Не только самый быстрый. Тест монитора ViewSonic VX922
Первые мониторы с заявленным временем отклика в две миллисекунды, появились по современным меркам уже достаточно давно — практически год назад. До этого момента скорость ЖК-матриц росла ударными темпами, и каждый месяц можно было услышать о выходе очередного рекордсмена. Но вот год назад гонка скорости буквально остановилась, и рубеж в две миллисекунды остался непокоренным. В чем причины такой паузы? Ведь технология разгона матриц вряд ли достигла своего предела, и можно и дальше пытаться наращивать скорость реакции монитора за счет овердрайва.
Уменьшая время отклика матрицы всеми возможными способами, производители осознанно приносят в жертву скорости другие параметры качества изображения. Прежде всего, это количество цветов — технология Frame Rate Control, которая применяется абсолютно во всех "быстрых" мониторах, хоть и позволяет эмулировать недостающие цвета, но все равно настоящих 8 бит на канал мы так и не получаем. А применение схемы компенсации времени отклика, или, проще говоря "овердрайва", для увеличения скорости матрицы может привести к появлению нежелательных явлений и артефактов, и поэтому настройка схемы должна быть крайне точной, что, к сожалению, не всегда удается производителям мониторов. Да и в целом для сильного разгона пока подходят лишь только TN-матрицы, цветопередача, контрастность и углы обзора которых и изначально, откровенно говоря, не восхищали. Вот в результате и получается, что с ростом скорости матрицы производителям становится все труднее сохранять остальные параметры на уровне, и зачастую первые быстрые мониторы очень "невкусные", а что-то удобоваримое появляется только через полгода после появления очередного рекордсмена. Современные технологии пока позволяют и дальше соревноваться в уменьшении времени отклика при помощи овердрайва. Вот только смысла в этом практически не осталось, поскольку уловить разницу человеческим глазом становится все более проблематично, и инвестиции в дальнейшее ускорение матриц становятся все менее оправданными. Казалось бы, ну и хорошо, предел достигнут, разница фактически незаметна, так что сидим спокойно, играемся и ни о чем не волнуемся. Вот только визуально старые добрые ЭЛТ-мониторы все равно быстрее, и все равно наблюдателю кажется, что ЖК-мониторы, даже самые шустрые, хоть немного, но мылят. Вся проблема в том, что, когда время отклика уменьшается до считанных миллисекунд, определяющим фактором становятся отнюдь не характеристики самой панели, а особенности человеческого зрения, а если говорить конкретнее, такое его свойство, как инерционность сетчатки глаза. Еще с детства каждый помнит, что, если долго смотреть на предмет ярко-белого цвета, а потом перевести взгляд на что-нибудь темное, то еще достаточно долго будешь видеть перед глазами медленно гаснущий силуэт белого предмета — это, собственно, и есть лучшая иллюстрация инерционности нашей сетчатки. Для ЭЛТ-мониторов инерционность глаза была только подспорьем — благодаря ей человек не замечал мерцания экрана. А вот в случае ЖК-мониторов все наоборот — инерционность глаза замыливает картинку даже на самых быстрых мониторах.
Казалось бы, какая разница, ведь время гашения пикселя в современном быстром ЖК-мониторе практически такое же, как и время гашения люминофора у ЭЛТ-монитора, и, по идее, особой разницы быть не должно. Но, как оказалось, проблема в принципиальном различии самих двух технологий вывода картинки на экран. В ЭЛТ-мониторе пиксель высвечивается примерно на 1 миллисекунду (время гашения люминофора) и к моменту прихода следующего кадра уже давно успевает угаснуть, оставаясь только тускнеющим изображением на нашей с вами сетчатке. Таким образом, в момент прихода следующего кадра мы еще успеваем заметить достаточно быстро исчезающий след от предыдущего, тем самым не замечая резкого перехода, но в то же самое время наш глаз успевает совсем с небольшой задержкой получить новый кадр, ведь на основное время инерции ушло время, прошедшее между кадрами. А вот в ЖК-мониторе, который обладает активной матрицей, пиксель остается горящим в течение всего времени до прихода следующего кадра. И, хоть он потом и гаснет за миллисекунду-две, но наша сетчатка все равно еще добрый десяток миллисекунд будет хранить изображение предыдущего кадра, накладывая его на последующий.
Лучше всего этот эффект можно проиллюстрировать на примере движущегося по черному фону белого пикселя. В ЖК-мониторе, как мы можем видеть на рисунке, с приходом следующего кадра и зажиганием пикселя на соседней позиции предыдущая позиция пикселя остается довольно сильно засвеченной на нашей сетчатке и не сильно отличается от начального белого тона, а должна быть как можно более черной. Набор таких угасающих в течение вплоть до десятка миллисекунд предыдущих позиций и формирует своеобразный шлейф за движущимся объектом. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, если время отклика у монитора менее 10 мс, особого смысла в дальнейшем разгоне матрицы попросту нет. Правда, тут необходимо не забывать о том, что реальное время отклика очень сильно отличается от заявленного производителем, и поэтому только 2-3-миллисекундные матрицы могут уложиться в необходимый интервал для всех типов переходов, а не только для перехода черный-белый-черный. Конечно, прогресс не стоит на месте, и уже существуют способы решения проблемы замыливания для ЖК-мониторов — к примеру, вставка дополнительных черных кадров между основными, — но все они пока еще не получили массового распространения, и лишь считанные устройства оснащаются подобными схемами.
Сегодня в к нам в руки попал 19-дюймовый монитор ViewSonic VX922 — первопроходец и все еще один из самых скоростных ЖК-мониторов. Быстрее его по заявленным характеристикам пока ничего нет, а поскольку его цена существенно снизилась за время присутствия на рынке, сейчас VX922 — одно из самых интересных предложений на рынке геймерских мониторов. Именно поэтому мы и выбрали его для нашего теста.
Дизайн
Мы уже не раз описывали в наших обзорах мониторы VX-серии компании ViewSonic, поэтому не будем подробно расписывать особенности дизайна и исполнения монитора, а лишь упомянем вкратце наиболее важные его черты. Удачное сочетание классических форм без всяких новомодных закругленных поверхностей и элегантной прямоугольной подставки в принципе делают дизайн монитора практически вечным, и, несмотря на то, что данный тип экстерьера панели ViewSonic использует уже далеко не первый год, смотрится он все равно одинаково современно и симпатично и в квартире, и в офисе. Черный пластик обрамления экрана удачно сочетается с утонченной серебристой полоской окантовки панели и такой же серебристой накладкой на подставке. Пластик и качество исполнения, как обычно, на высоте — все приятно на вид, на ощупь, и придраться фактически не к чему.
Зато можно придраться к возможностям изменения положения экрана, которых у ViewSonic совсем немного. А точнее говоря, одна — качнуть экран вперед-назад в пределах 25 градусов. Конечно, далеко не все мониторы могут похвастать большим количеством регулировок положения панели, но не будем забывать, что монитор-то у нас на момент выпуска был далеко не бюджетным вариантом, а значит, потребитель вправе требовать от него большего комфорта. Про кнопки управления настройками параметров изображения и собственно само меню настроек мы уже не раз упоминали как практически об эталоне эргономичности. Кнопки удобно расположены под экраном. Они достаточно широки для удобного нажатия, обладают четко выраженным ходом, и ошибиться или промахнуться очень сложно. Небольшое окошко меню настроек традиционно для ViewSonic яркое и аккуратное. Для навигации в нем и выбора параметров служат кнопки 1 и 2, значения которых в каждом меню подписываются внизу окошка. Заблудиться среди параметров абсолютно нереально по двум причинам: первая — это логичное расположение всех параметров и четкое разделение по вкладкам, а вторая — небольшое количество самих параметров. ViewSonic VX922 — монитор геймерский, а значит, большинство его покупателей не будут возиться с выставлением каждого канала по отдельности или еще чем посложнее, добиваясь идеальной цветопередачи. Да и, как уже упоминалось выше, добиться качественной цветопередачи от сверхбыстрых мониторов в силу объективных причин очень сложно. Поэтому вполне логично, что возможности настройки качества изображения, как и у большинства массовых мониторов, ограничиваются регулировкой контрастности\яркости, резкости\синхронизации и выставлением необходимой цветовой температуры.
А полностью список доступных параметров выглядит следующим образом: автоматическая настройка изображения, контрастность, яркость, выбор входа (D-sub, DVI-D), настройка цвета (sRGB, 9300K, 6500K, 5400K, цвет пользователя RGB), информация (разрешение, частота по вертикали, частота по горизонтали, частота пикселей, модель, серийный номер, веб-сайт), ручная настройка изображения (размер по горизонтали, позиция по горизонтали, позиция по вертикали, тонкая настройка, резкость), меню настройки (язык, сообщение о разрешении, положение меню OSD, тайм-аут OSD, фон OSD), блокировка OSD/включения питания, восстановление настроек. Наличие обоих типов подключения, как цифрового так и аналогового, становится традиционным уже и для простеньких бюджетных девятнашек, поэтому присутствие DVI-D-входа у ViewSonic VX922 вполне ожидаемо. Кстати, сами кабели очень удобно прячутся под крышку подставки и вообще не занимают места на столе. Вот только эта крышка открылась не сразу, а несколько поупиравшись, пугающе скрепя пластмассовыми фиксаторами. А в целом комплект поставки достаточно тривиален и ничего уникального не содержит:
. монитор;
. видеокабель D-Sub;
. видеокабель DVI;
. кабель питания;
. диск с драйверами;
. инструкцию по подключению.
Технические параметры
В основе монитора ViewSonic лежит TN-матрица, и, исходя из самого типа матрицы, мы можем предположить, что углы обзора вряд ли удивят нас своей широтой. Так и есть — конечно, углы получше, чем у дешевых бюджетных семнашек для корпоративных покупателей, и по горизонтали особых нареканий нет, но вот по вертикали падение контрастности при изменении положения наблюдателя относительно плоскости экрана все же хорошо заметно. В принципе, это не так страшно, ведь VX922 предназначен прежде всего для геймеров, которые сидят прямо около экрана, внимательно уставившись в монитор, а не вальяжно полуразвалившись в кресле. В остальном заявленные параметры достаточно обычны, и из привычного набора цифр сильно выделяется лишь только значение времени отклика в две миллисекунды. Яркость в 270 кандел оказывается несколько великоватой даже для игр и при первом включении приходится немного ее понизить, как, впрочем, и контрастность, чтобы добиться максимально удобной работы. Из особенностей можно отметить достаточно низкое энергопотребление — всего 35 Вт, ну и, конечно, наличие схемы FRC (Frame Rate Control), компенсирующей недостаток цветов. Как уж говорилось выше, FRC не панацея для качественной цветопередачи, но все же грамотная ее настройка позволяет добиться неплохих результатов, и большинство простых пользователей разницы по сравнению с полноценным 24-битным цветом, присущим более медленным и одновременно более дорогим мониторам, не заметит.
Цветопередача
Если отбросить опыт работы за профессиональным мониторами и рассматривать исключительно с обывательской точки зрения, то цветопередача у героя нашего обзора достаточно неплохая — фактически такая же, как и у других средних по цене девятнашек. Это тем более хороший результат исходя из того, что ViewSonic VX922 — сверхскоростной монитор, качество цветопередачи которых обычно совсем не восхищает. По визуальным впечатлениям значения контрастности нас совсем не обманули — заявленные 650 к одному практически соответствуют реальности. Также стоит отметить, что достаточно неплохая глубина черного достигнута не на заводских настройках, при применении которых высокая контрастность поддерживается как раз за счет падения глубины черного. Но все равно глубокий черный цвет и хорошая контрастность для монитора, который, в общем-то, должен гордиться совершенно другими параметрами, честно говоря, даже несколько неожиданно, и, скажем, приятно неожиданно. Правда, вот температура цвета, выставленная в традиционные 6500 кельвин, в реальности, скорее всего, будет несколько ниже, поскольку на первый взгляд цвета слегка смещены в "теплую" сторону.
Время отклика
Вполне ожидаемо, что заявленные 2 миллисекунды могут быть достигнуты лишь для типового перехода 0-100-0, а для темных переходов реальное время отклика будет раза в два-три больше. Так или иначе, при всех настройках и для всех переходов время отклика вряд ли превысит 8 мс даже в самых сложных случаях, то есть тот самый важный порог в 10 мс успешно перейден, и все претензии следует направлять уже только природе человеческого глаза. Лучшего результата технически добиться можно, конечно, но многого это не изменит.
Равномерность подсветки
Подсветка белого оказалась выше всяких похвал. Темных областей нет в принципе, даже по углам экрана, а интервал разбежки яркости составил менее 10%. Заметить это человеческим глазом фактически нереально. Все так же оптимистично обстоит и с подсветкой черного. Лишь по верхнему и нижнему краю экрана можно заметить небольшой светящийся след от ламп подсветки, а в целом по экрану пересвеченных областей не наблюдается. Приятно отметить, что компания ViewSonic не только первой выпустила самую быструю модель монитора на рынок, но и сделала это, основательно повозившись с настройкой. Серьезный подход серьезной компании, не стремящейся получить какой-то моментальный эффект, а рассчитывающей на долгосрочное владение приличной частью рынка.
Работа в режиме реальных приложений
Текст и графика
Скорости матрицы для плавной прокрутки текста, конечно же, хватает с лихвой, и каких-либо срывов или неприятного дрожания и размытия в текстовых редакторах или веб-браузерах замечено не было. Правда, вот сама четкость текста не впечатляет, несмотря на достаточно высокую контрастность. В принципе, для набора курсовой работы или ежедневного чтения в течение нескольких часов возможностей VX922 вполне достаточно, но в качестве офисного компьютера, за которым в Excel'e люди проводят по восемь часов в сутки и более, лучше подобрать что-нибудь другое. Тем более, что и подобранное значение яркости изначально ориентировано именно на развлечения. Для работы с графикой VX922 годится лишь на обывательском уровне, что, в принципе, не должно удивлять, ведь в основе данного монитора лежит TN-матрица, которая изначально не может похвастать точной цветопередачей. Но, несмотря на это, схема FRC по эмуляции недостающих цветов настроена хорошо, и однотонных выделяющихся полос на плавном градиенте практически не было замечено. Построив ступенчатые градиенты в Adobe Photoshop, мы смогли различить оттенки серого вплоть до 5.5.5 с одной стороны спектра и 250.250.250 с другой. Неплохой результат для средненькой по характеристикам матрицы.
Видео
Для оценки качества воспроизведения DVD были выбраны следующие диски:
"Kingdom of Heaven" ("Царство небесное"); множество богатых оттенками и контрастных сцен, скоростные батальные сцены; версия Superbit высокого качества
"Night On Earth" ("Ночь на земле"); большая часть планов темные, яркие тона изображения; оригинальный диск
the Cardigans "Live in London"; сильное сжатие, телевизионное качество; уровень качества большинства пиратских дисков
Было бы несколько неуместно говорить о недостатке скорости в случае одного из самых быстрых мониторов на рынке. В плане шумов картинка тоже находится на хорошем среднем уровне — они, конечно, присутствуют, но погоды не делают и не сильно заметны. Равномерность подсветки черного (в случае ViewSonic VX 922 мы можем говорить именно о равномерности подсветки без приставки не) только способствует просмотру фильмов, не выдавая ламп пересвеченными областями. Конечно, для видео лучше широкий формат, но тут уже, как говорится, ничего не поделаешь.
Игры
В течение данного теста мы гораздо больше времени посвятили играм, ведь наш подопечный предназначен именно для игр, а значит, комфорт во время отстрела фрагов, врагов и всех прочих тварей является определяющим фактором для ViewSonic VX922. Как обычно, мы это проверяли на фашистах и монстрах из известной всем пары игрушек:
Return To Castle Wolfenstein; динамичный шутер с множеством сложных темных переходов
Half-Life 2; потрясающая графика и прекрасная детализация мелких объектов
Хотелось бы написать много, но не получится. Заметить недостатки в скорости можно лишь сравнивая с рядом стоящим ЭЛТ-монитором, да и то, честно говоря, теоретические выкладки — это одно, а на практике все смазы и замыливания на таком уровне становятся уже более субъективным фактором, чем объективным. Ну и отметим, что как самый настоящий геймерский монитор ViewSonic VX922 придерживается привычного формата 4:3, что удобно фанатам старых игрушек, не поддерживающих формат 16:10.
Вывод
Обычно сверхбыстрые мониторы редко могут похвастаться универсальностью, и большинство из них могут щеголять только небольшим временем отклика, сильно сдавая позиции по другим параметрам. Но инженеры компании ViewSonic основательно повозились с настройками пусть и быстрой, но все равно простенькой матрицы, практически выжав максимум ее возможностей. Конечно, полностью универсальным VX922 не назовешь — в офисе он будет смотреться глуповато, но вот для домашнего монитора подходит очень неплохо, особенно учитывая его вполне приемлемую на данный момент цену, прекрасную равномерность подсветки и неплохую контрастность. Ну, а для геймеров это фактически один из лучших вариантов монитора на сегодняшний день.
Александр Юруть, alex.yuruts@gmail.com
Уменьшая время отклика матрицы всеми возможными способами, производители осознанно приносят в жертву скорости другие параметры качества изображения. Прежде всего, это количество цветов — технология Frame Rate Control, которая применяется абсолютно во всех "быстрых" мониторах, хоть и позволяет эмулировать недостающие цвета, но все равно настоящих 8 бит на канал мы так и не получаем. А применение схемы компенсации времени отклика, или, проще говоря "овердрайва", для увеличения скорости матрицы может привести к появлению нежелательных явлений и артефактов, и поэтому настройка схемы должна быть крайне точной, что, к сожалению, не всегда удается производителям мониторов. Да и в целом для сильного разгона пока подходят лишь только TN-матрицы, цветопередача, контрастность и углы обзора которых и изначально, откровенно говоря, не восхищали. Вот в результате и получается, что с ростом скорости матрицы производителям становится все труднее сохранять остальные параметры на уровне, и зачастую первые быстрые мониторы очень "невкусные", а что-то удобоваримое появляется только через полгода после появления очередного рекордсмена. Современные технологии пока позволяют и дальше соревноваться в уменьшении времени отклика при помощи овердрайва. Вот только смысла в этом практически не осталось, поскольку уловить разницу человеческим глазом становится все более проблематично, и инвестиции в дальнейшее ускорение матриц становятся все менее оправданными. Казалось бы, ну и хорошо, предел достигнут, разница фактически незаметна, так что сидим спокойно, играемся и ни о чем не волнуемся. Вот только визуально старые добрые ЭЛТ-мониторы все равно быстрее, и все равно наблюдателю кажется, что ЖК-мониторы, даже самые шустрые, хоть немного, но мылят. Вся проблема в том, что, когда время отклика уменьшается до считанных миллисекунд, определяющим фактором становятся отнюдь не характеристики самой панели, а особенности человеческого зрения, а если говорить конкретнее, такое его свойство, как инерционность сетчатки глаза. Еще с детства каждый помнит, что, если долго смотреть на предмет ярко-белого цвета, а потом перевести взгляд на что-нибудь темное, то еще достаточно долго будешь видеть перед глазами медленно гаснущий силуэт белого предмета — это, собственно, и есть лучшая иллюстрация инерционности нашей сетчатки. Для ЭЛТ-мониторов инерционность глаза была только подспорьем — благодаря ей человек не замечал мерцания экрана. А вот в случае ЖК-мониторов все наоборот — инерционность глаза замыливает картинку даже на самых быстрых мониторах.
Казалось бы, какая разница, ведь время гашения пикселя в современном быстром ЖК-мониторе практически такое же, как и время гашения люминофора у ЭЛТ-монитора, и, по идее, особой разницы быть не должно. Но, как оказалось, проблема в принципиальном различии самих двух технологий вывода картинки на экран. В ЭЛТ-мониторе пиксель высвечивается примерно на 1 миллисекунду (время гашения люминофора) и к моменту прихода следующего кадра уже давно успевает угаснуть, оставаясь только тускнеющим изображением на нашей с вами сетчатке. Таким образом, в момент прихода следующего кадра мы еще успеваем заметить достаточно быстро исчезающий след от предыдущего, тем самым не замечая резкого перехода, но в то же самое время наш глаз успевает совсем с небольшой задержкой получить новый кадр, ведь на основное время инерции ушло время, прошедшее между кадрами. А вот в ЖК-мониторе, который обладает активной матрицей, пиксель остается горящим в течение всего времени до прихода следующего кадра. И, хоть он потом и гаснет за миллисекунду-две, но наша сетчатка все равно еще добрый десяток миллисекунд будет хранить изображение предыдущего кадра, накладывая его на последующий.
Лучше всего этот эффект можно проиллюстрировать на примере движущегося по черному фону белого пикселя. В ЖК-мониторе, как мы можем видеть на рисунке, с приходом следующего кадра и зажиганием пикселя на соседней позиции предыдущая позиция пикселя остается довольно сильно засвеченной на нашей сетчатке и не сильно отличается от начального белого тона, а должна быть как можно более черной. Набор таких угасающих в течение вплоть до десятка миллисекунд предыдущих позиций и формирует своеобразный шлейф за движущимся объектом. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, если время отклика у монитора менее 10 мс, особого смысла в дальнейшем разгоне матрицы попросту нет. Правда, тут необходимо не забывать о том, что реальное время отклика очень сильно отличается от заявленного производителем, и поэтому только 2-3-миллисекундные матрицы могут уложиться в необходимый интервал для всех типов переходов, а не только для перехода черный-белый-черный. Конечно, прогресс не стоит на месте, и уже существуют способы решения проблемы замыливания для ЖК-мониторов — к примеру, вставка дополнительных черных кадров между основными, — но все они пока еще не получили массового распространения, и лишь считанные устройства оснащаются подобными схемами.
Сегодня в к нам в руки попал 19-дюймовый монитор ViewSonic VX922 — первопроходец и все еще один из самых скоростных ЖК-мониторов. Быстрее его по заявленным характеристикам пока ничего нет, а поскольку его цена существенно снизилась за время присутствия на рынке, сейчас VX922 — одно из самых интересных предложений на рынке геймерских мониторов. Именно поэтому мы и выбрали его для нашего теста.
Дизайн
Мы уже не раз описывали в наших обзорах мониторы VX-серии компании ViewSonic, поэтому не будем подробно расписывать особенности дизайна и исполнения монитора, а лишь упомянем вкратце наиболее важные его черты. Удачное сочетание классических форм без всяких новомодных закругленных поверхностей и элегантной прямоугольной подставки в принципе делают дизайн монитора практически вечным, и, несмотря на то, что данный тип экстерьера панели ViewSonic использует уже далеко не первый год, смотрится он все равно одинаково современно и симпатично и в квартире, и в офисе. Черный пластик обрамления экрана удачно сочетается с утонченной серебристой полоской окантовки панели и такой же серебристой накладкой на подставке. Пластик и качество исполнения, как обычно, на высоте — все приятно на вид, на ощупь, и придраться фактически не к чему.
Зато можно придраться к возможностям изменения положения экрана, которых у ViewSonic совсем немного. А точнее говоря, одна — качнуть экран вперед-назад в пределах 25 градусов. Конечно, далеко не все мониторы могут похвастать большим количеством регулировок положения панели, но не будем забывать, что монитор-то у нас на момент выпуска был далеко не бюджетным вариантом, а значит, потребитель вправе требовать от него большего комфорта. Про кнопки управления настройками параметров изображения и собственно само меню настроек мы уже не раз упоминали как практически об эталоне эргономичности. Кнопки удобно расположены под экраном. Они достаточно широки для удобного нажатия, обладают четко выраженным ходом, и ошибиться или промахнуться очень сложно. Небольшое окошко меню настроек традиционно для ViewSonic яркое и аккуратное. Для навигации в нем и выбора параметров служат кнопки 1 и 2, значения которых в каждом меню подписываются внизу окошка. Заблудиться среди параметров абсолютно нереально по двум причинам: первая — это логичное расположение всех параметров и четкое разделение по вкладкам, а вторая — небольшое количество самих параметров. ViewSonic VX922 — монитор геймерский, а значит, большинство его покупателей не будут возиться с выставлением каждого канала по отдельности или еще чем посложнее, добиваясь идеальной цветопередачи. Да и, как уже упоминалось выше, добиться качественной цветопередачи от сверхбыстрых мониторов в силу объективных причин очень сложно. Поэтому вполне логично, что возможности настройки качества изображения, как и у большинства массовых мониторов, ограничиваются регулировкой контрастности\яркости, резкости\синхронизации и выставлением необходимой цветовой температуры.
А полностью список доступных параметров выглядит следующим образом: автоматическая настройка изображения, контрастность, яркость, выбор входа (D-sub, DVI-D), настройка цвета (sRGB, 9300K, 6500K, 5400K, цвет пользователя RGB), информация (разрешение, частота по вертикали, частота по горизонтали, частота пикселей, модель, серийный номер, веб-сайт), ручная настройка изображения (размер по горизонтали, позиция по горизонтали, позиция по вертикали, тонкая настройка, резкость), меню настройки (язык, сообщение о разрешении, положение меню OSD, тайм-аут OSD, фон OSD), блокировка OSD/включения питания, восстановление настроек. Наличие обоих типов подключения, как цифрового так и аналогового, становится традиционным уже и для простеньких бюджетных девятнашек, поэтому присутствие DVI-D-входа у ViewSonic VX922 вполне ожидаемо. Кстати, сами кабели очень удобно прячутся под крышку подставки и вообще не занимают места на столе. Вот только эта крышка открылась не сразу, а несколько поупиравшись, пугающе скрепя пластмассовыми фиксаторами. А в целом комплект поставки достаточно тривиален и ничего уникального не содержит:
. монитор;
. видеокабель D-Sub;
. видеокабель DVI;
. кабель питания;
. диск с драйверами;
. инструкцию по подключению.
Технические параметры
ЖК-панель | Тип | 19-дюймовая цветная активная TFT-матрица SXGA типа TN |
Размер экрана | 376 мм по горизонтали, 301 мм по вертикали; 48,3 см по диагонали | |
Шаг между пикселями | 0,294 мм | |
Оптимальное разрешение | 1280x1024 | |
Частота пикселей | 135 МГц | |
Контрастность | 650:1 (типовая) | |
Углы зрения | 150° по горизонтали, 135° по вертикали (при 10:1) | |
160° по горизонтали, 150° по вертикали (при 5:1) | ||
Время отклика | 2 мс GTG | |
Глубина цвета | 16,2 млн цветов (6 бит + 2 бит FRC) | |
Яркость | 270 кд/м2 | |
Поверхность монитора | Антибликовая 3H | |
Входные cигналы | Аналоговый | Аналоговый RGB (0.7 Vp-p, 75 Oм) |
Цифровой | DVI-D (TMDS, 100 Oм) | |
Частота развертки | 30-82 КГц по горизонтали, 50-75 Гц по вертикали | |
Синхронизация | Г/В раздельная (TTL), композитная, по зеленому сигналу | |
Разъемы | Аналоговый | 15-контактный mini D-sub (отсоединяемый кабель) |
Цифровой | DVI-D (отсоединяемый кабель) | |
Питание | 3-контактная сетевая вилка (CEE22) | |
Питание | Напряжение | 100-240 В переменного тока (универсальный), 50-60 Гц (с автопереключением), внутренний блок питания |
Потребляемая мощность | 35 Вт (типовая), менее 1 Вт в режиме ожидания | |
Эргономика | Наклон | Вниз на 5°, вверх до 20° |
Габариты | (ШхВхГ), мм | 431x468x201 (с основанием) |
431x370x66 (без основания) | ||
Вес | Нетто | 6,7 кг (с основанием) |
5,3 кг (без основания) |
В основе монитора ViewSonic лежит TN-матрица, и, исходя из самого типа матрицы, мы можем предположить, что углы обзора вряд ли удивят нас своей широтой. Так и есть — конечно, углы получше, чем у дешевых бюджетных семнашек для корпоративных покупателей, и по горизонтали особых нареканий нет, но вот по вертикали падение контрастности при изменении положения наблюдателя относительно плоскости экрана все же хорошо заметно. В принципе, это не так страшно, ведь VX922 предназначен прежде всего для геймеров, которые сидят прямо около экрана, внимательно уставившись в монитор, а не вальяжно полуразвалившись в кресле. В остальном заявленные параметры достаточно обычны, и из привычного набора цифр сильно выделяется лишь только значение времени отклика в две миллисекунды. Яркость в 270 кандел оказывается несколько великоватой даже для игр и при первом включении приходится немного ее понизить, как, впрочем, и контрастность, чтобы добиться максимально удобной работы. Из особенностей можно отметить достаточно низкое энергопотребление — всего 35 Вт, ну и, конечно, наличие схемы FRC (Frame Rate Control), компенсирующей недостаток цветов. Как уж говорилось выше, FRC не панацея для качественной цветопередачи, но все же грамотная ее настройка позволяет добиться неплохих результатов, и большинство простых пользователей разницы по сравнению с полноценным 24-битным цветом, присущим более медленным и одновременно более дорогим мониторам, не заметит.
Цветопередача
Если отбросить опыт работы за профессиональным мониторами и рассматривать исключительно с обывательской точки зрения, то цветопередача у героя нашего обзора достаточно неплохая — фактически такая же, как и у других средних по цене девятнашек. Это тем более хороший результат исходя из того, что ViewSonic VX922 — сверхскоростной монитор, качество цветопередачи которых обычно совсем не восхищает. По визуальным впечатлениям значения контрастности нас совсем не обманули — заявленные 650 к одному практически соответствуют реальности. Также стоит отметить, что достаточно неплохая глубина черного достигнута не на заводских настройках, при применении которых высокая контрастность поддерживается как раз за счет падения глубины черного. Но все равно глубокий черный цвет и хорошая контрастность для монитора, который, в общем-то, должен гордиться совершенно другими параметрами, честно говоря, даже несколько неожиданно, и, скажем, приятно неожиданно. Правда, вот температура цвета, выставленная в традиционные 6500 кельвин, в реальности, скорее всего, будет несколько ниже, поскольку на первый взгляд цвета слегка смещены в "теплую" сторону.
Время отклика
Вполне ожидаемо, что заявленные 2 миллисекунды могут быть достигнуты лишь для типового перехода 0-100-0, а для темных переходов реальное время отклика будет раза в два-три больше. Так или иначе, при всех настройках и для всех переходов время отклика вряд ли превысит 8 мс даже в самых сложных случаях, то есть тот самый важный порог в 10 мс успешно перейден, и все претензии следует направлять уже только природе человеческого глаза. Лучшего результата технически добиться можно, конечно, но многого это не изменит.
Равномерность подсветки
Подсветка белого оказалась выше всяких похвал. Темных областей нет в принципе, даже по углам экрана, а интервал разбежки яркости составил менее 10%. Заметить это человеческим глазом фактически нереально. Все так же оптимистично обстоит и с подсветкой черного. Лишь по верхнему и нижнему краю экрана можно заметить небольшой светящийся след от ламп подсветки, а в целом по экрану пересвеченных областей не наблюдается. Приятно отметить, что компания ViewSonic не только первой выпустила самую быструю модель монитора на рынок, но и сделала это, основательно повозившись с настройкой. Серьезный подход серьезной компании, не стремящейся получить какой-то моментальный эффект, а рассчитывающей на долгосрочное владение приличной частью рынка.
Работа в режиме реальных приложений
Текст и графика
Скорости матрицы для плавной прокрутки текста, конечно же, хватает с лихвой, и каких-либо срывов или неприятного дрожания и размытия в текстовых редакторах или веб-браузерах замечено не было. Правда, вот сама четкость текста не впечатляет, несмотря на достаточно высокую контрастность. В принципе, для набора курсовой работы или ежедневного чтения в течение нескольких часов возможностей VX922 вполне достаточно, но в качестве офисного компьютера, за которым в Excel'e люди проводят по восемь часов в сутки и более, лучше подобрать что-нибудь другое. Тем более, что и подобранное значение яркости изначально ориентировано именно на развлечения. Для работы с графикой VX922 годится лишь на обывательском уровне, что, в принципе, не должно удивлять, ведь в основе данного монитора лежит TN-матрица, которая изначально не может похвастать точной цветопередачей. Но, несмотря на это, схема FRC по эмуляции недостающих цветов настроена хорошо, и однотонных выделяющихся полос на плавном градиенте практически не было замечено. Построив ступенчатые градиенты в Adobe Photoshop, мы смогли различить оттенки серого вплоть до 5.5.5 с одной стороны спектра и 250.250.250 с другой. Неплохой результат для средненькой по характеристикам матрицы.
Видео
Для оценки качества воспроизведения DVD были выбраны следующие диски:
"Kingdom of Heaven" ("Царство небесное"); множество богатых оттенками и контрастных сцен, скоростные батальные сцены; версия Superbit высокого качества
"Night On Earth" ("Ночь на земле"); большая часть планов темные, яркие тона изображения; оригинальный диск
the Cardigans "Live in London"; сильное сжатие, телевизионное качество; уровень качества большинства пиратских дисков
Было бы несколько неуместно говорить о недостатке скорости в случае одного из самых быстрых мониторов на рынке. В плане шумов картинка тоже находится на хорошем среднем уровне — они, конечно, присутствуют, но погоды не делают и не сильно заметны. Равномерность подсветки черного (в случае ViewSonic VX 922 мы можем говорить именно о равномерности подсветки без приставки не) только способствует просмотру фильмов, не выдавая ламп пересвеченными областями. Конечно, для видео лучше широкий формат, но тут уже, как говорится, ничего не поделаешь.
Игры
В течение данного теста мы гораздо больше времени посвятили играм, ведь наш подопечный предназначен именно для игр, а значит, комфорт во время отстрела фрагов, врагов и всех прочих тварей является определяющим фактором для ViewSonic VX922. Как обычно, мы это проверяли на фашистах и монстрах из известной всем пары игрушек:
Return To Castle Wolfenstein; динамичный шутер с множеством сложных темных переходов
Half-Life 2; потрясающая графика и прекрасная детализация мелких объектов
Хотелось бы написать много, но не получится. Заметить недостатки в скорости можно лишь сравнивая с рядом стоящим ЭЛТ-монитором, да и то, честно говоря, теоретические выкладки — это одно, а на практике все смазы и замыливания на таком уровне становятся уже более субъективным фактором, чем объективным. Ну и отметим, что как самый настоящий геймерский монитор ViewSonic VX922 придерживается привычного формата 4:3, что удобно фанатам старых игрушек, не поддерживающих формат 16:10.
Вывод
Обычно сверхбыстрые мониторы редко могут похвастаться универсальностью, и большинство из них могут щеголять только небольшим временем отклика, сильно сдавая позиции по другим параметрам. Но инженеры компании ViewSonic основательно повозились с настройками пусть и быстрой, но все равно простенькой матрицы, практически выжав максимум ее возможностей. Конечно, полностью универсальным VX922 не назовешь — в офисе он будет смотреться глуповато, но вот для домашнего монитора подходит очень неплохо, особенно учитывая его вполне приемлемую на данный момент цену, прекрасную равномерность подсветки и неплохую контрастность. Ну, а для геймеров это фактически один из лучших вариантов монитора на сегодняшний день.
Александр Юруть, alex.yuruts@gmail.com
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2007 год в рубрике hard