Улучшение портретов средствами Photoshop. Часть 2

В прошлой статье были рассмотрены некоторые способы улучшения фотографий в Photoshop. Сегодня мы продолжим наши упражнения по совершенствованию снимков и покажем вам, как избавить лица на портрете от дефектов кожи, удалить веснушки, превратить хмурое лицо в улыбающееся, а также навести резкость и скрыть задний план, оставив в фокусе только главный объект.

Избавляемся от дефектов кожи


Наверняка вы не раз видели рекламу разнообразных средств для удаления прыщей, угрей и других дефектов кожи. Обычно на подобных рекламных плакатах помещаются две фотографии: до и после применения препарата. Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что действие этих мазей и гелей не имеет никакого отношения к устранению недостатков на лицах подростков, изображенных на рекламных листовках. Действия по устранению дефектных участков кожи обычно производятся в Photoshop — это и быстрее, и, рискнем предположить, эффективнее.

До выхода Photoshop CS2 сотрудники компаний, производящих средства для устранения дефектов кожи, а также фотографы, специализирующиеся на школьных выпускных альбомах, часто использовали в своей работе инструмент Clone Stamp. Его действие напоминает действие рассмотренного в прошлой статье инструмента Healing Brush: с помощью мыши (с нажатой клавишей Alt) вы указываете образец текстуры на изображении, а затем просто водите кистью в том месте, где необходимо повторить выбранный фрагмент. В Photoshop CS2 появилось еще более простое решение задачи удаления мелких и крупных прыщей — инструмент Spot Healing Brush.

Его главное отличие от Clone Stamp и Healing Brush — возможность автоматического подбора рисунка для заполнения проблемного участка. Одним словом, вам не нужно указывать программе, какой участок использовать для замены — она найдет его сама. Продемонстрируем работу Spot Healing Brush на примере, очистив от дефектов лицо девушки. Выберите инструмент Spot Healing Brush на палитре инструментов. На панели параметров появятся настройки. Рассмотрим их подробнее:

. Brush. Определяет настройки кисти, которая используется для устранения дефектов.
. Mode. Определяет режим смешения пикселей, который используется инструментом. Для предотвращения шума, появления зерна и неоднородности текстуры на краях кисти установите режим Replace.
. Type. Дает возможность определить, как будет работать инструмент. При выборе варианта Proximity Match кисть будет использовать для замены пиксели возле краев выделения. Если этот способ не дает желаемого результата (что, нужно сказать, случается довольно редко), установите переключатель в положение Create Texture. В этом режиме инструмент будет использовать все пиксели выделенного фрагмента для создания текстуры, которой будет заполнен дефектный участок.
. Sample All Layers. При установке этого флажка действие инструмента распространяется на все слои изображения.

Для достижения лучших результатов при работе с Spot Healing Brush не устанавливайте слишком большой размер кисти и не пытайтесь выделить сразу все области лица, где есть дефекты. Наберитесь терпения, задайте маленький размер кисти и поочередно щелкайте на каждом прыщике (рис. 1) — так программе будет легче подобрать наилучшую текстуру для замены данного участка гладкой кожей. С помощью Spot Healing Brush вы можете удалить также родимые пятна, веснушки и прочие особенности кожи. Но имейте в виду, что лучше всего этот инструмент справляется с устранением небольших круглых дефектов, поэтому для устранения морщин и царапин лучше использовать Healing Brush. Предназначение кисти можно даже понять по ее форме: если Healing Brush имеет продолговатую форму, то Spot Healing Brush — круглую. При желании вы можете изменить такие параметры кисти, как угол (Angle), определяющий ее наклон, жесткость, округлость и пр. Впрочем, стоит заметить, что в большинстве случаев для отличной работы Spot Healing Brush достаточно подобрать ее размер, который определяется параметром Diameter. После коррекции наша фотография выглядит так (рис. 2).

У вас больше нет веснушек

Мы рождаемся в мире, где законы красоты уже определены. Поэтому, если наша внешность по каким-то причинам им не соответствует, мы начинаем комплексовать и пытаемся исправить собственные недостатки. Например, почему-то считается, что веснушки — это некрасиво. В детстве веснушчатых ребят ровесники дразнят "конопатыми", позже девушки пытаются скрыть этот недостаток под слоем косметики, используют специальные отбеливающие кремы или же народные средства — огуречные и лимонные маски. Photoshop может помочь вам решить эти проблемы и тем самым избавиться от комплексов. Программа, конечно, не сможет удалить веснушки с вашего лица, но с фотографий — без особых проблем. Итак, откройте фотографию, которую, на ваш взгляд, портят веснушки. Примените к изображению фильтр Filter > Blur > Gaussian Blur. Используя окно предварительного просмотра, подберите такое значение параметра Radius, чтобы кожа была полностью сглажена, и веснушек не было видно (рис. 3).

