Mutools Luna Free. Все, что нужно от бесплатных программ…
С точки зрения аудио ситуация на рынке freeware'ного ПО вполне понятна, то есть существует бесплатный редактор-мультитрек Audacity, в котором со звуковым материалом можно сделать все, что угодно, и на самом современном уровне. А вот как поступать с MIDI- и VST-инструментами? Допустим, последних в бесплатном виде есть превеликое множество, но где их использовать? Тот же Audacity просто отображает MIDI-трек, но не воспроизводит, не редактирует и не сохраняет его в файле проекта. То есть это некий предусмотренный заранее задел на будущее. Что нам предлагается из дешевых секвенсоров? Bram Bos Tunafish и, пожалуй… е-е-есть одна программа, которая подходит лучше. Представляю вашему вниманию Mutools Luna (www.mutools.com). Причем, кроме недорогой коммерческой версии, имеется полностью функционирующая freeware, на которой мы и остановимся. Дистрибутив весит 1,6 Мб, скачивать с указанного сайта. Если у вас стоит звуковая карта, не поддерживающая ASIO-драйверы, то дополнительно воспользуйтесь программой ASIO4all (www.asio4all.com).
Mutools Luna Free
В принципе, мы говорим о простейшем аудио-MIDI-секвенсоре без наворотов, но достаточно надежном в использовании. Все, что нам нужно, там есть: . Запись, простейшее редактирование и воспроизведение MIDI.
. Импорт, запись и воспроизведение аудио.
. Поддержка VST-плагинов и инструментов.
. Достаточно мощная микшерная консоль.
. Внутренняя обработка на уровне 32 бит с плавающей запятой, поддержка любых частот дискретизации.
. Многократный Undo/Redo.
. Полная поддержка ASIO.
В бесплатной версии вам предлагается только 4 трека. Ну, а в принципе их вполне достаточно, если вы решили использовать эту программу просто как секвенсор для одного-двух VST-инструментов. Есть темп, импорт в аудиофайлы, поддержка эффектов — что еще нужно? Ничего. Отдельно хочется сказать о графическом интерфейсе — просто класс: легкий, быстрый, интуитивно понятный, ничего лишнего. В нем разберется любой, даже начинающий специалист. Причем именно начинающим я бы рекомендовал эту программу для обучения работе с VST-инструментами и MIDI-данными. Да, там нет изменения темпа во время композиции, да, редактирование ограничено "карандашом", "стиркой" и небольшим набором возможностей, но программа показывает саму суть: как подключать инструменты, добавлять эффекты, правильно использовать программный микшер открытой архитектуры, производить экспорт. То есть основное сведение можно производить и в Audacity, а здесь просто записывать инструментальные партии.
Краткое описание интерфейса
Ну, в принципе, как краткое? Какой интерфейс, такое и описание. При первой загрузке у вас появляется окно, где вы должны указать папку на HDD, в которой находятся VST-плагины и инструменты. Программа их сканирует и добавляет в свою базу, которой в чистом виде как таковой и нет. Потом идет настройка драйверов — вы должны указать ASIO- и MIDI-устройства. И все: перед вами открывается программный интерфейс, состоящий из двух отдельных окон: рабочей области с четырьмя треками и микшера. Что хочется отметить сразу — привычные нам пункты главного меню разнесены по отдельным кнопкам, причем они стоят не в стандартном порядке, и не сказать, что с таким вариантом удобнее работать. Но все же основные настройки проекта, касающиеся открытия/закрытия, импорта/экспорта, расположены в выпадающем меню при нажатии кнопки File. При этом не указан импорт аудиофайлов, но сие не должно вас пугать: он есть. Основные опции программы почему-то расположены в меню кнопки Edit. В принципе, все остальное, что расположено в верхней части интерфейса больше и не нужно за исключением транспортной панели. Теперь разберемся с тем, что можно расположить на треках. И тут все происходит достаточно нестандартно. В первую очередь вы берете инструмент "карандаш" и рисуете прямоугольник на одном из треков.
Программа предлагает вам выбрать, что вы хотите здесь увидеть: аудио или MIDI. В случае выбора звукового файла вам предлагается вариант импорта, в случае MIDI — открывается пустой MIDI-трек — в программе он называется Sequence. Если же вам нужно импортировать MIDI-файл, то это делается из пункта меню File, которое мы описывали выше. Теперь четыре важных момента:
. Каждый звуковой фрагмент может быть направлен на определенный канал микшера.
. Каждый MIDI-фрагмент может воспроизводиться своим собственным VSTi, причем на одном треке может последовательно располагаться несколько таких фрагментов. Таких VSTi в freeware-версии может быть до четырех.
. Каждый VSTi открывается в микшере как отдельный канал и имеет все функции.
. В каждом канале микшера есть возможность подключать VST-эффекты, но этот вариант НЕ РАБОТАЕТ! Поэтому в таком случае лучше использовать перенаправление, то есть канал звукового файла или микшера коммутируется не на аудиовыход, а на специально оставленный пользователем канал, где эти плагины и загружаются. Сложно? Ну, это специфика программы. В остальном все понятно.
В завершение
Полная версия с дополнительными возможностями и большим количеством треков имеет цену 29 евро. И, честно сказать, она не стоит таких денег. Есть огромный плюс — в простоте интерфейса, но даже в нем разработчики умудрились ввести свои правила, которые больше запутывают, чем облегчают. А в качестве freeware Luna очень даже ничего. Стоит отметить, что именно так и должны выглядеть программы для работы с VST-инструментами, которые в последнее время очень ресурсоемки, а если совместить их с профессиональными мультитреками, компьютеры начинают трещать по швам. А тут все просто: подключил — и работай. В общем, на данный момент мы рассмотрели только выход из положения.
Кристофер, christopher@tut.by
Mutools Luna Free
В принципе, мы говорим о простейшем аудио-MIDI-секвенсоре без наворотов, но достаточно надежном в использовании. Все, что нам нужно, там есть: . Запись, простейшее редактирование и воспроизведение MIDI.
. Импорт, запись и воспроизведение аудио.
. Поддержка VST-плагинов и инструментов.
. Достаточно мощная микшерная консоль.
. Внутренняя обработка на уровне 32 бит с плавающей запятой, поддержка любых частот дискретизации.
. Многократный Undo/Redo.
. Полная поддержка ASIO.
В бесплатной версии вам предлагается только 4 трека. Ну, а в принципе их вполне достаточно, если вы решили использовать эту программу просто как секвенсор для одного-двух VST-инструментов. Есть темп, импорт в аудиофайлы, поддержка эффектов — что еще нужно? Ничего. Отдельно хочется сказать о графическом интерфейсе — просто класс: легкий, быстрый, интуитивно понятный, ничего лишнего. В нем разберется любой, даже начинающий специалист. Причем именно начинающим я бы рекомендовал эту программу для обучения работе с VST-инструментами и MIDI-данными. Да, там нет изменения темпа во время композиции, да, редактирование ограничено "карандашом", "стиркой" и небольшим набором возможностей, но программа показывает саму суть: как подключать инструменты, добавлять эффекты, правильно использовать программный микшер открытой архитектуры, производить экспорт. То есть основное сведение можно производить и в Audacity, а здесь просто записывать инструментальные партии.
Краткое описание интерфейса
Ну, в принципе, как краткое? Какой интерфейс, такое и описание. При первой загрузке у вас появляется окно, где вы должны указать папку на HDD, в которой находятся VST-плагины и инструменты. Программа их сканирует и добавляет в свою базу, которой в чистом виде как таковой и нет. Потом идет настройка драйверов — вы должны указать ASIO- и MIDI-устройства. И все: перед вами открывается программный интерфейс, состоящий из двух отдельных окон: рабочей области с четырьмя треками и микшера. Что хочется отметить сразу — привычные нам пункты главного меню разнесены по отдельным кнопкам, причем они стоят не в стандартном порядке, и не сказать, что с таким вариантом удобнее работать. Но все же основные настройки проекта, касающиеся открытия/закрытия, импорта/экспорта, расположены в выпадающем меню при нажатии кнопки File. При этом не указан импорт аудиофайлов, но сие не должно вас пугать: он есть. Основные опции программы почему-то расположены в меню кнопки Edit. В принципе, все остальное, что расположено в верхней части интерфейса больше и не нужно за исключением транспортной панели. Теперь разберемся с тем, что можно расположить на треках. И тут все происходит достаточно нестандартно. В первую очередь вы берете инструмент "карандаш" и рисуете прямоугольник на одном из треков.
Программа предлагает вам выбрать, что вы хотите здесь увидеть: аудио или MIDI. В случае выбора звукового файла вам предлагается вариант импорта, в случае MIDI — открывается пустой MIDI-трек — в программе он называется Sequence. Если же вам нужно импортировать MIDI-файл, то это делается из пункта меню File, которое мы описывали выше. Теперь четыре важных момента:
. Каждый звуковой фрагмент может быть направлен на определенный канал микшера.
. Каждый MIDI-фрагмент может воспроизводиться своим собственным VSTi, причем на одном треке может последовательно располагаться несколько таких фрагментов. Таких VSTi в freeware-версии может быть до четырех.
. Каждый VSTi открывается в микшере как отдельный канал и имеет все функции.
. В каждом канале микшера есть возможность подключать VST-эффекты, но этот вариант НЕ РАБОТАЕТ! Поэтому в таком случае лучше использовать перенаправление, то есть канал звукового файла или микшера коммутируется не на аудиовыход, а на специально оставленный пользователем канал, где эти плагины и загружаются. Сложно? Ну, это специфика программы. В остальном все понятно.
В завершение
Полная версия с дополнительными возможностями и большим количеством треков имеет цену 29 евро. И, честно сказать, она не стоит таких денег. Есть огромный плюс — в простоте интерфейса, но даже в нем разработчики умудрились ввести свои правила, которые больше запутывают, чем облегчают. А в качестве freeware Luna очень даже ничего. Стоит отметить, что именно так и должны выглядеть программы для работы с VST-инструментами, которые в последнее время очень ресурсоемки, а если совместить их с профессиональными мультитреками, компьютеры начинают трещать по швам. А тут все просто: подключил — и работай. В общем, на данный момент мы рассмотрели только выход из положения.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2006 год в рубрике мультимедиа