Звук: вопрос — ответ

На днях зашел по делам в редакцию КГ, и мне передали письмо — в смысле, обычное почтовое письмо. Дело, конечно, сейчас редкое, но понятное. Тем более сам недавно был в небольшом городе, так там действительно хоть письма пиши — так Интернет работает и столько стоит, учитывая зарплаты того города.

Я присоединил проигрыватель патефонных пластинок, не виниловых, а патефонных, еще на 78 оборотов, к компу. Но остается шум от трения иглы о пластинку. Можно ли убрать этот шум программными средствами?

Понятно: вы его подключили к линейному входу звуковой платы, а та отображает то, что есть. Давайте рассмотрим поподробнее, что именно поступает в компьютер:

. Непосредственно сама музыка. Это в звукорежиссуре называют полезным сигналом.
. Гул от блока питания и из-за неудачной с современной точки зрения сборки. Поскольку у нас в стране общепринятая частота электросетей 50 Гц, то гул на 50 герцах присутствует.
. Шум самого устройства.
. "Шум иглы", потрескивания, пощелкивания.
. Интермодуляционные искажения. Они могут возникать, если пластинка чуть погнута либо двигатель работает неравномерно. Данный пункт не исправишь.

В общем, второй, третий и четвертый пункты весьма успешно удаляются с помощью всевозможного программного обеспечения (программ), где стоит в названии слово "Restoration", т.е. "реставрация". Такие есть у американских фирм Waves, WaveArts, а также во множестве другого специализированного ПО. Только вы должны знать, что модули, имеющие в названии слово Noise (иногда Noize) — это удаление шума, Hum — удаление гула (укажите 50 Гц), Click — удаление щелчков, Scratches — удаление потрескиваний. Два последних иногда совмещены в одном и том же модуле. Также есть программы, которые вообще совмещают все сразу, но эффект от их использования спорный. Вообще что касается старой музыки могу вам сказать следующее. Например, когда я работал на радио и делал программу о 50-60-70-х, то привез из Москвы, а также достал от друзей множество хорошо отреставрированных записей того же Марка Бернеса, Леонида Утесова, тех же Фицжеральд и Армстронга. После я их очень часто видел в киосках на обычных компакт-дисках. Может, вам проще поискать такой вариант.

Мне 47 лет, а сверху и сбоку выросли дети, которые крутят музыку, которая мне не совсем нравится! Слыхал, что есть такое — "Белый шум", т.е. выдается сигнал в противофазе, и… тишина.

Честно сказать, я не очень понял сам вопрос. Белый шум сейчас используется большей частью для компенсации ошибок квантования (оцифровки звука) — так называемый дитеринг. А по самому вопросу кажется, что вам просто мешает звук от соседей. Ну, тут уж, как сказать, раньше наши строители об этом вопросе как-то вообще не думали, да и сейчас не думают. Так же, как не думают, когда врубают газонокосилки в 8 утра, делают автостоянки под жилыми домами и так далее. То есть всем на всех наплевать. Посему вам нужно подумать о звукоизоляции самостоятельно или купить загородный дом:). Есть специальные системы звукоизоляции, разработанные специалистами, причем это не только окна, а на самом деле покрытия на стены, потолок и так называемые "плавающие полы". Эффект от этого есть, и очень хороший. Но стоит это немало. Во-первых, должны произвестись замеры специалистами, во- вторых, подобраны материалы, потом они (материалы) должны приехать сюда и произведена установка. По своему опыту могу сказать, что такие услуги делают в России и в Украине, в Беларуси я сам хотел этим заниматься год назад через одну строительную компанию как подразделение, но на получение наших всевозможных сертификатов на материалы нужны немалые деньги и время. Поэтому приспосабливайтесь: дети растут, и громкая музыка их скоро тоже будет мало интересовать:). На самом деле, понимаю, что все это большая проблема, главное — себя не взвинчивать: стресс — это плохо.

Ну что, а теперь перейдем к нескольким вопросам из Интернета… открыл два письма — почему-то они по софту.

Кристофер, ты попробовал 9-й SoundForge? Знакомые с тобой мои друзья говорят, что ты вообще не любишь эту программу…

Я не могу любить или не любить программы — я им даю оценки применительно к практической работе. 9-й Forge, как и все версии начиная с 5-го, являются как бы проходными, по моему мнению. Они хватают "по вершкам", но нет целостности, общей идеи программы. Она потерялась, наверное. Да, согласен, был некогда хороший эргономичный интерфейс, даже лучший в некоторое время. С ним можно было быстро и удобно работать, но когда, например, у меня возникли серьезные проблемы с корреляцией между каналами, понадобился специальный индикатор. Он был в WaveLab. Тогда мы вместе с ребятами из студии, где работал, решили приобрести звуковой редактор от Steinberg — привыкал я к нему долго (месяц). И, знаете, проработали с WaveLab более четырех лет и жили спокойно. А теперь открыл 9-й SoundForge: опять куча идей, все летает, опять какие-то совмещения продуктов и технологий, все как-то кусками, набросано. Знаете, надоело. Хочется пожить спокойно. И вообще, мне кажется, что Sony Media Software постоянно "колбасит". Vegas у них — уже практически видеоредактор, ACID превратили вообще неизвестно во что. Например, до сих пор я использую для реализации первоначальных музыкальных замыслов ACID 2.0 (кой был куплен мною лицензионно), а на 3-й и апгрейд не стал делать. Понял, куда все идет. Оказался прав.

С другой стороны, я прекрасно понимаю людей, у которых есть некая профессиональная зависимость от SoundForge — к этой эргономике быстро привыкаешь. В общем, лично мне не понравилось в силу моей сегодняшней музыкальной и звукорежиссерской работы (может, стар стал), а вы решайте сами. На самом деле, редакторы звука просто исчерпали себя, окончательно выработана сама идея. А насчет Steinberg — у меня тоже нет к ним особой любви: кто меня знает, тот скажет, что работаю не в Nuendo/Cubase, а в Tracktion.

Меня зовут Алексей, мне 19 лет. Учился на баяне, но понимаю, что без компьютеров теперь уже никуда. Научите меня программе FL Studio, дайте ссылки на статьи…

Вот, блин, подборка получилась, один в 47 лет с патефоном, второй — в 19 на баяне. Это я шучу так. В общем и целом насчет компьютера. Любой профессиональный спортсмен вам скажет, что одного таланта мало, нужны и современные технологии (имеются в виду не допинги, а биомеханика). Сейчас человек, пусть у него и суперданные от рождения, не пробежит быстрее чемпиона мира. Точно так же и здесь. То есть вообще все одинаково. Image-Line FL Studio (экс-Fruity Loops от Дидье Дамбрина) — это программа культовая. Она используется и в тех композициях, которые вы слушаете на российской эстраде, и в зарубежной музыке. Это я вам могу сказать точно, поскольку общаюсь с аранжировщиками там и там. Программа легка в освоении на интуитивном уровне, что было заложено изначально, поэтому и полюбилась. Одна просьба: не пишите Кристоферу, посидите самостоятельно за освоением неделю, месяц, три месяца, пусть со словарями, но изучите сами. Тогда будет толк.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2007 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета