IT-индустрия накануне весны

Сложно сказать, будем ли мы когда-то вспоминать 2006-2007 годы как время "второго IT-бума", но уже очевидно: компьютерная и телекоммуникационная индустрия не была столь активна уже лет восемь. Правда, теперь "точки роста" совсем не те, что тогда (Web 1.0, PC, IT-решения для бизнеса). Сегодняшние двигатели прогресса — Web 2.0 и мобильные системы. А в остальном все как тогда: цены вверх-вниз, инвесторы туда-сюда, компании — участники рынка — в поисках выгоды и т.д., и т.п.

Microsoft


Глава Microsoft Стив Баллмер буквально на днях признал, что ОС Windows Vista наращивает продажи намного медленнее, чем этого хотелось бы софтверной корпорации. Напомню, что полгода назад топ-менеджеры Microsoft обещали, что Vista захватит рынок даже быстрее, чем это когда-то сделала Windows 95. Но не получается. Баллмер, правда, обвинил в провале Microsoft… российских пиратов — но ему, естественно, никто не поверил. Впрочем, к осени ситуация вполне может перемениться. Во втором квартале 2007 г. значительно увеличится количество ноутбуков, поддерживающих Vista. Причиной для столь стремительного роста является политика Microsoft: корпорация грозится отобрать маркетинговые субсидии у производителей, которые не переведут свои потребительские ноутбуки на новую систему. Учитывая такой подход, почти половина всех мобильных компьютеров, которые выпустят во втором квартале 2007 года, будут работать под управлением Windows Vista. Учитывая, что 32-битные и одноядерные процессоры уже поддерживают издание Vista Home Basic, производителям ноутбуков (таким, как Quanta Computer или Compal Electronics) не будет слишком сложно идти на поводу у Microsoft. Практически все ноутбуки, выпущенные в четвертом квартале 2006 г., уже совместимы с Vista и соответствуют всем техническим требованиям.

Продвигая Vista, корпорация не забывает и об онлайновой составляющей своего бизнеса. В середине февраля началось публичное тестирование нового онлайнового видеосервиса Microsoft. Теперь испробовать видеослужбу Soapbox в действии может любой желающий пользователь Сети. Сервис Soapbox является частью службы MSN Video и впервые был представлен в сентябре 2006 г., но до сих пор новая служба была доступна только ограниченному числу тестеров. На этом социальном ресурсе пользователи Интернета могут размещать свои видеозаписи, обмениваться ими с друзьями, родственниками или коллегами, искать ролики в соответствии со своими предпочтениями и т.п. Загружаемые видеоматериалы могут быть разбиты примерно на полтора десятка тематических категорий, допускается добавление комментариев и тегов. Soapbox поддерживает 13 основных форматов видео. Максимальный размер загружаемых файлов не должен превышать 100 Мб, но, в отличие от YouTube, где интернетчики могут размещать только ролики продолжительностью не более десяти минут, в видеосервисе от Microsoft таких ограничений нет. Предполагается, что отсутствие ограничений привлечет на Soapbox независимых кинорежиссеров, которые смогут знакомить пользователей службы со своими короткометражными фильмами — и это одна из составных частей бизнес-плана новой видеослужбы. В Microsoft рассчитывают, что Soapbox сможет составить конкуренцию таким онлайновым сервисам, как Google Video и YouTube. В Google сомневаются…

Google

Тем временем Google постепенно вторгается в "заповедную вотчину" Microsoft — сегмент офисных приложений. Компания создает редактор текстов и электронных таблиц, который включит в свой online-сервис, предоставляемый бесплатно. Фактически Google разрабатывает свой аналог офисного пакета Microsoft. Сервис "Службы для вашего домена" (Google Apps for Your Domain) формально предназаначен для корпоративных клиентов, которые хотят с его помощью организовать работу в офисе. Однако в реальности к этому сервису может подключиться каждый желающий. Новый сервис Docs&Spreadsheets ("Документы и таблицы") появится в наборе "Служб для вашего домена" не позднее конца февраля.

Интернет-приложения для корпоративных клиентов Google представил 28 августа 2006 г. Изначально в их набор входили почтовый сервер Gmail, органайзер, интернет-пейджер Google Talk и сервис для создания web-страниц Google Web Creator. Теперь Google, включив редактор текстов и таблиц в набор "Служб для вашего домена", станет для Microsoft более серьезным конкурентом, чем это было до сих пор. Дело в том, что разработка офисных программ — чуть ли не единственная область, в которой Google догоняет Microsoft, а не наоборот, и ввод в эксплуатацию нового сервиса Google еще больше обострит конкуренцию на рыночной площадке, где Microsoft традиционно занимает лидирующее положение. Офисные сервисы Google могут добиться успеха прежде всего в странах, где пользователи не привыкли платить за ПО. В первую очередь такое бесплатное ПО от авторитетного разработчика может найти своих пользователей среди сотрудников небольших компаний, стартапов. Тем более, что борьба с пиратством в России и странах СНГ набирает обороты, и это еще более повысит интерес к офисным сервисам Google. Количество работающих дистанционно сотрудников сейчас увеличивают многие компании, и их руководству новые сервисы Google наверняка понравятся.

Развивая различные сервисы, в Google не забывают про свой главный источник доходов — онлайновую рекламу. Google собирается приобрести компанию Adscape Media, специализирующуюся на размещении рекламы в многопользовательских онлайновых играх. Предположительно стоимость Adscape составит $23 млн. Эта сделка наверняка будет успешной, поскольку сможет ускорить развитие зарождающегося рынка рекламы в играх. В Forrester Research, например, считают, что непосредственно для Google покупка Adscape пока будет не столь важна, как для рынка в целом. А для Adscape эта сделка откроет широкие перспективы, учитывая обширую базу рекламодателей Google. В то же время, лидерство Google в области онлайновой контекстной рекламы не гарантирует ей успеха на новом для себя рынке, динамика которого совершенно иная. Сейчас на рынке внутриигровой рекламы главный конкурент Adscape — компания Massive, купленная в прошлом году корпорацией Microsoft за $200 млн. Корпорация сочла такое приобретение выгодным, поскольку Massive сотрудничает с ведущими игровыми издательствами — такими, как UbiSoft, THQ и Take-Two. Adscape конкурирует и с компаниям- стартапами Double Fusion и IGA Worldwide, у которых тоже подписаны соглашения с крупными издателями. По оценке Park Associates в 2005 году реклама в играх принесла $80 млн прибыли, а по прогнозам в ближайшие годы может вырасти до $605 млн.

Мобильное

Невероятно: компания Palm продается. Официально это пока не подтверждено, но котировки акций компании уже подскочили на слухах о том, что она активно готовится к слиянию (а скорее даже к поглощению). Все предпосылки налицо: будущее компании туманно, да и с операционными системами нет ясности. Применявшаяся до сих пор стратегия использования сразу двух ОС явно себя изжила. Новые устройства линейки Palm Treo в США пока продаются неплохо, но на других рынках Palm испытывает серьезное давление со стороны HTC, Nokia, Samsung, RIM и Motorola. Перемен к лучшему не видно, и даже самые ревностные поклонники платформы Palm уже начали отворачиваться от нее: нынешняя Palm уже не та легенда, что была раньше. Если компания Palm будет продана, то по цене порядка $1,6 млрд. В числе главных претендентов на покупку называют Motorola и Nokia. Правда, у Motorola неплохо продается и собственная разработка — смартфон Q и его вариации; а применительно к Nokia очень трудно представить, что финский гигант захочет покупать компанию, выпускающую смартфоны на базе Windows Mobile.

Зато на повестке дня "мобильного" сектора — 3G. Цены на аппараты с поддержкой сетей 3G по-прежнему достаточно высоки: такие устройства относятся к среднему и верхнему ценовым диапазонам. Идея создания дешевых 3G-телефонов оказывается труднореализуемой из-за немалых лицензионных отчислений, которые составляют большую часть и без того высокой цены на 3G-аппараты. По информации ABI Research, всего четыре компании владеют сейчас 60% интеллектуальной собственности на 3G-оборудование, и это позволяет им диктовать свои условия остальным производителям. Такие отчисления в сумме составляют почти треть стоимости аппарата. Между тем, компании Nokia и Siemens Networks создают альянс с компанией NEC в области создания сетей радиодоступа WCDMA. Сотрудничество будет заключаться в долгосрочной технической поддержке и совершенствовании базы установленного оборудования для базовых станций WCDMA и контроллеров сети радиодоступа производства компаний Siemens Networks и NEC. Альянс стал логичным продолжением сотрудничества NEC и Siemens Networks в области разработки технологии WCDMA, которое воплотилось в создании совместного предприятия этих двух компаний — Mobisphere. Теперь Mobisphere продолжит свою деятельность в качестве совместного предприятия NEC и будущей объединенной компании Nokia Siemens Networks (после завершения процесса слияния двух компаний). Помимо технической поддержки и доводки базы установленного оборудования для радиосети WCDMA, NEC, Nokia и Siemens Networks будут тесно взаимодействовать в области совершенствования технологий 3G/WCDMA. Планируемое слияние компаний в объединенную компанию Nokia Siemens Networks ожидается в первом квартале 2007 г.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2007 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета