IT-бизнес: летние зарисовки

Судя по всему, нынешний год будет очень удачным для производителей персональных компьютеров. Согласно выводам экспертов аналитической компании Gartner, мировые продажи ПК в 2007 году составят 257,1 млн штук. Это на 11% больше, чем в 2006-м. При этом рост будет неравномерным: основной объем поставок по-прежнему будет приходиться на настольные ПК, однако сегмент настольных компьютеров вырастет всего на 2,4%. Зато прирост поставок ноутбуков будет намного более интенсивным и составит около 27% за год. Аналитики Gartner объясняют это растущей популярностью мобильных компьютеров: современные мобильные системы практически сравнялись с настольными по производительности при работе даже с ресурсоемкими приложениями. Кроме того, продолжается изменение стиля жизни пользователей – все большее их число работает на ноутбуках вне дома и офиса. По словам одного из аналитиков Gartner, Аннетт Джамп, на "зрелых" рынках уровень проникновения настольных ПК близок к максимальному и показывает "горизонтальный" рост: "Можно даже сказать, что сегмент десктопов на развитых рынках стагнирует. Практически все основные производители увеличивают здесь поставки на единицы процентов в год. Такой низкий рост связан с более длинным жизненным циклом работы ПК – четыре года вместо трех несколько лет назад – и насыщенностью рынка. Стоит отметить, что сегмент десктопов развивается большей частью путем замены старых ПК, а не приобретением первого компьютера. В такой ситуации единственными способами добиться увеличения продаж являются стимулирование замены старых ПК и поиск новых покупателей, для чего на рынках развитых стран возможности уже сильно ограничены".

Один из крупнейших мировых производителей электроники, компания Asustek Computer, судя по всему, решила последовать примеру финской Nokia и разделить саму себя на три относительно независимых компании. Крупнейшая реструктуризация бизнеса Asustek Computers завершится уже к 1 января 2008 года (напомню, у Nokia в это самое время она только начнется) – об этом заявил глава компании Джонни Ши. В результате будет образована группа из трех компаний – Asustek, Pegatron и Unihan. Компания Asustek сосредоточится на производстве продукции под уже привычной торговой маркой – системных плат, ноутбуков, смартфонов, серверов и коммуникационного оборудования, а также мультимедийных устройств и бытовой электроники. Pegatron будет заниматься производством компьютерных корпусов и периферийных устройств, а Unihan будет создана для контрактного производства компьютерных компонент.

Как считают топ-менеджеры Asustek Computers, реструктуризация позволит производителю избежать конфликтов со своими клиентами по контрактному производству, а также стимулирует рост всего бизнеса группы. Главная задача предстоящей реформы – отделить бизнес по производству продукции под собственным брендом от направления, связанного с производством по контрактам для крупных клиентов компании под их торговыми марками. Такая "одновременная двунаправленность" уже неоднократно вызывала нарекания со стороны OEM-партнеров Asustek – компаний Apple, Dell, Sony и Toshiba. Дошло до того, что деловые партнеры даже пригрозили сократить свои заказы у Asus.

Собственно говоря, разделение бизнеса на бренд и OEM – довольно распространенная практика среди производителей в Юго-Восточной Азии (читай: в Тайване). В свое время аналогичное решение приняла компания Acer, которая в конце 2000 года разделилась на две компании: Acer, производящую продукцию под собственным брендом, и Wistron, работающую по субконтрактам. Недавно так же поступила и BenQ.

Президент Asustek Computers Джонни Ши в интервью по поводу реформы своей компании сказал: "Мы считаем, что реструктуризация позволит повысить нашу конкурентоспособность в каждом регионе. Консолидированный доход компании в 2007 году планируется на уровне $22,8 - $24,3 млрд., из которых $7,6 млрд. составит выручка, полученная за счет производства продукции под собственной торговой маркой. Доход предприятий, которые будут включены в Pegatron, ожидается в пределах $9 - $10 млрд, направление, переданное Unihan, принесет ориентировочно $4,5 - $6 млрд.

Корпорация Google сообщила о состоявшемся приобретении молодой компании GrandCentral, предлагающей перспективное интеграционное решение для интернет-телефонии. Аналитики тотчас сделали вывод: Google собирается развернуть бизнес в сфере IP-телефонии. Интересно, что в 2005 году компанию GrandCentral на некоторое время приобрела корпорация Yahoo, однако она не стала использовать разработки стартапа.

Компания GrandCentral разработала технологию "телефонной маршрутизации", которая позволяет абоненту использовать единый телефонный номер. Все звонки на него передаются на другие, наиболее подходящие в данный момент (или для данного звонящего) телефоны. Разработка может применяться, в частности, для интеграции офисной и мобильной связи: входящие на единый номер звонки будут автоматически переадресовываться на необходимые телефоны в компании. Аналогичным образом объединяются и ящики для голосовой почты. Кроме того, решение GrandCentral позволяет организовать автоответчик, блокировать входящие с нежелательных номеров сообщения и дистанционно управлять всей системой посредством веб-интерфейса. GrandCentral была основана в конце 2005 года сотрудниками VoIP-стартапа Dialpad Communications Винсентом Паке и Крейгом Уокером. Как теперь считают эксперты, технологии GrandCentral в ближайшее время будут интегрированы в собственные сервисы Google – GТalk и GМail. А в дальнейшем, судя по всему, интернет-гигант планирует развивать собственное "телефонное" направление бизнеса.

Второй по величине производитель жестких дисков в мире, компания Western Digital, приобрела крупнейшего разработчика и изготовителя магнитных пластин, фирму Komag. Приблизительная стоимость сделки составила $1 млрд или $32,25 за одну акцию. Эта покупка ставит Western Digital вровень с такими конкурентами, как Seagate, Hitachi GST, Samsung и Toshiba. С этого момента Western Digital сможет самостоятельно разрабатывать дисковые технологии, тогда как прежде компания не занималась разработкой накопителей, приобретая соответствующие технологии у сторонних компаний – таких, к примеру, как Showa Denko.

Компания Komag является крупнейшим поставщиком пластин для HDD как по заказам Western Digital, так и для Hitachi GST и Seagate Technology. Не так давно обе компании – Hitachi GST и Seagate Technology – анонсировали выпуск жестких дисков на базе терабайтовых пластин, что стало возможным в первую очередь благодаря разработкам Komag.

Своих многочисленных поклонников в очередной раз разочаровал американский производитель портативных компьютеров, компания Palm. Его чистая прибыль в 2006-2007 финансовом году сократилась практически в шесть раз. Очевидно, что это произошло из-за продолжающегося стремительного падения спроса на КПК – основную продукцию в линейке американской компании. Цифры таковы: в 2006-2007 финансовом году прибыль Palm составила $56,4 млн против $336,2 млн, полученных годом ранее. При этом объем продаж компании за отчетный период сократился на 1% и составил $1,56 млрд вместо $1,58 млрд в 2005-2006 финансовом году.

По данным IDC, в прошлом году компания Palm уверенно держала первое место на мировом рынке КПК. Ухудшение финансовой отчетности компании стало следствием происходящих на рынке процессов: КПК стремительно вытесняются смартфонами и "интеллектуальными" коммуникаторами. Мировой рынок КПК сужается уже давно, и спрос на них падает, хотя в ряде стран (например, в России) эта тенденция пока менее очевидна. Напомню, что по данным аналитиков IDC, в 2006 году объем поставок КПК снизился на 28,5% по сравнению с 2005 годом – было продано 5,5 млн устройств против 7,6 млн, реализованных в 2005-м. Наиболее ощутимым падение продаж было в последнем квартале 2006 года – за этот период объемы поставок КПК сократились почти на 35%.

Однако не все так плохо. В сегменте смартфонов Palm демонстрирует весьма неплохие результаты. Объем продаж смартфонов Treo достиг рекордного показателя за прошедший квартал и составил 750 тыс. штук, что на 43% выше аналогичного показателя за IV квартал 2005-2006 финансового года. Правда, в ближайшем квартале компания может потерять часть своей выручки от продаж этих устройств из-за выхода на американский и европейский рынки раскрученного коммуникатора Apple iPhone.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2007 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета