Тревожный звонок для ПК
2007 год обещает быть весьма благоприятным для производителей ПК и комплектующих. Однако перспективы компьютерного рынка в более долгосрочной перспективе вызывают у специалистов тревогу.
Дело в том, что, несмотря на все еще растущий в мировом масштабе спрос на ПК, доходы компаний-производителей расти перестали. Совокупные поставки процессоров Intel и AMD для настольных систем, ноутбуков и серверов выросли за 2006 год примерно на 10% — это следует из данных, опубликованных аналитической компанией Gartner. Цифры таковы: за минувший год во всех странах мира было отправлено потребителям 239,4 млн ПК. При этом совокупный доход от продаж ПК остался на отметке годичной давности и составил $201,1 млрд. По текущим прогнозам специалистов, в 2007 году будет продано на 9,9% больше персональных компьютеров, но прибыль производителей все равно не превысит $201,3 млрд. Это объективная тенденция: мировой рынок насыщается, а пресловутое "цифровое неравенство" быстро уходит в прошлое. Крупнейшие рынки ПК — Китай, Индия и Бразилия — уже освоен местными noname-производителями, выпускающими дешевую продукцию и готовыми работать с меньшей прибылью, чем мировые брэнды.
Изменения, происходящие в отрасли ПК, в 2006 году уже вылились в обострение борьбы трех крупнейших производителей: HP, Dell и Lenovo. Все они стремятся сохранить свои доли рынка даже ценой снижения прибыли. Пока в этом противоборстве выигрывает Hewlett-Packard. Dell теряет мировой рынок (сохраняя, правда, лидерство в США), а Lenovo быстрыми темпами осваивает бездонный рынок Юго-Восточной Азии — не забывая, впрочем, про Северную Америку и Европу. Показательно, что, когда компания Dell в конце минувшего года скорректировала прогнозируемые результаты первого квартала 2007-го, ее топ-менеджеры отметили в пресс-релизе: "Причина спада, в первую очередь, кроется в ценовых решениях, принятых во второй половине года". Это было признание того, что ценовая политика лидеров рынка ПК заводит их в тупик. Цены падают быстрее, чем растут продажи, и ничего хорошего это не предвещает.
По мнению многих экспертов, фактором, который может переломить негативную тенденцию и увеличить спрос на новые ПК (а также комплектующие для модернизации существующих систем), вполне может стать выход ОС Windows Vista. Однако это еще вопрос — сможет ли новая операционная система достаточно быстро набрать популярность и спровоцировать массовую волну модернизации аппаратной составляющей? Пока особого энтузиазма со стороны большинства потребителей не наблюдается — их вполне удовлетворяет Windows XP. Но в еще более долгосрочном плане прекращение роста рынка ПК будет связано с тем, что их функции все больше переходят к другим устройствам — от домашних мультимедийных комбайнов, которые уже обзавелись неслабым интеллектом, до смартфонов, избавляющих путешествующего бизнесмена от необходимости возить с собой ноутбук.
Так что наиболее благоразумно поступают те компьютерные корпорации, которые стараются максимально диверсифицировать производство, разведя свою продукцию по различным сегментам IT-рынка. Лучший пример подобного подхода — компания Apple, которая уже много лет получает основную прибыль не от продаж десктопов и ноутбуков, а за счет "околокомпьютерного" медиаплейера iPod и связанного с ним онлайнового сервиса iTunes. Теперь же к ним присоединится уже широко разрекламированный iPhone.
Денис Лавникевич
Дело в том, что, несмотря на все еще растущий в мировом масштабе спрос на ПК, доходы компаний-производителей расти перестали. Совокупные поставки процессоров Intel и AMD для настольных систем, ноутбуков и серверов выросли за 2006 год примерно на 10% — это следует из данных, опубликованных аналитической компанией Gartner. Цифры таковы: за минувший год во всех странах мира было отправлено потребителям 239,4 млн ПК. При этом совокупный доход от продаж ПК остался на отметке годичной давности и составил $201,1 млрд. По текущим прогнозам специалистов, в 2007 году будет продано на 9,9% больше персональных компьютеров, но прибыль производителей все равно не превысит $201,3 млрд. Это объективная тенденция: мировой рынок насыщается, а пресловутое "цифровое неравенство" быстро уходит в прошлое. Крупнейшие рынки ПК — Китай, Индия и Бразилия — уже освоен местными noname-производителями, выпускающими дешевую продукцию и готовыми работать с меньшей прибылью, чем мировые брэнды.
Изменения, происходящие в отрасли ПК, в 2006 году уже вылились в обострение борьбы трех крупнейших производителей: HP, Dell и Lenovo. Все они стремятся сохранить свои доли рынка даже ценой снижения прибыли. Пока в этом противоборстве выигрывает Hewlett-Packard. Dell теряет мировой рынок (сохраняя, правда, лидерство в США), а Lenovo быстрыми темпами осваивает бездонный рынок Юго-Восточной Азии — не забывая, впрочем, про Северную Америку и Европу. Показательно, что, когда компания Dell в конце минувшего года скорректировала прогнозируемые результаты первого квартала 2007-го, ее топ-менеджеры отметили в пресс-релизе: "Причина спада, в первую очередь, кроется в ценовых решениях, принятых во второй половине года". Это было признание того, что ценовая политика лидеров рынка ПК заводит их в тупик. Цены падают быстрее, чем растут продажи, и ничего хорошего это не предвещает.
По мнению многих экспертов, фактором, который может переломить негативную тенденцию и увеличить спрос на новые ПК (а также комплектующие для модернизации существующих систем), вполне может стать выход ОС Windows Vista. Однако это еще вопрос — сможет ли новая операционная система достаточно быстро набрать популярность и спровоцировать массовую волну модернизации аппаратной составляющей? Пока особого энтузиазма со стороны большинства потребителей не наблюдается — их вполне удовлетворяет Windows XP. Но в еще более долгосрочном плане прекращение роста рынка ПК будет связано с тем, что их функции все больше переходят к другим устройствам — от домашних мультимедийных комбайнов, которые уже обзавелись неслабым интеллектом, до смартфонов, избавляющих путешествующего бизнесмена от необходимости возить с собой ноутбук.
Так что наиболее благоразумно поступают те компьютерные корпорации, которые стараются максимально диверсифицировать производство, разведя свою продукцию по различным сегментам IT-рынка. Лучший пример подобного подхода — компания Apple, которая уже много лет получает основную прибыль не от продаж десктопов и ноутбуков, а за счет "околокомпьютерного" медиаплейера iPod и связанного с ним онлайнового сервиса iTunes. Теперь же к ним присоединится уже широко разрекламированный iPhone.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2007 год в рубрике новости