Lexis-Nexis: информационная бездна цивилизации

В середине 1990-х годов, когда Интернет в его нынешнем понимании еще только начинал развиваться, многие компании пытались делать бизнес на платном доступе к информации и связанных с ним сервисах. Но очень скоро большая часть информации в Сети стала бесплатной, как и услуги по работе с ней (прежде всего поиск и каталогизация). Платный доступ к данным оказался коммерчески несостоятелен, и предоставлявшие его компании разорились. Но не все, а некоторые даже сохранили прибыльность. В их числе — крупнейшее и старейшее в мире собрание баз данных — американская система Lexis-Nexis. Консервативность построения и функционирования при неизменной вот уже более 30 лет бизнес-модели до сих пор обеспечивает системе Lexis-Nexis прибыльность. И это при том, что практика платного доступа к информации, казалось бы, навсегда ушла в прошлое. Но, оказывается, нет.

Плоды революции


Технологическая революция в передаче данных, произошедшая на границе 1980-90-х годов, казалось, открыла совершенно новые возможности для информационного бизнеса. Сеть давала возможность резко снизить издержки дистрибьюции информационных продуктов — и это при фантастической оперативности всего процесса. Статистика действовала на предпринимателей магически — и в первой половине 1990-х годов вызвала настоящую золотую лихорадку в медиаиндустрии, когда сотни издательских и информационных компаний устремились в Интернет, инвестировав в создание мощных серверов, ориентированных на продажу информации. Однако уже к 1997 году стало окончательно ясно: ставка на продажу информации через Интернет не оправдалась. Огромное предложение бесплатных информационных ресурсов в Сети и нежелание пользователей оплачивать информационные ресурсы привело к банкротству такие мощные серверы, как NewsNet, InfoWizard, EyeQ. Целый ряд интернет-серверов вынужденно согласился на сделки по поглощению более крупными медиаорганизациями — например, Desktop Data приобрела компанию Individual Inc., а M.A.I.D — компанию Dialog — интернет- подразделение медиаконгломерата Knight-Ridder. Всего за два года американские интернет-медиакомпании потеряли около $3 млрд выручки от подписной информации за счет переключения их клиентов на бесплатные информационные ресурсы, субсидируемые за счет интернет-рекламы. Переориентация на доходы от рекламы и поставка индивидуализированной информации стала главной тенденцией развития информационного бизнеса в развитых странах, особенно в США. И только патриарх онлайнового информационного бизнеса — система Lexis-Nexis — продолжала оказывать услуги платного доступа к базам данных. И зарабатывать на этом.

Lexis-Nexis

Еще в 1997 году в базах Lexis-Nexis содержалось больше информации, чем во всем Интернете вместе взятом. Это неудивительно, если учесть, что система Lexis-Nexis была основана еще в 1973 году. Первоначально она обслуживала преимущественно американских юристов. Прецедентное американское законодательство не только требует знания законов и многочисленных поправок к ним, но и заставляет юристов изучать по возможности все дела, подобные тем, которые они ведут. И юристы, естественно, стали благодарными потребителями такой базы данных. Затем настало время следующего шага. Для ведения юридических дел необходимо также обладать персональной информацией о людях и фирмах, причастных к судебным разбирательствам. В результате сейчас Lexis-Nexis обладает базой данных на 323 млн человек. На знаменитостей, естественно, составлены более обширные досье, чем на рядовых американцев. В базы данных о фирмах включены все участники хозяйственной деятельности Америки, Японии и Европы, их ежегодные отчеты, налоговые декларации, долги и обязательства. Далее. Для ведения многих дел нужно знать, как их освещает пресса, удается ли сформировать благожелательное отношение общества к клиенту. Lexis-Nexis начал собирать всю значимую англоязычную прессу. Затем юридическая информация отошла на второй план, уступив новостной и газетной. К текстам на английском языке добавились французские, немецкие, испанские. Сегодня любой пользователь базы данных СМИ Lexis-Nexis может быстро и относительно недорого (максимум $18 в неделю) проводить ежедневный или еженедельный мониторинг мировой прессы (более 9000 источников информации). В 1980-х годах число пользователей Lexis-Nexis значительно увеличилось. К юристам добавились журналисты, бизнесмены, исследователи, преподаватели и студенты.

Сегодня Lexis-Nexis — подразделение крупнейшей издательской компании мира Reed Elsevier с годовым объемом продаж более $5 млрд и числом работающих около 30 тыс. человек. В штаб-квартире Lexis-Nexis в Дэйтоне, штат Огайо, работает около 5 тыс. сотрудников. Базы данных Lexis-Nexis содержат 5 млрд документов из 32.000 постоянных источников, 1.800.000 простых и 13.000 корпоративных пользователей из 100 стран мира ежедневно направляют в Lexis-Nexis более 500.000 запросов. Пополнение баз данных происходит непрерывно — каждые 4 секунды подгружается 93 новых документа, в неделю это составляет 14 млн документов. Причем документом называется и небольшая статья из газеты или журнала, и объемные — до 200 страниц — отчеты по исследованию рынка. Выпуски многих журналов появляются в электронной форме значительно раньше, чем твердая копия выходит в печать. Lexis-Nexis обладает в высшей степени продуманной структурой тематической классификации библиотек и подбиблиотек — своего рода "лоточков" для поиска в них необходимой информации. Какого типа информация расположена в этой гигантской электронной библиотеке?

1. Новости. Тысячи известных международных, национальных, региональных газет, журналов, сообщения телеграфных агентств, отраслевые журналы и бюллетени, стенограммы радиопередач (Bloomberg, Agence France Press, BCC, ASAHI, ITAR-TASS, Associated Press, UP, CNN, Gallup, ABC News/Washington Post, CBS News/The New York Times, Business Wire, Central News Agency, COMPASS Middle East Newswire, CTK, Deutsche Presse- Agentur, Xinhua News Agency, Asian Intelligence Wire from FT Information).
2. Финансовая информация и информация о десятках миллионов компаний мира. Детальная информация из ежегодных отчетов компаний, отчеты инвестиционных фирм о компаниях и отраслях промышленности (Dun & Bradstreet, Creditreform, Disclosure, ICC, Hoppenstedt, Standard & Poor и др.).
3. Бизнес-анализ. Анализ экономического и политического климата в помощь профессионалам для оценки рынка, деловых возможностей в других странах. Аналитические исследования по странам и регионам подготовлены мировыми брокерскими фирмами, правительственными и частными организациями (Coopers & Lybrand, Associated Banks of Europe, Deutsche Bank Research, Министерство торговли США, отчеты Investext, обзоры Predicast, и т.д.). 4. Маркетинговая информация. Самые разнообразные публикации, охватывающие рекламу, маркетинг, маркетинговые исследования, демографические данные, запросы и поведение потребителей, обзоры товаров и услуг (Euromonitor, Frost & Sullivan, UMI, Market Insight, Find/SVP, Economist Intelligence Unit и многие другие публикации).
5. Окружающая среда. Публикации по вопросам состояния окружающей среды, ее охраны — новости, судебные дела, справки о компаниях, биографии, кредиты.
6. Персоналии. Биографии известных деятелей политики, науки, искусства, биографические данные о руководителях компаний.
7. Юридическая информация — законы, дела из судов и другая юридическая информация США, ЕС, Великобритании, Франции, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Китая, России и др.

Список поставщиков информации пополняется непрерывно, причем источники информации расположены по всему миру: Европа, Америка, Азия, Австралия, Африка и Тихоокеанский регион, Россия и другие страны постсоветского пространства. Большая часть документов, доступных через LEXIS-NEXIS, представлена в полном тексте — это основной принцип помещения документов в БД. Однако есть целый ряд источников, которые издатели поставляют в реферативной форме — например, эксклюзивное право на распространение полной электронной версии Wall Street Journal имеет Dow Jones Inc.

Структура и оплата

Каждый источник информации — например, New York Times — хранится в файле, в котором пользователь может найти любые статьи или документы из данного источника. Документы особым удобным для поиска образом разделены на сегменты. Многие (но не все) сходные по характеру индивидуальные файлы собраны в так называемые групповые файлы. Так, индивидуальные файлы, содержащие материалы газет, сосредоточены в групповом файле с названием PAPERS.

Традиционно онлайновый доступ к системе любого пользователя, заключившего договор на информационное обслуживание, осуществлялся с любого компьютера при помощи модема и фирменного ПО, которое предоставлялось клиенту бесплатно. Развитие интернет-технологий привело к тому, что большая часть ресурсов Lexis-Nexis стала доступна через стандартные интернет-браузеры (www.lexis-nexis.com), существенно упростилась система поиска, позволяющая и непрофессионалам проводить достаточно релевантный поиск. Да и прежде работа с системой не требовала специальной основательной подготовки пользователя. Все запросы производятся на естественном языке, набор управляющих команд прост и понятен. Для оплаты услуг Lexis-Nexis используются различные схемы. Пользователь может оплачивать услуги на условиях предоплаты за фиксированный промежуток времени (например, за год) либо по факту получения информации. В последнем случае стоимость услуг фирмы складывается из нескольких слагаемых: оплаты коммуникационного канала, стоимости самого соединения с базами, за повтор транзакций и т.д. Стоимость одного часа соединения с базами Lexis- Nexis составляет до $33 и зависит от типа базы и типа заключенного договора. Lexis-Nexis также может взимать плату за каждый отдельный запрос к системе. Однако при этом за один запрос можно найти, например, все статьи в The New York Times или все курсы валют с 1980 года. Обойдется это в $7, так что игра в любом случае стоит свеч.

Политика безопасности

Lexis-Nexis как одна из известнейших в мире онлайновых информационных служб подвергается непрерывным атакам со стороны хакеров. Добавьте сюда то, что большая часть сотрудников Lexis-Nexis работает на дому, связываясь с головным офисом через Сеть — это тоже добавляет немало рисков. Все это заставило Lexis-Nexis внедрить строгую политику обеспечения безопасности и приучить персонал неукоснительно следовать правилам защиты информации. Кроме того, используются различные технологии защиты вроде VPN, брандмауэров, средств обнаружения вирусов и ПО обратного вызова, которое может быть применено для обнаружения украденных ноутбуков.

Лео Кронин — директор Lexis-Nexis по информационной безопасности — так комментирует существующие правила: "Мы прекрасно представляем себе угрозы, связанные с подключением к сети надомных работников. Поэтому мы разработали несколько стратегий обеспечения контроля за этой средой. Большинство наших служащих четко знают, что нарушение установленных правил чревато серьезными последствиями для компании". Корпоративная политика информационной безопасности Lexis-Nexis диктует и правила обращения пользователей с секретными файлами и документами. Удаленным работникам предписано хранить конфиденциальные файлы только на сервере, а не на настольных ПК. Когда закрытый документ выносится за пределы офиса, то, согласно правилам, он должен быть зашифрован. Кроме того, удаленным работникам Lexis-Nexis не предоставляется доступ к корпоративным системам через Интернет. Для подключения они используют специальный телефонный номер, предназначенный для связи с корпоративной сетью, и дважды проходят аутентификацию с помощью системы персональных имен и паролей. Lexis-Nexis также требует, чтобы надомники использовали только разрешенные компанией аппаратуру и ПО. IT-персонал заранее устанавливает на переносные и настольные ПК средства защиты и специальное ПО, позволяющее заблокировать потенциально опасные web-узлы. Работники также должны подписать обязательство не устанавливать на принадлежащие компании ПК никакого дополнительного ПО.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 2007 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета