Интернет-бизнес против медиакорпораций: канун "битвы титанов"

В последнее время вопрос доступности мультимедийного контента стал принципиальным для ведущих интернет-компаний. Ведь качественный контент — залог высокой посещаемости ресурса, а значит, и его прибыльности как рекламной площадки. Но крупнейшие телевизионные и звукозаписывающие компании и киностудии — так называемые "мейджоры" — очень ревностно относятся к авторским правам на свою продукцию, максимально ограничивая возможности ее копирования и свободного распространения. Проблема конфликта интересов зрела давно. И вот теперь интернет-компании при активной поддержке общественности начали масштабное наступление на мейджоров, заставляя их принять новые правила игры. Удастся ли "освободить" цифровой медиаконтент?

Мейджоры, правившие бал


На протяжении ХХ века звукозаписывающие и кинокомпании с участием примкнувшего к ним позже телевидения сформировали колоссальную по масштабам индустрию, оперирующую невероятным объемом финансовых средств. В принципе, сюда же можно отнести и крупнейшие книгоиздательства. Под их совместным давлением были приняты законы об авторском праве, порой доводящие ситуацию до абсурда. Судите сами: сейчас звукозаписывающая компания забирает примерно 90% доходов от продажи произведения, и только 10% уходит автору. Более того, крупные компании так управляют рынком, что сегодня у автора или исполнителя, который хочет раскрутиться, нет другого выхода, кроме как идти к мейджору. Воспроизведение либо показ готовых произведений также все жестче регламентируются. Например, в Европе и США действуют правила, согласно которым, если, скажем, в кафе звучит музыка из радиоприемника, то владельцы кафе должны платить правообладателю за публичное исполнение его произведения (при этом станция, передавшая песню в эфир, также платит мейджору). А как вам такой пример: в мае 2006 г. Ассоциация звукозаписывающих компаний Америки (RIAA) подала судебный иск против радио XM Satellite. Результатом суда стало то, что радиослушателям запретили применять цифровые устройства для записи транслируемой музыки! Наступление "эры Интернета" компании-мейджоры восприняли как катастрофу. Возможность свободного, без потери качества, распространения по Сети цифрового контента правообладатели восприняли однозначно: как пиратство в чистом виде. Вместо того, чтобы разрабатывать новые бизнес-схемы (учитывающие WWW как подспорье в получении прибыли), в погоне за прибылью мейджоры начали лоббировать ужесточение законодательства в сфере обмена музыкальными и видеофайлами в Интернете. Базовые права слушателей/зрителей/читателей и других участников рынка при этом практически игнорировались.

Сначала жесткой атаке со стороны звукозаписывающей индустрии подверглись FTP-архивы. Однако с 2000 года главным объектом ненависти мейджоров стали файлообменные (пиринговые) сети. Первая р2р-сеть Napster до закрытия продержалась года два, хотя навеки вошла в бурную историю раннего Интернета. Затем звукозаписывающие фирмы начали настоящую судебную войну против пиринговых сетей и их пользователей. За последние пять лет в западных странах по судебным решениям закрылись десятки файлообменных сервисов, а тысячи их пользователей были оштрафованы. Война мейджоров против р2р-сетей не прекращается по сей день: так, летом этого года компании Universal, EMI, Sony BMG и Warner выиграли суд против крупнейшего файлообменника KaZaA. Теперь владельцы KaZaA обязаны модифицировать программное обеспечение таким образом, чтобы при скачивании файлов пользователи не нарушали авторских прав. Кроме того, чтобы уладить дело, KaZaA выплатила мейджорам $100 млн. Онлайновым видеосервисам не легче — к примеру, угрозы судебного разбирательства постоянно висят над сайтом YouTube, недавно купленным Google. Теперь компания по первому требованию снимает видеофайлы со страниц сайта, если те были размещены без согласия правообладателя. Причем создателям видеофайлов грозят судебные иски: представители YouTube вынуждены передавать мейджорам всю информацию о нарушителях.

Digital Freedom

Интернет-компаниям "мейджорский" подход к ведению бизнеса абсолютно чужд. В самом деле, представьте себе веб-дизайнера, требующего оплату за каждые 1000 показов разработанного им сайта и запрещающего пользователям сохранять его на своем жестком диске! В основе Интернета — свободный обмен информацией, что абсолютно неприемлемо для мейджоров. До недавнего времени открыто противостоять мейджорам пытались лишь небольшие общественные организации. Результат их усилий был мизерный. И вот в середине октября нынешнего года в США появилась организация Digital Freedom, которая сразу объявила о том, что будет бороться с жесткими ограничениями крупных теле-, кино- и звукозаписывающих компаний в области распространения музыки и видео через Интернет. В Digital Freedom вошли Американская ассоциация покупателей электроники, Ассоциация
производителей компьютеров и средств коммуникаций, адвокатская группа Public Knowledge и многие другие некоммерческие организации — то есть организации, реально влияющие на рынок. Но еще более важно то, что за Digital Freedom стоят такие крупные компании, как Microsoft, Google, Oracle, Yahoo, Sun и другие, бизнес которых страдает от законодательных инициатив правообладателей. Все они объявили о том, что будут поддерживать Digital Freedom финансово, технически, юридически и т.д. Таким образом, сформировался мощнейший альянс, объединивший с одной стороны конечных потребителей цифровой медиапродукции, а с другой — гигантов интернет-бизнеса. Такая сила вполне может поставить на место мейджоров медиаиндустрии. Если Digital Freedom начнет активно действовать, то уже в 2007 году мы станем свидетелями ряда громких судебных процессов по "освобождению" цифрового медиаконтента. В сравнении с тем, что нам предстоит увидеть, нынешняя шумиха вокруг сайта AllOfMP3.com покажется просто мышиной возней.

Слово скептиков

Впрочем, многие эксперты уверены что Digital Freedom ничего не добьется. По их словам, эта организация напоминает появляющиеся сейчас в разных странах партии пиратов, которые пытаются обеспечить прикрытие для действий пиратов в Интернете. Представители этих партий исходят из постулата, что правообладание — это зло, что оно тормозит развитие общества. Но авторские права — это компромисс между обществом и автором: автор дает наработки, а общество обязуется ему платить. Есть, конечно, и альтернатива — свободное распространение и открытые системы. Самый известный пример в компьютерном мире — свободно распространяемая ОС Linux. Соня Соколова — генеральный директор известной российской компании Soundkey — так прокомментировала происходящее: "Движения, посвященные борьбе с копирайтом, возникают регулярно, но все они разбиваются об одну проблему: за многие годы работы издателями был накоплен огромный финансовый и юридический багаж, который позволяет им сейчас продвигать свои интересы".

Непродуманное будущее

Между тем, на горизонте замаячил новый источник раздоров. Речь идет о мобильных устройствах и технологиях, которые создают новую модель взаимоотношений между мейджорами и потребителями медиаконтента. Исследовательская фирма Informa Telecoms & Media указывает, что к 2011 году доходы от продажи мобильной музыки превысят $13 млрд, причем значительная часть прибыли придется на рингтоны. Кроме этого, большие надежды подают многочисленные сервисы для передачи потокового аудиоконтента и загрузки музыкальных композиций. При этом основную часть доходов в ближайшие несколько лет принесут Азиатско-Тихоокеанский регион (в 2006 г. он занял около 56% рынка), США и Япония. А с 2011 г. лидером рынка цифрового контента для мобильных устройств станет Китай. В подтверждение своих смелых прогнозов аналитики приводят тот факт, что сегодня mp3- плейер имеется практически в каждом современном телефоне, а мобильные операторы осуществляют активное внедрение музыкальных услуг. К тому же, практически все крупные телекоммуникационные компании сейчас тестируют решения в области мобильного телевидения и интерактивных мультимедийных сервисов.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2006 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета