Звук: вопрос — ответ

Приветствую вас, уважаемые… Просто вы в письмах здороваетесь, вот и я решил. Кто не понял, это было вступление. Приступим…

С большим удовольствием читаю ваши статьи в КГ. И вы стали для меня авторитетом в области звука. Я учусь по специальности, со звуком никак не связанной, но он стал моей жизнью, без преувеличения. Этим заниматься я начал два года назад с программки ReBirth. Сейчас пытаюсь сам писать музыку, ремиксовать, сводить — я имею в виду ди-джеинг. Мне интересно все — от написания музыки (мой любимый стиль — транс) до радио передач и звукорежиссерской работы. У меня к вам несколько вопросов:
У меня интегрированная звуковуха, и через два года баловства я решил, что пришло время купить внешнюю. Тут-то и собака зарыта. Какую выбрать? Меня интересуют бюджетные модели до двухсот долларов. Никаких спецмагазинов в Минске я не нашел и посмотрел по прайсам интернет-магазинов. Но я разбираюсь не во всех характеристиках звук. карт, а опираться на цену глупо. Здесь надо отталкиваться от того, что мне надо в плане звука. А мне надо хороший ацп и цап в первую очередь для записи звука и мониторинга при сведении своих композиций и ремиксов (24 или 32 бита), и мне надо, чтобы было несколько входов и выходов для тренировки в ди-джеинге. Что посоветуете, я слышал, что неплохая креатив икс фай платинум, но она стоит от 200 и выше у.е.


В принципе, и выбор в указанном ценовом диапазоне невелик: это либо что-то от Creative серии X-Fi, либо ESI (Maya 44, Juli@) и Audiotrak (EX-5). Поскольку вам необходимо несколько входов, то, скорее всего, вам лучше подойдет… ESI Maya 44 или Juli@. Они как раз предназначены под ваши требования, то есть там отсутствуют все навороты типа выход 7.1 и так далее, а просто решена задача обеспечения максимального качества под низкую цену. Достаточно емко и красиво. Так что читайте спецификации и выбирайте. Но! Они не внешние! Из внешних вам нужно смотреть уже что-то из FireWire, а это как минимум Focusrite Saffire LE за более чем 300 у.е., причем и достать его трудно. Дело в том, что от USB в рамках профессиональных решений для десктопов уже отказываются. И этому есть множество причин: малая пропускная способность шины (для профзвука недостаточно), достаточно дорогая комплектация и т.п. То есть, как уже писалось раньше в прошлых ответах на письма: USB-варианты по качеству и функциональным возможностям ничем не отличаются от PCI, имеющих цену, на 50-100 у.е. меньшую. Единственное, где удобен USB-вариант — так это в рамках организаций выездных сессий записи, а также в домашнем использовании. Creative X-Fi Platinum — это не внешняя звуковая плата, а гибрид, состоящий из PCI-платы и вынесенной подключаемой к ней коммутационной панели. Решение достаточно стандартно. Кстати, Creative сейчас упорно пытается переводить X-Fi на USB-варианты и уже выпустила некоторые бюджетные модели. А в общем они борются с тем, как бы усечь свою же технологию:), чтобы пользователям хотя бы звук давался:))). Конечно, если бы нам не нужно было ничего слушать и записывать, то мы бы с радостью приобретали платы с надписью: "Здесь стоит резистор от легендарной технологии X-Fi". Честно сказать, не ожидал я от Creative таких маркетинговых шагов. В общем, смотрите на Maya44 или Juli@ и ни о чем не думайте:), в будущем предусмотрите возможность перехода на Focusrite. Рынок очень сильно, мягко говоря, колбасит, продукции становится все меньше и меньше.

Мне нужны наушники. Что-то слышал про санрайзер. От наушников мне нужен качественный мониторинг, ну и, опять же, цена не на последнем месте (я студент, как уже говорил).

Уже писал по этому вопросу когда-то. В общем, хорошие и недорогие — это AKG, легко выбираются в Интернете, мне нравятся K 271 Studio, если правильно вспомнил название (они у меня сейчас не под рукой). Если говорить о "немцах" (Sennheizer, Beyerdynamics), то они дорогие — это во- впервых; во-вторых — звучание у них какое-то странное. Я имею в виду те модели, которые считаются культовыми и имеют множество наград. Дешевого и хорошего вы там не найдете. А что вы хотели, если у них "капельки" для плейеров стоят больше 100 у.е. в некоторых моделях? Кстати, у Audio- Technica отличное звучание — можете что-нибудь подобрать из их арсенала. Так, теперь о Sony… Есть неплохие модели до 200 у.е., но внимательно смотрите на качество креплений чашек и т.п. Ничего не хочу сказать, просто намекаю. Так, что еще вспомнить… Nady… стандартное качество по дешевой цене, Beyerdynamics откровенно не нравится, о Sunriser (Sunrizer или еще как) никогда не слышал. В принципе, я всегда советую смотреть и на рынок бытовой техники, а именно на недорогие модели от разных производителей. Обычно качество там неплохое. Тут что важно? Не попасть впросак, то есть вы поскупитесь, возьмете, что-нибудь за 100 у.е., а это хуже, чем модели, стоящие на 50-100 дороже, и немного лучше, чем то, что продается на рынке "по 20 баксов за мешок". Так что смотрите сами.

Ну, и по поводу мониторов. Я слышал, они бывают дальние и ближние. Чем они отличаются? На них мне денег не хватит — хватило б на звуковуху и "уши", — но хочется знать, на что ориентироваться и на что копить.

Дальние — это которые далеко, примерно около Владивостока. Если же они у соседа или у вас под диваном, то такие мониторы гораздо ближе (ближние). Это шутка, если кто не понял. Мониторы бывают дальнего и ближнего поля (!). Дело в том, что при проектировании профессиональных студий предусматривается несколько линий мониторинга — обычно три: ближняя, средняя и дальняя. Это не только дает более объемную картинку — на самом деле можно проверять, как звучит готовый микс на разных уровнях прослушивания. Вообще такому разделению существует множество применений. Соответственно, у мониторов для каждого из полей существуют свои требования к мощности (чем дальше, тем мощнее), воспроизводимому частотному диапазону и т.п. Как вы понимаете, все это очень дорого, и этот вопрос не совсем для вас. Вам нужны обычные мониторы ближнего поля. Среди наиболее удачных, что слышал я, просто рекомендую Behringer Ms40 (ок. 250 у.е.). Это стереопара на 40 (20+20) ватт RMS, может принимать сигнал как в аналоге, так и по цифре (24/192-оптика, коаксиал), имеет два регулятора Bass/Treble плюс регуляторы громкости для двух линий (аналог- цифра), выход на наушники. Что касается самого звучания, могу отметить, что оно получилось неожиданно удачным. Хотя вроде бы и конструкция стандартна (разве что 2 фазоинвертора), но получилось неплохо. А так могу отметить, что все мониторы за 100 звучат как все мониторы за 100 и так далее по ценовой шкале. Дело в том, что рынок мониторов является достаточно вялотекущим, и если у кого-то что-то появляется технологически нового, это сразу же оказывается разработанным у другого производителя и по такой же цене:). Главное — не покупайтесь на то, что советская (экс- советская) акустика является самой лучшей в мире — возьмите лучше дешевый microlab.

Вопрос по поводу софта. Я пишу и ремиксую в FL Studio. Знаю программу чуть ли не наизусть, и как-то при изучении у меня возник вопрос: почему не поддерживается моноформат плагинов. Я поясню: я загружаю в сэмплер моносэмпл ударных(one shot), а на канал микшера попытался повесить моноверсию одного из плагинов Waves Native Bundle (в частности, комрессора rc comp) — прога не захотела меня слушать и написала, что данный формат не поддерживается, а стерео поддерживается. Получается, что при загрузке монофайла прога все равно создает стерео с одинаковыми по панораме каналами?

