Звук: вопрос — ответ
Итак, господа, очередной блок ответов на вопросы. Единственная просьба, которую я бы хотел высказать… старайтесь писать грамотно, даже используя сленг, потому как "технолоджи будущага" (это цитата из реального письма) настраивает на другой лад ответа:). К тому же, для публикации всегда приходится много править, что делаю или я, или корректор КГ, а если кто-то из нас неправильно вопрос понял? В общем, больше правильной речи — меньше путаницы.
Прочитал на одном из форумов, что для улучшения звука обычных компьютерных колонок нужно снять заднюю стенку корпуса. У меня обычные пластмассовые колонки, купленные на Ждановичах за 20 у.е. Я снял с них крышки, и что Вы думаете? Зазвучало лучше!!! Опубликуйте, пожалуйста, этот совет своим читателям, прокомментируйте…
Да, делайте, что хотите:). А если серьезно и по науке, то можно отметить следующий момент: диффузоры электромагнитных динамических головок излучают звук как в прямом направлении, так и в обратном. Поэтому в дорогих акустических системах сзади динамиков предусмотрены специальные акустические воздуховоды, фазоинверторы рассчитываются исходя из этого же принципа. А поскольку у вас, как я понимаю, обычные колонки с корпусами закрытого типа, то звуковые волны, распространяющиеся сзади диффузора, просто глушатся. Не всегда это делается целесообразно, качественно, да и вообще под вопросом, были ли какие-нибудь расчеты или нет. Возможно, просто брались динамики у производителей по соседству и устанавливались в разработанные дизайнерами пластмассовые формы. Например, когда однажды при тестировании одной из таких систем мой знакомый вскрыл корпус, его ужасу не было предела. В качестве "заглушки" там использовались отходы от производства мягких игрушек. Естественно, о качественной АС и речи быть не могло. Хотя он подписал договор с брэндом-производителем, поэтому о данном факте просто умолчал, описав красоту упаковки:). В общем, если вы ощутили, что стало лучше, то пользуйтесь так.
Купил недавно Creative X-Fi. Никогда не видел столько глюков. Постоянно приходится переустанавливать драйверы, звук может исчезать, воспроизводиться с искажениями. Несколько раз переустанавливал XP'шку. Но потом поработает чуть-чуть, и начинается свистопляска. Скажите, может, проблема в совместимости с другими устройствами? У меня стоит ТВ-тюнер Behold TV 507 RDS, CD-чейнджер с ИК-ДУ…
Судя по вашему энергичному описанию, вполне возможно, что вам попалась старая X-Fi, а материнская плата на чипсете nForce4, между которыми есть несовместимость, что было отмечено даже Creative в конце 2005 года. А так — других таких серьезных проблем с этими платами я не встречал.
У меня четыре обычные колонки. Можно ли их подключить к 5.1 и слушать пространственный звук?
Смешной вопрос, не так ли? Ну, во-первых, любой нормальный декодер 5.1 позволяет работать в квадрорежиме, то есть переделывает все под четыре канала. Если же вы не можете перейти в квадро и захотели повозиться с коммутацией, то можете три включить на левый, центр, правый, а четвертую — к одному из surround-каналов.
Вы написали, что будет продолжение статей по WaveLab, посвященных Adobe Audition. Когда же оно появится?
Audition… Audition… На этом продукте я остановил тогда свой выбор, поскольку реализация эффектов там еще изначально в варианте Cool Edit была близка к современным функциям на базе математической свертки. То есть на основе этого можно было бы наиболее близко лавировать возле нынешних алгоритмов обработки и синтеза. Но, начав первые уроки по Audition, я понял, что данный продукт очень громоздкий, в ряде случаев несовременный и вообще специализированный под задачи Adobe, то есть он подходит скорее для аудиомонтажа, нежели для производства музыкальных продуктов. В результате получилась дилемма, которую необходимо было решить. В общем, в любом случае на Audition вы сможете пересесть, досконально изучив какой-либо профессиональный мультитрековый продукт, а с чего мы стартуем в этом году? Скорее всего, с нового Mackie Tracktion, хотя есть несколько других вариантов.
Порекомендуйте звуковую плату (USB, PCI) за 200-300 у.е. для домашней студии, но так, чтобы качество было… и надолго хватило.
