Интернет становится медийным. Будем разбираться
Даже обыкновенному пользователю с простым dial-up-подключением Интернет предлагает очень много именно мультимедийных услуг. Наиболее популярные из них — подкастинг, интернет-радио и — на подходе — интернет-ТВ. Начнем, наверное, с интернет-радио как с самого бурно развивающегося информационного сервиса.
Как сделать интернет-радио
Пожалуй, нет ничего проще, чем организовать свое вещание в Интернете. И главное, что нужно иметь организатору сего "виртуального СМИ" — это хороший скоростной канал. То есть давайте посчитаем на пальцах. За минимум качества для передачи аудио принят стандарт примерно 24 Кбит/с, максимально возможная скорость dial-up'a, как мы знаем, — 56 Кбит/сек. То есть сам пользователь может организовать интернет-радио у себя дома, но оно будет доступно максимум для двух человек (24+24=48), либо же слушать радио с 24 Кбит/с и при этом выполнять незначительные действия в Интернете: серфинг, скачивание небольших файлов и т.п. На данный момент на смену dial-up приходит ADSL, в новые дома проводят выделенные линии, и вообще скорости у домашних подключений растут. Что это даст в итоге? Наверное, то, что сейчас происходит во множестве мировых стран. То есть у людей появляется огромный выбор в том, что слушать. Например, сейчас каталог интернет-радиостанций, вещающих только одну классическую музыку, исчисляется множеством десятков.
Конечно, первыми, кто ухватился за идею интернет-радио, были обычные радиостанции, поскольку это расширяло поле их деятельности, и, к тому же, все уже было готово: плейлисты, программная сетка и т.п. Потом за эту же идею ухватились и обычные пользователи, которых не устраивали форматы, придуманные "радийщиками". Вот, сами посмотрите: для того, чтобы сделать радио, посвященное джазу, нужно получить выделенную частоту, оплатить мощный передатчик, его работу, электричество, штат сотрудников (хотя в последнее время, если станция музыкальная, часто все минимизируется до одного-двух человек). Так вот, если вы сделаете то же самое в Интернете, вам нужно будет платить только за трафик, который при полной загрузке будет на процентов 90-95 только исходящим. Для того, чтобы создать свое интернет-радио, достаточно скачать программу SHOUTcast Server по адресу www.shoutcast.com/download и настроить ее согласно инструкциям. Причем на этом сайте вы увидите знакомые логотипы плейера WinAmp, и это одна из самых распространенных программ для прослушивания, но, в принципе, радио, организованное с помощью этого ПО, может читаться и во множестве других программ, поскольку уже является стандартом. Там вы указываете все параметры включая максимально возможное количество слушателей, то есть вводите ограничения.
Подкастинг, и как на нем зарабатывают
Подробно о подкастинге мы уже писали в рамках КГ. Эта модная новинка стала набирать обороты, хотя начиналась с очень непрофессиональных решений. Что было, откуда взялось, и что есть сейчас? Подкастинг — это звуковой вариант сайта. То есть владелец ресурса записывает на компьютер с помощью микрофона новости и т.п., сохраняет это все в аудиофайл и выкладывает для скачивания. Пользователь, в свою очередь, который все время спешит или занят другими делами, скачивает файл подкастинга и слушает его как обычные новости. Причем он это может делать по пути на работу, воспользовавшись плейером. Да, сама идея была поддержана, и владельцы популярных ресурсов ухватились за нее. Но… они не звукари и не радийщики. Поэтому изначально было много шумных записей, с неправильно выставленным уровнем и т.п., музыкальные подкладки, если они и были, звучали или очень громко, или очень тихо. В общем, начался разброд и шатание.
Кстати, на этой теме стали неплохо зарабатывать и разработчики профессионального звукового ПО, выпуская смешные и простые программы записи со встроенным шумоудалением, нормализацией уровня и компрессором, причем слово "подкастинг" стало рекламной фишкой. Не удержались от этого соблазна, кстати, и производители "железа". Фирма Behringer тут как тут выпустила специальный набор для подкастинга, включающий микрофон, микшер, звуковой интерфейс. То есть идея подкастинга стала обрастать сторонниками, поддерживаться фирмами и компаниями. Даже более того: в этом сегменте стал появляться рынок рекламы!!! И не слабый рынок. Помимо того, что рекламу могут вставлять сами владельцы сайтов, записывающие подкастинг-программы, это еще может производиться автоматически. То есть вы знаете о том, что есть интерктивные рекламные системы — например, те, которые вы встретите при использовании Gmail, поисковых систем, каталогов. То есть, если у вас в письме, присланном на GMail, содержится, например, слово "radio", то в правой боковой колонке вы увидите рекламные ссылки, связанные именно с этим словом. Для начинающих объясним, что это называется "контекстной рекламой". Так вот, подобный вариант контекстной рекламы было решено ввести в систему подкастингов, причем на автоматическом уровне. И это прекрасно. Захотела, например, фирма Х сделать широкую рекламу, сделала звуковой логотип и заказала ее через определенный сервис, после чего эти ролики стали "прилипать" ко всем прослушиваемым тематическим подкастинг-программам. Это выгодно заказчику? Безусловно. Потребителям? Скорее да, чем нет, поскольку именно они являются целевой аудиторией, и реклама будет направлена именно на них, то есть будет им интересна. Производителям подкастинг-программ? Да, это реальная возможность заработать, ведь за каждую "прокрутку" рекламного ролика выплачивается определенная сумма.
Интернет-радио будущего
Уже сейчас очевидно, что все будет делиться на группы по интересам — все антиглобалисты в восторге. То есть информационное радио будет давать только информацию, научное — вещать программы о науке, джазовое — крутить только джаз и т.д. Подкасты также будут встраиваться в эти радиостанции как программы, то есть будет взаимовыгодное сотрудничество. Но… мы все забываем еще об одной нарастающей волне — интернет-ТВ, и да, с увеличением "домашних трафиков" станет возможно делать локальные ТВ-станции по интересам и т.д., то есть если кто хочет сейчас уловить момент и вложить деньги в перспективные проекты — вот вам нетронутая ниша. Хотя как "нетронутая" — такие станции уже есть.
Кристофер, christopher@tut.by
Как сделать интернет-радио
Пожалуй, нет ничего проще, чем организовать свое вещание в Интернете. И главное, что нужно иметь организатору сего "виртуального СМИ" — это хороший скоростной канал. То есть давайте посчитаем на пальцах. За минимум качества для передачи аудио принят стандарт примерно 24 Кбит/с, максимально возможная скорость dial-up'a, как мы знаем, — 56 Кбит/сек. То есть сам пользователь может организовать интернет-радио у себя дома, но оно будет доступно максимум для двух человек (24+24=48), либо же слушать радио с 24 Кбит/с и при этом выполнять незначительные действия в Интернете: серфинг, скачивание небольших файлов и т.п. На данный момент на смену dial-up приходит ADSL, в новые дома проводят выделенные линии, и вообще скорости у домашних подключений растут. Что это даст в итоге? Наверное, то, что сейчас происходит во множестве мировых стран. То есть у людей появляется огромный выбор в том, что слушать. Например, сейчас каталог интернет-радиостанций, вещающих только одну классическую музыку, исчисляется множеством десятков.
Конечно, первыми, кто ухватился за идею интернет-радио, были обычные радиостанции, поскольку это расширяло поле их деятельности, и, к тому же, все уже было готово: плейлисты, программная сетка и т.п. Потом за эту же идею ухватились и обычные пользователи, которых не устраивали форматы, придуманные "радийщиками". Вот, сами посмотрите: для того, чтобы сделать радио, посвященное джазу, нужно получить выделенную частоту, оплатить мощный передатчик, его работу, электричество, штат сотрудников (хотя в последнее время, если станция музыкальная, часто все минимизируется до одного-двух человек). Так вот, если вы сделаете то же самое в Интернете, вам нужно будет платить только за трафик, который при полной загрузке будет на процентов 90-95 только исходящим. Для того, чтобы создать свое интернет-радио, достаточно скачать программу SHOUTcast Server по адресу www.shoutcast.com/download и настроить ее согласно инструкциям. Причем на этом сайте вы увидите знакомые логотипы плейера WinAmp, и это одна из самых распространенных программ для прослушивания, но, в принципе, радио, организованное с помощью этого ПО, может читаться и во множестве других программ, поскольку уже является стандартом. Там вы указываете все параметры включая максимально возможное количество слушателей, то есть вводите ограничения.
Подкастинг, и как на нем зарабатывают
Подробно о подкастинге мы уже писали в рамках КГ. Эта модная новинка стала набирать обороты, хотя начиналась с очень непрофессиональных решений. Что было, откуда взялось, и что есть сейчас? Подкастинг — это звуковой вариант сайта. То есть владелец ресурса записывает на компьютер с помощью микрофона новости и т.п., сохраняет это все в аудиофайл и выкладывает для скачивания. Пользователь, в свою очередь, который все время спешит или занят другими делами, скачивает файл подкастинга и слушает его как обычные новости. Причем он это может делать по пути на работу, воспользовавшись плейером. Да, сама идея была поддержана, и владельцы популярных ресурсов ухватились за нее. Но… они не звукари и не радийщики. Поэтому изначально было много шумных записей, с неправильно выставленным уровнем и т.п., музыкальные подкладки, если они и были, звучали или очень громко, или очень тихо. В общем, начался разброд и шатание.
Кстати, на этой теме стали неплохо зарабатывать и разработчики профессионального звукового ПО, выпуская смешные и простые программы записи со встроенным шумоудалением, нормализацией уровня и компрессором, причем слово "подкастинг" стало рекламной фишкой. Не удержались от этого соблазна, кстати, и производители "железа". Фирма Behringer тут как тут выпустила специальный набор для подкастинга, включающий микрофон, микшер, звуковой интерфейс. То есть идея подкастинга стала обрастать сторонниками, поддерживаться фирмами и компаниями. Даже более того: в этом сегменте стал появляться рынок рекламы!!! И не слабый рынок. Помимо того, что рекламу могут вставлять сами владельцы сайтов, записывающие подкастинг-программы, это еще может производиться автоматически. То есть вы знаете о том, что есть интерктивные рекламные системы — например, те, которые вы встретите при использовании Gmail, поисковых систем, каталогов. То есть, если у вас в письме, присланном на GMail, содержится, например, слово "radio", то в правой боковой колонке вы увидите рекламные ссылки, связанные именно с этим словом. Для начинающих объясним, что это называется "контекстной рекламой". Так вот, подобный вариант контекстной рекламы было решено ввести в систему подкастингов, причем на автоматическом уровне. И это прекрасно. Захотела, например, фирма Х сделать широкую рекламу, сделала звуковой логотип и заказала ее через определенный сервис, после чего эти ролики стали "прилипать" ко всем прослушиваемым тематическим подкастинг-программам. Это выгодно заказчику? Безусловно. Потребителям? Скорее да, чем нет, поскольку именно они являются целевой аудиторией, и реклама будет направлена именно на них, то есть будет им интересна. Производителям подкастинг-программ? Да, это реальная возможность заработать, ведь за каждую "прокрутку" рекламного ролика выплачивается определенная сумма.
Интернет-радио будущего
Уже сейчас очевидно, что все будет делиться на группы по интересам — все антиглобалисты в восторге. То есть информационное радио будет давать только информацию, научное — вещать программы о науке, джазовое — крутить только джаз и т.д. Подкасты также будут встраиваться в эти радиостанции как программы, то есть будет взаимовыгодное сотрудничество. Но… мы все забываем еще об одной нарастающей волне — интернет-ТВ, и да, с увеличением "домашних трафиков" станет возможно делать локальные ТВ-станции по интересам и т.д., то есть если кто хочет сейчас уловить момент и вложить деньги в перспективные проекты — вот вам нетронутая ниша. Хотя как "нетронутая" — такие станции уже есть.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2006 год в рубрике интернет