Рунет на фоне инвестиционного бума

Этого момента ждали долго — как минимум лет десять. И вот дождались: российский сегмент Интернета, точнее, реализуемые в нем проекты, стал весьма привлекательным объектом для инвестирования. Более того, в 2006 году в Рунете начался настоящий инвестиционный бум, который и в 2007-м затихать явно не собирается. По оценке Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), в прошлом году в российском Интернете было зафиксировано порядка 500 сделок покупки-продажи онлайнового бизнеса на общую сумму $1,5 млрд. Это в два с половиной раза больше, чем в 2005 году.

Как обычно, мнения экспертов несколько расходятся. В РОЦИТ говорят о полутора миллиардах долларов, но при этом пресс-служба Центра признает, что рынок интернет-проектов оценивался впервые, хотя общую статистику Рунета РОЦИТ ведет постоянно. В свою очередь, эксперты инвестиционной компании "Финам" считают цифру в $1,5 млрд несколько заниженной. Если учесть оценки сделок 2005 года, которые привела инвесткомпания "Финам", то за год их объем вырос более чем в два с половиной раза — с $600 млн до $2,1 млрд. По поводу полуторамиллиардной оценки РОЦИТ в "Финаме" говорят: "Вероятно, они не учли непубличные сделки. Мы считаем, что компании потратили на покупки интернет-ресурсов около $1,7 млрд прямыми выплатами и порядка $400 млн — за счет других форм обмена активами". Чтобы лучше оценить инвестиционную погоду в Рунете, нужно сопоставить цифры инвестиций с общей статистикой. По данным Роспечати, к концу прошлого года число пользователей Интернета в России составило 26 млн, а в этом году данный показатель вырастет примерно на 3 млн. В 2006-м аудитория российского сегмента Сети увеличилась примерно на 4 млн человек, то есть на 20%. Количество доменов второго уровня, зарегистрированных в зоне .ru, увеличилось почти в два раза — до 800 тыс. Осенью этого года ожидается преодоление отметки в 1 млн. Среди крупнейших сделок в Рунете в прошлом году наблюдатели единогласно выделяют покупку холдингом "Проф-Медиа" 55% ресурса Rambler. Сумма сделки не раскрывается, но аналитики оценили ее в $230 млн. Считается, что это крупнейшая сделка за всю историю российской интернет-индустрии. Осенью прошлого года фонд прямых инвестиций BVPE выкупил контрольный пакет акций интернет-магазина "Озон", который, по оценке аналитиков, стоит около $50 млн. В конце декабря издательский дом "Коммерсантъ" приобрел ИД "Секрет фирмы", в который входит популярный интернет-ресурс "Газета.ру", оцениваемый экспертами в $40 млн. Кроме того, компания Depo Computers, входящая в группу компаний IBS, купила в 2006 году интернет-магазин Softkey примерно за $12 млн.

Разные эксперты называют различные цифры, но все сходятся в одном: Россия сейчас находится еще только в начальной стадии инвестиционного ажиотажа вокруг интернет-ресурсов, обороты которых растут как минимум на 50% в год. Вопрос лишь в том, сохранятся ли такие же темпы роста и в ближайшие годы. Дело в том, что основными причинами нынешнего инвестиционного бума в Рунете стал быстрый рост объемов интернет-рекламы. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в прошлом году российские компании потратили на медийную рекламу в Сети $100 млн. На контекстную рекламу в российском сегменте Сети было потрачено даже больше — примерно $110 млн. То есть общий объем рынка составил $210 млн, что эквивалентно примерно 3% всего рекламного рынка России. По прогнозам инвестиционной группы "Атон", эти показатели будут очень быстро расти в ближайшие годы: в этом году на долю интернет-рекламы придется 3,7% всего рынка ($300 млн), в 2010-м — 7,5% ($1 млрд), в 2015-м — 10% ($2,1 млрд). А вот как звучат прогнозы других экспертов: "Рынок будет удваиваться каждый год, поэтому мы находимся только на начальном этапе консолидации интернет-активов. С начала 2007 года в Рунете были заключены сделки на сумму уже около $500 млн, то есть $2,5 млрд к концу года кажутся вполне достижимой цифрой. В 2006 году в России начали появляться первые венчурные инвестфонды, специализирующиеся на интернет-стартапах. В США и Европе расцвет венчурных фондов пришелся на 1998-2000 годы, и лишь теперь, после затяжного кризиса, они выходят на уровень тех лет. В России же деятельность таких структур еще только началась. Венчурные фонды — это как раз те финансовые компании, которые в наибольшей степени заинтересованы в максимально быстрой капитализации перспективных интернет-проектов, в их укрупнении и выходе на фондовый рынок. То есть именно существование собственных российских венчурных компаний является гарантом того, что инвестиционно привлекательные ресурсы Рунета не останутся без опеки, а рынок — без новых интересных стартапов. Другой важный компонент — биржа интернет-проектов, которая, как ожидается, должна появиться в России до конца нынешнего года. В развитых странах такие биржи работают в тесной связке с венчурными инвесторами и как бы упорядочивают инвестиционные потоки. Ну и, разумеется, формируют оптимальные цены на тот или иной интернет-бизнес.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2007 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета