"Королевская битва" за мобильный рынок

Индустрия мобильных коммуникаций по своим оборотам уже вполне сопоставима с мировой компьютерной индустрией. Ведь это не только привычный всем рынок мобильных телефонов — он только за счет активной рекламы кажется столь огромным. А на самом деле намного большие деньги делаются на производстве оборудования для огромной по масштабам инфраструктуры мобильной связи, на передаче данных от оператора к оператору и так далее. В последнее время все более прибыльным становится мобильный маркетинг — впрочем, это тема отдельного разговора. Однако именно сотовые телефоны остаются "лицом" отрасли, и именно в этом сегменте сейчас кипят прямо-таки шекспировские страсти.

Самой громкой новостью весны этого года стало заявление компании Nokia о намерениях значительно увеличить во втором квартале 2007 г. свое присутствие на рынке мобильных телефонов. Куда уж увеличивать — сегодня на долю финского гиганта приходится 36% рынка мобильников. Причем раньше представители компании сообщали, что Nokia намерена только лишь удержать результат первого квартала (36%) на том же уровне до конца года. Но 14 мая появился пресс-релиз, в котором говорится о намерениях "существенно увеличить долю рынка", хотя методы этого увеличения не сообщаются. Благодаря столь амбициозному заявлению акции финского производителя мобильников моментально выросли на 4% — до отметки $26,07. Такое поведение Nokia заставляет пристальнее присмотреться ко всему мировому рынку мобильных телефонов, который сейчас переживает период острейшей конкуренции между основными игроками. Как говорят специалисты, ничего подобного не было очень давно. Из пяти ведущих компаний (Nokia, Motorola, Samsung, Sony Ericsson и LG) четыре непрерывно наращивают усилия по увеличению своей доли рынка. Исключением стала американская Motorola, которая до сих пор не может нащупать верную маркетинговую стратегию после того, как суматоха вокруг семейства RAZR пошла на убыль, а достойной замены пока не нашлось. По итогам I квартала 2007 года, подведенным консалтинговой компанией iSupply, расклад сил на рынке выглядит следующим образом: у Nokia — 36% рынка, у Motorola — 17,9%, у Samsung — 13,8%, у Sony Ericsson — 8,6%, у LG — 6,2%. Остальные, более мелкие, производители в общей сложности контролируют 17,4% рынка. Конкуренция в начале года обострилась после того, как стало ясно: компания Motorola испытывает глобальные проблемы и находится в системном кризисе. Продажи телефонов Motorola стабильно падают (по сравнению с IV кварталом прошлого года на 30,9%), а доля рынка компании по сравнению с I кварталом 2006 г. снизилась на целых 4%. Чистый убыток Motorola в первом квартале составил $181 млн. По мнению аналитиков рынка, кризис Motorola связан с заметным падением популярности линейки RAZR. Эти аппараты уже устарели морально и физически, но на их маркетинговое продвижение до недавних пор тратились неоправданно большие средства. Попросту говоря, Motorola "сложила все яйца в одну корзину", за что и поплатилась. Однако нельзя сказать, что топ-менеджеры компании сидят сложа руки. В отличие от большинства конкурентов, средняя стоимость телефонов (ASP) компании растет: c $118,72 в IV квартале 2006 года до $119,20 в первой четверти 2007-го. Это произошло благодаря тому, что Motorola приняла болезненное решение и отказалась от ценовой войны в бюджетном сегменте с компанией Nokia. Собственно, подобная война была бы для Motorola заведомо проигрышной, как оказалась в свое время проигрышной для мобильного подразделения Siemens. Эд Зандер — главный исполнительный директор Motorola — утверждает, что уже в ближайшее время на рынок будет выпущена линейка конкурентоспособных телефонов включая аппарат, который будет способен проигрывать полноэкранное видео (его презентация состоялась совсем недавно). Плачевное положение американского производителя уже готовы в полной мере использовать корейские компании — Samsung и LG. В частности, новый президент мобильного подразделения Samsung Чой Ги Сунг пообещал изменить направление развития компании еще до конца года. Собственно, направлений будет несколько. Во-первых, Samsung уже начала успешную экспансию на перспективный американский рынок, заключив соглашения со всеми крупными мобильными операторами США. Во-вторых, Samsung выпустила несколько моделей ультрабюджетных телефонов, что позволило компании резко нарастить продажи в Азии (по итогам I квартала — на 57%) и в развивающихся странах других регионов планеты. Однако топ-менеджерам Samsung все же не стоит рассчитывать, что их компания в ближайшем времени сможет занять второе место в мировой табели о рангах. Несмотря на все свои проблемы, в IV квартале 2006 г. Motorola продала почти в два раза больше телефонов, чем Samsung. Хотя в I квартале 2007-го ситуация изменилась, американский концерн все равно продал на 10 млн аппаратов больше — за пару лет такой разрыв преодолеть невозможно. Тем не менее, руководство Samsung демонстрирует свою готовность сокращать отставание: компания единственная из "большой пятерки" смогла увеличить поставки телефонов в I квартале 2007 г. по сравнению с IV кварталом 2006-го (на 9%). В то же время, по данным iSupply, показатель ASP продукции Samsung по итогам первого квартала упал на 10% — "благодаря" ультрабюджетным моделям.

Эксперты дружно признают, что наиболее динамичным игроком на мировом рынке мобильной связи является японско-шведская Sony Ericsson. По сравнению с I кварталом 2006 г. рост продаж компании составил сенсационные 63,9%, что в три раза больше, чем у благополучной Samsung. В отличие от конкурентов, у Sony Ericsson монументальный, четко выстроенный модельный ряд, который включает в себя Walkman-серию, линейку камерафонов Cyber- shot, бизнес-смартфоны M- и P-серий, а также бюджетную гамму телефонов. Для относительно небольшого производителя мобильных телефонов столь четкая сегментация несколько необычна. Но и у Sony Ericsson есть потенциальные проблемы. Как и в случае с Samsung, увеличение доли рынка предприятия происходит за счет бюджетных мобильных телефонов, которые снижают среднюю выручку. ASP компании в первом квартале снизился на 6,1% по сравнению с концом 2006 г. На пятом месте — компания LG, главные успехи которой связаны, прежде всего, с "шоколадной" линейкой и банкротством лютого конкурента в лице BenQ Mobile. За 18 месяцев продаж по всему миру LG реализовала более 10 млн телефонов Chocolate. Теперь на подходе линейка многофункциональных аппаратов Shine, которые исповедуют тот же принцип и, судя по первой реакции пользователей, могут повторить успех "шоколадок".

Финская Nokia со своей третью мирового рынка пока что свысока поглядывает на многочисленных мелких соперников. Но многие предрекают, что положение изменится после выхода на рынок мобильного телефона iPhone компании Apple. Пострадает ли от действий Apple компания Nokia? Посмотрим на цифры. Общий объем рынка мультимедийных телефонов составляет около 80 млн штук. Nokia оценивает свою долю в полноценные 50%, продав почти 40 млн "мультимедийных компьютеров" Nseries в 2006 году. Как известно, Apple предполагает реализовывать по 10 млн телефонов в год. Если эти планы станут реальностью, то на рынке смартфонов компания может занять до 12%, что не особо отразится на показателях финского концерна. Впрочем, самая важная новость последнего времени, связанная с iPhone, — это сообщение о том, что мобильный телефон от Apple поступит в продажу в России уже в сентябре-октябре 2007 г. Официальный канал продаж пока не определен, но, вероятнее всего, это будут сети федерального масштаба — "Евросеть", "Связной", "Диксис" и им подобные. Между тем, еще совсем недавно о российской премьере "яблочного" телефона говорили весьма неопределенно — его появления ожидали не ранее 2008-го. Напомню специально для тех, кто "пропустил мимо ушей". Официальный анонс телефона Apple iPhone состоялся в начале января 2007 г. Мобильник, работающий в сетях GSM/GPRS/EDGE, вобрал в себя все функции современных карманных цифровых устройств начиная от фотоаппарата и заканчивая MP3-плейером. Камера имеет разрешение 2 Мпкс, объем памяти может составлять от 4 до 8 Гб. Размер диагонали дисплея — 3,5 дюйма. В iPhone отсутствует традиционная клавиатура, функции которой выполняет сенcорный дисплей. Кроме того, среди возможностей телефона — поддержка ряда беспроводных стандартов передачи данных — Wi-Fi (802.11b/g), EDGE и Bluetooth 2.0. Габариты Apple iPhone составляют 115x61x11,6 мм, вес — 135 г. Первыми телефон получат возможность приобрести жители США — там он начнет продаваться 11 июня 2007 г. А уже в 2008-м компания намерена продать порядка 10 млн телефонов, заняв таким образом около 1% мирового рынка.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2007 год в рубрике mobile

©1997-2024 Компьютерная газета