К сожалению, под рукой FL Studio у меня сейчас нет, но я примерно догадываюсь, о чем вы спрашиваете. Скорее всего, дело в том, что сэмплер независимо от того, что в него загрузили, просто имеет стереовыход. Соответственно, закоммутировать его на моноплагин вы не можете. Вообще FL Studio достаточно странный продукт. С одной стороны, в нем можно сделать многое, а с другой — в интерфейсе все время пытаются что-то скрыть/упрятать, хотя на самом деле "фрутик" никак не отличается по методам и структуре работы от тех же Reaktor, Energy XT, AudioMulch, Reason. На этом, уважаемый Юрий, позвольте мне переключиться на другие письма, и, кстати, не называйте Беларусь Белоруссией (это ошибка). К вопросу насчет звукового образования… Интернет все вам правильно показал, в общем, и все ваши опасения оправданы:).

Дочь пошла в школу в класс с музыкальным уклоном, инструмент — пианино. У нее есть слух, и ей хочется заниматься музыкой. Я понимаю, что не каждый может стать классным музыкантом, но музыкальная грамотность не будет лишней в жизни. Исходя из этого, что бы Вы посоветовали приобрести ребенку: пианино или клавиатуру? За клавиатуру: 1) малые габариты и ненадобность большого места для хранения в небольшой квартире; 2) при использовании наушников можно заниматься, не раздражая родных и соседей. Учитывая то, что у нас в городе продаются или неизвестного качества борисовские б\у или неизвестного качества импортные, может, лучше даже в плане качества купить хорошую клавиатуру? Проблема выбора усугубляется тем, что сам я далек от музыки. Посоветуйте, что мне лучше купить. Сумма не является решающим фактором, но хотелось бы уложиться в сумму до $300-$500.

Данный вопрос я уже описывал. Как видно, это, наверное, следствие из него. В общем, вам нужно найти б/у MIDI-клавиатуру с фортепианным молоточковым механизмом для клавиш либо близким к этому варианту (пластмассой не отделаетесь). Примерно четыре года назад такие стоили около 600 и более. Может, сейчас найдете что-нибудь подешевле и б/у. Также вам нужны педали, наушники и софт, в котором на программном уровне поддерживается пианино. Такой есть у многих разработчиков. Компьютер не считаем:). Боюсь, вряд ли вы уместитесь в указанную сумму, хотя… если повезет:). Борисовскую продукцию в любом виде покупать не рекомендую (думаю, мы имеем в виду одно и то же), а вот что-нибудь немецкое б/у — вполне. Кстати, когда я был или в Питере, или в Москве (не помню точно), видел миниатюрные недорогие пианино. То есть это не гаргары, а что-то типа клавикордов, но со звуком пианино. Клавиатура нормальная. Более подробно я не изучал. Если там синтез, то, значит, и выход на наушники будет. Можете посмотреть и в этом направлении, поищите в Интернете.

Кристофер, у меня большие проблемы из-за Вас. По Вашей же рекомендации я уселся за Mackie Tracktion. Пришел устраиваться на работу на радиостанцию, а там сказали, что Tracktion — это для любителей, а профессионалы должны работать в Nuendo или Samplitude. Непонятки…

Профессионалам вообще все равно, где и на чем работать. Вам сказали, что лучшие — это Nuendo или Samplitude, но забыли Pro Tools, Saw Studio и более десятка других систем. В процессе вашего профессионального совершенствования в данном направлении вы всегда будете сталкиваться с подобными "чудесами" (профессия такая). Поэтому необходимым минимумом является доскональное знание хотя бы одного из профессиональных продуктов и понимание технологий, а переход на другие займет небольшой промежуток времени. Хотя, если перемены радикальные (не те горячие клавиши, по- другому распределены кнопки мыши), то еще понадобится время на привыкание. Например, именно поэтому существует явное разделение в профессии между Мас'ами и РС — у Мас'ов зачастую очень много привязано к клавиатуре и т.п. Поймите: Mackie/Raw Matherial Tracktion — самая что ни на есть профессиональная программа, а любительство — это сидеть на радио и рассуждать о Nuendo или Samplitude.

Уф-ф, все, сегодняшний блок ответов на вопросы закончен. Да, и, кстати, у меня ко всем вопрос. Может, кто знает: кто вообще решил, что слово Интернет должно писаться с заглавной буквы? Например, Word все время исправляет. А чем руководствовались с такой переменой? Может, теперь нужно писать: Телефония, Телевидение, Мобильная Связь? Чем Интернет так выделяется?

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 2007 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета