Steinberg WaveLab для самых начинающих. Урок 3-й

Audio Error Detection and Correction. То есть нахождение и исправление ошибок. Этот модуль может вам помочь на разных этапах процесса работы со звуковой волной начиная с того момента, когда произведена запись, и заканчивая финальной обработкой. Поэтому на данном этапе пока не стоит обращаться к этому модулю — рано (!), а еще лучше рассмотреть основы работы со звуком, вернее, его обработки. Итак, поехали.

Основные этапы обработки. Эквализация


Ранее у звукорежиссеров очень многие активно пользовались правилом: сведение начинается в момент записи. И да, на то время это правило было необходимым. Дело в том, что компьютеры не отличались большим количеством хороших алгоритмов обработки, и практически во всех случаях использовались микрофонные/инструментальные предусилители, которые одновременно включали в свои конструкции эквалайзеры и устройства динамической обработки. Что такое эквалайзер? Это "выравниватель" в дословном переводе. Само название появилось достаточно давно и пришло к нам из мира радио. Тогда была существенная проблема с тем, что приходящий на приемник звук не отличался высоким качеством, поэтому в конструкции этих приемников изначально начали вставлять фильтры низких и высоких частот (у нас это называлось регулировками тембра НЧ и ВЧ). Таким образом, слушатель мог настроить качество звучания, то есть "подравнять" его. Потом появилась регулировка тембра СЧ (средних частот), а после с внедрением полосовых фильтров слышимый частотный диапазон стало возможно разбивать и на большее количество регулируемых интервалов (говоря техническим языком — полос). Начали распространяться графические эквалайзеры, где полосы указаны точным образом, и параметрические, в которых частоту для настройки работы фильтра, а также другие характеристики его работы можно менять.

Данные технологии нашли широкое применение в звукозаписи — в частности, в микшерах (устройства для смешивания нескольких сигналов). Это дало огромный толчок в плане улучшения качества. Ведь до сей эпохи звукозапись выглядела очень примитивно: в некотором помещении располагался оркестр, джаз-банд или что-то подобное и устанавливался микрофон, на который производилась запись. То есть музыканты располагались в разных местах в зависимости от громкости звучания инструментов, громкостной баланс производился физическим способом. Да, в принципе, в самом начале и записи тогда не производилось — шла прямая трансляция. Сами представьте, какие потери могли быть при записи на фонограф и пластинку патефона. С улучшением качества носителей информации, а также применением более сложной техники и возможностью частотной коррекции ситуация улучшилась, появился примитивный шоу-бизнес. Со временем — изначально чисто экспериментальным путем, а потом это доказала и точная наука — звукорежиссеры заметили, что для каждого инструмента характерен не только его частотный диапазон, но и некоторые "точки" значений, регулированием которых можно добиться того либо иного эффекта — например, сделать звучание ярче либо мягче. Эти позиции и легли в основы такого понятия, как "эквализация". То есть сведение начало подразумевать работу не только с балансом громкостей, но и с балансом на определенных частотах. Фонограммы стали значительно прозрачнее — бас не мешал гитаре, гитара не мешала голосу, ударные не мешали другим инструментам. Это был существенный прорыв. Мастера звукорежиссуры разбираются в этих вопросах досконально, и если брать в примерах продукцию Solid State Logic, о которой мы писали в прошлом номере (Waves 4000 SSL Collection), то в программной эмуляции вы можете найти настройки для всех инструментов. То есть эквализацию на данный момент лучше производить "на лету" в программах многодорожечной записи, а сигнал записывать без каких-либо первоначальных обработок. Хотя, это на вкус и цвет. Потому как в профессиональных студиях используются дорогие цифровые микшеры, а в рамках предусилителей часто используются очень дорогие технологии — в частности, "ламповый" звук, множество ноу-хау.

Основные этапы обработки. Динамический диапазон

К устройствам динамической обработки относятся компрессоры, лимитеры, экспандеры и гейты. Их суть можно понять, напрямую переводя названия: компрессор — "сжиматель", лимитер — "ограничитель", экспандер — "расширитель", и гейт — "ворота". Зачем нужно работать с динамическим диапазоном? Тут существует одно противоречие — я бы даже сказал, противостояние. С одной стороны, сжимая динамический диапазон, мы можем создать громкостную равномерность фонограммы, то есть убрать серьезные перепады и тем самым обеспечить максимальную прослушиваемость. Также сжатие динамического диапазона приводит к общему увеличению громкости и как следствие — увеличению параметра RMS. Но такое сжатие может оказаться и вредным, поскольку после "катка" убирается множество интонационных нюансов, они выравниваются. Из-за этого, например, сейчас введены различные стандарты RMS — в поп- и рок-музыке Average RMS может доходить до -12 — -8 дБ, в классике и джазе — до -20 — -15 дБ. Поэтому звукорежиссеру очень часто нужно идти на компромиссы. Хотя обычно считается, что чем громче звучит фонограмма, тем она лучше. При очень большом сжатии в сигнале появляются искажения, и тут еще один важный момент — нужно уметь пользоваться приборами. Например, Лайэм Хаулитт из Prodigy, выпуская свой последний альбом, объехал не одну студию мира, чтобы сделать хороший мастеринг, и нужной громкости конечного продукта все-таки добился. Но пока это мы говорили о фонограммах, а как отнести сие к обработке отдельных треков? В принципе, если вы не используете компрессоры при сведении, то общая картина от микса получится удручающей, поскольку будет очень большое количество перепадов в громкости. То есть громкостной баланс должен присутствовать всегда, а наши ощущения от этого параметра, как мы говорили — это RMS-характеристика. То есть, закладывая нужное сжатие при сведении, вы потом исключите множество проблем при финальной обработке готового микса. Еще одно устройство из списка, которое необходимо знать — гейт. Как мы уже сказали, в переводе оно означает "ворота", и принцип его действия достаточно прост — удаляется сигнал до определенного значения уровня. То есть, например, вы знаете, что ниже -50 дБ ничего полезного, кроме шумов в записанном файле, нет — значит, данную часть динамического диапазона можно исключить. Для этого гейт и нужен. Применение экспандеров — приборов, действие которых обратно компрессорам — также очень часто встречается, хотя в последнее время вместо них чаще используется связка компрессор-экспандер, или, говоря технически, компандеры. То есть на одном определенном участке сигнал разжимается, а на другом — сжимается. В результате мы получаем и равномерность, и более глубокую интонационную картину. При этом, если до этого еще и использовался гейт, то использование экспандера позволяет "переназначить" точки динамического диапазона — так, чтобы он был полностью заполнен полезным сигналом.

Наиболее спорным при сведении выглядит использование лимитеров. По принципу действия они аналогичны компрессорам — с одной лишь разницей: компрессоры срабатывают с определенной точки, после чего плавно сжимают динамический диапазон, а лимитеры от этой точки сжимают все резко, равняя все значения под одну гребенку. Конечно, общий RMS тогда увеличивается очень быстро, но впоследствии исправить полученные результаты очень трудно. То есть обычно этими устройствами могут пользоваться специалисты с достаточным уровнем знаний. В последнее время получили широкое распространение такие устройства, как "максимайзеры", которые являются ничем иным как многополосными лимитерами. Хотя первоначально под данным названием подразумевалась другая техника из области психоакустики, но благодаря очень популярным продуктам фирмы Waves в терминологии произошла рокировка. Также сейчас очень популярны многополосные компрессоры — отдельный и самый современный подкласс устройств обработки. И, в принципе, они имеют под собой некий исторический пласт, то есть основная идея пришла от таких устройств, как эксайтеры (в дословном переводе — "возбудители"). Эта технология достаточно долго являлась зарубежным ноу-хау, то есть даже в тех же 80-х наши записи отличались от заграничных в худшую сторону — были более "тусклыми". А причина состояла в том, что изобретатели заметили тот факт, что "яркость" и "прозрачность" фонограммы можно получить путем применения сжатия не только на всем динамическом диапазоне, но и в области высоких частот. Таким образом, получалась следующая картина: из-за громкостной равномерности на ВЧ слушатель мог отчетливо прослушать все инструменты в данной области. Со временем эксайтеры были заменены на многополосные компрессоры, которые, в свою очередь, помимо всего прочего, позволяют производить сжатие на всех участках слышимого спектра. Поэтому сегодняшние фонограммы вообще очень громки даже по сравнению с 90-ми.

Основные этапы обработки. Практика

Для начала в мастер-панели найдите эквалайзер EQ-1. Это стандартное параметрическое решение, где есть регулирование по трем диапазонам слышимого спектра: низкие, средние и высокие. Для опытов возьмите какой-либо трек с инструментом или голосом. Попробуйте сделать его звучание ярче, а потом мягче. После этого загрузите модуль Dynamics (меню Process — > Dynamics). Это и есть компрессор/экспандер/лимитер/гейт в одном устройстве. Для загрузки того или иного из списка зайдите в закладку Presets и выберите необходимое. После этого возвращайтесь в основное окно и посмотрите, как выглядит график. Обратите внимание, что у него две шкалы, одна из которых (горизонтальная) соответствует ширине динамического диапазона исходного сигнала, а вторая (вертикальная) — обработанного. На графике обычного компрессора (2 to 1 Compressor, 3 to 1 Compressor) вы увидите, что до определенной точки сигнал идет без изменений, а потом наступает момент перелома, когда динамический диапазон начинает сжиматься с определенно заданным коэффициентом. То есть часто самые начинающие путаются с тем, что компрессия 2 к 1, по их пониманию, уменьшает динамический диапазон в два раза — нет, это не так — вернее, она его уменьшает, но только на некотором малом участке.

Далее посмотрите пресет Hard Limiter (-12 dB). В принципе, это тот же график компрессора, только в участке срабатывания, линия горизонтальна. Это говорит о том, что все значения во входящем сигнале приравниваются к одному в выходном. А вот если вы посмотрите на пресет Limiter (-12 dB; Soft Knee), то увидите несколько другую картину, где лимитер работает "мягче". В пресете Expander, Limiter, Gate можете посмотреть на работу динамической связки. Что в ней происходит? Примерно до -50 дБ сигнал не берется (гейт), после чего идет расширение динамического диапазона за счет значений примерно до -24 дБ (экспандер), а сверху закрывается "крышкой" (лимитер). А теперь проведите следующий опыт. В прошлом уроке мы рассматривали такой модуль, как Global Analysis, он нам сейчас очень пригодится. Возьмите файл и обработайте его сначала 3 to 1 Compressor, потом Hard Limiter (-12 dB), и в конце — Expander, Limiter, Gate. Причем каждый раз закрывайте модуль Dynamics, вызывайте модуль Global Analysis и производите анализ, запоминая или записывая значение Average RMS (и не забывайте делать отмену последней операции — Undo). В результате вы увидите три абсолютно разных картины. Наиболее приемлемый RMS окажется после Expander, Limiter, Gate. Подумайте над тем, почему так все происходит, и, если нужно, перечитайте теоретическую часть этого материала. На самом деле существует множество дополнительных VST-плагинов как эквализации, так и динамической обработки. Наиболее профессиональными из них являются продукты производства Waves, Kjaerhus Audio и WaveArts. На сем завершим процесс, и думаю, что скоро доберемся и до Audio Error Detection and Correction…

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 2006 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета