Так говорил Станислав Лем

Читатели со стажем помнят, что в 1999-2001 годах на страницах КГ впервые на русском языке была опубликована книга писателя-фантаста и философа-футуролога Станислава Лема "Мегабитовая бомба", а также многие его статьи (всего публикации были в 57-и номерах), посвященные состоянию дел и перспективам главным образом в области информационных технологий. В 2001-2002 годах книгу напечатал московский еженедельник "Компьютерра", а затем она вышла в составе сборника Лем С. "Молох" (Москва, Издательство АСТ, 2005, 786 с., серия "Philosophy" — аннотацию см. в КГ №48/2004). И вот вышла новая публицистическая книга в рамках собрания сочинений этого писателя. Книга была сдана в печать в феврале 2006 года под названием "Так говорит… Лем", но 27 марта пришло печальное известие, что в Кракове на 85-м году жизни Станислав Лем умер, поэтому уже из типографии книга вышла под названием "Так говорил… Лем" (Москва, Издательство АСТ, 2006, 764 с., серия "Philosophy"). Увы…

Книга представляет собой перевод с польского языка сборника бесед известного в Польше филолога и публициста Станислава Береся с пиСатеЛЕМ. Беседы были записаны в 1981-1982 годах, а затем дополнены через 20 лет. Книга "является не только попыткой подвести итоги мыслительного пути писателя, но также дополнением и автокомментарием к размышлениям, которые он уже почти полвека — попеременно в гротескной, реалистической, фантастической, эссеистической и философско-теоретической тональности — реализует в своих очередных произведениях". Беседы скомпонованы в 13 разделов, каждый из которых посвящен какой-нибудь теме, при этом, по словам Станислава Береся, во время бесед Станислав Лем "неустанно ломал все согласованные a priori тематические и проблемные оси, часто проводя — параллельно течению разговора, определяемого очередным вопросом, — как бы диалог с самим собой, а одновременно с наиновейшими теориями и концепциями, рожденными естественнонаучными и антропологическими рассуждениями нашей эпохи".

В разделе "Неутраченное время" Станислав Лем вспоминает о жизни в своем родном Львове (в то время польском городе), о том, как этот город стал советским (1939 год), затем немецким (1941), опять советским (1944), а теперь уже украинским, а также о первых годах жизни в Кракове, где его семья оказалась в 1946 году в результате репатриации, о первом литературном опыте. В разделе "В паутине" рассуждает о своем литературном творчестве ("Я занимался гротеском, вступлениями, смешивал сказки с крайними положениями познания и над всем этим рассеивал кибернетику"). В разделе "Голем" отдельно рассказывает о вымышленном им суперкомпьютере Голем XIV, наделенном искусственным интеллектом, и о его лекциях- откровениях. ("Должен признаться, что усилия, которые я вложил в написание этой книги, не сравнятся с усилиями по написанию никакой другой"). В разделе "Кинематографические разочарования" речь идет об экранизациях произведений Станислава Лема ("Зарубежные кинематографисты накормили меня горькой пищей"). Его разочаровали и обе экранизации романа "Солярис" (в 1972 г. Андреем Тарковским и в 2002 г. Стивеном Содербергом). В разделе "Вкус и безвкусица" — о симпатиях и антипатиях в литературе и искусстве ("Я исхожу из детского и традиционного предположения, что литература должна доставлять нам удовольствие, а не мучить"). В разделе "Книга жалоб и предложений" — о месте в мировой литературе ("Я понимаю, что нахожусь в странном месте, где граничат меж собой: литература, наука, философия, гипотезотворчество, безответственные бредни и пророчество"). В разделе "В цивилизационной яме" — размышляет о развитии нашей цивилизации ("Я не верю, что существуют какие-то законы развития, как не верю в то, что существуют внетехнологические, долговременные, комплексные и некомплексные тенденции"). В разделе "Черная безвыходность ситуации" — о ситуации в Польше сразу же после введения военного положения в декабре 1981 года ("Пока будут поддерживаться существующие до сих пор структуры, мы без сомнения будем и дальше падать в экономическом отношении, и никто нас из этой пропасти не вытащит"). В разделе "Изучать мир" — о различных научных теориях, в том о числе о возникновении Космоса и эволюции жизни на Земле ("Связь между граничными условиями возникновения космоса и биогенезом невозможно трактовать в каких-то однозначных категориях добра и зла"). В разделе "Страсть философствования" — о своих философских взглядах и пристрастиях ("Рост познания сам за волосы вытягивает нас за пределы сферы "понятных" языковых артикуляций"). Указанные выше беседы были записаны в 1981-1982 годах, а последующие — в 2001-2002.

В разделе "Милые времена" Станислав Лем размышляет о развитии политической ситуации за последние десятилетия и о месте Польши в мире ("Мы являемся зернышком между двумя мельничными жерновами, ибо с одной стороны у нас Германия, которая к нам в последнее время вроде более доброжелательна, а с другой — Россия, от которой нас отгородил старый добрый Лукашенко"). В разделе "Осмотр на месте" — о современной науке, технике, технологии ("Технология не заразна, но распространяется быстрее эпидемии… Скорее мы остановим Ниагару, чем научный прогресс"). В разделе "Summa, или panta rhei" — о многом понемногу ("Людей, которые придумывают вирусы типа "I LOVE YOU", я охотно запускал бы на тропы здоровья и стегал, а на финише татуировал бы им на лбу надписи "враг человечества номер один"). И здесь же напутствие, как не загубить и не потратить жизнь зря: "Всегда стараться сохранить интеллектуальную независимость и пытаться выработать у себя собственное мнение абсолютно по всем вопросам ближнего и дальнего мира. Читать исключительно первоклассных авторов и первоклассные сочинения, в том числе и в литературе… Идти вслед за большими научными исследованиями и стараться оказаться среди них… Наконец, быть критическим рационалистом, чтобы не попадаться легко на крючок новинок, ибо везде есть мода, не только в одежде. Мода, однако, проходит и оставляет за собой ослепленных, слишком поверивших в новинки…".

Кроме этого, книга дополнена тремя интервью, которые у Станислава Лема взяли российские журналисты в 1999-2004 годах, причем Станислав Лем беседовал на русском языке, что само по себе достаточно любопытно, а также персоналием (в книге упоминается около семи сотен фамилий) и библиографией бесед с пиСатеЛЕМ, опубликованных на русском языке (115 наименований). А в целом она фактически представляет собой "энциклопедию" нашей жизни: о прошлом, настоящем и будущем. Ибо в ней затрагиваются и освещаются многие общечеловеческие вопросы: войны и мира, истории и футурологии, философии и религии, социологии и демографии, экономики и политики, демократии и глобализации, литературы и искусства, науки и техники, математики и физики, автоматизации и моделирования, медицины и биологии, генетики и клонирования, космологии и космогонии, теологии и эволюции и т.д. и т.п.

Рекомендую книгу "Так говорил… Лем" самому широкому кругу читателей.

На снимке: С. Лем и В. Язневич, май 2005 г. Фото А. Бутевича

Составитель и соавтор перевода Виктор Язневич, yaznevich@mail.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 2006 год в рубрике литература

©1997-2024 Компьютерная газета