Академия презентабельности. Занятие второе: графический и информационный дизайн. Азы информационного дизайна
Сегодняшняя статья — это не перевод, а скорее дайджест по материалам Интернета. В ней мы разберемся, в чем разница между двумя главными типами визуального дизайна презентаций, и рассмотрим несколько простых принципов, к ним применимых — фундамент для последующего
совершенствования дизайнерских навыков.
Вы сказали "дизайн"? Согласно весьма авторитетному современному словарю иностранных слов ("Русский язык", 1992), дизайн есть "художественное конструирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика предметной среды". Довольно узкое определение, не находите? Ни дизайн PowerPoint-презентации, ни вездесущий веб-дизайн, ни звуковой дизайн фильма/передачи/игры ну никак нельзя отнести к "предметной среде". Делая скидку на пятнадцать лет, отделяющих наш с вами просвещенный век от времени создания словаря, несколько обобщим это определение и сделаем дизайн "проектированием эстетического облика, а также самим эстетическим обликом материального или чувственно воспринимаемого объекта или композиции объектов". Уфф, то-то же;). Впрочем, наше определение по-прежнему не дает полной характеристики рассматриваемого понятия. Посудите сами: является ли эстетичность единственной категорией дизайна? Для конкретности возьмем, к примеру, веб-дизайн. Очевидно, что красота оформления — не единственная цель дизайнера. Нельзя забывать и о практичности, проявляющейся как в информативности, так и в скорости загрузки, удобстве навигации и т.д. То же самое относится и к любому другому виду дизайна. Причудливые и малокомфортные формы дизайна интерьера, обладающие ценностью единственно как произведения искусства, также отнюдь не являются предметом массового народного почитания. Понятно, что установление оптимального баланса между этими двумя категориями — проблема и для того, кто занимается PowerPoint, и именно эта дилемма порождает два разных подхода к работе над презентацией.
Графический и информационный дизайн. Графический дизайн, если в двух словах, — это "красивое оформление, составленное из графики и текста" (About.com). В повседневной жизни, как утверждает автор одной из тематических статей, это сочетание постепенно стало означать "красота", "эстетическое совершенство", "привлекательные дизайнерские решения". Далее в этой же статье приводится интересный пример: какие слова обычно можно услышать от людей, впечатленных работой графического дизайнера? "Красивенько!", "Блин, круто смотрится!", "Ух ты, это правда нечто!"… Но ведь, если вдуматься, эти слова вряд ли можно считать уместными для оценки визуального дизайна — в нашем с вами случае — презентации. Для начала, у людей разные вкусы. В частности, их вкусы могут не совпадать с вашим. Далее, в чем вообще состоит главная задача вашей деятельности? Занимаетесь вы искусством или пытаетесь в максимальной сохранности донести до зрителя какую-то информацию? Ведь часто эти цели могут требовать противоположных методов работы. Конечно, даже чисто графический дизайн в сфере презентаций тоже имеет право на существование. Его можно использовать для сопровождения выступлений агитационного характера либо при отсутствии ораторского выступления как такового, либо в качестве выхода из проблемы, связанной с недостатком убедительного фактического материала. Ваш покорный слуга сам неоднократно обращался к этому методу и в результате получал реакцию публики, не слишком отличавшуюся от перечисленных выше реплик. И все же информационный дизайн, ставящий во главе угла не красоту, а познавательность — более многообещающий вариант, особенно для начинающего дизайнера, которому может элементарно не хватить опыта, чтобы впечатлить зрителя эстетическим совершенством своего детища. Этот подход более соответствует духу презентации как таковой, ее главным целям и позволяет достичь определенной эстетики путем подгонки выполняемой работы под требования максимальной целесообразности. Посему для начала мы постараемся освоить главные принципы создания именно этого вида дизайна.
Десять заповедей информационного дизайна. Прежде чем садиться за программы, задайте себе три вопроса:
1. Кому вы адресуете свою презентацию?
2. Какую информацию она должна донести?
3. Каким образом лучше донести эту информацию до вашей целевой аудитории?
Ваша цель — придумать подход, позволяющий подать ваш материал быстро, эффективно, в интересном и запоминающемся ключе. От этого отталкивайтесь и составляя речь, и планируя выступление, и делая компьютерную презентацию. При разработке дизайна такой презентации следует исходить в первую очередь не из эстетических критериев, а вот из каких: читаемость, последовательность, сбалансированность, простота, визуальная организация, релевантность (значимость информации), соответствие требованиям контекста. Красота, как принято считать, должна стать естественным следствием такого рационального подхода.
Перед работой. Чтобы PowerPoint работал эффективно и не действовал вам на нервы своим временами не вполне адекватным поведением, имеет смысл перед началом творческого процесса программу настроить. Во-первых, отключите быстрое сохранение (Сервис > Параметры > Сохранение > Разрешить быстрое сохранение). Это замедлит скорость каждого сохранения, но и облегчит размер конечного файла, поскольку PowerPoint будет каждый раз записывать презентацию заново, а не добавлять к уже имеющимся данным лишь те, что изменились или добавились. Заодно в этой же вкладке настройте под себя частоту автосохранения. Больше 15 минут ставить не советую — рискуете в случае потери данных понервничать в связи с основательностью этой потери. Здесь же укажите место, куда сохранять ваши презентации (если это не Мои документы). Ну, а чем внедрять используемые вами шрифты в презентацию (процесс довольно медленный) на случай, если на конечном компьютере их не окажется, лучше просто запишите их на тот же носитель, что и саму презентацию, и установите, если возникнет такая надобность. Не забудьте нажать на OK:). В PowerPoint 2002 (он же XP) или более новом откройте Сервис > Параметры автозамены > Автоформат при вводе. Уберите галочку напротив пункта "Выполнять автоматическую разметку вставляемых объектов". Теперь ваши картинки не будут самопроизвольно менять свои размеры при вставке новых объектов, да и вообще PowerPoint станет почти ручным:). Чтобы совсем его одомашнить, уберите заодно галочки напротив "тексту заголовков с размером, изменяемым по ширине рамки" и "обычному тексту с размером, изменяемым по ширине рамки".
Моральный кодекс. Начав создавать презентацию, вы наверняка увидите, что придерживаться принципов, описанных в пункте "Десять заповедей информационного дизайна", не всегда просто, поскольку их практическое приложение к конкретной ситуации целиком ложится на ваши плечи. Навыки в первую очередь приходят с опытом, поэтому не бойтесь экспериментировать и не ленитесь переделывать все плоды ваших экспериментов, которые не удовлетворяют "заповедям". А еще не забывайте и про несколько более конкретных советов, которые призваны оградить вас от явных огрехов в процессе работы (правда, к графическому дизайну, который едва ли в принципе поддается нормированию, они неприменимы).
Во-первых, ничем не злоупотребляйте. Особенно эффектами (можно вообще обойтись без них). Текст, который полминуты вылетает на слайд с разных направлений и разными способами — весьма жалкое зрелище. Используйте от силы два-три хорошо читаемых и легко визуально различимых шрифта (например, сочетание Bookman Old Style — Courier New смотрится хорошо, а вот Times New Roman — Georgia значительно ему уступает). Не злоупотребляйте сочетаниями размеров, цветов, жирного и курсива. Выделите каждому конкретному виду текста свое назначение и используйте его только для этой цели (например, серый курсивный Arial 16 — для комментариев и т.д.). Не подчеркивайте — можно подумать, что это гиперссылки — или подчеркивайте, но, например, только заголовки. Это банально, но НЕ ПИШИТЕ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. Такие надписи трудночитаемы. Приберегите заглавные буквы для аббревиатур. Не переносите каждое сказанное вами слово на экран. Обычно 25 слов — максимум, который может находиться на одном слайде. При необходимости возможны исключения, но в разумных пределах. Не мельчите. Заголовок размером меньше 36 пт как заголовок не воспринимается.
Не забывайте использовать иллюстрации. Но (внимание!) уместные и подходящие к вашему дизайну. Если стандартных средств PowerPoint (панель настройки изображения) недостаточно, чтобы привести картинку к гармонии с фоном, используйте графические редакторы. Не забывайте и про диаграммы, графики и т.д. — но тоже только там, где они к месту и действительно добавляют наглядности. Избегайте режущих глаз цветов. Ярко- красный или синий фон — вряд ли очень удачное решение (если вас посещают мысли о немотивированном использовании одного из этих цветов, навсегда забудьте о графическом дизайне;)). Бордовый или темно-синий воспринимаются куда лучше. Используйте контрастные цвета фона и текста (интересно сочетаются тот же бордовый и желтый). Помните, что контрастность вашего монитора в несколько раз превосходит аналогичный параметр изображения, проецируемого на экране проектором. Там цвета размываются, и читаемость может сильно ухудшиться. Вообще говоря, чтобы избежать этого, предварительную версию презентации есть смысл опробовать на конечном оборудовании — если есть такая возможность. Не расшвыривайтесь маркерами. Не используйте их на каждом слайде и не помещайте на слайд более 6 штук. Маркеры — это способ выделения главного, а поскольку презентация — это не конспект, а сопровождение вашего выступления, то чрезмерное использование точек, тире, галочек и т.д. смотрится довольно нелепо. Некоторые люди считают, что маркеры вообще нельзя использовать нигде, кроме списков.
Уберите ненужные звуковые эффекты. Можно негромко поставить ненавязчивую фоновую музыку без слов, но от всех щелчков, шелестов, выстрелов и прочих странных звуков следует избавиться. Той же далекой дорогой лучше послать и невтемовые клипарты и убогие GIF-анимации. Вмонтированный в монотонный фон моргающий глаз напротив заголовка: "Взгляните правде в глаза" может быть довольно эффектным ходом, но, как правило, ввиду бездумного использования из 90% презентаций все GIF-анимации можно удалять даже не глядя. Есть возможность привести удачную цитату? Есть видео, иллюстрирующее то, о чем вы говорите? Пользуйтесь этим!
Еще много полезного можно извлечь из этого наглядного пособия: www.utexas.edu/academic/cit/services/training/techclassrooms/ppt_design_tips.ppt
Ну вот мы с вами и получили представление о главных принципах работы с каждым слайдом в отдельности. В следующий раз поговорим о структуре презентации в целом. Жду ваших вопросов на адрес: skyspear@tut.by. Увидимся — и успехов!
При подготовке статьи были использованы материалы: сайт
сайт
Михаил Федотов AlsoKnownAs $ky$pe@R, Минск, 2007
совершенствования дизайнерских навыков.
Вы сказали "дизайн"? Согласно весьма авторитетному современному словарю иностранных слов ("Русский язык", 1992), дизайн есть "художественное конструирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика предметной среды". Довольно узкое определение, не находите? Ни дизайн PowerPoint-презентации, ни вездесущий веб-дизайн, ни звуковой дизайн фильма/передачи/игры ну никак нельзя отнести к "предметной среде". Делая скидку на пятнадцать лет, отделяющих наш с вами просвещенный век от времени создания словаря, несколько обобщим это определение и сделаем дизайн "проектированием эстетического облика, а также самим эстетическим обликом материального или чувственно воспринимаемого объекта или композиции объектов". Уфф, то-то же;). Впрочем, наше определение по-прежнему не дает полной характеристики рассматриваемого понятия. Посудите сами: является ли эстетичность единственной категорией дизайна? Для конкретности возьмем, к примеру, веб-дизайн. Очевидно, что красота оформления — не единственная цель дизайнера. Нельзя забывать и о практичности, проявляющейся как в информативности, так и в скорости загрузки, удобстве навигации и т.д. То же самое относится и к любому другому виду дизайна. Причудливые и малокомфортные формы дизайна интерьера, обладающие ценностью единственно как произведения искусства, также отнюдь не являются предметом массового народного почитания. Понятно, что установление оптимального баланса между этими двумя категориями — проблема и для того, кто занимается PowerPoint, и именно эта дилемма порождает два разных подхода к работе над презентацией.
Графический и информационный дизайн. Графический дизайн, если в двух словах, — это "красивое оформление, составленное из графики и текста" (About.com). В повседневной жизни, как утверждает автор одной из тематических статей, это сочетание постепенно стало означать "красота", "эстетическое совершенство", "привлекательные дизайнерские решения". Далее в этой же статье приводится интересный пример: какие слова обычно можно услышать от людей, впечатленных работой графического дизайнера? "Красивенько!", "Блин, круто смотрится!", "Ух ты, это правда нечто!"… Но ведь, если вдуматься, эти слова вряд ли можно считать уместными для оценки визуального дизайна — в нашем с вами случае — презентации. Для начала, у людей разные вкусы. В частности, их вкусы могут не совпадать с вашим. Далее, в чем вообще состоит главная задача вашей деятельности? Занимаетесь вы искусством или пытаетесь в максимальной сохранности донести до зрителя какую-то информацию? Ведь часто эти цели могут требовать противоположных методов работы. Конечно, даже чисто графический дизайн в сфере презентаций тоже имеет право на существование. Его можно использовать для сопровождения выступлений агитационного характера либо при отсутствии ораторского выступления как такового, либо в качестве выхода из проблемы, связанной с недостатком убедительного фактического материала. Ваш покорный слуга сам неоднократно обращался к этому методу и в результате получал реакцию публики, не слишком отличавшуюся от перечисленных выше реплик. И все же информационный дизайн, ставящий во главе угла не красоту, а познавательность — более многообещающий вариант, особенно для начинающего дизайнера, которому может элементарно не хватить опыта, чтобы впечатлить зрителя эстетическим совершенством своего детища. Этот подход более соответствует духу презентации как таковой, ее главным целям и позволяет достичь определенной эстетики путем подгонки выполняемой работы под требования максимальной целесообразности. Посему для начала мы постараемся освоить главные принципы создания именно этого вида дизайна.
Десять заповедей информационного дизайна. Прежде чем садиться за программы, задайте себе три вопроса:
1. Кому вы адресуете свою презентацию?
2. Какую информацию она должна донести?
3. Каким образом лучше донести эту информацию до вашей целевой аудитории?
Ваша цель — придумать подход, позволяющий подать ваш материал быстро, эффективно, в интересном и запоминающемся ключе. От этого отталкивайтесь и составляя речь, и планируя выступление, и делая компьютерную презентацию. При разработке дизайна такой презентации следует исходить в первую очередь не из эстетических критериев, а вот из каких: читаемость, последовательность, сбалансированность, простота, визуальная организация, релевантность (значимость информации), соответствие требованиям контекста. Красота, как принято считать, должна стать естественным следствием такого рационального подхода.
Перед работой. Чтобы PowerPoint работал эффективно и не действовал вам на нервы своим временами не вполне адекватным поведением, имеет смысл перед началом творческого процесса программу настроить. Во-первых, отключите быстрое сохранение (Сервис > Параметры > Сохранение > Разрешить быстрое сохранение). Это замедлит скорость каждого сохранения, но и облегчит размер конечного файла, поскольку PowerPoint будет каждый раз записывать презентацию заново, а не добавлять к уже имеющимся данным лишь те, что изменились или добавились. Заодно в этой же вкладке настройте под себя частоту автосохранения. Больше 15 минут ставить не советую — рискуете в случае потери данных понервничать в связи с основательностью этой потери. Здесь же укажите место, куда сохранять ваши презентации (если это не Мои документы). Ну, а чем внедрять используемые вами шрифты в презентацию (процесс довольно медленный) на случай, если на конечном компьютере их не окажется, лучше просто запишите их на тот же носитель, что и саму презентацию, и установите, если возникнет такая надобность. Не забудьте нажать на OK:). В PowerPoint 2002 (он же XP) или более новом откройте Сервис > Параметры автозамены > Автоформат при вводе. Уберите галочку напротив пункта "Выполнять автоматическую разметку вставляемых объектов". Теперь ваши картинки не будут самопроизвольно менять свои размеры при вставке новых объектов, да и вообще PowerPoint станет почти ручным:). Чтобы совсем его одомашнить, уберите заодно галочки напротив "тексту заголовков с размером, изменяемым по ширине рамки" и "обычному тексту с размером, изменяемым по ширине рамки".
Моральный кодекс. Начав создавать презентацию, вы наверняка увидите, что придерживаться принципов, описанных в пункте "Десять заповедей информационного дизайна", не всегда просто, поскольку их практическое приложение к конкретной ситуации целиком ложится на ваши плечи. Навыки в первую очередь приходят с опытом, поэтому не бойтесь экспериментировать и не ленитесь переделывать все плоды ваших экспериментов, которые не удовлетворяют "заповедям". А еще не забывайте и про несколько более конкретных советов, которые призваны оградить вас от явных огрехов в процессе работы (правда, к графическому дизайну, который едва ли в принципе поддается нормированию, они неприменимы).
Во-первых, ничем не злоупотребляйте. Особенно эффектами (можно вообще обойтись без них). Текст, который полминуты вылетает на слайд с разных направлений и разными способами — весьма жалкое зрелище. Используйте от силы два-три хорошо читаемых и легко визуально различимых шрифта (например, сочетание Bookman Old Style — Courier New смотрится хорошо, а вот Times New Roman — Georgia значительно ему уступает). Не злоупотребляйте сочетаниями размеров, цветов, жирного и курсива. Выделите каждому конкретному виду текста свое назначение и используйте его только для этой цели (например, серый курсивный Arial 16 — для комментариев и т.д.). Не подчеркивайте — можно подумать, что это гиперссылки — или подчеркивайте, но, например, только заголовки. Это банально, но НЕ ПИШИТЕ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. Такие надписи трудночитаемы. Приберегите заглавные буквы для аббревиатур. Не переносите каждое сказанное вами слово на экран. Обычно 25 слов — максимум, который может находиться на одном слайде. При необходимости возможны исключения, но в разумных пределах. Не мельчите. Заголовок размером меньше 36 пт как заголовок не воспринимается.
Не забывайте использовать иллюстрации. Но (внимание!) уместные и подходящие к вашему дизайну. Если стандартных средств PowerPoint (панель настройки изображения) недостаточно, чтобы привести картинку к гармонии с фоном, используйте графические редакторы. Не забывайте и про диаграммы, графики и т.д. — но тоже только там, где они к месту и действительно добавляют наглядности. Избегайте режущих глаз цветов. Ярко- красный или синий фон — вряд ли очень удачное решение (если вас посещают мысли о немотивированном использовании одного из этих цветов, навсегда забудьте о графическом дизайне;)). Бордовый или темно-синий воспринимаются куда лучше. Используйте контрастные цвета фона и текста (интересно сочетаются тот же бордовый и желтый). Помните, что контрастность вашего монитора в несколько раз превосходит аналогичный параметр изображения, проецируемого на экране проектором. Там цвета размываются, и читаемость может сильно ухудшиться. Вообще говоря, чтобы избежать этого, предварительную версию презентации есть смысл опробовать на конечном оборудовании — если есть такая возможность. Не расшвыривайтесь маркерами. Не используйте их на каждом слайде и не помещайте на слайд более 6 штук. Маркеры — это способ выделения главного, а поскольку презентация — это не конспект, а сопровождение вашего выступления, то чрезмерное использование точек, тире, галочек и т.д. смотрится довольно нелепо. Некоторые люди считают, что маркеры вообще нельзя использовать нигде, кроме списков.
Уберите ненужные звуковые эффекты. Можно негромко поставить ненавязчивую фоновую музыку без слов, но от всех щелчков, шелестов, выстрелов и прочих странных звуков следует избавиться. Той же далекой дорогой лучше послать и невтемовые клипарты и убогие GIF-анимации. Вмонтированный в монотонный фон моргающий глаз напротив заголовка: "Взгляните правде в глаза" может быть довольно эффектным ходом, но, как правило, ввиду бездумного использования из 90% презентаций все GIF-анимации можно удалять даже не глядя. Есть возможность привести удачную цитату? Есть видео, иллюстрирующее то, о чем вы говорите? Пользуйтесь этим!
Еще много полезного можно извлечь из этого наглядного пособия: www.utexas.edu/academic/cit/services/training/techclassrooms/ppt_design_tips.ppt
Ну вот мы с вами и получили представление о главных принципах работы с каждым слайдом в отдельности. В следующий раз поговорим о структуре презентации в целом. Жду ваших вопросов на адрес: skyspear@tut.by. Увидимся — и успехов!
При подготовке статьи были использованы материалы: сайт
сайт
Михаил Федотов AlsoKnownAs $ky$pe@R, Минск, 2007
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2007 год в рубрике soft