Venice Project: пиринговое телевидение

Перед Рождеством 2006 года в Интернете началось закрытое тестирование "Проекта Венеция" (Venice Project) — экспериментальной системы пирингового телевидения. Основателями Venice Project стали очень известные в интернет-сообществе люди: Янус Фриис и Никлас Зеннстром. Это они создали крупнейшую пиринговую сеть KaZaA, а затем VoIP-службу Skype. В разработку нового проекта Фриис и Зеннстром вложили часть денег, полученных от сделки с интернет-аукционом eBay.

Гибрид XXI века


"Проект Венеция" — это своего рода гибрид телевидения и Интернета, в котором присутствуют ключевые особенности обеих технологий. "Классическое" телевидение предоставит профессионально созданные программы; сюда же можно отнести и прочий контент — видеоклипы, домашнее видео, документальные записи и т.п. Интернет-технологии, в свою очередь, дают возможность поиска и доступа к интересующим материалам, установки закладок, создания списков любимых программ, пересылки его друзьям вместе с комментариями. После начала полноценного интернет-вещания пользователи смогут создавать собственные каналы, компонуя для себя программу передач из коллекций крупных студий, содержимого видеосервисов типа YouTube и других источников. Топ-менеджеры Venice Project ведут переговоры с крупными поставщиками контента, и в первую очередь с телевизионными и кинокомпаниями. С двумя крупными компаниями контракты на поставку контента уже подписаны. А небольшие провайдеры контента уже сейчас принимают участие в пробных передачах.

Конечно, сразу же возник вопрос об авторских правах. Пиринговые сети уже давно преследуются судами по всему миру, да и видеосервису YouTube приходится постоянно отбиваться от обиженных правообладателей. Однако Venice Project, судя по всему, от подобных неприятностей застраховался. Янус Фрис так прокомментировал ситуацию: "Это не файлообменная сеть как таковая. У нас большой опыт в сфере работы с авторскими правами. Сервис не будет противоречить американскому закону об авторских правах DMCA, а провайдеры контента смогут сами "деавторизовать", то есть лишать пользователей доступа к своим материалам. Пользователи, загрузившие в сеть пиратский материал, будут выслеживаться и отключаться. Как и Skype, Venice Project устроен просто. Вы скачиваете программу и сразу получаете бесплатное интернет-телевидение. Качество почти телевизионное". Тут еще стоит обратить внимание, что загрузка файлов на пользовательский ПК невозможна: просмотреть каналы можно только в потоковом режиме аналогично телевизору. Для работы с системой Venice Project создано две программы. Первая — клиентская — предназначена для просмотра контента, выбора каналов, создания персональной телепрограммы и т.д. Вторая предназначена для провайдеров контента и позволяет загружать в систему видеоматериалы и контролировать их использование. После загрузки видеоконтента его должны будут авторизовать и только затем распространить среди пользователей сети. Хранятся ролики на компьютерах пользователей, их загрузка осуществляется по частям, но так, чтобы видео можно было просматривать в режиме реального времени. В ходе коммерческой эксплуатации провайдеры контента будут получать свою долю от рекламных доходов. Для пользователей Venice Project будет совершенно бесплатен, но от рекламы им никуда не деться. В системе она есть уже сейчас: пока это небольшие рекламные ролики длительностью три-пять секунд.

Технические особенности

В основе системы Venice Project лежит хорошо знакомая разработчикам р2р-сетей пиринговая технология Joltid Global Index, адаптированная для работы с видеоинформацией. Клиентская программа Venice Project (дистрибутив — 10 Мб) предельно проста в управлении: меню состоит всего из нескольких команд. Из дополнительных сервисов присутствует чат, который позволяет общаться как со своими знакомыми, так и с любыми телезрителями, которые в данный момент смотрят ту же программу. Присутствует также система рейтингов видеоматериалов. Телекартинка демонстрируется в формате 4:3, качество трансляции оценивается участниками тестирования как очень высокое. Однако у этого качества есть своя цена. Соединение с Интернетом должно быть очень быстрым — по меньшей мере, 1 Мбит/с. Вещание осуществляется с потоком порядка 1000 Кбит/с; при этом за час генерируется около 250 Мб трафика. Кроме того, пока система Venice Project работает только под Windows XP SP2. Минимальные системные требования таковы: CPU 900 МГц, 512 Мб оперативной памяти и DirectX 9.0c.

Завеса секретности

Интересно, что создатели Venice Project до сих пор сообщают прессе минимум информации о себе и своем детище. Где расположен головной офис компании, неизвестно. Есть информация о том, что представительства Venice Project действуют и в Европе и США. При этом предпочтение явным образом отдается Европе — европейским зрителям, европейским производителям видеоконтента и европейским рекламодателям. Возможно, это связано с тем, что в Европе традиционно намного более гибкое отношение к авторским правам на медиапродукцию. Что касается персоналий, то пока только трое из участников "Проекта Венеция" раскрыли свои имена. Янус Фриис входит в совет директоров проекта и играет в нем наиболее заметную роль. Никлас Зеннстром в настоящее время является исполнительным директором Skype и членом совета директоров проекта пирингового телевидения. Исполнительный директор Venice Project — давний соратник Фрииса и Зеннстрома Фредрик де Вал.

Перспективы

После начала широкого тестирования Venice Project некоторые наблюдатели заговорили чуть ли не о скорой смерти эфирного ТВ. Это, конечно, преувеличение, однако сомневаться в грядущем коммерческом успехе "Проекта Венеция" не приходится. Тем более, что его создатели не исключают появления в дальнейшем дополнительных платных услуг — к примеру, онлайнового DVR или интеграции со спутниковым вещанием. Заключив партнерство с ведущими телекомпаниями, видеосервисами типа YouTube и онлайновыми рекламистами вроде Google, Venice Project может стать предвестником глобальных перемен для традиционного телевидения. Доступность "быстрого Интернета" и технология равноправных узлов позволят десяткам миллионов абонентов смотреть полноэкранное потоковое видео без особой перегрузки сетей и при этом в полной мере использовать все возможности интерактивного телевещания. Такое развитие событий вполне возможно уже в 2008 году — на это же время должен прийтись пик популярности "Проекта Венеция". Ну, а пока счастливые обладатели широкополосного подключения к Сети могут оценить все достоинства и недостатки Venice Project, наведавшись по адресу theveniceproject.com.

MyNME Radio

Своего рода "родственником" Venice Project стал проект MyNME Radio. Это сервис пирингового радиовещания, запущенный летом 2006 года крупным британским музыкальным порталом NME. Цель компании NME — сформировать сообщество любителей музыки. Представители портала заявили, что уже обеспечили трансляцию более чем трех миллионов музыкальных записей по 100.000 каналов, созданных пользователями. Средний подписчик сервиса при его помощи слушает музыку три четверти из каждого часа. Сервис MyNME Radio бесплатен для пользователей, но его разработчики собираются размещать в системе рекламу.

Технологически проект MyNME Radio основан на технологии, разработанной партнером NME компанией Mercora. Эта технология позволяет одним пользователям получать доступ к музыкальным файлам на компьютерах других, а затем транслировать эти композиции через Интернет. Соответственно, имеется и возможность трансляции музыки со своего компьютера, пройдя необходимую авторизацию в системе. Кевин Хеери — директор отдела по развитию цифровых технологий компании NME — сказал журналистам следующее: "С ежемесячной аудиторией в 1,5 миллиона постоянных посетителей nme.com — самый важный сайт для британского музыкального сообщества. Сотрудничество с Mercora должно обеспечить для этих пользователей музыкальный социальный сетевой эксперимент. Это значительный шаг в реализации всех возможностей музыки в Интернете". Правда, не все пока понятно с юридическими аспектами функционирования MyNME Radio. Компания Mercora начала свою работу в Канаде, где выполняла все требования канадского законодательства по авторскому праву. Однако пиринговая технология, охватывающая миллионы пользователей, почти наверняка приведет к целому ряду конфликтов нового сервиса со звукозаписывающими корпорациями.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2007 год в рубрике сети

©1997-2024 Компьютерная газета