Звук: вопрос — ответ
Недавно увидел русифицированную версию одной звуковой программы. Операция "Split" в ней переведена и названа как "Расчленить". М-да… весело. Решил потом прослушать аудиофайл из Проводника — в pop-up-меню выдало "Проиграть". Осталось только сходить в кинотеатр и прочитать надпись "Выхода нет":). Понятно, что русификацией часто занимаются не лингвисты, а программисты. Но все-таки, эти ошибки очевидны. Еще горше становится, когда иногда видишь, вернее, слышишь, жалкие попытки озвучивания игр и их музыкального сопровождения теми же программистами. Ваш покорный слуга — не брюзга, но… просто неприятно. Звук можно и нужно любить, скажем так… А теперь перейдем к ответам на ваши письма.
Возможно ли программными средствами определить "подлинный" битрейт композиции?
Пояснения: у Вас есть две совершенно одинаковые по своим атрибутам композиции. !Но! одна грабнута с аудиодиска в мр3 320 kbps, а вторая нехорошим дядей переконвертирована из mp3 192 kbps в mp3 320 kbps. Необходимы именно программные средства, так как нет хорошей акустики, и уши вместо осциллографа.
Очень давно мы несколько касались данного вопроса, а именно когда-то были студии звукозаписи и в Интернете, и явно которые записывали диски не только в форматах МР3, но и аудио. В то время МР3 был распространен практически только на компьютерах, а основные устройства для прослушивания требовали обычного аудиостандарта. Естественно, хранить большие объемы информации для таких случаев накладно, поэтому базы состояли из МР3- файлов, а потом перегонялись в аудио. Причем тогда бралась еще и наклейка (кругляш) с цветной печатью, на цветном принтере делалась обложка — в общем, все было похоже на правду. Но, как оказалось, такие диски очень легко определить на слух. Например, как сейчас помню, у меня пропал фирменный CD "Liquid" проекта Recoil, в продаже таких редкостей, естественно, нет, поэтому я заказал через знакомых копию. Но не знал, что такую:). Первые впечатления по сравнению с оригиналом — мутный "кашистый" звук, слышны некоторые искажения, отсутствует прозрачность, частотный диапазон неполный, а, как бы это выразиться, "рыхлый". Все это слышно даже в наушниках, то есть "хорошей акустики" для этого не нужно. Насчет программных средств… Ну, в плане разрядности обычного аудио CD вам всегда отобразится 16 бит, потому как стандарт такой. Единственное, что может помочь, так это спектральный анализ, но для того, чтобы автоматизировать процесс идентификации конвертирования, необходимо учесть алгоритмы сжатия, а их достаточно много различных, даже для тех же МР3. Этим никто не будет заниматься. То есть только на слух. Лично я определяю сразу, особенно если хорошо знаю оригинал.
Вопрос по акустике. Может ли старая советская акустика (типа Амфитон или Радиотехника s30, s90) соперничать с системами 2.0, которые сейчас есть на рынке?
Знаете, я, наверное, вызову много споров своим ответом, но считаю, что современные акустические системы являются лучшими по сравнению с экс- СССРовскими. Да, у нас есть прослойка хай-эндщиков, которые считают данные (названные вами) марки очень качественными, и даже могут вам посоветовать и еще лучшие советского (экс-советского) производства. Но, если бы так было на самом деле, то на студиях звукозаписи ставили бы те же S-90, ведь на студиях тоже нужен качественный звук:). KRK, Dynaudio, Genelec, что-то от Behringer — вот современные звуковые стандарты в разных ценовых диапазонах. Если не лень, то можете послушать и сравнить результаты. Мне кажется, что как объективно, так и субъективно лучшим окажется именно современный вариант. Вернее, превосходство будет очевидным.
