Серенады "Силиконовой долины"

Вполне вероятно, что корпорацию Sony уже через год мы будем упоминать исключительно в минувшем времени. По крайней мере, именно такое впечатление складывается, когда читаешь данные ее квартального отчета. Всего за три месяца чистая прибыль корпорации упала на 94% (!), составив всего $14,3 млн (раньше Sony столько тратила за квартал на одни только офисные принадлежности!). Для сравнения: в прошлом году этот показатель достигал $615,4 млн Sony также снизила более чем на треть свой прогноз по прибылям в 2006 году. Причины такого положения общеизвестны: грандиозный скандал с массовым отзывом бракованных аккумуляторов для ноутбуков, произведенных Sony, и задержка выпуска игровой консоли Playstation 3.

Но руководство Sony при этом ведет себя, мягко говоря, странно. Гендиректор корпорации Sony Говард Стрингер заявил, что неудачи компании в производстве электроники, и в частности, задержка выпуска Playstation, являются (цитирую) "естественным следствием производства передовых продуктов". Стрингер даже сравнил Sony с европейским авиастроительным концерном Airbus, столкнувшимся с конфликтами в руководстве и также не один раз отодвигавшим сроки выпуска своего самого ожидаемого самолета — аэробуса 380. По словам Стрингера, сложности, возникшие при массовом производстве комплектующих для плейера дисков Blu-ray, входящего в состав консоли Playstation 3, "являются частью использования современных технологий". Глава корпорации при этом добавил, что PS3 уже готова и станет "творческим успехом" Sony. Как бы не так… Японцам попросту не удалось подготовиться как следует к выпуску консоли, в результате чего вместо запланированных 2 млн приставок к моменту всемирного запуска было произведено только 480 тысяч консолей. Из них самой Японии досталось меньше 100 тыс., остальное отправилось в США. Ажиотаж, конечно, получился, но вот о прибылях говорить не приходится. Европа с Россией, Австралия и другие регионы в планах Sony оказались отодвинуты вообще на март 2007 г. Складывается впечатление, что топ-менеджеры Sony вместо того, чтобы срочно искать выход из катастрофической ситуации, занимаются поиском виноватых. Помнится, таким же образом вели себя руководители одной страны, некогда занимавшей шестую часть суши. Ее мы давно уже вспоминаем в прошедшем времени…

Однако "упавшее знамя" Sony уже готовы подхватить конкуренты. Например, компания Toshiba, недавно анонсировавшая выпуск двух новых HD-DVD- плейеров HD-XA2 и HD-XF2. Обе модели поступят в продажу в декабре 2006 г. Как и в случае с первыми моделями HD-DVD, стоимость нового поколения проигрывателей оказалась ниже цены на устройства, поддерживающие формат Blu-ray. Да и других кроликов из своей шляпы Toshiba достает с завидным постоянством. Так что вряд ли мы так уж пострадаем, если Sony сойдет со сцены.

Тем более, что в Азии пальма первенства переходит к Китаю. Не случайно же корпорация IBM и инвестиционный банк Lehman Brothers объявили о формировании нового фонда China Investment Fund, который будет оказывать финансовую поддержку IT-компаниям на территории Китая. Бюджет China Investment Fund составляет $180 млн, из которых $90 млн предоставила IBM и $90 млн — Lehman Brothers. В отличие от других венчурных предприятий, которые оказывают финансовую помощь молодым компаниям в обмен на какую-то их долю, China Investment Fund сосредоточится на поддержке средних и крупных компаний и организаций в государственном и частном секторах. Кроме того, фонд планирует выполнять технические экспертизы и консультировать руководящий состав китайских компаний с целью ускорения их развития.

Свершилось! Одна из крупнейших медиакорпораций мира окончательно и бесповоротно связала свое будущее с "цифрой". Согласно опубликованному годовому отчету американского медиагиганта Walt Disney Co., компания в 2006 финансовом году сумела заработать $3,4 млрд чистой прибыли, что на 33% больше по сравнению с прошлогодним результатом — и все за счет цифровых технологий. Эксперты полагают, что это далеко не предел — ведь пока не начали приносить доход интернет-проекты Disney. Компания намеревается продолжать осваивать новые сектора — в частности, развивать инвестирование в онлайн-проекты. Правда, пока отдачи от этих вложений нет. "Инвестиции в интернет-вещание и онлайн-магазины начнут приносить свои плоды не ранее, чем через пять лет", — заявил глава Walt Disney Co. Роберт Айджер. Впрочем, по его словам, по истечении этого срока компания рассчитывает получить солидные прибыли. Инвестиции в цифровые технологии совершенно необходимы, особенно таким гигантам, как Disney, уверены аналитики медиаиндустрии. "Риск таких вложений относительно небольшой — успех интернет-вещания уже доказан проектами YouTube и MySpace, в Сети существуют тысячи доходных интернет-магазинов. Пять лет — это краткосрочная перспектива, тогда как Disney может позволить себе куда более фундаментальные вложения вроде строительства новых парков аттракционов. Сейчас самое главное для компании — не упустить нужный момент, который как раз настал", — отметил аналитик инвесткомпании Lehman Brothers Колин Теннант. С подобной оценкой согласен и независимый американский эксперт по медиарынку Меррилл Браун: "Успешные медиакомпании вполне в состоянии конкурировать с быстро развивающимися интернет-проектами в том случае, если менеджмент грамотно использует финансовые возможности веб-пространства". Disney уже имеет ряд интернет-проектов — в частности, онлайн- вещание диснеевских телешоу через принадлежащую компании телесеть ABC. Компании также удалось заключить договор с Apple Computer Inc. и продать в сентябре более 500 тыс. фильмов через интернет-магазин iPod store. Согласно планам компании, в 2007 году Disney рассчитывает заработать порядка $700 млн на интернет-проектах. Так, в следующем году Disney модернизирует свои основные веб-порталы (Disney.com, ABC.com и ESPN.com), с тем чтобы повысить долю продаж через Интернет. Помимо освоения Всемирной паутины, Walt Disney активно пытается закрепить за собой статус эксклюзивного поставщика анимационной и кинопродукции. Так, компания планирует начать переговоры по продаже 39% акций развлекательного канала E! Entertainment Television крупнейшему в мире оператору кабельного телевидения Comcast Corp. По предварительным оценкам, сумма сделки составит $1,2 млрд. Comcast крайне заинтересована в получении полного контроля над E! Entertainment Television. Если сделка состоится, Disney заключит с Comcast контракт на эксклюзивный показ своей продукции на основе преференциальной сетки вещания (с учетом пожеланий телезрителей).

На рынке телекоммуникаций кипят свои страсти. Европейский оператор Vodafone объявил о 7 млрд евро чистого убытка, полученного в первом полугодии. Судя по всему, теперь стремление улучшить финансовые показатели заставит компанию сконцентрироваться на развивающихся рынках. Ну, а это, в свою очередь, может поставить крест на планах российских сотовых операторов "большой тройки" по выходу за рубеж. Чистый убыток Vodafone за первое полугодие 2006/2007 финансового года (завершилось 30 сентября) составил 5,039 млрд фунтов стерлингов (7,45 млрд евро) по сравнению с чистой прибылью 2,818 млрд фунтов (4,168 млрд евро) годом ранее. Правда, выручка компании увеличилась на 7,2 %. Крупный убыток на фоне роста выручки связан с уменьшением стоимости активов итальянского и немецкого подразделений компании. Впрочем, перспективы Vodafone выглядят достаточно неплохо. Строительство 3G-сетей в большинстве стран Европы уже завершено, и новых крупных расходов не предвидится, а стабильность показателя ARPU (ежемесячный доход на абонента) гарантирует компании фиксированную операционную выручку. Ну, а проблемы с замедленными темпами роста финансовых показателей компания будет решать путем дальнейшей экспансии на развивающиеся рынки. В то же время, несмотря на конкуренцию, российские операторы сотовой связи рано или поздно смогут выйти на зарубежный рынок. Шансы на победу в конкурентной борьбе за новые активы у российских операторов невелики. Однако лазейки остаются. Первая из них — выход на рынки, где Vodafone уже имеет подразделения. Путь второй — захватывать те рынки, выходить на которые европейский холдинг телекоммуникаций не намерен. Правда, тут нужно учитывать, что развитие на зарубежных рынках требует иного подхода к ведению бизнеса, особых правил проведения маркетинговых мероприятий, а подобного опыта и знаний у российских операторов пока нет.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 2006 год в рубрике бизнес

©1997-2022 Компьютерная газета