Google + YouTube = ?

Этой сделки почему-то никто не ожидал и не предсказывал. Но, совершившись, она стала одним из самых значимых событий в IT-индустрии в нынешнем году. Итак, представляем: компания Google 9 октября заявила о покупке популярного видеосервиса YouTube за $1,65 млрд. С одной стороны, это выглядит как классическое поглощение — ведь YouTube являлся прямым (и самым грозным) конкурентом сервиса Google Video. С другой стороны, Google уже давно расширяет свою рекламную площадку, и с этой точки зрения покупка YouTube — просто очень удачная сделка по приобретению нового медиаактива. Тем более уже объявлено, что YouTube целиком сохранит свою торговую марку после завершения сделки в конце года, а Google намерен зарабатывать на YouTube за счет размещения контекстной рекламы. Но на самом деле все намного сложнее — и интереснее.

YouTube: телевидение "от народа"


Историю сервиса YouTube вполне можно назвать классической для Силиконовой долины. Как и Google когда-то, компания YouTube была создана в гараже; домен youtube.com был зарегистрирован 15 февраля 2005 г. Рассчитывая на успешный бизнес в будущем, три единомышленника — Чед Херли, Стив Чен и Джавад Карим (все они раньше работали в PayPal) — начали свой бизнес, ненамного опередив саму Google. Сервис Google Video появился в апреле 2005 г. и окончательно оформился к лету того же года. Однако момент был упущен: "лавры первопроходцев" уже достались YouTube. Далее события начали развиваться еще стремительнее. Молодой независимый сервис онлайнового видео быстро набирал популярность, особенно в условиях не менее быстрого роста числа широкополосных подключений к Сети. А в ноябре 2005 г. произошло принципиально важное событие: компания YouTube попала в сферу интересов венчурной инвестиционной компании Sequoia Capital. То есть тех самых финансистов, которые в свое время финансировали Google, Yahoo, PayPal и великое множество других успешных IT-компаний. Дальше — больше. Спустя буквально месяц к троим основателям присоединился Ролоф Бота — партнер Sequoia Capital и бывший финдиректор PayPal. В декабре 2005 г. видеосервис YouTube, окончательно сформулировав собственную концепцию, обрел свой нынешний облик. Популярность его с тех пор измеряется десятками и сотнями миллионов посетителей в месяц. Уже летом нынешнего года YouTube по темпам роста превзошел MySpace и вошел в десятку самых посещаемых сайтов в Интернете. В такой ситуации не привлечь внимание "всеядного" Google было просто невозможно…

Технология

Сервисы YouTube и Google Video очень похожи друг на друга. Само по себе это не удивительно: хотя сервисов онлайнового видео в Сети уже достаточно много, однако 99% из них похожи друг на друга, как две капли воды. Все они предоставляют пользователям возможность вставлять видеоролики на свои веб-страницы и в свои блоги; все они используют Flash для проигрывания видеоклипов; все они позволяют вести списки понравившихся роликов и обладают сравнимым набором сервисов. Однако намного более существенными оказались различия бизнес-моделей YouTube и Google Video.

Google сразу начал строить бизнес-модель, основанную на платном просмотре части онлайнового видеоконтента. С одной стороны, авторы видеороликов могут использовать Google Video как платформу для заработка — они получают часть платы за просмотр. С другой стороны, такой подход к бизнесу неизбежно привел к тому, что топ-менеджеры Google Video стали больше внимания уделять профессионалам от телевидения. Не случайно же представители Google Video вели (и ведут) активные переговоры с представителями различных телекомпаний, причем не только в США, но и в других регионах — Европе, Латинской Америке. Создатели YouTube, в отличие от коллег, решили зарабатывать на видеорекламе. И, как ни странно, "поймали волну": оказалось что реклама, это проклятие эфирного TV, в Интернете воспринимается совсем иначе. Главное — грамотно привязать ее к, скажем, короткому, но забавному любительскому ролику. В результате YouTube оказался одним из немногих сервисов, способных соревноваться по скорости развития и приросту доходности с аналогичными сервисами Google. Но генеральный директор Google Эрик Шмидт удачно выкрутился из положения, заявив что-то вроде "YouTube мы воспринимаем как нашего естественного партнера". Впоследствии этот оборот перекочевал в пресс-релиз Google по поводу обсуждаемой нами сейчас сделки. Однако после вхождения YouTube в интернет-империю Google подход к взаимоотношениям с рекламодателями изменится. Рекламисты Google планируют внедрить в сайт свою систему контекстной рекламы. При 100 миллионах просмотров сайта в день это, конечно, способно принести колоссальные доходы. Однако встраиваемой в ролики видеорекламе наверняка придется потесниться. Впрочем, тут сохраняется великолепная возможность для маневра: если контекстная реклама на YouTube не будет приносить предполагаемого дохода, менеджеры всегда могут "вернуться к истокам" — к видеорекламе.

Стремительная сделка

Слияние Google и YouTube произошло не только неожиданно, но и как-то очень быстро. Слухи поползли по Интернету в первых числах октября, однако пресс-службы обеих компаний тогда отказались комментировать эту информацию. А уже к 10 октября все было кончено: основатели YouTube записали и вывесили на своем сайте полутораминутное обращение к пользователям, в котором объяснили суть сделки. Такая скорость объясняется тем, что покупка осуществляется без "финансовой составляющей" — поглощение произойдет при помощи обмена акциями. YouTube останется самостоятельным брэндом и даже не переедет в новый офис. Однако — и это очевидно — частично обменяется аудиторией со своим аналогом Google Video. Внутри самого Google оба сервиса неизбежно будут конкурировать. Пользователям предполагается в скором будущем дать возможность искать клипы одновременно на обоих сервисах — правда, не совсем понятно, как это скажется на их взаимоотношениях в рамках одной корпорации. Между тем, глава Google Эрик Шмидт по ходу дела загадочно заметил, что это "не последнее вложение Google в усиление видеонаправления". Теперь в Интернете гуляют слухи о том, что на YouTube некоторое время назад положила глаз компания Microsoft, вот только Google оказалась быстрее. Однако очевидно, что, поглотив YouTube, Google автоматически ввяжется во множество судебных дел по поводу нарушения авторских прав. Впрочем, американским интернет-компаниям не привыкать.

Российский опыт

Сейчас сервисы, аналогичные YouTube и Google, один за другим появляются во всех доменных зонах. Рунет не стал тут исключением: еще в 2004 году в нем появился аналогичный сервис, названный Rambler.Vision. Это интернет-сообщество для обмена видеороликами, сервис, который предоставляет пользователям возможность создавать видеоальбомы и загружать в них видеофайлы. Однако владелец сервиса -ООО "Рамблер Интернет Холдинг" — за два года существования Rambler.Vision не уделял ему слишком много внимания. Вполне закономерно, что у Rambler.Vision появился серьезный конкурент — сервис Видео@Mail.Ru.

На сайт Видео@Mail.Ru можно загружать ролики любого разрешения с других сайтов и с собственного компьютера. Принимаются форматы Windows Media Video, MPEG 1-4, Apple Quick Time, DivX, XviD, 3gp и ряд прочих. Все загруженные видеофайлы конвертируются в формат Adobe Flash Video (FLV) и приводятся к разрешению 320x240. Применение технологии Adobe Flash обеспечивает возможность воспроизведения видео на различных платформах и браузерах без необходимости установки дополнительных программ, расширений и кодеков. При создании Видео@Mail.Ru учитывался опыт работы фотохостинга Фото@Mail.Ru — к примеру, подобно Фото@Mail.Ru Видео@Mail.Ru предоставляет пользователям возможность создания собственных альбомов, устанавливая разные уровни доступа: "для всех", "для избранных" и "только для владельца". Также пользователи могут искать нужную видеоинформацию, комментировать чужие работы и голосовать за них, добавлять их в "Избранное", отправлять ссылки на ролики друзьям, публиковать ролики в блогах и т.д. По словам представителей портала Mail.ru, затраты на исследования и создание проекта составили около $150 тысяч. Теперь его наполняемость контентом и посещаемость, по идее, должны расти вместе с ростом числа широкополосных подключений на территории СНГ. Однако остаются открытыми вопросы: как быстро Mail.ru сможет окупить затраты на создание онлайнового видеосервиса, и когда он начнет приносить прибыль?

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 2006 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета