2006-й… заканчивается
Наконец-то заканчивается 2006-й. Сам-то я в гороскопы никогда не верил, хотя мне говорили, что год Собаки противоположен моему знаку (Дракон), поэтому он является самым неудачным. Так вот, в гороскопы я не верю, хотя… в этом году у меня сгорело четыре блока питания на домашнем компе, отказался работать винчестер (и до сих пор отказывается), на котором много лицензионного софта, за который я платил или отрабатывал, и… а, да, в этом году у меня еще был развод после десяти лет брака:). Но в гороскопы я до сих пор не верю. Сегодня мы будем отвечать на детские вопросы…
Что такое хорошо…
Удивительное рядом. Не так давно меня попросили озвучить одну компьютерную игру. Все бы ничего, если бы не… структура работы, с которой пришлось столкнуться, и, в принципе, это чем-то напомнило течение трекеров, которые использовались в самом начале гейминдустрии. Хотя игроделы ко всему подходят весьма интересным способом. Итак, работа напомнила что-то вроде сэмплеров, то есть присутствовал небольшой программный модуль, включающий некоторое количество сэмплов и возможности эффект-процессинга (реверберация, дилэй, дисторшн, эквалайзер). Всю музыку я писал практически в текстовых файлах! Определенный формат записи позволял управлять программным музыкальным "движком", в результате чего около 60 минут аудиоматериала уместились в 3 Мб дискового пространства. Качество достаточно неплохое, правда, количество инструментов оставляет желать лучшего. Заинтересовавшись данной темой более подробно, я узнал, что на таких же технологиях многие музыканты-реформаторы записывают целые альбомы и выпускают их в виде программ, занимающих очень мало места. Вообще сам ход мыслей достаточно интересен. Причем в дальнейшем таким образом можно создавать не только инструментальные композиции, но и обычные песни с запрограммированной аранжировкой. Следовательно, если такое ПО разовьется, то оно без труда может функционировать, например, в мобильниках и КПК.
С другой стороны, а точнее, со стороны традиционных технологий, стоит отметить появление очень мощного бесплатного мультитрека (или, как они это называют, "рабочей станции") с открытым кодом — Ardour ( сайт ). Для пользователей РС у него есть один недостаток — программа написана только для Linux или MacOS. Но внешний вид очень убедителен, то есть в данном случае можно говорить о некоей революции. Но, что интересно, она началась отнюдь не с Windows-платформы, и уже сейчас дает пользователям Мас'ов огромное преимущество. Ведь на РС, хотя и все вокруг этого витает, нет ни одной убедительной программы такого уровня (ну разве что Audacity, которая выглядит пока еще сыровато). Мультитреки для Linux, если они нормальные, также являются платными. Например, практически клон старой версии Cubase — Rosegarden. И, если говорить честно, эта ситуация до сих пор была нормальной, поскольку качественный звук никогда дешево не стоил.
...и что такое плохо
Так получилось, что в последнее время мне пришлось делать много "железячных" закупок для себя и знакомых. Я остался ими полностью недоволен, и вроде бы по обычному поводу. Не секрет, что часто с железом поставляется некоторое количество софта. Так вот, это ПО обычно либо урезано, либо имеет ограниченный срок действия. В результате, если вы читаете, что, например, с MIDI-клавиатурой (те же Behringer U-Control) поставляется 50 и более виртуальных синтезаторов и инструментов, нужно знать, что практически все они не подходят для реального использования. То же самое касается и усеченных либо устаревших версий мультитреков. Таким образом, в итоге вы получаете голое "железо" и СКАЗКИ:). Зачем нервировать людей?
Напоследок обсудим 4-ю версию Cubase, о которой гудит (или создается эмуляция такого "гудения") звуковая общественность. Нужно отметить, что новые плагины стандарта VST3 там все-таки есть, хотя об этом стандарте Steinberg объявила только совместно с выходом данного мультитрека (20-е числа сентября), и, как сказано во всех рекламных проспектах, эти новые модели поставляются аж в количестве 30 штук (а суммарно для полной версии поставляется 66 плагинов и 6 инструментов). Плюс к этому имеются новшества, перешедшие от Nuendo, то есть несколько мониторинговых линий и т.п. На самом деле все это достаточно угрюмо смотрится хотя бы в сравнении с тем же Mackie Tracktion. А "гудение" происходит еще и потому, что Cubase 4 видели только единицы, поскольку программа должна была поступить в продажу только в октябре, то есть в этом месяце в двух версиях: обычной за 879 евро и урезанной Cubase Studio за 399. Вот это настоящее веселье:). Почему я так говорю? Да дело в том, что Steinberg уже промахнулся с WaveLab 6 на NAMM Show 2006, когда эта программа со всеми новациями и немалой ценой в одночасье стала конкурентом более дешевому Adobe Audition 2.0, который оказался функционально никак не хуже и даже лучше. Наверное, немецкие маркетологи тогда просто не знали, что Adobe готовит обновление своей звуковой программы. Потом со стороны Steinberg последовал очередной шаг — они выпустили облегченную версию WaveLab (WaveLab Studio) с более низкой ценой. Но время уже потеряно. Так и здесь, с Cubase, который явно проигрывает в плане современности тем же Ableton Live и Tracktion. А если говорить о Мас-платформе, то там, кроме Ableton, давит Apple с целым семейством своих продуктов, также существует множество профессиональных программно-аппаратных комплексов и даже подплатформ от других производителей. На 64 бита переходят с треском, многоканальность выше 5.1 не поднялась (7.1, согласитесь, более редкий случай), совместимость с цифровыми микшерами Yamaha интересует разве что немногих, множество линий мониторинга также необходимо асам из дорогущих студий, и что теперь? Что в итоге? Обновлять самый популярный стандарт VST до третьей версии, ничего существенного там не изменив? У меня есть свои мысли по этому поводу как у человека, анализирующего данный сегмент более 8 лет. Но здесь нужно подождать, что же предпримут маркетологи Steinberg.
Засим завершаю…
Кристофер, christopher@tut.by
Что такое хорошо…
Удивительное рядом. Не так давно меня попросили озвучить одну компьютерную игру. Все бы ничего, если бы не… структура работы, с которой пришлось столкнуться, и, в принципе, это чем-то напомнило течение трекеров, которые использовались в самом начале гейминдустрии. Хотя игроделы ко всему подходят весьма интересным способом. Итак, работа напомнила что-то вроде сэмплеров, то есть присутствовал небольшой программный модуль, включающий некоторое количество сэмплов и возможности эффект-процессинга (реверберация, дилэй, дисторшн, эквалайзер). Всю музыку я писал практически в текстовых файлах! Определенный формат записи позволял управлять программным музыкальным "движком", в результате чего около 60 минут аудиоматериала уместились в 3 Мб дискового пространства. Качество достаточно неплохое, правда, количество инструментов оставляет желать лучшего. Заинтересовавшись данной темой более подробно, я узнал, что на таких же технологиях многие музыканты-реформаторы записывают целые альбомы и выпускают их в виде программ, занимающих очень мало места. Вообще сам ход мыслей достаточно интересен. Причем в дальнейшем таким образом можно создавать не только инструментальные композиции, но и обычные песни с запрограммированной аранжировкой. Следовательно, если такое ПО разовьется, то оно без труда может функционировать, например, в мобильниках и КПК.
С другой стороны, а точнее, со стороны традиционных технологий, стоит отметить появление очень мощного бесплатного мультитрека (или, как они это называют, "рабочей станции") с открытым кодом — Ardour ( сайт ). Для пользователей РС у него есть один недостаток — программа написана только для Linux или MacOS. Но внешний вид очень убедителен, то есть в данном случае можно говорить о некоей революции. Но, что интересно, она началась отнюдь не с Windows-платформы, и уже сейчас дает пользователям Мас'ов огромное преимущество. Ведь на РС, хотя и все вокруг этого витает, нет ни одной убедительной программы такого уровня (ну разве что Audacity, которая выглядит пока еще сыровато). Мультитреки для Linux, если они нормальные, также являются платными. Например, практически клон старой версии Cubase — Rosegarden. И, если говорить честно, эта ситуация до сих пор была нормальной, поскольку качественный звук никогда дешево не стоил.
...и что такое плохо
Так получилось, что в последнее время мне пришлось делать много "железячных" закупок для себя и знакомых. Я остался ими полностью недоволен, и вроде бы по обычному поводу. Не секрет, что часто с железом поставляется некоторое количество софта. Так вот, это ПО обычно либо урезано, либо имеет ограниченный срок действия. В результате, если вы читаете, что, например, с MIDI-клавиатурой (те же Behringer U-Control) поставляется 50 и более виртуальных синтезаторов и инструментов, нужно знать, что практически все они не подходят для реального использования. То же самое касается и усеченных либо устаревших версий мультитреков. Таким образом, в итоге вы получаете голое "железо" и СКАЗКИ:). Зачем нервировать людей?
Напоследок обсудим 4-ю версию Cubase, о которой гудит (или создается эмуляция такого "гудения") звуковая общественность. Нужно отметить, что новые плагины стандарта VST3 там все-таки есть, хотя об этом стандарте Steinberg объявила только совместно с выходом данного мультитрека (20-е числа сентября), и, как сказано во всех рекламных проспектах, эти новые модели поставляются аж в количестве 30 штук (а суммарно для полной версии поставляется 66 плагинов и 6 инструментов). Плюс к этому имеются новшества, перешедшие от Nuendo, то есть несколько мониторинговых линий и т.п. На самом деле все это достаточно угрюмо смотрится хотя бы в сравнении с тем же Mackie Tracktion. А "гудение" происходит еще и потому, что Cubase 4 видели только единицы, поскольку программа должна была поступить в продажу только в октябре, то есть в этом месяце в двух версиях: обычной за 879 евро и урезанной Cubase Studio за 399. Вот это настоящее веселье:). Почему я так говорю? Да дело в том, что Steinberg уже промахнулся с WaveLab 6 на NAMM Show 2006, когда эта программа со всеми новациями и немалой ценой в одночасье стала конкурентом более дешевому Adobe Audition 2.0, который оказался функционально никак не хуже и даже лучше. Наверное, немецкие маркетологи тогда просто не знали, что Adobe готовит обновление своей звуковой программы. Потом со стороны Steinberg последовал очередной шаг — они выпустили облегченную версию WaveLab (WaveLab Studio) с более низкой ценой. Но время уже потеряно. Так и здесь, с Cubase, который явно проигрывает в плане современности тем же Ableton Live и Tracktion. А если говорить о Мас-платформе, то там, кроме Ableton, давит Apple с целым семейством своих продуктов, также существует множество профессиональных программно-аппаратных комплексов и даже подплатформ от других производителей. На 64 бита переходят с треском, многоканальность выше 5.1 не поднялась (7.1, согласитесь, более редкий случай), совместимость с цифровыми микшерами Yamaha интересует разве что немногих, множество линий мониторинга также необходимо асам из дорогущих студий, и что теперь? Что в итоге? Обновлять самый популярный стандарт VST до третьей версии, ничего существенного там не изменив? У меня есть свои мысли по этому поводу как у человека, анализирующего данный сегмент более 8 лет. Но здесь нужно подождать, что же предпримут маркетологи Steinberg.
Засим завершаю…
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2006 год в рубрике мультимедиа