FTC заставляет насторожиться IT-гигантов

Федеральная торговая комиссия США (FTC) объявила об официальном начале расследования по факту ряда последних сделок, проведенных крупнейшими американскими IT-компаниями. Антимонопольную проверку должны пройти последние поглощения Microsoft, Google и Yahoo!.

Сразу стоит оговориться, что большинство экспертов уверены: скорее всего, это расследование – простая формальность, которая не грозит компаниям серьезными последствиями. Но, с другой стороны, FTC – учреждение достаточно непредсказуемое, уже не единожды сильно удивлявшее IT-гигантов своими решениями. Тем более, что в данном случае все три изучаемые сделки, бесспорно, оказали слишком большое влияние на рынок и были совершены ключевыми его участниками. Впрочем, обо всем по порядку.

Первое расследование проводится по поводу приобретения Microsoft онлайнового рекламного агентства aQuantive. Соглашение о покупке Microsoft достигла в мае этого года, предложив $6 млрд., что превысило рыночную стоимость компании на 85%. Завершить сделку планировалось до конца этого года.

Сделка интересна тем, что основной доход (а точнее, пока одни убытки) в онлайн-сегменте Microsoft получает от размещения рекламы на своем поисковом портале MSN. С новым приобретением компания рассчитывала не только укрепиться в этом сегменте, но и предложить новые рекламные услуги в таких областях, как видео по запросу и IPTV. В начале 2007 года генеральный директор Microsoft Стив Баллмер назвал онлайн-сегмент одним из самых приоритетных в бизнесе Microsoft – хотя, смею заметить, такие заявления делаются им ежегодно уже лет десять. После того как компания выпустила Windows Vista, Microsoft объявила о планах активно инвестировать в этот сегмент.

Также торговая комиссия решила провести антимонопольную проверку недавней покупки компанией Yahoo! разработчика рекламного ПО Right Media за $680 млн. Согласно антимонопольным требованиям США по сделкам в области слияний и поглощений, такие сделки не должны приводить к серьезному ослаблению конкуренции на рынке и как следствие к повышению стоимости услуг для конечных пользователей. Между тем, компания Right Media занимала весьма значительную долю соответствующего американского рынка. И если, будучи независимой, могла работать с любыми заказчиками, то после перехода в собственность Yahoo! начала полностью зависеть от коммерческой политики этого интернет-гиганта.

Ну и, наконец, FTC приступила к расследованию сделки другого крупного игрока рынка онлайн-рекламы – Google. Комиссия решила проверить сделку Google по покупке агентства интернет-рекламы DoubleClick за $3,1 млрд. на предмет соответствия антимонопольному законодательству США. FTC уже приступила к знакомству с конфиденциальными документами по этой сделке, и проверка Google может занять несколько месяцев. Интересно, что с инициативой по проведению данной проверки несколько раз выступала… Microsoft. Дело в том, что софтверная корпорация сама примеривалась к DoubleClick и даже делала владельцам компании несколько предложений о продаже бизнеса. Однако в конце концов Microsoft банально проиграла в коммерческом споре с более эффективно сработавшей Google.

Собственно говоря, в американском бизнесе FTC – очень даже существенный фактор. Помнится, в 1998 году эта организация после антимонопольного разбирательства едва не расчленила Microsoft на семь или восемь частей. Год спустя FTC неожиданно изъяла с серверов все той же корпорации внутреннюю электронную переписку за несколько лет и узнала много интересного о методах борьбы софтверного гиганта с конкурентами и о стратегии завоевания мирового рынка. Та история тоже стоила топ-менеджерам Microsoft немало седых волос.

Доставалось от FTC и другим американским IT-гигантам. Например, долгое противостояние FTC и Intel стоило последней нескольких миллиардов долларов. А в относительно недавней истории по запрещению на территории США онлайнового игорного бизнеса FTC и вовсе сыграла одну из ключевых ролей.

Есть и особое мнение, которое высказывают, в частности, российские эксперты: "В США всегда расследуют крупные сделки. Однако проверяемые компании являются стратегическим оружием Соединенных Штатов: Microsoft – главный разработчик операционных систем, Google – главный поисковик". Таким образом, даже если чиновники найдут несоответствие данных сделок антимонопольному доказательству США, серьезных санкций, по крайней мере к Microsoft и Google, никто предъявлять не станет. Другое дело Yahoo!. Эта компания уже давно "дышит на ладан", в ней идет бесконечная реструктуризация, не приносящая каких-либо видимых результатов, оттуда один за другим уходят топ-менеджеры. Так что именно Yahoo! вполне могут "отдать на заклание" FTC: с одной стороны не жалко, а с другой – появляется возможность показать всем, что нарушение законов строго карается.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2007 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета