"Экономика кремния": конец января

Во второй половине января стали известны результаты работы целого ряда грандов IT-индустрии. Большинство из них демонстрируют заметные успехи, между тем, заметно растет и число "отстающих в развитии". Впрочем, не стоит судить скоропалительно. Очень часто снижение темпов роста оказывается обусловлено затратами на покупку в 2006 году какой-либо другой компании. А значит, есть все предпосылки вскоре не только вернуть высокие темпы роста, но и еще больше "ускориться".

Итак, чистая прибыль нидерландской Philips Electronics — крупнейшего в Европе производителя бытовой электроники — в 2006 году выросла на 87,7% — до 5,38 млрд евро по сравнению с 2,87 млрд, полученными годом ранее. Объем продаж компании в 2006 году вырос на 4,7% и достиг 26,98 млрд евро. Операционная прибыль за 2006 год составила 1,18 млрд евро, что на 19,6% меньше аналогичного показателя за 2005 год. В самой компании успешные финансовые показатели связывают с приобретением производителя осветительных приборов Lumileds и снижением единовременных издержек.

Неплохо идут дела и у IBM. Доходы корпорации в IV квартале увеличились на 7% — до $26,3 млрд. Год назад IBM вложила немало средств в укрепление подразделений IT-услуг и программного обеспечения, и теперь эти вложения начали давать должную отдачу. Однако сегмент аппаратного обеспечения продолжает замедляться, что настораживает инвесторов, которые избавляются от акций компании — их котировки упали на 5%. Тем не менее, IBM упорно не уделяет особого внимания аппаратному обеспечению. В течение последних двух лет компания последовательно меняет бизнес-стратегию. Напомню: в 2005 году IBM продала за $1,75 млрд подразделение по производству персональных компьютеров китайской Lenovo, а за вырученные средства начала скупать разработчиков ПО. Всего за год было приобретено 11 таких компаний. При этом в конце года были завершены покупки крупнейших FileNet, Internet Security Systems и MRO Software, которые обошлись ей почти в $4 млрд, что составляет около половины чистой прибыли IBM в 2006 году. В итоге сегмент программного обеспечения оказался для IBM самым быстрорастущим: выручка от его продаж в четвертом квартале выросла на 14% — до $5,6 млрд. Развитие подразделения ПО положительно влияет и на сегмент IT-услуг — предложения IBM в этой сфере становятся более разнообразными и комплексными. В итоге в четвертом квартале прошлого года IBM подписала контракты на $17,8 млрд по оказанию IT-услуг, что на 55% больше показателя 2005 г. Ставка на IT-услуги и ПО позволит компании развиваться в условиях, когда рынок аппаратного обеспечения снижает темпы роста в связи с уменьшением потребительского спроса. По данным Bloomberg, продажи компьютеров и комплектующих к ним в мире скоро замедлятся в связи с насыщением рынка в развитых странах, однако ПО будет и дальше хорошо продаваться.

Вот уж кому не везет, так это LG. Чистая прибыль LG Electronics Inc. в IV квартале 2006 г. упала на 85%. Причиной стали слабые результаты подразделения по производству плоских экранов, которые свели на нет успехи в отделе мобильных телефонов. В результате чистая прибыль пятого по величине производителя мобильных телефонов упала до $51,23 млрд. Тем не менее, этот показатель все же превысил прогнозы аналитиков, которые ждали, что чистая прибыль упадет намного больше. В IV квартале акции LG, рыночная капитализация которой составляет порядка $8 млрд, упали на 9,84% при росте у конкурентов в среднем на 4,6%.

Успехи AMD в конкурентной борьбе с Intel даются компании дорогой ценой. По результатам деятельности за IV квартал 2006 г. чистый убыток составил $574 млн, тогда как чистая прибыль — всего $96 млн. Операционный доход за IV квартал составил $1,77 млрд. Этот показатель оказался меньше, чем в 2005 году, IV квартал которого принес $1,84 млрд. Впрочем, главным фактором снижения результативности AMD специалисты называют недавнюю весьма затратную покупку компании ATI. Дело в том, что порядка 50% от стоимости ATI были заняты у инвесторов, с которыми необходимо рассчитаться в кратчайшие сроки. Более того, столь крупное приобретение не могло не сказаться на рынке ценных бумаг — то есть на акциях самой AMD. Их курс понизился, и когда вернется к прежним показателям — пока неизвестно. Второй фактор снижения дохода — контрнаступление главного конкурента. В этом году Intel начала активное наступление на рынок с новой микроархитектурой, которая на несколько лет моложе, а значит, совершенней, чем пусть даже очень успешная K8. Для того, чтобы хоть как-то обеспечить приемлемый уровень продаж, AMD приходилось снижать цены на свои решения. Особенно это касается очень прибыльного серверного рынка. Разница между себестоимостью и розничной ценой изменялась в меньшую сторону, следовательно, сокращались и статьи дохода AMD.

Компания Google продолжает экспансию на рынке интернет-рекламы. Последнее модное веяние в этой индустрии — размещение рекламы в виртуальных мирах многопользовательских сетевых игр. Было бы удивительно, если бы рекламисты Google прошли мимо этого рынка. Не прошли. В скором времени Google приобретет компанию Adscape Media, как раз специализирующуюся на размещении рекламы в онлайновых играх. К слову, Adscape Media была создана еще только в минувшем году и пока не успела проявить себя на рынке. При этом, правда, ее сотрудники утверждают, что штат обладает "в общей сложности сотней лет игрового опыта" и хорошо знает геймеров. Тут стоит вспомнить, что в мае 2006 г. корпорация Microsoft приобрела компанию Massive, также предоставляющую услуги по внедрению в игры динамичной рекламы. Объявления, созданные Massive, уже появлялись в RPG Anarchy Online и шутере Planetside.

В Рунете произошла заметная сделка. Транснациональный (но преимущественно южноафриканский) медиахолдинг Naspers Limited приобрел 30% акций компании Port.ru, которая, в свою очередь, владеет одним из крупнейших интернет-порталов русскоязычного сегмента Сети — Mail.ru. Сумма сделки составила $165 млн. Продавцами акций стали компании Digital Sky Technologies и Tiger Global Management — впрочем, они отдали лишь часть своей доли в Port.ru и остались в числе акционеров компании. Для справки: медиахолдинг Naspers Limited известен в мире как транснациональная компания, владеющая рядом электронных и печатных СМИ. Его акции, в частности, котируются на высокотехнологической бирже NASDAQ. Похоже, нас ждет очередная волна комментариев о растущей инвестиционной привлекательности Рунета.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 2007 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета