HP Lab University 2006: технологии и продукты НР — сегодня, завтра, послезавтра
Домашняя печать
Отдельная сессия была посвящена актуальным вопросам и проблемам домашней струйной печати: соотношению скорость/качество, простоте использования решений, их надежности и эффективности, а также вечному вопросу о целесообразности использования неоригинальных расходников (ну как же, как же без этого!)
На производительность (и, разумеется, качество) термоструйной печати влияют следующие факторы:
. скорость движения печатающей головки;
. производительность внутренней логики;
. размер капли и частота выстреливания капель;
. требуемое разрешение;
. скорость подачи чернил;
. вместимость резервуаров для чернил;
. способность маскировать дефекты высокоскоростной печати за счет бумаги/чернил.
Очевидно, что достичь высокой скорости при сохранении высокого качества (а в идеале — еще и невысокой стоимости) чрезвычайно сложно. Большая скорость обуславливает возникновение на изображении горизонтальных "незаполненных" линий и полос (как правило, более светлых, чем остальное изображение). Первые, как несложно догадаться, обусловлены ошибками в механическом позиционировании головки — ведь на высокой скорости даже самый малый огрех точности позиционирования может послужить причиной неприятного дефекта на отпечатке; причиной вторых, как оказалось, является разный порядок попадания капель на бумагу (в одном направлении, например, на желтые капли падают голубые, а в обратном — на голубые капли падают желтые). Основные методы борьбы с данными проблемами — повышение точности позиционирования, снижение скорости и увеличение числа проходов печатающей головки. К сожалению, эти методы, судя по всему, не всегда дают должный эффект — полоса или полосы разной насыщенности встречались мной и в "медленных" режимах работы при тестировании различных принтеров НР. Однако частоту и закономерности их проявления установить не удалось. Между тем, ясно, что для каждой комбинации чернила-бумага (и, соответственно, каждой конфигурации печатающей системы) имеется свой оптимальный режим печати — по скорости движения печатающей головки, числу проходов, разрешению. Задача инженеров НР состоит в том, чтобы определить эти наилучшие параметры печати и установить их в принтере. Насколько это трудоемко (определять), смогли убедиться все участники: даже варьируя три вышеуказанных основных параметра в небольших пределах, найти оптимум было не так-то просто. Вторая часть сессии была посвящена исследованиям юзабилити, т.е. простоты в эксплуатации принтеров НР. Действительно, компания уделяет серьезнейшее внимание вопросам удобства эксплуатации и легкости освоения интерфейсов — проводятся не только внутренние исследования, но и масштабные тесты с привлечением обычных пользователей в разных странах. Некоторые результаты наблюдений таковы:
. Как только пользователи вставляют карту памяти в принтер, они продолжают безотрывно смотреть на дисплей, кнопки же и другие элементы управления при этом остаются "за кадром" — соответственно, было решено отдельно информировать пользователей о необходимости обрезки изображения при помощи кнопок масштабирования, а также автоматически определять лоток, из которого будет производиться печать (например, если размер отпечатка указан 10х15 см, будет выбран фотолоток).
. Пользователям не нравится принимать решения самостоятельно — им проще отвечать на вопросы в процессе определения наилучшего варианта или пользоваться автоматически выбранным режимом.
. Пользователи предпочитают не пропускать промежуточных шагов в процессе подготовки к печати, они не желают тратить чернила и бумагу впустую (удивительно, правда?!;)) — НР предлагает использование точных границ обрезки изображения и корректного предпросмотра результата типа "что видите, то и получите" (WYSIWYG).
И, как показывают исследования, НР решает задачи удобства эксплуатации с большим успехом. Так, согласно исследованиям независимой лаборатории Doxus (www.doxus.com), при автономной печати 67% опрошенных пользователей посчитали HP Photosmart D7360 самым простым в использовании (по сравнению с конкурирующими агрегатами Canon и Epson), 63% предпочли бы его для домашней фотопечати, а на 67% он произвел лучшие впечатления по фотопечати. При этом среднее время выполнения задачи печати составило 2 мин 59 с., что значительно лучше результатов конкурентов (3:58 и 4:16). Даже еще более убедительные результаты продемонстрировал многофункциональник HP Photosmart C5180 (без сенсорного экрана!) — соответственно, 73%, 69%, 72% и 3 мин. 6 сек. Что сказать? Можно только порадоваться за НР, чьи тщательно продуманные интерфейсы автономной печати соответствуют чаяниям большинства пользователей. Однако драйверам при управлении устройств с компьютера, на мой взгляд, большая наглядность и гибкость совсем не помешала бы;).
Далее зашел разговор о преимуществах и компромиссах, на которые НР приходилось идти для достижения хорошей защиты от выцветания за счет воздействия света, воды и воздуха. Важнее всего результат, ведь в итоге решение было найдено — бумага HP Advanced Photo Paper обеспечивает отличную защиту от воздуха и света наряду с отменной влагозащищенностью. В итоге складывается впечатление, что, мол, "все, хватит, некуда дальше расти!" Однако более чем уверен, что через год НР представит новые типы бумаги, чернил и техники, еще лучшие, и мы, покачав головой, скажем: "А ведь действительно, здорово придумано! И как мы раньше без этого жили;)?!" В заключительной части говорилось о преимуществах оригинальных расходных материалов над "совместимыми". Думаю, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить: оригинальные расходники (за которыми стоят несколько тысяч патентов, ноу-хау и огромное количество денег, затраченных на исследования) демонстрируют лучшие, а зачастую — и гораздо лучшие, результаты, нежели "совместимые" чернила.
Сказывается более чем 20 лет разработок в этой области. Любопытно, что ключевыми с точки зрения "чернильных" достижений НР (по мнению самой компании) стали следующие годы и открытия:
. 1989 г. — представлен Deskjet 500C — первый цветной принтер, использующий чернила на базе водорастворимых красителей;
. 1992 г. — представлен Deskjet 1200C — первый принтер, использующий черные пигментные чернила;
. 1997 г. — принтер Photosmart стал первым принтером, применяющим шестицветные чернила на базе водорастворимых красителей;
. 1998 г. — за счет устойчивых к воздействию УФ пигментных чернил НР Designjet выводит самые устойчивые в мире отпечатки;
. 2003 г. — представлен Photosmart 7960 — первый фотопринтер, использующий восьмицветные водорастворимые чернила включая серое;
. 2005 г. — представлен Photosmart 8250 — самый быстрый в мире фотопринтер на базе шестицветных водорастворимых чернил HP Vivera;
. 2006 г. — появилась первая экспресс-фотостанция HP Photosmart Express с шестью новыми пигментными чернилами.
Несмотря на очевидное превосходство оригинальных расходников, до тех пор, пока определяющим фактором для большинства предприятий и отдельных пользователей в нашем регионе будет цена, а не качество (цветовой охват, устойчивость отпечатков к выцветанию и т.п.), "совместимые" чернила будут пользоваться спросом, равно как и низкокачественная бумага. Кудесники-умельцы (да и сами пользователи) все так же будут шаманить с чипами и шприцами для того, чтобы сэкономить существенную (очевидно) для их бюджета разницу между оригинальным и неоригинальным расходником. Боюсь, информирование масс тут не поможет — поможет лишь заметный рост реальных доходов и осознание того факта, что итоговое качество нередко бывает дороже затраченных на его достижение денег. Да, дома можно напечатать несерьезную фотографию на дешевых расходниках или монстрячить книги на лазернике до полной мучительной смерти барабана. Но когда в серьезном офисе или на выставочном стенде обнаруживаются прайсы/раздаточные материалы с ужасными цветами, белыми полосами и прочими результатами безрассудной экономии, впечатление портится всерьез и надолго.
К чести НР, компания заботится о кошельке своих пользователей, избегая демпинга и не экономя на качестве. Примером тому — экономичные упаковки расходников с двумя картриджами (по цене выходящие на 20% дешевле двух отдельных картриджей), совмещенные наборы картриджей и фотобумаги, а кроме того — эффективные методы экономии чернил в принтерах (максимальный объем чернил расходуется на печать, а не на сервисные нужды). Согласно исследованиям SpencerLab (www.spencerlab.com), при печати с остановками МФУ НР Photosmart C3180 и C4180 оказываются в 2-4 раза экономичнее коллег-конкурентов Canon Pixma MP170, Epson Stylus CX4800, Epson Stylus DX3850 и Epson Stylus DX4850. При безостановочной печати ("500-или- сколько-там-получится-страниц-за-раз") отрыв, естественно, заметно сокращается, но НР все равно оказывается на 10-20% экономичнее. Выводы и выбор принтера для своего дома каждый пусть делает сам — информация об основных достижениях НР в этой области у вас уже имеется.
Струйная бизнес-печать
Пусть даже цветные "лазеры" дешевеют и демонстрируют все более высокое качество печати, струйную печать в офисах (тем более там, где в документах должно быть много цвета) хоронить еще очень рано. Постоянное развитие и пополнение новыми моделями серии HP Officejet [Pro] — прекрасное тому подтверждение.
К сожалению, о многих представленных новинках рассказывать еще рано, а о некоторых других (вроде ColorLok-бумаги) вы читали чуть выше, поэтому приведу лишь итоговое качественное сравнение одного из аппаратов HP Officejet Pro (К550 стоимостью ниже 200 у.е.) с каким-нибудь недорогим же цветным лазерником HP Color LaserJet (до 500 у.е.) — по скорости (до 10 стр. в цвете и до 12 "моно" с лазерным качеством), стоимости владения, качеству цветной печати и начальным затратам струйная печать в лице Officejet [Pro], безусловно, выигрывает. Так что при выборе печатающего устройства в офис/домашний офис всерьез задумайтесь: вам важнее "шашечки" (осознание собственной значимости от владения цветным лазерником) или "ехать" (быстрая, качественная и недорогая печать;))?
Решения для профессиональных фотографов и репродукции произведений искусства
Нынешние НР Labs запомнились настойчивым акцентированием внимания на применении технологий печати для создания репродукций произведений искусства, печати фотографий для галерей и выполнения других профессиональных фотозадач. Если еще каких-нибудь пять лет назад в ответ на фразу "я сейчас вам репродукцию картины с помощью "струйника" и цифрового фотоаппарата за часок организую, да так, что вы их даже вблизи не различите!" вам бы просто рассмеялись в лицо, то сегодня, скорее всего, ответят что-то вроде: "вблизи, пожалуй, различу". По крайней мере, участники данной сессии HP Labs 06 уж точно среагируют каким-то подобным образом;). Помимо знакомства с впечатляющими возможностями новой техники НР (изображение можно отличить от оригинала буквально только по рельефу масляной краски на холсте), все слушатели данной сессии на собственном опыте убедились в том, насколько просто и быстро методики HP позволяют воспроизвести произведение искусства в потрясающем качестве. Хотя врать не буду, заслуга в этом — не только компании: каркасы, бесцветную мастику (для создания иллюзии объема) и другую сопутствующую технику НР не производит;). Но насчет скорости и качества вывода — истинная правда. Все, кто увез домой эффектные картины, это с удовольствием подтвердят.
Процесс создания репродукции состоит из нескольких важных стадий. Здесь я сделаю упор на печатную и постпечатную обработку, а детально процесс получения реалистичного изображения будет рассмотрен чуть позже — в рассказе про "Будущее". Итак, стадии:
. получение изображения — мощная фотокамера с "цифровым задником", разрешение — десятки мегапикселей;
. обработка изображения — исправление неровностей освещения, построение ICC-профиля фотоаппарата;
. печать — используется принтер НР DesignJet 5500 с системой чернил, стойких к воздействию УФ-излучения, или другие устройства НР, а также любой из огромного набора носителей-"холстов" для столь ответственных задач: атлас (400 г/м2), профессиональная матовая бумага (430 г/м2), потрясающе дорогая и высококачественная брэндовая HP Hahnemьhle либо другие решения на любой вкус, для любых потребностей и кошельков;
. ламинирование (жидкое) при помощи материалов компаний — партнеров НР;
. натягивание отпечатка на каркас;
. лакирование, добавление рельефа;
. установка картины в рамку.
Собственно, вот и все: быстрый и относительно недорогой клон картины готов. Без технологий НР было бы куда сложнее и дороже. Не верите? Проверьте сами;)!
Тестирование потребительских и профессиональных устройств фотопечати
Одна из самых интересных сессий прошлогодней "университетской" программы в 2006, к большому моему сожалению, превратилась во что-то невыразительное. Впрочем, по порядку. Сперва достаточно информативно и доходчиво было рассказано о стратегии движения компании во всех секторах термоструйной печати — наиболее кратко ее можно выразить словами: "быстрее, выше, сильнее". То есть "лучше, качественнее, удобнее", причем — в каждой сфере, и уж особенно — в профессиональной, где НР в последнее время действует исключительно активно. Достаточно интересно было ознакомиться с прогнозом, сколько фотографий и как будут печатать в регионе ЕМЕА в ближайшем будущем:
Представляя свои решения, и в частности, флагмана профессиональной фотопечати НР Photosmart Pro B9180, компания очень четко сегментирует потенциальных потребителей. Очевидно, что если большинство обычных пользователей будут вполне довольны принтерами серии HP Deskjet, то более продвинутые любители, хобби-фотографы предпочтут устройства семейства HP Photosmart (чернила Vivera на основе водорастворимого красителя), ну и, наконец, для профи — тех, кто зарабатывает фотосъемкой и фотопечатью деньги — HP приготовила Photosmart Pro (пигментные чернила Vivera). Главный представитель семейства — HP Photosmart Pro B9180 — уже получил несколько престижных наград от TIPA (Ассоциация технической фотопрессы) и DIMA (Ассоциация маркетинга цифровых изображений). Возможности "профессионала" действительно впечатляют: его отпечатки, сделанные восьмью пигментными чернилами HP Vivera, не выцветают 200 лет, не боятся воздействия влаги и при этом выглядят исключительно здорово. Можно печатать на носителях огромной плотности (включая "холсты"), при этом печатать быстро (10х15 — менее 10 сек, А3+ — менее полутора минут), печатать много (с одного набора картриджей — 840 отпечатков 10х15 см либо 90 плакатов А3+!), печатать удобно (собственная система цветокалибровки, специальный печатающий плагин для Adobe Photoshop, поддержка сетевой работы). Э-э-эх, если бы этот красавец стоил не €700, а картриджи к нему — не €32/штучка, какой бы прорыв был для массового рынка, а!!! Пока же, увы, B9180 — удел немногих профессионалов, которым можно яростно завидовать;). Тем не менее, "простые смертные", т.е. обыкновенные домашние пользователи и фотографы-любители, тоже обижены не будут: для них припасены Photosmart D7360 с сенсорным экраном (стоимость в Европе — €200, сколько будет стоить и появится ли в СНГ — неизвестно) и не менее интересные D5160 и D7160, МФУ C3180-С4180, а также целая плеяда новых портативных фотопринтеров А516-А717.
Сразу за достаточно непродолжительным по времени "стратегическим" вступлением выступил товарищ Генри Вильхельм (Henry Wilhelm) — глава и директор исследовательского направления компании Wilhelm Imaging Research. Данная компания расположена в Гриннеле, штат Айова, США, и занимается проведением тестов долговечности изображений на различных материалах. При этом используются собственные ноу-хау компании, наработанные за последние 25 лет. Кроме того, WIR производит исследования в области долгосрочного хранения фотоколлекций при низкой температуре, что является актуальным для музеев и архивов. В общем, ребята — солидные донельзя, и, честно говоря, от выступления Самого я ждал многого. Мол, сейчас, сейчас уже Он расскажет, как там они у себя в WIR'е тестируют выцветания (как сессия называется? вот-вот!), фишками любопытными поделится... Но, как это часто случается, с большими ожиданиями "обманулся": Генри сначала неспешно рассказал про то, какие они (WIR) молодцы и как здорово умеют тестировать. Заметил, что "на данный момент не существует ANSI- или ISO-стандартизованного метода тестирования, который бы мог ответить на вопрос, насколько долговечен тот или иной отпечаток". Пардон, но что мешает использовать ISO 18909?.. Я бы обязательно спросил это у мистера Вильхельма на презентации, если бы знал тогда о существовании данного стандарта (информацию о нем я раздобыл несколько позже, по приезду и "разбору" всех соответствующих материалов). Ну да ладно, я бы простил и несколько навязчивый самопиар, и недоговорки, расскажи Вильхельм интересно про собственные методики тестирования (даже без "углубления в подробности") — но нет, вместо этого он перешел к "фоторассказу" о недавней поездке в какой-то французский город, где была сделана первая цветная фотография. Просто невероятно интересно:-\!Хорошо хоть фоторепортажа про перелет из Америки не было... Вслед за "поисками святого Грааля в картинках" (город и место, откуда делали первое цветное фото, кстати, нашли) пошли немного уже набившие оскомину слова о том, что-де "неоригинальные картриджи не обеспечивают должной долговечности фотографий".
Так что если вы вдруг будете печатать фотографии неоригинальными расходниками и поставите их в рамку за стеклом — знайте, что через полгода-год отпечатки (о, ужас!) начнут… да-да, выцветать! А если хранить фотографии не за стеклом, то, соответственно, и выцветать они будут значительно медленнее... Но все равно, я думаю, вы уже успели крепко усвоить, что неоригинальные расходники (для производителей оригинальных, конечно) — мировое зло N1;). А если серьезно, то еще чуть-чуть, и беседы об ужасных "неродных" расходных материалах возымеют обратное действие: все из любопытства бросятся смотреть, что там за ужасные продукты такие, да многие на них и останутся... Шутка ли: наполовину, а то и вдвое, дешевле картриджи, а чернила — вообще бесплатные, по сути… Но я, пожалуй, увлекся и ушел в сторону — "прошу пардону". Итог: на неоригинальных расходниках отпечатки получаются совсем не стойкими к выцветанию (несколько лет), а часть презентации, проводимая Г. Вильхельмом, моих ожиданий не оправдала. После выступления главы WIR наступил небольшой перерыв, по истечении которого участники разбились на три группы и разошлись по подсекциям. Первую подсекцию вел Карл де Кайзер (Carl de Keyzer) — крутой фотограф, член еще более крутого агентства Magnum Photos и большой друг НР. По договору с ней Карл весной выбирался в Индию на "фестиваль цветов", где и сделал для компании много отличных фотоснимков. Всем "студиозусам" университета HP нынешнего года подарили красивую книгу с его фотографиями, ну, а в помещении, где проходила секция, развесили огромные (на А3) фотоплакаты. Что тут говорить — снимает Карл действительно здорово, не даром ведь "Magnum Photographer"… Несмотря на то, что в беседе с фотографом лично я узнал много нового про жизнь профессионала-фотофрилансера, о его недавнем полном переходе на "цифру" и многом другом, думаю, cейчас говорить об этом не стоит — все-таки, не по теме это. На вопросы о роли техники НР в его работе, а также самой компании Кайзер отвечал уклончиво. Примерно так: "Да, классная компания. Да, принтер В9180 — вон он стоит, кстати — классный принтер". Собственно, об этом я прекрасно догадывался и без него;).
Вторая подсекция была посвящена HP Photosmart Pro B9180 — а вернее, его сравнению с основным конкурентом — принтером Epson R2400. Подтверждаю: в проведенном НР тесте (дефолтные настройки, печать из Photoshop на PC и Mac) соперник сильно проиграл по скорости на А3-отпечатке. Сильно — это где-то на 50%. Да и по дизайну B9180 мне больше понравился;). Кроме того, если верить приведенным HP фактам (не вижу причин им не верить), B9180 дешевле, обладает встроенной системой калибровки, за счет специальной серой чернильницы гарантирует более нейтральную передачу серых оттенков, имеет мощный плагин для печати из Photoshop, а также экономичнее в эксплуатации и обслуживании. Вот такой приятный во всех отношениях у HP получился профессиональный принтер — и, судя, по горящим глазам Ранжи Бшаскара (Ranjit Bhaskar), демонстрировавшего участникам все прелести B9180, компания и сотрудники это прекрасно понимают. Теперь, надеюсь, не только они.
В третьей подсекции самым интересным моментом стало тестирование скорости D7360 — при печати из Photoshop в быстром режиме принтер действительно "выплюнул" готовую фотографию вполне себе удобоваримого качества за 14 с небольшим секунд. Не заявленные 12, конечно, но все равно очень эффектно. Остальная часть времени была посвящена весьма разнообразным (по изощренности;)) водным процедурам с фотографиями HP на бумаге HP Advanced Photo Paper — обновленная ее версия, а уж особенно при печати пигментными чернилами HP Vivera, практически полностью индифферентна ко всякому воздействию влаги (воды). Так что и миниатюрный водопад, и стакан с водой, и даже расстреливание из водяного пистолета отпечаткам были вообще ни по чем.
Что в итоге? Сессия стала куда менее технической и куда более "демагогичной", нежели в прошлом году — сия неприятная тенденция, конечно, настораживает… Впрочем, к представленной технике (D7360 и B9180) и новой суперводостойкой (и, кстати, устойчивой к выцветанию!) фотобумаге претензий нет никаких: продукты просто замечательные!
Будущее
На секцию "Будущее" участники приходили, сгорая от желания узнать подробности о "метках памяти", технологии Memory Spot — ею организаторы заинтриговали многих еще на вступительной сессии. Однако Memory Spot оставили "на сладкое", поведав сперва про особенности репродукции произведений искусства, а также производства больших, гибких и дешевых электронных схем. Стоит отметить, что Лабораториям НР (HP Labs), где были разработаны не только вышеупомянутые технологии, но и десятки не менее значимых других, в 2006 году исполняется 40 лет. Массивный научно- исследовательский комплекс, на данный момент состоящий из пяти отделений (Бристоль (Великобритания), Бангалор (Индия), Хайфа (Израиль), Токио (Япония), Пекин (Китай)) и штаб-квартиры в Пало-Альто, штат Калифорния (США), дал жизнь множеству ключевых технологий, применяющихся во множестве областей ИТ-сферы. Полагаю, к сорокалетнему юбилею и важнейшим открытиям НР Labs мы еще вернемся на страницах КГ. А теперь — вперед, в будущее! Про методику репродукции разнообразных произведений искусства уже шел разговор ранее (см. описание сессии "Решения для профессиональных фотографов и репродукции произведений искусства"), поэтому остановлюсь лишь на некоторых важных эпизодах, которые не были оглашены ранее. Перед тем, как выводить изображение на печать, необходимо собственно получить максимально качественную и достоверную его копию (цифровую). Сделать это по ряду причин очень трудно: настройки камеры, компьютера, освещения и т.п. сильно влияют на качество передачи цветов оригинала. Ранее использовавшиеся методы калибровки камеры (HP предлагает Sinar 4x5 с цифровым задником Betterlight) по бумажным калибровочным таблицам вносили заметную погрешность из-за особенностей взаимодействия освещения с бумагой. Теперь же благодаря излучающему калибровочному устройству подобные проблемы останутся в прошлом: 15 "цветных" и 5 "серых" прецизионных светодиодов позволят калибровать камеру со значительно большей точностью, чем прежде.
Рассмотрим составные части процедуры. Первый этап — установка света (единственное требование — чтобы не было грубых теней) и монтаж камеры. На это уйдет не более 5 минут. Затем — съемка самой картины и белого листа бумаги в таких же условиях освещения (эти данные после будут использованы для неравномерностей освещения). Третьим этапом идет построение ICC-профиля по картине (на демонстрации НР пользовались спектрофотометром Gretag Eye-one), вслед за этим — передача полученных материалов (калибровочные данные, снимок картины и белого эталона) в специализированное ПО HP Artist. На выходе получается обработанное изображение и его ICC-профиль, которые далее печатаются на принтере (использовался широкоформатный HP Designjet 5500) с учетом его ICC-профиля. Результат — отличного качества репродукция получена за минимальное время. Участники секции (и я в их числе) наблюдали весь цикл съемки и печати изображения практически в реальном времени, и это заняло 10-15 минут — скоростью и простотой процесса (а также качеством результата) были впечатлены, казалось, все без исключения.
Во втором программном докладе секции, посвященном крупноформатной недорогой и гибкой электронике (LIFE = Large-area Inexpensive Flexible Electronics), рассказывалось об успехах ученых НР на поприще создания гибких и недорогих электронных схем. Благодаря роликовому процессу нанесения элементов на подложку (полимерная сетка), а также самовыравниванию "отпечатанных" посредством применения литографической маски слоев гарантируется высокая точность (достигнутое разрешение нанесения элементов — 40 нм) и дешевизна производства. Где применима технология? В целом ряде областей включая дисплейные и сенсорные технологии, создание материалов и экранов как для гражданского, так и для военного применения. Трудно сказать, насколько далека эта технология от коммерческого применения в данный момент, но уже имеются вполне успешные прототипы.
Заключительная часть сессии была, естественно, всецело посвящена Memory Spot — интересной и перспективной технологии "цифровых меток", или "точек памяти", которые, по мнению HP, призваны еще более сблизить цифровой и реальный миры. Грубо говоря, чип Memory Spot (далее — MS-чип) — аналог радиочастотной метки (RFID), только меньше, лучше, быстрее, и работает на исключительно малых дистанциях. Традиционная RFID-метка — это пассивное радиотехническое устройство, получающее энергию от магнитного поля считывателя и работающее, как правило, на несущих частотах 135 КГц либо 13,56 МГц. Оно обладает небольшим объемом памяти — примерно до 256 Кб, требует (в основном) отдельную миниатюрную антенну (вне чипа) и может отвечать на запросы считывателя с расстояния от нескольких сантиметров до нескольких метров. За счет массовости производства RFID-метки сейчас сравнительно дешевы, обладают небольшим размером и пользуются огромной популярностью в мире. Ими оснащаются дорогие товары в супермаркетах (для предотвращения хищений), устройства на базе RFID применяются в здравоохранении, логистике, производстве и многих других отраслях. Но при этом скорость передачи данных и емкость памяти традиционных RFID-чипов довольно малы, а за счет внешней антенны (у большинства вариантов) габариты оказываются слишком велики…
Memory Spot развивает идеи RFID-чипов, только в несколько ином направлении: инженеры НР создали чип, работающий на минимальном расстоянии (до см; для обычного же RFID бОльшая дальность действия является как плюсом, так и существенным минусом), использующий встроенную антенну, внутреннюю память большой емкости (несколько мегабит), экономичный и недорогой (ориентировочно 5-10 центов). Кроме того, чип получился достаточно стойким к внешним воздействиям (сотрудники НР говорили, что он выдерживал даже кипячение в чернилах) и вполне технологичным (180 нм техпроцесс).
Табл. 4. Сравнение характеристик обычных RFID-меток и Memory Spot
Пока считывание/запись осуществляется лишь при помощи специального проводного устройства (очень напоминает по размерам маркер с "петелькой" на конце), но в дальнейшем планируется создать беспроводные варианты, работающие по Bluetooth, а также интегрированные в различные устройства считыватели (КПК, мобильный телефон, принтер и т.д.). Для дополнительной защиты от несанкционированного считывания/записи в составе чипа имеется криптоблок, работающий по алгоритму SHA-1.
В ходе практической части секции сотрудники НР продемонстрировали процесс чтения и записи с/на MS-чипы: например, можно было сделать фотографию ноутбучной веб-камерой и распечатать ее на отдельном принтере, обладающем поддержкой Memory Spot. Карточка с MS-чипом в этом случае использовалась как миниатюрный "умный" носитель информации.
Область применения MC-чипов чрезвычайно широка: например, ими можно снабжать товары в магазине — представьте: подносите вы портативный считыватель (например, в телефоне или КПК) к MC-чипу, наклеенному на запечатанном аудиодиске, и получаете возможность прослушать один или несколько треков с этого альбома в демо-качестве. На прикрепленных к документам МС-чипах можно хранить электронную версию самого документа (например, чтобы его не приходилось лишний раз сканировать при тиражировании) или какую-нибудь цифровую подпись. На лекарствах — информацию (звуковую, например) о дозировке и сроке годности, на браслете пациентов — полноценную и самую "свежую" историю болезни, а в книге/журнале МС- чип может содержать дополнительную видео- либо звуковую информацию… Если включить воображение, вариантов в голову сразу лезет огромное количество. Теперь дело за малым — пустить чип в коммерческое плавание, а в идеале — сделать открытым стандартом. Судя по законченности тех образцов, которые были показаны, ждать перехода к массовому производству осталось недолго — а значит, скоро реальный и цифровой миры станут еще чуточку ближе.
Компьютер снова становится персональным
В рамках данной сессии повествование шло про настольные ПК и ноутбуки НР. Так как настольные ПК НР к нам не поставляются, а о каждом из ноутбуков НР можно писать отдельный материал, постараюсь рассказать о ней кратко и по делу.
Первая часть сессии посвящалась настольным ПК НР. Новая модная фишка для них (сильно повлиявшая на заглавие сессии) — т.н. "скины", или цветастые наклейки, позволяющие эффектно персонализировать мониторы, корпуса и ноутбуки. Смотрятся здорово, но и денег стоят — в районе 60 "условных" придется отдать за наклейку для корпуса, и еще 20 — за ободок для монитора. Из "внутренних нововведений", если присмотреться к характеристикам медиацентров HP Pavilion, можно заметить, что они теперь обзавелись полной поддержкой будоражащей сердца и умы Windows Vista и заполучили мощные ТВ-тюнеры, умеющие принимать как аналоговое, так и цифровое телевидение.
Что касается ноутбуков, то все новые модели построены на базе последних процессоров Intel Core Solo/Core Duo и AMD Turion 64 X2, обладают удивительно изящным, тонким дизайном, кажутся буквально "глянцевыми" и обещают "небывало удобный пользовательский экспириенс". Для этого в мультимедийных моделях (HP Pavilion dv2000) реализован набор эффектных технологий HP Imprint (среди прочего — подсветка различных индикаторов и разъема питания мягким светом, наличие сенсорных панелей, например, для управления громкостью) наряду с HP QuickPlay, позволяющей воспроизводить DVD и музыку, а также просматривать картинки без загрузки Windows. Кстати, для своих ноутбуков НР также предлагает специальные "персонализирующие" скины-наклейки — очень простой и удобный способ выделить свой ПК/лаптоп из множества остальных, особенно когда тренироваться с баллончиком/кистями на корпусе желания нет.
Принтеры под угрозой
Что вы, что вы, ни о каком мировом заговоре многофункциональников против принтеров речи не идет;)! Несмотря на громкое название, сессия посвящалась проблемам защиты документов, кочующим по сети от компьютеров к принтерам. При помощи бесплатных утилит, если администраторы не принимают должных мер, можно без особых проблем перехватывать все печатаемые на "общих" печатающих устройствах документы. К тому же, часто есть проблемы с физическим разграничением доступа к принтерам и МФУ. И эти проблемы становятся все острее с ростом числа мощных сетевых принтеров в организациях — именно поэтому НР предлагает комплекс программных (в первую очередь, утилиту управления HP Web Jetadmin) и аппаратных средств, реализованных в новейших печатающих устройствах корпоративного уровня. При этом администраторам сетей не следует забывать про разграничение доступа к принтерам, использование защищенных протоколов обмена данными и своевременное обновление внутреннего ПО (firmware) техники, имеющейся в их ведении. Вслед за разговором и практическими занятиями по перехвату и защите печатаемых документов докладчики перешли к представлению новейших, еще не анонсированных, моделей многофункциональной лазерной техники НР.
Лазерная печать: инновации продолжаются
Несмотря на одного из самых колоритных докладчиков (НР, премируйте по возможности Бретта Смита (Brett Smith) — менеджера технической программы по расходным материалам для лазерной техники!;)), в этом году на Laserjet Printing было скучновато: вроде и картриджи разобрали, и вновь воочию убеждались в превосходстве оригинальных расходников НР над неоригинальными, и даже вкусными конфетами угощались, и забавные конкурсы присутствовали, ан нет — все равно впечатление почему-то осталось смазанным… Если прошлогодняя сессия была более продуктовоориентированной и в деталях интересно рассказывала про новый тонер ColorSphere, то в 2006 акцент был сделан на "постоянство". Постоянство качества, постоянство цвета, постоянство объемов печати с картриджа и так далее… Говорилось о постоянстве примерно в таком контексте: каждый оригинальный картридж НР — сложная система с идеально подобранным набором технологий. Тонер, бумага, принтеры, — все они созданы для оптимального взаимодействия друг с другом. Неоригинальные расходники — это как ящик Пандоры. Могут работать хорошо, но недолго; могут сразу сдохнуть; могут работать долго и хорошо, но лишь в одном случае из пяти, и т.д. Если вам требуется постоянство в качестве печати, долговечности и надежности, то ваш выбор — оригинальные расходники НР. Что ж, стабильность, безусловно, признак класса, и класс НР неоспорим. Однако в наших краях любителей экспериментировать с качеством ради экономии средств — огромное количество, и, увы, даже очень доходчивыми демонстрациями их не пронять. Все так же будут засыпать тонер, использовать восстановленные расходники, все так же "выпечатывать" картридж до полного его истирания в труху и т.п.
Если постоянство качества из доклада Бретта Смита обладает той или иной значимостью, то значимость постоянства цвета, о которой говорил Дэйв Фуджи (Dave Fujii), на мой взгляд, явно притянута за уши. Да, на разных экземплярах картриджей НР одной модели цвет будет совершенно одинаков, в отличие от сами-понимаете-каких-картриджей. Да, принтеры НР одной линейки воспроизводят цвета в целом очень близко друг к другу, а если есть отклонения, то они неплохо выправляются профилями ("Цвет, как на CLJ 4650"). Но вопрос: кому это нужно? Только без случаев "сферических коней в вакууме", а в реальной жизни? Затрудняетесь ответить? Я тоже. Сотрудники НР что-то говорили о "требованиях преемственности", т.е., например, если в некоей конторе поставили новый цветной лазер, то он должен печатать цвет очень похоже на старый. Мне думается, что в тех областях, где требуется точное совпадение цветов, лазерные принтеры либо не используют вовсе, либо используют куда более дорогие и навороченные cпециализированные устройства за многие тысячи и десятки тысяч у.е. А на предприятиях легкую разницу в цвете логотипа от смены принтера никто даже не заметит.
В заключительной, практической, части, опять были разговоры об удобстве управления цветом в новых мощных цветных принтерах — НР позволяет очень гибко настраивать доступность цветной печати в зависимости от пользователя, приложения и других параметров, а также легко отслеживать объемы печати. Снова вспоминали про HP Web Jetadmin — крайне удобный инструмент управления множеством принтеров по сети, а заодно проверили в деле первые версии универсального принтерного драйвера для Laserjet-устройств. Представили новый UPF (Universal Print Driver) — универсальный драйвер печати. Про него можно говорить долго, поэтому упомяну лишь главное — по крайней мере, в удобстве пользования это явный прорыв. По функциональности и гибкости, думаю, тоже. Как вы поняли по скептическому (в целом) тону, сессия лично для меня оказалась не слишком интересной. Такое впечатление, что инновации в лазерной печати продолжаются, но двигаются не совсем туда ("постоянство цвета"), куда хотелось бы (цены, качество, "прорывные" технологии) — надеюсь, грядущий год принесет данной области множество количественных и качественных положительных сдвигов, и "лазерщики" из НР так же здорово расскажут про них, как делали это в прошлом, 2005, году.
Finita la Labs
Вот и подошел к концу монструозный "отчетный материал". Намного раньше, 30 июня, закрыл свои двери "университет" HP Lab University 2006 — одно из самых ярких и насыщенных информативных мероприятий в нашем регионе. Надеюсь, было не скучно. Детальные рассказы об отдельных продуктах и технологиях НР еще не раз появятся на страницах КГ (в том числе и в самое ближайшее время), но очередного "информационного взрыва" явно придется ждать год. Думаю, это того стоит!
Николай "Nickky" Щетько, me@nickky.com Минск-Париж-Минск
Отдельная сессия была посвящена актуальным вопросам и проблемам домашней струйной печати: соотношению скорость/качество, простоте использования решений, их надежности и эффективности, а также вечному вопросу о целесообразности использования неоригинальных расходников (ну как же, как же без этого!)
На производительность (и, разумеется, качество) термоструйной печати влияют следующие факторы:
. скорость движения печатающей головки;
. производительность внутренней логики;
. размер капли и частота выстреливания капель;
. требуемое разрешение;
. скорость подачи чернил;
. вместимость резервуаров для чернил;
. способность маскировать дефекты высокоскоростной печати за счет бумаги/чернил.
Очевидно, что достичь высокой скорости при сохранении высокого качества (а в идеале — еще и невысокой стоимости) чрезвычайно сложно. Большая скорость обуславливает возникновение на изображении горизонтальных "незаполненных" линий и полос (как правило, более светлых, чем остальное изображение). Первые, как несложно догадаться, обусловлены ошибками в механическом позиционировании головки — ведь на высокой скорости даже самый малый огрех точности позиционирования может послужить причиной неприятного дефекта на отпечатке; причиной вторых, как оказалось, является разный порядок попадания капель на бумагу (в одном направлении, например, на желтые капли падают голубые, а в обратном — на голубые капли падают желтые). Основные методы борьбы с данными проблемами — повышение точности позиционирования, снижение скорости и увеличение числа проходов печатающей головки. К сожалению, эти методы, судя по всему, не всегда дают должный эффект — полоса или полосы разной насыщенности встречались мной и в "медленных" режимах работы при тестировании различных принтеров НР. Однако частоту и закономерности их проявления установить не удалось. Между тем, ясно, что для каждой комбинации чернила-бумага (и, соответственно, каждой конфигурации печатающей системы) имеется свой оптимальный режим печати — по скорости движения печатающей головки, числу проходов, разрешению. Задача инженеров НР состоит в том, чтобы определить эти наилучшие параметры печати и установить их в принтере. Насколько это трудоемко (определять), смогли убедиться все участники: даже варьируя три вышеуказанных основных параметра в небольших пределах, найти оптимум было не так-то просто. Вторая часть сессии была посвящена исследованиям юзабилити, т.е. простоты в эксплуатации принтеров НР. Действительно, компания уделяет серьезнейшее внимание вопросам удобства эксплуатации и легкости освоения интерфейсов — проводятся не только внутренние исследования, но и масштабные тесты с привлечением обычных пользователей в разных странах. Некоторые результаты наблюдений таковы:
. Как только пользователи вставляют карту памяти в принтер, они продолжают безотрывно смотреть на дисплей, кнопки же и другие элементы управления при этом остаются "за кадром" — соответственно, было решено отдельно информировать пользователей о необходимости обрезки изображения при помощи кнопок масштабирования, а также автоматически определять лоток, из которого будет производиться печать (например, если размер отпечатка указан 10х15 см, будет выбран фотолоток).
. Пользователям не нравится принимать решения самостоятельно — им проще отвечать на вопросы в процессе определения наилучшего варианта или пользоваться автоматически выбранным режимом.
. Пользователи предпочитают не пропускать промежуточных шагов в процессе подготовки к печати, они не желают тратить чернила и бумагу впустую (удивительно, правда?!;)) — НР предлагает использование точных границ обрезки изображения и корректного предпросмотра результата типа "что видите, то и получите" (WYSIWYG).
И, как показывают исследования, НР решает задачи удобства эксплуатации с большим успехом. Так, согласно исследованиям независимой лаборатории Doxus (www.doxus.com), при автономной печати 67% опрошенных пользователей посчитали HP Photosmart D7360 самым простым в использовании (по сравнению с конкурирующими агрегатами Canon и Epson), 63% предпочли бы его для домашней фотопечати, а на 67% он произвел лучшие впечатления по фотопечати. При этом среднее время выполнения задачи печати составило 2 мин 59 с., что значительно лучше результатов конкурентов (3:58 и 4:16). Даже еще более убедительные результаты продемонстрировал многофункциональник HP Photosmart C5180 (без сенсорного экрана!) — соответственно, 73%, 69%, 72% и 3 мин. 6 сек. Что сказать? Можно только порадоваться за НР, чьи тщательно продуманные интерфейсы автономной печати соответствуют чаяниям большинства пользователей. Однако драйверам при управлении устройств с компьютера, на мой взгляд, большая наглядность и гибкость совсем не помешала бы;).
Далее зашел разговор о преимуществах и компромиссах, на которые НР приходилось идти для достижения хорошей защиты от выцветания за счет воздействия света, воды и воздуха. Важнее всего результат, ведь в итоге решение было найдено — бумага HP Advanced Photo Paper обеспечивает отличную защиту от воздуха и света наряду с отменной влагозащищенностью. В итоге складывается впечатление, что, мол, "все, хватит, некуда дальше расти!" Однако более чем уверен, что через год НР представит новые типы бумаги, чернил и техники, еще лучшие, и мы, покачав головой, скажем: "А ведь действительно, здорово придумано! И как мы раньше без этого жили;)?!" В заключительной части говорилось о преимуществах оригинальных расходных материалов над "совместимыми". Думаю, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить: оригинальные расходники (за которыми стоят несколько тысяч патентов, ноу-хау и огромное количество денег, затраченных на исследования) демонстрируют лучшие, а зачастую — и гораздо лучшие, результаты, нежели "совместимые" чернила.
Сказывается более чем 20 лет разработок в этой области. Любопытно, что ключевыми с точки зрения "чернильных" достижений НР (по мнению самой компании) стали следующие годы и открытия:
. 1989 г. — представлен Deskjet 500C — первый цветной принтер, использующий чернила на базе водорастворимых красителей;
. 1992 г. — представлен Deskjet 1200C — первый принтер, использующий черные пигментные чернила;
. 1997 г. — принтер Photosmart стал первым принтером, применяющим шестицветные чернила на базе водорастворимых красителей;
. 1998 г. — за счет устойчивых к воздействию УФ пигментных чернил НР Designjet выводит самые устойчивые в мире отпечатки;
. 2003 г. — представлен Photosmart 7960 — первый фотопринтер, использующий восьмицветные водорастворимые чернила включая серое;
. 2005 г. — представлен Photosmart 8250 — самый быстрый в мире фотопринтер на базе шестицветных водорастворимых чернил HP Vivera;
. 2006 г. — появилась первая экспресс-фотостанция HP Photosmart Express с шестью новыми пигментными чернилами.
Несмотря на очевидное превосходство оригинальных расходников, до тех пор, пока определяющим фактором для большинства предприятий и отдельных пользователей в нашем регионе будет цена, а не качество (цветовой охват, устойчивость отпечатков к выцветанию и т.п.), "совместимые" чернила будут пользоваться спросом, равно как и низкокачественная бумага. Кудесники-умельцы (да и сами пользователи) все так же будут шаманить с чипами и шприцами для того, чтобы сэкономить существенную (очевидно) для их бюджета разницу между оригинальным и неоригинальным расходником. Боюсь, информирование масс тут не поможет — поможет лишь заметный рост реальных доходов и осознание того факта, что итоговое качество нередко бывает дороже затраченных на его достижение денег. Да, дома можно напечатать несерьезную фотографию на дешевых расходниках или монстрячить книги на лазернике до полной мучительной смерти барабана. Но когда в серьезном офисе или на выставочном стенде обнаруживаются прайсы/раздаточные материалы с ужасными цветами, белыми полосами и прочими результатами безрассудной экономии, впечатление портится всерьез и надолго.
К чести НР, компания заботится о кошельке своих пользователей, избегая демпинга и не экономя на качестве. Примером тому — экономичные упаковки расходников с двумя картриджами (по цене выходящие на 20% дешевле двух отдельных картриджей), совмещенные наборы картриджей и фотобумаги, а кроме того — эффективные методы экономии чернил в принтерах (максимальный объем чернил расходуется на печать, а не на сервисные нужды). Согласно исследованиям SpencerLab (www.spencerlab.com), при печати с остановками МФУ НР Photosmart C3180 и C4180 оказываются в 2-4 раза экономичнее коллег-конкурентов Canon Pixma MP170, Epson Stylus CX4800, Epson Stylus DX3850 и Epson Stylus DX4850. При безостановочной печати ("500-или- сколько-там-получится-страниц-за-раз") отрыв, естественно, заметно сокращается, но НР все равно оказывается на 10-20% экономичнее. Выводы и выбор принтера для своего дома каждый пусть делает сам — информация об основных достижениях НР в этой области у вас уже имеется.
Струйная бизнес-печать
Пусть даже цветные "лазеры" дешевеют и демонстрируют все более высокое качество печати, струйную печать в офисах (тем более там, где в документах должно быть много цвета) хоронить еще очень рано. Постоянное развитие и пополнение новыми моделями серии HP Officejet [Pro] — прекрасное тому подтверждение.
К сожалению, о многих представленных новинках рассказывать еще рано, а о некоторых других (вроде ColorLok-бумаги) вы читали чуть выше, поэтому приведу лишь итоговое качественное сравнение одного из аппаратов HP Officejet Pro (К550 стоимостью ниже 200 у.е.) с каким-нибудь недорогим же цветным лазерником HP Color LaserJet (до 500 у.е.) — по скорости (до 10 стр. в цвете и до 12 "моно" с лазерным качеством), стоимости владения, качеству цветной печати и начальным затратам струйная печать в лице Officejet [Pro], безусловно, выигрывает. Так что при выборе печатающего устройства в офис/домашний офис всерьез задумайтесь: вам важнее "шашечки" (осознание собственной значимости от владения цветным лазерником) или "ехать" (быстрая, качественная и недорогая печать;))?
Решения для профессиональных фотографов и репродукции произведений искусства
Нынешние НР Labs запомнились настойчивым акцентированием внимания на применении технологий печати для создания репродукций произведений искусства, печати фотографий для галерей и выполнения других профессиональных фотозадач. Если еще каких-нибудь пять лет назад в ответ на фразу "я сейчас вам репродукцию картины с помощью "струйника" и цифрового фотоаппарата за часок организую, да так, что вы их даже вблизи не различите!" вам бы просто рассмеялись в лицо, то сегодня, скорее всего, ответят что-то вроде: "вблизи, пожалуй, различу". По крайней мере, участники данной сессии HP Labs 06 уж точно среагируют каким-то подобным образом;). Помимо знакомства с впечатляющими возможностями новой техники НР (изображение можно отличить от оригинала буквально только по рельефу масляной краски на холсте), все слушатели данной сессии на собственном опыте убедились в том, насколько просто и быстро методики HP позволяют воспроизвести произведение искусства в потрясающем качестве. Хотя врать не буду, заслуга в этом — не только компании: каркасы, бесцветную мастику (для создания иллюзии объема) и другую сопутствующую технику НР не производит;). Но насчет скорости и качества вывода — истинная правда. Все, кто увез домой эффектные картины, это с удовольствием подтвердят.
Процесс создания репродукции состоит из нескольких важных стадий. Здесь я сделаю упор на печатную и постпечатную обработку, а детально процесс получения реалистичного изображения будет рассмотрен чуть позже — в рассказе про "Будущее". Итак, стадии:
. получение изображения — мощная фотокамера с "цифровым задником", разрешение — десятки мегапикселей;
. обработка изображения — исправление неровностей освещения, построение ICC-профиля фотоаппарата;
. печать — используется принтер НР DesignJet 5500 с системой чернил, стойких к воздействию УФ-излучения, или другие устройства НР, а также любой из огромного набора носителей-"холстов" для столь ответственных задач: атлас (400 г/м2), профессиональная матовая бумага (430 г/м2), потрясающе дорогая и высококачественная брэндовая HP Hahnemьhle либо другие решения на любой вкус, для любых потребностей и кошельков;
. ламинирование (жидкое) при помощи материалов компаний — партнеров НР;
. натягивание отпечатка на каркас;
. лакирование, добавление рельефа;
. установка картины в рамку.
Собственно, вот и все: быстрый и относительно недорогой клон картины готов. Без технологий НР было бы куда сложнее и дороже. Не верите? Проверьте сами;)!
Тестирование потребительских и профессиональных устройств фотопечати
Одна из самых интересных сессий прошлогодней "университетской" программы в 2006, к большому моему сожалению, превратилась во что-то невыразительное. Впрочем, по порядку. Сперва достаточно информативно и доходчиво было рассказано о стратегии движения компании во всех секторах термоструйной печати — наиболее кратко ее можно выразить словами: "быстрее, выше, сильнее". То есть "лучше, качественнее, удобнее", причем — в каждой сфере, и уж особенно — в профессиональной, где НР в последнее время действует исключительно активно. Достаточно интересно было ознакомиться с прогнозом, сколько фотографий и как будут печатать в регионе ЕМЕА в ближайшем будущем:
Представляя свои решения, и в частности, флагмана профессиональной фотопечати НР Photosmart Pro B9180, компания очень четко сегментирует потенциальных потребителей. Очевидно, что если большинство обычных пользователей будут вполне довольны принтерами серии HP Deskjet, то более продвинутые любители, хобби-фотографы предпочтут устройства семейства HP Photosmart (чернила Vivera на основе водорастворимого красителя), ну и, наконец, для профи — тех, кто зарабатывает фотосъемкой и фотопечатью деньги — HP приготовила Photosmart Pro (пигментные чернила Vivera). Главный представитель семейства — HP Photosmart Pro B9180 — уже получил несколько престижных наград от TIPA (Ассоциация технической фотопрессы) и DIMA (Ассоциация маркетинга цифровых изображений). Возможности "профессионала" действительно впечатляют: его отпечатки, сделанные восьмью пигментными чернилами HP Vivera, не выцветают 200 лет, не боятся воздействия влаги и при этом выглядят исключительно здорово. Можно печатать на носителях огромной плотности (включая "холсты"), при этом печатать быстро (10х15 — менее 10 сек, А3+ — менее полутора минут), печатать много (с одного набора картриджей — 840 отпечатков 10х15 см либо 90 плакатов А3+!), печатать удобно (собственная система цветокалибровки, специальный печатающий плагин для Adobe Photoshop, поддержка сетевой работы). Э-э-эх, если бы этот красавец стоил не €700, а картриджи к нему — не €32/штучка, какой бы прорыв был для массового рынка, а!!! Пока же, увы, B9180 — удел немногих профессионалов, которым можно яростно завидовать;). Тем не менее, "простые смертные", т.е. обыкновенные домашние пользователи и фотографы-любители, тоже обижены не будут: для них припасены Photosmart D7360 с сенсорным экраном (стоимость в Европе — €200, сколько будет стоить и появится ли в СНГ — неизвестно) и не менее интересные D5160 и D7160, МФУ C3180-С4180, а также целая плеяда новых портативных фотопринтеров А516-А717.
Сразу за достаточно непродолжительным по времени "стратегическим" вступлением выступил товарищ Генри Вильхельм (Henry Wilhelm) — глава и директор исследовательского направления компании Wilhelm Imaging Research. Данная компания расположена в Гриннеле, штат Айова, США, и занимается проведением тестов долговечности изображений на различных материалах. При этом используются собственные ноу-хау компании, наработанные за последние 25 лет. Кроме того, WIR производит исследования в области долгосрочного хранения фотоколлекций при низкой температуре, что является актуальным для музеев и архивов. В общем, ребята — солидные донельзя, и, честно говоря, от выступления Самого я ждал многого. Мол, сейчас, сейчас уже Он расскажет, как там они у себя в WIR'е тестируют выцветания (как сессия называется? вот-вот!), фишками любопытными поделится... Но, как это часто случается, с большими ожиданиями "обманулся": Генри сначала неспешно рассказал про то, какие они (WIR) молодцы и как здорово умеют тестировать. Заметил, что "на данный момент не существует ANSI- или ISO-стандартизованного метода тестирования, который бы мог ответить на вопрос, насколько долговечен тот или иной отпечаток". Пардон, но что мешает использовать ISO 18909?.. Я бы обязательно спросил это у мистера Вильхельма на презентации, если бы знал тогда о существовании данного стандарта (информацию о нем я раздобыл несколько позже, по приезду и "разбору" всех соответствующих материалов). Ну да ладно, я бы простил и несколько навязчивый самопиар, и недоговорки, расскажи Вильхельм интересно про собственные методики тестирования (даже без "углубления в подробности") — но нет, вместо этого он перешел к "фоторассказу" о недавней поездке в какой-то французский город, где была сделана первая цветная фотография. Просто невероятно интересно:-\!Хорошо хоть фоторепортажа про перелет из Америки не было... Вслед за "поисками святого Грааля в картинках" (город и место, откуда делали первое цветное фото, кстати, нашли) пошли немного уже набившие оскомину слова о том, что-де "неоригинальные картриджи не обеспечивают должной долговечности фотографий".
Так что если вы вдруг будете печатать фотографии неоригинальными расходниками и поставите их в рамку за стеклом — знайте, что через полгода-год отпечатки (о, ужас!) начнут… да-да, выцветать! А если хранить фотографии не за стеклом, то, соответственно, и выцветать они будут значительно медленнее... Но все равно, я думаю, вы уже успели крепко усвоить, что неоригинальные расходники (для производителей оригинальных, конечно) — мировое зло N1;). А если серьезно, то еще чуть-чуть, и беседы об ужасных "неродных" расходных материалах возымеют обратное действие: все из любопытства бросятся смотреть, что там за ужасные продукты такие, да многие на них и останутся... Шутка ли: наполовину, а то и вдвое, дешевле картриджи, а чернила — вообще бесплатные, по сути… Но я, пожалуй, увлекся и ушел в сторону — "прошу пардону". Итог: на неоригинальных расходниках отпечатки получаются совсем не стойкими к выцветанию (несколько лет), а часть презентации, проводимая Г. Вильхельмом, моих ожиданий не оправдала. После выступления главы WIR наступил небольшой перерыв, по истечении которого участники разбились на три группы и разошлись по подсекциям. Первую подсекцию вел Карл де Кайзер (Carl de Keyzer) — крутой фотограф, член еще более крутого агентства Magnum Photos и большой друг НР. По договору с ней Карл весной выбирался в Индию на "фестиваль цветов", где и сделал для компании много отличных фотоснимков. Всем "студиозусам" университета HP нынешнего года подарили красивую книгу с его фотографиями, ну, а в помещении, где проходила секция, развесили огромные (на А3) фотоплакаты. Что тут говорить — снимает Карл действительно здорово, не даром ведь "Magnum Photographer"… Несмотря на то, что в беседе с фотографом лично я узнал много нового про жизнь профессионала-фотофрилансера, о его недавнем полном переходе на "цифру" и многом другом, думаю, cейчас говорить об этом не стоит — все-таки, не по теме это. На вопросы о роли техники НР в его работе, а также самой компании Кайзер отвечал уклончиво. Примерно так: "Да, классная компания. Да, принтер В9180 — вон он стоит, кстати — классный принтер". Собственно, об этом я прекрасно догадывался и без него;).
Вторая подсекция была посвящена HP Photosmart Pro B9180 — а вернее, его сравнению с основным конкурентом — принтером Epson R2400. Подтверждаю: в проведенном НР тесте (дефолтные настройки, печать из Photoshop на PC и Mac) соперник сильно проиграл по скорости на А3-отпечатке. Сильно — это где-то на 50%. Да и по дизайну B9180 мне больше понравился;). Кроме того, если верить приведенным HP фактам (не вижу причин им не верить), B9180 дешевле, обладает встроенной системой калибровки, за счет специальной серой чернильницы гарантирует более нейтральную передачу серых оттенков, имеет мощный плагин для печати из Photoshop, а также экономичнее в эксплуатации и обслуживании. Вот такой приятный во всех отношениях у HP получился профессиональный принтер — и, судя, по горящим глазам Ранжи Бшаскара (Ranjit Bhaskar), демонстрировавшего участникам все прелести B9180, компания и сотрудники это прекрасно понимают. Теперь, надеюсь, не только они.
В третьей подсекции самым интересным моментом стало тестирование скорости D7360 — при печати из Photoshop в быстром режиме принтер действительно "выплюнул" готовую фотографию вполне себе удобоваримого качества за 14 с небольшим секунд. Не заявленные 12, конечно, но все равно очень эффектно. Остальная часть времени была посвящена весьма разнообразным (по изощренности;)) водным процедурам с фотографиями HP на бумаге HP Advanced Photo Paper — обновленная ее версия, а уж особенно при печати пигментными чернилами HP Vivera, практически полностью индифферентна ко всякому воздействию влаги (воды). Так что и миниатюрный водопад, и стакан с водой, и даже расстреливание из водяного пистолета отпечаткам были вообще ни по чем.
Что в итоге? Сессия стала куда менее технической и куда более "демагогичной", нежели в прошлом году — сия неприятная тенденция, конечно, настораживает… Впрочем, к представленной технике (D7360 и B9180) и новой суперводостойкой (и, кстати, устойчивой к выцветанию!) фотобумаге претензий нет никаких: продукты просто замечательные!
Будущее
На секцию "Будущее" участники приходили, сгорая от желания узнать подробности о "метках памяти", технологии Memory Spot — ею организаторы заинтриговали многих еще на вступительной сессии. Однако Memory Spot оставили "на сладкое", поведав сперва про особенности репродукции произведений искусства, а также производства больших, гибких и дешевых электронных схем. Стоит отметить, что Лабораториям НР (HP Labs), где были разработаны не только вышеупомянутые технологии, но и десятки не менее значимых других, в 2006 году исполняется 40 лет. Массивный научно- исследовательский комплекс, на данный момент состоящий из пяти отделений (Бристоль (Великобритания), Бангалор (Индия), Хайфа (Израиль), Токио (Япония), Пекин (Китай)) и штаб-квартиры в Пало-Альто, штат Калифорния (США), дал жизнь множеству ключевых технологий, применяющихся во множестве областей ИТ-сферы. Полагаю, к сорокалетнему юбилею и важнейшим открытиям НР Labs мы еще вернемся на страницах КГ. А теперь — вперед, в будущее! Про методику репродукции разнообразных произведений искусства уже шел разговор ранее (см. описание сессии "Решения для профессиональных фотографов и репродукции произведений искусства"), поэтому остановлюсь лишь на некоторых важных эпизодах, которые не были оглашены ранее. Перед тем, как выводить изображение на печать, необходимо собственно получить максимально качественную и достоверную его копию (цифровую). Сделать это по ряду причин очень трудно: настройки камеры, компьютера, освещения и т.п. сильно влияют на качество передачи цветов оригинала. Ранее использовавшиеся методы калибровки камеры (HP предлагает Sinar 4x5 с цифровым задником Betterlight) по бумажным калибровочным таблицам вносили заметную погрешность из-за особенностей взаимодействия освещения с бумагой. Теперь же благодаря излучающему калибровочному устройству подобные проблемы останутся в прошлом: 15 "цветных" и 5 "серых" прецизионных светодиодов позволят калибровать камеру со значительно большей точностью, чем прежде.
Рассмотрим составные части процедуры. Первый этап — установка света (единственное требование — чтобы не было грубых теней) и монтаж камеры. На это уйдет не более 5 минут. Затем — съемка самой картины и белого листа бумаги в таких же условиях освещения (эти данные после будут использованы для неравномерностей освещения). Третьим этапом идет построение ICC-профиля по картине (на демонстрации НР пользовались спектрофотометром Gretag Eye-one), вслед за этим — передача полученных материалов (калибровочные данные, снимок картины и белого эталона) в специализированное ПО HP Artist. На выходе получается обработанное изображение и его ICC-профиль, которые далее печатаются на принтере (использовался широкоформатный HP Designjet 5500) с учетом его ICC-профиля. Результат — отличного качества репродукция получена за минимальное время. Участники секции (и я в их числе) наблюдали весь цикл съемки и печати изображения практически в реальном времени, и это заняло 10-15 минут — скоростью и простотой процесса (а также качеством результата) были впечатлены, казалось, все без исключения.
Во втором программном докладе секции, посвященном крупноформатной недорогой и гибкой электронике (LIFE = Large-area Inexpensive Flexible Electronics), рассказывалось об успехах ученых НР на поприще создания гибких и недорогих электронных схем. Благодаря роликовому процессу нанесения элементов на подложку (полимерная сетка), а также самовыравниванию "отпечатанных" посредством применения литографической маски слоев гарантируется высокая точность (достигнутое разрешение нанесения элементов — 40 нм) и дешевизна производства. Где применима технология? В целом ряде областей включая дисплейные и сенсорные технологии, создание материалов и экранов как для гражданского, так и для военного применения. Трудно сказать, насколько далека эта технология от коммерческого применения в данный момент, но уже имеются вполне успешные прототипы.
Заключительная часть сессии была, естественно, всецело посвящена Memory Spot — интересной и перспективной технологии "цифровых меток", или "точек памяти", которые, по мнению HP, призваны еще более сблизить цифровой и реальный миры. Грубо говоря, чип Memory Spot (далее — MS-чип) — аналог радиочастотной метки (RFID), только меньше, лучше, быстрее, и работает на исключительно малых дистанциях. Традиционная RFID-метка — это пассивное радиотехническое устройство, получающее энергию от магнитного поля считывателя и работающее, как правило, на несущих частотах 135 КГц либо 13,56 МГц. Оно обладает небольшим объемом памяти — примерно до 256 Кб, требует (в основном) отдельную миниатюрную антенну (вне чипа) и может отвечать на запросы считывателя с расстояния от нескольких сантиметров до нескольких метров. За счет массовости производства RFID-метки сейчас сравнительно дешевы, обладают небольшим размером и пользуются огромной популярностью в мире. Ими оснащаются дорогие товары в супермаркетах (для предотвращения хищений), устройства на базе RFID применяются в здравоохранении, логистике, производстве и многих других отраслях. Но при этом скорость передачи данных и емкость памяти традиционных RFID-чипов довольно малы, а за счет внешней антенны (у большинства вариантов) габариты оказываются слишком велики…
Memory Spot развивает идеи RFID-чипов, только в несколько ином направлении: инженеры НР создали чип, работающий на минимальном расстоянии (до см; для обычного же RFID бОльшая дальность действия является как плюсом, так и существенным минусом), использующий встроенную антенну, внутреннюю память большой емкости (несколько мегабит), экономичный и недорогой (ориентировочно 5-10 центов). Кроме того, чип получился достаточно стойким к внешним воздействиям (сотрудники НР говорили, что он выдерживал даже кипячение в чернилах) и вполне технологичным (180 нм техпроцесс).
Табл. 4. Сравнение характеристик обычных RFID-меток и Memory Spot
Параметр | Memory Spot | RFID |
Рабочая частота | 2,45 ГГц | 13,56 МГц + диапазоны ISM |
Скорость обмена данными | 10 Мбит/с | десятки-сотни Кбит/с |
Объем памяти | мегабиты (0,256 — 4 Мбит в нынешних рабочих прототипах) | несколько килобит |
Тип памяти | перезаписываемая | работает только на чтение (для большинства чипов) |
Дальность действия | контактная | короткодействующие < 1 см дальнодействующие 1 см — 5 м |
Антенна | встроенная | в основном, внешняя |
Размеры | 1,4x1,4 мм | ~5 см x ~8 см вместе с антенной |
Батарея | нет (индуктивная) | чаще всего нет |
Встраиваемость | есть (на бумагу, пластик…) | может размещаться между слоями покрытия |
Пока считывание/запись осуществляется лишь при помощи специального проводного устройства (очень напоминает по размерам маркер с "петелькой" на конце), но в дальнейшем планируется создать беспроводные варианты, работающие по Bluetooth, а также интегрированные в различные устройства считыватели (КПК, мобильный телефон, принтер и т.д.). Для дополнительной защиты от несанкционированного считывания/записи в составе чипа имеется криптоблок, работающий по алгоритму SHA-1.
В ходе практической части секции сотрудники НР продемонстрировали процесс чтения и записи с/на MS-чипы: например, можно было сделать фотографию ноутбучной веб-камерой и распечатать ее на отдельном принтере, обладающем поддержкой Memory Spot. Карточка с MS-чипом в этом случае использовалась как миниатюрный "умный" носитель информации.
Область применения MC-чипов чрезвычайно широка: например, ими можно снабжать товары в магазине — представьте: подносите вы портативный считыватель (например, в телефоне или КПК) к MC-чипу, наклеенному на запечатанном аудиодиске, и получаете возможность прослушать один или несколько треков с этого альбома в демо-качестве. На прикрепленных к документам МС-чипах можно хранить электронную версию самого документа (например, чтобы его не приходилось лишний раз сканировать при тиражировании) или какую-нибудь цифровую подпись. На лекарствах — информацию (звуковую, например) о дозировке и сроке годности, на браслете пациентов — полноценную и самую "свежую" историю болезни, а в книге/журнале МС- чип может содержать дополнительную видео- либо звуковую информацию… Если включить воображение, вариантов в голову сразу лезет огромное количество. Теперь дело за малым — пустить чип в коммерческое плавание, а в идеале — сделать открытым стандартом. Судя по законченности тех образцов, которые были показаны, ждать перехода к массовому производству осталось недолго — а значит, скоро реальный и цифровой миры станут еще чуточку ближе.
Компьютер снова становится персональным
В рамках данной сессии повествование шло про настольные ПК и ноутбуки НР. Так как настольные ПК НР к нам не поставляются, а о каждом из ноутбуков НР можно писать отдельный материал, постараюсь рассказать о ней кратко и по делу.
Первая часть сессии посвящалась настольным ПК НР. Новая модная фишка для них (сильно повлиявшая на заглавие сессии) — т.н. "скины", или цветастые наклейки, позволяющие эффектно персонализировать мониторы, корпуса и ноутбуки. Смотрятся здорово, но и денег стоят — в районе 60 "условных" придется отдать за наклейку для корпуса, и еще 20 — за ободок для монитора. Из "внутренних нововведений", если присмотреться к характеристикам медиацентров HP Pavilion, можно заметить, что они теперь обзавелись полной поддержкой будоражащей сердца и умы Windows Vista и заполучили мощные ТВ-тюнеры, умеющие принимать как аналоговое, так и цифровое телевидение.
Что касается ноутбуков, то все новые модели построены на базе последних процессоров Intel Core Solo/Core Duo и AMD Turion 64 X2, обладают удивительно изящным, тонким дизайном, кажутся буквально "глянцевыми" и обещают "небывало удобный пользовательский экспириенс". Для этого в мультимедийных моделях (HP Pavilion dv2000) реализован набор эффектных технологий HP Imprint (среди прочего — подсветка различных индикаторов и разъема питания мягким светом, наличие сенсорных панелей, например, для управления громкостью) наряду с HP QuickPlay, позволяющей воспроизводить DVD и музыку, а также просматривать картинки без загрузки Windows. Кстати, для своих ноутбуков НР также предлагает специальные "персонализирующие" скины-наклейки — очень простой и удобный способ выделить свой ПК/лаптоп из множества остальных, особенно когда тренироваться с баллончиком/кистями на корпусе желания нет.
Принтеры под угрозой
Что вы, что вы, ни о каком мировом заговоре многофункциональников против принтеров речи не идет;)! Несмотря на громкое название, сессия посвящалась проблемам защиты документов, кочующим по сети от компьютеров к принтерам. При помощи бесплатных утилит, если администраторы не принимают должных мер, можно без особых проблем перехватывать все печатаемые на "общих" печатающих устройствах документы. К тому же, часто есть проблемы с физическим разграничением доступа к принтерам и МФУ. И эти проблемы становятся все острее с ростом числа мощных сетевых принтеров в организациях — именно поэтому НР предлагает комплекс программных (в первую очередь, утилиту управления HP Web Jetadmin) и аппаратных средств, реализованных в новейших печатающих устройствах корпоративного уровня. При этом администраторам сетей не следует забывать про разграничение доступа к принтерам, использование защищенных протоколов обмена данными и своевременное обновление внутреннего ПО (firmware) техники, имеющейся в их ведении. Вслед за разговором и практическими занятиями по перехвату и защите печатаемых документов докладчики перешли к представлению новейших, еще не анонсированных, моделей многофункциональной лазерной техники НР.
Лазерная печать: инновации продолжаются
Несмотря на одного из самых колоритных докладчиков (НР, премируйте по возможности Бретта Смита (Brett Smith) — менеджера технической программы по расходным материалам для лазерной техники!;)), в этом году на Laserjet Printing было скучновато: вроде и картриджи разобрали, и вновь воочию убеждались в превосходстве оригинальных расходников НР над неоригинальными, и даже вкусными конфетами угощались, и забавные конкурсы присутствовали, ан нет — все равно впечатление почему-то осталось смазанным… Если прошлогодняя сессия была более продуктовоориентированной и в деталях интересно рассказывала про новый тонер ColorSphere, то в 2006 акцент был сделан на "постоянство". Постоянство качества, постоянство цвета, постоянство объемов печати с картриджа и так далее… Говорилось о постоянстве примерно в таком контексте: каждый оригинальный картридж НР — сложная система с идеально подобранным набором технологий. Тонер, бумага, принтеры, — все они созданы для оптимального взаимодействия друг с другом. Неоригинальные расходники — это как ящик Пандоры. Могут работать хорошо, но недолго; могут сразу сдохнуть; могут работать долго и хорошо, но лишь в одном случае из пяти, и т.д. Если вам требуется постоянство в качестве печати, долговечности и надежности, то ваш выбор — оригинальные расходники НР. Что ж, стабильность, безусловно, признак класса, и класс НР неоспорим. Однако в наших краях любителей экспериментировать с качеством ради экономии средств — огромное количество, и, увы, даже очень доходчивыми демонстрациями их не пронять. Все так же будут засыпать тонер, использовать восстановленные расходники, все так же "выпечатывать" картридж до полного его истирания в труху и т.п.
Если постоянство качества из доклада Бретта Смита обладает той или иной значимостью, то значимость постоянства цвета, о которой говорил Дэйв Фуджи (Dave Fujii), на мой взгляд, явно притянута за уши. Да, на разных экземплярах картриджей НР одной модели цвет будет совершенно одинаков, в отличие от сами-понимаете-каких-картриджей. Да, принтеры НР одной линейки воспроизводят цвета в целом очень близко друг к другу, а если есть отклонения, то они неплохо выправляются профилями ("Цвет, как на CLJ 4650"). Но вопрос: кому это нужно? Только без случаев "сферических коней в вакууме", а в реальной жизни? Затрудняетесь ответить? Я тоже. Сотрудники НР что-то говорили о "требованиях преемственности", т.е., например, если в некоей конторе поставили новый цветной лазер, то он должен печатать цвет очень похоже на старый. Мне думается, что в тех областях, где требуется точное совпадение цветов, лазерные принтеры либо не используют вовсе, либо используют куда более дорогие и навороченные cпециализированные устройства за многие тысячи и десятки тысяч у.е. А на предприятиях легкую разницу в цвете логотипа от смены принтера никто даже не заметит.
В заключительной, практической, части, опять были разговоры об удобстве управления цветом в новых мощных цветных принтерах — НР позволяет очень гибко настраивать доступность цветной печати в зависимости от пользователя, приложения и других параметров, а также легко отслеживать объемы печати. Снова вспоминали про HP Web Jetadmin — крайне удобный инструмент управления множеством принтеров по сети, а заодно проверили в деле первые версии универсального принтерного драйвера для Laserjet-устройств. Представили новый UPF (Universal Print Driver) — универсальный драйвер печати. Про него можно говорить долго, поэтому упомяну лишь главное — по крайней мере, в удобстве пользования это явный прорыв. По функциональности и гибкости, думаю, тоже. Как вы поняли по скептическому (в целом) тону, сессия лично для меня оказалась не слишком интересной. Такое впечатление, что инновации в лазерной печати продолжаются, но двигаются не совсем туда ("постоянство цвета"), куда хотелось бы (цены, качество, "прорывные" технологии) — надеюсь, грядущий год принесет данной области множество количественных и качественных положительных сдвигов, и "лазерщики" из НР так же здорово расскажут про них, как делали это в прошлом, 2005, году.
Finita la Labs
Вот и подошел к концу монструозный "отчетный материал". Намного раньше, 30 июня, закрыл свои двери "университет" HP Lab University 2006 — одно из самых ярких и насыщенных информативных мероприятий в нашем регионе. Надеюсь, было не скучно. Детальные рассказы об отдельных продуктах и технологиях НР еще не раз появятся на страницах КГ (в том числе и в самое ближайшее время), но очередного "информационного взрыва" явно придется ждать год. Думаю, это того стоит!
Николай "Nickky" Щетько, me@nickky.com Минск-Париж-Минск
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2006 год в рубрике hard