Сам я далек от музыки ввиду общения с представителями класса медвежьих в детстве, однако это не мешает читать ведомые тобой колонки и знать, кто ты есть в мире компьютерного звука. Возникла некоторая проблема, в которой, надеюсь, ты поможешь. Дочь успешно занимается музыкой по классу пианино. Был взят напрокат у товарища сей агрегат сроком на год, дабы посмотреть, как пойдет дело: вдруг купишь, а дочь забросит через месяц. Однако коль скоро преподаватели говорят, что девочка одаренная, стал вопрос о покупке в вечное пользование. Тут мне и подумалось. Зачем держать дома такую гаргару, если возможно купить электроклавиши? Вопрос только в модели. Основные требования — полноразмерная клавиатура:-), ну, чтобы по количеству клавиш равнялось близко к реальному пианино. Ну и все это при ограниченном бюджете. Может, есть какие соображения?
По-моему, медведи — это семейство (!) млекопитающих отряда хищных, а "класс" — это вы завернули:). Хотя, если вы — из программистов или математиков, то все простительно — там "классами" считается другое. Ваш вопрос вполне стандартен, и я о нем не раз уже писал.
Дело в том, что пианино (фортепиано) — это несколько другой инструмент, чем синтезатор. То есть, если вы хотите приобрести последний в качестве полноценной замены первого, то вам понадобятся дополнительно контроллеры и механические педали, такие же, как и у основного инструмента, достаточно мощный компьютер, который бы потянул сэмплер типа Acoustic Grand Piano. Тогда отличий не будет. Хотя и клавиатура вам обойдется недешево такой тип клавиатур называется "динамическими", и по физике нажатия на клавишу и ее реакции они ничем не отличаются от лучших инструментов мира, которые и послужили для всего этого дела прототипами. Стоит это, как вы понимаете, не дешево — как минимум от 500 у.е., если говорить о полноразмерной реализации. Плюс активные мониторы (колонки). Вот и считайте, во сколько вам выльется альтернатива реальному инструменту. Единственный и очень большой плюс данного решения, помимо его компактности и возможности применения в других сферах, — ребенок может сидеть и репетировать в наушниках. То есть, все нужные гаммы, арпеджио, де Бюсси и куча нудных композиторов не будут вам слышны. Готовы ли вы заплатить за свободу слуха:)?
Обычный инструмент пианино (фортепиано) можно приобрести не очень дорого, то есть, у нас я видел объявления и по 150, и по 200 долларов, но при дешевом варианте будете постоянно возиться с настройщиками, клавиши могут западать, то есть будет требоваться их постоянный механический ремонт. То есть, проблем масса. Как средний вариант возьмите хороший подержанный инструмент, лучше немецкий, что будет дороже, ну, и позаботьтесь о звукоизоляции и для себя, и для соседей.
Нужен мультимедийный ноутбук для фильмов, музыки, игр и учебы. Я нашел следущее — BENQ P52eg(Semptron 3200/512/80/Radeon x1600-256/15,4 glare/DVD-RW) — в Минске за $915. Это лучший вариант за такие деньги?
В принципе, один из неплохих. Для ваших задач всего выбранного арсенала хватит.
Не могли бы проконсультировать по одному серьезному вопросу? Мне на фирме предложили поставить Creative Audigy, сказали, что будет профессиональный звук. Че-то мне не верится, что это обеспечит плата за 40 долларов…
В принципе, Audigy бывают разные… в смысле их модификаций, во-вторых, это старое поколение плат, и я даже не знаю (не задавался таким вопросом), находится ли оно еще в производстве на данный момент. Но основные задачи эти платы выполняют, впрочем, как и обычный кодек АС'97, встроенный в материнскую плату. Там есть несколько различий у обоих вариантов — в общем, к таким вопросам нужно подходить конкретнее, а именно: что необходимо от звука вам?
Моей дочери 15 лет, с детства она мечтала стать артисткой, сама пишет песни, которые мне очень нравятся, но… хоть я раскошеливался на заказы аранжировок, оплачивал студии, мастеринг делали в Москве. Видите, я и терминологию всю выучил. Но на радио ее песни не берут, объясняя разными причинами. Несколько раз прокрутили, и ничего. Помогите советом…
Далее идет перечисление тем для требуемых советов, описание стилей и даже тексты двух песен. И хотя письмо адресовано лично, я опубликовал его фрагмент, поскольку оно не единственное по данной теме, а именно вечный вопрос: "что делать?"
Я и не большой советчик в этом деле, поскольку не работаю на наш рынок уже года четыре. Но объясню все в плане общем. В любом случае вам просто нужно запастись терпением, собрать команду профессионалов (как музыкантов, так и администраторов), определить потребительский рынок, на который вы хотите выйти. Определиться со вкусами и аудиторией выбранной ниши. Рассчитать, от чего вы собираетесь получать прибыль. То есть, на самом деле это обычный бизнес, ничем не отличающийся от производства компьютеров, продуктов питания и косметики. Мало того, все маркетинговые модели в бизнесе практически идентичны. Отличаются они только в зависимости от конкретно взятой страны, созданных в ней условий, самой продвигаемой продукции и т.п. Если у вас стоит задача постоянной ротации по радио, то играйте по их правилам, то есть подстраивайтесь под так называемый "формат", который на самом деле уже рассчитан под конкретный слушательский рынок. Ведь на самом деле радиостанции придумали различные "форматы" не от собственных капризов. У них свой бизнес, который зависит от количества аудитории, соответственно, популярности станции и там размещаемой рекламы. Поэтому им нужен максимально широкий охват. Следовательно, обращайтесь к аранжировщикам, композиторам и поэтам, которые уже работают в этой нише и имеют связи. Приобретете опыт, научитесь. Причем поверьте: вам предстоит не один альбом, перед тем как…
То есть, подытожим. Если вы хотите иметь успех на определенно заданном рынке, для этого нужно принять все рамки и условия правил, на нем существующих.
Просмотрел ваши статьи на сайте КГ, и многое из того, что там написано, оказалось для меня спорным. Например, вы писали про запись на микрофонную пару. В студиях это не используется, никогда такого не видел…
Запись сразу на два микрофона используется достаточно часто, особенно в фирменных проектах. Это дает естественный стереообъем. Причем не только для голоса. Например, в одном видео, где показывалась работа в студии очень известного проекта, я заметил, что, например, бас писали через комбик, но не на один, а на два микрофона. Потом я включил CD этого исполнителя, и действительно, бас-гитара там находится не в панорамном центре, а общий стереоэффект просто колоссален. В прошлом ответе мы говорили о шоу-бизнесе, и, переключаясь на наш отечественный, могу указать на его недостатки, которые и стали причиной вашего недоумения. Ведь практически нигде вы там не услышите чего-нибудь экспериментального из области звукорежиссуры. За рубежом же эксперименты — это стандарт. Нужно удивить слушателя, иметь свою "фирменную фишку". Причем сие там, что называется, в крови, с самого начала "их" шоу-бизнеса — от эксайтера, придуманного звукорежиссером "Битлз", эффекта с реверсированием звука у Джимми Хендрикса, реверберацией в реальном тоннеле у Led Zeppelin — в общем… много-много всякого. Интересно, а напишет ли кто-нибудь когда- нибудь про это книгу?
Во-вторых, ничего удивительного в многомикрофонной записи нет: оркестр записывается на огромное количество, ударная установка — на 12-14 (стандартный вариант), и почему бы не писать все остальное на два? Причем, говоря о микрофонной паре, нужно отметить, что уже несколькими производителями выпускаются специальные парные комплекты с креплением. Многие такие конструкции собирают самостоятельно. Например, я читал интервью с разработчиками из Native Instruments, так они, хоть и выпускают компьютерные инструменты, часто предпочитают музыке натуральный шум за окном — просто выносят туда микрофонную пару, коммутируют ее на наушники, в которых и слушают колокольный звон церквей, звуки окружающей среды и так далее. По существу, получается, что слушатель виртуально находится вне помещения. В принципе, именно для такого "эффекта присутствия" данные системы и разрабатывались. Мало того, уже выпускаются комплекты для записи в 5.1, сделанные по схожей схеме. Так что ошибок нет.
На сем закругляюсь.
Кристофер, christopher@tut.by
Возможно ли программными средствами определить "подлинный" битрейт композиции?
Пояснения: у Вас есть две совершенно одинаковые по своим атрибутам композиции. !Но! одна грабнута с аудиодиска в мр3 320 kbps, а вторая нехорошим дядей переконвертирована из mp3 192 kbps в mp3 320 kbps. Необходимы именно программные средства, так как нет хорошей акустики, и уши вместо осциллографа.
Очень давно мы несколько касались данного вопроса, а именно когда-то были студии звукозаписи и в Интернете, и явно которые записывали диски не только в форматах МР3, но и аудио. В то время МР3 был распространен практически только на компьютерах, а основные устройства для прослушивания требовали обычного аудиостандарта. Естественно, хранить большие объемы информации для таких случаев накладно, поэтому базы состояли из МР3- файлов, а потом перегонялись в аудио. Причем тогда бралась еще и наклейка (кругляш) с цветной печатью, на цветном принтере делалась обложка — в общем, все было похоже на правду. Но, как оказалось, такие диски очень легко определить на слух. Например, как сейчас помню, у меня пропал фирменный CD "Liquid" проекта Recoil, в продаже таких редкостей, естественно, нет, поэтому я заказал через знакомых копию. Но не знал, что такую:). Первые впечатления по сравнению с оригиналом — мутный "кашистый" звук, слышны некоторые искажения, отсутствует прозрачность, частотный диапазон неполный, а, как бы это выразиться, "рыхлый". Все это слышно даже в наушниках, то есть "хорошей акустики" для этого не нужно. Насчет программных средств… Ну, в плане разрядности обычного аудио CD вам всегда отобразится 16 бит, потому как стандарт такой. Единственное, что может помочь, так это спектральный анализ, но для того, чтобы автоматизировать процесс идентификации конвертирования, необходимо учесть алгоритмы сжатия, а их достаточно много различных, даже для тех же МР3. Этим никто не будет заниматься. То есть только на слух. Лично я определяю сразу, особенно если хорошо знаю оригинал.
Вопрос по акустике. Может ли старая советская акустика (типа Амфитон или Радиотехника s30, s90) соперничать с системами 2.0, которые сейчас есть на рынке?
Знаете, я, наверное, вызову много споров своим ответом, но считаю, что современные акустические системы являются лучшими по сравнению с экс- СССРовскими. Да, у нас есть прослойка хай-эндщиков, которые считают данные (названные вами) марки очень качественными, и даже могут вам посоветовать и еще лучшие советского (экс-советского) производства. Но, если бы так было на самом деле, то на студиях звукозаписи ставили бы те же S-90, ведь на студиях тоже нужен качественный звук:). KRK, Dynaudio, Genelec, что-то от Behringer — вот современные звуковые стандарты в разных ценовых диапазонах. Если не лень, то можете послушать и сравнить результаты. Мне кажется, что как объективно, так и субъективно лучшим окажется именно современный вариант. Вернее, превосходство будет очевидным.
Сам я далек от музыки ввиду общения с представителями класса медвежьих в детстве, однако это не мешает читать ведомые тобой колонки и знать, кто ты есть в мире компьютерного звука. Возникла некоторая проблема, в которой, надеюсь, ты поможешь. Дочь успешно занимается музыкой по классу пианино. Был взят напрокат у товарища сей агрегат сроком на год, дабы посмотреть, как пойдет дело: вдруг купишь, а дочь забросит через месяц. Однако коль скоро преподаватели говорят, что девочка одаренная, стал вопрос о покупке в вечное пользование. Тут мне и подумалось. Зачем держать дома такую гаргару, если возможно купить электроклавиши? Вопрос только в модели. Основные требования — полноразмерная клавиатура:-), ну, чтобы по количеству клавиш равнялось близко к реальному пианино. Ну и все это при ограниченном бюджете. Может, есть какие соображения?
По-моему, медведи — это семейство (!) млекопитающих отряда хищных, а "класс" — это вы завернули:). Хотя, если вы — из программистов или математиков, то все простительно — там "классами" считается другое. Ваш вопрос вполне стандартен, и я о нем не раз уже писал.
Дело в том, что пианино (фортепиано) — это несколько другой инструмент, чем синтезатор. То есть, если вы хотите приобрести последний в качестве полноценной замены первого, то вам понадобятся дополнительно контроллеры и механические педали, такие же, как и у основного инструмента, достаточно мощный компьютер, который бы потянул сэмплер типа Acoustic Grand Piano. Тогда отличий не будет. Хотя и клавиатура вам обойдется недешево такой тип клавиатур называется "динамическими", и по физике нажатия на клавишу и ее реакции они ничем не отличаются от лучших инструментов мира, которые и послужили для всего этого дела прототипами. Стоит это, как вы понимаете, не дешево — как минимум от 500 у.е., если говорить о полноразмерной реализации. Плюс активные мониторы (колонки). Вот и считайте, во сколько вам выльется альтернатива реальному инструменту. Единственный и очень большой плюс данного решения, помимо его компактности и возможности применения в других сферах, — ребенок может сидеть и репетировать в наушниках. То есть, все нужные гаммы, арпеджио, де Бюсси и куча нудных композиторов не будут вам слышны. Готовы ли вы заплатить за свободу слуха:)?
Обычный инструмент пианино (фортепиано) можно приобрести не очень дорого, то есть, у нас я видел объявления и по 150, и по 200 долларов, но при дешевом варианте будете постоянно возиться с настройщиками, клавиши могут западать, то есть будет требоваться их постоянный механический ремонт. То есть, проблем масса. Как средний вариант возьмите хороший подержанный инструмент, лучше немецкий, что будет дороже, ну, и позаботьтесь о звукоизоляции и для себя, и для соседей.
Нужен мультимедийный ноутбук для фильмов, музыки, игр и учебы. Я нашел следущее — BENQ P52eg(Semptron 3200/512/80/Radeon x1600-256/15,4 glare/DVD-RW) — в Минске за $915. Это лучший вариант за такие деньги?
В принципе, один из неплохих. Для ваших задач всего выбранного арсенала хватит.
Не могли бы проконсультировать по одному серьезному вопросу? Мне на фирме предложили поставить Creative Audigy, сказали, что будет профессиональный звук. Че-то мне не верится, что это обеспечит плата за 40 долларов…
В принципе, Audigy бывают разные… в смысле их модификаций, во-вторых, это старое поколение плат, и я даже не знаю (не задавался таким вопросом), находится ли оно еще в производстве на данный момент. Но основные задачи эти платы выполняют, впрочем, как и обычный кодек АС'97, встроенный в материнскую плату. Там есть несколько различий у обоих вариантов — в общем, к таким вопросам нужно подходить конкретнее, а именно: что необходимо от звука вам?
Моей дочери 15 лет, с детства она мечтала стать артисткой, сама пишет песни, которые мне очень нравятся, но… хоть я раскошеливался на заказы аранжировок, оплачивал студии, мастеринг делали в Москве. Видите, я и терминологию всю выучил. Но на радио ее песни не берут, объясняя разными причинами. Несколько раз прокрутили, и ничего. Помогите советом…
Далее идет перечисление тем для требуемых советов, описание стилей и даже тексты двух песен. И хотя письмо адресовано лично, я опубликовал его фрагмент, поскольку оно не единственное по данной теме, а именно вечный вопрос: "что делать?"
