История IT-корпораций: Nokia

Неожиданно для всех объявленная в конце июня масштабная реструктуризация в очередной раз привлекла внимание к Nokia – одной из самых удивительных IT-корпораций новейшего времени. Еще в конце 1980-х этот финский концерн зарабатывал в основном на поставках в Советский Союз туалетной бумаги. А уже десятилетие спустя Nokia стала одним из ведущих игроков мирового рынка телекоммуникаций (опередив на рынке сотовой связи Ericsson и Motorola), а также одной из самых богатых европейских компаний. Но этот путь начинался полтора столетия назад…

Рождение триумвирата


12 мая 1865 года финский горный инженер Фредрик Идестам получил разрешение на строительство фабрики для выпуска древесной массы у реки Nokia, где и создал одноименное предприятие. Его продукция пользовалась большим спросом, так что вскоре на месте небольшой фабрики вырос целый целлюлозно-бумажный комбинат. А затем вокруг него образовался одноименный городок – Nokia. Бумага Нокии стала поставляться сначала в Россию, затем в Англию, Францию и даже Китай. Кстати, прозорливый Фредрик Идестам на всей продукции – от древесного бруса до пачек с бумагой – ставил фирменное клеймо "Nokia", что по тем временам считалось несколько необычным. В феврале 1871 года была основана Nokia Corporation (Nokia Aktiebolag), которая быстро завоевала рынки Дании, Германии, России, Англии, Польши и Франции. Тогда же Nokia сделала принципиально важный шаг: построила собственную илектростанцию.

В 1839 году в США производитель оборудования из Филадельфии Чарльз Гудьер, проводя эксперименты с резиной, открыл такое явление, как вулканизация. Затем он создал водозащитную резину, что позволило использовать этот материал в самых разных условиях. В Финляндии основным производителем резиновых изделий в конце века стала компания Finnish Rubber Works (FRW). Когда ее руководство решило переместить свое производство из Хельсинки в сельскую местность, оно выбрало участок рядом c Nokia: возможность недорого покупать электроэнергию стала определяющей.

Ну и, наконец, в 1912 году в Хельсинки открылась компания Finnish Cable Works. Бурное развитие электрических, телеграфных и телефонных сетей обеспечило огромный спрос на ее продукцию – всевозможные кабели и провода. Компания в первые годы своего существования росла просто-таки ошеломительными темпами.

В 1920 году эти три упомянутых фирмы: Nokia Corporation, Finnish Rubber Works и Finnish Cable Works объединили свои активы, создав Nokia Group. Такая мера – создание единой компании, но с диверсифицированным бизнесом – позволила новому промышленному гиганту уверенно чувствовать себя и во время экономического кризиса 20-х, и во время Второй Мировой, и после нее. Хотя Nokia формально потеряла свою корпоративную автономию, ее название вскоре стало общим для всех трех фирм.

Интересно, что слияние трех предприятий-"сооснователей" – Nokia, FRW и FRC – было окончательно оформлено только в 1967 году, хотя много лет все они работали под единым брендом. Oy Nokia Ab представляла собой промышленный конгломерат, работавший по четырем основным направлениям: лесная промышленность, производство резины, кабелей и электронной техники.

"Электронная" эпоха

Отдел электроники появился в концерне с подачи президента Finnish Cable Works Бьёрна Вестерлунда еще в 60-х годах. Основным персоналом отдела стали сотрудники университетов и колледжей, с которыми Вестерлунд давно поддерживал хорошие отношения, а занимался новый отдел в основном исследованиями в области полупроводников – приносить прибыль от него тогда никто и не требовал. Тогдашний глава отдела, Курт Викстедт, отлично представлял себе все перспективы развития электронной связи, но в 60-е было совершенно непонятно, какое из направлений окажется приоритетным. А потому действовали по принципу: "все возможно и все нужно попробовать".

"Пробовали", как выяснилось, в нужном направлении. В 1963 году был разработан первый радиотелефон, а в 1965 году – модем для передачи данных. Однако на тот момент более актуальной была модернизация существовавших проводных сетей связи – большинство телефонных станций имело электромеханические коммутационные устройства. Nokia берется за разработку цифрового коммутатора на основе импульсно-кодовой модуляции (РСМ). В 1969 она первой выпускает РСМ-передающее оборудование, отвечающее стандартам CCITT (Международный консультационный комитет по телеграфной и телефонной связи). Переход на цифровой телекоммуникационный стандарт стал для компании одним из самых важных стратегических решений. На следующем этапе, в начале 70-х, был выпущен коммутатор DX 200. Снабженный по тем временам компьютерным языком высокого уровня и
микропроцессорами Intel, он оказался настолько удачным, что и по сей день идеи, заложенные в него, являются основанием для телекоммуникационной инфраструктуры компании.

Но прогресс двигался все быстрее, и вместе с 80-ми годами в мир пришла мобильная связь, поначалу обосновавшаяся в автомобилях. В 1981 году создается сотовая сеть, охватившая Швецию и Финляндию и получившая название Nordic Mobile Telephony (NMT). Система базировалась на технологиях Nokia. NMT стал первым общераспространенным стандартом сотовой связи: вскоре в систему вошли другие страны как в Европе, так и за ее пределами. Началось быстрое развитие индустрии мобильных телефонов. Между тем, в 80-х Nokia становится третьим в Европе производителем телевизоров; также большую популярность получают спутниковые ресиверы фирмы и отделение, занимающееся производством автомобильных покрышек.

Шаги к цифровому величию

В 1987 году все выпускаемые мобильные телефоны были достаточно тяжелы и имели большие габариты, а потому использовались почти исключительно в автомобилях. В этот момент именно Nokia выпустила один из первых переносных – легких и транспортабельных мобильников. Это позволило отвоевать значительную часть рынка.

Тем временем прогресс уверенно двигался в сторону цифровых технологий связи. В конце 80-х годов европейские рынки стремительно объединялись, и стала очевидной необходимость разработки единого цифрового стандарта мобильной связи. Позднее он получил наименование GSM (Global System for Mobile Communications). Для того, чтобы создать первую сеть GSM, в 1989 году Nokia объединилась с двумя другими финскими телекоммуникационными операторами. Все это происходило на фоне непрерывной барьбы с монополистом в области дальней телефонной связи – компанией Telecom Finland. Чтобы не потерять завоеванные позиции, провайдеры услуг аналоговой мобильной связи Helsinki Telephone Corporation и Tampere Telephone Company создали компанию Radiolinja, которая купила у Nokia инфраструктуру мобильной сети за $50 млн. В разгар всех этих событий, в 1990 году, отделение мобильных телефонов компании возглавил Йорма Оллила – именно он впоследствии сделал из Nokia мирового лидера в области мобильной связи. 1 июля 1991 года был сделан первый в мире звонок через коммерческую сеть GSM. Первым в истории абонентом стал премьер-министр Финляндии, который позвонил с телефонной трубки Nokia. Трудно было придумать лучшую рекламу как новой технологии, так и компании, которая ее создала. А еще это был триумф Йорма Оллила – неудивительно, что через год совет директоров компании назначил Оллила на должность генерального директора Nokia. Мобильные коммуникации – это, конечно, замечательно, но не будем забывать: в то время основной доход Nokia получала, поставляя в СССР туалетную бумагу и прочую продукцию переработки древесины, а на мировой рынок – автомобильные покрышки. Развал Союза, основного бизнес-партнера Nokia, привел к тому, что некоторое время фирма находилась на грани банкротства. Йорма Оллила пришлось проявить все свои управленческие таланты, чтобы вывести Nokia из тупикового положения. Первым шагом стала подготовка и выпуск на рынок сотовых телефонов Nokia, поддерживающих новый цифровой стандарт GSM. А менее чем через год были проданы все прочие подразделения компании – деревообрабатывающее, шинное, телевизионное и т.д. Это выглядело как авантюра, но Nokia стала заниматься только телекоммуникациями. Риск оправдал себя: уже несколько лет спустя на долю Nokia приходилась четверть экспортной продукции Финляндии и около 4% национального валового продукта.

Окончательно телекоммуникации стали основной сферой деятельности компании Nokia с 1996 года. Вскоре компания заключила соглашения на обеспечение сетями GSM еще девяти европейских государств, а к августу 1997 года Nokia поставляла GSM-системы 59 операторам в 31 стране. Путь к мировой известности занял шесть лет.

К 1997 году Nokia уже производила мобильные телефоны всех основных цифровых стандартов: GSM 900, GSM 1800, GSM 1900, TDMA, CDMA и Japan Digital. Благодаря столь широкому ассортименту удалось быстро укрепить позиции компании в Европе и Азии. В 1998-м Nokia объявила о 70%-м росте прибыли (210 млрд евро) – в том году она стала единственным производителем сотовых телефонов, получившим прибыль. Мировой спрос на мобильники продолжал расти, вместе с ним росла и рыночная доля Nokia. В 1999 году компания занимала уже 27% рынка мобильных телефонов, тогда как Motorola, занявшая второе место, отстала на целых 10%.

Как считают в самой компании, одна из основных причин успеха Nokia в том, что она первая в "мобильной" индустрии стала проводить последовательную политику создания полной цепочки самообеспечения: от производства и разработки новых изделий до маркетинга, продвижения марки, организации продаж и предоставления сопутствующих услуг.

Кроме того, в определенный момент во второй половине 90-х ведущие high-tech-корпорации в США и Канаде сосредоточились исключительно на компьютерных информационных технологиях и интернете. А европейские и японские компании пошли другим путем и серьезно занялись мобильными телекоммуникациями, беспроводными технологиями. И теперь "пожинают плоды": те же американцы признали, что будущее беспроводной связи безоговорочно принадлежит Европе. Япония во многом пошла "своим путем", разрабатывая и внедряя собственные стандарты связи. А вот Китай, Корея и другие страны Юго-Восточной Азии приняли европейскую модель построения мобильных телекоммуникаций. После этого у американцев уже просто не оставалось выбора…

Технология GSM дала толчок к появлению третьего поколения связи (3G) – пакетной передачи больших объемов данных по беспроводным сетям. В 1998 году Nokia, Ericsson, Motorola и Psion сформировали альянс Symbian – консорциум, призванный развивать беспроводные технологии третьего поколения. Стратегическая задача Symbian – расширять возможности передачи данных в мобильных сетях и интегрировать эти сети с интернетом. Сейчас Nokia стремится возглавить процесс построения сетей беспроводной связи третьего поколения в Европе. Компания является лидером в производстве мобильных телефонов, а также ведущим поставщиком мобильных, стационарных и IP-сетей. Nokia работает более чем в 140 странах, ее акции продаются на шести крупнейших фондовых биржах. На 18 предприятиях компании в десяти странах мира работает более 50.000 специалистов.

Следующий этап

В середине июня 2007 года руководство Nokia объявило о том, что с 1 января 2008 года в компании будет проведена реструктуризация, в результате которой она разделится на три части. Причем все было предусмотрено заранее: между новыми подразделениями распределили направления деятельности, производственные мощности, финансы и персонал, и даже назначили руководство. Решение о таком разделении принималось руководством Nokia исключительно с целью оптимизировать работу концерна и еще более увеличить занимаемую долю рынка.

Новообразованные подразделения будут называться Devices, Services & Software и Markets. Первое подразделение займется разработкой устройств; второе – созданием интернет-сервисов, корпоративных решений и программного обеспечения. Подразделению Markets поручено управление рекламными кампаниями, каналами сбыта и продажами. Отдельно будет существовать Центр разработок (Chief Development Office): он займется стратегической оптимизацией и оперативной поддержкой взаимодействия каждого подразделения с исполнительным директором.

Подразделение Devices возглавит Кай Ойстамо, который до этого был руководителем Mobile Phones Business Group. Во главе Services & Software станет Никлас Сэвэндер – прежде руководитель Technology Platforms. Подразделение Markets возглавит Энсси Ваньоки, который для этого уйдет из Multimedia Business Group. Руководителем Центра разработок станет Мэри МакДауэлл.

Считается, что благодаря разделению на три части Nokia сможет эффективнее управлять своей продуктовой линейкой, инвестициями и деятельностью в целом (это касается разработки продуктов и маркетинга). Также должно сократиться время выхода устройств на рынок. Во многом это связано с общемировой ситуацией: рынок мобильников в развитых странах, да и не только там, уже достиг точки насыщения (сотовых телефонов в мире сейчас больше, чем ПК). А потому в ближайшие несколько лет самыми прибыльными будут рынки стран "третьего мира", где наибольшим спросом станут пользоваться бюджетные модели телефонов. Соответствующим образом теперь перестраивается производственно-сбытовая политика всех крупнейших мировых производителей сотовых телефонов, и Nokia тут не стала исключением.

Хроника "электронной" истории Nokia

1975: Анонсирован компьютер MikriMikki 3.
1977: Kari H. Kairamo становится генеральным директором Nokia Corporation, что означало постепенную трансформацию Nokia в гиганта электроники. 1979: Появление мобильных телефонов Nokia.
1981: Зарождение Nokia Telecommunications.
1984: Nokia представляет первый в мире автомобильный NMT-телефон.
1986: Nokia представляет сотовый телефон стандарта NMT. Совет директоров разделил Nokia Electronics на Nokia Information Systems, Mobile Phones и Nokia Telecommunications.
1987: Nokia представляет первый в мире NMT-телефон, который можно уместить в кармане. Операторы 13-ти европейских стран подписывают соглашение о совместном строительстве и продвижении сети стандарта GSM.
1991: Первый звонок в коммерческой сети стандарта GSM – сделан в Финляндии на оборудовании Nokia.
1992: Jorma Ollila стал генеральным директором.
1992: Nokia представляет первый портативный GSM-телефон Nokia 101, который умещается в руке.
1993: Nokia принимает девиз "Connecting people".
1994: Nokia становится первым европейским производителем, поставляющим мобильные телефоны в Японию. Появилась серия 2100; впоследствии по всему миру было продано около 20.000.000 этих телефонов.
1995: Nokia представляет самую маленькую базовую станцию для мобильных GSM/DCS-сетей, Nokia PrimeSite.
1996: Nokia представляет первый в мире коммуникатор Nokia 9000.
1997: Nokia перемещает свою стратегическую задачу на интеграцию мобильных технологий и интернета.
1999: Nokia выпускает первую модель с поддержкой WAP – Nokia 7110.
2000: Йорма Оллила назван журналом Industry Week руководителем года. Выпущена Nokia 9210 – первая модель телефона с цветным экраном. Nokia разделилась на Nokia Mobile Phones и Nokia Networks.
2001: Nokia продолжает стратегическое развитие с новой целью "Internet в кармане каждого" и ставкой на сохранение лидирующих позиций в XXI веке. 2002: 7650 – первый телефон от Nokia на базе платформы Series 60 и со встроенной камерой. Был сделан первый звонок в коммерческой сети третьего поколения на базе WCDMA. Аннонсирован Nokia 6650.
Июнь 2007: Объявлено о предстоящей коренной реструктуризации, в ходе которой концерн будет разделен на три части.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2007 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета