MySpace, YouTube и Google: одна война на троих
Изменения на рынке интернет-рекламы в последние месяцы идут с невероятной скоростью — буквально каждую неделю образуются и распадаются бизнес- союзы, происходят слияния и поглощения компаний — участников рынка. Все это до боли напоминает ажиотаж времен интернет-бума 1997-2001 годов. Со своими, конечно, особенностями — все же в наши дни интернет-пользователей на планете в несколько раз больше, чем лет 8 назад, да и средняя скорость подключения к Сети намного выросла.
Немногим более месяца назад медиакомпания News Corp. подписала очень важный контракт с Google, касающийся популярнейшей в мире социальной сети MySpace. News Corp. приобрела MySpace примерно полгода назад за $580 млн. Согласно контракту с Google, поисковая система интернет-гиганта будет использоваться для совершенствования структуры сайта MySpace.com и размещения на нем контекстной рекламы. Это соглашение гарантирует MySpace получение дохода в размере $900 млн за три года. Этого более чем достаточно не только для возвращения вложенных News Corp. в социальную сеть средств, но и для получения неплохой прибыли. Картина казалась идиллической до того момента, пока Google не приобрела за $1,6 млрд компанию YouTube — известнейшего видеоагрегатора в Интернете. С одной стороны, YouTube сам по себе не является прямым конкурентом сервиса MySpace, который позволяет пользователям организовывать собственные домашние странички, наполненные фотографиями, видео, музыкой и текстовой информацией.
Но видеоагрегатор предоставляет пользователям социально ориентированную функцию в виде возможности обмениваться собственными списками любимого видео и другой информацией. Это может стать основой для появления дополнительных социальных функций в ассортименте онлайнового видеосервиса, ну, а результат — конкуренция с MySpace. Теперь десятки миллионов видеороликов с YouTube могут оказаться внедрены (при помощи HTML-кода) в профили пользователей MySpace. При этом Google планирует интегрировать в видеоматериалы с YouTube рекламные ролики. К слову, треть трафика YouTube генерируется как раз сервисом MySpace. То есть складывается ситуация, когда Google будет транслировать собственную рекламу пользователям MySpace, разместившим на своих страницах контент с видеоагрегатора. У владельцев News Corp. возник вполне закономерный вопрос: получат ли они часть денег рекламодателей, и если да, то в каком количестве? Пока News Corp. и Google воздерживаются от каких-либо публичных комментариев по вопросу о разделении прибыли. Однако известно, что неделю назад главы компаний — Руперт Мердок и Эрик Шмидт — провели серию встреч, чтобы определить все аспекты отношений между компаниями. Обе компании хотят договориться, но если обоюдного согласия добиться не удастся, то вполне может начаться жесткое противостояние. С одной стороны, News Corp. способна блокировать видео с YouTube на страницах MySpace и постараться больше развивать собственный конкурирующий с YouTube раздел видеоконтента — MySpace Video. Кроме того, компания может изъять из архивов YouTube видеоролики с материалами студии Fox, принадлежащей News Corp., и сделать их доступными эксклюзивно в своей сети.
Первый тревожный звонок уже прозвучал: YouTube недавно пришлось удалить 29.549 видеоклипов по требованию японской медиакорпорации, заявившей о нарушении авторских прав. Инициативная группа, представляющая 23 японские организации, в том числе телевизионные сети и кинокомпании, обратилась к YouTube с требованием принять меры для блокировки незаконно распространяемых файлов. Представители японской группы в официальном заявлении напомнили интернет-пользователям о том, что они нарушают закон, выкладывая в общем доступе файлы, защищенные авторским правом. Многие владельцы авторских прав жалуются, что YouTube отказывается отслеживать правомерность поступления файлов, поскольку работает с более чем 100 млн видеофайлов в день. С другой стороны, в случае конфликта с владельцами MySpace Google может отказаться продлить уже заключенное соглашение о рекламе. Правда, такой шаг интернет-гиганта может иметь печальные последствия для его бизнеса, так как MySpace является одной из самых больших рекламных площадок в Интернете. Путей выхода из сложившейся ситуации не так много: к примеру, компании могут арендовать друг у друга виртуальные рекламные площади. В то же время руководители MySpace выступают категорически против объединения разных социальных сетей. Интеграции их платформ не предвидится по одной простой причине: от новых пользователей и так отбоя нет. К примеру, та же сеть MySpace насчитывает более 120 млн профилей, пополняясь новым пользователем каждую треть секунды.
Со стороны за происходящим с интересом наблюдают другие IT-корпорации, среди которых особо выделяются Yahoo и Microsoft. Компания Yahoo, пережив впечатляющий период неудач в бизнесе, в последнее время рьяно взялась развивать собственные проекты в области интернет-рекламы и онлайновых видеосервисов. Тем не менее, в корне переломить ситуацию не удается. Чистая прибыль Yahoo за июль-сентябрь этого года составила $159 млн против $253,8 млн за аналогичный период 2005 года. Выручка компании выросла до $1,58 млрд — это на 19% больше, чем за тот же период в прошлом году. Рост аудитории Yahoo замедлился в третьем квартале 2006 года до 2% против 8% в первом. Тем временем социальные сети растут с двузначной и даже трехзначной скоростью в процентах. Сейчас крупнейшие сайты Yahoo привлекают 10% всего трафика Сети, тогда как одному только MySpace.com принадлежит второе место с 7,7%. По мнению топ-менеджеров Yahoo, компания в последнее время испытывает значительную конкуренцию со стороны рекламы, размещаемой на блогах. Чтобы исправить положение, Yahoo планирует сосредоточиться на трех основных направлениях: догнать основного конкурента — Google — по доходам от контекстной рекламы, упрочить лидирующие позиции в области графической рекламы и освоить новые рекламные носители: блоги, файлообменные сети и сайты-провайдеры мобильного контента. Также в планах компании — масштабные инвестиции в социальные сети, которые позволят избежать потери аудитории на фоне роста популярности MySpace, YouTube и Facebook. Наиболее подходящим объектом для поглощения видится главный конкурент MySpace — Facebook.
Цена Facebook в случае его поглощения Yahoo может составить $1 млрд. Пока же Yahoo приобретает AdInterax — компанию, предлагающую технологические решения для создания рекламы с использованием, например, видео — и 20-процентную долю в интернет-обменнике рекламных объявлений Right Media Exchange. Сумма этих сделок пока остается в секрете. Кроме того, в начале следующего года американский поисковик намерен запустить "Проект Панама" — сервис, помогающий более четко соотнести рекламное объявление с темой поискового запроса. Правда, по прогнозам компании, эта услуга начнет приносить прибыль не раньше весны 2007 г. Пока размещаемая на поисковиках контекстная реклама приносит крупным порталам вроде Google, MSN, Yahoo, MySpace и т.д. больше всего доходов — по данным Internet Advertising Bureau, по итогам первого полугодия 2006 г. доходы от размещения таких объявлений составили 40% от мировых по отрасли — $7,9 млрд. Однако в последнее время владельцы поисковых серверов испытывают значительное давление со стороны блогов, онлайновых видеосервисов и социальных сетей, имеющих значительную интернет-аудиторию и более низкие расценки на рекламное пространство. Причем со временем блоги в качестве рекламных площадок будут составлять все большую конкуренцию для нынешних лидеров. В этой ситуации выиграет тот, кто сумеет совместить поисковик, систему блогов, видеосервис, почтовую службу и социальную сеть "под крышей" одного портала. До сих пор это удается только Google.
Денис Лавникевич
Немногим более месяца назад медиакомпания News Corp. подписала очень важный контракт с Google, касающийся популярнейшей в мире социальной сети MySpace. News Corp. приобрела MySpace примерно полгода назад за $580 млн. Согласно контракту с Google, поисковая система интернет-гиганта будет использоваться для совершенствования структуры сайта MySpace.com и размещения на нем контекстной рекламы. Это соглашение гарантирует MySpace получение дохода в размере $900 млн за три года. Этого более чем достаточно не только для возвращения вложенных News Corp. в социальную сеть средств, но и для получения неплохой прибыли. Картина казалась идиллической до того момента, пока Google не приобрела за $1,6 млрд компанию YouTube — известнейшего видеоагрегатора в Интернете. С одной стороны, YouTube сам по себе не является прямым конкурентом сервиса MySpace, который позволяет пользователям организовывать собственные домашние странички, наполненные фотографиями, видео, музыкой и текстовой информацией.
Но видеоагрегатор предоставляет пользователям социально ориентированную функцию в виде возможности обмениваться собственными списками любимого видео и другой информацией. Это может стать основой для появления дополнительных социальных функций в ассортименте онлайнового видеосервиса, ну, а результат — конкуренция с MySpace. Теперь десятки миллионов видеороликов с YouTube могут оказаться внедрены (при помощи HTML-кода) в профили пользователей MySpace. При этом Google планирует интегрировать в видеоматериалы с YouTube рекламные ролики. К слову, треть трафика YouTube генерируется как раз сервисом MySpace. То есть складывается ситуация, когда Google будет транслировать собственную рекламу пользователям MySpace, разместившим на своих страницах контент с видеоагрегатора. У владельцев News Corp. возник вполне закономерный вопрос: получат ли они часть денег рекламодателей, и если да, то в каком количестве? Пока News Corp. и Google воздерживаются от каких-либо публичных комментариев по вопросу о разделении прибыли. Однако известно, что неделю назад главы компаний — Руперт Мердок и Эрик Шмидт — провели серию встреч, чтобы определить все аспекты отношений между компаниями. Обе компании хотят договориться, но если обоюдного согласия добиться не удастся, то вполне может начаться жесткое противостояние. С одной стороны, News Corp. способна блокировать видео с YouTube на страницах MySpace и постараться больше развивать собственный конкурирующий с YouTube раздел видеоконтента — MySpace Video. Кроме того, компания может изъять из архивов YouTube видеоролики с материалами студии Fox, принадлежащей News Corp., и сделать их доступными эксклюзивно в своей сети.
Первый тревожный звонок уже прозвучал: YouTube недавно пришлось удалить 29.549 видеоклипов по требованию японской медиакорпорации, заявившей о нарушении авторских прав. Инициативная группа, представляющая 23 японские организации, в том числе телевизионные сети и кинокомпании, обратилась к YouTube с требованием принять меры для блокировки незаконно распространяемых файлов. Представители японской группы в официальном заявлении напомнили интернет-пользователям о том, что они нарушают закон, выкладывая в общем доступе файлы, защищенные авторским правом. Многие владельцы авторских прав жалуются, что YouTube отказывается отслеживать правомерность поступления файлов, поскольку работает с более чем 100 млн видеофайлов в день. С другой стороны, в случае конфликта с владельцами MySpace Google может отказаться продлить уже заключенное соглашение о рекламе. Правда, такой шаг интернет-гиганта может иметь печальные последствия для его бизнеса, так как MySpace является одной из самых больших рекламных площадок в Интернете. Путей выхода из сложившейся ситуации не так много: к примеру, компании могут арендовать друг у друга виртуальные рекламные площади. В то же время руководители MySpace выступают категорически против объединения разных социальных сетей. Интеграции их платформ не предвидится по одной простой причине: от новых пользователей и так отбоя нет. К примеру, та же сеть MySpace насчитывает более 120 млн профилей, пополняясь новым пользователем каждую треть секунды.
Со стороны за происходящим с интересом наблюдают другие IT-корпорации, среди которых особо выделяются Yahoo и Microsoft. Компания Yahoo, пережив впечатляющий период неудач в бизнесе, в последнее время рьяно взялась развивать собственные проекты в области интернет-рекламы и онлайновых видеосервисов. Тем не менее, в корне переломить ситуацию не удается. Чистая прибыль Yahoo за июль-сентябрь этого года составила $159 млн против $253,8 млн за аналогичный период 2005 года. Выручка компании выросла до $1,58 млрд — это на 19% больше, чем за тот же период в прошлом году. Рост аудитории Yahoo замедлился в третьем квартале 2006 года до 2% против 8% в первом. Тем временем социальные сети растут с двузначной и даже трехзначной скоростью в процентах. Сейчас крупнейшие сайты Yahoo привлекают 10% всего трафика Сети, тогда как одному только MySpace.com принадлежит второе место с 7,7%. По мнению топ-менеджеров Yahoo, компания в последнее время испытывает значительную конкуренцию со стороны рекламы, размещаемой на блогах. Чтобы исправить положение, Yahoo планирует сосредоточиться на трех основных направлениях: догнать основного конкурента — Google — по доходам от контекстной рекламы, упрочить лидирующие позиции в области графической рекламы и освоить новые рекламные носители: блоги, файлообменные сети и сайты-провайдеры мобильного контента. Также в планах компании — масштабные инвестиции в социальные сети, которые позволят избежать потери аудитории на фоне роста популярности MySpace, YouTube и Facebook. Наиболее подходящим объектом для поглощения видится главный конкурент MySpace — Facebook.
Цена Facebook в случае его поглощения Yahoo может составить $1 млрд. Пока же Yahoo приобретает AdInterax — компанию, предлагающую технологические решения для создания рекламы с использованием, например, видео — и 20-процентную долю в интернет-обменнике рекламных объявлений Right Media Exchange. Сумма этих сделок пока остается в секрете. Кроме того, в начале следующего года американский поисковик намерен запустить "Проект Панама" — сервис, помогающий более четко соотнести рекламное объявление с темой поискового запроса. Правда, по прогнозам компании, эта услуга начнет приносить прибыль не раньше весны 2007 г. Пока размещаемая на поисковиках контекстная реклама приносит крупным порталам вроде Google, MSN, Yahoo, MySpace и т.д. больше всего доходов — по данным Internet Advertising Bureau, по итогам первого полугодия 2006 г. доходы от размещения таких объявлений составили 40% от мировых по отрасли — $7,9 млрд. Однако в последнее время владельцы поисковых серверов испытывают значительное давление со стороны блогов, онлайновых видеосервисов и социальных сетей, имеющих значительную интернет-аудиторию и более низкие расценки на рекламное пространство. Причем со временем блоги в качестве рекламных площадок будут составлять все большую конкуренцию для нынешних лидеров. В этой ситуации выиграет тот, кто сумеет совместить поисковик, систему блогов, видеосервис, почтовую службу и социальную сеть "под крышей" одного портала. До сих пор это удается только Google.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2006 год в рубрике интернет