сдвига, или colorshift очень популярна на специализированных интернет-форумах. Этот эффект MVA вытекает из двухдоменного принципа построения такой панели. Для формирования одной точки на экране используется не 3, а шесть пикселей RGB. Два красных, два зелёных, два синих. При этом в каждой такой паре один отвечает за углы обзора слева, другой - за углы обзора справа. Вот типичное проявление colorshift у MVA-матриц: при взгляде строго перпендикулярно экрану могут плохо различаться наиболее тёмные оттенки, однако при отклонении взгляда от нормали они начинают светлеть и проступать явственнее.
Действительно, на 940Fn "колоршифт" имеет место быть, но плохую видимость (или пропадание) темных оттенков при взгляде прямо я не заметил. Да, при взгляде чуть сбоку изображение высветляется, он не более того.
Скорость матрицы. Заявленная скорость матрицы равна 8 мс. Впрочем, даже не очень подкованный пользователь знает, что указанное производителем время отклика – величина достаточно условная и зависит от метода измерения.
Как правило, в качестве времени отклика для мониторов указывается минимально возможное время переключения черный-белый-черный, которое, к сожалению, мало что говорит о реальном быстродействии монитора. На практике мы имеем дело не с чистыми цветами, а с промежуточными значениями (или т.н. оттенками серого). Прозрачность ячейки матрицы зависит от угла поворота жидких кристаллов. Угол поворота, в свою очередь, зависит от поданного на ячейку напряжения. При переключении от черного к белому на ячейку матрицы подается максимальное напряжение. Действующая на кристаллы сила пропорциональна квадрату приложенного поля – для поворота кристаллов на вдвое меньший угол потребуется вчетверо меньшая сила, поэтому в результате с серого на серый матрица переключается медленнее, чем при переключении черный-белый, несмотря на то, что угол поворота кристаллов в последнем случае больше. До недавнего времени в MVA-матрицах время переключения между чёрным и тёмно-серым тонами могло занимать более 100 мс, что делало этот тип матриц практически непригодным для игр. Для решения проблемы низкого времени отклика были разработаны матрицы с компенсацией времени отклика (RTC).
Краткая суть метода "overdrive". Итак, мы знаем, что для поворота кристаллов на нужный угол на них нужно подать некоторое напряжение. После поворота это напряжение удерживает кристаллы в данном положении. Дабы сократить время поворота можно подать на ячейку повышенное напряжение на время поворота кристаллов, а затем снизить напряжение до уровня, необходимого для удержания этого угла. В итоге достигается одинаковое время переключения между любыми полутонами. В матрицах с "overdrive" (форсированным временем переключения) время отклика пишут с добавлением надписи "G-t-G" (grey-to-grey), подчеркивая, что средняя скорость матрицы была измерена между двумя полутонами серого.
Побочным эффектом от "разгона" матрицы стали т.н. "артефакты RTC". Основная причина –ошибки при расчете разгонных импульсов. Если длительность "форсажного" импульса недостаточна, то кристаллы не успевают повернуться на нужный угол. Визуально это никак не заметно, просто снижается общая скорость матрицы. Если длительность разгонного импульса избыточна, то кристаллы "проскакивают" нужное положение и поворачиваются на больший угол. В такой ситуации на границах движущихся объектов будет появляться белый след-призрак. Производителю важно подобрать оптимальную длительность импульсов и добиться минимальных артефактов овердрайва. Забегая вперед, скажу, что в этой модели инженеры Самсунг справились со своей задачей отлично. Приведу конкретные цифры, взятые из материала Олега Артамонова ( сайт ): "Итак, монитор продемонстрировал среднее время отклика всего лишь 8,6 мс GtG при максимальном 15,8 мс – это великолепный результат для *VA-матрицы. При этом средняя ошибка схемы компенсации времени отклика составила всего лишь 1,8%, а максимальная – 19,6%. Сравните это с быстрыми TN-матрицами, где даже средняя ошибка запросто превышала на некоторых моделях 15%! Так что артефакты RTC в 940Fn можно считать несущественными и на практике незаметными".
Текст. Монитор имеет один из самых крупных пикселей среди ЖК-панелей - 0.294 мм, поэтому даже стандартный системный шрифт выглядит достаточно крупным и четким. Желания придвинуться поближе к экрану, как это бывает при работе с 17" мониторами, не возникает. С одной стороны, крупный пиксель - это благо, однако, с другой стороны, изображение может показаться "рыхлым" за счет более крупной "межпиксельной решетки". После перехода с ЭЛТ-монитора, текст выглядит излишне "резким". Для адаптации можно чуток притупить зрение монитора, поставив в настройках резкость ниже дефолтных 60. При этом изображение чуть-чуть размывается, что позволит безболезненно перейти с одного типа монитора на другой. В особо тяжелых случаях можно порекомендовать использовать режим "Clear Type". Включение этого режима спрятано достаточно далеко, поэтому укажу путь: Свойства экрана – Закладка "Оформление" – Кнопка "Эффекты" – Поставить галку на "Применять следующий метод сглаживания экранных шрифтов" – в выпадающем списке выбрать "Clear Type". Я испытал этот режим на практике – длительная работа с Интернет-страничками стала гораздо комфортнее.
Режим MagicBright. MagicBright – не что иное, как предустановленные настройки яркости, контрастности и цветовой температуры. Всего доступно шесть пресетов: Пользовательский, Текст, Интеренет, Игра, Спорт, Кино. Параметры режимов подобраны вполне адекватно. Для работы с текстом яркость снижена до 37, в играх же выставлены 92% для яркости и контрастности. Самый яркий режим для просмотра фильмов – яркость установлена на максимум, контрастность – 90%, а цветовая температура смещена в теплую область. Для переключения между режимами нет необходимости входить в меню: выбор осуществляется одной кнопкой на панели монитора.
Режим Magic Color. Как пишут в официальных релизах, технология Magic Color основана на специализированном микропроцессоре MagicColor Engine и предназначена для коррекции цветовых оттенков на основе анализа насыщенности RGB-цветов на выходе видеоадаптера. Как отмечалось выше, при включении режима Magic Color яркость монитора регулируется лампами подсветки. Визуально картинка становится насыщеннее и ярче. Однако некоторые цвета меняются до неузнаваемости. В первую очередь это касается желтых и зеленых оттенков. Эти цвета приобретают "кислотную" окраску, очень далекую от реальной. Впрочем, в некоторых ситуациях Magic Color может оказаться полезным, например, в играх, где не очень важна точная передача цветов.
Масштабирование. Разумеется, наилучшее качество изображения монитор выдает при "родном" разрешении 1280х1024. При использовании меньших разрешений картинка масштабируется электроникой монитора. Со своей задачей 940Fn справляется неплохо. Конечно, изображение теряет резкость, но это нормальное явление для любого ЖК-монитора. Как быть, если хочется поиграть в старую игрушку, например, с разрешением 1024х768, а терять в резкости не хочется? Именно с такой проблемой я столкнулся, когда запустил свою любимую военную стратегию "Противостояние 4". Игра отличается очень красивой мелкой графикой, которая при масштабировании до 1280х1024 несколько теряла в четкости. Выход есть, причем достаточно простой, если монитор подключен по цифровому входу. В настройках драйверов видеокарты открываем закладку "Настройки цифрового экрана с плоским экраном" и ставим точку на опции "Центрированный вывод". Теперь картинка с меньшим разрешением не растягивается на весь экран, а выводится в центре экрана с черной окантовкой вокруг рабочего окна. Рабочая поверхность монитора не используется на 100%, но зато четкость картинки не теряется.
Портретный режим. C некоторыми типами документов удобнее работать в портретном режиме, при котором все содержание документа доступно на экране. Для перевода монитора в портретный режим необходимо немного поднять его по высоте и повернуть по часовой стрелке. Управлять поворотом изображения можно из соответствующей закладки драйвера видеокарты. Впрочем, можно автоматизировать этот процесс. Устанавливаем программу MagicRotation, после чего изображение на экране будет автоматически поворачиваться при повороте монитора. Как показала практика, автоматический поворот работает только при загруженной программе MagicTune.
Игры. Для теста я использовал два шутера и одну стратегию. В качестве "стрелялок" выбрал F.E.A.R. и Return to Castle Wolfenstain – популярные динамичные шутеры с видом "из глаз". Эти игры обладают отличной графикой, множеством темных локаций – то, что надо для теста ЖК-монитора. Проведя достаточно времени за отстрелом монстров, я не ощутил разницы при переходе с ЭЛТ-монитора на TFT – смазываний мой глаз не заметил даже в темных локациях. А вот артефакты овердрайва в виде белых теней-призраков вокруг темных объектов обнаружились достаточно быстро. Правда, проявляются они только в определенных условиях и, по большому счету, особо не мешают. Игры проверялись как на "родном" разрешении в 1280х1024, так и на меньшем - 1024х768. Какой-либо потери четкости в игровой картинке я не заметил.
Стратегия Age of Empires. Здесь все оказалось предсказуемо: графика выглядит великолепно, картинка яркая и четкая - прекрасно видны все мельчайшие детали.
Фильмы. За счет высокой четкости изображения все артефакты MPEG-сжатия заметны гораздо сильнее, чем на ЭЛТ-монторах. Бороться с этим можно двумя способами: или использовать качественные копии фильмов или смотреть на монитор с расстояния не ближе 1.5-2 метра. Это не "дефект" конкретного монитора, а "особенность" LCD-технологии.
Дополнительный софт. Кроме утилиты MagicRotation, про которую написано выше, на прилагаемом диске можно обнаружить программу MagicTune, позволяющую выполнять регулировку монитора и настройку цветов с использованием протокола командного интерфейса канала передачи данных отображения (Display Data Channel Command Interface – DDC/CI).Управление всеми настройками осуществляется программными средствами, что позволяет устранить необходимость использования экранного меню (OSD) монитора. На интернет-форумах можно встретить массу нареканий на стабильность работы этой утилиты. Но вопреки моим ожиданиям, MagicTune прекрасно подружилась с обеими видеокартами, которые использовались для тестирования. Каких- либо неадекватностей в работе программы замечено не было.
Вывод. Samsung SynsMaster 940Fn хороший вариант для пользователей не желающих приобретать монитор на TN-матрице. MVA-панель, примененная в SynsMaster 940Fn, не имеет раздражающих недостатков TN-технологии (малые углы, невысокая контрастность) и обладает достаточно низким временем отклика за счет технологии overdrive, что позволяет использовать монитор для динамичных игр. Можно сказать, что у компании Самсунг получилась универсальная модель из разряда "для всего". Монитор хорошо справляется с широким кругом задач от игр до работы с фотографиями.
Андрей Володько lagush@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 2007 год в рубрике hard