Тест активной ламповой стереопары Dowell M–30

Совсем недавно на стол нашей тестовой лаборатории попала очень интересная акустика — Dowell M–30. "Изюминка" этой стереопары заключена в том, что ее усилительная часть построена с применением вакуумных ламп без использования полупроводниковых элементов.

Так уж сложилось, что любой аудиопродукт в котором используются лампы, обыватель сразу готов отнести к классу Hi–End. Периодически такие одиозные продукты появляются и в сфере компьютерного мультимедиа, однако, как показывает практика, все они являются прежде всего продуманным маркетинговым ходом, нежели качественными изделиями. Вспомним только нашумевший ламповый встроенный звук на материнских платах, где на самой лампе был построен лишь выходной каскад, подключенный на выход обычной бюджетной микросхемы… Но в нашем случае, продукт выглядит серьезно, да и стоит не менее серьезно, поэтому, наверняка, мы столкнемся с качественным решением. Темой сотни отдельных статей может стать извечный спор: что лучше — лампа или транзистор? Здесь, скорее преобладают личные симпатии и предпочтения, а не здравый смысл, ведь ламповый звук хорош для конкретных задач, впрочем, как и транзисторный. Во избежание излишних споров мы не будем акцентировать внимание на этом моменте, а вернемся к имеющейся ламповой активной акустической системе Dowell M–30.

Ввиду ее высокой стоимости становится понятно, что эти колонки не ориентированы на массового пользователя, а предназначены для редких ценителей или тех, кто хочет быть на них похожим. Настоящий аудиофил никогда не сделает свой выбор в сторону компромиссной модели, тем более если это активная акустика для ПК, так как слишком много негативных моментов возникает при ее проектировании и изготовлении. M–30, скорее всего, предназначены для среднестатистического пользователя, желающего получить качественный звук, но не остановившегося еще на конкретных моделях и решениях.

Dowell M–30: внешний вид

Акустика выполнена по принципу проектирования студийных мониторов: каждая колонка оснащена собственным усилителем, модулем питания и может работать совершенно независимо. Корпуса выполнены из фибролита толщиной 12 мм и с внешней стороны покрыты рояльным лаком. Пластиковых деталей нет, даже декоративная серебристая вставка на передней панели деревянная. Для большей устойчивости колонки устанавливаются на небольших резиновых ножках. Металлическая сетка на передней панели выполняет сразу несколько функций: она защищает лампы, расположенные сверху, и придает акустике оригинальный вид. В процессе работы лампы значительно нагреваются, поэтому прикосновение к ним руками недопустимо. Также, ни в коем случае не рекомендуется трогать руками лампы и в нерабочем состоянии, так как при нагреве они могут лопнуть. На задней панели размещен сетевой разъем, входной разъем RCA, предохранитель и фазоинвертор.
При проектировании применена классическая двухполосная схема. Среднечастотный динамик с размером диффузора чуть более 7 см закреплен в нижней части колонки. Диффузор бумажный, колпачок сделан из ткани, пропитанной специальным прорезинивающим составом, подвес полимерный. Рабочий ход небольшой, да и сам динамик явно "не заточен" под бас. Дюймовая тканевая купольная пищалка акустически нагружена на рупор. Оба динамика имеют хорошее магнитное экранирование.
Каждая колонка имеет отдельный включатель питания и регулятор громкости. Стоит обратить внимание на то, что после включения требуется непродолжительный промежуток времени, чтобы лампы прогрелись и вошли в рабочий режим.

Dowell M–30: внутри

Конструктивно эти колонки значительно будут отличаться от стандартного варианта в силу того, что лампы объемные и значительно нагреваются при работе. Следовательно, монтаж усилительной части должен быть произведен таким образом, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию. Именно поэтому все вакуумные приборы вынесены на внешнюю часть колонки, а остальная электроника смонтирована на плате, которая закреплена на верхней металлической крышке. Отсек электроники отделен от рабочего объема АС, провода пропущены сквозь отверстия, залитые клеем. Усилитель построен непосредственно на двух выходных пентодах 6П14П, предназначенных для усиления низкой частоты. Лампы произведены в СССР, поэтому при необходимости замены проблем не возникнет, да и есть полный аналог — EL84. Чуть ниже приведен график, на котором показаны характеристики зависимости выходной мощности, коэффициента нелинейных искажений, токов анода и второй сетки от эффективного напряжения на первой сетке при напряжении на аноде и на второй сетке в 250 В, напряжении смещения 6 В и сопротивлении нагрузки 5200 Ом.

Видно, что коэффициент нелинейных искажений измеряется процентами, когда для ИМС он составляет лишь десятые доли процента. Это и есть специфика лампового звука: исходный сигнал обогащается субгармониками, которые придают звучанию мягкость и своеобразный характер. Старые описания рекомендуют применение лампы 6ЖЗП в связке с 6П14П, однако производитель использует лампу 6F2.

Для разделения частот используется кроссовер, собранный по стандартной схеме. Решение достаточно бюджетное, так как используются дешевые конденсаторы. Одна из катушек для повышения индуктивности намотана на металлический сердечник. Сама плата явно универсальна и позволяет на базе имеющейся топологии собрать несколько видов разделительных фильтров.

Стоит отметить небольшой недостаток данных колонок. Он связан с особенностью построения ламповых усилителей. Небольшой объем корпуса значительно уменьшен из–за размещения двух массивных трансформаторов внутри каждой колонки. Один из них служит для питания ламп и подачи всех необходимых высоких напряжений, второй — является согласующим выходным трансформатором.

Для демпфирования в каждом корпусе находятся две небольшие подушечки из синтетического материала похожего на синтепон.

Объективное тестирование

Тестирование акустики стандартно проводилось с использованием измерительного микрофона Behringer ECM8000. Сами колонки подключались к небалансным выходам звуковой платы ESI Juli@. Еще на предварительном тестировании мы сделали вывод о довольно высокой неравномерности АЧХ, руководствуясь при этом тестовым диском FSQ.

Измерения в полной мере подтвердили наши предположения. И хотя общая неравномерность не превышает +/–6 дБ, но все же для данного класса это не лучший показатель. Причем неравномерность не обусловлена отдельными пиками, а изрезана вся характеристика. Нижняя рабочая частота находится на уровне 150 Гц. Очевидно, что для получения максимального эффекта от прослушивания необходим сабвуфер. Небольшой провал на средних частотах, скорее всего, обусловлен стыковкой рабочих характеристик СЧ и ВЧ–динамиков.

Субъективное прослушивание

При субъективном прослушивании акустика подключалась к небалансным выходам звуковой платы ESI Juli@. Использовались качественные записи CD–DA и DVD–Audio музыки различных жанров и направлений.

В целом, звучание колонок можно оценить как хорошее. Однако использование лампового усилителя и примененное акустическое оформление оставляют ряд нюансов, о которых нужно знать перед покупкой. Акустика не обладает мощным внушительным басом, как, впрочем, и большинство систем 2.0. Частотный баланс довольно хороший. Средние частоты мягкие и проработанные. Высокие — детальные, хотя на некоторых треках все же проступает неявное паразитное сипение на ВЧ. Микро и макродинамика системы находятся на хорошем уровне, звуковая картина прорабатывается хорошо. Слабые звуки нисколько не теряются даже на фоне подавляюще громких. Фокусировка звуковой сцены тоже находится на довольно высоком уровне, хотя порой положение музыкальных инструментов кажется слушателю не явным. Тембральный и музыкальный баланс можно считать приемлемыми: инструменты "не выпадают" из общей звуковой сцены.

Громкость может быть оценена как достаточная при прослушивании музыки в пределах небольшой комнаты. В нашей тестовой лаборатории бывали и более громкие колонки схожих размеров, но руководствуясь принципом разумной достаточности можно утверждать, что громкости хватает. Причем, даже на максимуме громкости, звук субъективно не кажется раздражающим или неприятным.

Жанровые предпочтения М–30 не скудны, но довольно своеобразны. Современная электронная музыка и попса звучат невыразительно и вряд ли устроят слушателя, чьи уши привыкли к задранным высоким частотам и басам. Весь потенциал данных колонок раскрывается при воспроизведении классики, старого джаза. Приятно звучат оцифрованные записи середины ХХ века. В общем, Dowell M–30 не предназначены для современного тинейджера, как и большинство мультимедийных систем.

Заключение

Тестируемый продукт уникален и обладает рядом редких свойств. Акустика являет собой яркий симбиоз продвинутого мультимедийного решения и классического hi–fi. Звучание мягкое и довольно приятное, из минусов хочется назвать лишь слабую проработку низких частот, очевидно, что есть необходимость в увеличении линейных размеров корпусов. По всей вероятности, Dowell M–30 не станет распространенным решением для проведения импровизированных домашних дискотек, так как это явно штучная вещь. Остается только подождать реакцию рынка на столь нетривиальное решение, а она себя ждать не заставит.

Василий Запотылок vasily@techlabs.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2006 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета