IT-компании: история Rambler

Историю и современную жизнь Рунета сегодня невозможно представить себе без компании Rambler — компании, на деле доказавшей, что в русскоязычном сегменте Сети можно делать успешный бизнес. Начавшись некогда как обычная поисковая машина, Rambler к сегодняшнему дню стал не просто лидером российской интернет-индустрии, но и крупнейшей медиагруппой по охвату аудитории (после национальных телеканалов), компанией с многомиллионным оборотом.

Город биологов


Все начиналось в небольшом подмосковном городке Пущино. Город этот в советские времена был полностью посвящен биологии: в Пущино действовало больше десятка НИИ биологического профиля, жили их сотрудники… и все. Именно там в 1991 году встретились пятеро молодых технарей: Сергей Лысаков, Дмитрий Крюков, Юрий Ершов, Виктор Воронков и Владимир Самойлов. Все они работали инженерами-радиотехниками в пущинских НИИ и все мечтали приобщиться к новой, только что появившейся и малопонятной коммуникационной среде — Интернету. Из этого желания вскоре выросла компания "Стек", которую возглавил Сергей Лысаков. Фирма занималась локальными сетями и подключением пользователей к Интернету (это при том, что большинство людей тогда и ругательства такого не знало). Основными потребителями IT-услуг в то время были научные учреждения. Сотрудники "Стека" самостоятельно проложили компьютерную сеть внутри своего городка, а затем подключили Пущино к Москве. Затем последовало подключение к мировому Интернету — при помощи сети Курчатовского института атомной энергии. В 1992 году компания запустила собственные ftp- и mail-серверы, а два года спустя — свой первый www-сервер.

Первая поисковая

Следующий принципиально важный шаг вперед последовал в 1996 году, когда в "Стеке" решили разработать первую русскую поисковую систему для Интернета. Тогда во всем Рунете насчитывалось с полсотни сайтов, и создавать собственный поисковик на первый взгляд смысла не имело. Но создатели "Стека" лучше других видели, какими темпами растет Сеть, а потому взялись за дело, смирившись с неизбежностью затрат. Программировал программу-поисковик Дмитрий Крюков, отдавая этому делу по 25 часов в сутки. Именно он придумал для поискового робота название Rambler (английское "скиталец, странник, бродяга"). Окончательный вариант поисковика был готов к осени 1996 года. 26 сентября был зарегистрирован домен rambler.ru, а 8 октября компания "Стек" запустила поисковую систему. Отладка системы заняла примерно полгода. К моменту ее окончания весной 1997 года появился Rambler's Top100 — первый в Рунете рейтинг-классификатор, задачей которого было оценивать популярность русскоязычных ресурсов, группировать их по категориям и обеспечивать пользователям прямой доступ к сайтам. Именно появление Top100 в российском сегменте Интернета создало конкурентную среду, что очень удачно сочеталось со взрывным ростом Сети: за первый год существования рейтинга объем русскоязычного сегмента Сети вырос по меньшей мере на два порядка. В этих условиях Rambler's Top100 стал "универсальным барометром сети, общим стандартом медиаизмерений".

Время роста

Насколько быстро рос Рунет, настолько же стремительно развивался Rambler, превращаясь в полноценный интернет-портал, включающий в себя самые различные ресурсы и онлайновые сервисы. Число его постоянных пользователей исчислялось миллионами. Наиболее масштабные перемены датируются 2003- м годом. Во-первых, изменился дизайн головной страницы. Во-вторых, была запущена новая версия поисковой машины, которая отличалась от предыдущей по двум основным параметрам. Во-первых, значительно увеличилась скорость поиска; во-вторых, благодаря новой архитектуре системы обновление поискового индекса стало происходить несколько раз в день. Это, в частности, позволило включать в поиск последние новости. Появившийся тогда же механизм ассоциаций помогает пользователю точнее сформулировать свой запрос и, следовательно, быстрее найти искомый ресурс. Обновилась бесплатная почта: объем почтового ящика увеличился в 3 раза и появилась новая, многоуровневая система защиты от спама. В том же 2003 году Rambler начал действовать как социальный проект по созданию инфраструктуры общества будущего, общества знания. Началось создание системы онлайновых социальных сервисов. Специально для работы в этом направлении был основан Фонд исследований и социальных инициатив Rambler, или Фонд Rambler, президентом которого стал Иван Засурский. Задачей фонда стало содействие максимально полному раскрытию потенциала Сети как коллективного разума или суммы знаний пользователей, а также "максимально возможная помощь тем, кто старается изменить мир к лучшему". В конце 2003 — начале 2004 годов Rambler запустил целую серию инновационных интерактивных проектов, во многом основанных на идеологии Web 2.0. Основными из них стали проекты Rambler-Группы и Rambler-Фото, к которым впоследствии присоединились проекты Rambler-Планета (блоги) и Рамблер- Vision (онлайновый видеосервис наподобие YouTube). Проект Rambler-Группы дал пользователям Рунета возможность обсуждения самых разных тем, которые существуют не только в виде форумов, но также и в виде открытых списков рассылки. Rambler-Фото — это интернет-сообщество для обмена фотографиями. Возможности этого сервиса позволяют пользователям создавать виртуальные фотоальбомы неограниченного объема, загружать в них фотографии, демонстрировать свои фотоработы широкой аудитории. Rambler-Фото также предоставляет механизм обработки и редактирования фотографий, позволяет быстро разместить фотографии в Сети, а также обладает удобным тематическим рубрикатором, который облегчает процесс просмотра фотографий. Rambler-Фото стал основой для медиагруппы Rambler, в рамках которой, в частности, был создан первый в России познавательный телеканал Rambler ТелеСеть. Кроме того, Rambler выпустил собственную версию интернет-пейджера ICQ. Проект Rambler-ICQ был признан одним из самых успешных в Рунете. Все эти ресурсы затем вошли в единый интернет-холдинг Rambler.

Основы основ

Основным ресурсом холдинга Rambler по-прежнему остается одноименная поисковая система, снабженная современным механизмом ассоциаций. До сих пор более двух третей всех обращений к сайту www.rambler.ru — это запросы к поисковой системе. Другая основа — постоянно совершенствуемый Rambler's Top100. Это тот самый рейтинг-классификатор ресурсов российского Интернета, который появился в 1997 году и с тех самых пор предоставляет простым пользователям и специалистам полную картину всего российского киберпространства.

Тор100 делает Рунет прозрачным для обычных пользователей, владельцев ресурсов и, разумеется, рекламодателей. Rambler's Top100 — безусловный лидер медиаизмерений в Сети, который используется рекламодателями для выделения целевых аудиторий и планирования рекламных кампаний в Рунете. Интересно, что сейчас в российском сегменте Интернета крайне сложно "раскрутить" и продать ресурс, не имеющий официальной истории посещаемости в Тор100: без нее практически невозможно доказать, что аудитория своя, регулярная, а не "накрученная" с помощью "черных оптимизаторов". Благодаря развитой системе защиты от накруток статистика Rambler's Тор100 считается самой "консервативной" в Рунете, что одни считают плюсом, а другие — минусом. Каталог сайтов построен таким образом, что собственные ресурсы Рамблера вынесены в отдельную категорию, доступную с главной страницы Тор100 и внутренних страниц рейтинга. То есть прямой конкуренции другим сайтам ресурсы Рамблера не создают. Насколько это справедливо, судить, конечно, пользователям. К слову, в 2004 году Rambler's Тор100 получил сертификат соответствия стандартам качества ISO 9001|2000.

Rambler как СМИ

Свои амбиции в области средств массовой информации портал Rambler проявил достаточно давно — еще в самом конце 1990-х. Чтобы стать одной из крупнейших информационных площадок российского Интернета, "Рамблеру" пришлось открыть специальный проект Rambler Mass Media. Теперь ежемесячно новости "от Rambler" читает более трех с половиной миллионов человек. Как показывают исследования, в рамках регулярной аудитории проекта традиционно высок процент госслужащих и корпоративной аудитории, что делает Rambler Mass Media одной из наиболее привлекательных рекламных площадок русскоязычного Интернета. Чтобы максимально увеличить полноту предоставляемой информации, Rambler Mass Media круглосуточно взаимодействует с более чем 50 российскими и зарубежными СМИ. Кроме того, Rambler Mass Media — безусловный лидер по внедрению
мультимедиатехнологий: помимо текстовых материалов и фоторепортажей, пользователям предоставляются аудио- и видеосюжеты. Но, конечно же, говорить о по-настоящему уникальном новостном продукте не приходится: Rambler Mass Media стал только лишь оптимальным посредником между теми, кто производит информацию, и теми, кто ее потребляет. А это значит, что с медиарынка его вполне может вытеснить кто-то другой, успешно объединивший интернет-технологии с собственным информационным продуктом — тот же "РосБизнесКонсалтинг", к примеру.

В целом, вопрос конкуренции довольно болезненный для сегодняшнего Рунета, особенно в условиях, когда в него пришли деньги серьезных инвесторов. Однако Rambler за десятилетие своего существования сумел максимально диверсифицировать направления своей работы в Сети и создать самые различные ресурсы и сервисы, объединенные общей организационной структурой. А это значит, что потрясения вроде памятного "краха дот-комов" ему уже не страшны.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2006 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета