Microsoft в телевизоре

Иногда совершенно обычное новостное сообщение, если в него вдуматься, вскрывает важнейшие процессы, происходящие внутри целой индустрии. Так и в этом случае: "Компания Microsoft переименовала свою систему цифрового телевидения МIPTV. Теперь сервис, позволяющий просматривать на экране телевизора мультимедийные файлы с компьютера, называется Mediaroom."

Технология


Говоря очень коротко, Mediaroom, как ее теперь велено называть, – это технология, которая позволяет не только смотреть на телевизоре файлы с домашних компьютеров, подключенных к локальной (домашней) сети, но и контент из интернета с сервисов, не требующих наличия браузера. Также в Mediaroom присутствует функция просмотра на одном экране нескольких видеопотоков.

Компания Microsoft официально дала более короткое название Mediaroom уже довольно давно известной программной платформе Microsoft Internet Protocol Television (МIPTV). Платформа МIPTV предназначена для трансляции телеканалов через интернет, предлагая по сравнению с традиционным цифровым телевидением большее число интерактивных услуг, среди которых, например, видео по требованию (VoD), казуальные игры и тому подобное. В ходе последних модернизаций в платформу был добавлен ряд новых возможностей, среди которых функции "картинка в картинке" (PiP), запись видео и раздача трафика между компьютерами, располагающимися в квартире или в доме (то есть по домашней сети). С помощью Mediaroom можно открывать музыкальные и видеофайлы и просматривать картинки с жесткого диска компьютера, находясь в другом помещении дома.

Не так давно разработчики технологии выпустили программное обеспечение для разработки новых сервисов для платформы. В Microsoft утверждают, что технологией Mediaroom пользуются 18 компаний, предоставляющих услуги в области цифрового телевидения. Причем 10 провайдеров таких услуг, например AT&T, якобы уже используют Mediaroom в коммерческих целях. В реальности же, как утверждают независимые медиа-эксперты, во всех восемнадцати компаниях до сих пор идет тестирование и освоение возможностей Mediaroom, но о каком-либо применении технологии в широковещательных системах речь пока не ведется.

Остатки былой роскоши

Нынешняя Mediaroom – это на самом деле логическое развитие любимого детища Билла Гейтса, давно известного под рабочим названием MicrosoftTV. Почему "любимого детища"? Просто MicrosoftTV – это, можно сказать, все что осталось от некогда широко разрекламированной Microsoft концепции "цифрового дома". Когда-то – году так в 2000-м – Microsoft заявила, что берется разработать некий супермегапродукт под общим названием "цифровой дом". Дескать, все в такой квартире будет до предела мультимедийным, а интернет проникнет во все щели. Микроволновка станет сама лазить в интернет за рецептами, утюг – разговаривать с хозяином о погоде, пылесос – сам решать, настало ли уже время уборки, лампочки будут сами загораться, когда в комнате человек, тараканы в подполье займутся веб-серфингом и отстанут от хозяев, а кошка сойдет с ума от всего этого, и кошачья подстилка сама вызовет ветеринара.

Потом оказалось, что у других IT-корпораций (например, у Apple) есть собственные отдельные решения для "цифрового дома", причем намного превосходящие майкрософтовские, но несовместимые с ними. В общем, вся затея Microsoft с единым "цифровым домом" как-то сдулась, и от нее в итоге осталась одинокая MicrosoftTV, которую год за годом все никак не могли "довести до ума".

Нынешнее переименование МIPTV в Mediaroom может свидетельствовать о том, что продукт практически готов к выходу на потребительский рынок: инженеры свою работу завершили, и за дело взялись маркетологи. Конечно, было бы безумно интересно узнать, как Microsoft собирается зарабатывать на Mediaroom, то есть какова бизнес-модель проекта. Будет ли продукт продаваться по безумно завышенным ценам, или его станут распространять бесплатно, получая доход от продажи контента и показа рекламы? Пока не то, что сказать – даже предположить не возьмусь.

Ближайшие перспективы

Конечно же, любая информация относительно нынешнего состояния проекта Mediaroom в Microsoft предельно засекречена. Впрочем, достаточно четкие выводы о планах Microsoft относительно собственного телевизионного продукта можно сделать, внимательно проанализировав различную информацию из открытых источников. Например, о том, что Microsoft начала сотрудничество с крупнейшим китайским производителем телевизоров Sichuan Changhong Electric. Как было сказано в пресс-релизе, обе компании "решили объединить телевидение и интернет". Также представители компаний объявили, что собираются изучить "все возможности современных цифровых развлечений". Пока известно, что Microsoft приобретет менее одного процента акций Sichuan Changhong за $12 миллионов. Остальные детали сделки представители компаний пока держат в секрете.

Конечно, вряд ли Microsoft планирует в обозримом будущем зарабатывать на производстве телевизоров – слишком уж это эксцентрично для софтверной корпорации. Но… Роджер Чен, представитель пекинского отделения Microsoft, туманно заявил журналистам: "Проект сфокусирован на создании продукции для домашних цифровых развлечений, объединяющих компьютеры, телевидение и интернет". Также, по его словам, компании пока не решили, какой тип продукции и программного обеспечения они будут выпускать, но можно с уверенностью сказать, что разработки Microsoft и Sichuan Changhong позволят просматривать загруженные из интернета видеофайлы на экране телевизора.

Судя по всему, в данном случае мы являемся свидетелями как раз первой попытки вывести на широкий рынок технологию Mediaroom. Однако почему Китай? До сих пор все технологии софтверного гиганта создавались в США, и уже оттуда попадали в Китай и остальную Юго-Восточную Азию. Неужели в Microsoft решили обратить этот вектор? Ответ в данном случае не так прост. В Китае Microsoft может выпустить Mediaroom на рынок, чтобы "обкатать" новую технологию, проверить ее жизнеспособность, посмотреть на реакцию и предпочтения первых пользователей, убрать наиболее заметные "баги" и т.д. А уже после этого "вылизанная" Mediaroom поступит на более "денежные" американский и европейский рынки.

Однако все это отнюдь не помешает Microsoft хорошенько заработать и на китайском рынке. Все же Китай занимает первое место в мире по количеству владельцев телевизоров и второе по количеству интернет-пользователей. Не случайно тот же Роджер Чен назвал китайский рынок цифровых развлечений одним из важнейших и самых перспективных для Microsoft. А учитывая неизбалованность китайцев (пока) новинками типа Mediaroom, высокий спрос на этот продукт, можно сказать, гарантирован.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2007 год в рубрике новости

©1997-2024 Компьютерная газета