Звук: вопрос-ответ
Итак, я выбрал наобум несколько писем из множества присланных — в общем, почитайте, может, что-нибудь полезное найдете и для себя. Я думаю, не стоит реанимировать название "горячая линия мультимедиа", поскольку, как мне кажется, оно уже приелось… сколько ему? Да лет пять или шесть было бы в этом году. В общем, приступаем к письмам и ответам на них.
Вы можете подсказать, где в Минске можно купить качественный микрофон для распознавания речи. И, если возможно, посоветуйте марку микрофона.
В принципе, для распознавания речи подойдет любой недорогой микрофон или гарнитура — например, я часто встречал BBK, который использовался для этих целей. Там просто специально программы рассчитываются с учетом наличия уровня шума, насколько я знаю. Ну, а так, если хотите подороже, посмотрите что-нибудь в магазине "Музыка" из Shure, Nady или AKG (я имею в виду цены 30-70 баксов).
Подскажите программу, в которой можно вводить ноты в 'нотном' виде и далее прослушивать написанную музыку в 'музыкальном' виде. Я отчаялся найти такую программу самостоятельно.
Насколько я понял, вам нужна программа Finale или Sibelius — на выбор. Если вы гитарист, то можете воспользоваться и Guitar Pro (т.е. там идет табулатурный ввод). Если же вы хотите ввести сетку аккордов и мелодию, и чтобы потом это у вас все автоматически аранжировалось, воспользуйтесь Jammer Professional.
Сразу хочу оговорить: я не музыкант, со всеми вытекающими отсюда последствиями, цифровым звуком меня "заставили":) заняться многочисленные друзья-музыканты (все играть хотят метал-музыку, но немного разных стилей), и как раз в КГ наткнулся на ваши замечательные статьи — в общем, увлекся:), накопилась масса вопросов, разобью их по порядку:
1. Самое важное для heavy metal — это искаженный ("примочкнутый") звук электрогитар, поэтому первое, что от меня требовали, — это программный эффект-процессор. На самых первых порах это был Revalver Live! Standalone, потом Amplitube, но, так как, похоже, Amplitube не существует в Standalone, в Nuendo были большие задержки, да и звук не очень понравился, пришлось от него отказатся. Затем наступила эра великого Guitar Rig 2 (Standalone) от Native Instruments, продолжающаяся и по сегодня. Вот и хотелось бы узнать, что можно поставить в один ряд или даже превзойти Guitar Rig? Обязательно Standalone-версии!
Насколько я знаю, AmpliTube в варианте stand-alone существует. А так лучшим является Guitar Rig — он очень понятен музыкантам. Также посмотрите на новые плагины от Line6. Кстати, вопрос Stand-alone вы можете решить очень быстро, поставив программу brainspawn forte. Эта такая специальная вещь для живых выступлений, когда между физическими входами и выходами вы можете подключить абсолютно любой плагин. То есть коммутационная программа.
2. Вторым компонентом идут ударные. Так как в Беларуси (Гомель) тяжело, если не невозможно, качественно записать барабаны, то, естественно, от меня потребовали программу-"драм-машинку":), то есть сэмплер. Выбор сразу пал на FL Studio (FruityLoops), к которому был прикручен неплохой (но не более того) VST-плагин из стандартной комплектации Nuendo2 — LM9, который используется и сейчас — звук, к сожалению, не устраивает. В общем, посоветуйте, что выбрать для качественного и мощного звука ударных.
Я бы мог посоветовать Native Instruments Battery, и она намного лучше, чем LM9, но... лучше вам купить банки сэмплов (библиотеки звуков) с записью живых ударных, потом использовать их в программных сэмплерах. Это лучший вариант. А еще проще, если финансы позволяют, взять ударника, приехать в Минск и записать все в профессиональной студии, уделив этому день. По деньгам это получится в районе 150 баксов, но записанного вам хватит надолго. Попросите ударника не только записать партии для конкретных песен, но и настучать лупы со сбивками, что потом можно циклить или совмещать.
3. Какие есть отдельные VST-плагины для бас-гитары, потому что сейчас перебиваемся спецпресетами в Guitar Rig 2? Может, есть какие-то плагины, действительно необходимые под данный инструмент, о которых стоит обязательно знать?
Да, это IK Multimedia Ampeg и, опять же, новинка от Line6.
И последнее (это скорее для себя хочу спросить): как вы относитесь к формату конечного сжатия MP3, и, если вы данный формат рассматривали, то каково ваше отношение к его битрейтам, т.е. достаточно ли 256 Kb/s либо и 320 недостаточно, и ваше отношение к VBR — буквально пару слов. Я понимаю, что мнений очень много, и уши у всех разные, но интересует мнение профессионала с профессиональными ушами:) и возможностью доступа к высококачественной аппаратуре.
Дело в том, что сам стандарт MP3, как и многие другие lossy-компрессоры, использует психоакустическую модель. Если простыми словами, они выделяют некий фрагмент, анализируют его не только в плане наличия отсутствующих частот, но и удаляя из него некоторые из них. Человек этого удаления якобы не замечает. Все говорят, что просто "не замечает", но это говорили и про MP3 с 96 Кб/сек. А в качестве проблемы очевидны, и на аппаратуре ощутимы, особенно когда дело касается так называемой "размаскировки" кодера, но это уже глубоко... В общем, для прослушивания — да, а в качестве хранения данных для дальнейшего применения — нет.
Являясь любителем (работаю электромехаником на Солигорском руднике), я постоянно внимательно слежу за Вашими публикациями. Для нас (а таких немало) Вы являетесь авторитетом в области музыкальных технологий. Моя молодость (70-е, 80-е) прошла в работе с аналоговой техникой и инструментами. Но о том, какие возможности сейчас предоставляют компьютерные технологии, мы даже не могли и мечтать (полностью согласен с Вашим мнением о заявлении Дилана, хотя это мой кумир). Восхищение вызывает все — от простейших программ до мощнейших комплексов записи и обработки. Но с этим избытком софта возникают проблемы у таких, как я. Мы хотим все и сейчас (амбиции, не доделал, не догнал). Настолько противоречивые мнения на форумах в Интернете и всяческих обзорах ПО, что очень трудно ориентироваться. Нужен совет авторитетного человека. Предвижу укол: пробуй, чувак (70-е), слушай — и опять пробуй.
Я уже четыре года работаю с программами Cakewalk SONAR и WaveLab. Кстати, продукты фирмы Cakewalk Вами почему-то игнорируются (может, я ошибаюсь). Хочется услышать Ваше мнение о последней версии программы SONAR 6. Еще один вопрос по железу. Может, Вы сможете сделать обзор-анализ по последним версиям профессиональных и полупрофессиональных звуковых карт (технические характеристики, сравнение, функциональность). Стоит ли менять SBAudigy2ZS на Audiophile 192A, принимая во внимание домашнее музицирование?
Спасибо за ваше теплое письмо. Итак, почему игнорируют Cakewalk? Дело в том, что эта компания сильно проиграла с уходом DirectX-платформы в звуке, которую она сильно поддерживала. В результате произошел серьезный откат. И сейчас она пытается устоять на рынке, но SONAR — это очень удобный мультитрек старого поколения, и в этой нише вступает в серьезную конкуренцию со Steinberg Cubase, Nuendo и т.п. То есть тут вопрос чисто вкусовой. По "железу"... уф-ф, в середине месяца пройдут выставки AES, "Музыка-Москва", поговорим с поставщиками о том, что реально будут возить в Беларусь, а там посмотрим. В качестве "приборов" для домашнего музицирования лучше подойдет что-нибудь из серии Creative X-Fi либо Focusrite Saffire LE. Хотя, на ваш вкус...
Будет ли продолжение статей по обработке звука? Цикл был очень общий, многое я знаю, хотелось бы узнать об обработке хотя бы основных инструментов: бас, гитара, барабаны, и др. И по работе с миди.
Наверное, вы имеете в виду небольшой цикл "Современная домашняя студия" или что-то более раннее. По обработке звука мы очень подробно поговорим в уроках по WaveLab, которые я немножко приостановил из-за того, что начал писать, что называется, "на скорости", а в таких вещах сие немного вредит. А насчет конкретных инструментов… Тут вот какая проблема. Дело в том, что даже если говорить о бас-гитарах, то очень многое будет зависеть от самой модели и конструкции конкретного инструмента (пятиструнный, четырехструнный, с ладами, без них, какие струны, какие датчики задействованы, как устроен корпус и т.д.), производителя гитары. То есть это индивидуальный подход должен быть — такой же, как и к человеческому голосу. Поэтому тут на слух лучше ориентироваться. Общие точки эквализации я приводил очень давно, сейчас этот вопрос подкорректирую в "формат- 2006" и вставлю как пункт в один из уроков по WaveLab. О работе с MIDI… А какие вопросы вас интересуют конкретно? Присылайте. Ответим на них в виде отдельного материала.
Кристофер, christopher@tut.by
Вы можете подсказать, где в Минске можно купить качественный микрофон для распознавания речи. И, если возможно, посоветуйте марку микрофона.
В принципе, для распознавания речи подойдет любой недорогой микрофон или гарнитура — например, я часто встречал BBK, который использовался для этих целей. Там просто специально программы рассчитываются с учетом наличия уровня шума, насколько я знаю. Ну, а так, если хотите подороже, посмотрите что-нибудь в магазине "Музыка" из Shure, Nady или AKG (я имею в виду цены 30-70 баксов).
Подскажите программу, в которой можно вводить ноты в 'нотном' виде и далее прослушивать написанную музыку в 'музыкальном' виде. Я отчаялся найти такую программу самостоятельно.
Насколько я понял, вам нужна программа Finale или Sibelius — на выбор. Если вы гитарист, то можете воспользоваться и Guitar Pro (т.е. там идет табулатурный ввод). Если же вы хотите ввести сетку аккордов и мелодию, и чтобы потом это у вас все автоматически аранжировалось, воспользуйтесь Jammer Professional.
Сразу хочу оговорить: я не музыкант, со всеми вытекающими отсюда последствиями, цифровым звуком меня "заставили":) заняться многочисленные друзья-музыканты (все играть хотят метал-музыку, но немного разных стилей), и как раз в КГ наткнулся на ваши замечательные статьи — в общем, увлекся:), накопилась масса вопросов, разобью их по порядку:
1. Самое важное для heavy metal — это искаженный ("примочкнутый") звук электрогитар, поэтому первое, что от меня требовали, — это программный эффект-процессор. На самых первых порах это был Revalver Live! Standalone, потом Amplitube, но, так как, похоже, Amplitube не существует в Standalone, в Nuendo были большие задержки, да и звук не очень понравился, пришлось от него отказатся. Затем наступила эра великого Guitar Rig 2 (Standalone) от Native Instruments, продолжающаяся и по сегодня. Вот и хотелось бы узнать, что можно поставить в один ряд или даже превзойти Guitar Rig? Обязательно Standalone-версии!
Насколько я знаю, AmpliTube в варианте stand-alone существует. А так лучшим является Guitar Rig — он очень понятен музыкантам. Также посмотрите на новые плагины от Line6. Кстати, вопрос Stand-alone вы можете решить очень быстро, поставив программу brainspawn forte. Эта такая специальная вещь для живых выступлений, когда между физическими входами и выходами вы можете подключить абсолютно любой плагин. То есть коммутационная программа.
2. Вторым компонентом идут ударные. Так как в Беларуси (Гомель) тяжело, если не невозможно, качественно записать барабаны, то, естественно, от меня потребовали программу-"драм-машинку":), то есть сэмплер. Выбор сразу пал на FL Studio (FruityLoops), к которому был прикручен неплохой (но не более того) VST-плагин из стандартной комплектации Nuendo2 — LM9, который используется и сейчас — звук, к сожалению, не устраивает. В общем, посоветуйте, что выбрать для качественного и мощного звука ударных.
Я бы мог посоветовать Native Instruments Battery, и она намного лучше, чем LM9, но... лучше вам купить банки сэмплов (библиотеки звуков) с записью живых ударных, потом использовать их в программных сэмплерах. Это лучший вариант. А еще проще, если финансы позволяют, взять ударника, приехать в Минск и записать все в профессиональной студии, уделив этому день. По деньгам это получится в районе 150 баксов, но записанного вам хватит надолго. Попросите ударника не только записать партии для конкретных песен, но и настучать лупы со сбивками, что потом можно циклить или совмещать.
3. Какие есть отдельные VST-плагины для бас-гитары, потому что сейчас перебиваемся спецпресетами в Guitar Rig 2? Может, есть какие-то плагины, действительно необходимые под данный инструмент, о которых стоит обязательно знать?
Да, это IK Multimedia Ampeg и, опять же, новинка от Line6.
И последнее (это скорее для себя хочу спросить): как вы относитесь к формату конечного сжатия MP3, и, если вы данный формат рассматривали, то каково ваше отношение к его битрейтам, т.е. достаточно ли 256 Kb/s либо и 320 недостаточно, и ваше отношение к VBR — буквально пару слов. Я понимаю, что мнений очень много, и уши у всех разные, но интересует мнение профессионала с профессиональными ушами:) и возможностью доступа к высококачественной аппаратуре.
Дело в том, что сам стандарт MP3, как и многие другие lossy-компрессоры, использует психоакустическую модель. Если простыми словами, они выделяют некий фрагмент, анализируют его не только в плане наличия отсутствующих частот, но и удаляя из него некоторые из них. Человек этого удаления якобы не замечает. Все говорят, что просто "не замечает", но это говорили и про MP3 с 96 Кб/сек. А в качестве проблемы очевидны, и на аппаратуре ощутимы, особенно когда дело касается так называемой "размаскировки" кодера, но это уже глубоко... В общем, для прослушивания — да, а в качестве хранения данных для дальнейшего применения — нет.
Являясь любителем (работаю электромехаником на Солигорском руднике), я постоянно внимательно слежу за Вашими публикациями. Для нас (а таких немало) Вы являетесь авторитетом в области музыкальных технологий. Моя молодость (70-е, 80-е) прошла в работе с аналоговой техникой и инструментами. Но о том, какие возможности сейчас предоставляют компьютерные технологии, мы даже не могли и мечтать (полностью согласен с Вашим мнением о заявлении Дилана, хотя это мой кумир). Восхищение вызывает все — от простейших программ до мощнейших комплексов записи и обработки. Но с этим избытком софта возникают проблемы у таких, как я. Мы хотим все и сейчас (амбиции, не доделал, не догнал). Настолько противоречивые мнения на форумах в Интернете и всяческих обзорах ПО, что очень трудно ориентироваться. Нужен совет авторитетного человека. Предвижу укол: пробуй, чувак (70-е), слушай — и опять пробуй.
Я уже четыре года работаю с программами Cakewalk SONAR и WaveLab. Кстати, продукты фирмы Cakewalk Вами почему-то игнорируются (может, я ошибаюсь). Хочется услышать Ваше мнение о последней версии программы SONAR 6. Еще один вопрос по железу. Может, Вы сможете сделать обзор-анализ по последним версиям профессиональных и полупрофессиональных звуковых карт (технические характеристики, сравнение, функциональность). Стоит ли менять SBAudigy2ZS на Audiophile 192A, принимая во внимание домашнее музицирование?
Спасибо за ваше теплое письмо. Итак, почему игнорируют Cakewalk? Дело в том, что эта компания сильно проиграла с уходом DirectX-платформы в звуке, которую она сильно поддерживала. В результате произошел серьезный откат. И сейчас она пытается устоять на рынке, но SONAR — это очень удобный мультитрек старого поколения, и в этой нише вступает в серьезную конкуренцию со Steinberg Cubase, Nuendo и т.п. То есть тут вопрос чисто вкусовой. По "железу"... уф-ф, в середине месяца пройдут выставки AES, "Музыка-Москва", поговорим с поставщиками о том, что реально будут возить в Беларусь, а там посмотрим. В качестве "приборов" для домашнего музицирования лучше подойдет что-нибудь из серии Creative X-Fi либо Focusrite Saffire LE. Хотя, на ваш вкус...
Будет ли продолжение статей по обработке звука? Цикл был очень общий, многое я знаю, хотелось бы узнать об обработке хотя бы основных инструментов: бас, гитара, барабаны, и др. И по работе с миди.
Наверное, вы имеете в виду небольшой цикл "Современная домашняя студия" или что-то более раннее. По обработке звука мы очень подробно поговорим в уроках по WaveLab, которые я немножко приостановил из-за того, что начал писать, что называется, "на скорости", а в таких вещах сие немного вредит. А насчет конкретных инструментов… Тут вот какая проблема. Дело в том, что даже если говорить о бас-гитарах, то очень многое будет зависеть от самой модели и конструкции конкретного инструмента (пятиструнный, четырехструнный, с ладами, без них, какие струны, какие датчики задействованы, как устроен корпус и т.д.), производителя гитары. То есть это индивидуальный подход должен быть — такой же, как и к человеческому голосу. Поэтому тут на слух лучше ориентироваться. Общие точки эквализации я приводил очень давно, сейчас этот вопрос подкорректирую в "формат- 2006" и вставлю как пункт в один из уроков по WaveLab. О работе с MIDI… А какие вопросы вас интересуют конкретно? Присылайте. Ответим на них в виде отдельного материала.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2006 год в рубрике мультимедиа