Доставка цифрового контента: WiMAX против кабеля
Цифровые медиатехнологии уже давно вышли за сугубо компьютерные рамки. Сегодня "бытовой" цифровой контент предназначен для воспроизведения на самых различных устройствах, среди которых, конечно же, основное место занимают телевизоры. Но в конечном итоге все потоки медиаинформации — Интернет, цифровой TV-сигнал, телефон (в т.ч. IP-телефония) и т.д. вплоть до охранной сигнализации — замыкаются на одно широкополосное соединение. Понятно, что те операторы, которые смогут контролировать этот канал, будут как минимум уверены в своем будущем. А как максимум — получат сверхприбыли уже в ближайшем будущем.
Классическим примером того, как в современном мегаполисе развиваются и конкурируют между собой различные телекоммуникационные технологии, вполне может служить Москва. На рынке связи российской столицы крутятся миллионы долларов; там нашлось место для самых различных технологических решений, а москвичи имеют возможность сравнить самые разные модели доставки цифрового контента в городские квартиры. О своем намерении повторить коммерческий успех сотовой связи на московском рынке платного доступа к телевизионному и интернет-контенту заявили ведущие финансово- промышленные группы России: АФК "Система", "Нафта-Москва" и "Ренова-Медиа".
Телевизионный кабель
В первые десятилетия своего существования телевидение было исключительно эфирным: для просмотра передач требовалась индивидуальная или коллективная антенна. Однако технологии быстро развивались, и уже с 1960-1970-х годов практически во всех новых городских домах уже при строительстве делалась разводка телевизионного кабеля. Это решение оказалось очень дальновидным: с приходом рыночной экономики в крупных и средних городах почти всех стран СНГ начали появляться самостоятельные компании по управлению кабельными телесетями — как правило, связанные с местной администрацией. В России эти компании затем перешли в руки крупных медиахолдингов, начавших строить собственные телесети. Теперь новые кабельные операторы прокладывают или арендуют высокоскоростные оптоволоконные линии связи максимально близко к потребителям — иногда даже в каждый дом или подъезд, а конечные пользователи для подключения используют все тот же телевизионный кабель или более высококачественный коаксиальный. Эта технология позволяет передавать объемы цифрового контента, во много раз превосходящие нынешние потребности пользователей. В результате абоненты модернизированных кабельных сетей могут не только смотреть десятки или даже сотни телеканалов, но и подключиться к Интернету на высокой скорости, что открывает доступ к широчайшему кругу сервисов включая IPTV- и IP-телефонию.
Впрочем, на этом этапе развития возникла серьезная проблема. Большинство жителей России к 2000 году благодаря "ранним" кабельным операторам уже имели доступ к определенному набору телеканалов (до 20 федеральных и дециметровых каналов) как к обычной коммунальной услуге. И многие абоненты рассуждали следующим образом: "Интернетом я не пользуюсь, а зачем мне платить за 80 телеканалов, если мне сейчас и двадцати вполне хватает?" На то, чтобы изменить отношение потребителей к "новому TV", в одной только Москве ушло порядка пяти лет. В этом деле помогло и принципиальное решение российского правительства о переходе национального телевещания на цифровые технологии. Участники рынка платного телевидения все это время оставались оптимистами, рассчитывая, что российские телезрители рано или поздно захотят большего выбора телепрограмм. Руководители "Космос- ТВ", например, еще в 2002 году обещали, что компания станет "второй МТС", а платное телевидение — такой же массовой услугой, как и сотовая связь.
ADSL и домашние сети
Неожиданно серьезным конкурентом кабельных телесетей в сфере передачи цифрового медиаконтента стали телефонные сети. Технология ADSL, позволившая скачкообразно увеличить скорость передачи информации, дала интернет-пользователям возможности, которые не могли порой предоставить и кабельные сети — особенно в области интерактивных сервисов. IPTV тут же заявило о себе: в Москве в мае 2005 года заработал проект "Стрим-ТВ" от АФК "Система", которая владеет МГТС и крупным альтернативным оператором "МТУ-Интел", предлагающим ADSL-услуги. Пока IPTV в России считается экспериментальной технологией, однако компании, начавшие первыми, уже в выигрыше. К примеру, "Стрим-ТВ", несмотря на тормозящие его развитие судебные иски, уже вышел на самоокупаемость и готовится начать приносить прибыль. Технология IPTV также позволила выйти на рынок передачи цифрового телевизионного контента обычным интернет-провайдерам — владельцам домовых сетей. В России, как и во многих других странах, домовые сети строились как компьютерный аналог кабельных телесетей: их владельцы прокладывали или арендовали высокоскоростные каналы связи до жилых домов и офисных комплексов, а пользователей подключали к ним через компьютерные кабели. На сегодняшний день собственные проекты цифрового телевидения есть у многих московских интернет-провайдеров — например, у "Корбина-Телеком". Дело оказалось настолько перспективным, что провайдерами широкополосного Интернета в Москве стали даже сотовые операторы — "Мегафон" и Skylink.
WiMAX
Однако, по мнению большинства специалистов, теперь главная угроза кабельному телевидению называется WiMAX. Это международный стандарт высокоскоростного радиодоступа в Интернет с "дальнобойностью" одного узла в радиусе нескольких километров. Заявленных скоростей WiMAX (также называемого "сотовой связью четвертого поколения") вполне хватает для качественной двусторонней видеосвязи и мобильного телевидения, не говоря уже про обычный телесигнал и широкополосный доступ в Сеть. И никакой кабель не требуется. Пока WiMAX имеет массу технологических и законодательных проблем, так что трудно даже оценить будущие доходы от этой услуги, в то время как существующие кабельные сети — это огромное число пользователей, уже готовых платить за телевидение (в том числе цифровое и HDTV) и высокоскоростной доступ в интернет. Однако уже сейчас в России есть компании, получившие лицензии на WiMAX. В их числе — сотовый оператор "Вымпелком" и входящий в АФК "Система" оператор "Комстар". Их руководители приводят следующие цифры экономических расчетов: средняя западноевропейская квартира платит за кабельное телевидение $30 в месяц, тогда как российская квартира — порядка $9/мес. Однако рост доходов россиян неизбежно приводит и к росту их расходов на качественный медиаконтент — в Москве и Санкт-Петербурге эта взаимосвязь проявилась уже давно. Кроме того, кабельные компании уверены, что в ближайшем будущем основной рост доходов операторов платного телевидения даст услуга высокоскоростного доступа в Интернет и базирующиеся на ней коммерческие интерактивные услуги.
Денис Лавникевич
Классическим примером того, как в современном мегаполисе развиваются и конкурируют между собой различные телекоммуникационные технологии, вполне может служить Москва. На рынке связи российской столицы крутятся миллионы долларов; там нашлось место для самых различных технологических решений, а москвичи имеют возможность сравнить самые разные модели доставки цифрового контента в городские квартиры. О своем намерении повторить коммерческий успех сотовой связи на московском рынке платного доступа к телевизионному и интернет-контенту заявили ведущие финансово- промышленные группы России: АФК "Система", "Нафта-Москва" и "Ренова-Медиа".
Телевизионный кабель
В первые десятилетия своего существования телевидение было исключительно эфирным: для просмотра передач требовалась индивидуальная или коллективная антенна. Однако технологии быстро развивались, и уже с 1960-1970-х годов практически во всех новых городских домах уже при строительстве делалась разводка телевизионного кабеля. Это решение оказалось очень дальновидным: с приходом рыночной экономики в крупных и средних городах почти всех стран СНГ начали появляться самостоятельные компании по управлению кабельными телесетями — как правило, связанные с местной администрацией. В России эти компании затем перешли в руки крупных медиахолдингов, начавших строить собственные телесети. Теперь новые кабельные операторы прокладывают или арендуют высокоскоростные оптоволоконные линии связи максимально близко к потребителям — иногда даже в каждый дом или подъезд, а конечные пользователи для подключения используют все тот же телевизионный кабель или более высококачественный коаксиальный. Эта технология позволяет передавать объемы цифрового контента, во много раз превосходящие нынешние потребности пользователей. В результате абоненты модернизированных кабельных сетей могут не только смотреть десятки или даже сотни телеканалов, но и подключиться к Интернету на высокой скорости, что открывает доступ к широчайшему кругу сервисов включая IPTV- и IP-телефонию.
Впрочем, на этом этапе развития возникла серьезная проблема. Большинство жителей России к 2000 году благодаря "ранним" кабельным операторам уже имели доступ к определенному набору телеканалов (до 20 федеральных и дециметровых каналов) как к обычной коммунальной услуге. И многие абоненты рассуждали следующим образом: "Интернетом я не пользуюсь, а зачем мне платить за 80 телеканалов, если мне сейчас и двадцати вполне хватает?" На то, чтобы изменить отношение потребителей к "новому TV", в одной только Москве ушло порядка пяти лет. В этом деле помогло и принципиальное решение российского правительства о переходе национального телевещания на цифровые технологии. Участники рынка платного телевидения все это время оставались оптимистами, рассчитывая, что российские телезрители рано или поздно захотят большего выбора телепрограмм. Руководители "Космос- ТВ", например, еще в 2002 году обещали, что компания станет "второй МТС", а платное телевидение — такой же массовой услугой, как и сотовая связь.
ADSL и домашние сети
Неожиданно серьезным конкурентом кабельных телесетей в сфере передачи цифрового медиаконтента стали телефонные сети. Технология ADSL, позволившая скачкообразно увеличить скорость передачи информации, дала интернет-пользователям возможности, которые не могли порой предоставить и кабельные сети — особенно в области интерактивных сервисов. IPTV тут же заявило о себе: в Москве в мае 2005 года заработал проект "Стрим-ТВ" от АФК "Система", которая владеет МГТС и крупным альтернативным оператором "МТУ-Интел", предлагающим ADSL-услуги. Пока IPTV в России считается экспериментальной технологией, однако компании, начавшие первыми, уже в выигрыше. К примеру, "Стрим-ТВ", несмотря на тормозящие его развитие судебные иски, уже вышел на самоокупаемость и готовится начать приносить прибыль. Технология IPTV также позволила выйти на рынок передачи цифрового телевизионного контента обычным интернет-провайдерам — владельцам домовых сетей. В России, как и во многих других странах, домовые сети строились как компьютерный аналог кабельных телесетей: их владельцы прокладывали или арендовали высокоскоростные каналы связи до жилых домов и офисных комплексов, а пользователей подключали к ним через компьютерные кабели. На сегодняшний день собственные проекты цифрового телевидения есть у многих московских интернет-провайдеров — например, у "Корбина-Телеком". Дело оказалось настолько перспективным, что провайдерами широкополосного Интернета в Москве стали даже сотовые операторы — "Мегафон" и Skylink.
WiMAX
Однако, по мнению большинства специалистов, теперь главная угроза кабельному телевидению называется WiMAX. Это международный стандарт высокоскоростного радиодоступа в Интернет с "дальнобойностью" одного узла в радиусе нескольких километров. Заявленных скоростей WiMAX (также называемого "сотовой связью четвертого поколения") вполне хватает для качественной двусторонней видеосвязи и мобильного телевидения, не говоря уже про обычный телесигнал и широкополосный доступ в Сеть. И никакой кабель не требуется. Пока WiMAX имеет массу технологических и законодательных проблем, так что трудно даже оценить будущие доходы от этой услуги, в то время как существующие кабельные сети — это огромное число пользователей, уже готовых платить за телевидение (в том числе цифровое и HDTV) и высокоскоростной доступ в интернет. Однако уже сейчас в России есть компании, получившие лицензии на WiMAX. В их числе — сотовый оператор "Вымпелком" и входящий в АФК "Система" оператор "Комстар". Их руководители приводят следующие цифры экономических расчетов: средняя западноевропейская квартира платит за кабельное телевидение $30 в месяц, тогда как российская квартира — порядка $9/мес. Однако рост доходов россиян неизбежно приводит и к росту их расходов на качественный медиаконтент — в Москве и Санкт-Петербурге эта взаимосвязь проявилась уже давно. Кроме того, кабельные компании уверены, что в ближайшем будущем основной рост доходов операторов платного телевидения даст услуга высокоскоростного доступа в Интернет и базирующиеся на ней коммерческие интерактивные услуги.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2006 год в рубрике интернет