IT-индустрия: пейзаж глазами оптимиста

Наступило долгожданное лето, и событий в IT-бизнесе, надеюсь, станет теперь поменьше. Однако про возможность отдохнуть речь вовсе не идет — снижение активности, похоже, будет весьма относительным. Просто теперь меньше значимых событий в IT-индустрии будет оставаться за кадром, как это до сих пор нередко случалось из-за физической ограниченности газетной страницы.

Аудиторская компания PricewaterhouseCoopers опубликовала очередной отчет по американскому рынку онлайновой рекламы. Результаты оказались вполне ожидаемыми: в 2006 году рынок достиг рекордного уровня и составил $16,9 млрд, на 35% превысив показатели предыдущего года. При этом сегмент баннерной рекламы отвоевал 22% рынка и увеличился до $3,7 млрд. Доля спонсорской рекламы уменьшилась до 3% рынка, или $496 млн, а на долю мультимедийной рекламы пришлось 7% рынка ($1,2 млрд). Поисковая реклама в 2006 году занимала 40% рынка, объем этого сегмента достиг $6,8 млрд. Сегмент контекстной онлайновой рекламы вырос до 18% рынка, или до $3 млрд, а доля целевой рекламы составила 8%, или $1,3 млрд. Самая маленькая доля рынка (2%) досталась рекламе, рассылаемой по электронной почте — объем этого сектора в 2006 году был равен $338 млн. Аналитики Бюро интерактивной рекламы PricewaterhouseCoopers прогнозируют, что онлайновый рекламный рынок в США будет расти нынешними темпами еще в течение нескольких лет.

Совсем невесело, судя по всему, сейчас топ-менеджерам Nvidia — число судебных исков в отношении этой компании достигло 51. Причем во всех исках содержится одна и та же претензия — дескать, Nvidia ведет нечестную игру, согласовывая цены на выпускаемую продукцию (графические процессоры и видеоплаты) со своим, казалось бы, главным конкурентом — компанией AMD. В ноябре 2006 г. антимонопольное подразделение министерства юстиции США уже приглашало Nvidia и Advanced Micro Devices в суд с намерением провести расследование потенциальных нарушений антимонопольного законодательства. Но каких-либо особых претензий компаниям тогда так и не предъявили. Напомню, что доля Nvidia в мировом рынке графических процессоров составляет 28,5%, AMD — 23%. AMD вступила на этот рынок лишь в прошлом году, после приобретения канадской ATI Technologies. Американский производитель ПК Dell приступил к ключевому этапу реструктуризации своего бизнеса. До настоящего момента компания продавала компьютеры напрямую потребителям, обходясь без складов и прочей традиционной торговой инфраструктуры. Однако теперь ставка будет делаться на продажи через розничные сети. С 10 июня две модели компьютеров Dell начнут продаваться в 3500 магазинах сети Wal-Mart в США и Канаде. Речь идет о мультимедийных ПК Dell Dimension стоимостью менее $700. Аналитики исследовательской компании Current Analysis West уже заявили, что развитие розницы — очень значимый шаг в стратегии Dell. Компания привыкла к политике прямых продаж, но снижение темпов роста выручки заставило концерн пересмотреть отношение к этой модели. Партнерство с Wal-Mart стало возможным после проведения пробных продаж компьютеров через сеть. Теперь сотрудничество с Wal-Mart поможет Dell лучше понять, какие продукты и по какой цене хотят приобретать покупатели. Кроме того, оно будет способствовать формированию имиджа брэнда у потребителей. На текущий момент брэнд Dell не так узнаваем, как Hewlett-Packard и Apple, и руководство Dell не может отрицать тот факт, что их основные конкуренты успешно используют преимущества активного роста розничных каналов. Компании Hitachi и Matsushita Electric Industrial выступили с совместным заявлением о расширении сотрудничества в сфере разработки и внедрения плазменных телевизоров. Согласно договору, отныне Matsushita (известная потребителям по своему брэнду Panasonic) начнет поставлять Hitachi 103- дюймовые плазменные панели, в то время как Hitachi обеспечит Matsushita 85-дюймовыми плазменными панелями. Предварительно начало сотрудничества состоится в конце финансового 2007 года. Как известно, это не первое соглашение между этими компаниями по сотрудничеству. К примеру, в 2005 году разработчики заключили ряд договоров по обмену технологиями и кооперации в сферах разработки плазменных панелей, маркетинга и интеллектуальной собственности. В условиях жесткой конкурентной борьбы и наличия на рынке китайских изготовителей, готовых предоставлять потребителю яркие альтернативные продукты, японским разработчикам все чаще приходится идти на сближение, особенно на рынке плазменных ТВ.

По-прежнему уверенно чувствует себя на рынке "яблочная" компания. Согласно последнему отчету компании NPD, рост продаж ноутбуков Apple в апреле этого года уверенно опережал средние показатели по индустрии в целом. По данным NPD, годовой рост продаж у Apple в апреле 2007 года составил 94%, в то время как в среднем по индустрии этот показатель оказался почти в семь раз ниже — всего лишь около 14%, и это несмотря на выпуск новой ОС Microsoft Windows Vista, стимулировавший рост продаж PC. Общий среднегодовой рост продаж компьютеров Mac составил около 62% — более чем вчетверо выше, чем в среднем по индустрии. Аналитики прогнозируют, что в третьем финансовом квартале текущего года среднегодовой рост поставок компьютеров Apple составит около 25%.

А вот Microsoft торгует своими техническими новинками намного менее успешно. За 9 месяцев с момента анонса компания продала всего миллион своих медиаплейеров Zune, некогда позиционировавшихся в качестве "убийц iPod". Между тем, только в последнем квартале Apple рапортовала о 10 млн проданных плейеров марки iPod, суммарные же продажи "яблочных плейеров" превысили отметку в сто миллионов. Microsoft, между тем, делает хорошую мину при плохой игре. Робби Бах, президент подразделения развлекательных услуг и устройств Microsoft, заявил журналистам: "Мы очень довольны успехами. Мы продали чуть более миллиона плейеров Zune. В той категории, в которой мы играем (плейеры на основе жестких дисков), мы контролируем около 10% рынка. Это хороший, но не ошеломляющий старт. Я не собираюсь делать вид, что это гигантское достижение". По данным на февраль 2007 г., Apple iPod доминировал на рынке МР3-плейеров с долей 73,7%. Продажи Zune позволили Microsoft захватить всего 2,4% на рынке и занять четвертое место, позади SanDisk и Creative Labs. Между тем, редмондский гигант ожидает значительного увеличения продаж к сезону отпусков. Кроме того, компания готовится ввести в строй новые производственные мощности в Китае — там будут производиться Zune второго поколения на основе жестких дисков, а также флэш-плейеры Zune.

Экспансия Google на рынке онлайновой рекламы может существенно затормозиться. Федеральная комиссия по торговле США (FTС) начала предварительное антимонопольное расследование сделки, связанной с недавней покупкой Google рекламной интернет-компании DoubleClick за $3,1 млрд. В течение нескольких недель FTС решит, понадобится ли более детальное изучение данного приобретения Google. Напомню, что после объявления о сделке в антимонопольное ведомство США обратились компании Microsoft и AT&T. По их мнению, купив DoubleClick, Google будет контролировать слишком большой объем рынка интернет-рекламы, а также располагать обширными статистическими данными, не доступными ни одной другой компании мира.

А вот вполне знаковое событие: компания Toshiba расторгла эксклюзивный контракт с Intel на поставку микропроцессоров. В рамках нового соглашения между компаниями только 80% ноутбуков будут оснащаться процессорами Intel, тогда как остальные 20% — процессорами AMD. Соглашение между компаниями было заключено в 2001 году и предусматривало использование в ноутбуках Toshiba только чипов Intel. Причиной перехода на продукцию AMD стало 10-процентное снижение себестоимости ноутбука при использовании процессоров этой фирмы. Toshiba выпустит ноутбуки с процессорами AMD ближе к концу года. Стоимость новых ноутбуков, а также точная дата появления их в продаже пока не сообщаются.

Теперь о рынке контента. На минувшей неделе музыкальный интернет-сайт Last.fm был куплен американским медиагигантом CBS Corporation за $280 млн. Эта сделка стала крупнейшей в сфере британского Web 2.0. Ресурс был основан в Великобритании в 2002 году и на сегодняшний день имеет 15 млн активных пользователей. Благодаря сети Last.fm они могут находить людей с похожими музыкальными вкусами, создавать свои собственные радиостанции и смотреть видеоклипы. По условиям договора, нынешняя управленческая команда ресурса включая его основателей Феликса Миллера, Мартина Стиксела и Ричарда Джонса продолжит заниматься развитием сайта и в дальнейшем, так что Last.fm должен сохранить свою самобытность. Комментируя этот аспект, Стиксел, в частности, заявил, что базирование ресурса в Лондоне является принципиальным для его успешности, поскольку "это лучшее место в мире, чтобы что-то делать с музыкой". CBS Corporation занимается бизнесом в области телевидения, радио и Интернета. В частности, CBS radio является крупнейшей в США радиосетью, включающей в себя 179 радиостанций. Что касается нового приобретения компании, то ее президент Лесли Мунвз считает, что "Last.fm является одним из наиболее быстрорастущих онлайн-сообществ". Он заявил также, что интернет-ресурс, объединяющий людей благодаря музыке, поможет создать у молодой аудитории интерес к другим продуктам CBS.

В Рунете также не обошлось без знакового события. Компания Golden Telecom намерена возродить знаменитый в конце 90-х портал "Апорт.ру" в качестве поисковика для клиентов московской беспроводной сети Golden WiFi. Новый "Апорт" создается совместно с компанией "Евроадрес", предоставляющей адресную базу Москвы. С помощью портала пользователи Golden WiFi смогут найти рестораны, кафе, кинотеатры и другие увеселительные заведения, расположенные неподалеку от точки доступа беспроводной сети. На данный момент зона покрытия Golden WiFi является одной из крупнейших в мире. Напомню, что поисковый портал "Апорт.ру" был создан в 1995 году. В 2000 году этот интернет-поисковик стал вторым по посещаемости в Рунете и был приобретен компанией Golden Telecom за $25 млн. Управлением порталом занималось подразделение GT ROL, но вскоре развитие "Апорта" прекратилось. Возрождение портала намечено на июнь-июль 2007 года. Предполагаемая сумма инвестиций, впрочем, до сих пор не обнародована.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2007 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета