HP Lab University 2006: технологии и продукты НР — сегодня, завтра, послезавтра
Принтеры, сканеры, плоттеры, фотоаппараты, персональные компьютеры, ноутбуки, PDA, системы хранения данных, сетевое оборудование — что объединяет все это? Правильно, известнейший брэнд HP. А что объединяет такие географические локации, как Бергамо, Барселона, Канны, Кипр, Фаро, Довиль, Кос, Тенерифе и Париж? Да-да, вы абсолютно правы, когда переводите взгляд на заголовок — в каждом из этих мест проходила специализированная ежегодная (с 1998 года) международная пресс-конференция HP Lab University. В "университете" HP не надо сдавать экзамены, и дипломов он не сулит. Зато по завершении занятий очень хочется выдать диплом самой компании-организатору — за вклад в IT-просвещение пишущей братии всего большого региона EMEA;).
Каждый год примерно в конце июня НР собирает сотни участников (среди которых — журналисты, редакторы, IT-аналитики и независимые эксперты) в каком-нибудь необычном уголке Европы. Со стороны компании-гиганта туда же отряжаются инженеры, специалисты и, разумеется, сотни единиц высококлассной техники HP всех видов. Результат встречи — интереснейшие лекции и "лабораторные работы", беседы в кулуарах на волнующие темы (а обозревателю аппаратуры всегда найдется, о чем пообщаться с ее создателем, будьте уверены), море новых знаний и впечатлений (как это любят называть организаторы, "hand-on experience";)).
Вот уж действительно, чего-чего, а информации о продукции компании, тенденциях развития и технологиях завтрашнего дня с HP Lab University выносится просто неимоверное количество. Ее хватает почти на год, аккурат до следующих HP Labs — так сокращенно, но не совсем корректно (лаборатории НР, которым, кстати, в этом году исполняется 40 лет — это совсем другое), называют мероприятие многие участники. В прошлом году на Тенерифе аудитория была по-хорошему шокирована технологией SPT (Scalable Printing Technology), ставшей, по сути, лейтмотивом Labs'05. HP Lab University 2006 не стал будоражить слабую журналистскую психику новыми революциями в области печати (и правда, не каждый же год SPT представлять!), да и продуктов демонстрировалось субъективно поменьше чем в прошлогоднем "университете" — возможно, бросилось в глаза отсутствие линейки КПК. Тем не менее, каждая из 11 разноплановых сессий подарила свой кусочек мозаики "Продукты и технологии НР 2006-07", которые впоследствии нашли свое место в одной целостной и яркой картине. К тому же, НР не была бы сама собой, если бы не приготовила для журналистов с аналитиками пару-тройку интереснейших новинок — иначе зачем было бы приглашать такое количество людей в…
Парижский Диснейленд
Да, именно здесь, в огромном развлекательном комплексе под Парижем (35 км), отгремел HP Labs University 2006: Test Leading Technology. Натестировались и наизучались — вдоволь, но прежде, чем переходить к серьезным беседам по итогам каждой из сессий, позволю себе чуть-чуть "несерьезностей", в частности — о Диснейленде. Как показывает практика, "лирика" (сопутствующие впечатления) аудиторией воспринимается с не меньшим интересом, чем "физика" (рассказ непосредственно о мероприятии;)). Лишь поначалу территория "отдыхательно-развлекательного" комплекса Disneyland Resort кажется удивительно огромной — вскоре это впечатление исчезает, и оказывается, что до "страшно далекого" отеля на деле лишь 10 минут пешком. К слову, отелей в Диснейленде как минимум семь; при этом любопытно, что по "звездности" они не поднимаются выше 4* (тем не менее, это честные, "европейские", звезды) — сказываются, похоже, ограниченность территории, отсутствие десятка бассейнов и тому подобной роскошной белиберды. Кроме отелей, в Диснейленде имеются два парка (собственно парк Диснейленд и парк студии Уолта Диснея), "деревня Диснея" (бары, сувенирные магазинчики, дискотеки…), станция местного гибрида электрички с метрополитеном, а также небольшой водоем, поля для гольфа, теннисные корты и даже детская футбольная школа.
В "деревне Диснея" — основном (и бесплатном!) тусовочном пространстве обитателей "диснеевских" отелей — можно обнаружить с десяток закусочных (включая, разумеется, МакДональдс;), IMAX-кинотеатр, зал игровых автоматов и несколько сувенирных лавок. Выбор там огромный, но все либо баснословно дорогое, либо ужасающе китайское. А что не китайское и более-менее качественное, то — супердорогое;). Сюда наверняка противопоказано заходить с детьми (особенно если вы не планируете оставлять сотню-другую евро): забавные игрушки с любимыми героями "пробирают" даже взрослых, а уж о детях, особенно младшего школьного возраста, и говорить нечего. Ресторанчики в "деревне" тоже достаточно дорогие (сложилось впечатление, что в Париже и окрестностях дешевого нет вообще ничего;), особенно по части напитков и алкоголя. Кухня практически везде — стандартная европейская. Зеленые зоны радуют ухоженностью и пестротой, а также, что плохо вяжется с откровенной нехваткой "мусорок", чистотой. По территории местного "деревенского" водоема нагло курсируют утки различного калибра и здоровенные "рыбки" размером в полруки. Также имеется прогулочный воздушный шар ("на веревке"), множество мелких завлекалок для детей (вроде батута) и диснеевские герои во всех ипостасях: на шариках, сувенирах, плакатах и даже живьем. Конечно, бурю восторга при виде актеров выражают в основном дети, но даже вполне взрослые (на вид;)) и респектабельные участники HP Labs во время ужина в Walt Disney Studios буквально выстраивались в очередь, чтобы сфотографироваться с Чипом'n'Дейлом или Микки;). Сама "студия Диснея" объединяет парочку традиционных магазинчиков, несколько крупных "голливудских" павильонов, аттракционы и кинозалы. Последние действительно поражают: впечатления от короткой киноленты "Магия кино" в специально оборудованном диснеевском кинотеатре останутся надолго! Протестированный участниками HP Labs аттракцион, Rock'n'RollerCoaster (под патронажем Aerosmith), тоже оказался весьма бодрящим: до сих пор удивляюсь, как за время крышесносящих виражей на порядочной скорости у меня из кармана не вывалился мобильный;). Кстати, среди делегатов нынешнего университета встречались действительно железные люди: несмотря на то, что большинству "хватило" одного раза на аэросмитовских рок- горках, киевский коллега "покорил" аттракцион три раза (умудрившись даже заснять отрывки видео!), а Мартин Гросс из HP Boeblingen — десять раз, причем — после ужина!!! В общем, если НР когда-нибудь решит запускать собственную космическую орбитальную станцию, я уже знаю, кого надо включать в экипаж;). В целом впечатления Диснейленд (хотя до аттракционов в главном Disneyland Park лично у меня добраться и не получилось) оставил самые приятные. Возможно, за океаном оно действительно лучше/круче/больше, но как относительно близкое место приятного семейного отдыха парк старика Диснея под Парижем остается практически вне конкуренции. Особенно понравится в этом месте детям — а что родителям может быть милее своего счастливого чада?!
Несмотря на плотный график занятий в "университете", удалось даже выкроить несколько часов на короткую вылазку в Париж (из Диснейленда до центра 40 минут на "метроэлектричке"). В Париже красиво, как-то по особенному уютно и, опять-таки, очень дорого;). Зато спускаться с Эйфелевой башни не хочется просто до ужаса, Нотр-Дам поражает размахом, а метро убивает своей запутанностью. О Париже можно говорить еще дольше и больше, чем о Диснейленде, поэтому самое время нажать на внутренний тормоз и перейти от "лирики" к "физике". Самое, так сказать, время.
HP Labs 2006, на старт!
Театр начинается с вешалки, а официальная часть HP Lab University — со вступительной пленарной сессии "обо всем". Это значит, что участники — в основном, журналисты и аналитики — собираются в большом конференц-зале и слушают дискуссию ведущего (в его роли уже который год выступает доктор Дэвид Булл — директор агентства IncrediBull Ideas — фактического организатора мероприятия) с высокопоставленными сотрудниками НР на ту или иную тему. Также "на старте" обычно устраивается заочная "экскурсия" по тематическим сессиям, даются необходимые "установки" и выстраивается генеральная линия мероприятия в целом.
Как уже упоминалось выше, нынешние "лаборатории" (или "университеты" — кому как ближе;)) проходили с подзаголовком Test Leading Technology. На эту же тему и общались высокопоставленные участники первой "внепрограммной" сессии: Филипп Дарнелл (Philip Darnell), вице-президент и генеральный менеджер группы печати и обработки изображений (IPG) HP, Глен Хопкинс (Glen Hopkins), вице-президент и генеральный менеджер по НИОКР струйных печатающих картриджей группы платформ печати и технологий HP, а также Генри Вильхельм (Henry Wilhelm), глава и директор исследовательского направления компании Wilhelm Imaging Research. HP достаточно плотно сотрудничала с WIR, заказывая у последних независимую экспертизу по стойкости отпечатков к выцветанию (и, вероятно, другим воздействиям) — согласно результатам исследований, о чем некоторое время назад громко трубили в прессе, отпечатки, выполненные с использованием оригинальных расходных материалов (чернила HP Vivera) на бумаге HP Premium Plus Photo Paper, устойчивы к выцветанию при хранении за стеклом на протяжении более чем ста (а то и двухсот) лет! Сложно сказать, станут ли "простые смертные пользователи" держать одну и ту же бумажную фотографию за стеклом на протяжении нескольких поколений (да и насчет галерей нет большой уверенности), но цифры, безусловно, впечатляют.
Так вот, эти трое славных джентльменов под изящным руководством доктора Булла, направлявшего беседу в нужное русло, обсуждали вопросы тестирования продукции НР. Думаю, ни для кого не секрет, что столь сложные высокотехнологичные продукты, как принтеры, фотокамеры и т.п. техника, до момента появления на прилавках проходят десятки и сотни различных проверок. Устойчивость к физическим повреждениям, удобство интерфейса, качество изготовления, беспроблемная работа встроенного ПО и многие иные аспекты, о которых пользователь даже не подозревает, становятся серьезным испытанием для новых моделей техники НР в тестовых лабораториях компании. НР прилагает максимум усилий для того, чтобы ее продукты были максимально качественными и радовали пользователя своей работой — впрочем, я думаю, это было ясно и без длинных тирад участников.
