Популярное введение в ICQ

Сегодня доступ в Интернет с домашнего ПК уже перестал быть роскошью и, без сомнения, является необходимым. Пересылка e-mail, обмен файлами, скачивание антивирусных обновлений, участие в пиринговых сетях, наконец. Сеть отнимает у нас все больше свободного реального времени, затягивая в свое виртуальное…

Ну, мы, в принципе, не прочь уйти от реальности, и были не прочь даже 25 лет назад, когда Интернет только начинал развиваться и не был так широко распространен. Впрочем, сейчас уже мало кто помнит славные времена BBS и fido-эхоконференций, где сутками пропадало куча народу. Тогда модем даже на 8000 бод был непозволительной роскошью, но все, кто хоть как-то мог передавать данные (а люди в основном паяли модемы сами), отчаянно звонили по ночам на BBS, fido-поинты, toll-free и т.д., чтобы пообщаться, обменяться файлами, свежими новостями и т.д. Но уже к середине 90-х самые крупные многоканальные BBS закрылись, а fido было вытеснено интернет-форумами. Эта сцена умерла, оставив лишь приятные воспоминания о бесконтрольном общении и отсутствии всякой цензуры, а ей на смену пришел www с его большим братом в лице модераторов, которые теперь тебе запрещают ругаться матом, спрашивать кряки и говорить "аффтар жжот"=). Нет, ну разве это справедливо? Вообще-то, на большинстве форумов есть специальная немодерируемая ветка, называемая "Для оффтопика" или вроде того (у нас на форуме КГ она называется "Гадюшник":)), где позволено значительно больше. Однако зачастую такие ветки — это просто помойки, и там среди всего этого мусора очень трудно найти что-либо ценное. Нет, это не BBS или fido… Впрочем, статья не о том, как обвести модераторов вокруг пальца и сказать-таки "аффтар жжот", а о том, какие еще способы нормально потрепаться существуют сегодня. Ах да, забыл. Если на форуме ответа ждать приходится долго, то вот в такой штуке, как www- чат, его получишь почти в режиме реал-тайм. К сожалению, сегодня сложно найти действительно хороший веб-чат: везде правила, обязательна регистрация, да и сам веб-интерфейс напрягает. Короче, обычный пользователь Сети связан по рукам и ногам, а еще говорят "свобода слова…" Короче, если вы такой (или такая?!), то специально для вас была создана сеть ICQ. Думаю, для истории создания всеми любимой Аськи нужно выделить целую главу.

I seek you

Аббревиатура ICQ на самом деле расшифровывается как I seek you, или, по-русски, я ищу тебя — впрочем, давайте по порядку. В 1996 году малоизвестная израильская группа еще не окончивших школу программистов — Mirabilis — выпустила любопытную программку: интернет-пейджер. Отличительной особенностью нового пейджера от уже существоввшей сети IRC и прообразов веб-чатов было то, что ваше сообщение будет доставлено до получателя в любом случае, независимо от того, находится он в сети или нет. Т.е. ICQ представляла собой некий гибрид IRC'а и e-mail, совмещая их лучшие стороны: оперативность и возможность общаться без подключения собеседника в Сеть. Разумеется, можно было разговаривать и в режиме реального времени, но самой интересной фишкой был поисковый сервис. Впервые в мире в Интернете стало реально искать конкретных людей. Если человек подключен к ICQ — значит, вы можете найти его и общаться с ним независимо от операционной среды, времени, места и способа доступа к Интернет. Кроме того, Аська позволяла меняться файлами (причем по функциональному и продвинутому протоколу) и поддерживала некоторые игры, работающие также через него. Однако ICQ был не единственным разрабатываемым интернет-пейджером в то время. Небольшая компания Activerse под руководством Джима Даттона занималась, в принципе, тем же самым — ее сотрудники хотели создать удобный интерфейс для общения в пределах локальной сети, однако их клиент так и не был доведен до ума… ICQ набирала популярность со скоростью света, а хуже всего было то, что мальчишки- разработчики раздавали свое программное обеспечение задаром и, кажется, вообще не собирались на нем хоть что-нибудь зарабатывать. Их клиент был значительно лучше того, что сделали в Activerse, поэтому Джим Даттон принял решение сконцентрироваться на разработке пейджера для корпоративных клиентов, но и этим планам было не суждено сбыться: ICQ-сервер для предприятий был выпущен уже в августе 1997 года.

К слову, рынок обмена короткими интернет-сообщениями в то время уже стремительно набирал обороты, и, поняв всю его привлекательность, сразу две мегакорпорации решили прибрать его к рукам. Первой была America Online (AOL). Выпустив свой пейджер AOL Instant Messenger (AIM), компания интегрировала его в браузер Netscape и, таким образом, сразу получила около десятка миллионов пользователей. Однако скорость, с которой ICQ набирала своих поклонников, AIM даже и не снилась, и это при том, что Mirabilis ни цента не тратила на маркетинг и рекламу. Стало ясно, что другой гигант — Microsoft — проигрывает здесь по всем фронтам. Увлекшись борьбой Internet Explorer'а с Netscape, в компании не замечали главного: миллионы людей связаны с Сетью интернет-браузерами, но в то же время они оторваны друг от друга, не имея возможности общаться напрямую. Как это водится в корпорации дяди Билла, новую и перспективную разработку проще купить, чем создать ее аналог, поэтому софтверный гигант заявил о намерении купить Mirabilis. К тому времени в ней работало уже около ста человек, серверы, обслуживающие сервис, стояли в не только в Израиле, но и в Нью-Йорке, однако Аська по-прежнему не приносила создателям никакого дохода. Разработчики, скорее всего, согласились бы продать свое детище, но Microsoft была не единственной компанией, желавшей его приобрести… В результате долгих прений Mirabilis все же была куплена, однако ее владельцем стала не Microsoft, а AOL. Гигантская корпорация выложила вчерашним школьникам, отцам-основателям ICQ, 287 млн долларов наличными, без всяких условностей типа опционов и варрантов. Аська по-прежнему оставалась самой популярной программой в мире, о чем свидетельствовало первое место в рейтинге Download.com, которое она удерживала больше года. К концу 1998 года она имела уже больше 10 млн клиентов, и их число по-прежнему стремительно увеличивалось. В то же время Microsoft, не желая сдавать позиции, купила скромную разработку Flash Communications и начала работу над своим собственным клиентом под названием MSN Messenger. Вскоре он был готов, и AOL вступила в отчаянную борьбу за сохранение своего лидерства на рынке интернет-сообщений. Первый MSN Messenger обладал приятной возможностью — его пользователи могли свободно обмениваться сообщениями с клиентами AIM. Но AOL немедленно перестроила свои серверы так, чтобы это прекратить. Далее Microsoft, которая славится способностями связывать бобра с ослом и получать бобро:), выпустила "заплатку", устраняющую эту проблему, и еще несколько недель два гиганта лупили друг друга, не давая покоя своим пользователям. Наконец Microsoft отступила, но это был лишь тактический ход. Да, MSN Messenger больше не пытался связаться с AIM-клиентами, однако он был интегрирован в дистрибутив Windows XP. Таким образом, софтверный гигант решил повторить маневр с Internet Explorer'ом, когда его включение в дистрибутив Windows помогло компании победить Netscape. Кстати, AOL была вынуждена отбиваться еще и от других компаний включая AT & T, Tribal Voice, Odigo и Trillian, которые до сих пор предпринимают попытки объединить Сеть. Кроме того, MSN был значительно улучшен функционально: чего стоит одна возможность проводить интерактивные видеоконференции. Компания подписала договор с мобильным оператором Vodafone, и для его клиентов был реализован сервис SMS-to-MSN. Это значит, что пользователи мобильных телефонов могли отправлять сообщения клиентам MSN с помощью SMS и таким же образом получать их. А еще MSN Messenger теперь может читать почту с Hotmail, серверы которого также принадлежат Microsoft… ICQ, впрочем, ответила тем же. Кстати, общаться в Аське с помощью мобильного телефона можно и у нас. Компания МТС предлагает своим клиентам сервис GIM, который позволяет быть практически всегда в онлайне, получая и отправляя сообщения в любое время. Единственным минусом является возросшая стоимость подобного SMS-сообщения — в Беларуси оно стоит 125 рублей.

Сегодня в ICQ общается более 700.000.000 клиентов, отправляя десятки миллиардов сообщений в день (советую вдуматься в эти цифры).

Изначально задуманная для развлечений, Аська используется практически везде. Например, любая уважающая себя компания теперь осуществляет техподдержку с помощью ICQ. Сервис дает возможность проводить деловые переговоры в реальном времени, в то время как ваши партнеры могут находиться в разных краях света. Можно не выходя из дома найти себе подругу или друга из вашего города, поскольку Аська поддерживает продвинутый поиск по всем возможным категориям. В общем, жизнь в мире ICQ кипит, и никто не собирается сдаваться какому-то MSN Messenger:-).

Как общаться в ICQ?

Итак, в теории все звучит замечательно, но как насчет практической стороны вопроса? Как грамотно пользоваться сервисом? Все эти трудности и их туманные описания в книгах вроде "ICQ для чайников" ставят начинающим "асечникам" палки в колеса. Действительно, сама по себе ICQ специфична, и надо просто почувствовать, как она работает — впрочем, не так все на самом деле и сложно… Все начинается с того, что пользователь регистрируется в сети. Для этого ему необходимо зайти на www.icq.com и заполнить небольшую форму для регистрации. Как я уже отмечал, в Аське огромное количество категорий поиска, поэтому не удивляйтесь размерам регистрационной анкеты. Разумеется, заполнять все поля необязательно. Основными являются только nick (т.е. ваше виртуально имя) и e-mail, куда будет отправлен пароль для входа в систему. По прохождении процедуры регистрации вам будет выдан девятизначный регистрационный номер. Персональный номер в Аське называется UIN (Universal identification number) или УИН по-русски:) — запишите его на бумажку и запомните как таблицу умножения:). Целых девять знаков требуется, чтобы идентифицировать огромное количество пользователей, однако так было не всегда. Например, администрация ICQ и AOL имеет пятизначные номера (пятизнаки), и им они выдаются свободно. В свободной регистрации их никогда не было. Самыми короткими номерами были шестизнаки, и они выдавались в самом начале существования ICQ, т.е. в 96-97 гг.

Однако они быстро закончились, поэтому были введены семизнаки, которые регистрировались с конца 1997 года. В 1998 и они закончились, и сервис перешал на восьмизначные номера, а с 2000 года и по сей день выдаются девятизнаки. Далее. В ICQ существует такое понятие, как контакт-лист (аналог адресной книги на почтовых серверах). В контакт-листе содержатся имена всех ваших собеседников, которые так или иначе с вами общаются. Он создан для удобства: ведь не может же человек держать в памяти 20 девятизначных УИНов! Контакт-лист подобные проблемы решает: вы можете назначить своему собеседнику имя, под которым он будет виден только для вас, например, если его ник вас не устраивает или ни о чем вам не говорит. Все контакт-листы у каждого клиента ICQ хранятся на центральном сервере. Сделано это также для удобства использования: вы ведь не всегда можете находиться дома в момент беседы, да и ICQ-клиенты могут быть различными. Все эти проблемы решает централизованное хранение контакт- листов, поэтому, подключившись к Аське, например, с мобильного телефона, вы увидите привычный список своих собеседников. Говоря о контакт- листах, нельзя не сказать о такой вещи, как авторизация. Дело в том, что в современном виде ICQ позволяет человеку отклонять непрошеных гостей, желающих добавить его в свой контакт-лист. Сделано это специально для обеспечения безопасности: незнакомым или малознакомым людям лучше авторизацию не давать. Также в ICQ существует такое понятие, как текущее состояние. Помимо банального Online/Offline (т.е. В сети/Не в сети), есть еще много других. Например, Free for Chat (Готов поболтать), Away (Отошел), Not Available (Недоступен), Occupied (Занят), Do not Disturb (Не беспокоить) и Invisible (Невидим). Кроме того, продвинутые клиенты вроде QIP добавляют еще некоторые свои состояния, о которых я расскажу ниже.

Все, это опять же, реализовано для удобства общения. Вот вам жизненный пример: нужно срочно отлучиться, но на это время отключать интернет- соединение нежелательно (например, идет загрузка большого файла с сервера, не поддерживающего докачку). Вы уходите, а в это время ваш друг видит, что вы в сети, и начинает забрасывать вас сообщениями типа "Привет", "Почему молчишь?", "ПОЧЕМУ МОЛЧИШЬ, я спрашиваю" и т.д. В итоге он на вас обидится, потому что подумает, что вы не захотели с ним разговаривать. Здесь бы помогло состояние Not Available, выставив которое можно было спокойно уйти, а друг, увидев, что вы N/A, просто подождал бы немного. Точно так же может помочь состояние Do not Disturb, если вы находитесь на деловом совещании, а ваши друзья вдруг захотят с вами пообщаться. В общем, состояния — это хорошая вещь, которая часто по- настоящему бывает нужна. Я уже отмечал, что Ася — это не только интернет-пейджер — это еще и мощное средство для поиска людей в Интернете. Дело в том, что, помимо ника, страны проживания, пола, возраста и других важных характеристик, ICQ позволяет указывать свои интересы, социальный статус, род занятий и т.д., что позволяет искать людей по очень конкретному запросу — например: "Девушка, проживающая в Витебске, возраст 18-22 года, увлекается компьютерами и слушает Korn". Искать людей можно как на сайте ICQ, так и с помощью любого продвинутого ICQ-клиента.

Особенно хочется отметить, что процедура поиска не занимает много времени — пару минут, и нужный список собеседников у вас в руках. Кто теперь скажет, что Интернет — это помойка, где ничего/никого нельзя найти? Напоследок рассмотрим еще один важный момент — язык общения. Не удивляйтесь, если, проводя свою первую беседу с опытным асечником, вы не будете понимать большинство слов. За много лет словесных баталий здесь выработался свой особенный язык: кое-что перекочевало из IRC, а кое-что берет свое начало из седых времен BBS. Нет, мы по-прежнему будем общаться на русском языке, однако в некоторых случаях с русским его связывают лишь русские буквы. Ну вот, например, как приветствовать человека? Можно, конечно, написать: "Здравствуйте/Привет, дорогой друг!", но печатать это долго, да и знаки препинания нужно ставить. Гораздо проще сказать "дароф", "ку", "прив", "хая" и в таком духе. Многие длинные слова сокращаются или пишутся так, как мы их слышим. Например, "сейчас" обычно заменяется на "счас", "сча" или даже "ща", "тебя" на "тя", "ладно" на "лан" и т.д. Ну и, разумеется, "падонки" никуда не делись, поэтому сплошь и рядом теперь "превед", "кросавчег", "аффтар жжот", "кста", "ога" и пр. В общем, чтобы получить из русского языка асечный, достаточно исковеркать слово, сократить его и заменить все гласные и согласные звуки на созвучные:). Что ж, хорошо это или плохо — решать вам. Однако стоит отметить, что главное в общении — это чтобы вас понимали, поэтому я, например, стараюсь употреблять таких коверканных слов поменьше — этим я гарантирую себе и собеседнику нормальный диалог без многократных переспросов, что означает "бб" (Ответ: "бай-бай", или "до свиданья").

Клиенты для ICQ

Программ для "асечных" бесед довольно много, и они до сих пор активно развиваются. Кстати, сама сеть тоже не стоит на месте. И хотя протокол ICQ уже перестал увеличивать свою версию, сами программы-клиенты используют его гибкость для добавления новых функций. Разработчики ICQ выпускают свою собственную программу для бесед, которая так и называется: ICQ или ICQlite, — но ее функциональность минимальна, а о безопасности и говорить не приходится: существует множество специальных утилит, которые позволяют нюкнуть удаленного клиента, узнать IP его пользователя и сделать еще некоторые нехорошие вещи (ну какой современный троян не крадет пароли от стандартной Аси?). Поэтому вместо стандартного клиента ICQ мы с вами рассмотрим два его очень функциональных аналога: Miranda и QIP.

Miranda

Итак, для начала рассмотрим программу для любителей минимализма. Встречайте: Miranda! В первую очередь отдадим должное разработчикам этой программы, т.к. они довольно успешно объединили ICQ с другим сервисом текстовых сообщений — IRC (о нем мы поговорим как-нибудь в другой раз). Отличительной особенностью "Миранды" является ее модульность, т.е. программа состоит из нескольких модулей (ICQ и IRC), которые обновляются по отдельности. Это довольно удобно, поскольку в протоколе Аськи до сих пор происходят некоторые косметические изменения, а заставлять пользователей каждый раз выкачивать новую версию программы — дело неблагородное. Например, совсем недавно был немного изменен механизм авторизации ICQ, из-за чего Miranda перестала работать с сервисом. Зайдя на сайт разработчика ( сайт ), я обновил ICQ- модуль, после чего вновь продолжил общение. Вообще, используя "Миранду", можно смело считать себя "реальным программером" (real programmer), т.к. в ней полностью отсутствует дружественный интерфейс, кругленькие кнопочки, баннеры и прочие отвлекающие от работы вещи:). Так сделано специально: "Миранда" — самый быстрый и "легкий" ICQ-клиент.

Итак, скачиваем программу с официального сайта и устанавливаем ее. Установка проста как две копейки и не вызывает трудностей. По окончании процесса необходимо настроить клиент для работы с ICQ (к этому моменту УИН у вас уже должен быть). Для этого запускаем Miranda, нажимаем в главном окне (в нем отображается контакт-лист) на пиктограмму с золотой короной и переходим в раздел Options. Перед нами диалоговое окно со всеми настройками клиента — не удивляйтесь их числу: вы же "реальный программер":). Для начала заставим программу подключаться к серверу и отправлять/получать наши сообщения (не забудьте поставить птицу Show expert options в левом нижнем углу). Переходим в раздел Network -> ICQ: здесь мы должны ввести наш УИН и пароль к нему. Также здесь можно настроить параметры соединения с сервером. Например, если вы хотите использовать ICQ в локальной сети, и кто-то из пользователей "поднял" у себя на машине ICQ-сервер, нужно указать его IP-адрес и порт, чтобы общаться. Далее в разделе Network -> ICQ можно включить поддержку аватарок (если вы не в курсе, аватарки — это небольшие изображения, которые должны характеризовать вас так же, как и ник). Однако, если вы предпочитаете экономить трафик, птицу можно не ставить. В остальных разделах (Contact list, Events) настраиваем внешний вид программы. Подключаемся к Интернет, нажимаем Ctrl+1 или выбираем Status -> Online в контекстном меню иконки в трее, чтобы "Миранда" соединилась с ICQ-сервером, и первым делом редактируем информацию о себе, если в процессе регистрации вы указали что-то не так. Для этого используется пункт меню View/Change my details.

Теперь нужно добавить наших будущих собеседников в контакт- лист. Для этого вновь воспользуемся пиктограммой с короной и переходим в раздел Find/Add Contacts. Здесь, как вы понимаете, осуществляется поиск других людей, которые используют сервис. Итак, тут можно искать конкретного человека по его УИНу, по e-mail-адресу, по нику, имени или фамилии. Мало? Тогда нажмите кнопку Advanced и выбирайте еще десяток категорий. После того, как со всеми параметрами определились, можно смело нажимать кнопку Search, и через некоторое время вы увидите список людей, отвечающих вашим требованиям. Поиск можно использовать, когда, например, не хочется диктовать другу свой УИН (или вы его так и не запомнили:)) но, назвав ему свой ник, вы будете уверены, что он вас найдет. Выбрав из списка нужного человека, нажимаем кнопку Add to list. Все! Настройка завершена. Впоследствии клиент можно будет настроить еще более тонко, однако самое время приступить к общению. Щелкаем два раза по имени человека в контакт-листе, и переходим в окно диалога. Курсор находится в нижней строке — именно здесь набирается текст. Отправка осуществляется по нажатию Enter (если нужно набрать текст в несколько строк, используется Ctrl+Enter). Вы, наверное, уже заметили, что рядом с именем собеседника отображается его состояние — так сделано во всех ICQ- клиентах. Если удаленный клиент находится в состоянии Online/Free for chat, он с большой долей вероятности вам сразу же ответит. В общем, от обычной беседы это почти ничем не будет отличаться: говорить здесь можно как угодно и что угодно. Вывод: программа будет полезна всем, кто хочет сам конструировать и настраивать все по отдельности (это я про модули). Из "Миранды" вполне можно создать настоящего монстра.

QIP

Переходим к рассмотрению другой программы для обмена текстовыми сообщениями в ICQ. На сегодня QIP является, наверное, лучшим альтернативным ICQ-клиентом. Во-первых, он сделан русскими программистами ( сайт ), во-вторых, несмотря на то, что он выпускается в альфа-версии, его функционал огромен, и, в-третьих, клиент использует некоторые скрытые возможности протокола ICQ. При этом размер дистрибутива составляет всего около двух мегабайт, и, в отличие от той же Miranda, представляющей собой как бы скелет, который нужно обвешивать различными расширениями, настраивая систему под себя, QIP сразу поставляется с полным комплектом возможностей, и пользователь может задействовать сразу их все, быстро подстроив под свои предпочтения.

Установка, как и предыдущем случае, не представляет большой сложности — все стандартно (кстати, в дистрибутиве присутствует русский язык). И сразу после первого запуска в глаза бросается первое существенное отличие: QIP может работать с несколькими УИНами. Реализовано это с помощью своеобразного менеджера учетных записей, который появляется до начала работы основного модуля программы. Таким образом, если у вас имеется несколько аккаунтов в ICQ, то вам не придется постоянно менять номера в настройках: QIP позволяет удобно менять их еще в начале загрузки. Здесь же, кстати, можно настроить и параметры соединения для каждого номера — например, включить использование прокси/сокс-серверов. Далее при запуске программа автоматически будет пытаться соединиться с ICQ-сервером, поэтому запускать QIP лучше уже после установки интернет-соединения. Можно также установить соединение вручную. Для этого щелкните по кнопке Offline и выберите ваше новое состояние — оно будет установлено сразу после того, как программа соединится с сервисом. Кстати, QIP будет сам периодически пытаться подключиться к ICQ, так что за установку соединения можно не беспокоиться. Раз уж мы заговорили о состояниях, взгляните, насколько у QIP'а их больше.

Из тех, которых нет в Miranda и вообще в любом ICQ- клиенте, стоит отметить: Evil (Злой), Depression (Депрессия), Home (Дома), Work (На работе), Lunch (Кушаю), Invisible for All (Невидим для всех) и некоторые другие. Однако спешу вас огорчить: полностью воспользоваться этими статусами можно будет, если у вашего собеседника тоже установлен QIP. В противном случае вместо, например, Evil или Depression будет установлено стандартное состояние Online. А вот статус "Невидим для всех" весьма интересный и удобный. В отличие от стандартного "Невидим", который показывает, что вы якобы не на линии для всех контактов, кроме "белого" списка, "Невидим для всех" делает вас бойцом совершенно невидимого фронта: вы видите всех (разумеется, за исключением тех контактов, которые для вас, в свою очередь, невидимы), а вас не видит никто, даже контакты из "белого" списка. Этот режим довольно удобен, когда вам нужно контролировать, что происходит на линии, но свое присутствие обнаруживать не хочется ни для кого. В общем, с режимами видимости/невидимости у QIP более чем полный порядок. Добавление новых людей в контакт-лист QIP'а осуществляется аналогично "Миранде". Правда, кнопка поиска/добавления очень маленькая, и так сразу ее не обнаружишь (на ней изображен лист бумаги с увеличительным стеклом). Интерфейс добавления новых пользователей также аналогичен: здесь трудно придумать что-то новое. Найдя нужного человека, дважды щелкаем по нему левой кнопкой и добавляем в свой контакт- лист. Можно приступать к обмену сообщениями.

Окно обмена сообщениями выглядит следующим образом. Оно напоминает стандартную Аську, но с некоторыми отличиями. Во-первых, отправлять сообщения можно двумя способами: нажимая кнопку Send (Отправить) или используя сочетание Ctrl+Enter (здесь все как "Миранде", только с точностью до наоборот: Enter служит для создания многострочного сообщения). Кстати, важное замечание: из меню кнопки Отправить можно разослать одно и то же сообщение нескольким пользователям сразу — например, всем, кто в списке, или всем, кто в Сети. Это очень удобно. Во-вторых, здесь собраны довольно полезные опции, будь то доступ к истории сообщений (кнопка с изображением буквы H), но самое главное то, что для общения с несколькими людьми теперь не нужно плодить несколько окон и постоянно между ними переключаться! Каждый диалог открывается в окне сообщений на новой вкладке, менять которые можно по стандартному сочетанию Ctrl+Tab. Ни стандартная Аська, ни "Миранда" не имеют такой функциональности, поэтому многие, в том числе и я, переходят на QIP.

Еще одно удобство многовкладочности QIP'а заключается в том, что для каждой вкладки можно установить любой язык (из установленных в системе). Таким образом, если вы общаетесь одновременно с двумя собеседниками, один из которых использует кириллицу, а другой — транслит, вам не нужно при смене вкладки переключать язык. Востребованы также возможности исправления неправильного набора текста (например, вместо "Вася" вы набираете "Dfcz") и перекодирования между транслитом и кириллицей.

Далее. Обращаю ваше внимание, что даже в обычном текстовом сообщении можно передавать свои эмоции (вы наверняка слышали про смайлики!). Как известно, первый смайлик ":)" был придуман для передачи чувств в сообщениях электронной почты, и с тех пор такие штучки используются во всех текстовых сервисах, в том числе и в SMS. Смайликов существует огромное количество — впрочем, даже сегодня можно запросто создать свой (например, вот этот: :+)). Разработчики интернет-пейджеров пошли дальше и составили набор графических эквивалентов для наиболее популярных смайлов. Так, если вы нажмете на пиктограмму с зеленой рожицей в окне диалога, то перед вами предстанет менюшка, в которой можно выбрать самый подходящий смайлик к данному текстовому сообщению. Отмечу, что создатели QIP'a очень хорошо подошли к этому вопросу, тщательно нарисовав каждый смайл. Например, от этого: :-D (в простонародье называется "ржу нимагу"), — действительно становится смешно. Кроме того, есть и фирменные образцы, поэтому при активном употреблении смайлов желательно, чтобы у собеседника тоже стоял QIP. Как я уже говорил ранее, QIP использует некоторые недокументированные возможности протокола ICQ. Например, программа предоставляет возможность удаления себя из контакт-листа пользователя.

Кроме того, всю переписку можно шифровать паролем, таким образом защищая себя от перехвата трафика посторонними лицами. Нажмите на пиктограмму с изображением ключа — после этого все сообщения для данного абонента будут шифроваться, и прочитать их можно, только введя правильный пароль. Как говорится, нет пределу совершенства. На сегодняшний день любой более-менее продвинутый ICQ-клиент поддерживает работу с бан-листами, а также с антиспам/флуд-фильтрами. QIP не является исключением: нажмите на пиктограмму с изображением лица (Show privacy list), и вы получите удобный интерфейс для блокировки пользователей, т.е. для добавления их в бан-лист. Кроме того, в диалоговом окне настроек программы можно включить защиту от спама и флуда (т.е. мусора). Например, полезной опций является Accept Messages only from my Contact list, т.е. "принимать сообщения от пользователей только из контакт-листа". Впрочем, говорить о QIP'е можно долго, т.к. программа действительно хороша. Подведем итог: несмотря на свой альфа-статус, этот ICQ-клиент обязан быть установлен на вашем винчестере, если вы предпочитаете принцип "работает, и хорошо". Если у вас просто чешутся руки настроить все самому, то тогда выбирайте Miranda. Кстати, в QIP'е поддержки IRC'а нет, а для многих активных пользователей Интернет эта сеть также является необходимой. От использования стандартного клиента ICQ я настоятельно рекомендую отказаться: обе описанные сегодня программы обладают значительно более продвинутой защитой.

Завершая разговор

Итак, в этой статье я постарался описать вам мир ICQ. Конечно, очень многое осталось за бортом, но кое-что я не включил специально. Теория — это теория, а практика — это практика, поэтому лишь практически вы сможете постичь все тонкости работы и настройки Аськи. К слову, в Интернете можно найти подробные русские мануалы по использованию описанных мной программ, а также множество рекомендаций по безопасной работе. От себя скажу: не используйте простых паролей и держите включенным антивирусный монитор. Это сделает ваше общение надежным и безопасным. Что ж, на этом я прощаюсь с читателями. Сегодня мы посмотрели на ICQ с точки зрения обычного пользователя, но скоро нас ждет более интересная часть…

Примечание: Персональная информация была удалена со скриншотов специально.

Алексей Голованов, AlekseyGolovanov@mail.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2006 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета