Академия презентабельности. Занятие первое: что есть хороший дизайн в PowerPoint?
Мультимедийные технологии прочно и безвозвратно интегрировались в нашу жизнь. Примером тому факт, что практически ни одно мероприятие сегодня не обходится без компьютерных презентаций. Впрочем, хорошо это или плохо, сказать довольно трудно. Думаю, большинству читателей приходилось хотя бы раз в жизни "высиживать" такую презентацию, от которой хотелось на всех порах унестись по направлению к дому, больнице, семейному психотерапевту и т.д. Многие другие презентации, конечно, не оставляют такого впечатления, но все равно могли бы быть сделаны лучше. Первая моя попытка внести свою скромную лепту в решение сложившейся ситуации была предпринята осенью 2004 года, когда в КГ была напечатана статья, называвшаяся "Анимированные опусы, или как создать презентабельную презентацию". В конце той статьи, если кто-нибудь помнит, я обещал, что серия на этом не закончится (кстати, тем, кто ее не читал, перед прочтением этого опуса, возможно, стоит ознакомиться и с ней). Ну что ж, как известно, обещанного три года ждут — так оно, собственно, и получилось:), и сегодня вашему вниманию представляется новая статья — а точнее, перевод статьи, призванный сделать ваши презентации лучше. Посвящен он нескольким общим, почти теоретическим аспектам создания визуальных презентаций и конкретному примеру улучшения их восприятия публикой. Оригинал материала доступен здесь: сайт — роль же вашего покорного слуги заключалась в его переводе на великий и могучий и вставке нескольких комментариев, навеянных собственным опытом. Этот перевод — первый в предполагаемом цикле материалов, которые, надеюсь, смогут сделать ваши презентации лучше. Так что, если ваша деятельность так или иначе сопряжена с созданием презентаций, вырезайте эту статью, клейте ее на стенку и ежедневно прочитывайте вместо утренней/вечерней молитвы. Итак…
Вступление. Время от времени коллеги или клиенты просят меня прислать им образцы "классных слайдов" или "хорошего использования PowerPoint". Обычно я колеблюсь, стоит ли присылать слайды, поскольку мой ответ на вопрос: "Как выглядит идеальный слайд в PowerPoint?" — редко бывает определенным. В мире, который часто мыслит абсолютными категориями, неопределенный ответ, очевидно, не самый популярный.
Контекст имеет значение. Тем не менее, когда дело касается дизайна, полезно оперировать не категориями "хорошо и плохо", а, скорее, "уместно и неуместно". Другими словами, подходит это или нет для данного и конкретного контекста? "Хорошо" и "плохо" — действительно часто употребляемые слова, в том числе и в связи с дизайном (и в частности презентациями PowerPoint), но я лично весьма осторожно отношусь к этому дуалистическому мышлению, особенно когда вынужден судить о дизайне вне полного его контекста. Очень многое зависит от того, как визуальные средства соотносятся с контекстом, поэтому содержание и цели конкретной презентации играют здесь ключевую роль. Без владения информацией о месте и обстоятельствах, при которых проводится презентация, слова "уместно" и "неуместно" неуместны сами по себе.
Простой, но не упрощенческий. Если и существует на свете какая-то одна концепция, стоящая того, чтобы ей следовать, то это концепция простоты. Лучшие образцы визуального оформления зачастую устроены очень просто. Впрочем, это никоим образом не касается специфики визуальной презентации — в этом случае все зависит от содержания и контекста. К примеру, даже самые лучшие визуальные средства, с успехом использованные в презентации, адресованной одной аудитории (например, квантовым механикам), другим зрителям могут показаться ужасно сложными и запутанными. Простота часто используется для достижения ясности. Можно, впрочем, рассматривать ее и как следствие — следствие усилий, направленных на это самое достижение ясности, понятности и максимальное соответствие визуальных средств потребностям аудитории. Ладно, скажете вы, простота — это замечательно, но до какой степени? (далее автор отсылает нас к учению дзен-буддизма, рассматривающему минимализм как жизненный принцип, но мы с вами, пожалуй, займемся этим вопросом как-нибудь на досуге. — Прим. $ky$pe@R). Все должно быть в меру. Простота — важный принцип дизайна, настолько же искусство, насколько и наука. А поскольку, как вы помните, контекст в любом случае играет определяющую роль, то предложить какие-то конкретные "правила" для создания "уместного" дизайна невозможно. Без грамотно построенной проекции на конкретную ситуацию такие правила могут скорее стать препятствием и помешать осуществлению интересных и удачных дизайнерских идей.
Как насчет примера? Доведя до читателя все вышеизложенное, я приведу ему и несколько примеров, демонстрирующих разные подходы к донесению до зрителя одной и той же информации. Итак, тема презентации — "Половая дифференциация представителей разных профессий в Японии". Цель нашего слайда — визуально иллюстрировать утверждение о том, что 72% работников, занятых неполный рабочий день, в Японии — женщины. Статистика принадлежит министерству труда Японии. По словам ведущей презентации, она хотела обратить особое внимание аудитории на число 72, поскольку в дальнейшем в процессе презентации это число еще должно было обсуждаться. Как создать запоминающийся, простой и одновременно изысканный слайд, который хорошо вписывается в приятную глазу тему?
ДО. На рис. 1 показан оригинальный слайд. Проблема его в том, что картинка из клипарта не иллюстрирует статистику, более того, она даже не имеет отношения к самой теме японского рынка труда. Фон слайда — тривиальный, слишком часто используемый PowerPoint'овский шаблон. Текст трудночитаем. И, как заметил один из зрителей, "он уродлив" (ха-ха, мы-то еще и не такое видали, а?.. — Прим. $ky$pe@R).
Слайд на рис. 2 демонстрирует попытку подать ту же информацию в форме диаграммы. Помимо использования избитого шаблона, слайд иллюстрирует еще и довольно неуклюжее исполнение самой диаграммы. Вообще ради достижения ясности обычно стоит избегать трехмерных эффектов (личное мнение вашего покорного слуги: в рамках все того же контекста 3D может оказаться и вполне успешным решением. Хотя новичкам действительно лучше держаться от него подальше во избежание получения куцего и неудобоваримого результата). А вместо общего заголовка ("Частично занятые работники по половой принадлежности") лучше использовать более конкретную фразу — ведь нужно обратить внимание именно на число 72, не забыли?
ПОСЛЕ. Итак, дизайн слайда был переделан. Слайд, показанный на рис. 3, был впоследствии включен в презентацию. Однако с не меньшим успехом можно было использовать и слайд с рис. 4.
Обратите внимание, что оба слайда (особенно тот, где вообще нет текста) сами по себе без сопровождающего их рассказа ведущего, по большому счету, лишены смысла.
Бумажные материалы, которые были розданы зрителям после презентации, добавили этой статистике значимости и ввели дополнительный контекст. Эти материалы оказались полезными как тем, кто присутствовал на презентации, так и тем, кого там не было. А рис. 5 показывает, что использование для иллюстрации этой простой статистики диаграммы — тоже не худшая идея. Текст сверху ("Большая часть частично занятых — женщины") хорошо читается и воспринимается не просто как заголовок, а как полноценное, несущее смысл повествовательное предложение.
Мне нужно оформлять свои слайды так же? У вас есть огромный выбор дизайнерских решений. Вышеприведенные примеры — всего лишь попытка улучшения внешнего вида, воспринимаемости и эффективности первоначальных слайдов. Ваше конкретное решение наверняка будет зависеть от тематики. Простые решения хороши для не столь технических тем (управление трудовыми ресурсами, руководство, маркетинг), в то время как презентация, создаваемая для аудитории, ожидающей от вас потока данных, скорее всего, будет иметь совсем другой вид. Впрочем, даже при создании самой технической презентации стоит стремиться и к простоте, и к ясности. А вот как это стремление будет проявляться — уже зависит от вас. PresentationZen.com, 2005
Ну вот, собственно, мы и закончили базовый курс подготовки. На сегодня это все. Как видите, даже простой серый градиент может смотреться вполне эффектно, информативно и более выгодно по сравнению с любым шаблоном. Главное в этом деле — работать со вкусом — тогда вполне симпатичную презентацию можно построить даже на чистом белом или черном фоне (правда, "можно" не значит "нужно" — эксперимент для начинающего создателя презентаций довольно рискованный). А вкус, как известно, качество не врожденное, а развиваемое. В следующий раз мы с вами используем слегка иной подход и поговорим о нескольких конкретных дизайнерских трюках, способствующих изяществу вида вашей презентации. Вопросы и идеи отправляйте на skyspear@tut.by.
Вольный перевод: Михаил '$ky$pe@R' Федотов, Минск, 2007
Вступление. Время от времени коллеги или клиенты просят меня прислать им образцы "классных слайдов" или "хорошего использования PowerPoint". Обычно я колеблюсь, стоит ли присылать слайды, поскольку мой ответ на вопрос: "Как выглядит идеальный слайд в PowerPoint?" — редко бывает определенным. В мире, который часто мыслит абсолютными категориями, неопределенный ответ, очевидно, не самый популярный.
Контекст имеет значение. Тем не менее, когда дело касается дизайна, полезно оперировать не категориями "хорошо и плохо", а, скорее, "уместно и неуместно". Другими словами, подходит это или нет для данного и конкретного контекста? "Хорошо" и "плохо" — действительно часто употребляемые слова, в том числе и в связи с дизайном (и в частности презентациями PowerPoint), но я лично весьма осторожно отношусь к этому дуалистическому мышлению, особенно когда вынужден судить о дизайне вне полного его контекста. Очень многое зависит от того, как визуальные средства соотносятся с контекстом, поэтому содержание и цели конкретной презентации играют здесь ключевую роль. Без владения информацией о месте и обстоятельствах, при которых проводится презентация, слова "уместно" и "неуместно" неуместны сами по себе.
Простой, но не упрощенческий. Если и существует на свете какая-то одна концепция, стоящая того, чтобы ей следовать, то это концепция простоты. Лучшие образцы визуального оформления зачастую устроены очень просто. Впрочем, это никоим образом не касается специфики визуальной презентации — в этом случае все зависит от содержания и контекста. К примеру, даже самые лучшие визуальные средства, с успехом использованные в презентации, адресованной одной аудитории (например, квантовым механикам), другим зрителям могут показаться ужасно сложными и запутанными. Простота часто используется для достижения ясности. Можно, впрочем, рассматривать ее и как следствие — следствие усилий, направленных на это самое достижение ясности, понятности и максимальное соответствие визуальных средств потребностям аудитории. Ладно, скажете вы, простота — это замечательно, но до какой степени? (далее автор отсылает нас к учению дзен-буддизма, рассматривающему минимализм как жизненный принцип, но мы с вами, пожалуй, займемся этим вопросом как-нибудь на досуге. — Прим. $ky$pe@R). Все должно быть в меру. Простота — важный принцип дизайна, настолько же искусство, насколько и наука. А поскольку, как вы помните, контекст в любом случае играет определяющую роль, то предложить какие-то конкретные "правила" для создания "уместного" дизайна невозможно. Без грамотно построенной проекции на конкретную ситуацию такие правила могут скорее стать препятствием и помешать осуществлению интересных и удачных дизайнерских идей.
Как насчет примера? Доведя до читателя все вышеизложенное, я приведу ему и несколько примеров, демонстрирующих разные подходы к донесению до зрителя одной и той же информации. Итак, тема презентации — "Половая дифференциация представителей разных профессий в Японии". Цель нашего слайда — визуально иллюстрировать утверждение о том, что 72% работников, занятых неполный рабочий день, в Японии — женщины. Статистика принадлежит министерству труда Японии. По словам ведущей презентации, она хотела обратить особое внимание аудитории на число 72, поскольку в дальнейшем в процессе презентации это число еще должно было обсуждаться. Как создать запоминающийся, простой и одновременно изысканный слайд, который хорошо вписывается в приятную глазу тему?
ДО. На рис. 1 показан оригинальный слайд. Проблема его в том, что картинка из клипарта не иллюстрирует статистику, более того, она даже не имеет отношения к самой теме японского рынка труда. Фон слайда — тривиальный, слишком часто используемый PowerPoint'овский шаблон. Текст трудночитаем. И, как заметил один из зрителей, "он уродлив" (ха-ха, мы-то еще и не такое видали, а?.. — Прим. $ky$pe@R).
Слайд на рис. 2 демонстрирует попытку подать ту же информацию в форме диаграммы. Помимо использования избитого шаблона, слайд иллюстрирует еще и довольно неуклюжее исполнение самой диаграммы. Вообще ради достижения ясности обычно стоит избегать трехмерных эффектов (личное мнение вашего покорного слуги: в рамках все того же контекста 3D может оказаться и вполне успешным решением. Хотя новичкам действительно лучше держаться от него подальше во избежание получения куцего и неудобоваримого результата). А вместо общего заголовка ("Частично занятые работники по половой принадлежности") лучше использовать более конкретную фразу — ведь нужно обратить внимание именно на число 72, не забыли?
ПОСЛЕ. Итак, дизайн слайда был переделан. Слайд, показанный на рис. 3, был впоследствии включен в презентацию. Однако с не меньшим успехом можно было использовать и слайд с рис. 4.
Обратите внимание, что оба слайда (особенно тот, где вообще нет текста) сами по себе без сопровождающего их рассказа ведущего, по большому счету, лишены смысла.
Бумажные материалы, которые были розданы зрителям после презентации, добавили этой статистике значимости и ввели дополнительный контекст. Эти материалы оказались полезными как тем, кто присутствовал на презентации, так и тем, кого там не было. А рис. 5 показывает, что использование для иллюстрации этой простой статистики диаграммы — тоже не худшая идея. Текст сверху ("Большая часть частично занятых — женщины") хорошо читается и воспринимается не просто как заголовок, а как полноценное, несущее смысл повествовательное предложение.
Мне нужно оформлять свои слайды так же? У вас есть огромный выбор дизайнерских решений. Вышеприведенные примеры — всего лишь попытка улучшения внешнего вида, воспринимаемости и эффективности первоначальных слайдов. Ваше конкретное решение наверняка будет зависеть от тематики. Простые решения хороши для не столь технических тем (управление трудовыми ресурсами, руководство, маркетинг), в то время как презентация, создаваемая для аудитории, ожидающей от вас потока данных, скорее всего, будет иметь совсем другой вид. Впрочем, даже при создании самой технической презентации стоит стремиться и к простоте, и к ясности. А вот как это стремление будет проявляться — уже зависит от вас. PresentationZen.com, 2005
Ну вот, собственно, мы и закончили базовый курс подготовки. На сегодня это все. Как видите, даже простой серый градиент может смотреться вполне эффектно, информативно и более выгодно по сравнению с любым шаблоном. Главное в этом деле — работать со вкусом — тогда вполне симпатичную презентацию можно построить даже на чистом белом или черном фоне (правда, "можно" не значит "нужно" — эксперимент для начинающего создателя презентаций довольно рискованный). А вкус, как известно, качество не врожденное, а развиваемое. В следующий раз мы с вами используем слегка иной подход и поговорим о нескольких конкретных дизайнерских трюках, способствующих изяществу вида вашей презентации. Вопросы и идеи отправляйте на skyspear@tut.by.
Вольный перевод: Михаил '$ky$pe@R' Федотов, Минск, 2007
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2007 год в рубрике soft