Вечный вопрос. Итак, плат в этом диапазоне очень много — достаточно зайти в Интернет и поискать. Все они находятся на примерно одинаковом уровне качества, но при этом отличаются в функциональной части. USB как правило дороже равной по характеристикам PCI. То есть тут все зависит от ваших личных предпочтений. Единственное, на что имеет смысл обратить пристальное внимание… На все нынешние передовицы и новостные страницы компьютерных изданий. К нам приходит Windows Vista.
На ее полноценное и повсеместное внедрение маркетологи отводят три-четыре года, то есть, выбирая устройство, посмотрите на производителя по таким позициям:
. Является ли он чьим-то перекупленным подразделением, которое постоянно меняет хозяев.
. Как часто он меняет версии драйверов.
. Закрывает ли он линейки своей продукции, отказывая в технической поддержке.
. Основным или побочным видом деятельности является производство звуковых устройств.
То есть через три года этой компании может и не быть (1), она может переключиться на другую продукцию (2) и отказать вам в новых драйверах (3). Примеров тому масса, причем и на более дорогом уровне — например, сколько людей повесили на стены в качестве картинок Korg OASYS (драйверы только под 98-ю, были какие-то потуги от сторонних пользователей, но не от самого Korg), а стоила она больше 1000 у.е. Также неизвестно, сохранятся ли PCI-слоты через три года, ведь мы уже видели, как резко отказывались от ISA, DIN-5 (для клавиатуры), сейчас из продаж уходят те же флоппи-дисководы, а это значит, что в материнских платах скоро умножат на ноль соответствующий интерфейс, и т.д. То есть берите USB от, скорее всего, M-Audio. Если есть время подождать, то, возможно, Creative сделает X-Fi в USB-варианте. Также обратите внимание на Focusrite Saffire LE (FireWire), по крайней мере, пока эта компания ведет себя стабильно и уверенно.
Есть ли смысл в приобретении многопроцессорного РС для работы со звуком?
Отвечу, что, наверное, нет. Во-первых, многопроцессорные решения являются достаточно узкоспециализированными и обновляются с меньшей скоростью, чем растут частоты процессоров и технологии, в них применяемые. Во-вторых, вам нужно использовать софт и иметь драйверы, которые поддерживают работу в рамках многопроцессорных комплексов. Это встречается достаточно редко. На самом деле сейчас все уже немного успокоилось с тем, что аппаратных ресурсов не хватает. Есть множество других методов оптимизации для нормальной работы.
Я работаю системным администратором. Задался целью сделать на фирме единую трансляционную систему (12 комнат, два этажа). Как это вообще делается, можно ли управлять всем с компьютера, как подключить микрофон, какие колонки потребуются, подойдут ли обычные или автомобильные, какая максимальная дальность проводки, какие нужны провода?... и т.д., и т.п.
Трансляционные системы отличаются от обычных акустических и требуют специального оборудования. Сразу скажу, что у вас будет только моносигнал. Стерео, конечно, возможно, но смысла в нем нет. Итак, структурные элементы вашей рабочей схемы включают: микшер-усилитель и специализированные колонки. Микшер-усилитель — это отдельный модуль, в качестве источников сигнала в котором могут использоваться практически любые (микрофон, компьютер, CD-плейер, FM-тюнер и т.п.), причем в ряде случаев между ними возможно переключение. В большинстве предлагаемых вариантов дополнительно предусмотрен режим включения сигнала тревоги, возможна взаимосвязь с системами охранной и пожарной сигнализации. Среди основных характеристик такого микшера указывается суммарная мощность и количество зон, каждая из которых может включаться и отключаться отдельно. Данная мощность имеет прямое отношение к тому количеству колонок, которое вы собираетесь установить, и их мощностям. При этом сразу стоит отметить, что, если вы собираетесь создавать трансляционную систему на большой площади, то данные колонки должны иметь встроенные трансформаторы. Это минимизирует потери в сигнале, а в большинстве спецификаций указано, что на расстоянии до 100 м потерь в сигнале нет вообще. Трансляционные системы отличаются от обычных акустических еще и тем, что сам сигнал передается к колонкам на уровне напряжения 70/100/110 (вариантов много) вольт. Поэтому нужно и специальным образом подбирать провода. Причем в ряде случаев в колонках предусмотрены возможности переключения с одного напряжения на другое, и это влияет на их мощность. В общем, вам нужно в первую очередь просчитать необходимое количество, вычислить требуемую мощность, подобрать микшер-усилитель.
В принципе, если эта система будет выполнять функции только оповещения, то вам не нужно будет рассчитывать такую характеристику, как равномерность звукового покрытия. Но если вы пожелаете, например, транслировать музыку в обеденный перерыв либо у вас вообще магазин, и вы не хотите, чтобы от колонок люди шарахались как от вокзального рупора, либо, как это иногда решено в метро, когда возле динамика во время какого- либо объявления трудно пройти не поморщившись от громкости, то тут будет необходима профессиональная трансляционная система. Она требует более тонких расчетов и подбора оборудования, специального составления схемы. Этот вариант вы вряд ли осилите самостоятельно. К тому же, при трансляции музыки будут дополнительные требования по ширине воспроизводимого частотного диапазона, а также возникнет необходимость в финальной обработке аудиосигнала (в случаях, когда вы захотите крутить свои песни, а не воспроизводить FM-радио). Это потребует дополнительного программного обеспечения. В общем, как системному администратору вам проще создать локальное сетевое радио:). Я все описал несколько подробно, поскольку хотел показать, что это не так просто, как кажется, и даже не дешево. Знаю обо всем не понаслышке, так как сам участвовал во множестве проектов профессиональной трансляционной озвучки помещений, занимался расчетом таких проектов, и, кстати, это одна из сфер применения современной звукорежиссуры, вернее, звукоинженерии.
Сам я звуком занимаюсь давно, не так профессионально, как вы, правда, но организую концерты, сам сижу за пультом, пишу фонограммы… Года два назад все стал делать на компьютере… появилось несколько идей по созданию новой программы… (далее большой список. — Прим. авт.) Не подскажете ли программистов, которым это может оказаться интересным?
Знаете, я прочитал список ваших предложений по ПО, также мне понравилось название, которое вы придумали для программы, но, как бы это мягче ответить... Те, кто занимается программированием звукового ПО не на уровне брэндов, в основном сами такие же энтузиасты, да и занялись-то, собственно, своей деятельностью потому, что хотят донести свои идеи до масс. Сказать, чтобы это было прибыльным… очень в редких и действительно уникальных случаях. В вашем списке нет ключевых концептуальных идей, есть просто предложения по улучшению тех или иных интерфейсных функций. Поэтому, если вас интересует прежде всего результат, и идея создания именно собственной программы не является доминирующей, то можете свои предложения выслать разработчикам уже популярных программ. Также в ряде случаев у них есть вакантные места как для тестировщиков (хотя это несколько другая профессия), так и для консультантов.
На сем завершаю…
Кристофер, christopher@tut.by
Прочитал на одном из форумов, что для улучшения звука обычных компьютерных колонок нужно снять заднюю стенку корпуса. У меня обычные пластмассовые колонки, купленные на Ждановичах за 20 у.е. Я снял с них крышки, и что Вы думаете? Зазвучало лучше!!! Опубликуйте, пожалуйста, этот совет своим читателям, прокомментируйте…
Да, делайте, что хотите:). А если серьезно и по науке, то можно отметить следующий момент: диффузоры электромагнитных динамических головок излучают звук как в прямом направлении, так и в обратном. Поэтому в дорогих акустических системах сзади динамиков предусмотрены специальные акустические воздуховоды, фазоинверторы рассчитываются исходя из этого же принципа. А поскольку у вас, как я понимаю, обычные колонки с корпусами закрытого типа, то звуковые волны, распространяющиеся сзади диффузора, просто глушатся. Не всегда это делается целесообразно, качественно, да и вообще под вопросом, были ли какие-нибудь расчеты или нет. Возможно, просто брались динамики у производителей по соседству и устанавливались в разработанные дизайнерами пластмассовые формы. Например, когда однажды при тестировании одной из таких систем мой знакомый вскрыл корпус, его ужасу не было предела. В качестве "заглушки" там использовались отходы от производства мягких игрушек. Естественно, о качественной АС и речи быть не могло. Хотя он подписал договор с брэндом-производителем, поэтому о данном факте просто умолчал, описав красоту упаковки:). В общем, если вы ощутили, что стало лучше, то пользуйтесь так.
Купил недавно Creative X-Fi. Никогда не видел столько глюков. Постоянно приходится переустанавливать драйверы, звук может исчезать, воспроизводиться с искажениями. Несколько раз переустанавливал XP'шку. Но потом поработает чуть-чуть, и начинается свистопляска. Скажите, может, проблема в совместимости с другими устройствами? У меня стоит ТВ-тюнер Behold TV 507 RDS, CD-чейнджер с ИК-ДУ…
Судя по вашему энергичному описанию, вполне возможно, что вам попалась старая X-Fi, а материнская плата на чипсете nForce4, между которыми есть несовместимость, что было отмечено даже Creative в конце 2005 года. А так — других таких серьезных проблем с этими платами я не встречал.
У меня четыре обычные колонки. Можно ли их подключить к 5.1 и слушать пространственный звук?
Смешной вопрос, не так ли? Ну, во-первых, любой нормальный декодер 5.1 позволяет работать в квадрорежиме, то есть переделывает все под четыре канала. Если же вы не можете перейти в квадро и захотели повозиться с коммутацией, то можете три включить на левый, центр, правый, а четвертую — к одному из surround-каналов.
Вы написали, что будет продолжение статей по WaveLab, посвященных Adobe Audition. Когда же оно появится?
Audition… Audition… На этом продукте я остановил тогда свой выбор, поскольку реализация эффектов там еще изначально в варианте Cool Edit была близка к современным функциям на базе математической свертки. То есть на основе этого можно было бы наиболее близко лавировать возле нынешних алгоритмов обработки и синтеза. Но, начав первые уроки по Audition, я понял, что данный продукт очень громоздкий, в ряде случаев несовременный и вообще специализированный под задачи Adobe, то есть он подходит скорее для аудиомонтажа, нежели для производства музыкальных продуктов. В результате получилась дилемма, которую необходимо было решить. В общем, в любом случае на Audition вы сможете пересесть, досконально изучив какой-либо профессиональный мультитрековый продукт, а с чего мы стартуем в этом году? Скорее всего, с нового Mackie Tracktion, хотя есть несколько других вариантов.
Порекомендуйте звуковую плату (USB, PCI) за 200-300 у.е. для домашней студии, но так, чтобы качество было… и надолго хватило.
Вечный вопрос. Итак, плат в этом диапазоне очень много — достаточно зайти в Интернет и поискать. Все они находятся на примерно одинаковом уровне качества, но при этом отличаются в функциональной части. USB как правило дороже равной по характеристикам PCI. То есть тут все зависит от ваших личных предпочтений. Единственное, на что имеет смысл обратить пристальное внимание… На все нынешние передовицы и новостные страницы компьютерных изданий. К нам приходит Windows Vista.
На ее полноценное и повсеместное внедрение маркетологи отводят три-четыре года, то есть, выбирая устройство, посмотрите на производителя по таким позициям:
. Является ли он чьим-то перекупленным подразделением, которое постоянно меняет хозяев.
. Как часто он меняет версии драйверов.
. Закрывает ли он линейки своей продукции, отказывая в технической поддержке.
. Основным или побочным видом деятельности является производство звуковых устройств.
То есть через три года этой компании может и не быть (1), она может переключиться на другую продукцию (2) и отказать вам в новых драйверах (3). Примеров тому масса, причем и на более дорогом уровне — например, сколько людей повесили на стены в качестве картинок Korg OASYS (драйверы только под 98-ю, были какие-то потуги от сторонних пользователей, но не от самого Korg), а стоила она больше 1000 у.е. Также неизвестно, сохранятся ли PCI-слоты через три года, ведь мы уже видели, как резко отказывались от ISA, DIN-5 (для клавиатуры), сейчас из продаж уходят те же флоппи-дисководы, а это значит, что в материнских платах скоро умножат на ноль соответствующий интерфейс, и т.д. То есть берите USB от, скорее всего, M-Audio. Если есть время подождать, то, возможно, Creative сделает X-Fi в USB-варианте. Также обратите внимание на Focusrite Saffire LE (FireWire), по крайней мере, пока эта компания ведет себя стабильно и уверенно.
Есть ли смысл в приобретении многопроцессорного РС для работы со звуком?
Отвечу, что, наверное, нет. Во-первых, многопроцессорные решения являются достаточно узкоспециализированными и обновляются с меньшей скоростью, чем растут частоты процессоров и технологии, в них применяемые. Во-вторых, вам нужно использовать софт и иметь драйверы, которые поддерживают работу в рамках многопроцессорных комплексов. Это встречается достаточно редко. На самом деле сейчас все уже немного успокоилось с тем, что аппаратных ресурсов не хватает. Есть множество других методов оптимизации для нормальной работы.
Я работаю системным администратором. Задался целью сделать на фирме единую трансляционную систему (12 комнат, два этажа). Как это вообще делается, можно ли управлять всем с компьютера, как подключить микрофон, какие колонки потребуются, подойдут ли обычные или автомобильные, какая максимальная дальность проводки, какие нужны провода?... и т.д., и т.п.
Трансляционные системы отличаются от обычных акустических и требуют специального оборудования. Сразу скажу, что у вас будет только моносигнал. Стерео, конечно, возможно, но смысла в нем нет. Итак, структурные элементы вашей рабочей схемы включают: микшер-усилитель и специализированные колонки. Микшер-усилитель — это отдельный модуль, в качестве источников сигнала в котором могут использоваться практически любые (микрофон, компьютер, CD-плейер, FM-тюнер и т.п.), причем в ряде случаев между ними возможно переключение. В большинстве предлагаемых вариантов дополнительно предусмотрен режим включения сигнала тревоги, возможна взаимосвязь с системами охранной и пожарной сигнализации. Среди основных характеристик такого микшера указывается суммарная мощность и количество зон, каждая из которых может включаться и отключаться отдельно. Данная мощность имеет прямое отношение к тому количеству колонок, которое вы собираетесь установить, и их мощностям. При этом сразу стоит отметить, что, если вы собираетесь создавать трансляционную систему на большой площади, то данные колонки должны иметь встроенные трансформаторы. Это минимизирует потери в сигнале, а в большинстве спецификаций указано, что на расстоянии до 100 м потерь в сигнале нет вообще. Трансляционные системы отличаются от обычных акустических еще и тем, что сам сигнал передается к колонкам на уровне напряжения 70/100/110 (вариантов много) вольт. Поэтому нужно и специальным образом подбирать провода. Причем в ряде случаев в колонках предусмотрены возможности переключения с одного напряжения на другое, и это влияет на их мощность. В общем, вам нужно в первую очередь просчитать необходимое количество, вычислить требуемую мощность, подобрать микшер-усилитель.
В принципе, если эта система будет выполнять функции только оповещения, то вам не нужно будет рассчитывать такую характеристику, как равномерность звукового покрытия. Но если вы пожелаете, например, транслировать музыку в обеденный перерыв либо у вас вообще магазин, и вы не хотите, чтобы от колонок люди шарахались как от вокзального рупора, либо, как это иногда решено в метро, когда возле динамика во время какого- либо объявления трудно пройти не поморщившись от громкости, то тут будет необходима профессиональная трансляционная система. Она требует более тонких расчетов и подбора оборудования, специального составления схемы. Этот вариант вы вряд ли осилите самостоятельно. К тому же, при трансляции музыки будут дополнительные требования по ширине воспроизводимого частотного диапазона, а также возникнет необходимость в финальной обработке аудиосигнала (в случаях, когда вы захотите крутить свои песни, а не воспроизводить FM-радио). Это потребует дополнительного программного обеспечения. В общем, как системному администратору вам проще создать локальное сетевое радио:). Я все описал несколько подробно, поскольку хотел показать, что это не так просто, как кажется, и даже не дешево. Знаю обо всем не понаслышке, так как сам участвовал во множестве проектов профессиональной трансляционной озвучки помещений, занимался расчетом таких проектов, и, кстати, это одна из сфер применения современной звукорежиссуры, вернее, звукоинженерии.
Сам я звуком занимаюсь давно, не так профессионально, как вы, правда, но организую концерты, сам сижу за пультом, пишу фонограммы… Года два назад все стал делать на компьютере… появилось несколько идей по созданию новой программы… (далее большой список. — Прим. авт.) Не подскажете ли программистов, которым это может оказаться интересным?
Знаете, я прочитал список ваших предложений по ПО, также мне понравилось название, которое вы придумали для программы, но, как бы это мягче ответить... Те, кто занимается программированием звукового ПО не на уровне брэндов, в основном сами такие же энтузиасты, да и занялись-то, собственно, своей деятельностью потому, что хотят донести свои идеи до масс. Сказать, чтобы это было прибыльным… очень в редких и действительно уникальных случаях. В вашем списке нет ключевых концептуальных идей, есть просто предложения по улучшению тех или иных интерфейсных функций. Поэтому, если вас интересует прежде всего результат, и идея создания именно собственной программы не является доминирующей, то можете свои предложения выслать разработчикам уже популярных программ. Также в ряде случаев у них есть вакантные места как для тестировщиков (хотя это несколько другая профессия), так и для консультантов.
На сем завершаю…
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2007 год в рубрике мультимедиа