Я и не большой советчик в этом деле, поскольку не работаю на наш рынок уже года четыре. Но объясню все в плане общем. В любом случае вам просто нужно запастись терпением, собрать команду профессионалов (как музыкантов, так и администраторов), определить потребительский рынок, на который вы хотите выйти. Определиться со вкусами и аудиторией выбранной ниши. Рассчитать, от чего вы собираетесь получать прибыль. То есть, на самом деле это обычный бизнес, ничем не отличающийся от производства компьютеров, продуктов питания и косметики. Мало того, все маркетинговые модели в бизнесе практически идентичны. Отличаются они только в зависимости от конкретно взятой страны, созданных в ней условий, самой продвигаемой продукции и т.п. Если у вас стоит задача постоянной ротации по радио, то играйте по их правилам, то есть подстраивайтесь под так называемый "формат", который на самом деле уже рассчитан под конкретный слушательский рынок. Ведь на самом деле радиостанции придумали различные "форматы" не от собственных капризов. У них свой бизнес, который зависит от количества аудитории, соответственно, популярности станции и там размещаемой рекламы. Поэтому им нужен максимально широкий охват. Следовательно, обращайтесь к аранжировщикам, композиторам и поэтам, которые уже работают в этой нише и имеют связи. Приобретете опыт, научитесь. Причем поверьте: вам предстоит не один альбом, перед тем как…
То есть, подытожим. Если вы хотите иметь успех на определенно заданном рынке, для этого нужно принять все рамки и условия правил, на нем существующих.
Просмотрел ваши статьи на сайте КГ, и многое из того, что там написано, оказалось для меня спорным. Например, вы писали про запись на микрофонную пару. В студиях это не используется, никогда такого не видел…
Запись сразу на два микрофона используется достаточно часто, особенно в фирменных проектах. Это дает естественный стереообъем. Причем не только для голоса. Например, в одном видео, где показывалась работа в студии очень известного проекта, я заметил, что, например, бас писали через комбик, но не на один, а на два микрофона. Потом я включил CD этого исполнителя, и действительно, бас-гитара там находится не в панорамном центре, а общий стереоэффект просто колоссален. В прошлом ответе мы говорили о шоу-бизнесе, и, переключаясь на наш отечественный, могу указать на его недостатки, которые и стали причиной вашего недоумения. Ведь практически нигде вы там не услышите чего-нибудь экспериментального из области звукорежиссуры. За рубежом же эксперименты — это стандарт. Нужно удивить слушателя, иметь свою "фирменную фишку". Причем сие там, что называется, в крови, с самого начала "их" шоу-бизнеса — от эксайтера, придуманного звукорежиссером "Битлз", эффекта с реверсированием звука у Джимми Хендрикса, реверберацией в реальном тоннеле у Led Zeppelin — в общем… много-много всякого. Интересно, а напишет ли кто-нибудь когда- нибудь про это книгу?
Во-вторых, ничего удивительного в многомикрофонной записи нет: оркестр записывается на огромное количество, ударная установка — на 12-14 (стандартный вариант), и почему бы не писать все остальное на два? Причем, говоря о микрофонной паре, нужно отметить, что уже несколькими производителями выпускаются специальные парные комплекты с креплением. Многие такие конструкции собирают самостоятельно. Например, я читал интервью с разработчиками из Native Instruments, так они, хоть и выпускают компьютерные инструменты, часто предпочитают музыке натуральный шум за окном — просто выносят туда микрофонную пару, коммутируют ее на наушники, в которых и слушают колокольный звон церквей, звуки окружающей среды и так далее. По существу, получается, что слушатель виртуально находится вне помещения. В принципе, именно для такого "эффекта присутствия" данные системы и разрабатывались. Мало того, уже выпускаются комплекты для записи в 5.1, сделанные по схожей схеме. Так что ошибок нет.
На сем закругляюсь.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2007 год в рубрике мультимедиа