Сотовая связь. Август 2006 г.
Сотовая связь на территории республики в 2006 году развивается очень активно. Достаточно вспомнить начало работы первого государственного оператора БеСТ, появление двух тестовых зон сетей третьего поколения. Да и суммарное количество абонентов у всех операторов уже превысило 5 миллионов человек, что практически равно половине населения республики. За этими голыми цифрами стоит работа конкретных компаний, поэтому мы подготовили вопросы руководителям МТС и VELCOM, которые, на наш взгляд, помогут нашим читателям оценить существующее положение дел на рынке сотовой связи и перспективы его развития на ближайший период. Долговременных прогнозов мы делать не будем — ситуация на рынке по качеству и ассортименту предлагаемых услуг меняется очень быстро. Первый ответ поступил отСегодня на вопросы отвечает Владимира Карповича — Генерального Генеральный директора компании СООО "Мобильные ТелеСистемы". Все ответы приведены без купюр. В некоторых случаях мы позволили себе сделать соответствующие комментарии.
КГ. В чем вы видите свое лидирующее положение на рынке?
Г–н Карпович. В данном вопросе мы придерживаемся общепринятых параметров определения лидирующего положения компании на рынке. Это преимущество по величине абонентской базы, по темпам ее прироста, по уровню развития инфраструктуры сети. Ключевым фактором, определяющим нашу сегодняшнюю позицию на рынке, стало доверие, оказанное нашей компании абонентами. Сегодня мы уверены в своих позициях как в части качественных параметров работы сети, так и в части темпов развития новых сервисов и роста числа их пользователей.
Наш комментарий.
Общий объем абонентской базы компании на момент подготовки материала превысил 2680 тысяч абонентов.
КГ.Каким образом учитывается тарифная политика конкурента? Влияет ли она на формирование предложений компании?
Г–н Карпович. Я думаю, что теперь уже многие понимают, что на момент прихода МТС на рынок, цены на услуги мобильной связи были в Беларуси серьезно завышены, и один из первых определяющих наших маркетинговых ходов мы сделали на этом направлении. Наше предложение "30 рублей за минуту исходящих вызовов" совершило перелом на рынке. Благодаря такой маркетинговой политике, сотовая связь перешла из разряда элитных в разряд массовых систем коммуникации. Это особенно важно с точки зрения формирования информационного общества в Беларуси, чему мы всемерно содействуем.
Сегодня в своей деятельности МТС основывается на трех принципах: качество, доступность, простота. Во–первых, наши сегодняшние тарифы более просты для восприятия, чем, например, даже полгода назад. Во–вторых, это фактор прозрачности для абонента — их легче проанализировать и сделать выбор в пользу того или иного тарифного плана. В–третьих, уровень наших тарифов обеспечивает доступность мобильной связи. В целом же хочу сказать, что тарифную политику формирует рынок. А тот, кто на этом рынке преуспевает — соответственно, имеет и самую соответствующую требованиям рынка тарифную политику.
Наш комментарий.
Хочется отметить, что появление четыре года назад второго сотового оператора действительно привело к существенному снижению тарифов на сотовую связь. В 2006 году на рынке появился новый игрок— первый государственный оператор. На сегодняшний день он пока не играет существенной роли в области предоставления услуг сотовой связи. Но планы у "новорожденного" достаточно амбициозны, и мы будем с интересом следить за развитием ситуации на рынке. В конечном итоге, от любой конкуренции выигрывает потребитель, то есть мы с вами.
КГ.Почему абонент должен прийти к вам? В чем преимущества ваших предложений? Ответ просьба конкретизировать по группам:
Корпоративные клиенты
Сегмент малоговорящих абонентов
Среднестатистический абонент
Г–н Карпович. Сегментация, предложенная вами, не совсем соответствует нашей внутренней. Я бы разделил аудиторию на следующие четыре сегмента:
Семейные пользователи
Молодежь
Корпоративные абоненты
Деловой сегмент
С одной из этих групп соотнести себя может каждый наш абонент. В этом и состоит принцип сегментирования рынка, который мы исповедуем с самого начала работы в Беларуси— каждому абоненту сделать самое выгодное предложение.
Семейным пользователям мобильной связи адресованы предложения "Любимый", "Будь практичнее", позволяющие оптимизировать свое мобильное общение в зависимости от направлений и объемов. Здесь действуют "любимые номера" с тарифом 25 рублей за минуту, низкие внутрисетевые тарифы.
Для молодежи, студенчества и старшеклассников, для начинающих пользователей мобильной связи— в первую очередь тарифные планы без абонентской платы "Пуск" и "Все свои", позволяющие осуществлять полный контроль над расходами; наличие на них услуг "Не спать!" и "Хороших выходных!", делающих вдвое дешевле исходящие звонки в вечернее, ночное время и в выходные. Вместе с тем, мы понимаем, что молодежь— самая перспективная целевая аудитория, поэтому даже на "младших" тарифных планах у нас доступны все высокотехнологичные дополнительные услуги, включая WAP, GRPS, MMS, USSD, MCA, а также услуги "Международный роуминг" и "Международные вызовы".
Чтобы стать корпоративным абонентом МТС, достаточно иметь четыре телефона. Чем больше сотрудников в вашей организации, тем корпоративная связь выгоднее— меньше размер абонентской платы. Для корпоративных клиентов наши преимущества— это в первую очередь кредитный метод расчетов, выделенный менеджер, возможность усиления радиосигнала в помещениях с его слабым проникновением для крупных компаний, а также выгодные тарифы внутри закрытой группы пользователей, на связи с "Деловым партнером" из других сетей, льготный роуминг и входящие при нахождении в России и Украине.
Добавьте сюда индивидуальный для каждого сотрудника спектр дополнительных услуг связи от уведомления о пропущенных звонках до уникального для белорусских операторов GPRS–роуминга, удобство самостоятельного управления счетами, получения детализации за услуги связи по электронной почте и контроля над расходами. Все это позволяет сформировать эффективную корпоративную сеть служебной связи МТС.
Для деловых людей мы имеем специальную линейку тарифов "Профи", отличие которой— возможность самостоятельно планировать необходимый ежемесячный объем вызовов во внешние сети Беларуси. Эта линейка также отличается низкой стоимостью звонков внутри сети и наличием услуги "Любимый номер". Существует и предложение "МТС. VIP" – для абонентов, которые инвестируют в мобильную связь весомые средства и особо требовательны к качеству обслуживания. На этом тарифном плане— самые доступные звонки в международных направлениях, самые выгодные условия вызовов во внешние сети, плюс индивидуальное обслуживание абонентов.
КГ. В чем вы видите свое отличие от других предложений на рынке сотовой связи?
Г–н Карпович. Во–первых, МТС— крупнейший оператор стран СНГ, обслуживающий около 67 миллионов абонентов в пяти странах. Это мультинациональный оператор, один из крупнейших международных бизнесов в Восточной Европе, крупнейший сотовый оператор в этом огромном регионе. Этим обусловлены наши самые выгодные тарифы по направлениям между Беларусью, Россией и Украиной.
Вместе с тем, согласованные действия учредителей с российской и белорусской стороны обеспечивают необходимый поток инвестиций, что способствует динамичному росту компании и ее возможностей.
Кроме того, это мощная в нашей стране инфраструктура мобильной сети. Ее обеспечивают более 1760 базовых станций и более 15440
приемопередатчиков, чего нет ни у одного другого оператора. Этим объективно обусловлено качество связи сети.
Во–вторых, нельзя не сказать о дополнительных услугах связи. Несмотря на то, что некоторые из этих услуг мы ввели позднее конкурентов, нам удалось очень быстро достичь преимущества по числу их пользователей. Причина— в своевременности вывода их на рынок, в грамотном маркетинге этих услуг, в самом устройстве этих услуг— не секрет, что здесь мы используем опыт МТС на других рынках, и это очень действенно. Целый ряд наших дополнительных услуг являются уникальными— например, GPRS–роуминг, информационные и развлекательные USSD–сервисы.
Ну и самое главное, уникальность МТС— в том, что МТС— это БРЕНД. Очень важно в настоящее время поддерживать восприятие к компании не только по функциональным параметрам (сейчас операторы практически не различаются функционально). Выигрыш будет у той компании, которая эмоционально "привяжет" к себе пользователей. А бренд— это ничто иное, как эмоциональная составляющая восприятия. Над этим мы сейчас особенно целеустремленно работаем.
КГ. Ваши представления о ближайшей перспективе развития?
Г–н Карпович. Понятно, что всех нас ожидает дальнейшее развитие рынка сотовой связи, рост рынка дополнительных услуг, и мы в этом процессе будем активными участниками.
Что же касается ближайших перспектив, то в настоящее время в процессе обновления бренда мы переходим от технологичной модели развития бизнеса к модели, ориентированной на клиента. Мы упрощаем систему коммуникаций между абонентом и компанией. Мы уходим от технологичной составляющей в обращениях и рекламе. Если выразить суть одной фразой, то сегодня в основе нашей коммуникационной стратегии лежит принцип: "ПРОСТО О СЛОЖНОМ". Мы начинаем о сложном говорить просто и тем самым ускоряем сближение нашего абонента, жителя Беларуси, с миром высоких технологий, миром обилия информации, ускоряем его адаптацию в информационном обществе. Мы продолжим охват сетью сельской местности, так как считаем, что наш абонент должен получать полный сервис и доступ к высоким технологиям независимо от места жительства.
КГ. Каковы на ваш взгляд способы и методы повышения ARPU
Г–н Карпович. Отвечая на этот вопрос можно отметить две тенденции. Во–первых, ситуацию на всех европейских рынках, в России и Украине, где по мере роста проникновения мобильной связи идет объективное снижение среднего дохода оператора в расчете на одного абонента. Во–вторых, рынок Беларуси, где абонент говорит значительно больше, чем абонент в России или Украине, поэтому и его индивидуальные расходы на связь стабильны, они не снижаются. Более того, ARPU увеличивается за счет роста числа пользователей дополнительных услуг.
Исходя из имеющихся тенденций— наша задача— обеспечивать рост потребления дополнительных услуг связи, в том числе за счет развития их ассортимента и за счет "воспитания" потребителя— мы инвестируем в проведение образовательных кампаний в прессе, считаем это важным направлением работы.
КГ. Вопрос качества связи— это во многом вопрос инвестиций. Какой объем инвестиций вложен в развитие сети за 2005 год? Какой предполагаемый объем инвестиций на 2006 год?
Г–н Карпович. Инвестиции с начала деятельности компании в стране эквивалентны более чем $334 млн долларов США. В этом году, инвестиции планируются порядка $180 млн долларов, для сравнения: за 2005 год было инвестировано чуть более $95 млн долларов.
КГ. Ваши представления о развитии рынка новых VAS услуг?
Г–н Карпович. На мой взгляд, потребности абонента в отношении дополнительных услуг связаны во–первых, с растущими потребностями в информации, в удобстве ее получения и в разнообразии типов этой информации: текстовая, голосовая, мультимедийная и т.д.
Вообще существуют разные сервисы, востребованные в большей или меньшей степени. Мы прилагаем наибольшие усилия там, где предполагается самый большой рост числа пользователей. Например, сегодня мы видим бурный рост востребованности SMS–сервисов, GPRS, MMS. Актуальны услуги СRBT, которые мы вскоре введем.
КГ. Несколько слов о перспективах развития компании. Увидим ли мы в ближайшее время предложения, включающие в контракт телефоны ведущих вендоров?
Г–н Карпович. В наших салонах уже сегодня вы можете приобрести SIM–lock телефоны за 129 тысяч белорусских рублей (Panasonic EB–A 100 и Siemens A57)— разумеется, официально сертифицированные в РБ и с полным гарантийным сопровождением.
КГ. Не секрет, что кражи мобильных телефонов— явление не редкое. Как вы относитесь к идее создания единой базы IMEI IMEI–кодов, которая позволит заблокировать украденные телефоны.
Г–н Карпович. Безопасность абонента, его личных данных, его каналов связи— это составляющая бренда МТС, наша принципиальная и ответственная позиция. Существующий порядок взаимодействия с МВД по поиску украденных телефонов отработан и эффективен, и наша служба безопасности имеет уже не одну благодарность от правоохранительных органов за помощь в раскрытии противоправных действий, преступлений. Однако по данному вопросу, я адресую вас к инициатору этого процесса — в правоохранительные органы МВД.
Наш комментарий
По всей видимости, подобная инициатива действительно должна исходить от правоохранительных органов. Если этот вопрос будет решен в законодательном или нормативном порядке, то операторам останется только соблюдать правила, установленные государством. Сами операторы такую инициативу проявлять не торопятся.
КГ. Ваше мнение об использовании в сети телефонов, не имеющих национального сертификата. Нанесет ли внедрение обязательного использования сертифицированных телефонов ущерб вашим абонентам?
Г–н Карпович. Как все уже, наверное, знают, в центрах обслуживания абонентов МТС продаются десятки моделей телефонов, все они имеют сертификат соответствия, документы о полностью законном ввозе на территорию Беларуси и гарантийные обязательства. Так что говорить стоит не о вреде, а о пользе для абонентов МТС. Ведь сертификат защищает абонента, в том числе и нашего, от возможного отказа абонентского оборудования, порчи либо выхода из строя SIM–карты, гарантирует ему решение вопросов ремонта, а также оказание услуг связи мобильным оператором в полном объеме заключенного договора.
КГ. В заключение просим высказать ваши пожелания абонентам компании.
Г–н Карпович. Прежде всего, я хочу поблагодарить всех абонентов МТС за их выбор. Это правильный выбор – мы делаем все, чтобы вас в этом убедить. Мы всегда приводим наши стратегические цели и задачи в полное соответствие с ожиданиями и потребностями абонентов. И дальнейшее развитие МТС, телекоммуникационного рынка и информационного общества в целом— это уже наша совместная с вами работа.
Свои пожелания я, в соответствии со стратегией МТС, хочу разделить по нашим целевым аудиториям. Людям бизнеса хочется пожелать, чтобы мобильные технологии стали эффективным инструментом в вашей работе, а расходы на мобильную связь— выгодными инвестициями в развитие вашего бизнеса. Нашим корпоративным клиентам хочу пожелать оставаться такими же требовательными и целеустремленными, какими мы вас знаем. Пусть наше крепкое партнерство станет дополнительным мостом к вашему успеху.
Людям, для которых мобильная связь— средство общения с близкими, хочу пожелать беречь человеческое тепло, которое рождается в общении. Пусть этого общения, в том числе и по мобильному телефону, у вас будет больше. Тем более, что теперь свои чувства к близким вы можете выражать не только с помощью голосовой связи— иногда короткое текстовое сообщение или картинка, присланная на мобильник, может сказать куда больше, чем множество слов, сказанных голосом.
Нашим молодым пользователям я хочу пожелать еще большей смелости в использовании современных технологий. Для вас компьютер и мобильный телефон— это часть жизни, это культурное поле, в котором вы развиваетесь. Завтра вы будете обеспечивать благополучие нашей страны, строить семьи, преуспевать в работе. Пусть мобильные технологии во всем этом будут вашими постоянными спутниками.
КГ. Мы также хотим пожелать вам всяческих успехов в освоении новых технологий и расширении перечня услуг. А заодно и поздравить компанию с четырехлетним юбилеем. Сделано немало, но предстоит сделать еще больше. С нетерпением ждем начала коммерческой эксплуатации сети третьего поколения.
Виктор Дашкевич v.dashkevich@gmail.com
КГ. В чем вы видите свое лидирующее положение на рынке?
Г–н Карпович. В данном вопросе мы придерживаемся общепринятых параметров определения лидирующего положения компании на рынке. Это преимущество по величине абонентской базы, по темпам ее прироста, по уровню развития инфраструктуры сети. Ключевым фактором, определяющим нашу сегодняшнюю позицию на рынке, стало доверие, оказанное нашей компании абонентами. Сегодня мы уверены в своих позициях как в части качественных параметров работы сети, так и в части темпов развития новых сервисов и роста числа их пользователей.
Наш комментарий.
Общий объем абонентской базы компании на момент подготовки материала превысил 2680 тысяч абонентов.
КГ.Каким образом учитывается тарифная политика конкурента? Влияет ли она на формирование предложений компании?
Г–н Карпович. Я думаю, что теперь уже многие понимают, что на момент прихода МТС на рынок, цены на услуги мобильной связи были в Беларуси серьезно завышены, и один из первых определяющих наших маркетинговых ходов мы сделали на этом направлении. Наше предложение "30 рублей за минуту исходящих вызовов" совершило перелом на рынке. Благодаря такой маркетинговой политике, сотовая связь перешла из разряда элитных в разряд массовых систем коммуникации. Это особенно важно с точки зрения формирования информационного общества в Беларуси, чему мы всемерно содействуем.
Сегодня в своей деятельности МТС основывается на трех принципах: качество, доступность, простота. Во–первых, наши сегодняшние тарифы более просты для восприятия, чем, например, даже полгода назад. Во–вторых, это фактор прозрачности для абонента — их легче проанализировать и сделать выбор в пользу того или иного тарифного плана. В–третьих, уровень наших тарифов обеспечивает доступность мобильной связи. В целом же хочу сказать, что тарифную политику формирует рынок. А тот, кто на этом рынке преуспевает — соответственно, имеет и самую соответствующую требованиям рынка тарифную политику.
Наш комментарий.
Хочется отметить, что появление четыре года назад второго сотового оператора действительно привело к существенному снижению тарифов на сотовую связь. В 2006 году на рынке появился новый игрок— первый государственный оператор. На сегодняшний день он пока не играет существенной роли в области предоставления услуг сотовой связи. Но планы у "новорожденного" достаточно амбициозны, и мы будем с интересом следить за развитием ситуации на рынке. В конечном итоге, от любой конкуренции выигрывает потребитель, то есть мы с вами.
КГ.Почему абонент должен прийти к вам? В чем преимущества ваших предложений? Ответ просьба конкретизировать по группам:
Корпоративные клиенты
Сегмент малоговорящих абонентов
Среднестатистический абонент
Г–н Карпович. Сегментация, предложенная вами, не совсем соответствует нашей внутренней. Я бы разделил аудиторию на следующие четыре сегмента:
Семейные пользователи
Молодежь
Корпоративные абоненты
Деловой сегмент
С одной из этих групп соотнести себя может каждый наш абонент. В этом и состоит принцип сегментирования рынка, который мы исповедуем с самого начала работы в Беларуси— каждому абоненту сделать самое выгодное предложение.
Семейным пользователям мобильной связи адресованы предложения "Любимый", "Будь практичнее", позволяющие оптимизировать свое мобильное общение в зависимости от направлений и объемов. Здесь действуют "любимые номера" с тарифом 25 рублей за минуту, низкие внутрисетевые тарифы.
Для молодежи, студенчества и старшеклассников, для начинающих пользователей мобильной связи— в первую очередь тарифные планы без абонентской платы "Пуск" и "Все свои", позволяющие осуществлять полный контроль над расходами; наличие на них услуг "Не спать!" и "Хороших выходных!", делающих вдвое дешевле исходящие звонки в вечернее, ночное время и в выходные. Вместе с тем, мы понимаем, что молодежь— самая перспективная целевая аудитория, поэтому даже на "младших" тарифных планах у нас доступны все высокотехнологичные дополнительные услуги, включая WAP, GRPS, MMS, USSD, MCA, а также услуги "Международный роуминг" и "Международные вызовы".
Чтобы стать корпоративным абонентом МТС, достаточно иметь четыре телефона. Чем больше сотрудников в вашей организации, тем корпоративная связь выгоднее— меньше размер абонентской платы. Для корпоративных клиентов наши преимущества— это в первую очередь кредитный метод расчетов, выделенный менеджер, возможность усиления радиосигнала в помещениях с его слабым проникновением для крупных компаний, а также выгодные тарифы внутри закрытой группы пользователей, на связи с "Деловым партнером" из других сетей, льготный роуминг и входящие при нахождении в России и Украине.
Добавьте сюда индивидуальный для каждого сотрудника спектр дополнительных услуг связи от уведомления о пропущенных звонках до уникального для белорусских операторов GPRS–роуминга, удобство самостоятельного управления счетами, получения детализации за услуги связи по электронной почте и контроля над расходами. Все это позволяет сформировать эффективную корпоративную сеть служебной связи МТС.
Для деловых людей мы имеем специальную линейку тарифов "Профи", отличие которой— возможность самостоятельно планировать необходимый ежемесячный объем вызовов во внешние сети Беларуси. Эта линейка также отличается низкой стоимостью звонков внутри сети и наличием услуги "Любимый номер". Существует и предложение "МТС. VIP" – для абонентов, которые инвестируют в мобильную связь весомые средства и особо требовательны к качеству обслуживания. На этом тарифном плане— самые доступные звонки в международных направлениях, самые выгодные условия вызовов во внешние сети, плюс индивидуальное обслуживание абонентов.
КГ. В чем вы видите свое отличие от других предложений на рынке сотовой связи?
Г–н Карпович. Во–первых, МТС— крупнейший оператор стран СНГ, обслуживающий около 67 миллионов абонентов в пяти странах. Это мультинациональный оператор, один из крупнейших международных бизнесов в Восточной Европе, крупнейший сотовый оператор в этом огромном регионе. Этим обусловлены наши самые выгодные тарифы по направлениям между Беларусью, Россией и Украиной.
Вместе с тем, согласованные действия учредителей с российской и белорусской стороны обеспечивают необходимый поток инвестиций, что способствует динамичному росту компании и ее возможностей.
Кроме того, это мощная в нашей стране инфраструктура мобильной сети. Ее обеспечивают более 1760 базовых станций и более 15440
приемопередатчиков, чего нет ни у одного другого оператора. Этим объективно обусловлено качество связи сети.
Во–вторых, нельзя не сказать о дополнительных услугах связи. Несмотря на то, что некоторые из этих услуг мы ввели позднее конкурентов, нам удалось очень быстро достичь преимущества по числу их пользователей. Причина— в своевременности вывода их на рынок, в грамотном маркетинге этих услуг, в самом устройстве этих услуг— не секрет, что здесь мы используем опыт МТС на других рынках, и это очень действенно. Целый ряд наших дополнительных услуг являются уникальными— например, GPRS–роуминг, информационные и развлекательные USSD–сервисы.
Ну и самое главное, уникальность МТС— в том, что МТС— это БРЕНД. Очень важно в настоящее время поддерживать восприятие к компании не только по функциональным параметрам (сейчас операторы практически не различаются функционально). Выигрыш будет у той компании, которая эмоционально "привяжет" к себе пользователей. А бренд— это ничто иное, как эмоциональная составляющая восприятия. Над этим мы сейчас особенно целеустремленно работаем.
КГ. Ваши представления о ближайшей перспективе развития?
Г–н Карпович. Понятно, что всех нас ожидает дальнейшее развитие рынка сотовой связи, рост рынка дополнительных услуг, и мы в этом процессе будем активными участниками.
Что же касается ближайших перспектив, то в настоящее время в процессе обновления бренда мы переходим от технологичной модели развития бизнеса к модели, ориентированной на клиента. Мы упрощаем систему коммуникаций между абонентом и компанией. Мы уходим от технологичной составляющей в обращениях и рекламе. Если выразить суть одной фразой, то сегодня в основе нашей коммуникационной стратегии лежит принцип: "ПРОСТО О СЛОЖНОМ". Мы начинаем о сложном говорить просто и тем самым ускоряем сближение нашего абонента, жителя Беларуси, с миром высоких технологий, миром обилия информации, ускоряем его адаптацию в информационном обществе. Мы продолжим охват сетью сельской местности, так как считаем, что наш абонент должен получать полный сервис и доступ к высоким технологиям независимо от места жительства.
КГ. Каковы на ваш взгляд способы и методы повышения ARPU
Г–н Карпович. Отвечая на этот вопрос можно отметить две тенденции. Во–первых, ситуацию на всех европейских рынках, в России и Украине, где по мере роста проникновения мобильной связи идет объективное снижение среднего дохода оператора в расчете на одного абонента. Во–вторых, рынок Беларуси, где абонент говорит значительно больше, чем абонент в России или Украине, поэтому и его индивидуальные расходы на связь стабильны, они не снижаются. Более того, ARPU увеличивается за счет роста числа пользователей дополнительных услуг.
Исходя из имеющихся тенденций— наша задача— обеспечивать рост потребления дополнительных услуг связи, в том числе за счет развития их ассортимента и за счет "воспитания" потребителя— мы инвестируем в проведение образовательных кампаний в прессе, считаем это важным направлением работы.
КГ. Вопрос качества связи— это во многом вопрос инвестиций. Какой объем инвестиций вложен в развитие сети за 2005 год? Какой предполагаемый объем инвестиций на 2006 год?
Г–н Карпович. Инвестиции с начала деятельности компании в стране эквивалентны более чем $334 млн долларов США. В этом году, инвестиции планируются порядка $180 млн долларов, для сравнения: за 2005 год было инвестировано чуть более $95 млн долларов.
КГ. Ваши представления о развитии рынка новых VAS услуг?
Г–н Карпович. На мой взгляд, потребности абонента в отношении дополнительных услуг связаны во–первых, с растущими потребностями в информации, в удобстве ее получения и в разнообразии типов этой информации: текстовая, голосовая, мультимедийная и т.д.
Вообще существуют разные сервисы, востребованные в большей или меньшей степени. Мы прилагаем наибольшие усилия там, где предполагается самый большой рост числа пользователей. Например, сегодня мы видим бурный рост востребованности SMS–сервисов, GPRS, MMS. Актуальны услуги СRBT, которые мы вскоре введем.
КГ. Несколько слов о перспективах развития компании. Увидим ли мы в ближайшее время предложения, включающие в контракт телефоны ведущих вендоров?
Г–н Карпович. В наших салонах уже сегодня вы можете приобрести SIM–lock телефоны за 129 тысяч белорусских рублей (Panasonic EB–A 100 и Siemens A57)— разумеется, официально сертифицированные в РБ и с полным гарантийным сопровождением.
КГ. Не секрет, что кражи мобильных телефонов— явление не редкое. Как вы относитесь к идее создания единой базы IMEI IMEI–кодов, которая позволит заблокировать украденные телефоны.
Г–н Карпович. Безопасность абонента, его личных данных, его каналов связи— это составляющая бренда МТС, наша принципиальная и ответственная позиция. Существующий порядок взаимодействия с МВД по поиску украденных телефонов отработан и эффективен, и наша служба безопасности имеет уже не одну благодарность от правоохранительных органов за помощь в раскрытии противоправных действий, преступлений. Однако по данному вопросу, я адресую вас к инициатору этого процесса — в правоохранительные органы МВД.
Наш комментарий
По всей видимости, подобная инициатива действительно должна исходить от правоохранительных органов. Если этот вопрос будет решен в законодательном или нормативном порядке, то операторам останется только соблюдать правила, установленные государством. Сами операторы такую инициативу проявлять не торопятся.
КГ. Ваше мнение об использовании в сети телефонов, не имеющих национального сертификата. Нанесет ли внедрение обязательного использования сертифицированных телефонов ущерб вашим абонентам?
Г–н Карпович. Как все уже, наверное, знают, в центрах обслуживания абонентов МТС продаются десятки моделей телефонов, все они имеют сертификат соответствия, документы о полностью законном ввозе на территорию Беларуси и гарантийные обязательства. Так что говорить стоит не о вреде, а о пользе для абонентов МТС. Ведь сертификат защищает абонента, в том числе и нашего, от возможного отказа абонентского оборудования, порчи либо выхода из строя SIM–карты, гарантирует ему решение вопросов ремонта, а также оказание услуг связи мобильным оператором в полном объеме заключенного договора.
КГ. В заключение просим высказать ваши пожелания абонентам компании.
Г–н Карпович. Прежде всего, я хочу поблагодарить всех абонентов МТС за их выбор. Это правильный выбор – мы делаем все, чтобы вас в этом убедить. Мы всегда приводим наши стратегические цели и задачи в полное соответствие с ожиданиями и потребностями абонентов. И дальнейшее развитие МТС, телекоммуникационного рынка и информационного общества в целом— это уже наша совместная с вами работа.
Свои пожелания я, в соответствии со стратегией МТС, хочу разделить по нашим целевым аудиториям. Людям бизнеса хочется пожелать, чтобы мобильные технологии стали эффективным инструментом в вашей работе, а расходы на мобильную связь— выгодными инвестициями в развитие вашего бизнеса. Нашим корпоративным клиентам хочу пожелать оставаться такими же требовательными и целеустремленными, какими мы вас знаем. Пусть наше крепкое партнерство станет дополнительным мостом к вашему успеху.
Людям, для которых мобильная связь— средство общения с близкими, хочу пожелать беречь человеческое тепло, которое рождается в общении. Пусть этого общения, в том числе и по мобильному телефону, у вас будет больше. Тем более, что теперь свои чувства к близким вы можете выражать не только с помощью голосовой связи— иногда короткое текстовое сообщение или картинка, присланная на мобильник, может сказать куда больше, чем множество слов, сказанных голосом.
Нашим молодым пользователям я хочу пожелать еще большей смелости в использовании современных технологий. Для вас компьютер и мобильный телефон— это часть жизни, это культурное поле, в котором вы развиваетесь. Завтра вы будете обеспечивать благополучие нашей страны, строить семьи, преуспевать в работе. Пусть мобильные технологии во всем этом будут вашими постоянными спутниками.
КГ. Мы также хотим пожелать вам всяческих успехов в освоении новых технологий и расширении перечня услуг. А заодно и поздравить компанию с четырехлетним юбилеем. Сделано немало, но предстоит сделать еще больше. С нетерпением ждем начала коммерческой эксплуатации сети третьего поколения.
Виктор Дашкевич v.dashkevich@gmail.com
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2006 год в рубрике мобиле