HP Lab University 2006: технологии и продукты НР — сегодня, завтра, послезавтра

Принтеры, сканеры, плоттеры, фотоаппараты, персональные компьютеры, ноутбуки, PDA, системы хранения данных, сетевое оборудование — что объединяет все это? Правильно, известнейший брэнд HP. А что объединяет такие географические локации, как Бергамо, Барселона, Канны, Кипр, Фаро, Довиль, Кос, Тенерифе и Париж? Да-да, вы абсолютно правы, когда переводите взгляд на заголовок — в каждом из этих мест проходила специализированная ежегодная (с 1998 года) международная пресс-конференция HP Lab University. В "университете" HP не надо сдавать экзамены, и дипломов он не сулит. Зато по завершении занятий очень хочется выдать диплом самой компании-организатору — за вклад в IT-просвещение пишущей братии всего большого региона EMEA;).

Каждый год примерно в конце июня НР собирает сотни участников (среди которых — журналисты, редакторы, IT-аналитики и независимые эксперты) в каком-нибудь необычном уголке Европы. Со стороны компании-гиганта туда же отряжаются инженеры, специалисты и, разумеется, сотни единиц высококлассной техники HP всех видов. Результат встречи — интереснейшие лекции и "лабораторные работы", беседы в кулуарах на волнующие темы (а обозревателю аппаратуры всегда найдется, о чем пообщаться с ее создателем, будьте уверены), море новых знаний и впечатлений (как это любят называть организаторы, "hand-on experience";)).

Вот уж действительно, чего-чего, а информации о продукции компании, тенденциях развития и технологиях завтрашнего дня с HP Lab University выносится просто неимоверное количество. Ее хватает почти на год, аккурат до следующих HP Labs — так сокращенно, но не совсем корректно (лаборатории НР, которым, кстати, в этом году исполняется 40 лет — это совсем другое), называют мероприятие многие участники. В прошлом году на Тенерифе аудитория была по-хорошему шокирована технологией SPT (Scalable Printing Technology), ставшей, по сути, лейтмотивом Labs'05. HP Lab University 2006 не стал будоражить слабую журналистскую психику новыми революциями в области печати (и правда, не каждый же год SPT представлять!), да и продуктов демонстрировалось субъективно поменьше чем в прошлогоднем "университете" — возможно, бросилось в глаза отсутствие линейки КПК. Тем не менее, каждая из 11 разноплановых сессий подарила свой кусочек мозаики "Продукты и технологии НР 2006-07", которые впоследствии нашли свое место в одной целостной и яркой картине. К тому же, НР не была бы сама собой, если бы не приготовила для журналистов с аналитиками пару-тройку интереснейших новинок — иначе зачем было бы приглашать такое количество людей в…

Парижский Диснейленд

Да, именно здесь, в огромном развлекательном комплексе под Парижем (35 км), отгремел HP Labs University 2006: Test Leading Technology. Натестировались и наизучались — вдоволь, но прежде, чем переходить к серьезным беседам по итогам каждой из сессий, позволю себе чуть-чуть "несерьезностей", в частности — о Диснейленде. Как показывает практика, "лирика" (сопутствующие впечатления) аудиторией воспринимается с не меньшим интересом, чем "физика" (рассказ непосредственно о мероприятии;)). Лишь поначалу территория "отдыхательно-развлекательного" комплекса Disneyland Resort кажется удивительно огромной — вскоре это впечатление исчезает, и оказывается, что до "страшно далекого" отеля на деле лишь 10 минут пешком. К слову, отелей в Диснейленде как минимум семь; при этом любопытно, что по "звездности" они не поднимаются выше 4* (тем не менее, это честные, "европейские", звезды) — сказываются, похоже, ограниченность территории, отсутствие десятка бассейнов и тому подобной роскошной белиберды. Кроме отелей, в Диснейленде имеются два парка (собственно парк Диснейленд и парк студии Уолта Диснея), "деревня Диснея" (бары, сувенирные магазинчики, дискотеки…), станция местного гибрида электрички с метрополитеном, а также небольшой водоем, поля для гольфа, теннисные корты и даже детская футбольная школа.

В "деревне Диснея" — основном (и бесплатном!) тусовочном пространстве обитателей "диснеевских" отелей — можно обнаружить с десяток закусочных (включая, разумеется, МакДональдс;), IMAX-кинотеатр, зал игровых автоматов и несколько сувенирных лавок. Выбор там огромный, но все либо баснословно дорогое, либо ужасающе китайское. А что не китайское и более-менее качественное, то — супердорогое;). Сюда наверняка противопоказано заходить с детьми (особенно если вы не планируете оставлять сотню-другую евро): забавные игрушки с любимыми героями "пробирают" даже взрослых, а уж о детях, особенно младшего школьного возраста, и говорить нечего. Ресторанчики в "деревне" тоже достаточно дорогие (сложилось впечатление, что в Париже и окрестностях дешевого нет вообще ничего;), особенно по части напитков и алкоголя. Кухня практически везде — стандартная европейская. Зеленые зоны радуют ухоженностью и пестротой, а также, что плохо вяжется с откровенной нехваткой "мусорок", чистотой. По территории местного "деревенского" водоема нагло курсируют утки различного калибра и здоровенные "рыбки" размером в полруки. Также имеется прогулочный воздушный шар ("на веревке"), множество мелких завлекалок для детей (вроде батута) и диснеевские герои во всех ипостасях: на шариках, сувенирах, плакатах и даже живьем. Конечно, бурю восторга при виде актеров выражают в основном дети, но даже вполне взрослые (на вид;)) и респектабельные участники HP Labs во время ужина в Walt Disney Studios буквально выстраивались в очередь, чтобы сфотографироваться с Чипом'n'Дейлом или Микки;). Сама "студия Диснея" объединяет парочку традиционных магазинчиков, несколько крупных "голливудских" павильонов, аттракционы и кинозалы. Последние действительно поражают: впечатления от короткой киноленты "Магия кино" в специально оборудованном диснеевском кинотеатре останутся надолго! Протестированный участниками HP Labs аттракцион, Rock'n'RollerCoaster (под патронажем Aerosmith), тоже оказался весьма бодрящим: до сих пор удивляюсь, как за время крышесносящих виражей на порядочной скорости у меня из кармана не вывалился мобильный;). Кстати, среди делегатов нынешнего университета встречались действительно железные люди: несмотря на то, что большинству "хватило" одного раза на аэросмитовских рок- горках, киевский коллега "покорил" аттракцион три раза (умудрившись даже заснять отрывки видео!), а Мартин Гросс из HP Boeblingen — десять раз, причем — после ужина!!! В общем, если НР когда-нибудь решит запускать собственную космическую орбитальную станцию, я уже знаю, кого надо включать в экипаж;). В целом впечатления Диснейленд (хотя до аттракционов в главном Disneyland Park лично у меня добраться и не получилось) оставил самые приятные. Возможно, за океаном оно действительно лучше/круче/больше, но как относительно близкое место приятного семейного отдыха парк старика Диснея под Парижем остается практически вне конкуренции. Особенно понравится в этом месте детям — а что родителям может быть милее своего счастливого чада?!

Несмотря на плотный график занятий в "университете", удалось даже выкроить несколько часов на короткую вылазку в Париж (из Диснейленда до центра 40 минут на "метроэлектричке"). В Париже красиво, как-то по особенному уютно и, опять-таки, очень дорого;). Зато спускаться с Эйфелевой башни не хочется просто до ужаса, Нотр-Дам поражает размахом, а метро убивает своей запутанностью. О Париже можно говорить еще дольше и больше, чем о Диснейленде, поэтому самое время нажать на внутренний тормоз и перейти от "лирики" к "физике". Самое, так сказать, время.

HP Labs 2006, на старт!

Театр начинается с вешалки, а официальная часть HP Lab University — со вступительной пленарной сессии "обо всем". Это значит, что участники — в основном, журналисты и аналитики — собираются в большом конференц-зале и слушают дискуссию ведущего (в его роли уже который год выступает доктор Дэвид Булл — директор агентства IncrediBull Ideas — фактического организатора мероприятия) с высокопоставленными сотрудниками НР на ту или иную тему. Также "на старте" обычно устраивается заочная "экскурсия" по тематическим сессиям, даются необходимые "установки" и выстраивается генеральная линия мероприятия в целом.

Как уже упоминалось выше, нынешние "лаборатории" (или "университеты" — кому как ближе;)) проходили с подзаголовком Test Leading Technology. На эту же тему и общались высокопоставленные участники первой "внепрограммной" сессии: Филипп Дарнелл (Philip Darnell), вице-президент и генеральный менеджер группы печати и обработки изображений (IPG) HP, Глен Хопкинс (Glen Hopkins), вице-президент и генеральный менеджер по НИОКР струйных печатающих картриджей группы платформ печати и технологий HP, а также Генри Вильхельм (Henry Wilhelm), глава и директор исследовательского направления компании Wilhelm Imaging Research. HP достаточно плотно сотрудничала с WIR, заказывая у последних независимую экспертизу по стойкости отпечатков к выцветанию (и, вероятно, другим воздействиям) — согласно результатам исследований, о чем некоторое время назад громко трубили в прессе, отпечатки, выполненные с использованием оригинальных расходных материалов (чернила HP Vivera) на бумаге HP Premium Plus Photo Paper, устойчивы к выцветанию при хранении за стеклом на протяжении более чем ста (а то и двухсот) лет! Сложно сказать, станут ли "простые смертные пользователи" держать одну и ту же бумажную фотографию за стеклом на протяжении нескольких поколений (да и насчет галерей нет большой уверенности), но цифры, безусловно, впечатляют.

Так вот, эти трое славных джентльменов под изящным руководством доктора Булла, направлявшего беседу в нужное русло, обсуждали вопросы тестирования продукции НР. Думаю, ни для кого не секрет, что столь сложные высокотехнологичные продукты, как принтеры, фотокамеры и т.п. техника, до момента появления на прилавках проходят десятки и сотни различных проверок. Устойчивость к физическим повреждениям, удобство интерфейса, качество изготовления, беспроблемная работа встроенного ПО и многие иные аспекты, о которых пользователь даже не подозревает, становятся серьезным испытанием для новых моделей техники НР в тестовых лабораториях компании. НР прилагает максимум усилий для того, чтобы ее продукты были максимально качественными и радовали пользователя своей работой — впрочем, я думаю, это было ясно и без длинных тирад участников.

Изюминкой вступительной сессии стала презентация технологии Memory Spot — пожалуй, одной из наиболее интересных инноваций для стирания границ между реальным и цифровым мирами. С нескрываемым воодушевлением Хью Робсон (Huw Robson), глава лаборатории информационных технологий исследовательского центра HP Laboratories в британском Бристоле), сбросил черное покрывало с огромного демонстрационного щита, и взору заинтригованной публики предстала… маленькая золотистая точечка. Это и был чип "Memory Spot" — в дословном переводе "точка памяти" — плод многолетних усилий инженеров и конструкторов НР. Его удивительно малые размеры (2-4 мм2) позволят интегрировать чип в различные физические объекты и затем считывать размещенную информацию (объемом от 256 Кбит до 4 Мбит) посредством практически непосредственного его контакта (менее 1 см) со специальным считывателем. Физическая невозможность считывания/записи на расстоянии гарантирует безопасность технологии и в то же время открывает огромные перспективы практического применения "точек памяти".

Первая живая демонстрация технологии не заставила себя ждать: организаторы попросили аудиторию поискать "необычные предметы" под своими стульями, и вскоре три журналиста с конвертами-находками вышли на сцену. В конвертах оказались карточки с чипами Memory Spot. Хью проводит небольшим "маркероподобным" считывателем над первой карточкой с чипом — на экране появляется простенькая игра, записанная на чип Memory Spot. Содержимое второй карточки (и, соответственно, чипа) также не впечатляет, зато при считывании информации с третьей появляется огромное окно с фотографиями принтера и фотоаппарата — этот набор и получает в подарок один из вышедших на сцену счастливчиков, а внимание аудитории опять переходит к Хью Робсону и Дэвиду Буллу. Робсон интригует и зовет всех за подробностями на сессию Future, а Дэвид в заключительной части вступительной сессии обращает внимание аудитории на некоторые оргвопросы. Наконец загорается свет — старт дан, HP Lab University 2006 открыт! Участники спешат в холл конференц-части отеля, где их уже нетерпеливо ждет…

Экспозиция

Жизнь в Experience Area — выставочной зоне продуктов и технологий — затихала лишь поздним вечером, когда толпы снующих людей с горящими глазами, ноутбуками под мышкой и бэджами "HP Lab University" сменялись всего несколькими доброжелательными, но строгими охранниками. Повышенный интерес к экспозиции объяснить нетрудно: эффектная картинная галерея, удобное интернет-кафе и полноценное Wi-Fi-покрытие, оборудованные места для кофе- брейков и, конечно же, десятки и десятки продуктов НР. А самое важное (по меньшей мере, для меня) — то, что рядом с "продуктовыми" стендами всегда обретаются улыбчивые и общительные сотрудники компании. Причем, как правило, не работники отдела маркетинга, а рядовые (или, наоборот, "не рядовые";)) инженеры. Кругозор в технических вопросах у спецов гораздо шире, с ними можно без обиняков и "излишнего оптимизма" обсуждать как недостатки, так и достоинства тех или иных продуктов. Их, "как обычно на HP Labs", было предостаточно.

В первую очередь, хочется упомянуть цифровую фотокамеру HP Photosmart R927 (оптика НР Precision 3х7,8-22 мм, f2,8-5,0, 1/1,8" сенсор с 8,2 Мпикс, 3" ЖК-экран) — ее организаторы выдавали всем желающим на экспресс-тест. В R927 исключительно порадовал огромный качественный экран, традиционно мощнейшая многоязыковая (!) система помощи, набор технологий HP Real Life Technologies, а также приятные и полезные эффекты для творческих людей новой серии HP Design Gallery (подробности — ниже). В то же время нельзя не отметить, что качество съемки далеко от идеального: сенсор достаточно ощутимо "шумит" даже при небольших значениях ISO, имеются заметные хроматические аберрации и геометрические искажения при съемке, камера часто ошибается при автоматической установке баланса белого… Свою негативную лепту вносят и медленная фокусировка, и некоторые огрехи в управлении. Так, к примеру, для переключения режима вспышки вам необходимо будет нажать на кнопку выбора режима и затем курсорными клавишами выбрать нужный — на мой взгляд, для компактной камеры, зачастую управляемой одной рукой, куда удобнее было бы инициировать смену режима по кругу, просто повторным нажатием соответствующей кнопки… Есть свои шероховатости и с выбором закладок в меню, и в других, более мелких, моментах. На тему интерфейса я пообщался с одним из сотрудников НР — часть моих доводов он посчитал достаточно убедительными, сообщив, что эти предложения будут обсуждаться в процессе разработки новых продуктов. Хотелось бы — жалко, что впечатления от чрезвычайно мощной внутренней программной начинки камеры смазываются не самым лучшим интерфейсом. Теперь мини-резюме: HP Photosmart R927, отмеченный, кстати, наградой за инновационность DIMA 2006, за счет богатой встроенной справочной системы и интересных технологий HP (Real Life, Design Gallery) прекрасно подойдет начинающим и не желающим залезать в дебри фотографам, но более требовательных потребителей камера, скорее всего, разочарует "очень средним" качеством снимков.

Раз уж начали с цифровых фотокамер, то стоит окинуть взором все остальные (помимо R927) их модели, демонстрировавшиеся в Experience Area:
. Е427 и Е327 — шести- и пятимегапиксельная бюджетные камеры с цифровым зумом и сдвигающейся крышкой объектива. Минимум функций, скромные характеристики, низкая цена (ориентировочно 130-160 у.е.).
. М425 и М525 — недорогие изящные камеры с 1,7" и 2" ЖК-экранами, светочувствительным элементом размера 1/2,5" и разрешениями 5,25/6,3 Мпикс. В М525 цифровое увеличение 7х, в М425 — 6х. Оптический зум у обеих камер (объектив — НР Precision) трехкратный. Устройства
поддерживают функцию удаления "красных глаз" и ограниченный набор эффектов HP Design Gallery.
. R967 — компактный мощный 10-мегапиксельник на "своей" оптике, с большим экраном и функцией цифровой стабилизации изображения HP Steady photo (полномасштабного тестирования не проводил, но результаты кратких полевых испытаний меня воодушевили). Матрица — 1/1,8",
оптический зум — 3х, объектив — HP Precision f/2,8-f/5,0.
. R725, R727 и R827 — первые фотокамеры НР, использующие "спрятанный" в корпус камеры объектив (подобные решения ранее, и, субъективно, не очень удачно, демонстрировали другие фирмы — например, Konica Minolta в Minolta DiMAGE X или Sony в Sony Mavica). Для изменения направления света и перевода его в шахту объектива используется призма, да и в целом конструкция оптической системы по сравнению с "обычной" выдвижной схемой значительно усложнена — используется десять обычных и три асферических элемента. При этом страдает светосила (f/3,5–f/4,2), возникают дополнительные искажения и т.п. негативные эффекты. Но в то же время уменьшается "время готовности" объектива, снижаются габариты и вес устройства, улучшается прочность при падениях, устойчивость к водяным брызгам плюс появляется возможность разнести в корпусе светочувствительную матрицу и нагревающиеся детали (процессор), повышая тем самым качество изображения. К сожалению, опять-таки, познакомиться с новыми камерами пока удалось лишь "бегло" — впечатлений не много, но они в основном положительные: переход на другой объектив как минимум не ухудшил качества снимков. R725 и R727 обладают 1/2,5" матрицей (6,2 Мпикс), заметно отличаясь лишь размерами экрана (5,1 против 6,4 см соответственно). У R827 из тех же размеров сенсора (!!!) "выжимается" 7,2 Мпикс. Во всех трех камерах реализована полноценная поддержка функций HP Design Gallery и набора технологий HP Real Life [Technologies].

Обзоры фотоновинок (в первую очередь, с новым типом объектива), надеюсь, не замедлят появиться на страницах КГ. Что касается обновленной линейки в целом, то после знакомства впечатление остается позитивное. Интересно, что все новые камеры используют собственную оптику НР. Кстати, несмотря на массовость и эволюционность развития (там мегапиксель лишний, там — дополнительный дюйм экрана, там — технология новая), изменения не коснулись прошлогодней топовой камеры — звание "царя горы" сохраняет за собой R817/818, и преемников пока не видно.

Табл. 1. Новая система названий продуктов НР группы печати и обработки изображений

Полное название продуктаКатегория продукта
HP DeskJet Fxxxx All-in-Oneустройство типа "все в одном" на базе струйного принтера
HP DeskJet Dxxxx Printercтруйный принтер А-формата
HP Photosmart Cxxxx All-in-Oneустройство типа "все в одном" на базе струйного фотопринтера
HP Photosmart Dxxxx Printercтруйный фотопринтер А-формата
HP Photosmart Аxxxx Compact Photo Printerкомпактный фотопринтер
HP Photosmart Аxxxx Portable Photo Studioкомпактный фотопринтер в комплекте с цифровым фотоаппаратом
HP Photosmart Pro Bxxxx Photo Printerпрофессиональный струйный фотопринтер B-формата
HP Officejet Jxхxx Color All-in-Oneустройство типа "все в одном" на базе струйного принтера для малого или домашнего офиса
HP Officejet/Pro Kхxxx Color Printerофисный струйный принтер А-формата
HP Officejet Hxxxx Color Mobile Printerмобильный струйный принтер для малого или домашнего офиса
HP Officejet Pro Lxxxх Color All-in-Oneофисное устройство типа "все в одном" на базе струйного принтера
HP Photosmart Exxx Cameraцифровая фотокамера начального уровня
HP Photosmart Мxxx Cameraцифровая фотокамера среднего уровня
HP Photosmart Rxxx Cameraцифровая фотокамера высшего уровня
HP Scanjet Gxxxx Scannerпотребительский сканер
HP Scanjet Nxxxx Scannerбизнес-сканер


Кроме фототехники, разумеется, в экспозоне было представлено множество печатающих и многофункциональных продуктов НР, но, к сожалению, информация о многих из них пока не подлежит разглашению. Посему продолжим путешествие по выставке технологий с остановками у самых интересных (на мой взгляд) из уже появившихся в продаже продуктов. Например, бросается в глаза HP Photosmart D5160 (не пугайтесь новой системы обозначения — см. таблицу) — цветной фотопринтер с возможностью прямой печати на CD/DVD, чего достаточно долго ждали от НР энтузиасты. Данный принтер — первая и единственная модель с подобной возможностью в линейке НР на данный момент. Для тех, кто хочет печатать на дисках, но не планирует покупать D5160 (кстати, в этой модели не используется встроенная печатающая головка, выполненная по технологии SPT), НР приготовила особые глянцевые наклейки на диски. HP CD/DVD Tatoos удобно наклеиваются, не "растрепываются", а отличное изображение на них (смотрится действительно здорово!) нечувствительно как к влаге, так и к выцветанию! Ориентировочная цена, правда, составляет около $10 за 15 штук.

На новых "тату" (и не только на них!) можно печатать с огромной скоростью принтерами HP Photosmart D7160 и D7360 — оба используют несколько усовершенствованную систему SPT (встроенная печатающая головка), что может выдавать фотографии 10х15 со скоростью до 5 шт./мин. (12 секунд на одно фото!) Даже сильнее, чем производительность, впечатляет огромный (диагональ 86 мм!) сенсорный экран HP Photosmart D7360 — с ним управлять процессом печати просто потрясающе удобно! Однако, к моему большому сожалению, данные устройства в нашем регионе пока не появились, и неизвестно, появятся ли вообще…

Достаточно широко в экспозоне была представлена линейка новых компактных фотопринтеров — модели HP Photosmart A516, A612, A618, A717 и "мобильные фотостудии" HP Photosmart A436, A433. Грандиозных сдвигов в этой сфере не произошло: все так же используется единственный трехцветный картридж, все так же растут размеры встроенных экранов, все так же совершенствуется внутреннее ПО. В нынешней линейке из заметных нововведений стоит отметить, пожалуй, лишь встроенный Bluetooth-адаптер (A618) и жесткий диск на 4 Гб (А717). Нельзя, конечно, умолчать и про обновленный картридж — теперь используется трехцветный HP 110 на базе усовершенствованных водорастворимых чернил Vivera. Увеличенное до 600 число сопел в печатающей головке картриджа позволяет увеличить скорость вывода изображений (до 39 сек. на отпечаток размером 10х15 см), сделать отпечатанные на бумаге HP Advanced Photo Paper отпечатки влагоустойчивыми и улучшить стойкость к выцветанию — тесты еще идут, но уже известно, что в рамке под стеклом фотография "потускнеет" не ранее, чем через 50 лет. В общем, мобильные фотопринтеры постепенно эволюционируют в направлении "домашнего фотохранилища", и перспективы данного сегмента довольно интересны.

Яркое впечатление выставочной зоны — HP Photosmart Studio — полноценное решение для небольших печатных салонов, состоящее из набора печатающей и вычислительной техники НР, а также "лица студии" или пользовательского терминала — штуковины размером с игровой автомат с большим сенсорным экраном, тучей интерфейсов (CD/DVD, карты памяти всех форматов, USB/Pictbridge…). Заказ и перекачка фотографий в систему осуществляются за 5-15 минут, затем студия в полуавтоматическом режиме выполняет его в течение часа. Что именно понимается под "заказом"? Обычные отпечатки 10х15, фотоальбомы трех размеров (на 6-200 фотографий) различного стиля и оформления, всевозможные плакаты (коллаж/одно фото), запись фотоальбомов и видео на красиво оформленные CD, календари, разнообразные поздравительные открытки… Короче, рабочее место "за консолью" фотокиоска во время его работы освобождалось редко — неудивительно, ведь удобство и качество Photosmart Studio можно было опробовать совершенно бесплатно;). Основные материалы печатаются на мощном цветном лазерном принтере, плакаты выводятся на струйном широкоформатнике (если я правильно понял). Устоять перед соблазном опробовать сей диковинный агрегат в деле, как вы понимаете, было сложно;). Зато, как оказалось, очень легко заказать небольшую поздравительную открытку и получить ее практически моментально (но вот с альбомами или фотодисками надо было подождать полчасика-часик) Качество фотографий и возможности мне однозначно понравилось, а вот интерфейс управления, несмотря на общую наглядность и дружелюбность, понравился чуть меньше — есть не очень хорошо продуманные моменты (например, при выборе фотографий для буклета в фото-CD невозможно установить произвольный порядок их следования). Впрочем, все это мелочи. Я предрекаю НР Photosmart Studio радужное будущее в нашей стране, особенно если цена на услуги не окажется космической. Правда, общаться с девушкой-оператором какого-нибудь "обычного" фотолаба (или заказывать печать онлайн) куда приятнее, чем тыкать в экран "киоска" в общественном месте, но надеюсь, что девушки и HP Photosmart Studio сумеют прекрасно сосуществовать — пока вы заказываете фотографии, например, очаровательная сотрудница "студии" приносит вам чай/кофе, а по окончании работы — с улыбкой выдает заказ;). Тем не менее, появление подобных фотостудий в наших краях — дело будущего (возможно, даже неблизкого), а пока подобные устройства проходят "проверку боем" в американских розничных сетях.

Пожалуй, о выставке все. Можно было бы рассказать о чудесной галерее фотоснимков, отпечатанных на профессиональном фотопринтере HP Photosmart Pro B9180, о новых "персонализованных" ПК, обновленных комплектах расходников, воспроизвести интересную историю HP Labs с плакатов в фойе… Но, увы, регламент есть регламент — потому перехожу к впечатлениям по каждой из отдельных сессий, и, конечно же, не забуду про интересные продукты с технологиями, оставшиеся за кадром в этом разделе. Небольшая ремарка: к сожалению, люди пока не научились находиться в нескольких местах одновременно, и за время HP Labs 2006 мне удалось поучаствовать лишь в четырех сессиях (из одиннадцати). Однако благодаря "получасу открытых дверей", впечатлениям коллег, общению с прикрепленными к секциям сотрудникам НР и, разумеется, презентационным материалам, удалось создать более- менее целостное впечатление о каждом из "предметов" в HP Lab University 2006. Надеюсь, его получится донести и вам — поехали!

Аспекты создания и тестирования цифровых фотоаппаратов

Данная секция, пожалуй, стала самой насыщенной технической информацией на нынешних HP Labs — и это, безусловно, очень здорово. Если многие другие занятия оказались в итоге поверхностными с технической точки зрения (наверное, чтобы у "бедных журналистов" не перегревались мозги;)), то в "создании и тестировании ЦФК" доктор Кевин Матерсон (Kevin Matherson), специалист в области оптики подразделения HP Digital Image Capture, довольно детально и интересно рассказал о проблемах современной компактной цифровой фотографии. Ну, а за стенды с разобранными фотокамерами (как производства НР, так и других компаний) устроителям сессии отдельный "респект".

Современная компактная цифровая фотокамера (она же "цифрокомпакт", "ЦФК") состоит из следующих основных частей: объектива, оптического ФНЧ (фильтр нижних частот — для "обрезки" волн ИК-диапазона), ПЗС-сенсора (регистрирует попавший свет), системы обработки, дисплея и, конечно же, корпуса. Больше остальных элементов, пожалуй, важна оптика — она находится "на первом рубеже" регистрации изображения. Если "узкое место" ЦФК — в оптике, то никакие, даже сверхсовершенные, алгоритмы и ухищрения не позволят "вытянуть" картинку. Именно поэтому инженеры НР уделяют оптике особое внимание, тем более, что актуальных проблем с ней хватает:

. для все уменьшающихся по размеру камер нужна соответствующая оптика;
. в случае оптики "меньше" — значит, "дороже", но пользователи ждут снижения цены;
. при уменьшении размеров линзы необходимо, чтобы она оставалась телецентрической;
. уменьшение размеров объектива делает его более хрупким, а требуется максимальная ударопрочность;
. небольшие размеры оптики ограничивают "широкоугольность" объектива.

Объектив — удивительно сложная и технологичная часть фотоаппарата. Судите сами: в его состав входит от 6 до 12 прецизионных стеклянных или пластиковых элементов, 1-2 асферических элемента, 2 фрагмента кристаллического кварца, 50 (!!!) слоев тонкопленочного напыления, затвор с выдержкой до 1/1000 с (и менее), несколько моторов для движения частей линзы, сенсор температуры и многое, многое другое. Каждый объектив (LBA, Lens Block Assembly) включает в себя примерно 100 отдельных частей! При этом даже традиционная "выдвигающаяся" линза — достаточно сложный объект, а уж о скрытой в корпусе оптике (см. выше в блиц-обзоре R725, R727 и R827) и говорить нечего. Впрочем, НР считает, что удачно справилась с ее реализацией. Докладчик рассказал и о будущем оптики: например, о жидких линзах (их разработкой занимается Philips и Varioptics) и кодированной фронтом волны оптике (Wavefront-coded optics). Несмотря на значительный прогресс в этих направлениях, технологии еще очень далеки от коммерческого применения — например, для объективов на основе кодированной фронтом волны оптики пока недоступно оптическое увеличение изображения. Несколько слов сказал Матерсон и о технологии защиты от дрожания камеры (и, соответственно, от "смазывания" изображения на больших выдержках). Как правило, в дорогих полу- и полностью профессиональных фотокамерах для компенсации дрожания используется механическое перемещение элементов оптической системы (или ПЗС-матрицы), а НР использует программный метод — эффект смазывания подавляется за счет особой методики управления затвором, гораздо более сложной и многосторонней, нежели использование обычного приоритета выдержки. Детальное исследование технологии HP Steady photo произведем в рамках теста соответствующей техники.

На фоне пассажей о неимоверной сложности нынешних цифровых фотокамер (со всех точек зрения), несколько отчаянно прозвучал призыв докладчика: "Донесите до потребителя информацию о том, что важно не количество мегапикселей, а качество! Эта мегапиксельная гонка никому не нужна!!!" — на что кто-то из журналистов отреагировал: "Убедите в этом для начала хотя бы собственный отдел маркетинга — надпись с числом мегапикселей на ваших фотоаппаратах чуть ли не больше логотипа НР". Впрочем, всех можно понять: маркетингу нужны простые категории (цифры), а "гонку мегапикселей" остановить достаточно трудно, хотя, наверное, возможно. Спешу честно донести всем: люди, если вы не собираетесь печатать фотографии размером больше 10х15 см, то трех мегапикселей вам хватит с головой! Смысла гнаться за большим количеством точек, особенно в ущерб оптике, качеству снимков и цене, нету!!!

С чувством выполненного долга продолжаю рассказ о сессии;). Вслед за "тирадой о мегапикселях" Матерсон поведал об особенностях калибровки сенсора, технологии Continuous Focus (камера начинает "ловить фокус" еще до нажатия кнопки спуска пользователем) и, наконец, рассказал о конвейере обработки изображения внутри камеры — ей приходится выполнить более десятка различных операций начиная от подавления шума, коррекции виньетирования, подстройки "освещения" (HP Adaptive Lighting) и заканчивая удалением "красных глаз" вместе с другими эффектами постсъемочной обработки. Участникам была предоставлена возможность самостоятельно, хоть и под чутким руководством сотрудников НР, проделать преобразования, аналогичные выполняемым фотокамерой. Для этого каждой паре выдали камеру R727 с модифицированной прошивкой, сохранявшую фотоснимки также в необработанном виде. Сделав тестовый снимок, мы с коллегой принялись его препарировать — согласно инструкциям и собственному вкусу. Итоговый результат нам показался как минимум не худшим, нежели обработанный внутренним ПО камеры кадр, что в очередной раз демонстрирует превосходство человеческого интеллекта над интеллектом фотоаппарата;).

Цифровое фото для пользователей

Если предыдущая сессия делала упор на технические моменты, то ее "пользовательская" сестрица не лезла в дебри, а доходчиво и общедоступно рассказывала о новых Photosmart-продуктах, причем не только фотоаппаратах;). Однако в первой части разговор шел именно о них: на данный момент в портфолио фотоаппаратов HP'2006 находятся 9 фотокамер. Четыре принадлежат к продвинутому классу (HP Photosmart R967, R927, R827 и R727), три — к среднему (M627, M527, M525), и две — к бюджетному (Е427 и Е327). При этом не утратили актуальности и прошлогодние продукты — в особенности камера R817.

Вместе с новыми камерами (ну, или "почти новыми" — анонс некоторых моделей состоялся раньше) начали путешествие по прилавкам и соответствующие аксессуары: док-станции (включая беспроводной "док", работающий по Wi-Fi!), эффектные чехлы и тому подобные радости. Много слов было сказано на тему HP Design Gallery — набора художественных фотоэффектов, реализованных прямо в камере. Для тех пользователей, кому Adobe Photoshop и утилиты калибром поменьше дороги либо сложны в освоении — самое то. Если применять эффекты "Галереи" с умом, можно получить (только вкус должен быть в порядке;)) приятное художественное фото "не отходя от кассы", т.е. прямо в фотоаппарате. Навряд ли стоит слишком уж возносить ценность нового меню, но лично мне его набор возможностей и настроек показался как минимум интересным. Первая группа возможностей — непосредственно художественные (Artistic Effects). В арсенале фотохудожника, вооружившегося продвинутой камерой HP, есть эффекты:

. пуантилизма — изображение представляется в виде совокупности крупных цветных точек;
. "мультяшности" — картинка "как в комиксах";
. акварели;
. центрального фокуса — по мере удаления от центра изображение "замыливается";
. оконтуривания изображения — огрубляются цветовые переходы;
. ретро — "закос" под Энди Уорхолла;
. "мягкой подсветки" — края темных зон подсвечиваются, оч. красиво;
. "старения" — добавляются царапины, шум, выцветание;
. "похудания" — специально для девушек, которых полнит камера;): центральная зона изображения сжимается, а края несколько растягиваются; . смены цвета неба/земли — "умная" градиентная заливка определенным цветом изображения сверху вниз или снизу вверх соответственно;
. калейдоскопа;
. соляризации.

Вторая группа эффектов — цветовые (Modify Color), многие из которых уже встречались в фотокамерах HP. Так, Design Gallery включает расширенные возможности создания черно-белых изображений, столь любимой многими сепии, разнообразных цветовых фильтров и подкрасок изображения в необходимые цвета. Наконец, третью группу эффектов составляют художественные рамки. Имеется растушеванный овал, "снежная" и "порванная" рамки, а также целый набор строгих геометрических обрамлений для фотографии… Функции Design Gallery будут отнюдь не лишними даже для опытных фотографов и владеющих графическими пакетами людей, а уж про новичков, не желающих заморачиваться с дополнительными программами, чтобы добавить фотографии простую рамку, и говорить нечего!

Вслед за ознакомлением с Design Gallery в теории последовало и практическое занятие с выводом фотографий различными путями на бумагу (посредством камерафонов, Photosmart Studio, "обычных фотопринтеров", онлайн-сервисов фотопечати Pixaco и Snapfish…). Затем были представлены линейки компактных фотопринтеров (см. впечатления о них выше), А4-аппаратов (ничего особенно интересного, кроме D5160, D7160 и D7360, о которых уже шел разговор выше), Photosmart Studio, а также cервисов онлайн-печати HP Pixaco и Snapfish (со странами СНГ не работают). В заключение сессии было отмечено (и отмечено совершенно справедливо!), что решения для потребительской фотографии НР охватывают всю "экосистему", позволяя получать изображения, а затем легко и качественно выводить их на бумагу либо другие носители. Забота НР о простом пользователе, который не хочет (и не должен!) вникать во все тонкости процесса, но желает получать качественные и недорогие отпечатки, безусловно, вызывает уважение.

Технологии струйной печати

Несмотря на название секции, примерно половину времени здесь говорили не столько о струйной печати, сколько обо всех технологиях цифровой печати в активе HP на сегодняшний день. Согласно исследованию, проведенному компанией, число отпечатанных страниц к 2010 году вырастет до 52 триллионов (в 2005 — 46 трлн), при этом процент отпечатанных цифровым способом страниц увеличится с 8 до 10 процентов. То есть через четыре года принтеры и другое цифровое печатное оборудование всего мира станут печатать около 5,2 трлн страниц в год! Среди них, конечно, будет и значительная часть отпечатанных с использованием устройств НР страниц: на данный момент — например, в мире работает примерно 312 млн единиц принтеров НР (237 млн струйных, 75 млн лазерных). Компания непрерывно ведет разработки в данном направлении, уже более 20 лет являясь лидером на рынке струйных и лазерных технологий для дома, малого бизнеса и предприятия. В то же время НР агрессивно действует на рынках розничных фотосервисов (Photosmart Studio), профессионального вывода фотографий и произведений искусства (новые профессиональные струйные фотопринтеры), а также коммерческой и индустриальной печати (жидкая электрофотография, пьезоструйная печать). Я не стану углубляться в дебри каждой из технологий (поверьте, по материалам секции можно было бы написать отдельную большую статью, и, надеюсь, она вскоре будет написана) — скажу только, что в каждой из областей, для которых представлены решения НР (отмечены "[HP]" в таблице), компания делает значительные шаги вперед ежегодно, а то и чаще. Все основные факты о современных технологиях печати и их отличиях друг от друга ("первая часть презентации в максимально сжатом виде") представлены в таблице:

Таблица. 2. Сравнение современных технологий печати

Технология печатиОграничения в применении красителейОграничения в скоростиОграничения в применении (гибкость носителей)Масштаби-
руемость ширины отпечатка
Качество изображения
Термо-
струйная [HP]
Раствори-
мость красителя; стабильность пигмента. Т.н. эффект когации (kogation) — субпродукты нестабильных чернил покрывают нагрева-
тельные элементы печатающей головки, что может привести к возникно-
вению неисправ-
ностей
Частота выстреливания капель, скорость испарения чернилНосители, совместимые с чернилами на водной основе (обычная и фотобумага, плотная бумага и т.д.)10 см и вышеочень высокое (разрешение — 4000 и более точек/дюйм)
Пьезо-
струйная [HP]
Раствори-
мость красителя; стабильность пигмента
Частота выстреливания капель, скорость испарения чернил/
управления ими
Носители, совместимые с чернилами на водной основе и чернилами на базе растворителя (обычная и фотобумага, плотная бумага, винил и т.д.)10 см и вышеочень высокое (разрешение — 4000 и более точек/дюйм), зависит от скорости печати
Cухая электро-
графия (Laserjet) [HP]
Размер и едино-
образность; возможность трибозаряда, плавкость
Зависит от размера частиц (выше скорость — больше частицы)Носители, на которых можно расплавлять тонер-
краситель (чистая и с покрытием бумага, другие непроводящие носители)
Цена меняется нелинейно с ростом ширины из-за связан-
ности барабанов
Высокое
Жидкая электро-
графия (Indigo) [HP]
Непрово-
дящий (инкапсу-
лируемый)
Время отклика фотопроводникаСовместимые типы бумаг с покрытием, пластик, майларЦена меняется нелинейно с ростом ширины из-за связан-
ности цилиндров
Высокое, по качеству эквивалентно офсету
Офсетная печатьСовместимые с масляными и полимерными основыОфсет сетки –макс. 914 м/мин. Ограничивает скорость перемещения бумагиСовместимая бумага с покрытием, имеет значение прочностьЦена меняется нелинейно с ростом ширины из-за связан-
ности цилиндров
Высокое, индустри-
альный стандарт
Термосубли-
мационная печать
Испаряемость красителяСкорость термического нагреваТолько ОЕМ-материалыВысокое
Печать с применен. галоида серебраСостав связующего вещества красителяПо шагам обработки/
закрепления
В основном, ОЕМ-материалыБольшие размеры требуют отдельной обработкиОчень высокое


Во второй части презентации акцент наконец-то сдвинулся в сторону струйных (термоструйных) технологий печати. В очередной раз сотрудники НР призывают участников осознать, что чернила HP — это не просто подкрашенная вода, а сложное многокомпонентное по своему химическому составу вещество. Вещество, которое делает отпечатки максимально высококачественными, стойкими к выцветанию и воздействию влаги. Уделили время и новым пигментным чернилам HP Vivera, демонстрирующим уникальную стойкость к выцветанию (более 200 лет, по данным Wilhelm Imaging Research!), и новой "бумажной" технологии ColorLok — благодаря ей обеспечивается ускоренное высыхание чернил, более сочный черный цвет с улучшенным воспроизведением цветов. Опять-таки, с целью сокращения объема материала не стану подробно останавливаться на всех деталях (некоторые, к тому же, пока нельзя разглашать) и приведу замечательную таблицу с описанием различных типов чернил НР Vivera и их особенностей. Она будет особенно полезна тем, кто, как и я, уже начал путаться во всем многообразии чернильных решений НР Vivera:

Таблица. 3. Сравнение различных типов чернил НР Vivera


Тип 
чернила [номер картриджа]
Конфигу-
рации по кол-ву задейство-
ванных в печати цветов
Для печата-
ющей головки с техноло-
гией SPT?
Рекоменд. бумага для достижения макси-
мальной защиты от выцветания
Защищен-
ность от выцве-
тания изобра-
жения (по данным Wilhelm Imaging Research, в годах)
Cтойкость к воздействию воды (на пористых типах бумаги HP)Коммен-
тарии/ примеры техники, в которых исполь-
зуется
Водораство-
римый краситель: универ-
сальный фото (тип 1) [342, 343, 344; 348, 101, 102, 100]
3, 3+1, 6, 8, 9НетHP Premium Plus photo paper82-1086, 8, 9 чернил: водостойкостьPS 7850, 8050,8450, 8750; 325, 335, 375
Водораство-
римый краситель: универ-
сальный фото (тип 2) [85]
6НетHP Premium Plus photo paper82Не проверялосьDesignjet 30/90/130
Водораство-
римый краситель: универ-
сальный фото (тип 3) [88]
3+1ДаHP Premium Plus photo paper80+Не проверялосьOfficejet Pro K550
Водораство-
римый краситель: универ-
сальный фото (тип 3) [02]
6ДаHP Premium Plus photo paper103Водостойкостьсерия PS 8200, D7360
Водораство-
римый краситель: универ-
сальный фото (тип 4) [110]
3НетHP Advanced Photo Paper~50 (по данным HP)ВодостойкостьPS A516/616/716
Пигментный краситель: фото [38, 70]8ДаHP Advanced Photo Paper200+Водостойкость/
полная водостойкость
PS Pro B9180


Наконец, заключительная часть сессии ушла в практическое русло — проводились тесты на водостойкость, наглядно демонстрирующие превосходство фирменных чернил Vivera. Так, в минеральной воде оригинальные чернила не расплылись и не распались на составляющие, в отличие от конкурирующих решений. Что же, думаю, "для общего развития" хватит и приведенной в таблицах информации, а детальный материал со сравнением различных технологий цифровой печати, надеюсь, вскоре увидит свет — спасибо сессии за эту подброшенную интересную тему и большой объем качественного материала!

Продолжение следует

(c) 2006 Щетько Николай ака Nickky, специально для КГ


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2006 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета