Звуковое ПО-2006. Тяжело в лечении — легко в раю

Недавно произошел интересный казус. Ко мне пришли знакомые, я должен был что-то записать на бумаге, взял первую попавшуюся ручку, начал ее расписывать, то есть проверять пишет она или нет. Потом зафиксировал нужные мне данные, и в это время услышал громкий смех: "Кристофер, это ты так ручку расписываешь?" — "А что такое?", смотрю на бумажку, а там написано "Раз, раз…". То есть, звук — это стиль жизни… как минимум. Сегодня мы начнем разбираться с ситуацией на рынке ПО в целом. На самом деле пришло время, хотя… тема не из легких.

А вообще дела обстоят весело. Например, на этой неделе я более конкретно узнал о том, ЧТО ТАКОЕ ДОТАЦИОННОЕ ПО. Раньше было как? Выпускал себе разработчик бесплатную программу и просил добрых людей при возможности послать ему хоть какую-нибудь денежку на развитие. Ессно, таких добрых людей сейчас практически нет. А если еще это все перевести и на наш менталитет, вспоминая "Женитьбу Бальзаминова", всплывает крылатая фраза: "А тебе что ни дай, все — барыш"…

Со временем просьбы стали более настойчивы, причем мы говорим о рынке бесплатных (!) программ. И, наконец, появились первые ласточки новой вехи развития, а именно, вы это можете пронаблюдать на сайте достаточно интересной команды Sensomusic (www.sensomusic.com). Сама программа Usine их производства, судя по описанию, — совершенство, и обычный пользователь, посещая сайт, как всегда не заметит кнопку "Donate" ("Дотация") с призывом стать премированным пользователем, при этом скачает дистрибутив в 16 Мб. Что же он обнаружит в итоге? При запуске программы появляется форма, требующая ключ активизации, который дается только "премированным" пользователям. А иначе программа запускается, но без ключевого модуля, как вы думаете модуля чего? Секвенсора.

Чем этот вариант отличается от shareware-программы и ее демо-версии сначала не совсем понятно. Назначили бы минимальную цену, и вперед. Но тут есть один тонкий нюанс — степень ответственности за проданный продукт. В варианте shareware вы можете на что-то надеяться в плане поддержки и т.п., то есть имеете права покупателя, а в случае дотаций — вы пожертвовали определенные средства, и требовать за это что-то взамен... То есть, все оказывается более хитрым.

В данном материале мы не станем рассматривать программу Sensomusic Usine по причине того, что она еще достаточно сырая и обсуждать ее преимущества пока рано. Но и из виду Usine упускать не стоит, поскольку в варианте без дотаций это бесплатная альтернатива brainspawn forte.

VST-плагины а-ля "только дляTunafish"

31 июля появилась новая версия программы Tunafish 1.6. Ее автор знаком многим нашим читателям, поскольку у него уже было аж два интервью на страницах КГ. Это голландец Брэм Бос, по профессии интерактивный дизайнер, по свободному времени — разработчик звукового ПО.

Сама программа (напомню) представляет из себя очень легкий для системы, но надежный в работе современный VST-секвенсор, в котором есть собственная сэмплерная ритм-машина, а также обычный сэмплер плюс возможность подключения любых инструментов VSTi. MIDI можно записывать, импортировать и экспортировать, а готовые миксы без труда переводятся в wav. Плюс к этому каждый из десяти каналов микшера дополнен небольшим количеством своих эффектов и возможностью подключения трех VST-плагинов.
Программа, прежде всего, удобна для быстрой набивки черновых вариантов современных аранжировок с использованием VST. Помимо этого многие разработчики плагинов производят на ней отладку своих модулей, поскольку сам хост является чуть ли не безупречным. А профессиональные аранжировщики часто прибегают к помощи Tunafish для того, чтобы загрузить MIDI-трек, подключить VSTi и экспортировать полученный трек в wav. Это достаточно удобно для маломощных машин. Хотя, в общем-то, сама программа планировалась как простейший VST-секвенсор, предназначенный для начинающих компьютерных деятелей, которым надоело переставлять кирпичики в дэнсмейкерах и захотелось чего-то большего.

В прошлом интервью для КГ Брэм рассказал немного о самих технологиях, и поведал о проблемах вокруг VST. То есть, если брать глобально, то она (проблема) одна — разработчики по-разному интерпретируют данный стандарт, в результате чего не все плагины подходят ко всем программам. В принципе, да, такая проблема иногда возникает, в основном у молодого поколения. Так вот, специально для Tunafish есть оптимизированные варианты, в частности, профессиональный эквалайзер Electri-Q. Получается, что Брэм с точки зрения не разработчика плагина, а создателя легкой хост-программы сделал так как нужно в идеале. И хочется отметить, что такой вариант взаимодействия действенен — нет глюков, нестандартных ситуаций, причем и нагрузка процессора невелика. Я бы сказал, что Tunafish просто "порхает" по сравнению с тем громозким, что есть на рынке профессионального ПО, а об экспериментальном лучше умолчать.

Кстати, что заметно, у Брэма нет "болезни" многих разработчиков, которые утяжеляют свои программы от версии к версии. В общем, www.brambos.com, дистрибутив демо весит 1,9 Мб, качайте, смотрите. Сама программа shareware — 30$.

Честно сказать, после тонны всего того хлама, который мне пришлось перекопать за последние месяцы в поисках чего-то нового, смею заметить, что Tunafish можно отнести к ультрапрофессиональным разработкам.

Общая ситуация

… удручающая. Нет идей, нет развития, рынок сжимается, и скоро все будет вертеться вокруг нескольких имен. Самое интересное в данной ситуации — противостояние рынка бесплатных программ и брэндовых разработок. Мы уже наблюдали "падение" программ для воспроизведения медиа-файлов (это было очень давно, но программные проигрыватели CD и wav-файлов продавались и достаточно хорошо), а также браузеров и почтовых клиентов. В скором времени такой же сценарий вполне может быть реальным для офисного ПО, а что касается звукового, то и тут есть первые ласточки, а именно, аудио-мультитрек Audacity, бесплатный вариант Mutools Luna. Думается, что через год это поколение софта повзрослеет, и мы увидим капитальное падение цен. Это даже очевидно и по тому, что брэндовые разработчики софта активно входят в союзы с производителями "железа", причем вокруг некоторых из них просто скопление.

Второй аспект — людям нужен молоток! То есть, максимально простой инструмент производства. Если раньше можно было проводить много времени за экспериментами, поиском новых звуков, то теперь эта деятельность поставлена на поток, и если говорить о тех же инструментах, то новые звуковые библиотеки появляются с периодичностью чуть ли не раз в неделю. Так зачем ломать голову и тратить время самим?

На данный момент, мы также можем наблюдать растущую популярность программ автоматической аранжировки, таких как Jammer Pro (все, что нужно, это ввести аккорды, указать стиль и выбрать инструменты). Помимо этого на подходе авто-композиторы в различных стилях. Я попробовал несколько демо-версий, и пока это сравнимо с "потугами" в смежной сфере — программно-генерируемого стихосложения. В общем, попсовые поэты-песенники типа "А я тру тебе морковь, ты подаришь мне любовь" могут скоро не напрягаться. Да и вокалисты, собственно, не нужны, поскольку есть Vocaloid.

Это я все к чему веду? А нужны ли будут вообще сложные модульные программы типа Native Instruments Reaktor. В принципе, понятно, что и музыка, и цифровые звуковые технологии — это математика. А как часто вы используете высшую математику в повседневной жизни? Во-от. То есть, упрощение и автоматизация неизбежны.
Поэтому задаваясь некогда вопросом, у какой программы большее будущее: Bram Bos Tunafish или Ross Bencina Audio Mulch, в этом году мы получили ясный ответ — у Tunafish. Кстати, на сайте AudioMulch (www.audiomulch.com) до 31 августа проводится конкурс ремиксов. Призы — лицензионные версии программ.

На этом мы не заканчиваем, а только начинаем дискуссию о ситуации на рынке, и что от нее ждать в дальнейшем. Хотя сама серия материалов будет небольшой, не пугайтесь. В следующей части мы пройдемся по брэндовым разработкам, а в третьей, по звуковым библиотекам и сэмплерам.

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2006 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета