Звук: вопрос — ответ
И вам всем здравствовать, после чего все приветствия из писем убираем и работаем. Первое письмо — не единственное с этим вопросом, пришедшее за неделю, причем я предлагаю КГ печатать ответ на него с периодичностью раз в два номера, потому что отвечал на него уже как минимум раз десять, но все же будем тактичными…
У меня есть небольшая проблемка. Точнее, у моей сестры. Она работает в школе, и в ее обязанности входит подготовка песен на всяческие вечера. И она посчитала, что караоке-файлы будут ей в этом большим подспорьем (справедливо посчитала, кстати скажем). Да вот беда: никто не спешит переводить песни белорусских исполнителей в караоке-формат. И я, и она уже просто заколебались искать в Инете белорусское караоке. Тогда я и подумал, что всего проще будет найти mp3-файлы, вырезать из них голос исполнителя и в таком виде сохранить. Если ты знаешь такую программку, будь так добор, дай, пожалуйста, ссылку. А если эта программа еще и на инглише, то и инструкцию по пользованию (сам я французский изучал). Мне уже советовали такую программку (называлась DART-дальше-не-помню-как), и у меня с ней работать не получилось. А если ты еще знаешь, где можно нахаляву скачать белорусское караоке, по гроб жизни буду тебе благодарен.
Проблема ясна, и симптоматична она не только для Беларуси. К тому же, я уже начинаю понимать, почему после того, как ко мне провели кабельное телевидение, на канале Hallmark около миллиона раз рассказали о том, как снимался фильм "Мерлин". Ну, чтобы всем понятно было и выучили наизусть.
Так вот, из готовой композиции вокал, как и другие инструменты, удалить практически невозможно. Единственный метод, который используется в программах — противофазный. То есть в нем априори предполагается, что голос вокалиста находится в панорамном центре. Поэтому левый канал из стереозаписи переворачивается в противофазу и складывается с правым. Получается разностный моно. Таким образом мы вырезаем панорамный центр, впрочем, как и вообще все, что есть у обоих каналов общего. Некоторые идут на ухищрения и просто ослабляют голос за счет того же противофазного сложения каналов, но при этом управляют уровнем одного из складываемых каналов. Другие несовершенные методы часто касаются специальной эквализации, то есть понижается все в районе 800-3000 Гц. Там, кстати, еще много инструментов. Караоке-файлы базируются на MIDI, так что ищите в этом направлении. И, кстати, не забывайте об авторских правах, потому как в вашем варианте речь идет о публичном исполнении.
Хотя… я тут даже не знаю, как сказать, у вас же сестра работает в белорусской госструктуре, и, как мне однажды объяснили по Impedance (группа была у меня такая), государственные каналы и станции не выплачивают авторских гонораров, то есть пользуются всем просто так. Может, и у вас что- то такое. Разбирайтесь.
Я решил приобрести колонки к своему компьютеру. Планирую еще купить Audigy4. Ориентируюсь на $150. Мне приглянулась Sven HT-475. Какого вы мнение об этой системе, и что еще вы можете посоветовать. (Желательно чтоб система была выполнена в сером цвете).
А какой формы вам предпочтительно? Ну, неплохо, хотя я бы посмотрел что-нибудь из Behringer, а потом взглянул на Microlab. Насчет серого цвета ничего сказать не могу:).
Хотелось бы уточнить некоторые вопросы. Хочу приобрести электрогитару и играть на ней. Но после чтения соответствующей темы на форуме оверклокерс.ру появилось убеждение, что необходим комбик. Однако статья твоя, про программку какую-то гитарную, заставила меня усомниться. Итого: можно ли играть в линейный вход компьютера без сильных последствий для психики? Видел в журнале "Планета Земля" гитару с USB-выходом, выходом на наушники, встроенным процессором и ценой в 150 у.е. — какое твое мнение о такой технике (цена подозрительно низкая)?
Да, конечно же, можно играть в линейный вход компьютера без сильных последствий для психики. Хотя последствия будут, но только в плане положительных эмоций. Среди качественных гитарных программ обратите внимание на IK Multimedia Amplitube, Native Instruments Guitar Rig, Line6 GearBox Plug-in. Наиболее любима гитаристами Guitar Rig. В принципе, здесь есть все: и кабинеты, и комбики, и примочки. Хотя буквально недавно IK Multimedia вообще выпустила конечную виртуальную студию для гитаристов — RiffWorks Standart, где есть программа многодорожечной записи, а также средства для быстрого создания ритм-секций.
Насчет USB-гитары за 150 у.е. Да, согласен с вами, цена подозрительно низкая. Наличие USB говорит о том, что в гитаре есть встроенный АЦП. Не думаю, что он качественный и может работать на современных характеристиках, т.е. выше 16 бит/48 КГц. Да и, к тому же, просто электрогитара за 150 у.е. — уже подозрительно. В принципе, вы можете использовать любую обычную электрогитару, на которой вам удобно играть.
У меня есть один очень важный вопрос: иногда бывает, мои колонки F&D SPS-757 гудят в прямом смысле слова. Звуковая карточка Creative Audigy 4. Я думаю, это происходит после того, как я поработаю с дискетой. Подскажи, пожалуйста, как от этого избавиться. В чем причина, как этого избежать?
Скорее всего, имеет место какая-то наводка с последующим самовозбуждением в рамках аналогового тракта. Попробуйте изначально отключить провод от CD-привода к звуковой карте, если он у вас так закоммутирован. Все равно этот провод бесполезен. Картина сохранилась? Тогда идем дальше. Если вы думаете, что все происходит после работы с дискетой, то очевидно, что подозреваете материнскую плату. Все проверить легко: включите плату на другой PCI-слот и проверьте, повторяется ли картина. Если повторяется точь-в-точь, то, скорее всего, виновата сама звуковая плата. Попросите у знакомых другую, включите и посмотрите, имеет ли место данная картина. Все дело в том, что не все Audigy 4 одинаково качественны, а собираются они сами знаете где.
Читал "вопрос-ответ" в КГ, может, вы сможете мне помочь? Намылился я приобрести midi-клавиатуру для работы с Cubase и VST-плагинами. По каким параметрам ее выбирать, на что обращать внимание? Да и, собственно, где ее купить можно?)
Если кратко, то так: MIDI-клавиатура выбирается исходя из ваших личных требований, а именно количество октав, что подразумевает конкретные размеры (например, не все берут полные фортепианные варианты из-за того, что у них нет дома или на студии места), а также это сильно влияет на цену. Второе — сама клавиатура. Бывает нескольких видов, все зависит от реакции каждой клавиши на нажатие и механизма, реализующего эту динамику. Например, очень многим нравится обычная синтезаторная клавиатура, обладающая слабой чувствительностью к динамике, но на ней очень легко играть, особенно непрофессионалам. Кстати, это самый дешевый вариант. Далее идут улучшения в профессиональную сторону, в конце концов доходящие до реализации реального молоточкового механизма. Все это стоит денег.
То есть стоит вопрос: а что именно вы собираетесь делать в Cubase и какие VST-плагины использовать? Например, если у вас VST Grand Piano и собираетесь писать фортепианные концерты, то клавиатура должна быть, конечно, "будь здоров", а если делать что-то типа транса, техно и т.п., достаточно любого обычного варианта. В последнее время, кстати, именно компьютерщики полюбили клавиатуры-малышки (2,5 октавы). Стоят они недорого, а все необходимое сделать можно. Например, Behringer U-Control. Среди специализированных функций еще следует указать на такую характеристику устройств, как количество контроллеров, которые позволяют сделать программное управление. На самом деле любое современное ПО позволяет управлять им прямо с MIDI-клавиатуры. Но тут на любителя.
В статье "Звук: вопрос-ответ" в КГ №10/2007 я прочел интересные вопрос и ответ о старой советской акустике типа S-90. И сразу у меня родился похожий вопрос. А можно ли сравнить современную акустику (недорогую, у.е. за 40-60) с акустикой недорогих муз. центров (у.е. за 100-150)? Куда будет лучше вывести звук из встроенной звуковой платы компьютера?
Очень интересно было бы не просто услышать Ваше мнение, но увидеть результат полноценного теста-сравнения. У меня дома нет муз. центра, только старенький кассетник и старые колонки-пищалки на компьютере. Вот и встает вопрос: на что потратить деньги: на колонки за $50 или на центр за 100, который ведь может и без компьютера работать, и радио в нем есть, и пульт... Пожалуйста, попробуйте сравнить какую-нибудь хорошую стереопару и распространенный муз. центр указанного ценового диапазона (варианты дороже, по-моему, не стоит рассматривать, т.к., если человек может купить центр за 500 у.е., то он еще и колонки к компу за 100 у.е. спокойно купит). Нигде в Интернете я не нашел подобного сравнения. Думаю, многим будет интересно прочесть Вашу статью на эту тему.
Для проведения подобных тестов нужны специальные условия, дорогое ПО и т.д. Кстати, обратите внимание на то, что даже самые дорогие зарубежные журналы очень-очень редко берутся за тесты акустических систем — чаще вы встретите просто описательные статьи. А если и берутся, то тогда акустические системы стоят не 50 и не 100 у.е. Просто сами тесты очень дороги. А так можно проводить только субъективные тестирования, кои я на самом деле делаю редко, и то по очень большой просьбе. Это трудоемкий процесс. Во-вторых, колонки за 50 у.е. и музыкальные центры за 100 — это примерно один и тот же уровень технологического качества. То есть вы можете смело включать компьютер в центр и ни о чем не думать.
Кристофер, дело в том, что я люблю слушать качественную музыку, а веник у меня не очень большого размера. И хочу спросить, не знаешь ли ты, есть ли программы для улучшения звучания музыкальных файлов (песен), желательно для формата MP3. У меня колонки с сабом SVEN SPS-820. На качество звучания колонок я, в принципе, не жалуюсь, но от лучшего отказаться бы грех было. Я в нете такую прогу или прог не нашел. Вот и решил обратиться к тебе за помощью, вся надежда на тебя. И если ты знаешь такую прогу или проги, то напиши мне, откуда ее можно слить, сколько она весит и как называется. И еще у меня такой вопрос: какие бы ты посоветовал колонки с сабом для дома в пределах $100?
Ясно. Всякого рода улучшайзеры есть, типа набора плагинов DSP FX, специально для WinAmp. И вообще, если походите в Интернете по WinAmp- сообществу, то найдете все, что нужно. С другой стороны, вы говорите "качественную музыку", хм-м, у нас несколько разные представления этого понятия. Насчет качественной системы 2.1 до 100 у.е. — тут уж вам решать, просто ничего не могу посоветовать. Мне кажется, что 2.0 с приемлемым качеством звука в этом ценовом диапазоне найти гораздо проще.
Читаю Ваши статьи в КГ, и у меня возник вопрос (возможно, Вы на него уже отвечали, но я не встречал ответа); вопрос банально простой, но все же: посоветуйте хорошие (в первую очередь по звучанию) наушники для MP3-плейера (капельки).
Я на него отвечал, но, по-моему, не в газете, а в привате (у меня телефон иногда тоже напоминает "горячую линию"). Знаете, в "капельках", как вы их называете, применяются различные технологии, мало того, там есть что рассчитывать инженерам при создании. Поэтому, чтобы не вдаваться в детали, просто смотрите на цену: чем дороже — тем лучше. Лично я повторюсь: подобные виды наушников у меня идут в комплекте с плейерами, и в этом сегменте я всегда предпочитаю только одну недешевую марку — Sony. То есть о "капельках" никогда и не думал. Возможно, по этой теме нужно будет сделать материал.
У нас своя группа, на протяжении нескольких лет писали альбом в домашний компьютер, потом один кадр (новый звукорежиссер) обновил весь софт. Теперь мы не можем открыть нормально старые файлы…
Да, это случается нередко. Очевидный ответ: ищите старую версию программы. Почему я вынес этот вопрос на всеобщее обозрение? Чтобы многие задумались перед тем, как что-то апгрейтовать. Во-вторых, там все понятно: это сделал звукорежиссер. Но бывают и другие случаи. Например, внимательно следите за тем, что делает сам софт на вашем компьютере… Нет:), он не шевелится. Из личного опыта… У меня стояла программа. Во время подключения к Интернету она самостоятельно связалась с сервером разработчиков и обновилась. При повторном запуске потребовала ключ активации. Ну что тут делать — работать-то нужно: поехал через полгорода, нашел коробку, описание и этот самый ключ, приехал, ввел. Через некоторое время опять обновление, но мой ключ, как оказалось, уже устарел — нужно пройти перерегистрацию. И так куча проблем. Вот поэтому-то я и не люблю, когда говорят о близкой интеграции с Всемирной паутиной, новых возможностях Vista, которая отслеживает лицензии через Интернет, и так далее. Людям работать нужно. А насчет обновлений, описанных в письме, есть пословица: лучшее — враг хорошего.
Уф-ф, ну и последний вопрос…
Кристофер, я знаю, что ты озвучивал игры. Расскажи, пожалуйста, как и чем ты обрабатывал голоса персонажей, а то у нас есть проблемы. Есть ли какие-нибудь специальные эффекты или уже готовые программы для этого? Заранее благодарны.
Во-первых, голоса изначально нужно качественно записать в студийных условиях. Приглашать нужно актеров с хорошей дикцией. При разработке персонажа сценарист или тот, кто за это отвечает, должен предусмотреть его (персонажа) характер, после чего идет работа с актером. Причем тут нужно со всем определиться в самом начале, чтобы потом не переделывать. Например, если персонаж женский, то он может быть как агрессивным, так и откровенно сексуальным. Понимаете, о чем я говорю. Одного из другого программными методами не сделаешь. Во время записи уже можно использовать ламповые предусилители со встроенными компрессорами, то есть поджимать "голос". Потом идет, если это необходимо, обработка дополнительными и/или специальными эффектами. В самом стандартном варианте это питч (т.е. повышение/понижение основного тона), так же в военных стратегиях очень часто используется эффект радио, что делается обычным эквалайзером. Ну, а потом свобода творчества — морфинг, частотная модуляция и т.п. Есть такая программа iZotope Spectron, в которой множество возможностей по преобразованиям. Сам ее не использую, но знаю, что там все есть. А в завершение идет финальная обработка каким-нибудь многополосным лимитером (максимайзером) или компрессором. В конце произведенных действий выстраиваете всех персонажей с их фразами "в ряд" и слушаете, чтобы громкость везде была равномерной.
Кристофер, christopher@tut.by
У меня есть небольшая проблемка. Точнее, у моей сестры. Она работает в школе, и в ее обязанности входит подготовка песен на всяческие вечера. И она посчитала, что караоке-файлы будут ей в этом большим подспорьем (справедливо посчитала, кстати скажем). Да вот беда: никто не спешит переводить песни белорусских исполнителей в караоке-формат. И я, и она уже просто заколебались искать в Инете белорусское караоке. Тогда я и подумал, что всего проще будет найти mp3-файлы, вырезать из них голос исполнителя и в таком виде сохранить. Если ты знаешь такую программку, будь так добор, дай, пожалуйста, ссылку. А если эта программа еще и на инглише, то и инструкцию по пользованию (сам я французский изучал). Мне уже советовали такую программку (называлась DART-дальше-не-помню-как), и у меня с ней работать не получилось. А если ты еще знаешь, где можно нахаляву скачать белорусское караоке, по гроб жизни буду тебе благодарен.
Проблема ясна, и симптоматична она не только для Беларуси. К тому же, я уже начинаю понимать, почему после того, как ко мне провели кабельное телевидение, на канале Hallmark около миллиона раз рассказали о том, как снимался фильм "Мерлин". Ну, чтобы всем понятно было и выучили наизусть.
Так вот, из готовой композиции вокал, как и другие инструменты, удалить практически невозможно. Единственный метод, который используется в программах — противофазный. То есть в нем априори предполагается, что голос вокалиста находится в панорамном центре. Поэтому левый канал из стереозаписи переворачивается в противофазу и складывается с правым. Получается разностный моно. Таким образом мы вырезаем панорамный центр, впрочем, как и вообще все, что есть у обоих каналов общего. Некоторые идут на ухищрения и просто ослабляют голос за счет того же противофазного сложения каналов, но при этом управляют уровнем одного из складываемых каналов. Другие несовершенные методы часто касаются специальной эквализации, то есть понижается все в районе 800-3000 Гц. Там, кстати, еще много инструментов. Караоке-файлы базируются на MIDI, так что ищите в этом направлении. И, кстати, не забывайте об авторских правах, потому как в вашем варианте речь идет о публичном исполнении.
Хотя… я тут даже не знаю, как сказать, у вас же сестра работает в белорусской госструктуре, и, как мне однажды объяснили по Impedance (группа была у меня такая), государственные каналы и станции не выплачивают авторских гонораров, то есть пользуются всем просто так. Может, и у вас что- то такое. Разбирайтесь.
Я решил приобрести колонки к своему компьютеру. Планирую еще купить Audigy4. Ориентируюсь на $150. Мне приглянулась Sven HT-475. Какого вы мнение об этой системе, и что еще вы можете посоветовать. (Желательно чтоб система была выполнена в сером цвете).
А какой формы вам предпочтительно? Ну, неплохо, хотя я бы посмотрел что-нибудь из Behringer, а потом взглянул на Microlab. Насчет серого цвета ничего сказать не могу:).
Хотелось бы уточнить некоторые вопросы. Хочу приобрести электрогитару и играть на ней. Но после чтения соответствующей темы на форуме оверклокерс.ру появилось убеждение, что необходим комбик. Однако статья твоя, про программку какую-то гитарную, заставила меня усомниться. Итого: можно ли играть в линейный вход компьютера без сильных последствий для психики? Видел в журнале "Планета Земля" гитару с USB-выходом, выходом на наушники, встроенным процессором и ценой в 150 у.е. — какое твое мнение о такой технике (цена подозрительно низкая)?
Да, конечно же, можно играть в линейный вход компьютера без сильных последствий для психики. Хотя последствия будут, но только в плане положительных эмоций. Среди качественных гитарных программ обратите внимание на IK Multimedia Amplitube, Native Instruments Guitar Rig, Line6 GearBox Plug-in. Наиболее любима гитаристами Guitar Rig. В принципе, здесь есть все: и кабинеты, и комбики, и примочки. Хотя буквально недавно IK Multimedia вообще выпустила конечную виртуальную студию для гитаристов — RiffWorks Standart, где есть программа многодорожечной записи, а также средства для быстрого создания ритм-секций.
Насчет USB-гитары за 150 у.е. Да, согласен с вами, цена подозрительно низкая. Наличие USB говорит о том, что в гитаре есть встроенный АЦП. Не думаю, что он качественный и может работать на современных характеристиках, т.е. выше 16 бит/48 КГц. Да и, к тому же, просто электрогитара за 150 у.е. — уже подозрительно. В принципе, вы можете использовать любую обычную электрогитару, на которой вам удобно играть.
У меня есть один очень важный вопрос: иногда бывает, мои колонки F&D SPS-757 гудят в прямом смысле слова. Звуковая карточка Creative Audigy 4. Я думаю, это происходит после того, как я поработаю с дискетой. Подскажи, пожалуйста, как от этого избавиться. В чем причина, как этого избежать?
Скорее всего, имеет место какая-то наводка с последующим самовозбуждением в рамках аналогового тракта. Попробуйте изначально отключить провод от CD-привода к звуковой карте, если он у вас так закоммутирован. Все равно этот провод бесполезен. Картина сохранилась? Тогда идем дальше. Если вы думаете, что все происходит после работы с дискетой, то очевидно, что подозреваете материнскую плату. Все проверить легко: включите плату на другой PCI-слот и проверьте, повторяется ли картина. Если повторяется точь-в-точь, то, скорее всего, виновата сама звуковая плата. Попросите у знакомых другую, включите и посмотрите, имеет ли место данная картина. Все дело в том, что не все Audigy 4 одинаково качественны, а собираются они сами знаете где.
Читал "вопрос-ответ" в КГ, может, вы сможете мне помочь? Намылился я приобрести midi-клавиатуру для работы с Cubase и VST-плагинами. По каким параметрам ее выбирать, на что обращать внимание? Да и, собственно, где ее купить можно?)
Если кратко, то так: MIDI-клавиатура выбирается исходя из ваших личных требований, а именно количество октав, что подразумевает конкретные размеры (например, не все берут полные фортепианные варианты из-за того, что у них нет дома или на студии места), а также это сильно влияет на цену. Второе — сама клавиатура. Бывает нескольких видов, все зависит от реакции каждой клавиши на нажатие и механизма, реализующего эту динамику. Например, очень многим нравится обычная синтезаторная клавиатура, обладающая слабой чувствительностью к динамике, но на ней очень легко играть, особенно непрофессионалам. Кстати, это самый дешевый вариант. Далее идут улучшения в профессиональную сторону, в конце концов доходящие до реализации реального молоточкового механизма. Все это стоит денег.
То есть стоит вопрос: а что именно вы собираетесь делать в Cubase и какие VST-плагины использовать? Например, если у вас VST Grand Piano и собираетесь писать фортепианные концерты, то клавиатура должна быть, конечно, "будь здоров", а если делать что-то типа транса, техно и т.п., достаточно любого обычного варианта. В последнее время, кстати, именно компьютерщики полюбили клавиатуры-малышки (2,5 октавы). Стоят они недорого, а все необходимое сделать можно. Например, Behringer U-Control. Среди специализированных функций еще следует указать на такую характеристику устройств, как количество контроллеров, которые позволяют сделать программное управление. На самом деле любое современное ПО позволяет управлять им прямо с MIDI-клавиатуры. Но тут на любителя.
В статье "Звук: вопрос-ответ" в КГ №10/2007 я прочел интересные вопрос и ответ о старой советской акустике типа S-90. И сразу у меня родился похожий вопрос. А можно ли сравнить современную акустику (недорогую, у.е. за 40-60) с акустикой недорогих муз. центров (у.е. за 100-150)? Куда будет лучше вывести звук из встроенной звуковой платы компьютера?
Очень интересно было бы не просто услышать Ваше мнение, но увидеть результат полноценного теста-сравнения. У меня дома нет муз. центра, только старенький кассетник и старые колонки-пищалки на компьютере. Вот и встает вопрос: на что потратить деньги: на колонки за $50 или на центр за 100, который ведь может и без компьютера работать, и радио в нем есть, и пульт... Пожалуйста, попробуйте сравнить какую-нибудь хорошую стереопару и распространенный муз. центр указанного ценового диапазона (варианты дороже, по-моему, не стоит рассматривать, т.к., если человек может купить центр за 500 у.е., то он еще и колонки к компу за 100 у.е. спокойно купит). Нигде в Интернете я не нашел подобного сравнения. Думаю, многим будет интересно прочесть Вашу статью на эту тему.
Для проведения подобных тестов нужны специальные условия, дорогое ПО и т.д. Кстати, обратите внимание на то, что даже самые дорогие зарубежные журналы очень-очень редко берутся за тесты акустических систем — чаще вы встретите просто описательные статьи. А если и берутся, то тогда акустические системы стоят не 50 и не 100 у.е. Просто сами тесты очень дороги. А так можно проводить только субъективные тестирования, кои я на самом деле делаю редко, и то по очень большой просьбе. Это трудоемкий процесс. Во-вторых, колонки за 50 у.е. и музыкальные центры за 100 — это примерно один и тот же уровень технологического качества. То есть вы можете смело включать компьютер в центр и ни о чем не думать.
Кристофер, дело в том, что я люблю слушать качественную музыку, а веник у меня не очень большого размера. И хочу спросить, не знаешь ли ты, есть ли программы для улучшения звучания музыкальных файлов (песен), желательно для формата MP3. У меня колонки с сабом SVEN SPS-820. На качество звучания колонок я, в принципе, не жалуюсь, но от лучшего отказаться бы грех было. Я в нете такую прогу или прог не нашел. Вот и решил обратиться к тебе за помощью, вся надежда на тебя. И если ты знаешь такую прогу или проги, то напиши мне, откуда ее можно слить, сколько она весит и как называется. И еще у меня такой вопрос: какие бы ты посоветовал колонки с сабом для дома в пределах $100?
Ясно. Всякого рода улучшайзеры есть, типа набора плагинов DSP FX, специально для WinAmp. И вообще, если походите в Интернете по WinAmp- сообществу, то найдете все, что нужно. С другой стороны, вы говорите "качественную музыку", хм-м, у нас несколько разные представления этого понятия. Насчет качественной системы 2.1 до 100 у.е. — тут уж вам решать, просто ничего не могу посоветовать. Мне кажется, что 2.0 с приемлемым качеством звука в этом ценовом диапазоне найти гораздо проще.
Читаю Ваши статьи в КГ, и у меня возник вопрос (возможно, Вы на него уже отвечали, но я не встречал ответа); вопрос банально простой, но все же: посоветуйте хорошие (в первую очередь по звучанию) наушники для MP3-плейера (капельки).
Я на него отвечал, но, по-моему, не в газете, а в привате (у меня телефон иногда тоже напоминает "горячую линию"). Знаете, в "капельках", как вы их называете, применяются различные технологии, мало того, там есть что рассчитывать инженерам при создании. Поэтому, чтобы не вдаваться в детали, просто смотрите на цену: чем дороже — тем лучше. Лично я повторюсь: подобные виды наушников у меня идут в комплекте с плейерами, и в этом сегменте я всегда предпочитаю только одну недешевую марку — Sony. То есть о "капельках" никогда и не думал. Возможно, по этой теме нужно будет сделать материал.
У нас своя группа, на протяжении нескольких лет писали альбом в домашний компьютер, потом один кадр (новый звукорежиссер) обновил весь софт. Теперь мы не можем открыть нормально старые файлы…
Да, это случается нередко. Очевидный ответ: ищите старую версию программы. Почему я вынес этот вопрос на всеобщее обозрение? Чтобы многие задумались перед тем, как что-то апгрейтовать. Во-вторых, там все понятно: это сделал звукорежиссер. Но бывают и другие случаи. Например, внимательно следите за тем, что делает сам софт на вашем компьютере… Нет:), он не шевелится. Из личного опыта… У меня стояла программа. Во время подключения к Интернету она самостоятельно связалась с сервером разработчиков и обновилась. При повторном запуске потребовала ключ активации. Ну что тут делать — работать-то нужно: поехал через полгорода, нашел коробку, описание и этот самый ключ, приехал, ввел. Через некоторое время опять обновление, но мой ключ, как оказалось, уже устарел — нужно пройти перерегистрацию. И так куча проблем. Вот поэтому-то я и не люблю, когда говорят о близкой интеграции с Всемирной паутиной, новых возможностях Vista, которая отслеживает лицензии через Интернет, и так далее. Людям работать нужно. А насчет обновлений, описанных в письме, есть пословица: лучшее — враг хорошего.
Уф-ф, ну и последний вопрос…
Кристофер, я знаю, что ты озвучивал игры. Расскажи, пожалуйста, как и чем ты обрабатывал голоса персонажей, а то у нас есть проблемы. Есть ли какие-нибудь специальные эффекты или уже готовые программы для этого? Заранее благодарны.
Во-первых, голоса изначально нужно качественно записать в студийных условиях. Приглашать нужно актеров с хорошей дикцией. При разработке персонажа сценарист или тот, кто за это отвечает, должен предусмотреть его (персонажа) характер, после чего идет работа с актером. Причем тут нужно со всем определиться в самом начале, чтобы потом не переделывать. Например, если персонаж женский, то он может быть как агрессивным, так и откровенно сексуальным. Понимаете, о чем я говорю. Одного из другого программными методами не сделаешь. Во время записи уже можно использовать ламповые предусилители со встроенными компрессорами, то есть поджимать "голос". Потом идет, если это необходимо, обработка дополнительными и/или специальными эффектами. В самом стандартном варианте это питч (т.е. повышение/понижение основного тона), так же в военных стратегиях очень часто используется эффект радио, что делается обычным эквалайзером. Ну, а потом свобода творчества — морфинг, частотная модуляция и т.п. Есть такая программа iZotope Spectron, в которой множество возможностей по преобразованиям. Сам ее не использую, но знаю, что там все есть. А в завершение идет финальная обработка каким-нибудь многополосным лимитером (максимайзером) или компрессором. В конце произведенных действий выстраиваете всех персонажей с их фразами "в ряд" и слушаете, чтобы громкость везде была равномерной.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2007 год в рубрике мультимедиа