Социальные сети: феномен коллективного разума

Эксперты, наблюдающие за развитием Интернета, сходятся во мнении, что 2007 год останется в истории как "год социальных сетей". Впервые громко заявив о себе в 2003-м и пережив настоящий бум в 2005-м, сегодня социальные сети обзавелись целым рядом возможностей, выводящих их на принципиально новый уровень. Удивительно, но теперь при общении в Интернете чаще задается не вопрос, "в какой стране живешь?", а "в какой социальной сети общаешься?" Попутно социальные сервисы опровергают тезис о разуме толпы — контент социальных сайтов, являющийся продуктом коллективного труда, часто получается гораздо более качественным, актуальным, наглядным, чем содержимое отдельных онлайновых ресурсов.

Что такое социальная сеть?


Говоря совсем коротко, социальная сеть — это онлайновый сервис, который позволяет объединять людей по определенному принципу, предоставляя им удобные инструменты общения и самовыражения. В обычном значении этого слова социальная сеть есть сообщество людей, знакомых между собой и связанных общими интересами, общим делом или чем-то другим. В Интернете социальная сеть — это сервис, площадка для взаимодействия людей в группе. Теоретически в качестве подобия социальной сети можно рассматривать любое онлайновое сообщество, члены которого общаются, например, на форуме. Социальная сеть также образуется читателями тематического сообщества, созданного на любом сервисе блогов — например, на livejournal.com. Многие профессиональные сообщества livejournal.com уже давно превратились в инструмент поиска людей, рекомендации сотрудников и поиска работы. Однако социальные сети в их современном виде имеют целый ряд возможностей по сравнению с существовавшими ранее инструментами общения пользователей. Главной особенностью сервисов нового поколения являются именно инструменты поиска нужных контактов и общения людей между собой. При помощи инструментов социальной сети каждый ее пользователь может создать свой виртуальный портрет — сформировать профайл, в котором указать подробно данные о себе, свой опыт работы, увлечения, интересы и цели. Наличие профайла уже позволяет использовать механизмы поиска единомышленников, единоверцев, коллег, людей, общение с которыми необходимо по работе и т.д. Общаясь в рамках социальной сети, ее пользователь фактически формирует свою виртуальную личность, различные проявления которой можно узнать, изучив содержимое его страниц на сервере сети. Современная социальная сеть обычно предлагает как минимум набор стандартных сервисов: хранение личной карточки с контактными данными, онлайновая адресная книга, онлайновый органайзер, который доступен с любого компьютера, хранилище мультимедийных данных пользователя, возможность ограничивать общение с нежелательными персонами и т.д. То есть человек получает как бы собственное "место жительства" в Интернете, причем даже близко не похожее на персональные сайты, столь распространившиеся на исходе 90-х.

Психология Сети

Появление Интернета и невероятное развитие телекоммуникационных сетей (в особенности беспроводной связи) привело к тому, что современный человек существует в ситуации постоянного сканирования окружающей его среды и перманентного напряжения внимания — так, по крайней мере, утверждают психологи. В результате человек стал чувствовать себя живым лишь будучи узлом некой сети: "Быть всегда занятым и находиться на связи — значит, жить". Причем такая ситуация сформировалась за последние 10-15 лет — вспомните, когда вы впервые подключились к Интернету, обзавелись мобильником…

Участие в социальной сети автоматически подразумевает активное общение с другими участниками и даже своеобразный "сетевой эксгибиционизм" (определение Алекса Экслера). Потому неудивительно, что одним из ключевых сервисов в социальных сетях стал блог. Удивительно другое: информация, которой делятся с другими членами сети авторы дневников, порой преступает все возможные рамки privacy. В результате, к примеру, в Великобритании директора школ "вычисляют" употребляющих наркотики учеников по их дневникам на сервисе MySpace. А в сенате США рассматривается постановление DOPA (Deleting Online Predators Act), в котором предлагается блокировать социальные сети и другие социальные онлайн-ресурсы в школах и библиотеках. Оказывается, дети выдают о себе в сетях слишком много личной информации, а педофилы успешно пользуются их наивностью.

Примеры сетей

На Западе социальные сети набрали критическую массу пользователей очень быстро. Всего лишь за период с ноября 2004 года по ноябрь 2005-го количество пользователей сети MySpace.com увеличилось с 4,9 млн до 26,7 млн человек. В сети Facebook.com, которая появилась в конце 2004 года, к ноябрю 2005 количество пользователей достигло уже 11,1 млн человек. В сети Xanga.com в ноябре 2004 было 5,8 млн пользователей, через год — 7,9 млн, в ноябре 2004 года сеть Bebo.com еще не существовала, а через год в нее входило около 1,5 млн пользователей. Но первой социальной сетью современного образца считается SixDegrees.com, просуществовавшая с 1997 до 2001 года, когда она была продана за $120 млн. Это была первая удачная попытка построить в онлайне модель взаимоотношений между реальными людьми. Вскоре стали появляться и профессиональные социальные сети, быстро завоевавшие популярность.

Сеть MySpace (myspace.com) появилась в 2003 году и быстро стала наиболее популярным социальным сервисом в Интернете. На феноменальный успех MySpace летом 2005 года обратил внимание владелец медиаимперии News Corp. Руперт Мердок. Он приобрел интернет-компанию Intermix Media, владеющую MySpace, за $580 млн. Эта сумма во многом и задала планку оценки современных сервисов для социальных сетей. Покупка оказалась удачной: к концу 2006 года количество пользователей MySpace.com превысило 100 млн, и ежемесячно сайт прирастает еще пятью миллионами аккаунтов. Уже сегодня MySpace приносит огромные доходы за счет рекламы, а на подходе введение платных сервисов. Недавно в прессе прозвучали оценки того, сколько будет стоить MySpace спустя несколько лет: речь шла о сумме свыше $15 млрд. Гиганты ИТ-индустрии уже осознали необходимость инвестиций в социальные сети. Свои разработки предложили Microsoft, Yahoo, Google. Spaces от Microsoft сложно назвать полноценной социальной сетью — он больше напоминает универсальный инструмент публикации личного контента (блог, фотоальбом, персональная страница). Кроме этого, Spaces позволяет вести собственные списки рекомендаций: личный список избранной музыки, книг, путешествий, интернет-ссылок, которые доступны всем желающим. Особенность Spaces от Microsoft — наличие интеграции сервиса с MSN Messenger, благодаря чему обновления личного пространства пользователя в Spaces будут отражены в интернет-пейджерах друзей.

Социальная сеть Yahoo!-360 позволяет создавать и вести собственные блоги. Есть сервис ведения фотоальбома, списки рекомендаций книг, фильмов, музыки, телешоу. Yahoo решил повторить удачный опыт и интегрировал новый сервис с Yahoo Groups и Yahoo Messenger. Несмотря на это, Yahoo-360 и Space.MSN проигрывают другим специализированным сетям — тому же LinkedIn или MySpace. Социальные сети от Google — Orkut и Dodgeball — довольно быстро завоевали популярность, однако, несмотря на большое количество зарегистрированных там пользователей (около 12 млн), особой активности среди них не наблюдается. Существуют социальные сети, предназначенные только для личных знакомств людей между собой. Например, известная российская "Мамба", насчитывающая на сегодняшний день более 6 млн пользователей. Но самым успешным аналогом myspace.com в Рунете можно назвать сервис "Рамблер-Планета". Создателям "Планеты" осталось добиться такой же популярности среди пользователей Рунета, и можно будет заявить о создании российского аналога крупнейшей в мире социальной сети.

Другим примером универсальной социальной сети можно назвать сервис www.Comby.ru. Это хорошо структурированный разнообразный набор сервисов, способных отвечать всем интересам интернет-пользователя — от знакомств до создания собственного блога. В нем нет возможностей для профессионального общения или поиска профессиональных контактов. Средства коммуникации comby.ru представляют собой классический сервис знакомств, дополненный инструментом создания фотоальбомов, ведения блога, а также создания личных веб-страниц. Пример профессионального социального сервиса — "Паутина Профессиональных Знакомств" (Webby.ru), разработчиком которого стала компания Headhunter, известная на рынке интернет-рекрутинга. Основная цель этого проекта состоит в трудоустройстве специалистов. Недавно стало известно, что свою социальную сеть в Интернете строит Ватикан. По словам программного директора интернет-офиса папского престола, новый проект будет включать в себя персонализированные новости, программы дистанционного обучения, а также отдельные площадки для общения молодежи, семей и прихожан католических храмов.

Не всякий интернет-сервис может стать основой для социальной сети. Для этого в нем должна существовать возможность создания виртуальной личности участника сети и гибкого управления ею. Образ в сети должен давать представление о цельной личности — с ее портретом, интересами, склонностями и привычками, а не состоять лишь из скупых анкетных данных. Кроме того, в социальной сети должны быть выстроены связи между участниками. Например, на обычном интернет-форуме между одним человеком и другим, даже если они друзья, нет никакой оформленной связи — они просто знают друг о друге — и не более. В социальной сети возможно не только создать определенную связь с другим участником, но и придать ей необходимый характер: близкий друг, родственник, знакомый или кто-то еще. В результате в социальных сетях выстраиваются так называемые круги: круг друзей, круг коллег по цеху, круг любителей кролиководства или круг исследователей НЛО. Наконец, возможно, самой главной чертой современных социальных сетей в Интернете следует признать крайнюю простоту их использования.

Социальная сеть как универсальное СМИ

Вот лишь один пример эффективности социальной сети, ставший известным всему миру:

"…Под мостом Crescent City Connection третий день стоят десять тысяч беженцев и обреченно ждут автобусов, которые, как им было обещано, вывезут их из проклятого богом города. У людей нет ни пищи, ни воды, ни медикаментов. Наконец с моста начинают сбрасывать продукты, но тех, кто рискует приблизиться к контейнерам, встречают дула винтовок. В городе разворачивается настоящий ад. На машинах с мигалками копы спешно вывозят свои семьи, пробираясь через забитые шоссе, уводящие из города. Оставшиеся полицейские грабят магазины, воюя с вооруженными бандитами за добычу. Стражи порядка с особой охотой грабят оружейные магазины, утверждая, что они делают это для того, чтобы оружие не досталось мародерам…" Это не сценарий фильма-катастрофы, это американский Новый Орлеан в дни урагана "Катрина". Традиционные СМИ рисовали американцам тогда совсем другую картину. А приведенная выше цитата — отрывок из интернет-сообщений орлеанца Майкла Барнетта, который на несколько суток стал одним из самых известных людей планеты, рассказав правду о трагедии на Восточном побережье США. Системный администратор компании DirectNIC держал круговую оборону своего дата-центра на десятом этаже одного из орлеанских небоскребов и рассказывал в социальной сети о том, что происходит в городе: писал, публиковал фотографии и даже организовал прямую трансляцию с нескольких веб-камер.

В те дни Интернет окончательно доказал, что являет собой реальную социальную силу. Интернет выступил в качестве площадки, на которой люди, объединенные в тесные сети взаимодействия, смогли, пользуясь лишь виртуальными сервисами, изменить реальность. Сегодня в социальных сетях десятки миллионов пользователей пишут о том, что их волнует, делятся новостями и впечатлениями, общаются и спорят, находят бизнес-партнеров и сотрудников, обмениваются ссылками, фотографиями, песнями и видеороликами, знакомятся и вступают в браки. Неудивительно, что инвесторы и венчурные фонды бросились вкладывать бешеные деньги в компании, которые строят социальные сети. Социальные сети как СМИ нового поколения взяли от социологии идею социальной координации в системе связей между людьми. В них, во-первых, присутствуют прямые и косвенные связи между элементами, а во-вторых, в явном виде отсутствует иерархия. Участники социальной сети равнозначны и объединены не только предметом общего интереса, но и самими связями между собой. В результате социальная сеть есть некий промежуточный вариант между аудиторией, внутри которой нет связей между участниками, и сообществом, которое способно на регулярную реальную коллективную деятельность.

Социальные сети как бизнес

Разнообразные сервисы Web 2.0, и социальные сети в том числе, в последние годы возникают как грибы после дождя. Во многом это происходит и потому, что в данный сектор интернет-бизнеса пришли крупные интернет-компании и венчурные инвестфонды. Например, американская корпорация Yahoo! ведет переговоры о покупке почти за миллиард долларов одной из первых социальных сетей — Facebook, — объединяющей большинство американских студентов. Вообще говоря, инвестиции в стартапы Web 2.0 и социальные сети за последние годы стали бить настоящие рекорды: все крупные игроки интернет-индустрии стараются застолбить место в "народной" сети. Венчурные компании, вдохновленные стоимостью лидеров рынка, растят кандидатов на продажу. Согласно отчету ресурса Follow the Money о венчурных инвестициях во втором квартале 2006 года, в США число сервисов для социальных сетей, получивших финансирование в тот период, составило 25. Раскрученные социальные сети становятся ходовым товаром на рынке интернет-бизнеса. В их числе — сеть Friendster, получившая $13 млн от Benchmark Capital и Kleiner Perkins Caufield & Byers; LinkedIn — $15 млн от венчурных фирм Sequoia Capital и Greylock Partners; Tribe.net, получившая $6,3 млн от Washington Post Company и Knight Ridder. Кроме того, едва ли откажутся от сотен миллионов долларов владельцы сетей Bebo (эта британская сеть уже получила предложения о продаже от Viacom и British Telecom), Digg.com и Xanga.com.

Тут, конечно, возникает вопрос: какие бизнес-модели должны использоваться, чтобы социальные сети приносили прибыль и окупали сделанные в них инвестиции? Пока что в достаточной степени отработана только одна бизнес-модель — рекламная. Сейчас социальные сети наиболее интересны для включения их в интернет-холдинги в качестве машин для зарабатывания рекламных денег на проектах с большим объемом трафика. В 2006 году на рекламу в социальных сетях было потрачено около $260 млн только в США и еще $70 млн в других странах. А в ближайшие четыре года рынок вырастет почти в семь раз. Если до сих пор расходы на рекламу в социальных сетях составляли только 1,7% всего объема американской интернет-рекламы (весь сектор оценивается примерно в $16,7 млрд), то к 2010 году доля социальных сетей может вырасти до 6,3%. Параллельно набирает популярность маркетинг на базе социальных сетей. Для этого используются методики сложного анализа социальных сетей, предполагающие использование информации и знаний, собранных из персональных ресурсов пользователей с целью изучения целевых рынков и вынесения инновационных бизнес-решений. Многие из проектов Web 2.0 объединяет то, что они активно собирают информацию о своих пользователях — вкусы, привычки, предпочтения. Собранная и грамотно проанализированная, эта информация просто бесценна для маркетологов. К примеру, сеть MySpace планирует переводить в деньги знания о своих пользователях, их предпочтениях и лидерах мнений, продавая эту информацию рекламодателям. В результате рекламные ролики новых продуктов могут быть точечно нацелены на определенные группы пользователей, причем героем ролика становится не абстрактный персонаж, а кто-то лично знакомый пользователю.

Правда, пока маркетинг в социальных сетях в основном сводится к скрытой рекламе и спаму. Например, сервис PayPerPost выступает в роли торговой площадки, где рекламодатели могут подкупать блогеров, которым предлагается взамен оставлять у себя в дневниках позитивные отзывы о тех или иных продуктах. У компании уже немало заказчиков, а блогеры охотно соглашаются с ними сотрудничать. Согласно некоторым исследованиям, среди новых блогов рекламным спамом является от 10 до 20 процентов. По некоторым запросам в блогерских поисковиках, количество спама в первой сотне поисковых результатов приближается к 80%, а средний показатель спама колеблется возле отметки 44%. Принципиально другая бизнес-модель — платные сервисы. При этом основным источником дохода становится само коммьюнити, а не третьи лица, которым дают попользоваться сообществом. Деньги поступают от сервисов и услуг для самого коммьюнити. Обычно в таком случае 90% всех необходимых пользователям функций предоставляется бесплатно, а остальные 10% продаются за деньги. Например, коллективные архивы фотоснимков продают услуги фотопечати, тот же MySpace — услуги своей рекорд- студии, профессиональные сети — услуги рекрутинга и консалтинга.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2007 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета