И еще раз об аудио…
Анализируя поступающую почту, нужно отметить, что очень многие наши читатели не только проникли в суть "компьютерного делания", но и стали зарабатывать на этом деньги. Это очень хорошо, а темой для данного материала послужило одно письмо.
"Кристофер. Благодаря вашим статьям увлекся ремиксированием. Вы можете послушать мои работы на ACIDPlanet по адресу… и проголосовать. Не подскажете, где взять современные звуки? Не хочется юзать заезженные библиотеки. Я думаю, что если они продаются у нас… то это уже старье и есть у многих…" Вячеслав
Современная музыка, в целом напоминает несложный математический конструктор. Но, при этом, не стоит смешивать понятия "массовой культуры" и "современной культуры". Обычно они сходятся только в дорогих проектах. Современная культура — это новое видение, новые технологии и новое качество. Соответственно, должны быть подобраны и инструменты производства. Хотя, для первоначального этапа важны даже не сами инструменты, а ваше видение того, что вы хотите получить в итоге. Для этого нужно знать техническую сторону вопроса и возможности, которые предоставляет та или иная программа. Сегодня я, конечно, не буду раскрывать именно свои секреты, но мы рассмотрим то, чем дышат и любят пользоваться многие современные музыканты — лучшие программные синтезаторы–2006. Поехали!
Native Instruments Absynth
Если разложить возможности этой программы по пунктам и попробовать реализовать ее в "железе", то есть в виде обычного аппаратного синтезатора, то получится что–то громоздкое и очень дорогое. А в программном виде, мы имеем стандартный интерфейс с "закладками", каждая из которых отвечает за конкретный функциональный блок. На экране компьютера все выглядит достаточно удобно. Если вы не любите внедряться внутрь синтеза, то вам вполне будет достаточно использования обширной инструментальной библиотеки, поставляемой с программой. И тут не стоит говорить о том, что эти звуки являются не эксклюзивными. Представьте, что вы купили обычный синтезатор со своим набором инструментов. При этом, их звучанием можно управлять, обрабатывать эффектами и тому подобное. То есть в данном случае, звук практически генерируется и вы можете управлять всеми процессами, начиная от его создания до конечной обработки эффектами, хотя возможны различные варианты.
Если вы решите познакомиться с темой глубже, зайдите в закладку Patch, где увидите основную структуру — три модуля осциллятора (источника сигнала), которые могут быть различными по содержанию. Так для каждого из них предусмотрены следующие режимы:
. стандартный одиночный генератор волны, в качестве которой могут использоваться волны любой формы, в том числе, полученные из сэмплов либо нарисованные (исправленные) от руки;
. двойной генератор волны в рамках одного модуля;
. FM–синтез, при котором в одном модуле содержится два генератора, один из которых является модулирующим;
. два генератора, включенные в режиме кольцевой и амплитудной модуляции;
. фрактализация — добавление гармоник к простым и сложным сигналам;
. сэмплинг, то есть в данный модуль вы загружаете обычный аудиофайл;
. гранулированный синтез — аудиофрагмент дробится на мелкие части;
. аудиовход — Absynth работает как обычный эффект–процессор.
Под гранулированным синтезом в данном случае понимается не то же (!), что и под одноименным эффектом. Дело в том, что при обычном сэмплинге, аудиофайл будет растягиваться или сжиматься по времени в зависимости от выбранной ноты, а при гранулированном синтезе, временная длительность этого фрагмента сохраняется. Звучит все достаточно правдоподобно в пределах одной октавы.
Плюс к этому, стоит отметить, что осциллятор может быть многоголосным, то есть воспроизводить одновременно несколько одинаковых голосов с разным высотным интервалом (параметры транспонирования указываются пользователем). От осциллятора сигнал поступает на фильтр, а затем на дополнительный модулятор. При желании эти звенья можно не использовать.
Итого, у нас может использоваться три независимых цепочки (осциллятор —> фильтр —> модулятор), которые потом сводятся в едином модуле и, в конце концов, обрабатываются эффект–процессором. Очень важный момент — Absynth может работать в 5.1.
Итак, что же можно сделать в рамках данного синтезатора:
1. Получение новых тембров абсолютно из любого источника.
2. Обработка современных тембров таким образом, чтобы получалось свое звучание.
Что хочется отметить, что для этой программы выпущено достаточно много инструментальных библиотек, как пользовательских, так и фирменных, в числе которых вы можете найти множество уникальных звуков и при дополнительной обработке получить из них свои.
Причем очевидно, что Absynth является достаточно неплохим и открытым средством для музыкантов. Но для тех, кто больше любит возиться с техникой и хочет получить еще более неограниченные возможности, наверняка лучше подойдет конструктор–виртуальная студия Reaktor этой же фирмы. В нем, кстати, можно без труда собрать и сам Absynth.
H.G. Fortune STS–24
В данном случае, тоже немецкая разработка и достаточно свежая. В принципе, если вас интересует атмосферика, пады и т.п., то STS–24 является очень неплохим средством. В программе имеется четыре осциллятора и огромное количество форм волн, возможных для загрузки в них. Есть достаточно мощный функциональный блок смешивания, НЧ и ВЧ–фильтры, модуль эффектов. В принципе, STS–24 очень удобна при работе в мультитреках — легковесна и дает отличный результат.
У H. G. Fortune есть еще одна примечательная программа, называется X–Wheel of Fortune 3. Это, практически автоанажировщик. Все, что требуется от пользователя — выбрать музыкальный лад (мажор, минор, лидийский, миксолидийский и т.п.) среди сорока имеющихся и включить в программе автоматический режим. Данный плагин сразу же выдаст вам готовый результат с басом, ударными, гармоническими и мелодическими инструментами. Но при этом, сами тембры вы можете менять. Конечно, в X–Wheel of Fortune 3 предусмотрен и ручной режим управления работой, но данный плагин очень хорошо подходит для случаев, когда необходимо быстро сгенерировать современную "подложку" под радио/теле/видеопрограмму, игру или под нечто подобное. Почему об X–Wheel of Fortune 3 я вспомнил в рамках описания STS–24? Все дело в том, что в автоаранжировщике, в качестве фоновых инструментов Pad 1 и Pad 2 выступают усеченные варианты STS–24. Изначально, они мне понравились именно в таком виде, а после ознакомления с программой–донором, нужно отметить, что в качестве отдельного VST–инструмента она более уместна.
Korg Legacy Collection Digital Edition
В варианте Digital Edition, комплект Korg Legacy Collection (сокращенно KLC) имеет два ключевых инструментальных модуля — программную реинкарнацию известного синтезатора М1 и продвинутый модуль синтеза Wavestation. Плюс к этому арсеналу, имеется VST/RTAS плагин
эффект–процессора MDE–X, на котором мы не станем заострять внимание.
Программной моделью М1 можно только восхищаться — великолепный звук. Это настоящий профессиональный синтезатор с огромным количеством различных тембров, возможностью их дополнительной настройки и наслоения друг на друга, обработки эффектами. В результате, мы получаем не просто профессиональный синтезатор, а целую фирменную коллекцию тембров, которую можно крутить как угодно. Причем интерфейс продуман максимально продуктивно. Базовые инструменты, коих около 2000, могут весьма удобно находиться благодаря поисковой системе, где вы выбираете сам инструмент (пиано, духовые и проч.) и его характер (имеется в виду стилевая принадлежность), например, "струнные/техно" — и вам выдается список из этой категории. Кстати, именно такое решение, наверное, на сегодня и самое оптимальное, поскольку запутаться в инструментальных банках очень просто.
Korg Wavestation также не может не радовать своим наполнением. По существу, этот синтезатор хранит в себе множество пэтчей и PCM–файлов, из которых можно собирать уникальные тембры и не только их, а уже готовые ритмические и мелодические текстуры. В остальном, в принципе все стандартно — модуляция, эффекты и т. п. Отличительной особенностью данной программы является специальный 2D–контроллер управления, на который выносятся определенно заданные параметры. В рамках данной программы, можно создавать очень интересно меняющиеся и сочетающиеся между собой сложные текстурные фразы, читайте, loop'ы. В ближайших номерах "КГ" мы вернемся к Wavestation и рассмотрим эту программу более подробно.
В завершение
В принципе, постоянные читатели уже в курсе, что между сэмплерами и современными синтезаторами стоит знак равенства, поскольку в их генераторы можно загружать любую форму волны, в том числе и обычные wav–файлы. Соответственно, нужно просто представлять себе сам процесс, а осуществить его можно в абсолютно любой программе. В качестве дополнительной обработки современных звуков, очень неплохо могут подойти Camel Phat 3 и iZotope Trash/Spectron.
Всех благ!
Кристофер christopher@tut.by
"Кристофер. Благодаря вашим статьям увлекся ремиксированием. Вы можете послушать мои работы на ACIDPlanet по адресу… и проголосовать. Не подскажете, где взять современные звуки? Не хочется юзать заезженные библиотеки. Я думаю, что если они продаются у нас… то это уже старье и есть у многих…" Вячеслав
Современная музыка, в целом напоминает несложный математический конструктор. Но, при этом, не стоит смешивать понятия "массовой культуры" и "современной культуры". Обычно они сходятся только в дорогих проектах. Современная культура — это новое видение, новые технологии и новое качество. Соответственно, должны быть подобраны и инструменты производства. Хотя, для первоначального этапа важны даже не сами инструменты, а ваше видение того, что вы хотите получить в итоге. Для этого нужно знать техническую сторону вопроса и возможности, которые предоставляет та или иная программа. Сегодня я, конечно, не буду раскрывать именно свои секреты, но мы рассмотрим то, чем дышат и любят пользоваться многие современные музыканты — лучшие программные синтезаторы–2006. Поехали!
Native Instruments Absynth
Если разложить возможности этой программы по пунктам и попробовать реализовать ее в "железе", то есть в виде обычного аппаратного синтезатора, то получится что–то громоздкое и очень дорогое. А в программном виде, мы имеем стандартный интерфейс с "закладками", каждая из которых отвечает за конкретный функциональный блок. На экране компьютера все выглядит достаточно удобно. Если вы не любите внедряться внутрь синтеза, то вам вполне будет достаточно использования обширной инструментальной библиотеки, поставляемой с программой. И тут не стоит говорить о том, что эти звуки являются не эксклюзивными. Представьте, что вы купили обычный синтезатор со своим набором инструментов. При этом, их звучанием можно управлять, обрабатывать эффектами и тому подобное. То есть в данном случае, звук практически генерируется и вы можете управлять всеми процессами, начиная от его создания до конечной обработки эффектами, хотя возможны различные варианты.
Если вы решите познакомиться с темой глубже, зайдите в закладку Patch, где увидите основную структуру — три модуля осциллятора (источника сигнала), которые могут быть различными по содержанию. Так для каждого из них предусмотрены следующие режимы:
. стандартный одиночный генератор волны, в качестве которой могут использоваться волны любой формы, в том числе, полученные из сэмплов либо нарисованные (исправленные) от руки;
. двойной генератор волны в рамках одного модуля;
. FM–синтез, при котором в одном модуле содержится два генератора, один из которых является модулирующим;
. два генератора, включенные в режиме кольцевой и амплитудной модуляции;
. фрактализация — добавление гармоник к простым и сложным сигналам;
. сэмплинг, то есть в данный модуль вы загружаете обычный аудиофайл;
. гранулированный синтез — аудиофрагмент дробится на мелкие части;
. аудиовход — Absynth работает как обычный эффект–процессор.
Под гранулированным синтезом в данном случае понимается не то же (!), что и под одноименным эффектом. Дело в том, что при обычном сэмплинге, аудиофайл будет растягиваться или сжиматься по времени в зависимости от выбранной ноты, а при гранулированном синтезе, временная длительность этого фрагмента сохраняется. Звучит все достаточно правдоподобно в пределах одной октавы.
Плюс к этому, стоит отметить, что осциллятор может быть многоголосным, то есть воспроизводить одновременно несколько одинаковых голосов с разным высотным интервалом (параметры транспонирования указываются пользователем). От осциллятора сигнал поступает на фильтр, а затем на дополнительный модулятор. При желании эти звенья можно не использовать.
Итого, у нас может использоваться три независимых цепочки (осциллятор —> фильтр —> модулятор), которые потом сводятся в едином модуле и, в конце концов, обрабатываются эффект–процессором. Очень важный момент — Absynth может работать в 5.1.
Итак, что же можно сделать в рамках данного синтезатора:
1. Получение новых тембров абсолютно из любого источника.
2. Обработка современных тембров таким образом, чтобы получалось свое звучание.
Что хочется отметить, что для этой программы выпущено достаточно много инструментальных библиотек, как пользовательских, так и фирменных, в числе которых вы можете найти множество уникальных звуков и при дополнительной обработке получить из них свои.
Причем очевидно, что Absynth является достаточно неплохим и открытым средством для музыкантов. Но для тех, кто больше любит возиться с техникой и хочет получить еще более неограниченные возможности, наверняка лучше подойдет конструктор–виртуальная студия Reaktor этой же фирмы. В нем, кстати, можно без труда собрать и сам Absynth.
H.G. Fortune STS–24
В данном случае, тоже немецкая разработка и достаточно свежая. В принципе, если вас интересует атмосферика, пады и т.п., то STS–24 является очень неплохим средством. В программе имеется четыре осциллятора и огромное количество форм волн, возможных для загрузки в них. Есть достаточно мощный функциональный блок смешивания, НЧ и ВЧ–фильтры, модуль эффектов. В принципе, STS–24 очень удобна при работе в мультитреках — легковесна и дает отличный результат.
У H. G. Fortune есть еще одна примечательная программа, называется X–Wheel of Fortune 3. Это, практически автоанажировщик. Все, что требуется от пользователя — выбрать музыкальный лад (мажор, минор, лидийский, миксолидийский и т.п.) среди сорока имеющихся и включить в программе автоматический режим. Данный плагин сразу же выдаст вам готовый результат с басом, ударными, гармоническими и мелодическими инструментами. Но при этом, сами тембры вы можете менять. Конечно, в X–Wheel of Fortune 3 предусмотрен и ручной режим управления работой, но данный плагин очень хорошо подходит для случаев, когда необходимо быстро сгенерировать современную "подложку" под радио/теле/видеопрограмму, игру или под нечто подобное. Почему об X–Wheel of Fortune 3 я вспомнил в рамках описания STS–24? Все дело в том, что в автоаранжировщике, в качестве фоновых инструментов Pad 1 и Pad 2 выступают усеченные варианты STS–24. Изначально, они мне понравились именно в таком виде, а после ознакомления с программой–донором, нужно отметить, что в качестве отдельного VST–инструмента она более уместна.
Korg Legacy Collection Digital Edition
В варианте Digital Edition, комплект Korg Legacy Collection (сокращенно KLC) имеет два ключевых инструментальных модуля — программную реинкарнацию известного синтезатора М1 и продвинутый модуль синтеза Wavestation. Плюс к этому арсеналу, имеется VST/RTAS плагин
эффект–процессора MDE–X, на котором мы не станем заострять внимание.
Программной моделью М1 можно только восхищаться — великолепный звук. Это настоящий профессиональный синтезатор с огромным количеством различных тембров, возможностью их дополнительной настройки и наслоения друг на друга, обработки эффектами. В результате, мы получаем не просто профессиональный синтезатор, а целую фирменную коллекцию тембров, которую можно крутить как угодно. Причем интерфейс продуман максимально продуктивно. Базовые инструменты, коих около 2000, могут весьма удобно находиться благодаря поисковой системе, где вы выбираете сам инструмент (пиано, духовые и проч.) и его характер (имеется в виду стилевая принадлежность), например, "струнные/техно" — и вам выдается список из этой категории. Кстати, именно такое решение, наверное, на сегодня и самое оптимальное, поскольку запутаться в инструментальных банках очень просто.
Korg Wavestation также не может не радовать своим наполнением. По существу, этот синтезатор хранит в себе множество пэтчей и PCM–файлов, из которых можно собирать уникальные тембры и не только их, а уже готовые ритмические и мелодические текстуры. В остальном, в принципе все стандартно — модуляция, эффекты и т. п. Отличительной особенностью данной программы является специальный 2D–контроллер управления, на который выносятся определенно заданные параметры. В рамках данной программы, можно создавать очень интересно меняющиеся и сочетающиеся между собой сложные текстурные фразы, читайте, loop'ы. В ближайших номерах "КГ" мы вернемся к Wavestation и рассмотрим эту программу более подробно.
В завершение
В принципе, постоянные читатели уже в курсе, что между сэмплерами и современными синтезаторами стоит знак равенства, поскольку в их генераторы можно загружать любую форму волны, в том числе и обычные wav–файлы. Соответственно, нужно просто представлять себе сам процесс, а осуществить его можно в абсолютно любой программе. В качестве дополнительной обработки современных звуков, очень неплохо могут подойти Camel Phat 3 и iZotope Trash/Spectron.
Всех благ!
Кристофер christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2006 год в рубрике мультимедиа