"Война плейеров"

Пять лет назад компания Apple, выпустив первый плейер iPod, начала великую гонку среди компьютерных фирм, быстро осознавших перспективность нового рынка. Фактически mp3-плейеры всего за пару лет в корне изменили мировую музыкальную индустрию — дали новый толчок развитию музыкальных сайтов и пиринговых сетей, появлению множества онлайновых музыкальных магазинов, а также совершенно новых моделей взаимоотношений между потребителями музыкального контента и правообладателями. Кроме того, что цифровые плейеры сами по себе стали обычной бытовой электроникой, их теперь встраивают в самую различную технику. Лидируют тут мобильные телефоны и КПК. Сейчас именно Apple с разными версиями своего iPod контролирует 70% мирового рынка цифровых плейеров. iPod стал самым прибыльным продуктом компании. Конечно, у конкурентов это восторга не вызывает, а потому за последнюю пятилетку очень многие пытались создать конкурентоспособный продукт, способный основательно потеснить Apple на рынке. О том, что, дескать, создан очередной "убийца iPod", объявляли не однажды — но каждый раз новость оказывалась "пустышкой". Apple противостоят компании Samsung, Sandisk, iRiver, Creative, NEC, Microsoft совместно с Toshiba и многие другие. Уже "сошли с дистанции" Dell с собственными плейерами Ditty и DJ Ditty, Sony, Casio и многие другие игроки рынка электроники.

IPod: история современной легенды


Сейчас цифровые плейеры iPod — безусловные лидеры рынка, своего рода эталон технического совершенства. Однако сегодня пользователи наслаждаются плейерами уже четвертого поколения (на подходе пятое). А в 2001 году, когда iPod'ы только появились на рынке, они разительно отличались от современных моделей. Первый iPod весил 180 г и по габаритам был больше похож на сотовый телефон. 5 Гб памяти — скромный в наши дни показатель, но тогда это было очень много. Имелись и неоспоримые преимущества вроде по-эппловски привлекательного дизайна и удобной системы управления функциями устройства (сенсорное колесо вообще стало визитной карточкой iPod). Но главным недостатком первого поколения было то, что те iPod'ы могли работать только с не сильно распространенными компьютерами Macintosh, что существенно ограничило круг потенциальных пользователей. Цена первых устройств (более $400) также не могла привлечь большое число пользователей. Но уже вскоре была выпущена версия iPod, совместимая как с Macintosh, так и с IBM PC. В дальнейшем благодаря своей простоте, стильному дизайну и удобству обращения iPod'ы завоевали рынок, хотя и произошло это совсем не так быстро, как кажется сейчас.

Современные плейеры iPod 4-го поколения уже умеют воспроизводить видео и отображать картинки, а максимальный объем памяти возрос до 60 Гб. Все это удачно совместилось с кардинальным уменьшением размеров устройств и улучшением пользовательского интерфейса. Судя по всему, в грядущем пятом поколении iPod мы увидим еще более широкий и, к тому же, сенсорный дисплей, емкий аккумулятор и встроенный модуль беспроводной связи. Различные расцветки корпуса и расширенный набор аксессуаров прилагаются. К слову, это еще вопрос: стоит ли приспосабливать iPod'ы для работы с видеоконтентом? Тут мнения пользователей разделились. Одни уверены, что современный плейер должен уметь воспроизводить абсолютно все, что только можно воспроизвести, и требуют большой цветной дисплей для просмотра видео. Другие вполне резонно утверждают, что от оснащения плейера большим дисплеем пострадает прежде всего продолжительность его автономной работы. То есть потребуется более емкий аккумулятор и больший объем памяти. А значит, резко возрастет цена.

Король Азии

Парадокс глобализации: плейеры iPod собираются в Китае из деталей, произведенных в основном на заводах Samsung. Однако в самом Китае iPod'ы только на пятом месте по популярности. Во всем регионе Юго-Восточной Азии безоговорочно доминирует все та же корпорация Samsung со своими плейерами Yepp. Samsung предъявила претензии на лидерство в сфере создания цифровых плейеров уже достаточно давно и занимает то ли второе, то ле третье место в мире — в зависимости от того, кто считает. События вокруг Samsung порой начинают напоминать настоящий детектив. В конце 2005 года на работу в Samsung переманили Пола Мерсера — одного из ведущих программистов Apple и человека, приложившего руку к созданию концепции оригинального iPod. Результатом его работы на новом месте вскоре стал плейер Samsung Z5, удивительно похожий на iPod Nano. Судя по всему, в конце нынешнего года команда разработчиков Samsung представит целую линейку новых цифровых медиаплейеров. Удастся ли новым разработкам южнокорейского гиганта потеснить на пьедестале продукцию Apple? 2007-2008 годы должны дать точный ответ на этот вопрос.

Главный претендент на лидерство

В глобальном масштабе пока главным соперником Apple на рынке цифровых плейеров остается компания Sandisk — владелец торговой марки Sansa. В компьютерном мире она также известна как крупнейший производитель карт памяти для цифровых фотоаппаратов и еще ряда различных комплектующих. С точки зрения потребителей Sandisk производит вполне достойные плейеры, причем весьма недорогие. Правда, автору этих строк довелось недавно протестировать одну из перспективных моделей Sansa, и восторга она не вызвала. Впрочем, это была не топ-модель Sandisk, известная под названием Sansa C200. Плейеры этого модельного ряда оснащены радиоприемником, работающим в диапазоне FM, и диктофоном. Объем памяти устройств варьируется от 1 до 2 Гб, а благодаря поддержке карт памяти SD максимальный объем хранимой информации может быть увеличен до 4 Гб, то есть до предела возможностей современного iPod Nano. Для сравнения: 4-гигабайтная модель Nano стоит сегодня около $299, а Sansa C200 будет стоить $100, так что сравнение получается отнюдь не в пользу детища Apple. Справедливости ради стоит заметить, что 2 Гб SD-карта стоит от $70 до $150, в зависимости от производителя, поэтому пресловутые 4 Гб обойдутся выбравшему Sansa меломану все же не в $100, а в $150-$250.

Без Microsoft не обойдется

Корпорация Microsoft в последнее время все чаще выпускает различные небольшие компьютерные устройства — от специальной мыши для геймеров до планшетного ПК. Так что неудивительно, что она решила посражаться со своим заклятым конкурентом — компанией Apple — на весьма прибыльном рынке медиаплейеров. Впрочем, в одиночку Microsoft лезть в новое дело не решилась: "железо" делать — это совсем не то, что софт писать. Поэтому суперкорпорация решила прибегнуть к помощи японской компании Toshiba. Пока неизвестно, сколько длилась предварительная разработка плейера "от Microsoft", однако известно, что сначала плейер назвали Арго, затем — Zune. Новинка должна поступить в продажу не позднее начала 2007 года. Из уже опубликованной предварительной информации ясно, что Zune будет отличаться от нынешних iPod'ов возможностью работы с беспроводными сетями. Однако все не так просто, как может показаться.

Встроенный в Zune модуль беспроводной связи Wi-Fi, действительно, позволит плейерам обмениваться информацией. Но только кроме музыки. Прислать песню другу, конечно, удастся, но вот только спустя ровно сутки ему придется подключать Zune к компьютеру, загружать страницу интернет-магазина и официально покупать композицию. В противном случае она воспроизводиться у него больше не будет. Зато Zune можно будет превратить в своего рода мини-радиостанцию и осуществлять вещание на четыре таких же плейера. Подключившимся к каналу, придется полностью положиться на вкус вещающего, так как контролировать треклист новоявленного ди-джея на расстоянии не получится. Zune также сможет воспроизводить большинство форматов аудиофайлов и видеоролики. Никакой информации про стоимость Zune пока не поступало. Открытым также остается вопрос о наличии в этом детище Microsoft и Toshiba диктофона и FM-приемника.

Малоизвестные, но качественные

Как уже было сказано в самом начале, выпуском собственных цифровых плейеров занимается еще множество известных мировых брэндов. Вот только масштабы у них, как правило, достаточно скромные. Но есть на этом рынке еще участники, роль которых не стоит недооценивать. Это многочисленные и малоизвестные фирмы (т.н. no-name-компании), которые предлагают устройства, зачастую превосходящие качеством плейеры признанных лидеров, по откровенно заниженным ценам. Больше всего таких на рынке Китая, где в совокупности они намного опережают любого из мировых лидеров. Но и в других странах Юго-Восточной Азии no-name-производители удерживают изрядную долю рынка.

В предвкушении новостей

Судя по всему, в конце 2006 — начале 2007 года нам предстоит стать свидетелями появления на потребительском рынке новых модельных линеек цифровых плейеров от всех известных производителей. Пик этого процесса по традиции придется на предрождественский период — именно тогда крупнейшие компании — производители плейеров должны представить свои новые разработки. Однако над всем рынком цифровых плейеров сейчас нависает одна большая угроза. Сотовые телефоны и смартфоны стремительно обзаводятся встроенными плейерами. Сейчас сложно найти новую модель, неспособную хранить и воспроизводить музыку, а зачастую — и демонстрировать видео, принимать сигнал FM-радиостанций, выполнять функции диктофона. Еще недавно скромный объем памяти подобных устройств стремительно растет и уже в самом ближайшем будущем догонит параметры "самостоятельных" плейеров. Медиаплейеры также встраивают в КПК, цифровые фотоаппараты и прочие компактные электронные устройства. Получается, что медиаплейеры в качестве самостоятельных устройств могут стать и не нужны — если, конечно, не сумеют обзавестись некими уникальными функциями.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 2006 год в рубрике mobile

©1997-2024 Компьютерная газета