Обзор цифровой фотокамеры Nikon COOLPIX L2. Линейка Life
Корпорация Nikon, основанная в далеком 1917 году, была первой японской компанией, занявшейся разработкой технологий изготовления оптического стекла. Сегодня Nikon является крупнейшим в мире производителем высококачественных объективов, оптики, пленочных и цифровых фотокамер для профессионалов и любителей, пленочных сканеров, фотовспышек и прочих аксессуаров для фотодела. Естественно, за столь долгий период компания успела выпустить огромное количество камер различных форматов под всевозможные носители. Одной из первых Nikon пришла и в цифровой мир, начав производство фотокамер с CMOS-сенсорами в 1997 году.
Вполне естественно, что производителю, имеющему почти вековой опыт производства оптики и фотоаппаратов, было куда проще выйти на этот рынок, чем какому-нибудь новичку в фотоделе, фактически начинающему с нуля. Цифровые фотокамеры Nikon довольно быстро заработали признание среди давних поклонников продукции фирмы и привлекли новых. За девять лет модельный ряд цифровиков разросся до весьма внушительных размеров. Среди них ярко выделяются профессиональные и полупрофессиональные "зеркалки", многие из которых можно назвать шедеврами. Однако у Nikon есть еще и целая серия компактных любительских цифровых фотокамер с несменной оптикой, объединенная под единой торговой маркой COOLPIX. На сегодняшний день в рамках названной серии существует три линейки: Life, Performance и Style. Две последние мы рассмотрим позже, а сегодня на примере фотокамеры Nikon COOLPIX L2 познакомимся с линейкой Life.
Технические характеристики
Для тех, кто не знает или забыл, напомним, что слово "life" переводится с английского как "жизнь". Фотокамеры данной линейки позиционируются как компактные, простые в обращении и недорогие устройства для повседневной жизни. Модели COOLPIX L2 и L3 были анонсированы в феврале 2006 г. Вместе с ними была представлена еще одна фотокамера — COOLPIX L4, являющаяся самой простой в линейке. В августе модельный ряд был расширен еще двумя камерами: COOLPIX L5 и L6. Однако в широкой продаже две эти новинки пока недоступны, да и поначалу после появления на прилавках цены на них, скорее всего, будут завышены. Потому вернемся к камерам, анонсированным в феврале. Прежде чем изучать возможности аппаратов, взглянем на сводную таблицу их технических характеристик.
. по данным ресурса kosht.com, полученным на момент подготовки материала
Как видно из таблицы, модели COOLPIX L2 и L3 отличаются лишь рабочим разрешением матрицы. Во всем остальном камеры абсолютно идентичны. При их изготовлении используется один и тот же корпус, объектив, электронная начинка и т.д. Дополнительный миллион точек на снимках в данном случае стоит около $20-$25. А вот COOLPIX L4 имеет ряд отличий от L2 и L3. Камера является самой простой моделью линейки, и это выражается не только в снижении разрешения сенсора, но и в упрощении режима видеосъемки, отсутствии возможности серийной съемки, а также в меньшем объеме встроенной памяти. Однако, что крайне необычно, младшая L4 имеет и некоторые преимущества даже перед старшей L2. В частности, можно выделить пусть совсем ненамного, но более светосильный объектив с улучшенным макрорежимом, а также более мелкозернистый дисплей. В остальном аппараты практически идентичны и в целом похожи. Для формирования более четкого представления о линейке Life рассмотрим старшую модель февральского анонса — фотокамеру Nikon COOLPIX L2. Поскольку, как уже было отмечено выше, единственное отличие модификации L2 от L3 — разрешение матрицы, практически все, что будет сказано про первую, применимо и ко второй.
Дизайн
Выглядит аппарат довольно элегантно. Материал корпуса — пластик. Конечно, для модели, предназначенной для повседневного использования, металл был бы предпочтительней, но это ощутимо сказалось бы на цене. Здесь ориентация серии на массовый сегмент рынка является определяющим фактором. Тем не менее, плотность и качество подгонки деталей внушают уважение. Никаких люфтов и скрипов нет и в помине, что играет далеко не последнюю роль в восприятии изделия. Большая часть поверхности камеры серебристого цвета (есть черный вариант), а верхняя и левая боковая части обрамлены серебристой вставкой. Кольца и ламели объектива металлические. Толщина корпуса составляет 3 см, вес без батарей всего 120 г. Камера легко помещается в переднем кармане джинсов или нагрудном рубашки, не вызывая при этом дискомфорта. Отсек для батарей АА-типа выполнен в виде прилива в правой (от фотографа) части корпуса, удобно ложащегося в ладонь и обеспечивающего надежный хват. На большой палец ложится львиная доля нагрузки по управлению. Это и навигация по меню, и переключение между режимами, и управление трансфокатором. Указательному остаются лишь кнопка спуска затвора и включения/выключения питания. На них нанесено специальное напыление, придающее клавишам приятную шероховатость. В ответственный момент палец не соскользнет с "курка". Крышка батарейного отсека не создает обычного для камер такого класса ощущения хлипкости. Дверца хорошо посажена на петли и плотно закрывается. Раз уж мы заглянули в батарейный отсек, в очередной раз отметим, что применение элементов питания стандартных размеров является несомненным плюсом. Ni-Mh аккумуляторы дешевы и широко распространены, а в случае неожиданного разряда их всегда можно заменить щелочными батарейками, продающимися на каждом углу. А вот крышечка слота для карты памяти формата SD, напротив, несколько хлипковата. Впрочем, обычно данный элемент устанавливается единожды и в последующем остается в камере.
USB-порт и аудио/видеовыходы совмещены в одном разъеме, прикрытом резиновой заглушкой. То есть синхронизация камеры с компьютером осуществляются через кабель с нестандартным штекером. Потому со шнурком следует быть поаккуратнее, так как найти такой в случае утери или порчи будет проблематично. Несколько странным кажется расположение проушины ремешка для ношения аппарата на запястье. При обычном хвате данная деталь упирается в ладонь и создает некоторый дискомфорт. На задней стенке фотокамеры присутствует неизменный атрибут таких изделий — жидкокристаллический дисплей. По современным меркам размер его невелик — всего два дюйма, однако для предварительного контроля качества снимков этого вполне достаточно. Дисплей больших размеров для данной камеры скорее неоправданная роскошь, чем насущная необходимость. Яркость свечения ламп подсветки можно настраивать из меню. В комплект поставки фотокамеры Nikon COOLPIX L2 включает кабель для синхронизации с ПК и AV-кабель для подключения к телевизору, диск с программным обеспечением, тканевой ремешок для ношения аппарата на запястье. Рассмотрев камеру со всех сторон, нажимаем кнопку включения.
Управление и съемка
Режимы съемки цифрового фотоаппарата Nikon COOLPIX L2 разделены на три части, а переключение между ними осуществляется с помощью трехпозиционного переключателя. Первый режим предназначен для общей фотосъемки без каких-либо предустановок и оптимизаций настроек под конкретные задачи. Пользователю доступны лишь две настройки для непосредственного вмешательства в съемочный процесс. Это настройка баланса белого и выбор величины экспокоррекции. Примечательно, что есть возможность установки баланса белого вручную, по листу белой бумаги, что нетипично для камеры такого класса. Помимо этого, в данном режиме пользователь может установить несколько типов цветовой обработки снимков — таких, как повышение насыщенности, сепия, цианотипия и черно-белое фото. Также доступна серийная съемка, скорость которой порадовала. В буфер помещаются 16 фотографий максимального качества, а их съемка выполняется со скоростью 1,8 кадра в секунду. Да и в остальном аппарат довольно проворен. В частности, от нажатия на кнопку включения до готовности сделать первый снимок проходит 1,8 секунды, а на выполнение одиночного снимка требуется лишь 0,8 секунды включая время, необходимое для фокусировки на объекте и замера продолжительности экспозиции.
К сожалению, пользователю недоступен выбор величины светочувствительности CCD-сенсора. По умолчанию ее значение равно ISO 50, а в условиях слабой освещенности камера автоматически повышает чувствительность до ISO 200. Переключив селектор режимов во второе положение, пользователь получает доступ к набору предустановок типовых сюжетов. Всего их пятнадцать. Причем некоторые из них имеют вспомогательные средства. Например, при выполнении портрета на экране появляются контуры человека, для пейзажа высвечивается линия горизонта, а при съемке архитектуры присутствует целая сетка вспомогательных линий. Возможно, некоторые из этих средств могли бы пригодиться и при профессиональной съемке, а для любительской крайне полезны. Последнее положение рычажка — видеосъемка. Режим видео у Nikon COOLPIX L2 достаточно силен даже для того, чтобы быть реализованным и в более дорогой камере. Разрешения 640х480 точек при скорости 30 кадров в секунду вполне достаточно для создания памятных роликов с последующим их просмотром на экране телевизора. При этом длина ролика не ограничена лишь емкостью карты памяти. Видео можно снимать как с фиксированным, так и со следящим автофокусом — возможность также незаурядная. Но, к сожалению, при использовании следящего фокуса вместе с окружающими оператора звуками на звуковую дорожку накладывается отчетливый шум двигателя фокусировки объектива.
К сожалению, формат газеты не позволяет продемонстрировать качества получаемых снимков, потому остается лишь сухо отметить, что оно довольно высокое. Годы присутствия на рынке цифровой фототехники не прошли для Nikon даром, и накопленные фирмой наработки нашли свое отражение даже в самых недорогих камерах. Автоматика аппарата работает на вполне приличном уровне. Замер экспозиции в большинстве случаев производится корректно, а баланс белого неплохо определяется даже в условиях смешанного освещения. Особенно порадовал быстрый и уверенный автофокус, хорошо работающий даже при слабом освещении. Довольно интересно выглядят и встроенные возможности постобработки изображений. В частности, технология D-Lighting позволяет "вытянуть" неудачную фотографию с чрезмерной подсветкой заднего плана или недостаточно освещенную вспышкой на приемлемый (для любителей) уровень. Есть еще и функция In-Camera Red-Eye Fix, определяющая проявление эффекта красных глаз на снимках людей с использованием вспышки и автоматически исправляющая этот дефект. Уровень энергопотребления аппарата довольно умерен. Комплекта из двух аккумуляторов емкостью 2500 мА*ч хватило на выполнение 120 снимков (около 30% которых были сделаны со вспышкой) и последующего их просмотра.
Выводы
В целом цифровая фотокамера Nikon COOLPIX L2 оставила после себя довольно приятные впечатления. Компактная, простая в обращении и управлении, но при этом достаточно функциональная камера станет хорошим подспорьем для повседневной съемки неискушенного любителя, не желающего переплачивать за ряд невостребованных возможностей. Пользователю не придется оперировать многочисленными зачастую совсем непонятными ему параметрами, прежде чем приступить к съемке. Ну, а для фотографов-любителей, предпочитающих иметь доступ к большему количеству настроек и самому управлять съемочным процессом, компания Nikon выпустила соответствующую линейку фотокамер, названную Performance. Именно с ней на примере одного из представителей линейки мы и познакомимся в следующем номере КГ.
Александр Гуриненко
Вполне естественно, что производителю, имеющему почти вековой опыт производства оптики и фотоаппаратов, было куда проще выйти на этот рынок, чем какому-нибудь новичку в фотоделе, фактически начинающему с нуля. Цифровые фотокамеры Nikon довольно быстро заработали признание среди давних поклонников продукции фирмы и привлекли новых. За девять лет модельный ряд цифровиков разросся до весьма внушительных размеров. Среди них ярко выделяются профессиональные и полупрофессиональные "зеркалки", многие из которых можно назвать шедеврами. Однако у Nikon есть еще и целая серия компактных любительских цифровых фотокамер с несменной оптикой, объединенная под единой торговой маркой COOLPIX. На сегодняшний день в рамках названной серии существует три линейки: Life, Performance и Style. Две последние мы рассмотрим позже, а сегодня на примере фотокамеры Nikon COOLPIX L2 познакомимся с линейкой Life.
Технические характеристики
Для тех, кто не знает или забыл, напомним, что слово "life" переводится с английского как "жизнь". Фотокамеры данной линейки позиционируются как компактные, простые в обращении и недорогие устройства для повседневной жизни. Модели COOLPIX L2 и L3 были анонсированы в феврале 2006 г. Вместе с ними была представлена еще одна фотокамера — COOLPIX L4, являющаяся самой простой в линейке. В августе модельный ряд был расширен еще двумя камерами: COOLPIX L5 и L6. Однако в широкой продаже две эти новинки пока недоступны, да и поначалу после появления на прилавках цены на них, скорее всего, будут завышены. Потому вернемся к камерам, анонсированным в феврале. Прежде чем изучать возможности аппаратов, взглянем на сводную таблицу их технических характеристик.
Модель фотокамеры | COOLPIX L2 | COOLPIX L3 | COOLPIX L4 |
Разрешение матрицы, млн пикселей | 6.0 | 5.1 | 4.0 |
Тип сенсора | 1/2.5-дюймовый CCD-сенсор | ||
Объектив | Zoom-Nikkor f=6.3-19.2 мм (38-116 мм в эквиваленте для 35 мм пленки); f/3.2 (широкоуг.) — f/5.3 (телефото); 5 элементов в 5 группах | Zoom-Nikkor f=6.2-19.1 мм (38-114 мм в эквиваленте для 35 мм пленки); f/2.8 (широкоуг.) — f/4.9 (телефото); 5 элементов в 5 группах | |
Фокусировка | автоматическая фокусировка по методу определения контраста | ||
Дистанции фокусировки (заявленные) | 30 см — бесконечность (широкоуг.); макрорежим: 10 см — бесконечность | 30 см — бесконечность (широкоуг.); макрорежим: 4 см — бесконечность | |
Экспозамер | TTL; матричный, центральновзвешенный | ||
Управление экспозицией | автоматическое, 15 сюжетных режимов | ||
Экспокоррекция | +/-2 EV с шагом 1/3 ступени диафрагмы | ||
Эквивалентная чувствительность матрицы, ISO | 50 (с автоматическим увеличением до 200) | ||
Затвор | комбинированный электронно-механический; доступные выдержки: 4–1/1500 с | ||
Видоискатель | нет | ||
Дисплей | 2-дюймовый цветной жидкокристаллический TFT с регулировкой яркости; 86.000 пикселей | 2-дюймовый цветной жидкокристаллический TFT с регулировкой яркости; 115.000 пикселей | |
Встроенная вспышка | есть | ||
Баланс белого | автоматический, 5 предустановленных настроек, ручной | ||
Постобработка изображения | повышение или понижение насыщенности цветов, контрастности (D-Lighting) | ||
Способы съемки | покадровая; серийная; десятисекундная задержка срабатывания затвора | покадровая; десятисекундная задержка срабатывания затвора | |
Интерфейс для связи с PC | USB 2.0 HI-Speed (PTP) | ||
Хранение снимков | карта памяти Secure Digital (SD); встроенная память 23 Мб | карта памяти Secure Digital (SD); встроенная память 10 Мб | |
Формат файлов | изображения: JPEG (Exif 2.2), 2 степени сжатия; видеоклипы: QuickTime (MOV) | ||
Разрешение изображений | изображения: 2816х2112, 2048x1536, 1024x768, 640x480 пикселей | изображения: 2592х1944, 2048x1536, 1024x768, 640x480 пикселей | изображения: 2272x1704, 1600x1200, 1024x768, 640x480 пикселей |
Разрешение видеороликов | видеоклипы: 640x480 30/15 кадров/сек., 320x240 30/15 кадров/сек., 160х120 15 кадров/сек. | видеоклипы: 640x480 15 кадров/сек., 320x240 15 кадров/сек., 160х120 15 кадров/сек. | |
Воспроизведение | просмотр отснятых изображений и видеороликов на дисплее с возможностью выкадровки и улучшения контрастности (D-Lighting) | ||
Аудио-/видеовыходы | PAL/NTSC | ||
Язык меню | 12 языков, присутствует русский | ||
Питание | 2 щелочных батарейки или NiMh аккумулятора типоразмера АА; сетевой адаптер (продается отдельно) | ||
Рабочие температуры | 0°-40°С | ||
Габаритные размеры | 91.0x60.5x30.0 мм | 86.5x60.5x34.5 мм | |
Вес (без элементов питания и карты памяти) | 120 г | 115 г | |
Цена, USD* | 210-220 | 184-200 | 137-150 |
. по данным ресурса kosht.com, полученным на момент подготовки материала
Как видно из таблицы, модели COOLPIX L2 и L3 отличаются лишь рабочим разрешением матрицы. Во всем остальном камеры абсолютно идентичны. При их изготовлении используется один и тот же корпус, объектив, электронная начинка и т.д. Дополнительный миллион точек на снимках в данном случае стоит около $20-$25. А вот COOLPIX L4 имеет ряд отличий от L2 и L3. Камера является самой простой моделью линейки, и это выражается не только в снижении разрешения сенсора, но и в упрощении режима видеосъемки, отсутствии возможности серийной съемки, а также в меньшем объеме встроенной памяти. Однако, что крайне необычно, младшая L4 имеет и некоторые преимущества даже перед старшей L2. В частности, можно выделить пусть совсем ненамного, но более светосильный объектив с улучшенным макрорежимом, а также более мелкозернистый дисплей. В остальном аппараты практически идентичны и в целом похожи. Для формирования более четкого представления о линейке Life рассмотрим старшую модель февральского анонса — фотокамеру Nikon COOLPIX L2. Поскольку, как уже было отмечено выше, единственное отличие модификации L2 от L3 — разрешение матрицы, практически все, что будет сказано про первую, применимо и ко второй.
Дизайн
Выглядит аппарат довольно элегантно. Материал корпуса — пластик. Конечно, для модели, предназначенной для повседневного использования, металл был бы предпочтительней, но это ощутимо сказалось бы на цене. Здесь ориентация серии на массовый сегмент рынка является определяющим фактором. Тем не менее, плотность и качество подгонки деталей внушают уважение. Никаких люфтов и скрипов нет и в помине, что играет далеко не последнюю роль в восприятии изделия. Большая часть поверхности камеры серебристого цвета (есть черный вариант), а верхняя и левая боковая части обрамлены серебристой вставкой. Кольца и ламели объектива металлические. Толщина корпуса составляет 3 см, вес без батарей всего 120 г. Камера легко помещается в переднем кармане джинсов или нагрудном рубашки, не вызывая при этом дискомфорта. Отсек для батарей АА-типа выполнен в виде прилива в правой (от фотографа) части корпуса, удобно ложащегося в ладонь и обеспечивающего надежный хват. На большой палец ложится львиная доля нагрузки по управлению. Это и навигация по меню, и переключение между режимами, и управление трансфокатором. Указательному остаются лишь кнопка спуска затвора и включения/выключения питания. На них нанесено специальное напыление, придающее клавишам приятную шероховатость. В ответственный момент палец не соскользнет с "курка". Крышка батарейного отсека не создает обычного для камер такого класса ощущения хлипкости. Дверца хорошо посажена на петли и плотно закрывается. Раз уж мы заглянули в батарейный отсек, в очередной раз отметим, что применение элементов питания стандартных размеров является несомненным плюсом. Ni-Mh аккумуляторы дешевы и широко распространены, а в случае неожиданного разряда их всегда можно заменить щелочными батарейками, продающимися на каждом углу. А вот крышечка слота для карты памяти формата SD, напротив, несколько хлипковата. Впрочем, обычно данный элемент устанавливается единожды и в последующем остается в камере.
USB-порт и аудио/видеовыходы совмещены в одном разъеме, прикрытом резиновой заглушкой. То есть синхронизация камеры с компьютером осуществляются через кабель с нестандартным штекером. Потому со шнурком следует быть поаккуратнее, так как найти такой в случае утери или порчи будет проблематично. Несколько странным кажется расположение проушины ремешка для ношения аппарата на запястье. При обычном хвате данная деталь упирается в ладонь и создает некоторый дискомфорт. На задней стенке фотокамеры присутствует неизменный атрибут таких изделий — жидкокристаллический дисплей. По современным меркам размер его невелик — всего два дюйма, однако для предварительного контроля качества снимков этого вполне достаточно. Дисплей больших размеров для данной камеры скорее неоправданная роскошь, чем насущная необходимость. Яркость свечения ламп подсветки можно настраивать из меню. В комплект поставки фотокамеры Nikon COOLPIX L2 включает кабель для синхронизации с ПК и AV-кабель для подключения к телевизору, диск с программным обеспечением, тканевой ремешок для ношения аппарата на запястье. Рассмотрев камеру со всех сторон, нажимаем кнопку включения.
Управление и съемка
Режимы съемки цифрового фотоаппарата Nikon COOLPIX L2 разделены на три части, а переключение между ними осуществляется с помощью трехпозиционного переключателя. Первый режим предназначен для общей фотосъемки без каких-либо предустановок и оптимизаций настроек под конкретные задачи. Пользователю доступны лишь две настройки для непосредственного вмешательства в съемочный процесс. Это настройка баланса белого и выбор величины экспокоррекции. Примечательно, что есть возможность установки баланса белого вручную, по листу белой бумаги, что нетипично для камеры такого класса. Помимо этого, в данном режиме пользователь может установить несколько типов цветовой обработки снимков — таких, как повышение насыщенности, сепия, цианотипия и черно-белое фото. Также доступна серийная съемка, скорость которой порадовала. В буфер помещаются 16 фотографий максимального качества, а их съемка выполняется со скоростью 1,8 кадра в секунду. Да и в остальном аппарат довольно проворен. В частности, от нажатия на кнопку включения до готовности сделать первый снимок проходит 1,8 секунды, а на выполнение одиночного снимка требуется лишь 0,8 секунды включая время, необходимое для фокусировки на объекте и замера продолжительности экспозиции.
К сожалению, пользователю недоступен выбор величины светочувствительности CCD-сенсора. По умолчанию ее значение равно ISO 50, а в условиях слабой освещенности камера автоматически повышает чувствительность до ISO 200. Переключив селектор режимов во второе положение, пользователь получает доступ к набору предустановок типовых сюжетов. Всего их пятнадцать. Причем некоторые из них имеют вспомогательные средства. Например, при выполнении портрета на экране появляются контуры человека, для пейзажа высвечивается линия горизонта, а при съемке архитектуры присутствует целая сетка вспомогательных линий. Возможно, некоторые из этих средств могли бы пригодиться и при профессиональной съемке, а для любительской крайне полезны. Последнее положение рычажка — видеосъемка. Режим видео у Nikon COOLPIX L2 достаточно силен даже для того, чтобы быть реализованным и в более дорогой камере. Разрешения 640х480 точек при скорости 30 кадров в секунду вполне достаточно для создания памятных роликов с последующим их просмотром на экране телевизора. При этом длина ролика не ограничена лишь емкостью карты памяти. Видео можно снимать как с фиксированным, так и со следящим автофокусом — возможность также незаурядная. Но, к сожалению, при использовании следящего фокуса вместе с окружающими оператора звуками на звуковую дорожку накладывается отчетливый шум двигателя фокусировки объектива.
К сожалению, формат газеты не позволяет продемонстрировать качества получаемых снимков, потому остается лишь сухо отметить, что оно довольно высокое. Годы присутствия на рынке цифровой фототехники не прошли для Nikon даром, и накопленные фирмой наработки нашли свое отражение даже в самых недорогих камерах. Автоматика аппарата работает на вполне приличном уровне. Замер экспозиции в большинстве случаев производится корректно, а баланс белого неплохо определяется даже в условиях смешанного освещения. Особенно порадовал быстрый и уверенный автофокус, хорошо работающий даже при слабом освещении. Довольно интересно выглядят и встроенные возможности постобработки изображений. В частности, технология D-Lighting позволяет "вытянуть" неудачную фотографию с чрезмерной подсветкой заднего плана или недостаточно освещенную вспышкой на приемлемый (для любителей) уровень. Есть еще и функция In-Camera Red-Eye Fix, определяющая проявление эффекта красных глаз на снимках людей с использованием вспышки и автоматически исправляющая этот дефект. Уровень энергопотребления аппарата довольно умерен. Комплекта из двух аккумуляторов емкостью 2500 мА*ч хватило на выполнение 120 снимков (около 30% которых были сделаны со вспышкой) и последующего их просмотра.
Выводы
В целом цифровая фотокамера Nikon COOLPIX L2 оставила после себя довольно приятные впечатления. Компактная, простая в обращении и управлении, но при этом достаточно функциональная камера станет хорошим подспорьем для повседневной съемки неискушенного любителя, не желающего переплачивать за ряд невостребованных возможностей. Пользователю не придется оперировать многочисленными зачастую совсем непонятными ему параметрами, прежде чем приступить к съемке. Ну, а для фотографов-любителей, предпочитающих иметь доступ к большему количеству настроек и самому управлять съемочным процессом, компания Nikon выпустила соответствующую линейку фотокамер, названную Performance. Именно с ней на примере одного из представителей линейки мы и познакомимся в следующем номере КГ.
Александр Гуриненко
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2006 год в рубрике hard