Таким образом, мы уже избавились от веснушек, но и от резкости на лице вместе с этим тоже. Поэтому поработаем с инструментом History Brush. Перейдите на палитру History. Напомним, что, если она не отображается в рабочем окне, необходимо выполнить команду Window > History. Перейдите на самый первый этап работы с изображением — его открытие, выделив соответствующую строку на палитре History. Выберите инструмент History Brush на палитре инструментов и щелкните на пустом пространстве слева от названия действия Gaussian Blur. В настройках инструмента выберите режим смешения Lighten, убедитесь, что используете кисть с небольшой жесткостью, и начинайте рисовать по веснушкам. Благодаря тому, что используется режим смешения Lighten, вы будете закрашивать только те пиксели, которые темнее полученных после смазывания. Если в результате работы на лице появились белые пятна, измените режим смешения на Darken, который противоположен по действию режиму Lighten. Когда он выбран, программа также сравнивает отдельные составляющие пикселей (например, в RGB — красную с красной, зеленую с зеленой, синюю с синей). Однако после этого в каждом из каналов выбираются не большие, как в случае с Lighten, а меньшие значения, на основе которых и формируется итоговый цвет. Например, вы смешиваете два пикселя, RGB-параметры которых следующие: 25, 156, 250 и 167, 47, 29. Результатом такой операции станет новый цвет со значениями 25, 47, 29. Работая в этом режиме, закрасьте белые пятна.

Глубина резкости: скрываем задний план

Иногда на фотографии можно увидеть детали, которые были незаметны во время съемки. Например, в кадр может попасть случайный прохожий, который своей необычной внешностью будет отвлекать внимание от основного объекта фотографии. А еще при просмотре фотографий вы вдруг можете заметить, что на стене дома, попавшего в кадр, написано неприличное слово. В этих и многих других случаях можно использовать прием искусственного добавления эффекта глубины резкости. Эффект глубины резкости удобно применять и в том случае, если нужно сделать снимок какого-нибудь предмета, а фон при этом совершенно неподходящий. Существует множество приемов, с помощью которых можно скрыть объекты заднего плана на фотографиях. Рассмотрим один из них.

Откройте изображение, фон которого вы хотите размыть. Мы использовали снимок с двумя грушами на блюдце. Начните с создания копии слоя (Ctrl+J). Примените к изображению фильтр Gaussian Blur и установите значение параметра Radius равным 40 пикселей. Получится размытое изображение (рис. 4). Выберите Eraser на палитре инструментов. Установите максимальные значения параметров Opacity и Hardness и сотрите те участки слоя, которые должны полностью находиться в фокусе. Помните о том, что переход между размытыми и четкими участками не должен быть резким, иначе изображение будет выглядеть неправдоподобно. Поэтому, приблизившись к тем областям, где должна быть граница между фокусом и размытостью, уменьшите значение параметра Opacity до 50%, а Hardness — до 0%. Сведите слои, выполнив команду Layer > Merge Visible. Итоговый результат представлен на рис. 5.

Наводим резкость

Самый верный способ сделать захватывающий снимок — не расставаться с фотоаппаратом. Сюжет для съемки может возникнуть в самом неожиданном месте. Иногда от фотографа требуется молниеносная реакция, чтобы поймать кадр. Если вам повезет, и вы успеете среагировать на необычную ситуацию, фотошедевр обеспечен. Однако вас может и постичь разочарование — снимок, который должен был стать одним из самых эффектных в вашем альбоме, не получился. А виной всему та самая "оперативность", с которой вы доставали фотоаппарат. В результате резких движений рук снимок получился размытым. Фотографы знают, что отсутствие резкости на фотографии — один из самых серьезных недостатков. В обычной камере датчик изображения, расположенный позади объектива, записывает уровень света, который соответствует каждому пикселю на поверхности. Если лучи света, которые поступают на датчик, не в фокусе, изображение получается нерезким. Но не стоит расстраиваться раньше времени: с помощью Adobe Photoshop некоторые размытые снимки можно "вернуть к жизни". Для этого необходимо знать несколько секретов, которыми мы сейчас с вами поделимся. Самый простой (но не самый лучший) способ реставрации фотографии с потерянным фокусом — использование стандартных фильтров группы Sharpen.

Все они по-своему хороши, однако их применение в большинстве случаев не дает возможности получить наилучшее изображение. Главная проблема фильтров резкости — искажение контура объектов, в результате чего на снимке могут возникнуть искажающие артефакты. Поэтому попробуйте восстановить размытое изображение, используя фильтры Emboss и High Pass. Откройте изображение, которое необходимо восстановить. Мы для этого примера использовали фотографию, сделанную на сафари. На складках кожи слона результат повышения четкости изображения будет особенно хорошо заметен. Создайте копию слоя (Ctrl+J). Примените к ней фильтр Filter > Other > High Pass. Это достаточно интересный цветокорректирующий фильтр. В зависимости от настроек он сводит цвета к более или менее постеризованным. Подберите такое значение параметра Radius, при котором на изображении слегка обозначится контур объектов (рис. 6). Не следует искать большие значения параметра Radius — скорее всего, эта величина будет находиться в диапазоне от нуля до нескольких единиц. Отключите отображение слоя, к которому только что был применен фильтр High Pass. Выделите фоновый слой и сделайте еще одну копию изображения, выполнив команду Layer > Duplicate Layer. Примените к созданному слою фильтр Filter > Stylize > Emboss.

