Компьютерное музыкальное образование для детей
"Осовременивание" музыкального и творческого образования, озвучиваемого в рамках круглых столов и семинаров типа "Синтезатор в музыкальной школе", — это уже нафталин. Да, синтезатор как отдельный инструмент доступнее для понимания педагогов, а также сравнительно недорог (дешевле, чем музыкальный компьютер с установленным ПО). Но… сегодняшние дети будут работать уже на компьютерных технологиях, и на данный момент им необходимы другие знания.
Несколько месяцев назад ко мне обратились педагоги из одного элитного российского учебного заведения с просьбой придумать небольшой учебный план для освоения компьютера детьми младшего возраста с целью "обучения и приобретения навыков при работе с современными технологиями в области музыкального творчества". В данном материале я сделаю краткую выжимку из написанного в то время, но с сохранением смысла. Причем в расчет принимался и уровень знаний музыкальных педагогов в том числе, который в компьютерном смысле иногда близок к "детскому":). Не обижайтесь: все мы в чем-то дети. Итак, приступим. Разобьем все на три тематических части, каждая из которых требует твердых знаний от преподавателя и показывает, чему нужно обучить ребенка.
Часть 1. "Одна и та же кнопка?" Что нужно знать преподавателю?
Синтезаторы и инструменты, базирующиеся на компьютерах, имеют одну и ту же структуру, состоящую из блока управления (по-простому — фортепианная MIDI-клавиатура) и блока синтеза (там, где формируется звук). Вся система работает по принципу "команда — действие". То есть, нажав на клавишу, вы сообщаете определенную команду блоку синтеза. У синтезатора-инструмента этот блок встроен внутри, и у компьютера тоже "внутри", но в виде различных программ. То есть принцип "команда — действие" работает идентично в обоих случаях. Только вот в компьютерном ПО, как и в синтезаторе, вы можете выбирать любые инструменты, их количество значительно больше и не ограничивается определенной программой или моделью. Плюс у каждой программы свой графический интерфейс… Начнем с азов.
Часть 1. "Одна и та же кнопка?" Что нужно объяснить ребенку?
Принцип понятия "интерактивности" на примере стандартных вариантов "команда — действие/изменение условий/та же команда — другое действие". Для самого начала откройте текстовый редактор типа Microsoft Word, выберите крупный размер шрифта (лучше с каким-нибудь ярким цветом), попросите ребенка нажать букву на клавиатуре и запомнить соответствующую ей кнопку. Потом сами нажмите Caps Lock на клавиатуре, попросите ребенка нажать на ту же кнопку, что и ранее (строчная поменяется на заглавную), измените язык с русского на английский (на клавиатуре), попросите ребенка опять нажать ту же кнопку (изменится буква), опять нажмите Caps Lock, попросите ребенка нажать "свою" клавишу. В результате на таком примере вы показали ребенку и должны объяснить, что, хотя дается одна и та же команда (нажимается одна и та же кнопка), все зависит от условий, в которых она дается, и этими условиями управляет сам человек.
Для продолжения этого урока покажите ребенку в Word панель с цветами и попросите напечатать одну и ту же букву несколько раз подряд, но с цветами на его самостоятельный выбор. Если он начнет экспериментировать с заглавными и строчными или спросит у вас, как переключать на английский — значит, ребенок креативный — это плюс. В данной ситуации нужно пояснить, что в музыке компьютер ведет себя точно так же, то есть по нажатии одной и той же клавиши он может воспроизводить разные инструменты. Для этого вам нужна программа с поддержкой обычного General MIDI. Вы можете поиграть с ребенком в "угадай инструмент". Он будет нажимать кнопку и говорить название, в то время как вы будете менять инструменты. Потом поменяйтесь местами.
Часть 2. "Учимся слушать тембры". Что нужно знать преподавателю?
Запись в нотах, точно так же, как и запись в MIDI-файле, является не чем иным, как зафиксированными командами к действию. При желании одни и те же ноты может сыграть как пианист, так и скрипач, а MIDI-файл — воспроизвестись любым компьютерным инструментом или множеством оных.
Часть 2. "Учимся слушать тембры". Что нужно объяснить ребенку?
Для примера загружаете любую программу с MIDI-секвенсором. Открываете знакомую запоминающуюся аранжировку типа "Танец Феи Драже" Чайковского, что непременно всегда лежит в каталоге Media папки Windows. Слушаете, как звучит оригинал, потом меняете инструменты и показываете ребенку, как это делать. Просите его сделать "аранжировку" — пока это будет звучать так, — а на самом деле подобрать те инструменты, которые ему нравятся. Не забывайте хвалить и постоянно советоваться с ним, как со взрослым человеком, как будто занимаетесь самым что ни на есть серьезным делом. На самом деле так оно и есть — прививается тембральный слух.
Часть 3. "Начала творчества". Что нужно знать преподавателю?
Современные компьютерные инструменты базируются либо на синтезированных, то есть искусственно сгенерированных, либо на обычных записанных звуках. Во втором случае они называются сэмплерами.
Режимы работы таких виртуальных, то есть программных, инструментов (нужно запомнить раз и навсегда):
Stand-alone — программный синтезатор запускается как самостоятельная оболочка и сразу же готов к действию.
Plug-in (VSTi, DXi) — программный синтезатор запускается как "плагин", или подключаемый модуль (запоминайте терминологию). Как вы понимаете, он должен подключаться к чему-то главному, основообразующему, чем и является программа-"хост" (host), т.е. "главная". Зачем такое разбиение? К программе-хосту можно подключать сколь угодно большое количество инструментов, создавать из них целые оркестры, писать уникальные аранжировки. В качестве хостов обычно выступают программы многодорожечной записи, в которых имеется MIDI-секвенсор (Cubase, Nuendo, SONAR, Tracktion и т.д.) либо некоторые программы нотации (Finale, Sibelius), либо отдельные облегченные программы типа Bram Bos Tunafish, Savi Host и т.д.
Часть 3. "Начала творчества". Что нужно объяснить ребенку?
Загрузите программу-хост, а вернее, MIDI-секвенсор (Steinberg Cubase/Nuendo, Mackie Tracktion). Введите в нее какую-нибудь гармоническую сетку — на первом этапе лучше обычный "квадрат" на 4/4. И — внимание! — скачайте до этого бесплатный VST-инструмент Delay Lama ( сайт ). Внешне этот программный синтезатор выполнен очень интересно и рассмешит даже взрослых. Разработан он недавно четырьмя голландскими студентами, но сама идея уже так понравилась пользователям всего мира, что вскоре появится множество подобных разработок. В общем, перед вами смешной анимированный персонаж (тибетский лама), который открывает рот во время пения, а пение — это и есть результат нажатия по той или иной клавише на фортепианной (MIDI) клавиатуре. Сначала дайте ребенку вволю наиграться с этой игрушкой, с чем он может провозиться достаточно долго (в некоторых случаях 20 минут и более). Потом включите аранжировку, то есть гармонический квадрат, который вы приготовили заранее. Попросите ребенка придумать мелодию на данную "подложку", оставьте его с экспериментами. Запишите один из результатов, объясните суть кнопок "запись", "останов", "воспроизведение". Совместно выясните, с какими геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник) каждая из них ассоциируется. На данном этапе не внедряйте таких сложных слов, как "воспроизведение" (замените его на "играть"). Дальнейшие занятия с "ламой" нужно разбить на несколько уроков, где вы усложняете задачу, а именно: меняете гармонию, темп, размер "подложки" (3/3, 6/8 — на ваше усмотрение). Пусть ребенок начнет самостоятельно записывать и воспроизводить, то есть осваивать так называемую транспортную панель.
В завершение
Конечно, в 2006 году уже гораздо легче составлять планы занятий для детского творчества на базе компьютера. Потому как раньше в музыкальных программах с трудом разбирались даже взрослые и маститые. Но сегодня обычный MIDI-секвенсор с поддержкой VST и Delay Lama — великолепные средства для старта. Хочется сделать несколько замечаний. На самом деле программ для детей очень много, но все больше зависит от преподавателя. Это объяснять не нужно. Программы-дэнс-мейкеры, где композиции собираются из кирпичиков с ритмическими и музыкальными фразами, хоть и не несут в себе ничего серьезного, все же могут привить или более развить чувство композиции, а также получить опыт управления компьютерными программными интерфейсами.
Кристофер, christopher@tut.by
Несколько месяцев назад ко мне обратились педагоги из одного элитного российского учебного заведения с просьбой придумать небольшой учебный план для освоения компьютера детьми младшего возраста с целью "обучения и приобретения навыков при работе с современными технологиями в области музыкального творчества". В данном материале я сделаю краткую выжимку из написанного в то время, но с сохранением смысла. Причем в расчет принимался и уровень знаний музыкальных педагогов в том числе, который в компьютерном смысле иногда близок к "детскому":). Не обижайтесь: все мы в чем-то дети. Итак, приступим. Разобьем все на три тематических части, каждая из которых требует твердых знаний от преподавателя и показывает, чему нужно обучить ребенка.
Часть 1. "Одна и та же кнопка?" Что нужно знать преподавателю?
Синтезаторы и инструменты, базирующиеся на компьютерах, имеют одну и ту же структуру, состоящую из блока управления (по-простому — фортепианная MIDI-клавиатура) и блока синтеза (там, где формируется звук). Вся система работает по принципу "команда — действие". То есть, нажав на клавишу, вы сообщаете определенную команду блоку синтеза. У синтезатора-инструмента этот блок встроен внутри, и у компьютера тоже "внутри", но в виде различных программ. То есть принцип "команда — действие" работает идентично в обоих случаях. Только вот в компьютерном ПО, как и в синтезаторе, вы можете выбирать любые инструменты, их количество значительно больше и не ограничивается определенной программой или моделью. Плюс у каждой программы свой графический интерфейс… Начнем с азов.
Часть 1. "Одна и та же кнопка?" Что нужно объяснить ребенку?
Принцип понятия "интерактивности" на примере стандартных вариантов "команда — действие/изменение условий/та же команда — другое действие". Для самого начала откройте текстовый редактор типа Microsoft Word, выберите крупный размер шрифта (лучше с каким-нибудь ярким цветом), попросите ребенка нажать букву на клавиатуре и запомнить соответствующую ей кнопку. Потом сами нажмите Caps Lock на клавиатуре, попросите ребенка нажать на ту же кнопку, что и ранее (строчная поменяется на заглавную), измените язык с русского на английский (на клавиатуре), попросите ребенка опять нажать ту же кнопку (изменится буква), опять нажмите Caps Lock, попросите ребенка нажать "свою" клавишу. В результате на таком примере вы показали ребенку и должны объяснить, что, хотя дается одна и та же команда (нажимается одна и та же кнопка), все зависит от условий, в которых она дается, и этими условиями управляет сам человек.
Для продолжения этого урока покажите ребенку в Word панель с цветами и попросите напечатать одну и ту же букву несколько раз подряд, но с цветами на его самостоятельный выбор. Если он начнет экспериментировать с заглавными и строчными или спросит у вас, как переключать на английский — значит, ребенок креативный — это плюс. В данной ситуации нужно пояснить, что в музыке компьютер ведет себя точно так же, то есть по нажатии одной и той же клавиши он может воспроизводить разные инструменты. Для этого вам нужна программа с поддержкой обычного General MIDI. Вы можете поиграть с ребенком в "угадай инструмент". Он будет нажимать кнопку и говорить название, в то время как вы будете менять инструменты. Потом поменяйтесь местами.
Часть 2. "Учимся слушать тембры". Что нужно знать преподавателю?
Запись в нотах, точно так же, как и запись в MIDI-файле, является не чем иным, как зафиксированными командами к действию. При желании одни и те же ноты может сыграть как пианист, так и скрипач, а MIDI-файл — воспроизвестись любым компьютерным инструментом или множеством оных.
Часть 2. "Учимся слушать тембры". Что нужно объяснить ребенку?
Для примера загружаете любую программу с MIDI-секвенсором. Открываете знакомую запоминающуюся аранжировку типа "Танец Феи Драже" Чайковского, что непременно всегда лежит в каталоге Media папки Windows. Слушаете, как звучит оригинал, потом меняете инструменты и показываете ребенку, как это делать. Просите его сделать "аранжировку" — пока это будет звучать так, — а на самом деле подобрать те инструменты, которые ему нравятся. Не забывайте хвалить и постоянно советоваться с ним, как со взрослым человеком, как будто занимаетесь самым что ни на есть серьезным делом. На самом деле так оно и есть — прививается тембральный слух.
Часть 3. "Начала творчества". Что нужно знать преподавателю?
Современные компьютерные инструменты базируются либо на синтезированных, то есть искусственно сгенерированных, либо на обычных записанных звуках. Во втором случае они называются сэмплерами.
Режимы работы таких виртуальных, то есть программных, инструментов (нужно запомнить раз и навсегда):
Stand-alone — программный синтезатор запускается как самостоятельная оболочка и сразу же готов к действию.
Plug-in (VSTi, DXi) — программный синтезатор запускается как "плагин", или подключаемый модуль (запоминайте терминологию). Как вы понимаете, он должен подключаться к чему-то главному, основообразующему, чем и является программа-"хост" (host), т.е. "главная". Зачем такое разбиение? К программе-хосту можно подключать сколь угодно большое количество инструментов, создавать из них целые оркестры, писать уникальные аранжировки. В качестве хостов обычно выступают программы многодорожечной записи, в которых имеется MIDI-секвенсор (Cubase, Nuendo, SONAR, Tracktion и т.д.) либо некоторые программы нотации (Finale, Sibelius), либо отдельные облегченные программы типа Bram Bos Tunafish, Savi Host и т.д.
Часть 3. "Начала творчества". Что нужно объяснить ребенку?
Загрузите программу-хост, а вернее, MIDI-секвенсор (Steinberg Cubase/Nuendo, Mackie Tracktion). Введите в нее какую-нибудь гармоническую сетку — на первом этапе лучше обычный "квадрат" на 4/4. И — внимание! — скачайте до этого бесплатный VST-инструмент Delay Lama ( сайт ). Внешне этот программный синтезатор выполнен очень интересно и рассмешит даже взрослых. Разработан он недавно четырьмя голландскими студентами, но сама идея уже так понравилась пользователям всего мира, что вскоре появится множество подобных разработок. В общем, перед вами смешной анимированный персонаж (тибетский лама), который открывает рот во время пения, а пение — это и есть результат нажатия по той или иной клавише на фортепианной (MIDI) клавиатуре. Сначала дайте ребенку вволю наиграться с этой игрушкой, с чем он может провозиться достаточно долго (в некоторых случаях 20 минут и более). Потом включите аранжировку, то есть гармонический квадрат, который вы приготовили заранее. Попросите ребенка придумать мелодию на данную "подложку", оставьте его с экспериментами. Запишите один из результатов, объясните суть кнопок "запись", "останов", "воспроизведение". Совместно выясните, с какими геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник) каждая из них ассоциируется. На данном этапе не внедряйте таких сложных слов, как "воспроизведение" (замените его на "играть"). Дальнейшие занятия с "ламой" нужно разбить на несколько уроков, где вы усложняете задачу, а именно: меняете гармонию, темп, размер "подложки" (3/3, 6/8 — на ваше усмотрение). Пусть ребенок начнет самостоятельно записывать и воспроизводить, то есть осваивать так называемую транспортную панель.
В завершение
Конечно, в 2006 году уже гораздо легче составлять планы занятий для детского творчества на базе компьютера. Потому как раньше в музыкальных программах с трудом разбирались даже взрослые и маститые. Но сегодня обычный MIDI-секвенсор с поддержкой VST и Delay Lama — великолепные средства для старта. Хочется сделать несколько замечаний. На самом деле программ для детей очень много, но все больше зависит от преподавателя. Это объяснять не нужно. Программы-дэнс-мейкеры, где композиции собираются из кирпичиков с ритмическими и музыкальными фразами, хоть и не несут в себе ничего серьезного, все же могут привить или более развить чувство композиции, а также получить опыт управления компьютерными программными интерфейсами.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2006 год в рубрике мультимедиа