Изюминкой вступительной сессии стала презентация технологии Memory Spot — пожалуй, одной из наиболее интересных инноваций для стирания границ между реальным и цифровым мирами. С нескрываемым воодушевлением Хью Робсон (Huw Robson), глава лаборатории информационных технологий исследовательского центра HP Laboratories в британском Бристоле), сбросил черное покрывало с огромного демонстрационного щита, и взору заинтригованной публики предстала… маленькая золотистая точечка. Это и был чип "Memory Spot" — в дословном переводе "точка памяти" — плод многолетних усилий инженеров и конструкторов НР. Его удивительно малые размеры (2-4 мм2) позволят интегрировать чип в различные физические объекты и затем считывать размещенную информацию (объемом от 256 Кбит до 4 Мбит) посредством практически непосредственного его контакта (менее 1 см) со специальным считывателем. Физическая невозможность считывания/записи на расстоянии гарантирует безопасность технологии и в то же время открывает огромные перспективы практического применения "точек памяти".
Первая живая демонстрация технологии не заставила себя ждать: организаторы попросили аудиторию поискать "необычные предметы" под своими стульями, и вскоре три журналиста с конвертами-находками вышли на сцену. В конвертах оказались карточки с чипами Memory Spot. Хью проводит небольшим "маркероподобным" считывателем над первой карточкой с чипом — на экране появляется простенькая игра, записанная на чип Memory Spot. Содержимое второй карточки (и, соответственно, чипа) также не впечатляет, зато при считывании информации с третьей появляется огромное окно с фотографиями принтера и фотоаппарата — этот набор и получает в подарок один из вышедших на сцену счастливчиков, а внимание аудитории опять переходит к Хью Робсону и Дэвиду Буллу. Робсон интригует и зовет всех за подробностями на сессию Future, а Дэвид в заключительной части вступительной сессии обращает внимание аудитории на некоторые оргвопросы. Наконец загорается свет — старт дан, HP Lab University 2006 открыт! Участники спешат в холл конференц-части отеля, где их уже нетерпеливо ждет…
Экспозиция
Жизнь в Experience Area — выставочной зоне продуктов и технологий — затихала лишь поздним вечером, когда толпы снующих людей с горящими глазами, ноутбуками под мышкой и бэджами "HP Lab University" сменялись всего несколькими доброжелательными, но строгими охранниками. Повышенный интерес к экспозиции объяснить нетрудно: эффектная картинная галерея, удобное интернет-кафе и полноценное Wi-Fi-покрытие, оборудованные места для кофе- брейков и, конечно же, десятки и десятки продуктов НР. А самое важное (по меньшей мере, для меня) — то, что рядом с "продуктовыми" стендами всегда обретаются улыбчивые и общительные сотрудники компании. Причем, как правило, не работники отдела маркетинга, а рядовые (или, наоборот, "не рядовые";)) инженеры. Кругозор в технических вопросах у спецов гораздо шире, с ними можно без обиняков и "излишнего оптимизма" обсуждать как недостатки, так и достоинства тех или иных продуктов. Их, "как обычно на HP Labs", было предостаточно.
В первую очередь, хочется упомянуть цифровую фотокамеру HP Photosmart R927 (оптика НР Precision 3х7,8-22 мм, f2,8-5,0, 1/1,8" сенсор с 8,2 Мпикс, 3" ЖК-экран) — ее организаторы выдавали всем желающим на экспресс-тест. В R927 исключительно порадовал огромный качественный экран, традиционно мощнейшая многоязыковая (!) система помощи, набор технологий HP Real Life Technologies, а также приятные и полезные эффекты для творческих людей новой серии HP Design Gallery (подробности — ниже). В то же время нельзя не отметить, что качество съемки далеко от идеального: сенсор достаточно ощутимо "шумит" даже при небольших значениях ISO, имеются заметные хроматические аберрации и геометрические искажения при съемке, камера часто ошибается при автоматической установке баланса белого… Свою негативную лепту вносят и медленная фокусировка, и некоторые огрехи в управлении. Так, к примеру, для переключения режима вспышки вам необходимо будет нажать на кнопку выбора режима и затем курсорными клавишами выбрать нужный — на мой взгляд, для компактной камеры, зачастую управляемой одной рукой, куда удобнее было бы инициировать смену режима по кругу, просто повторным нажатием соответствующей кнопки… Есть свои шероховатости и с выбором закладок в меню, и в других, более мелких, моментах. На тему интерфейса я пообщался с одним из сотрудников НР — часть моих доводов он посчитал достаточно убедительными, сообщив, что эти предложения будут обсуждаться в процессе разработки новых продуктов. Хотелось бы — жалко, что впечатления от чрезвычайно мощной внутренней программной начинки камеры смазываются не самым лучшим интерфейсом. Теперь мини-резюме: HP Photosmart R927, отмеченный, кстати, наградой за инновационность DIMA 2006, за счет богатой встроенной справочной системы и интересных технологий HP (Real Life, Design Gallery) прекрасно подойдет начинающим и не желающим залезать в дебри фотографам, но более требовательных потребителей камера, скорее всего, разочарует "очень средним" качеством снимков.
Раз уж начали с цифровых фотокамер, то стоит окинуть взором все остальные (помимо R927) их модели, демонстрировавшиеся в Experience Area:
. Е427 и Е327 — шести- и пятимегапиксельная бюджетные камеры с цифровым зумом и сдвигающейся крышкой объектива. Минимум функций, скромные характеристики, низкая цена (ориентировочно 130-160 у.е.).
. М425 и М525 — недорогие изящные камеры с 1,7" и 2" ЖК-экранами, светочувствительным элементом размера 1/2,5" и разрешениями 5,25/6,3 Мпикс. В М525 цифровое увеличение 7х, в М425 — 6х. Оптический зум у обеих камер (объектив — НР Precision) трехкратный. Устройства
поддерживают функцию удаления "красных глаз" и ограниченный набор эффектов HP Design Gallery.
. R967 — компактный мощный 10-мегапиксельник на "своей" оптике, с большим экраном и функцией цифровой стабилизации изображения HP Steady photo (полномасштабного тестирования не проводил, но результаты кратких полевых испытаний меня воодушевили). Матрица — 1/1,8",
оптический зум — 3х, объектив — HP Precision f/2,8-f/5,0.
. R725, R727 и R827 — первые фотокамеры НР, использующие "спрятанный" в корпус камеры объектив (подобные решения ранее, и, субъективно, не очень удачно, демонстрировали другие фирмы — например, Konica Minolta в Minolta DiMAGE X или Sony в Sony Mavica). Для изменения направления света и перевода его в шахту объектива используется призма, да и в целом конструкция оптической системы по сравнению с "обычной" выдвижной схемой значительно усложнена — используется десять обычных и три асферических элемента. При этом страдает светосила (f/3,5–f/4,2), возникают дополнительные искажения и т.п. негативные эффекты. Но в то же время уменьшается "время готовности" объектива, снижаются габариты и вес устройства, улучшается прочность при падениях, устойчивость к водяным брызгам плюс появляется возможность разнести в корпусе светочувствительную матрицу и нагревающиеся детали (процессор), повышая тем самым качество изображения. К сожалению, опять-таки, познакомиться с новыми камерами пока удалось лишь "бегло" — впечатлений не много, но они в основном положительные: переход на другой объектив как минимум не ухудшил качества снимков. R725 и R727 обладают 1/2,5" матрицей (6,2 Мпикс), заметно отличаясь лишь размерами экрана (5,1 против 6,4 см соответственно). У R827 из тех же размеров сенсора (!!!) "выжимается" 7,2 Мпикс. Во всех трех камерах реализована полноценная поддержка функций HP Design Gallery и набора технологий HP Real Life [Technologies].
Обзоры фотоновинок (в первую очередь, с новым типом объектива), надеюсь, не замедлят появиться на страницах КГ. Что касается обновленной линейки в целом, то после знакомства впечатление остается позитивное. Интересно, что все новые камеры используют собственную оптику НР. Кстати, несмотря на массовость и эволюционность развития (там мегапиксель лишний, там — дополнительный дюйм экрана, там — технология новая), изменения не коснулись прошлогодней топовой камеры — звание "царя горы" сохраняет за собой R817/818, и преемников пока не видно.
Табл. 1. Новая система названий продуктов НР группы печати и обработки изображений
Кроме фототехники, разумеется, в экспозоне было представлено множество печатающих и многофункциональных продуктов НР, но, к сожалению, информация о многих из них пока не подлежит разглашению. Посему продолжим путешествие по выставке технологий с остановками у самых интересных (на мой взгляд) из уже появившихся в продаже продуктов. Например, бросается в глаза HP Photosmart D5160 (не пугайтесь новой системы обозначения — см. таблицу) — цветной фотопринтер с возможностью прямой печати на CD/DVD, чего достаточно долго ждали от НР энтузиасты. Данный принтер — первая и единственная модель с подобной возможностью в линейке НР на данный момент. Для тех, кто хочет печатать на дисках, но не планирует покупать D5160 (кстати, в этой модели не используется встроенная печатающая головка, выполненная по технологии SPT), НР приготовила особые глянцевые наклейки на диски. HP CD/DVD Tatoos удобно наклеиваются, не "растрепываются", а отличное изображение на них (смотрится действительно здорово!) нечувствительно как к влаге, так и к выцветанию! Ориентировочная цена, правда, составляет около $10 за 15 штук.
На новых "тату" (и не только на них!) можно печатать с огромной скоростью принтерами HP Photosmart D7160 и D7360 — оба используют несколько усовершенствованную систему SPT (встроенная печатающая головка), что может выдавать фотографии 10х15 со скоростью до 5 шт./мин. (12 секунд на одно фото!) Даже сильнее, чем производительность, впечатляет огромный (диагональ 86 мм!) сенсорный экран HP Photosmart D7360 — с ним управлять процессом печати просто потрясающе удобно! Однако, к моему большому сожалению, данные устройства в нашем регионе пока не появились, и неизвестно, появятся ли вообще…
Достаточно широко в экспозоне была представлена линейка новых компактных фотопринтеров — модели HP Photosmart A516, A612, A618, A717 и "мобильные фотостудии" HP Photosmart A436, A433. Грандиозных сдвигов в этой сфере не произошло: все так же используется единственный трехцветный картридж, все так же растут размеры встроенных экранов, все так же совершенствуется внутреннее ПО. В нынешней линейке из заметных нововведений стоит отметить, пожалуй, лишь встроенный Bluetooth-адаптер (A618) и жесткий диск на 4 Гб (А717). Нельзя, конечно, умолчать и про обновленный картридж — теперь используется трехцветный HP 110 на базе усовершенствованных водорастворимых чернил Vivera. Увеличенное до 600 число сопел в печатающей головке картриджа позволяет увеличить скорость вывода изображений (до 39 сек. на отпечаток размером 10х15 см), сделать отпечатанные на бумаге HP Advanced Photo Paper отпечатки влагоустойчивыми и улучшить стойкость к выцветанию — тесты еще идут, но уже известно, что в рамке под стеклом фотография "потускнеет" не ранее, чем через 50 лет. В общем, мобильные фотопринтеры постепенно эволюционируют в направлении "домашнего фотохранилища", и перспективы данного сегмента довольно интересны.
Яркое впечатление выставочной зоны — HP Photosmart Studio — полноценное решение для небольших печатных салонов, состоящее из набора печатающей и вычислительной техники НР, а также "лица студии" или пользовательского терминала — штуковины размером с игровой автомат с большим сенсорным экраном, тучей интерфейсов (CD/DVD, карты памяти всех форматов, USB/Pictbridge…). Заказ и перекачка фотографий в систему осуществляются за 5-15 минут, затем студия в полуавтоматическом режиме выполняет его в течение часа. Что именно понимается под "заказом"? Обычные отпечатки 10х15, фотоальбомы трех размеров (на 6-200 фотографий) различного стиля и оформления, всевозможные плакаты (коллаж/одно фото), запись фотоальбомов и видео на красиво оформленные CD, календари, разнообразные поздравительные открытки… Короче, рабочее место "за консолью" фотокиоска во время его работы освобождалось редко — неудивительно, ведь удобство и качество Photosmart Studio можно было опробовать совершенно бесплатно;). Основные материалы печатаются на мощном цветном лазерном принтере, плакаты выводятся на струйном широкоформатнике (если я правильно понял). Устоять перед соблазном опробовать сей диковинный агрегат в деле, как вы понимаете, было сложно;). Зато, как оказалось, очень легко заказать небольшую поздравительную открытку и получить ее практически моментально (но вот с альбомами или фотодисками надо было подождать полчасика-часик) Качество фотографий и возможности мне однозначно понравилось, а вот интерфейс управления, несмотря на общую наглядность и дружелюбность, понравился чуть меньше — есть не очень хорошо продуманные моменты (например, при выборе фотографий для буклета в фото-CD невозможно установить произвольный порядок их следования). Впрочем, все это мелочи. Я предрекаю НР Photosmart Studio радужное будущее в нашей стране, особенно если цена на услуги не окажется космической. Правда, общаться с девушкой-оператором какого-нибудь "обычного" фотолаба (или заказывать печать онлайн) куда приятнее, чем тыкать в экран "киоска" в общественном месте, но надеюсь, что девушки и HP Photosmart Studio сумеют прекрасно сосуществовать — пока вы заказываете фотографии, например, очаровательная сотрудница "студии" приносит вам чай/кофе, а по окончании работы — с улыбкой выдает заказ;). Тем не менее, появление подобных фотостудий в наших краях — дело будущего (возможно, даже неблизкого), а пока подобные устройства проходят "проверку боем" в американских розничных сетях.
Пожалуй, о выставке все. Можно было бы рассказать о чудесной галерее фотоснимков, отпечатанных на профессиональном фотопринтере HP Photosmart Pro B9180, о новых "персонализованных" ПК, обновленных комплектах расходников, воспроизвести интересную историю HP Labs с плакатов в фойе… Но, увы, регламент есть регламент — потому перехожу к впечатлениям по каждой из отдельных сессий, и, конечно же, не забуду про интересные продукты с технологиями, оставшиеся за кадром в этом разделе. Небольшая ремарка: к сожалению, люди пока не научились находиться в нескольких местах одновременно, и за время HP Labs 2006 мне удалось поучаствовать лишь в четырех сессиях (из одиннадцати). Однако благодаря "получасу открытых дверей", впечатлениям коллег, общению с прикрепленными к секциям сотрудникам НР и, разумеется, презентационным материалам, удалось создать более- менее целостное впечатление о каждом из "предметов" в HP Lab University 2006. Надеюсь, его получится донести и вам — поехали!
Аспекты создания и тестирования цифровых фотоаппаратов
Данная секция, пожалуй, стала самой насыщенной технической информацией на нынешних HP Labs — и это, безусловно, очень здорово. Если многие другие занятия оказались в итоге поверхностными с технической точки зрения (наверное, чтобы у "бедных журналистов" не перегревались мозги;)), то в "создании и тестировании ЦФК" доктор Кевин Матерсон (Kevin Matherson), специалист в области оптики подразделения HP Digital Image Capture, довольно детально и интересно рассказал о проблемах современной компактной цифровой фотографии. Ну, а за стенды с разобранными фотокамерами (как производства НР, так и других компаний) устроителям сессии отдельный "респект".
Современная компактная цифровая фотокамера (она же "цифрокомпакт", "ЦФК") состоит из следующих основных частей: объектива, оптического ФНЧ (фильтр нижних частот — для "обрезки" волн ИК-диапазона), ПЗС-сенсора (регистрирует попавший свет), системы обработки, дисплея и, конечно же, корпуса. Больше остальных элементов, пожалуй, важна оптика — она находится "на первом рубеже" регистрации изображения. Если "узкое место" ЦФК — в оптике, то никакие, даже сверхсовершенные, алгоритмы и ухищрения не позволят "вытянуть" картинку. Именно поэтому инженеры НР уделяют оптике особое внимание, тем более, что актуальных проблем с ней хватает:
. для все уменьшающихся по размеру камер нужна соответствующая оптика;
. в случае оптики "меньше" — значит, "дороже", но пользователи ждут снижения цены;
. при уменьшении размеров линзы необходимо, чтобы она оставалась телецентрической;
. уменьшение размеров объектива делает его более хрупким, а требуется максимальная ударопрочность;
. небольшие размеры оптики ограничивают "широкоугольность" объектива.
Объектив — удивительно сложная и технологичная часть фотоаппарата. Судите сами: в его состав входит от 6 до 12 прецизионных стеклянных или пластиковых элементов, 1-2 асферических элемента, 2 фрагмента кристаллического кварца, 50 (!!!) слоев тонкопленочного напыления, затвор с выдержкой до 1/1000 с (и менее), несколько моторов для движения частей линзы, сенсор температуры и многое, многое другое. Каждый объектив (LBA, Lens Block Assembly) включает в себя примерно 100 отдельных частей! При этом даже традиционная "выдвигающаяся" линза — достаточно сложный объект, а уж о скрытой в корпусе оптике (см. выше в блиц-обзоре R725, R727 и R827) и говорить нечего. Впрочем, НР считает, что удачно справилась с ее реализацией. Докладчик рассказал и о будущем оптики: например, о жидких линзах (их разработкой занимается Philips и Varioptics) и кодированной фронтом волны оптике (Wavefront-coded optics). Несмотря на значительный прогресс в этих направлениях, технологии еще очень далеки от коммерческого применения — например, для объективов на основе кодированной фронтом волны оптики пока недоступно оптическое увеличение изображения. Несколько слов сказал Матерсон и о технологии защиты от дрожания камеры (и, соответственно, от "смазывания" изображения на больших выдержках). Как правило, в дорогих полу- и полностью профессиональных фотокамерах для компенсации дрожания используется механическое перемещение элементов оптической системы (или ПЗС-матрицы), а НР использует программный метод — эффект смазывания подавляется за счет особой методики управления затвором, гораздо более сложной и многосторонней, нежели использование обычного приоритета выдержки. Детальное исследование технологии HP Steady photo произведем в рамках теста соответствующей техники.
На фоне пассажей о неимоверной сложности нынешних цифровых фотокамер (со всех точек зрения), несколько отчаянно прозвучал призыв докладчика: "Донесите до потребителя информацию о том, что важно не количество мегапикселей, а качество! Эта мегапиксельная гонка никому не нужна!!!" — на что кто-то из журналистов отреагировал: "Убедите в этом для начала хотя бы собственный отдел маркетинга — надпись с числом мегапикселей на ваших фотоаппаратах чуть ли не больше логотипа НР". Впрочем, всех можно понять: маркетингу нужны простые категории (цифры), а "гонку мегапикселей" остановить достаточно трудно, хотя, наверное, возможно. Спешу честно донести всем: люди, если вы не собираетесь печатать фотографии размером больше 10х15 см, то трех мегапикселей вам хватит с головой! Смысла гнаться за большим количеством точек, особенно в ущерб оптике, качеству снимков и цене, нету!!!
С чувством выполненного долга продолжаю рассказ о сессии;). Вслед за "тирадой о мегапикселях" Матерсон поведал об особенностях калибровки сенсора, технологии Continuous Focus (камера начинает "ловить фокус" еще до нажатия кнопки спуска пользователем) и, наконец, рассказал о конвейере обработки изображения внутри камеры — ей приходится выполнить более десятка различных операций начиная от подавления шума, коррекции виньетирования, подстройки "освещения" (HP Adaptive Lighting) и заканчивая удалением "красных глаз" вместе с другими эффектами постсъемочной обработки. Участникам была предоставлена возможность самостоятельно, хоть и под чутким руководством сотрудников НР, проделать преобразования, аналогичные выполняемым фотокамерой. Для этого каждой паре выдали камеру R727 с модифицированной прошивкой, сохранявшую фотоснимки также в необработанном виде. Сделав тестовый снимок, мы с коллегой принялись его препарировать — согласно инструкциям и собственному вкусу. Итоговый результат нам показался как минимум не худшим, нежели обработанный внутренним ПО камеры кадр, что в очередной раз демонстрирует превосходство человеческого интеллекта над интеллектом фотоаппарата;).
Цифровое фото для пользователей
Если предыдущая сессия делала упор на технические моменты, то ее "пользовательская" сестрица не лезла в дебри, а доходчиво и общедоступно рассказывала о новых Photosmart-продуктах, причем не только фотоаппаратах;). Однако в первой части разговор шел именно о них: на данный момент в портфолио фотоаппаратов HP'2006 находятся 9 фотокамер. Четыре принадлежат к продвинутому классу (HP Photosmart R967, R927, R827 и R727), три — к среднему (M627, M527, M525), и две — к бюджетному (Е427 и Е327). При этом не утратили актуальности и прошлогодние продукты — в особенности камера R817.
Вместе с новыми камерами (ну, или "почти новыми" — анонс некоторых моделей состоялся раньше) начали путешествие по прилавкам и соответствующие аксессуары: док-станции (включая беспроводной "док", работающий по Wi-Fi!), эффектные чехлы и тому подобные радости. Много слов было сказано на тему HP Design Gallery — набора художественных фотоэффектов, реализованных прямо в камере. Для тех пользователей, кому Adobe Photoshop и утилиты калибром поменьше дороги либо сложны в освоении — самое то. Если применять эффекты "Галереи" с умом, можно получить (только вкус должен быть в порядке;)) приятное художественное фото "не отходя от кассы", т.е. прямо в фотоаппарате. Навряд ли стоит слишком уж возносить ценность нового меню, но лично мне его набор возможностей и настроек показался как минимум интересным. Первая группа возможностей — непосредственно художественные (Artistic Effects). В арсенале фотохудожника, вооружившегося продвинутой камерой HP, есть эффекты:
. пуантилизма — изображение представляется в виде совокупности крупных цветных точек;
. "мультяшности" — картинка "как в комиксах";
. акварели;
. центрального фокуса — по мере удаления от центра изображение "замыливается";
. оконтуривания изображения — огрубляются цветовые переходы;
. ретро — "закос" под Энди Уорхолла;
. "мягкой подсветки" — края темных зон подсвечиваются, оч. красиво;
. "старения" — добавляются царапины, шум, выцветание;
. "похудания" — специально для девушек, которых полнит камера;): центральная зона изображения сжимается, а края несколько растягиваются; . смены цвета неба/земли — "умная" градиентная заливка определенным цветом изображения сверху вниз или снизу вверх соответственно;
. калейдоскопа;
. соляризации.
Вторая группа эффектов — цветовые (Modify Color), многие из которых уже встречались в фотокамерах HP. Так, Design Gallery включает расширенные возможности создания черно-белых изображений, столь любимой многими сепии, разнообразных цветовых фильтров и подкрасок изображения в необходимые цвета. Наконец, третью группу эффектов составляют художественные рамки. Имеется растушеванный овал, "снежная" и "порванная" рамки, а также целый набор строгих геометрических обрамлений для фотографии… Функции Design Gallery будут отнюдь не лишними даже для опытных фотографов и владеющих графическими пакетами людей, а уж про новичков, не желающих заморачиваться с дополнительными программами, чтобы добавить фотографии простую рамку, и говорить нечего!
Вслед за ознакомлением с Design Gallery в теории последовало и практическое занятие с выводом фотографий различными путями на бумагу (посредством камерафонов, Photosmart Studio, "обычных фотопринтеров", онлайн-сервисов фотопечати Pixaco и Snapfish…). Затем были представлены линейки компактных фотопринтеров (см. впечатления о них выше), А4-аппаратов (ничего особенно интересного, кроме D5160, D7160 и D7360, о которых уже шел разговор выше), Photosmart Studio, а также cервисов онлайн-печати HP Pixaco и Snapfish (со странами СНГ не работают). В заключение сессии было отмечено (и отмечено совершенно справедливо!), что решения для потребительской фотографии НР охватывают всю "экосистему", позволяя получать изображения, а затем легко и качественно выводить их на бумагу либо другие носители. Забота НР о простом пользователе, который не хочет (и не должен!) вникать во все тонкости процесса, но желает получать качественные и недорогие отпечатки, безусловно, вызывает уважение.
Технологии струйной печати
Несмотря на название секции, примерно половину времени здесь говорили не столько о струйной печати, сколько обо всех технологиях цифровой печати в активе HP на сегодняшний день. Согласно исследованию, проведенному компанией, число отпечатанных страниц к 2010 году вырастет до 52 триллионов (в 2005 — 46 трлн), при этом процент отпечатанных цифровым способом страниц увеличится с 8 до 10 процентов. То есть через четыре года принтеры и другое цифровое печатное оборудование всего мира станут печатать около 5,2 трлн страниц в год! Среди них, конечно, будет и значительная часть отпечатанных с использованием устройств НР страниц: на данный момент — например, в мире работает примерно 312 млн единиц принтеров НР (237 млн струйных, 75 млн лазерных). Компания непрерывно ведет разработки в данном направлении, уже более 20 лет являясь лидером на рынке струйных и лазерных технологий для дома, малого бизнеса и предприятия. В то же время НР агрессивно действует на рынках розничных фотосервисов (Photosmart Studio), профессионального вывода фотографий и произведений искусства (новые профессиональные струйные фотопринтеры), а также коммерческой и индустриальной печати (жидкая электрофотография, пьезоструйная печать). Я не стану углубляться в дебри каждой из технологий (поверьте, по материалам секции можно было бы написать отдельную большую статью, и, надеюсь, она вскоре будет написана) — скажу только, что в каждой из областей, для которых представлены решения НР (отмечены "[HP]" в таблице), компания делает значительные шаги вперед ежегодно, а то и чаще. Все основные факты о современных технологиях печати и их отличиях друг от друга ("первая часть презентации в максимально сжатом виде") представлены в таблице:
Таблица. 2. Сравнение современных технологий печати
Во второй части презентации акцент наконец-то сдвинулся в сторону струйных (термоструйных) технологий печати. В очередной раз сотрудники НР призывают участников осознать, что чернила HP — это не просто подкрашенная вода, а сложное многокомпонентное по своему химическому составу вещество. Вещество, которое делает отпечатки максимально высококачественными, стойкими к выцветанию и воздействию влаги. Уделили время и новым пигментным чернилам HP Vivera, демонстрирующим уникальную стойкость к выцветанию (более 200 лет, по данным Wilhelm Imaging Research!), и новой "бумажной" технологии ColorLok — благодаря ей обеспечивается ускоренное высыхание чернил, более сочный черный цвет с улучшенным воспроизведением цветов. Опять-таки, с целью сокращения объема материала не стану подробно останавливаться на всех деталях (некоторые, к тому же, пока нельзя разглашать) и приведу замечательную таблицу с описанием различных типов чернил НР Vivera и их особенностей. Она будет особенно полезна тем, кто, как и я, уже начал путаться во всем многообразии чернильных решений НР Vivera:
Таблица. 3. Сравнение различных типов чернил НР Vivera
Наконец, заключительная часть сессии ушла в практическое русло — проводились тесты на водостойкость, наглядно демонстрирующие превосходство фирменных чернил Vivera. Так, в минеральной воде оригинальные чернила не расплылись и не распались на составляющие, в отличие от конкурирующих решений. Что же, думаю, "для общего развития" хватит и приведенной в таблицах информации, а детальный материал со сравнением различных технологий цифровой печати, надеюсь, вскоре увидит свет — спасибо сессии за эту подброшенную интересную тему и большой объем качественного материала!
Продолжение следует
(c) 2006 Щетько Николай ака Nickky, специально для КГ
Каждый год примерно в конце июня НР собирает сотни участников (среди которых — журналисты, редакторы, IT-аналитики и независимые эксперты) в каком-нибудь необычном уголке Европы. Со стороны компании-гиганта туда же отряжаются инженеры, специалисты и, разумеется, сотни единиц высококлассной техники HP всех видов. Результат встречи — интереснейшие лекции и "лабораторные работы", беседы в кулуарах на волнующие темы (а обозревателю аппаратуры всегда найдется, о чем пообщаться с ее создателем, будьте уверены), море новых знаний и впечатлений (как это любят называть организаторы, "hand-on experience";)).
Вот уж действительно, чего-чего, а информации о продукции компании, тенденциях развития и технологиях завтрашнего дня с HP Lab University выносится просто неимоверное количество. Ее хватает почти на год, аккурат до следующих HP Labs — так сокращенно, но не совсем корректно (лаборатории НР, которым, кстати, в этом году исполняется 40 лет — это совсем другое), называют мероприятие многие участники. В прошлом году на Тенерифе аудитория была по-хорошему шокирована технологией SPT (Scalable Printing Technology), ставшей, по сути, лейтмотивом Labs'05. HP Lab University 2006 не стал будоражить слабую журналистскую психику новыми революциями в области печати (и правда, не каждый же год SPT представлять!), да и продуктов демонстрировалось субъективно поменьше чем в прошлогоднем "университете" — возможно, бросилось в глаза отсутствие линейки КПК. Тем не менее, каждая из 11 разноплановых сессий подарила свой кусочек мозаики "Продукты и технологии НР 2006-07", которые впоследствии нашли свое место в одной целостной и яркой картине. К тому же, НР не была бы сама собой, если бы не приготовила для журналистов с аналитиками пару-тройку интереснейших новинок — иначе зачем было бы приглашать такое количество людей в…
Парижский Диснейленд
Да, именно здесь, в огромном развлекательном комплексе под Парижем (35 км), отгремел HP Labs University 2006: Test Leading Technology. Натестировались и наизучались — вдоволь, но прежде, чем переходить к серьезным беседам по итогам каждой из сессий, позволю себе чуть-чуть "несерьезностей", в частности — о Диснейленде. Как показывает практика, "лирика" (сопутствующие впечатления) аудиторией воспринимается с не меньшим интересом, чем "физика" (рассказ непосредственно о мероприятии;)). Лишь поначалу территория "отдыхательно-развлекательного" комплекса Disneyland Resort кажется удивительно огромной — вскоре это впечатление исчезает, и оказывается, что до "страшно далекого" отеля на деле лишь 10 минут пешком. К слову, отелей в Диснейленде как минимум семь; при этом любопытно, что по "звездности" они не поднимаются выше 4* (тем не менее, это честные, "европейские", звезды) — сказываются, похоже, ограниченность территории, отсутствие десятка бассейнов и тому подобной роскошной белиберды. Кроме отелей, в Диснейленде имеются два парка (собственно парк Диснейленд и парк студии Уолта Диснея), "деревня Диснея" (бары, сувенирные магазинчики, дискотеки…), станция местного гибрида электрички с метрополитеном, а также небольшой водоем, поля для гольфа, теннисные корты и даже детская футбольная школа.
В "деревне Диснея" — основном (и бесплатном!) тусовочном пространстве обитателей "диснеевских" отелей — можно обнаружить с десяток закусочных (включая, разумеется, МакДональдс;), IMAX-кинотеатр, зал игровых автоматов и несколько сувенирных лавок. Выбор там огромный, но все либо баснословно дорогое, либо ужасающе китайское. А что не китайское и более-менее качественное, то — супердорогое;). Сюда наверняка противопоказано заходить с детьми (особенно если вы не планируете оставлять сотню-другую евро): забавные игрушки с любимыми героями "пробирают" даже взрослых, а уж о детях, особенно младшего школьного возраста, и говорить нечего. Ресторанчики в "деревне" тоже достаточно дорогие (сложилось впечатление, что в Париже и окрестностях дешевого нет вообще ничего;), особенно по части напитков и алкоголя. Кухня практически везде — стандартная европейская. Зеленые зоны радуют ухоженностью и пестротой, а также, что плохо вяжется с откровенной нехваткой "мусорок", чистотой. По территории местного "деревенского" водоема нагло курсируют утки различного калибра и здоровенные "рыбки" размером в полруки. Также имеется прогулочный воздушный шар ("на веревке"), множество мелких завлекалок для детей (вроде батута) и диснеевские герои во всех ипостасях: на шариках, сувенирах, плакатах и даже живьем. Конечно, бурю восторга при виде актеров выражают в основном дети, но даже вполне взрослые (на вид;)) и респектабельные участники HP Labs во время ужина в Walt Disney Studios буквально выстраивались в очередь, чтобы сфотографироваться с Чипом'n'Дейлом или Микки;). Сама "студия Диснея" объединяет парочку традиционных магазинчиков, несколько крупных "голливудских" павильонов, аттракционы и кинозалы. Последние действительно поражают: впечатления от короткой киноленты "Магия кино" в специально оборудованном диснеевском кинотеатре останутся надолго! Протестированный участниками HP Labs аттракцион, Rock'n'RollerCoaster (под патронажем Aerosmith), тоже оказался весьма бодрящим: до сих пор удивляюсь, как за время крышесносящих виражей на порядочной скорости у меня из кармана не вывалился мобильный;). Кстати, среди делегатов нынешнего университета встречались действительно железные люди: несмотря на то, что большинству "хватило" одного раза на аэросмитовских рок- горках, киевский коллега "покорил" аттракцион три раза (умудрившись даже заснять отрывки видео!), а Мартин Гросс из HP Boeblingen — десять раз, причем — после ужина!!! В общем, если НР когда-нибудь решит запускать собственную космическую орбитальную станцию, я уже знаю, кого надо включать в экипаж;). В целом впечатления Диснейленд (хотя до аттракционов в главном Disneyland Park лично у меня добраться и не получилось) оставил самые приятные. Возможно, за океаном оно действительно лучше/круче/больше, но как относительно близкое место приятного семейного отдыха парк старика Диснея под Парижем остается практически вне конкуренции. Особенно понравится в этом месте детям — а что родителям может быть милее своего счастливого чада?!
Несмотря на плотный график занятий в "университете", удалось даже выкроить несколько часов на короткую вылазку в Париж (из Диснейленда до центра 40 минут на "метроэлектричке"). В Париже красиво, как-то по особенному уютно и, опять-таки, очень дорого;). Зато спускаться с Эйфелевой башни не хочется просто до ужаса, Нотр-Дам поражает размахом, а метро убивает своей запутанностью. О Париже можно говорить еще дольше и больше, чем о Диснейленде, поэтому самое время нажать на внутренний тормоз и перейти от "лирики" к "физике". Самое, так сказать, время.
HP Labs 2006, на старт!
Театр начинается с вешалки, а официальная часть HP Lab University — со вступительной пленарной сессии "обо всем". Это значит, что участники — в основном, журналисты и аналитики — собираются в большом конференц-зале и слушают дискуссию ведущего (в его роли уже который год выступает доктор Дэвид Булл — директор агентства IncrediBull Ideas — фактического организатора мероприятия) с высокопоставленными сотрудниками НР на ту или иную тему. Также "на старте" обычно устраивается заочная "экскурсия" по тематическим сессиям, даются необходимые "установки" и выстраивается генеральная линия мероприятия в целом.
Как уже упоминалось выше, нынешние "лаборатории" (или "университеты" — кому как ближе;)) проходили с подзаголовком Test Leading Technology. На эту же тему и общались высокопоставленные участники первой "внепрограммной" сессии: Филипп Дарнелл (Philip Darnell), вице-президент и генеральный менеджер группы печати и обработки изображений (IPG) HP, Глен Хопкинс (Glen Hopkins), вице-президент и генеральный менеджер по НИОКР струйных печатающих картриджей группы платформ печати и технологий HP, а также Генри Вильхельм (Henry Wilhelm), глава и директор исследовательского направления компании Wilhelm Imaging Research. HP достаточно плотно сотрудничала с WIR, заказывая у последних независимую экспертизу по стойкости отпечатков к выцветанию (и, вероятно, другим воздействиям) — согласно результатам исследований, о чем некоторое время назад громко трубили в прессе, отпечатки, выполненные с использованием оригинальных расходных материалов (чернила HP Vivera) на бумаге HP Premium Plus Photo Paper, устойчивы к выцветанию при хранении за стеклом на протяжении более чем ста (а то и двухсот) лет! Сложно сказать, станут ли "простые смертные пользователи" держать одну и ту же бумажную фотографию за стеклом на протяжении нескольких поколений (да и насчет галерей нет большой уверенности), но цифры, безусловно, впечатляют.
Так вот, эти трое славных джентльменов под изящным руководством доктора Булла, направлявшего беседу в нужное русло, обсуждали вопросы тестирования продукции НР. Думаю, ни для кого не секрет, что столь сложные высокотехнологичные продукты, как принтеры, фотокамеры и т.п. техника, до момента появления на прилавках проходят десятки и сотни различных проверок. Устойчивость к физическим повреждениям, удобство интерфейса, качество изготовления, беспроблемная работа встроенного ПО и многие иные аспекты, о которых пользователь даже не подозревает, становятся серьезным испытанием для новых моделей техники НР в тестовых лабораториях компании. НР прилагает максимум усилий для того, чтобы ее продукты были максимально качественными и радовали пользователя своей работой — впрочем, я думаю, это было ясно и без длинных тирад участников.
Изюминкой вступительной сессии стала презентация технологии Memory Spot — пожалуй, одной из наиболее интересных инноваций для стирания границ между реальным и цифровым мирами. С нескрываемым воодушевлением Хью Робсон (Huw Robson), глава лаборатории информационных технологий исследовательского центра HP Laboratories в британском Бристоле), сбросил черное покрывало с огромного демонстрационного щита, и взору заинтригованной публики предстала… маленькая золотистая точечка. Это и был чип "Memory Spot" — в дословном переводе "точка памяти" — плод многолетних усилий инженеров и конструкторов НР. Его удивительно малые размеры (2-4 мм2) позволят интегрировать чип в различные физические объекты и затем считывать размещенную информацию (объемом от 256 Кбит до 4 Мбит) посредством практически непосредственного его контакта (менее 1 см) со специальным считывателем. Физическая невозможность считывания/записи на расстоянии гарантирует безопасность технологии и в то же время открывает огромные перспективы практического применения "точек памяти".
Первая живая демонстрация технологии не заставила себя ждать: организаторы попросили аудиторию поискать "необычные предметы" под своими стульями, и вскоре три журналиста с конвертами-находками вышли на сцену. В конвертах оказались карточки с чипами Memory Spot. Хью проводит небольшим "маркероподобным" считывателем над первой карточкой с чипом — на экране появляется простенькая игра, записанная на чип Memory Spot. Содержимое второй карточки (и, соответственно, чипа) также не впечатляет, зато при считывании информации с третьей появляется огромное окно с фотографиями принтера и фотоаппарата — этот набор и получает в подарок один из вышедших на сцену счастливчиков, а внимание аудитории опять переходит к Хью Робсону и Дэвиду Буллу. Робсон интригует и зовет всех за подробностями на сессию Future, а Дэвид в заключительной части вступительной сессии обращает внимание аудитории на некоторые оргвопросы. Наконец загорается свет — старт дан, HP Lab University 2006 открыт! Участники спешат в холл конференц-части отеля, где их уже нетерпеливо ждет…
Экспозиция
Жизнь в Experience Area — выставочной зоне продуктов и технологий — затихала лишь поздним вечером, когда толпы снующих людей с горящими глазами, ноутбуками под мышкой и бэджами "HP Lab University" сменялись всего несколькими доброжелательными, но строгими охранниками. Повышенный интерес к экспозиции объяснить нетрудно: эффектная картинная галерея, удобное интернет-кафе и полноценное Wi-Fi-покрытие, оборудованные места для кофе- брейков и, конечно же, десятки и десятки продуктов НР. А самое важное (по меньшей мере, для меня) — то, что рядом с "продуктовыми" стендами всегда обретаются улыбчивые и общительные сотрудники компании. Причем, как правило, не работники отдела маркетинга, а рядовые (или, наоборот, "не рядовые";)) инженеры. Кругозор в технических вопросах у спецов гораздо шире, с ними можно без обиняков и "излишнего оптимизма" обсуждать как недостатки, так и достоинства тех или иных продуктов. Их, "как обычно на HP Labs", было предостаточно.
В первую очередь, хочется упомянуть цифровую фотокамеру HP Photosmart R927 (оптика НР Precision 3х7,8-22 мм, f2,8-5,0, 1/1,8" сенсор с 8,2 Мпикс, 3" ЖК-экран) — ее организаторы выдавали всем желающим на экспресс-тест. В R927 исключительно порадовал огромный качественный экран, традиционно мощнейшая многоязыковая (!) система помощи, набор технологий HP Real Life Technologies, а также приятные и полезные эффекты для творческих людей новой серии HP Design Gallery (подробности — ниже). В то же время нельзя не отметить, что качество съемки далеко от идеального: сенсор достаточно ощутимо "шумит" даже при небольших значениях ISO, имеются заметные хроматические аберрации и геометрические искажения при съемке, камера часто ошибается при автоматической установке баланса белого… Свою негативную лепту вносят и медленная фокусировка, и некоторые огрехи в управлении. Так, к примеру, для переключения режима вспышки вам необходимо будет нажать на кнопку выбора режима и затем курсорными клавишами выбрать нужный — на мой взгляд, для компактной камеры, зачастую управляемой одной рукой, куда удобнее было бы инициировать смену режима по кругу, просто повторным нажатием соответствующей кнопки… Есть свои шероховатости и с выбором закладок в меню, и в других, более мелких, моментах. На тему интерфейса я пообщался с одним из сотрудников НР — часть моих доводов он посчитал достаточно убедительными, сообщив, что эти предложения будут обсуждаться в процессе разработки новых продуктов. Хотелось бы — жалко, что впечатления от чрезвычайно мощной внутренней программной начинки камеры смазываются не самым лучшим интерфейсом. Теперь мини-резюме: HP Photosmart R927, отмеченный, кстати, наградой за инновационность DIMA 2006, за счет богатой встроенной справочной системы и интересных технологий HP (Real Life, Design Gallery) прекрасно подойдет начинающим и не желающим залезать в дебри фотографам, но более требовательных потребителей камера, скорее всего, разочарует "очень средним" качеством снимков.
Раз уж начали с цифровых фотокамер, то стоит окинуть взором все остальные (помимо R927) их модели, демонстрировавшиеся в Experience Area:
. Е427 и Е327 — шести- и пятимегапиксельная бюджетные камеры с цифровым зумом и сдвигающейся крышкой объектива. Минимум функций, скромные характеристики, низкая цена (ориентировочно 130-160 у.е.).
. М425 и М525 — недорогие изящные камеры с 1,7" и 2" ЖК-экранами, светочувствительным элементом размера 1/2,5" и разрешениями 5,25/6,3 Мпикс. В М525 цифровое увеличение 7х, в М425 — 6х. Оптический зум у обеих камер (объектив — НР Precision) трехкратный. Устройства
поддерживают функцию удаления "красных глаз" и ограниченный набор эффектов HP Design Gallery.
. R967 — компактный мощный 10-мегапиксельник на "своей" оптике, с большим экраном и функцией цифровой стабилизации изображения HP Steady photo (полномасштабного тестирования не проводил, но результаты кратких полевых испытаний меня воодушевили). Матрица — 1/1,8",
оптический зум — 3х, объектив — HP Precision f/2,8-f/5,0.
. R725, R727 и R827 — первые фотокамеры НР, использующие "спрятанный" в корпус камеры объектив (подобные решения ранее, и, субъективно, не очень удачно, демонстрировали другие фирмы — например, Konica Minolta в Minolta DiMAGE X или Sony в Sony Mavica). Для изменения направления света и перевода его в шахту объектива используется призма, да и в целом конструкция оптической системы по сравнению с "обычной" выдвижной схемой значительно усложнена — используется десять обычных и три асферических элемента. При этом страдает светосила (f/3,5–f/4,2), возникают дополнительные искажения и т.п. негативные эффекты. Но в то же время уменьшается "время готовности" объектива, снижаются габариты и вес устройства, улучшается прочность при падениях, устойчивость к водяным брызгам плюс появляется возможность разнести в корпусе светочувствительную матрицу и нагревающиеся детали (процессор), повышая тем самым качество изображения. К сожалению, опять-таки, познакомиться с новыми камерами пока удалось лишь "бегло" — впечатлений не много, но они в основном положительные: переход на другой объектив как минимум не ухудшил качества снимков. R725 и R727 обладают 1/2,5" матрицей (6,2 Мпикс), заметно отличаясь лишь размерами экрана (5,1 против 6,4 см соответственно). У R827 из тех же размеров сенсора (!!!) "выжимается" 7,2 Мпикс. Во всех трех камерах реализована полноценная поддержка функций HP Design Gallery и набора технологий HP Real Life [Technologies].
Обзоры фотоновинок (в первую очередь, с новым типом объектива), надеюсь, не замедлят появиться на страницах КГ. Что касается обновленной линейки в целом, то после знакомства впечатление остается позитивное. Интересно, что все новые камеры используют собственную оптику НР. Кстати, несмотря на массовость и эволюционность развития (там мегапиксель лишний, там — дополнительный дюйм экрана, там — технология новая), изменения не коснулись прошлогодней топовой камеры — звание "царя горы" сохраняет за собой R817/818, и преемников пока не видно.
Табл. 1. Новая система названий продуктов НР группы печати и обработки изображений
Полное название продукта | Категория продукта |
HP DeskJet Fxxxx All-in-One | устройство типа "все в одном" на базе струйного принтера |
HP DeskJet Dxxxx Printer | cтруйный принтер А-формата |
HP Photosmart Cxxxx All-in-One | устройство типа "все в одном" на базе струйного фотопринтера |
HP Photosmart Dxxxx Printer | cтруйный фотопринтер А-формата |
HP Photosmart Аxxxx Compact Photo Printer | компактный фотопринтер |
HP Photosmart Аxxxx Portable Photo Studio | компактный фотопринтер в комплекте с цифровым фотоаппаратом |
HP Photosmart Pro Bxxxx Photo Printer | профессиональный струйный фотопринтер B-формата |
HP Officejet Jxхxx Color All-in-One | устройство типа "все в одном" на базе струйного принтера для малого или домашнего офиса |
HP Officejet/Pro Kхxxx Color Printer | офисный струйный принтер А-формата |
HP Officejet Hxxxx Color Mobile Printer | мобильный струйный принтер для малого или домашнего офиса |
HP Officejet Pro Lxxxх Color All-in-One | офисное устройство типа "все в одном" на базе струйного принтера |
HP Photosmart Exxx Camera | цифровая фотокамера начального уровня |
HP Photosmart Мxxx Camera | цифровая фотокамера среднего уровня |
HP Photosmart Rxxx Camera | цифровая фотокамера высшего уровня |
HP Scanjet Gxxxx Scanner | потребительский сканер |
HP Scanjet Nxxxx Scanner | бизнес-сканер |
Кроме фототехники, разумеется, в экспозоне было представлено множество печатающих и многофункциональных продуктов НР, но, к сожалению, информация о многих из них пока не подлежит разглашению. Посему продолжим путешествие по выставке технологий с остановками у самых интересных (на мой взгляд) из уже появившихся в продаже продуктов. Например, бросается в глаза HP Photosmart D5160 (не пугайтесь новой системы обозначения — см. таблицу) — цветной фотопринтер с возможностью прямой печати на CD/DVD, чего достаточно долго ждали от НР энтузиасты. Данный принтер — первая и единственная модель с подобной возможностью в линейке НР на данный момент. Для тех, кто хочет печатать на дисках, но не планирует покупать D5160 (кстати, в этой модели не используется встроенная печатающая головка, выполненная по технологии SPT), НР приготовила особые глянцевые наклейки на диски. HP CD/DVD Tatoos удобно наклеиваются, не "растрепываются", а отличное изображение на них (смотрится действительно здорово!) нечувствительно как к влаге, так и к выцветанию! Ориентировочная цена, правда, составляет около $10 за 15 штук.
На новых "тату" (и не только на них!) можно печатать с огромной скоростью принтерами HP Photosmart D7160 и D7360 — оба используют несколько усовершенствованную систему SPT (встроенная печатающая головка), что может выдавать фотографии 10х15 со скоростью до 5 шт./мин. (12 секунд на одно фото!) Даже сильнее, чем производительность, впечатляет огромный (диагональ 86 мм!) сенсорный экран HP Photosmart D7360 — с ним управлять процессом печати просто потрясающе удобно! Однако, к моему большому сожалению, данные устройства в нашем регионе пока не появились, и неизвестно, появятся ли вообще…
Достаточно широко в экспозоне была представлена линейка новых компактных фотопринтеров — модели HP Photosmart A516, A612, A618, A717 и "мобильные фотостудии" HP Photosmart A436, A433. Грандиозных сдвигов в этой сфере не произошло: все так же используется единственный трехцветный картридж, все так же растут размеры встроенных экранов, все так же совершенствуется внутреннее ПО. В нынешней линейке из заметных нововведений стоит отметить, пожалуй, лишь встроенный Bluetooth-адаптер (A618) и жесткий диск на 4 Гб (А717). Нельзя, конечно, умолчать и про обновленный картридж — теперь используется трехцветный HP 110 на базе усовершенствованных водорастворимых чернил Vivera. Увеличенное до 600 число сопел в печатающей головке картриджа позволяет увеличить скорость вывода изображений (до 39 сек. на отпечаток размером 10х15 см), сделать отпечатанные на бумаге HP Advanced Photo Paper отпечатки влагоустойчивыми и улучшить стойкость к выцветанию — тесты еще идут, но уже известно, что в рамке под стеклом фотография "потускнеет" не ранее, чем через 50 лет. В общем, мобильные фотопринтеры постепенно эволюционируют в направлении "домашнего фотохранилища", и перспективы данного сегмента довольно интересны.
Яркое впечатление выставочной зоны — HP Photosmart Studio — полноценное решение для небольших печатных салонов, состоящее из набора печатающей и вычислительной техники НР, а также "лица студии" или пользовательского терминала — штуковины размером с игровой автомат с большим сенсорным экраном, тучей интерфейсов (CD/DVD, карты памяти всех форматов, USB/Pictbridge…). Заказ и перекачка фотографий в систему осуществляются за 5-15 минут, затем студия в полуавтоматическом режиме выполняет его в течение часа. Что именно понимается под "заказом"? Обычные отпечатки 10х15, фотоальбомы трех размеров (на 6-200 фотографий) различного стиля и оформления, всевозможные плакаты (коллаж/одно фото), запись фотоальбомов и видео на красиво оформленные CD, календари, разнообразные поздравительные открытки… Короче, рабочее место "за консолью" фотокиоска во время его работы освобождалось редко — неудивительно, ведь удобство и качество Photosmart Studio можно было опробовать совершенно бесплатно;). Основные материалы печатаются на мощном цветном лазерном принтере, плакаты выводятся на струйном широкоформатнике (если я правильно понял). Устоять перед соблазном опробовать сей диковинный агрегат в деле, как вы понимаете, было сложно;). Зато, как оказалось, очень легко заказать небольшую поздравительную открытку и получить ее практически моментально (но вот с альбомами или фотодисками надо было подождать полчасика-часик) Качество фотографий и возможности мне однозначно понравилось, а вот интерфейс управления, несмотря на общую наглядность и дружелюбность, понравился чуть меньше — есть не очень хорошо продуманные моменты (например, при выборе фотографий для буклета в фото-CD невозможно установить произвольный порядок их следования). Впрочем, все это мелочи. Я предрекаю НР Photosmart Studio радужное будущее в нашей стране, особенно если цена на услуги не окажется космической. Правда, общаться с девушкой-оператором какого-нибудь "обычного" фотолаба (или заказывать печать онлайн) куда приятнее, чем тыкать в экран "киоска" в общественном месте, но надеюсь, что девушки и HP Photosmart Studio сумеют прекрасно сосуществовать — пока вы заказываете фотографии, например, очаровательная сотрудница "студии" приносит вам чай/кофе, а по окончании работы — с улыбкой выдает заказ;). Тем не менее, появление подобных фотостудий в наших краях — дело будущего (возможно, даже неблизкого), а пока подобные устройства проходят "проверку боем" в американских розничных сетях.
Пожалуй, о выставке все. Можно было бы рассказать о чудесной галерее фотоснимков, отпечатанных на профессиональном фотопринтере HP Photosmart Pro B9180, о новых "персонализованных" ПК, обновленных комплектах расходников, воспроизвести интересную историю HP Labs с плакатов в фойе… Но, увы, регламент есть регламент — потому перехожу к впечатлениям по каждой из отдельных сессий, и, конечно же, не забуду про интересные продукты с технологиями, оставшиеся за кадром в этом разделе. Небольшая ремарка: к сожалению, люди пока не научились находиться в нескольких местах одновременно, и за время HP Labs 2006 мне удалось поучаствовать лишь в четырех сессиях (из одиннадцати). Однако благодаря "получасу открытых дверей", впечатлениям коллег, общению с прикрепленными к секциям сотрудникам НР и, разумеется, презентационным материалам, удалось создать более- менее целостное впечатление о каждом из "предметов" в HP Lab University 2006. Надеюсь, его получится донести и вам — поехали!
Аспекты создания и тестирования цифровых фотоаппаратов
Данная секция, пожалуй, стала самой насыщенной технической информацией на нынешних HP Labs — и это, безусловно, очень здорово. Если многие другие занятия оказались в итоге поверхностными с технической точки зрения (наверное, чтобы у "бедных журналистов" не перегревались мозги;)), то в "создании и тестировании ЦФК" доктор Кевин Матерсон (Kevin Matherson), специалист в области оптики подразделения HP Digital Image Capture, довольно детально и интересно рассказал о проблемах современной компактной цифровой фотографии. Ну, а за стенды с разобранными фотокамерами (как производства НР, так и других компаний) устроителям сессии отдельный "респект".
Современная компактная цифровая фотокамера (она же "цифрокомпакт", "ЦФК") состоит из следующих основных частей: объектива, оптического ФНЧ (фильтр нижних частот — для "обрезки" волн ИК-диапазона), ПЗС-сенсора (регистрирует попавший свет), системы обработки, дисплея и, конечно же, корпуса. Больше остальных элементов, пожалуй, важна оптика — она находится "на первом рубеже" регистрации изображения. Если "узкое место" ЦФК — в оптике, то никакие, даже сверхсовершенные, алгоритмы и ухищрения не позволят "вытянуть" картинку. Именно поэтому инженеры НР уделяют оптике особое внимание, тем более, что актуальных проблем с ней хватает:
. для все уменьшающихся по размеру камер нужна соответствующая оптика;
. в случае оптики "меньше" — значит, "дороже", но пользователи ждут снижения цены;
. при уменьшении размеров линзы необходимо, чтобы она оставалась телецентрической;
. уменьшение размеров объектива делает его более хрупким, а требуется максимальная ударопрочность;
. небольшие размеры оптики ограничивают "широкоугольность" объектива.
Объектив — удивительно сложная и технологичная часть фотоаппарата. Судите сами: в его состав входит от 6 до 12 прецизионных стеклянных или пластиковых элементов, 1-2 асферических элемента, 2 фрагмента кристаллического кварца, 50 (!!!) слоев тонкопленочного напыления, затвор с выдержкой до 1/1000 с (и менее), несколько моторов для движения частей линзы, сенсор температуры и многое, многое другое. Каждый объектив (LBA, Lens Block Assembly) включает в себя примерно 100 отдельных частей! При этом даже традиционная "выдвигающаяся" линза — достаточно сложный объект, а уж о скрытой в корпусе оптике (см. выше в блиц-обзоре R725, R727 и R827) и говорить нечего. Впрочем, НР считает, что удачно справилась с ее реализацией. Докладчик рассказал и о будущем оптики: например, о жидких линзах (их разработкой занимается Philips и Varioptics) и кодированной фронтом волны оптике (Wavefront-coded optics). Несмотря на значительный прогресс в этих направлениях, технологии еще очень далеки от коммерческого применения — например, для объективов на основе кодированной фронтом волны оптики пока недоступно оптическое увеличение изображения. Несколько слов сказал Матерсон и о технологии защиты от дрожания камеры (и, соответственно, от "смазывания" изображения на больших выдержках). Как правило, в дорогих полу- и полностью профессиональных фотокамерах для компенсации дрожания используется механическое перемещение элементов оптической системы (или ПЗС-матрицы), а НР использует программный метод — эффект смазывания подавляется за счет особой методики управления затвором, гораздо более сложной и многосторонней, нежели использование обычного приоритета выдержки. Детальное исследование технологии HP Steady photo произведем в рамках теста соответствующей техники.
На фоне пассажей о неимоверной сложности нынешних цифровых фотокамер (со всех точек зрения), несколько отчаянно прозвучал призыв докладчика: "Донесите до потребителя информацию о том, что важно не количество мегапикселей, а качество! Эта мегапиксельная гонка никому не нужна!!!" — на что кто-то из журналистов отреагировал: "Убедите в этом для начала хотя бы собственный отдел маркетинга — надпись с числом мегапикселей на ваших фотоаппаратах чуть ли не больше логотипа НР". Впрочем, всех можно понять: маркетингу нужны простые категории (цифры), а "гонку мегапикселей" остановить достаточно трудно, хотя, наверное, возможно. Спешу честно донести всем: люди, если вы не собираетесь печатать фотографии размером больше 10х15 см, то трех мегапикселей вам хватит с головой! Смысла гнаться за большим количеством точек, особенно в ущерб оптике, качеству снимков и цене, нету!!!
С чувством выполненного долга продолжаю рассказ о сессии;). Вслед за "тирадой о мегапикселях" Матерсон поведал об особенностях калибровки сенсора, технологии Continuous Focus (камера начинает "ловить фокус" еще до нажатия кнопки спуска пользователем) и, наконец, рассказал о конвейере обработки изображения внутри камеры — ей приходится выполнить более десятка различных операций начиная от подавления шума, коррекции виньетирования, подстройки "освещения" (HP Adaptive Lighting) и заканчивая удалением "красных глаз" вместе с другими эффектами постсъемочной обработки. Участникам была предоставлена возможность самостоятельно, хоть и под чутким руководством сотрудников НР, проделать преобразования, аналогичные выполняемым фотокамерой. Для этого каждой паре выдали камеру R727 с модифицированной прошивкой, сохранявшую фотоснимки также в необработанном виде. Сделав тестовый снимок, мы с коллегой принялись его препарировать — согласно инструкциям и собственному вкусу. Итоговый результат нам показался как минимум не худшим, нежели обработанный внутренним ПО камеры кадр, что в очередной раз демонстрирует превосходство человеческого интеллекта над интеллектом фотоаппарата;).
Цифровое фото для пользователей
Если предыдущая сессия делала упор на технические моменты, то ее "пользовательская" сестрица не лезла в дебри, а доходчиво и общедоступно рассказывала о новых Photosmart-продуктах, причем не только фотоаппаратах;). Однако в первой части разговор шел именно о них: на данный момент в портфолио фотоаппаратов HP'2006 находятся 9 фотокамер. Четыре принадлежат к продвинутому классу (HP Photosmart R967, R927, R827 и R727), три — к среднему (M627, M527, M525), и две — к бюджетному (Е427 и Е327). При этом не утратили актуальности и прошлогодние продукты — в особенности камера R817.
Вместе с новыми камерами (ну, или "почти новыми" — анонс некоторых моделей состоялся раньше) начали путешествие по прилавкам и соответствующие аксессуары: док-станции (включая беспроводной "док", работающий по Wi-Fi!), эффектные чехлы и тому подобные радости. Много слов было сказано на тему HP Design Gallery — набора художественных фотоэффектов, реализованных прямо в камере. Для тех пользователей, кому Adobe Photoshop и утилиты калибром поменьше дороги либо сложны в освоении — самое то. Если применять эффекты "Галереи" с умом, можно получить (только вкус должен быть в порядке;)) приятное художественное фото "не отходя от кассы", т.е. прямо в фотоаппарате. Навряд ли стоит слишком уж возносить ценность нового меню, но лично мне его набор возможностей и настроек показался как минимум интересным. Первая группа возможностей — непосредственно художественные (Artistic Effects). В арсенале фотохудожника, вооружившегося продвинутой камерой HP, есть эффекты:
. пуантилизма — изображение представляется в виде совокупности крупных цветных точек;
. "мультяшности" — картинка "как в комиксах";
. акварели;
. центрального фокуса — по мере удаления от центра изображение "замыливается";
. оконтуривания изображения — огрубляются цветовые переходы;
. ретро — "закос" под Энди Уорхолла;
. "мягкой подсветки" — края темных зон подсвечиваются, оч. красиво;
. "старения" — добавляются царапины, шум, выцветание;
. "похудания" — специально для девушек, которых полнит камера;): центральная зона изображения сжимается, а края несколько растягиваются; . смены цвета неба/земли — "умная" градиентная заливка определенным цветом изображения сверху вниз или снизу вверх соответственно;
. калейдоскопа;
. соляризации.
Вторая группа эффектов — цветовые (Modify Color), многие из которых уже встречались в фотокамерах HP. Так, Design Gallery включает расширенные возможности создания черно-белых изображений, столь любимой многими сепии, разнообразных цветовых фильтров и подкрасок изображения в необходимые цвета. Наконец, третью группу эффектов составляют художественные рамки. Имеется растушеванный овал, "снежная" и "порванная" рамки, а также целый набор строгих геометрических обрамлений для фотографии… Функции Design Gallery будут отнюдь не лишними даже для опытных фотографов и владеющих графическими пакетами людей, а уж про новичков, не желающих заморачиваться с дополнительными программами, чтобы добавить фотографии простую рамку, и говорить нечего!
Вслед за ознакомлением с Design Gallery в теории последовало и практическое занятие с выводом фотографий различными путями на бумагу (посредством камерафонов, Photosmart Studio, "обычных фотопринтеров", онлайн-сервисов фотопечати Pixaco и Snapfish…). Затем были представлены линейки компактных фотопринтеров (см. впечатления о них выше), А4-аппаратов (ничего особенно интересного, кроме D5160, D7160 и D7360, о которых уже шел разговор выше), Photosmart Studio, а также cервисов онлайн-печати HP Pixaco и Snapfish (со странами СНГ не работают). В заключение сессии было отмечено (и отмечено совершенно справедливо!), что решения для потребительской фотографии НР охватывают всю "экосистему", позволяя получать изображения, а затем легко и качественно выводить их на бумагу либо другие носители. Забота НР о простом пользователе, который не хочет (и не должен!) вникать во все тонкости процесса, но желает получать качественные и недорогие отпечатки, безусловно, вызывает уважение.
Технологии струйной печати
Несмотря на название секции, примерно половину времени здесь говорили не столько о струйной печати, сколько обо всех технологиях цифровой печати в активе HP на сегодняшний день. Согласно исследованию, проведенному компанией, число отпечатанных страниц к 2010 году вырастет до 52 триллионов (в 2005 — 46 трлн), при этом процент отпечатанных цифровым способом страниц увеличится с 8 до 10 процентов. То есть через четыре года принтеры и другое цифровое печатное оборудование всего мира станут печатать около 5,2 трлн страниц в год! Среди них, конечно, будет и значительная часть отпечатанных с использованием устройств НР страниц: на данный момент — например, в мире работает примерно 312 млн единиц принтеров НР (237 млн струйных, 75 млн лазерных). Компания непрерывно ведет разработки в данном направлении, уже более 20 лет являясь лидером на рынке струйных и лазерных технологий для дома, малого бизнеса и предприятия. В то же время НР агрессивно действует на рынках розничных фотосервисов (Photosmart Studio), профессионального вывода фотографий и произведений искусства (новые профессиональные струйные фотопринтеры), а также коммерческой и индустриальной печати (жидкая электрофотография, пьезоструйная печать). Я не стану углубляться в дебри каждой из технологий (поверьте, по материалам секции можно было бы написать отдельную большую статью, и, надеюсь, она вскоре будет написана) — скажу только, что в каждой из областей, для которых представлены решения НР (отмечены "[HP]" в таблице), компания делает значительные шаги вперед ежегодно, а то и чаще. Все основные факты о современных технологиях печати и их отличиях друг от друга ("первая часть презентации в максимально сжатом виде") представлены в таблице:
Таблица. 2. Сравнение современных технологий печати
Технология печати | Ограничения в применении красителей | Ограничения в скорости | Ограничения в применении (гибкость носителей) | Масштаби- руемость ширины отпечатка | Качество изображения |
Термо- струйная [HP] | Раствори- мость красителя; стабильность пигмента. Т.н. эффект когации (kogation) — субпродукты нестабильных чернил покрывают нагрева- тельные элементы печатающей головки, что может привести к возникно- вению неисправ- ностей | Частота выстреливания капель, скорость испарения чернил | Носители, совместимые с чернилами на водной основе (обычная и фотобумага, плотная бумага и т.д.) | 10 см и выше | очень высокое (разрешение — 4000 и более точек/дюйм) |
Пьезо- струйная [HP] | Раствори- мость красителя; стабильность пигмента | Частота выстреливания капель, скорость испарения чернил/ управления ими | Носители, совместимые с чернилами на водной основе и чернилами на базе растворителя (обычная и фотобумага, плотная бумага, винил и т.д.) | 10 см и выше | очень высокое (разрешение — 4000 и более точек/дюйм), зависит от скорости печати |
Cухая электро- графия (Laserjet) [HP] | Размер и едино- образность; возможность трибозаряда, плавкость | Зависит от размера частиц (выше скорость — больше частицы) | Носители, на которых можно расплавлять тонер- краситель (чистая и с покрытием бумага, другие непроводящие носители) | Цена меняется нелинейно с ростом ширины из-за связан- ности барабанов | Высокое |
Жидкая электро- графия (Indigo) [HP] | Непрово- дящий (инкапсу- лируемый) | Время отклика фотопроводника | Совместимые типы бумаг с покрытием, пластик, майлар | Цена меняется нелинейно с ростом ширины из-за связан- ности цилиндров | Высокое, по качеству эквивалентно офсету |
Офсетная печать | Совместимые с масляными и полимерными основы | Офсет сетки –макс. 914 м/мин. Ограничивает скорость перемещения бумаги | Совместимая бумага с покрытием, имеет значение прочность | Цена меняется нелинейно с ростом ширины из-за связан- ности цилиндров | Высокое, индустри- альный стандарт |
Термосубли- мационная печать | Испаряемость красителя | Скорость термического нагрева | Только ОЕМ-материалы | Высокое | |
Печать с применен. галоида серебра | Состав связующего вещества красителя | По шагам обработки/ закрепления | В основном, ОЕМ-материалы | Большие размеры требуют отдельной обработки | Очень высокое |
Во второй части презентации акцент наконец-то сдвинулся в сторону струйных (термоструйных) технологий печати. В очередной раз сотрудники НР призывают участников осознать, что чернила HP — это не просто подкрашенная вода, а сложное многокомпонентное по своему химическому составу вещество. Вещество, которое делает отпечатки максимально высококачественными, стойкими к выцветанию и воздействию влаги. Уделили время и новым пигментным чернилам HP Vivera, демонстрирующим уникальную стойкость к выцветанию (более 200 лет, по данным Wilhelm Imaging Research!), и новой "бумажной" технологии ColorLok — благодаря ей обеспечивается ускоренное высыхание чернил, более сочный черный цвет с улучшенным воспроизведением цветов. Опять-таки, с целью сокращения объема материала не стану подробно останавливаться на всех деталях (некоторые, к тому же, пока нельзя разглашать) и приведу замечательную таблицу с описанием различных типов чернил НР Vivera и их особенностей. Она будет особенно полезна тем, кто, как и я, уже начал путаться во всем многообразии чернильных решений НР Vivera:
Таблица. 3. Сравнение различных типов чернил НР Vivera
Тип чернила [номер картриджа] | Конфигу- рации по кол-ву задейство- ванных в печати цветов | Для печата- ющей головки с техноло- гией SPT? | Рекоменд. бумага для достижения макси- мальной защиты от выцветания | Защищен- ность от выцве- тания изобра- жения (по данным Wilhelm Imaging Research, в годах) | Cтойкость к воздействию воды (на пористых типах бумаги HP) | Коммен- тарии/ примеры техники, в которых исполь- зуется |
Водораство- римый краситель: универ- сальный фото (тип 1) [342, 343, 344; 348, 101, 102, 100] | 3, 3+1, 6, 8, 9 | Нет | HP Premium Plus photo paper | 82-108 | 6, 8, 9 чернил: водостойкость | PS 7850, 8050,8450, 8750; 325, 335, 375 |
Водораство- римый краситель: универ- сальный фото (тип 2) [85] | 6 | Нет | HP Premium Plus photo paper | 82 | Не проверялось | Designjet 30/90/130 |
Водораство- римый краситель: универ- сальный фото (тип 3) [88] | 3+1 | Да | HP Premium Plus photo paper | 80+ | Не проверялось | Officejet Pro K550 |
Водораство- римый краситель: универ- сальный фото (тип 3) [02] | 6 | Да | HP Premium Plus photo paper | 103 | Водостойкость | серия PS 8200, D7360 |
Водораство- римый краситель: универ- сальный фото (тип 4) [110] | 3 | Нет | HP Advanced Photo Paper | ~50 (по данным HP) | Водостойкость | PS A516/616/716 |
Пигментный краситель: фото [38, 70] | 8 | Да | HP Advanced Photo Paper | 200+ | Водостойкость/ полная водостойкость | PS Pro B9180 |
Наконец, заключительная часть сессии ушла в практическое русло — проводились тесты на водостойкость, наглядно демонстрирующие превосходство фирменных чернил Vivera. Так, в минеральной воде оригинальные чернила не расплылись и не распались на составляющие, в отличие от конкурирующих решений. Что же, думаю, "для общего развития" хватит и приведенной в таблицах информации, а детальный материал со сравнением различных технологий цифровой печати, надеюсь, вскоре увидит свет — спасибо сессии за эту подброшенную интересную тему и большой объем качественного материала!
Продолжение следует
(c) 2006 Щетько Николай ака Nickky, специально для КГ
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2006 год в рубрике hard