Настройки фильтра следует установить такими: Height — 3 пикселя, Amount — 38%. Чтобы определить оптимальное значение параметра Angle, необходимо внимательно изучить снимок. Направление должно быть выбрано таким образом, чтобы угол не был параллелен контурам объектов на изображении (в нашем случае оптимальное значение этой величины — 40 градусов). В результате вы получите изображение, напоминающее барельеф (рис. 7). Указанные нами значения могут немного отличаться от тех, которые придется устанавливать вам при восстановлении своих фотографий. В качестве типа смешения этого слоя задайте Overlay. Выделите на палитре Layers слой, к которому мы ранее применили фильтр High Pass, и также измените режим смешения на Overlay. Посмотрите на изображение — оно должно стать несколько четче.

Если вы остались недовольны результатом, можете усилить эффект, создав несколько копий для каждого из слоев, к которым применялись фильтры Emboss и High Pass. Старайтесь, чтобы количество слоев с применением одного и другого фильтров было одинаковым. В нашем случае, чтобы вернуть резкость изображению, понадобилось создать три слоя с выделением контура фильтром Emboss и три слоя с фильтром High Pass (рис. 8).

Улыбнитесь, вас снимают!

Говорят, что улыбка украшает человека. Она делает его добрее и вызывает положительные эмоции у всех, кто смотрит на снимок улыбающегося человека. Зная это, фотографы при создании портретных снимков обычно просят улыбнуться. Когда же фотографию делает любитель, он может не заметить мрачного выражения лица и тем самым сделать снимок менее удачным. Это может показаться невероятным, однако большинство хмурых лиц можно запросто заставить улыбнуться с помощью Photoshop.

Что делает человека хмурым? Прежде всего, насупленные брови. Когда у человека плохое настроение, он сдвигает брови, и на его лбу и переносице появляются характерные морщины (рис. 9). Поэтому первое, с чего нужно начинать превращение хмурого лица в радостное, — устранение этих морщин. Это можно сделать с помощью уже знакомого вам инструмента Clone Stamp или Healing Brush. Какой из них вы предпочтете, зависит от фотографии. В нашем случае удобнее использовать Clone Stamp с мягкой кистью (Hardness — 0%) и значением параметра Opacity, равным 80%. При попытке устранения морщин с помощью Healing Brush кожа выглядит неестественно. После того, как морщины будут устранены, останется добавить улыбку. Самый лучший способ сделать это — использовать фильтр Liquify, выбрав его в меню Filter. Фильтр Liquify — идеальный инструмент для любителей шаржа. С его помощью можно не только устранить недостатки внешности, но и, наоборот, подчеркнуть их. Чересчур большие зубы, кривой рот, неправдоподобно тонкая шея — и шарж на вашего друга готов! Главное — чтобы он не обиделся.

Но Liquify можно использовать и для вполне "мирных" целей. Например, для подчеркивания улыбки или для того, чтобы, как в нашем случае, сделать лицо человека менее хмурым. Немного приподнимите уголки губ — и человек на фотографии уже улыбается (рис. 10). Опустите их — и он хмурится еще больше (рис. 11). В основе работы фильтра — округлая кисть установленного диаметра. Те участки изображения, которые попадают под ее воздействие, искажаются определенным образом (рис. 12).

Изменять изображение с помощью Liquify (Разжижение) можно по-разному, выбирая инструменты на вертикальной панели слева в окне настроек фильтра. Кратко рассмотрим их назначение:

. Forward Warp. Главный инструмент фильтра. Он воздействует на изображение очень просто: оттягивает захваченную область.
. Reconstruct. Кисть отката. Там, где прошла кисть этого инструмента, изображение принимает первоначальный вид.
. Twirl Clockwise. Делает завихрение на выбранной области.
. Pucker. Сжимает захваченную область в точку.
. Bloat. Действие этого инструмента противоположно предыдущему. Он раздувает захваченную область до невероятных размеров.
. Push Left. Сдвигает изображение влево по ходу движения кисти.
. Mirror. Зеркально отображает изображение.
. Turbulence. Делает завихрение на изображении, оставляя тянущийся за кистью след.
. Freeze Mask. Определяет область, на которую не будут воздействовать другие инструменты.
. Thaw Mask. Удаляет области, окрашенные с помощью инструмента Freeze Mask.

На левой панели инструментов есть также кнопки Hand и Zoom, которые позволяют перемещаться по изображению и изменять его масштаб соответственно. Для каждого из основных инструментов можно установить такие параметры, как размер кисти, ее плотность, сила нажима и некоторые другие.

Сергей и Марина Бондаренко, blackmore_s_night@yahoo.com, http://www.3domen.com


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2006 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета